Лекции по исторической литургике



жүктеу 2.55 Mb.
бет1/19
Дата31.03.2019
өлшемі2.55 Mb.
түріЛекции
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

http://www.holytrinitymission.org/index.php

Виктор Алымов

Лекции по Исторической Литургике.




Содержание:

http://www.holytrinitymission.org/index.php

Виктор Алымов

Лекции по Исторической Литургике.

Введение в Историческую Литургику.

1. Предмет и Метод.

2. Структура Богослужения.

3. Освящение Времени.

4. Литургическое Время и Литургический Образ.

Ветхозаветные Корни.

Основные Этапы Ветхого Завета.

1. От Ноя до Авраама.

2. От Авраама до Моисея.

3. От Моисея до Христа.

Священство, Жертва, Закон.

1. Священство.

2. Жертва.

3. Закон.

Иудео-Христианство (основные аспекты).

1. Время.

2. Храм и Синагога. Синаксис.

3. Иудеохристианство и Теория Парадигм.

Апостольское Богослужение.

Упоминания об Евхаристии в апостольских посланиях.

1. Обрядность.

2. Проповедь.

3. Чтения.

4. Гимнография.

4. Глоссолалия.

5. Богослужение по 4-й главе Апокалипсиса.

6. Последовательность Литургических элементов.

Богослужение 2-го века.

1. Епископское Богослужение.

2. Места Богослужебных Собраний.

3. Свидетельство Плиния Младшего.

4. Римская Литургия по Иустину Философу.

5. Домашнее Самопричащение.

6. Евхаристическое Общение.

7. Влияние Гностиков.

8. Гимнография.

9. Суточный Богослужебный Круг.

10. Тертуллиан о Христианских Обрядах.

11. Седмичный и Годовой Богослужебные Круги.

Дидахи” и другие памятники Доникейского периода.

“Дидахи” или “Учение Двенадцати Апостолов.”

“Послание Апостола Варнавы.”

Литургия в 3-м веке.

1. Появление Храмового Богослужения.

2. Время Совершения Литургии.

3. Состав Литургии в 3-м веке.

4. Евхаристический Канон по “Апостольскому Преданию” Св. Ипполита.

5. Ранняя Литургия по Эфиопскому Списку “Апостольских Постановлений.”

6. Литургия по “Завещанию.”

7. Эпиклесис.

8. Практика Причащения.

Богослужение 3-го века.

1. Суточный Богослужебный Круг.

2. Агапы в 3-м веке.

3. Появление Вечери.

4. Появление Утрени.

5. Структура Древнейшего Всенощного Бдения.

6. Гимнография и Чтения.

7. Седмичный и Годовой Круги.

8. Пасха и Праздники.

Литургии 4—5-го веков.

1. Церковь перед лицом Новой Парадигмы.

2. Государственное Храмостроительство.

3. Ранние Литургические Чины.

4. Литургия Оглашенных “Апостольских Постановлений.”

5. Литургия Верных “Апостольских Постановлений.”

6. Анафора в “Апостольских Постановлениях”

Литургии Византийского Типа.

1. Стратиграфические Вехи.

2. Сирийская Литургия ап. Иакова.

3. Греческая Литургия ап. Иакова.

4. Литургии Василия Великого и Иоанна Златоустого.

5. Армянская Литургия свт. Григория.

Римская Литургия.

1. История Римской Литургии до 5-го века.

2. Литургия по Сакраментарию Папы Геласия I.

3. Евхаристический Канон Римской Церкви.

4. Структура Евхаристического Канона Римской Церкви.

5. Литургия по Сакраментарию Папы Григория Великого.

6. Сравнение с современной Мессой.

Александрийская и Месопотамская Литургии.

1. Литургия Апостола Марка.

3. Анафоры Евхология Серапиона и Дэйр Бализе.

3. Литургия Апостолов Фаддея и Мария.

4. Литургия Нестория и Феодора Мопсуестийского.

5. Изменения в практике Причащения.



Богослужение Времени 4-5 веков.

1. Деградация Агапы.

2. “Паломничество в Святую Землю.”

3. Вечерня в 4-м веке.

4. Утреня в 4 веке.

5. Чин Бдения в 4-5 вв.

6. Службы Часов

Гимнография 4-5 веков.

1. Восточные Песнопевцы.

2. Западные Гимнографы.

Седмичное и Годовое Богослужение в 4-5 веках.

1. Седмичный Богослужебный Круг.

2. Подвижный Годовой круг: Великий Пост.

3. Страстная Седьмица.

4. Пасха и Святая Седмица.

5. Праздники Подвижного Круга.

6. Неподвижные Праздники.

7. Дни Памяти Святых.

Эволюция Священных Изображений.

1. Позы Адорации.

2. Эволюция Крестного знамения.

3. Ставрографическое Развитие.

4. Рождение Иконы.

5. Становление Иконопочитания.

6. Включение Иконы в Богослужение.

Развитие Гимнографии в 6-8 веках.

1. Причины Гимнографического Расцвета.

2. Восточная Гимнография.

3. Кондак, как Жанровая Форма.

4. Школа Романа Сладкопевца.

5. Акафист.



Монашеское Богослужение. Генезис Устава.

1. Источники Начального Периода.

2. Египетское Монашество и прп. Пахомий Великий.

3. Устав прп. Пахомия Великого.

4. Сиро-Месопотамское Монашество.

5. Малоазийское Монашество.

6. Палестинское Монашество.

7. Типикон прп. Саввы Освященного.

8. Сопутствующие Явления: Становление 1го Часа, Вечерни и Утрени.

9. Дальнейшая судьба Типикона.



Введение в Историческую Литургику.

1. Предмет и Метод.


Эпиграфом к этой лекции (и ко всему курсу) я беру слова оптинского старца Нектария: “Не надо ждать или искать чудес. Есть только одно чудо, которое всегда с нами. Это Божественная Литургия.”

Это — чудо Евхаристии, которая всегда единственна, всегда одна и та же. Как пишет архимандрит Киприан (Керн):

“Литургия вечна. Агнец заклан в недрах Св. Троицы. Он предназначен к закланию еще прежде создания мира (1 Петр. 1:20), хотя и явился во времени, “в последние времена.” Евхаристия любви предвечно совершается в Триединстве Божием, совершается во времени и нами, и будет совершаться во веки веков. Это жертва любви, “любви Отца, распинающей, любви Сына, распинаемой, любви Духа Святого, торжествующего силою крестной,” не имеет границ во времени.” (“Евхаристия,” стр. 231).

Очень важно понимать, что в Литургии чудо Евхаристии первично и ничем не обусловлено. Оно — не следствие литургического чина, а его причина. Из него и вырастает весь чин Литургии и все чины суточного богослужения, как мы увидим вскоре. Так огромный лес вырастает из единого зернышка.

И нашу литургику уместно сравнить с лесом. Потому что если в Католицизме это — уютный садик, а в Протестантизме — хорошо подстриженный газон, то в Православии — это лес. Здесь есть огромные деревья, уходящие корнями в Ветхий Завет. И есть вечно — цветущая поросль первохристианства. И есть заросли времен средневековья. И совсем молодые побеги нового времени. Но всё это живет и развивается, как единый организм.

Вот эта органика литургических структур и есть предмет нашего изучения. Слово “предмет” здесь неуместно, потому что речь идет о живом. Посмотрите, как растет этот лес на примере, допустим, гимнографии. Первоначальны псалмы. Из них вырастают антифоны. Гимны вначале подражают псалмам, но уже в 5м веке преп. Авксентий пишет вполне оригинальные тропари. В 4м веке прп. Роман Сладкопевец присоединяет к тропарю ряд зависимых от них песнопений икосов (до 24-х). И такое пение называется кондакарным. Причем эти кондаки вытесняют тропари, а затем в свою очередь вытесняются — в 7-8 веках — канонами. Но прежние формы не отмирают, а преображаются и буйно зеленеют. Например, тропари с развитием гимнографии вырастают в несколько самостоятельных видов: кондаки, ирмосы и тропари канонов, богородичны, седальны, стихиры, ипакои, светильны, троичны.

Вот он — образ леса: песнопения прорастают между молитвословиями и чтениями, вплетаются между стихами псалмов, сопровождают входы и процессии. Они так разрастаются, что совершенно закрывают даже евхаристические молитвы в алтаре, которые становятся тайными. И до нас долетают лишь отдельные возгласы. Но сами эти возгласы сплетаются с песнопениями в одно мелодическое целое. И возникает новый порядок, который органически вырастает на старом чинопоследовании.

Устав регулирует всю эту стихию роста, обставляет её детальными правилами, которые непосвященному кажутся каким-то талмудическим буквализмом. Но при внимательном рассмотрении всюду открывается глубокий смысл и настоящая философия Православия.

При изучении всего этого нам не избежать, конечно, некоторой рационализации. Но, как и в Церковной истории, нашим методом остается герменевтика, т.е. искусство толкования. Однако, для этого изучающий сам должен быть вплетен в литургическую жизнь, быть истинно “лесным человеком.” В Православии истина вообще не доказывается (как, например, в Протестантизме). Она приоткрывается и является, воплощается в собственной жизни. Истина у нас результат созерцания, а не умозаключения. Знать истину можно, только живя в ней. Нельзя понять богослужение вне ситуации разговора с Богом.

Поэтому курс наш будет строиться описательно: Ветхозаветные корни; богослужебная жизнь в 1, 2, 3, 4 веках и так до 8 века. А затем, уже обжившись в прошлом, мы попробуем погрузиться в нашу теперешнюю Литургию, увидеть изнутри нее стадии её роста. И то же самое относительно всенощной, где есть удивительные реликтовые образования, как, например, чин благословения хлебов — остаток первохристианской агапы. А затем, если успеем, то рассмотрим праздничный цикл (особенно Триодион) и Устав.


2. Структура Богослужения.


Учебники литургики обычно строятся по-другому. Они смотрят извне, формально и рационально. И богослужение, описываемое ими, напоминает некий часовой механизм. Поэтому сейчас я только вкратце напомню вам самое основное, что вы можете прочесть в любом учебнике по литургике.

Церковное богослужение формально подразделяется на суточное, седмичное (т.е. недельное) и годичное. Причем полный цикл каждого вида богослужения составляет т.н. круг.

Это можно изобразить и в виде таблицы:



Суточный круг

Неизменяемые суточные службы: вечерня, утреня, часы освящают отдельные части дня.

Материал, в основном, библейский: псалмы, прокимны, каноны ИХ и БМ. Главная книга: “Часослов” (Савва Освящ.) “Псалтирь следованная"

Седмичный круг

Каждый день седмицы имеет свою литургическую тему, которая выражается в ряде песнопений, распределенных по 8-ми гласам.

Материал гимнографический: Стихиры на “Господи воззвах” стихиры утрени, воскресные каноны и светильны. Главная книга: “Октоих” (Иоанн Дамаскин)

Неподвижный круг

Неподвижные праздники, посты и дни святых.

Тропари, кондаки, службы святым. Главные книги: “Минеи”

Подвижный круг

Подвижные праздники и службы Великого Поста

18 нед. = 10 нед. Поста + 8 нед. до 50-цы

17 седм = 10 с.Поста + 7 седм


Службы Поста (“Октоих” оставляется), Пасхи и послепасхальные. Главные книги: “Триодь” (Постная и Цветная)

Разумеется, вы понимаете, что это подразделение совершенно формальное и в реальности не существует. В реальности каждый вид богослужения совершается не отдельно и независимо от другого, а совместно с другим, одновременно с ним.

Т.е. материал седмичного и годичного кругов включается в структуру суточного круга. Ко всем службам суточного круга присоединяются службы седмичные и годичные.

Следовательно, в основе всего богослужения лежит суточный круг а в его основе — Литургия.





вечернее

утреннее

дневное

9 час

Полунощница

3 час

Вечерня

Утреня

6 час

Повечерие

час 1

Литургия

Центр же всего — Евхаристия.

И этот центр неподвижен!


3. Освящение Времени.


Итак, все литургическое время вращается вокруг Евхаристии. Сама же Евхаристия изъята из времени и времени не принадлежит. Ибо она есть явление Христа, приходящего из-за времени. Это есть разрыв во времени. Это парадоксальное “повторение неповторимого” (Голгофской жертвы) каждый раз единственно и уникально.

Спрашивается, как же вневременное может быть центром времени ? А литургически и исторически это именно так! И мало того:

Ядро Седмичного Круга — воскресенье — тоже вневременно. Потому что в первохристианской Церкви, как увидим, это был “День Господень,” “восьмой день” (“седьмым” считалась суббота). А это был выход за пределы седмицы, за пределы времени, в эсхатологию.

И Пасха, вокруг которой, как увидим, сложился Годовой круг, тоже вне времени (вне календаря). Не случайно до самого I Вселенского Собора в Церкви шли жаркие споры о дне ее празднования и до сих пор она определяется на основании весьма сложных расчетов.

Все эти центры кругов времени сами по себе времени не принадлежат!

Это парадокс, но эта парадоксальность отвечает богочеловеческой природе Церкви. Ибо сама Церковь — “не от мира сего.” И Воскресение Христово — “не от мира сего.” И “День Господень” не от мира сего.” И Евхаристия вне времени. Но актуализируется внутри времени, в суточном круге.



Потому что только то, что времени не принадлежит, что выходит за его пределы, может время освятить. А назначение богослужения именно в этом: освящать время. Освящать прежде всего душу человеческую, которая по природе своей не пространственна, а временна.

Таким образом Евхаристия через богослужебные круги совершает реальное освящение всего времени, и всей человеческой жизни, и всей жизни космоса (как мы сейчас увидим). Потому что мы в Православии совершаем Литургию космическую по своему значению.



4. Литургическое Время и Литургический Образ.


Итак, сущность нашего богослужения — это парадоксальное сочетание времени с вне-временным (человеческого с Божественным).

Евхаристическое ядро множеством невидимых нитей связано с богослужением времени (т.е. с кругами), передает ему энергию своей святости. И именно поэтому т.н. богослужение времени освящает время.

А что это за невидимые нити?

Это то, что мы называем литургическими элементами: тропари, кондаки, прокимны, стихиры, светильны, отпусты и т.д. Все это не просто случайные вкрапления в ход богослужения. Это и есть то, что связывает несвязуемое: потустороннее с посюсторонним. Это образы вечности, которые существуют во времени.

Главная цель литургических образов — выразить видимыми средствами невидимое. Они указывают на ту Божественную реальность, которая присутствует в Евхаристии (и др. таинствах). И через нее эта реальность нисходит, является. И здесь есть несомненное родство литургических образов с иконописными. Можно сказать, например, что литургические процессии есть образы восхождения и движения вышних сил (вспомним видение прп. Серафима Саровского на Малом входе). Можно сказать, что литургические песнопения — это своего рода словесные иконы. Например, тропарь и кондак в честь святого — это их литургические иконы. А вот, например, кондак праздника торжества Православия:

Воплощение II лица

Неописанное Слово Отчее из Тебе Богородице описася воплощаем

Смысл воплощения

И осквернившийся образ в древнее вообразив (т.е. преобразив) Божественного добротою смеси

Наш ответ:

Но исповедающе спасение делом и словом сие воображаем (т.е. претворяем в образ)





Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет