М. М. Бахтин (справка Н. Ф. Рахманкуловой)



бет1/4
Дата29.04.2019
өлшемі285.5 Kb.
#122380
түріОтчет
  1   2   3   4



М.М. Бахтин (справка Н.Ф. Рахманкуловой)


Для отчета обязательны тексты, не выделенные красным. То, что красного цвета, – только к Вашему сведению.


    Бахтин Михаил Михайлович (05(17).11.1895 - 07.03.75) - философ, филолог, культуролог. Преподавал философию и литературу, занимался научной деятельностью. В конце 20-х гг. репрессирован, был в ссылке. С 1945 г. работал в Саранске в Мордовском педагогическом институте. В течение 30-ти лет почти не публиковался. Многие исследователи творчества Бахтина считают его автором (или соавтором) ряда книг, вышедших под именами его друзей и сотрудников - П.Н. Медведева и В.Н. Волошинова. Философия Бахтина, которую он сам называл философской антропологией, это оригинальный сплав идей неокантианства, феноменологии, философии жизни, экзистенциализма, герменевтики; существенно влияние Достоевского. Эти идеи соединены на основе христианского персонализма с характерными для русской философии чертами: этической направленностью, стремлением к цельности в постижении человеческого мира, с особым интересом к его эстетической стороне. Бахтин исходит из того, что каждый человек - уникальное единство тела, души и духа, “живое сознание”, “ценностный центр с собственным кругозором”. Его особая значимость для себя и для другого открывается в общении - основополагающем способе человеческой жизни. Общение - диалог, перекличка неповторимых голосов, в нем совершается взаимопризнание самоценности каждого, находящее высшее выражение в братском, любовном отношении друг к другу. Диалог создает духовное пространство - культуру - мир общезначимых ценностей (этических, эстетических, религиозных, познавательных и др.), получающих реальную наполненность, когда они становятся личностно значимыми. Экзистенциальные мотивы звучат в “философии поступка” Бахтина: индивид - свободная личность с единственным, неповторимым существованием - должен принять полную ответственность за свой ценностный выбор, поступок, признать “факт своего не-алиби в бытии”. Человек принадлежит и миру свободы, и миру необходимости (природной и общественной). Область закономерного, необходимого изучается, преимущественно, естественными, точными и, отчасти, общественными науками. Интерес гуманитарных наук сосредоточен на жизни духа и свободы, в сфере “бытия выразительного и говорящего”, словесного, личного, со своими рационально непостижимыми сокровенными глубинами. Здесь важны не точность, а глубина проникновения, не объяснение, а понимание, возникающее в диалоге. Это объясняет принципиальную ограниченность действенности формальных методов в гуманитарных науках, в частности, в языкознании и литературоведении. Бахтин различает язык и речевое общение. Язык заключает общий смысл и значение в определенную, принятую в данном сообществе знаковую форму. Но оживает он в общении, обретая в слове личностный смысл, неповторимый тон. Диалогический подход позволяет Бахтину открыть полифоничность романов Достоевского, а в творчестве Рабле - выражение диалога традиций официальной и народной культуры Средневековья и Возрождения. Характерная черта поэтики Достоевского - представление разных личностно оформленных ценностных позиций - автора, героев, ведущих диалог между собой. Он определяет то, что Бахтин называет “хронотоп” - наполненное смыслом пространственно-временное поле событий. “Избыток авторского видения” и общий тон его голоса придают целостность художественному произведению. Диалогизм Бахтина предвосхитил развитие идей ценностного плюрализма в философии конца ХХ в.

  1. “Проблемы поэтики Достоевского” (Проблемы творчества Достоевского/название первого издания/, 1929),

  2. “Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса” М., 1965, написана в 1940.

  3. Бахтин М.М. К философии поступка //Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984-1985. М., 1986. Или в кн. И.В. Пешкова М.М. Бахтин от К философии поступка к риторике поступка. М., Лабиринт. 1996. Или Работы 1920-х годов. Киев. 1994.

  4. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

  5. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

  6. Литературно-критические статьи. М., 1986.

  7. В.Н. Волошинов Фрейдизм: Критический очерк. (1927)

  8. В.Н. Волошинов Марксизм и философия языка. 1929, 1930.

  9. Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении. Критическое введение в социологическую поэтику. (1928).

Кроме того, работы 1, 7-9 опубликованы в серии «Бахтин под маской».

10. Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. М., 1991.



Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.


М., Искусство,1979. – 424 с.

С.341

Из записей 1970-1971 годов

/…/ Свидетель и судия


С появлением сознания в мире (в бы­тии), а может быть, и с появлением биологической жиз­ни (может быть, не только звери, но и деревья и трава свидетельствуют и судят) мир (бытие) радикально ме­няется. Камень остается каменным, солнце — солнечным, но событие бытия в его целом (незавершимое) становится совершенно другим, потому что на сцену земного бы­тия впервые выходит новое и главное действующее лицо события — свидетель и судия. И солнце, оставаясь фи­зически тем же самым, стало другим, потому что стало осознаваться свидетелем и судиею. Оно перестало просто быть, а стало быть в себе и для себя (эти категории появились здесь впервые) и для другого, потому что оно отразилось в сознании другого (свидетеля и судии): этим оно в корне изменилось, обогатилось, преобрази­лось. (Дело идет не об «инобытии».)

Этого нельзя понимать так, что бытие (природа) ста­ло осознавать себя в человеке, стало самоотражаться. В этом случае бытие осталось бы с самим собою, стало бы только дублировать себя самого (осталось бы оди­ноким, каким и был мир до появления сознания — сви­детеля и судии). Нет, появилось нечто абсолютно новое, появилось надбытие. В этом надбытии уже нет ни гра­на бытия, но все бытие существует в нем и для него.

Это аналогично проблеме самосознания человека. Совпадает ли сознающий с сознаваемым? Другими сло­вами, остается ли человек только с самим собою, то есть одиноким? Не меняется ли здесь в корне все событие бытия человека? Это действительно так. Здесь появляется- С.342 ся нечто абсолютно новое: надчеловек, над-я, то есть сви­детель и судья всего человека (всего я), следовательно, уже не человек, не я, а другой. Отражение себя в эмпи­рическом другом, через которого надо пройти, чтобы выйти к я-для-себя (может ли это я-для-себя быть оди­ноким?). Абсолютная свобода этого я. Но эта свобода не может изменить бытие, так сказать, материально (да и не может этого хотеть)— она может изменить только смысл бытия (признать, оправдать и т. п.), это свобода свидетеля и судии. Она выражается в слове. Истина, правда присущи не самому бытию, а только бытию познанному и изреченному.

Проблема относительной свободы, то есть такой сво­боды, которая остается в бытии и меняет состав бытия, но не его смысл. Такая свобода меняет материальное бытие и может стать насилием, оторвавшись от смысла и став грубой и голой материальной силой. Творчество всегда связано с изменением смысла и не может стать голой материальной силой.

Пусть свидетель может видеть и знать лишь ничтож­ный уголок бытия — все не познанное и не увиденное им бытие меняет свое качество (смысл), становясь не­познанным и неувиденным бытием, а не просто бытием, каким оно было без отношения к свидетелю.

Все до меня касающееся приходит в мое сознание, начиная с моего имени, из внешнего мира через уста других матери и т.п.), с их интонацией, в их эмоцио­нально-ценностной тональности. Я осознаю себя перво­начально через других: от них я получаю слова, формы, тональность для формирования первоначального представления о себе самом. Элементы инфантилизма само­сознания («Разве мама любила такого...»2) остаются иногда до конца жизни (восприятие и представление себя, "своего тела, лица, прошлого в ласковых тонах3). Как тело формируется первоначально в материнском лоне (теле), так и сознание человека пробуждается оку­танное чужим сознанием. Позже начинается подведение себя под нейтральные слова и категории, то есть опре­деление себя как человека безотносительно к я и дру­гому.

****


Каталог: 2014
2014 -> Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігінің бұйрығы
2014 -> Біз Жалпыұлттық идеямыз – Мәңгілік Елді басты бағдар етіп, тәуелсіздігіміздің даму даңғылын Нұрлы Жолға айналдырдық. Қажырлы еңбекті қажет ететін, келешегі кемел Нұрлы Жолда бірлігімізді бекемдеп, аянбай тер төгуіміз керек
2014 -> Бағдарламасы қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі
2014 -> «Қостанай таңының» кітапханасы Сәлім меңдібаев
2014 -> Қрдсм «Оңтүстік Қазақстан мемлекеттік фармацевтика академиясы» шжқ рмк
2014 -> Шығыс Қазақстан облысы әкімдігінің 2013 жылғы
2014 -> Ќазаќстан Республикасы Спорт жјне дене шыныќтыру
2014 -> Қазақстан республикасының


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©kzref.org 2022
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет