Методическая разработка занятия по изобразительному искусству Музыкально-цветовые ассоциации



жүктеу 146.36 Kb.
Дата21.01.2019
өлшемі146.36 Kb.
түріМетодическая разработка

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества «Детство» г. Перми


Методическая разработка

занятия по изобразительному искусству



Музыкально-цветовые ассоциации:

«Гармония звука и цвета. Композиция «Цветок»

для детей от 10 до 14 лет

Данное занятие является проверкой знаний и умений

за третий учебный год (аттестация). В проверку входит выполнение теоретического и практического задания


Автор:


Педагог первой квалификационной категории

МАОУ ДОД ЦДТ «Детство» г. Пермь

Решетникова И.С.

г. Пермь 2014 г.



Пояснительная записка

Цветной слух или фонопсия — явление синестезии, при котором два чувства — зрение и слух — связываются воедино. Человек, обладающий цветным слухом, слушая музыку, видит или воображает цветовые зрительные образы, которые могут вторгаться в реальное видение мира.
Цветной слух — способность человека испытывать ассоциацию слышимого звука с каким-либо цветом (у многих музыкантов и композиторов каждая тональность ассоциируется с каким-либо своим цветом).
Слуховая синестезия ( греч. Συναίσθηση — одновременное ощущение, совместное чувство) — способность некоторых людей «слышать» звуки при наблюдении за движущимися предметами или за вспышками, даже если они не сопровождаются реальными звуковыми явлениями, было открыто американскими учеными Мелиссой Саэнс (Melissa Saenz) и Кристофом Кохом из Калифорнийского технологического института.
Феномен синестезии известен науке на протяжении уже трех столетий. Пик интереса к ней пришёлся на рубеж XIX и XX веков. Тогда смешением чувств заинтересовались не только медики, но и люди искусства. Так, в 1915 году был создан специальный инструмент для исполнения световой партии в «Прометее» Александра Скрябина. В 1970-х были популярны концерты «музыка + свет», в которых использовался «световой орга?н» — музыкальный инструмент, извлекавший не только звуки, но и свет.
Истоки причин соединения видимого и слышимого восприятия на человеческие рецепторы уходят в глубь веков. Ещё в древности существовало искусство под названием синкретика, то есть неделимое на роды и виды. Цвет и звук в сознании первобытных предков принадлежали определенным предметам, а восприятие предметов было конкретным. Именно поэтому танец и свет от пламени костра, которые были обязательными ритуальными действами, являлись нераздельными и исполнялись в определенных и предназначенных для этого случаях.
Арабский философ аль-Кинди… видел "что между отдельными цветами и мелодиями, с точки зрения вызываемых ими эмоций, существует известное соответствие"

«Первая половина XX века. Футуризм, новое язычество, фашизм, квантовая теория. Об этом времени сложены легенды, написаны романы и сняты монументальные кинематографические полотна. Это время последнего беспредельного всплеска научных и эстетических новаторств. Время, когда в последний раз человеческий гений изобретал новые культурные ценности. После началось самосожжение искусства в карнавальном огне постмодернизма.


Русский художник Василий Кандинский считается одним из основоположников абстракционизма в живописи.
Кандинский был одержим идеей найти такую новую форму искусства, которая бы объединила в единое целое живопись, танец, поэзию, архитектуру. Искал возможность воплощения давней алхимической мечты художников всех времен и народов — синтеза искусств.
Кандинский исследовал звук и цвет и полагал, что созданные им цветовые образы имеют аналоги в мире звука. Фиолетовые тона, к примеру, он соотносил с деревянными инструментами, яркие краски — с медными…
«Живопись есть грохочущее столкновение различных миров», — говорил Кандинский.
…И вот Кандинский возвращается. Его творения становятся все более актуальны. Он один из самых дорогих художников в мире, а премия его имени становится одной из самых авторитетных в России».

Поэтому в основу аттестационного занятия заложена практическая работа по музыкально-цветовым ассоциациям, а знания по жанрам живописи позволят обучающимся свободно ориентироваться в области изобразительного искусства.


Пособие предназначено для детей в возрасте от 10 до 14 лет.

Вид занятия: беседа-опрос по искусству и тематическое рисование с игровыми элементами

Актуальность: Интегрированное занятие (ИЗО + музыка) способствует решению проблемы знакомства обучающихся с изобразительными возможностями музыки, способствует расширению выразительных возможностей цвета. Игровые моменты в ходе выполнения зачетных заданий, способствуют развитию музыкально-эстетической личности обучающихся в более интересной форме.

Цель занятия:

- проверка знаний по жанрам живописи и зачетная работа по умению изображать свои впечатления, полученные от прослушивания музыки, в жанре «абстракция».


Задачи занятия:

Образовательные (обучающие):

- оценить уровень полученных знаний и умений по итогам третьего года обучения;

- проверить знания по жанрам живописи и их ярким представителям: абстракционизм – В. Кандинский, Пабло Пикассо; художники анималисты – Филипп Руссо (Франция), А. С. Степанов; бытовой жанр – А. Венецианов, . Федотов, В Перов, Фламандец П. Рубенс; моренистика (марина) – И. К. Айвазовский; натюрморт – Клод Моне, Грабарь И. Э., Хрутский И. Ф.; портрет – Эль Греко, Леонардо да Винчи, Валентин Серов, пейзаж – Джон Констебл, Теодор Руссо, Василий Поленов, Валентин Серов, Иван Шишкин, Левитан; мифологический жанр – М. Врубель, Рембрант, А. Иванов, Васнецов; исторический – Брюллов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, Б. М. Кустодиев; батальный – Аверьянов А. Ю., Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Н. Пусен. Сюжетно-тематическая картина; - закрепить у обучающихся практические навыки по теме «Цветовые ассоциации» (абстрактная живопись), по примам передачи настроения музыкального произведения через художественные средства изображения.

Развивающие:

- совершенствовать у обучающихся навыки и умения по использованию различных техник – акварель, б.; гушь, б.; смешанная техника, б.; пастель, б.. - развивать у обучающихся творческие способности, фантазию; развивать эмоциональные чувства при прослушивания музыкальных произведений; способствовать умению чувствовать взаимосвязь выразительных средств музыки и изобразительного искусства.



Воспитательные:

- воспитывать у обучающихся эстетический вкус, интерес к классической музыке, воспитывать внимательность и аккуратность при работе с красками.



Подготовка к занятию - оборудование, материалы, наглядные пособия.

В подготовке к теоретической части занятия были подготовлены вопросы по жанрам живописи и репродукции с различными жанрами живописи.

В подготовке к практической части занятия: круг желтого цвета для составления цветка после выполнения практического задания; музыкальная запись - Китаро «По течению», музыкальный проигрыватель. Для обучающихся – изготовленные педагогом большие белые лепестки цветка, на одной стороне которых написаны вопросы по теоретической части (теории) и задание для проверки практических навыков; репродукции картин известных художников (И. Шишкин, И. Левитан, А. Куинджи, И. Э. Грабарь, А. Саврасов и др. (по выбору педагога), акварель, гуашь, пастель, баночка с водой, кисти. Бумага.

Зрительный ряд: работы обучающихся, находящиеся в кабинете



Ход занятия

1. Организационный момент

2. Вступительная беседа. Постановка целей и задач.

- Ребята, сегодня мы с вами проверим знания, полученные в третьем учебном году. Для этого вам будут даны задания по теории и практике. Эти задания написаны вот на таких лепестках.



Педагог показывает заранее заготовленные большие «лепестки» цветка, вырезанные из бумаги (ватмана).

- Я положу лепестки на стол так, чтобы чистая сторона лепестка была сверху, а текст с заданием – снизу. Каждый из вас должен будет подойти и выбрать любой лепесток. На нижней стороне «лепестка», вы найдете ваше индивидуальное задание: вопросы по теоретической части и практической. Теоретическая часть – «Жанры живописи» и их яркие представители. Практическая часть – рисование заданной технике в жанре «Абстракционизм». При выполнении практического задания вы должны будете показать свои знания и умения в области цветовых ассоциаций (цветовые ассоциации – это возникновение определенных образов и воспоминаний, эмоций и психических состояний при восприятии цвета). Подробнее об этом задании я расскажу вам позже, непосредственно перед его выполнением.



3. Теоретическая часть занятия. «Жанры живописи и их яркие представители»

- А сейчас попрошу вас подойти по очереди к столу и взять по одному лепестку.



Обучающиеся подходят к столу и выбирают «свой» лепесток; знакомятся с заданиями.

- Сначала нужно будет ответить на устные вопросы. Скажите, кто уже готов?



Дополняю устное задание пояснением:

- После второго устного ответа нужно подойти к столу, где лежат различные репродукции и выбрать тот жанр, которому вы дали определение. Затем пояснить, почему данная репродукция относится именно к этому жанру?



Обучающиеся по очереди отвечают на вопросы по теории.

Подведение итогов по теоретической части занятия.

Критерии оценки (выполняется педагогом):

Высокий уровень – дано определение жанра живописи, правильно выбрана репродукция, назван 1-2 ярких представителя

Средний уровень – дано определение, правильно выбрана репродукция, не назван представитель жанра

Низкий уровень – затруднения с определением жанра, выбором репродукции, не верно назвал представитель жанра или совсем не назван



4. Практическая часть занятия. Музыкально-цветовые ассоциации: «Гармония звука и цвета. Композиция «Цветок».

Беседа

- Прежде чем выполнить практическое задание, хочу пояснить, с чем должны быть связаны ваши цветовые ассоциации. Это – музыка.

- Желание «увидеть музыку», «связать цвет и музыку» и «услышать цвет», столь же древнее как стремление человека взлететь в небо или обрести вечную молодость.

Одним из первых русский художник В. Кандинский понимает, что «цвет» в многообразии его проявлений, линий, складывающихся в различные геометрические фигуры, сам по себе рождает эмоции, создает настроения. В. Кандинский настаивал: «Жёлтое, включённое в геометрические формы невыносимо, как резкий звук трубы; в красном заложено кипение и жар, огромная сила, напоминающая о фанфарах и трубах».

Подобно композитору в музыке, Кандинский стремился обрести способность свободного выражения чувств. Он создал акварель – беспорядочное размещение красочных пятен и линий, ничего не изображающих и не обозначающих. Но, присмотревшись, пятна как бы оживают.

И пусть эти картины не всем понятны и даже загадочны, но ведь в неразгаданности искусства таится огромная всепоглощающая сила.

- А теперь, ребята, вам нужно будет на свободной стороне лепестка проиллюстрировать музыку, которую я поставлю. Работа должна быть выполнена в жанре «Абстракция». Надо обратить внимание в какой технике вы это должны сделать (техника указана на лепестке в практическом задании). Также следует обратить внимание на цветовое решение, чтобы более полно раскрыть характер иллюстрируемого музыкально произведения. Вспомните, какие композиционные приемы применяются для того, чтобы лучше показать динамику (движение), статику (покой). Здесь так же можно вспомнить, что в изобразительном искусстве существуют такие термины, как ритм, тон, нюанс, эмоциональное настроение. Поэтому при выполнении практического задания вы должны более полно отразить свои знания и умения в области музыкально-цветовых ассоциаций.

- В соответствии с индивидуальным заданием, выберите необходимые материалы (гуашь, акварель, пастель) и под музыку раскрасьте чистую сторону лепестка в жанре «абстракция».



Звучит музыка (звуковой эффект - течение, перекаты, журчание)

Самостоятельная практическая работа обучающихся.



Во время выполнения обучающимися практического задания, педагог подготавливает место для составления общей композиции в форме «цветка», выложив на стол заранее заготовленный желтый круг.

- Когда вы закончите практическое задание, прошу подойти к столу (показываю обучающимся место, где находится желтый круг) и добавить свой лепесток к «серединке» будущего «цветка» (желтому кругу).

Обучающиеся подходят со своими раскрашенными лепестками и составляют «цветок».

- Вот какой у нас получился цветок!

Подведение итогов по практическому заданию

Критерии оценки (выполняется педагогом):

Высокий уровень – в работе использовано 3 и более разных цветов, правильно выбрана техника

Средний уровень – в работе использовано 2 цвета

Низкий уровень – в работе использован 1 цвет



5. Презентация выполненной работы.

Обсуждение. Впечатления. Всех обучающихся похвалить.



6. Подведение общего итога по теории и практике. (Выполняется педагогом)

Решающим является результат по практическому заданию.

7. При высокой эффективности занятия возможно дальнейшее применение данного типа занятия при аттестации обучающихся третьего года обучения.

СПИСОК использованной литературы:

Галеев Б. М. Содружество чувств и синтез искусств. — М.: Знание, 1982.


Галеев Б. М. Человек, искусство, техника (проблема синестезии в искусстве). — Казань: КГУ, 1987. Платонов Ярослав, «Столкновение миров. Кандинский и Шнберг, 2009.

Приложение №1. Фотографии проведения аттестационного занятия (в электронном варианте)

Приложение № 2. Индивидуальные задания по теории и практике, которые наклеиваются на одну сторону лепестка -12 штук


Приложение № 2.

Индивидуальные задания по теории и практике, которые наклеиваются на одну сторону лепестка -12 штук (может использоваться отдельно от методической разработки в виде «Тестов»)

_____________________________________

1.

ТЕОРИЯ:



  1. Дать определение жанру «Абстракционизм».

  2. Назвать 1-2 ярких представителя этого жанра.

  3. Выбрать из предложенных репродукций, обращенных изображением вниз,– одну. Определить жанр. Ответить на вопрос: «Почему ты считаешь, что эта репродукция относиться именно к этому жанру?»

ПРАКТИКА:

Чистую сторону «лепестка» раскрасить в технике акварель, жанр живописи - «абстракция». Правильно выбрать материалы и инструменты. Перед выполнением работы послушать дополнительное задание педагога.

2.

ТЕОРИЯ:


  1. Дать определение жанру «Анималистика».

  2. Назвать 1-2 ярких представителя этого жанра.

  3. Выбрать из предложенных репродукций, обращенных изображением вниз,– одну. Определить жанр. Ответить на вопрос: «Почему ты считаешь, что эта репродукция относиться именно к этому жанру?»

ПРАКТИКА:

Чистую сторону «лепестка» раскрасить в технике акварель, жанр живописи - «абстракция». Правильно выбрать материалы и инструменты. Перед выполнением работы послушать дополнительное задание педагога.

3.

ТЕОРИЯ:


  1. Дать определение бытовому жанру.

  2. Назвать 1-2 ярких представителя этого жанра.

  3. Выбрать из предложенных репродукций, обращенных изображением вниз,– одну. Определить жанр. Ответить на вопрос: «Почему ты считаешь, что эта репродукция относиться именно к этому жанру?»

ПРАКТИКА:

Чистую сторону «лепестка» раскрасить в технике акварель, жанр живописи - «абстракция». Правильно выбрать материалы и инструменты. Перед выполнением работы послушать дополнительное задание педагога.

4.

ТЕОРИЯ:


  1. Дать определение жанру «Моренистика».

  2. Назвать 1-2 ярких представителя этого жанра.

  3. Выбрать из предложенных репродукций, обращенных изображением вниз,– одну. Определить жанр. Ответить на вопрос: «Почему ты считаешь, что эта репродукция относиться именно к этому жанру?»

ПРАКТИКА:

Чистую сторону «лепестка» раскрасить в технике гуашь, жанр живописи - «абстракция». Правильно выбрать материалы и инструменты. Перед выполнением работы послушать дополнительное задание педагога.

5.

ТЕОРИЯ:


  1. Дать определение жанру «Натюрморт».

  2. Назвать 1-2 ярких представителя этого жанра.

  3. Выбрать из предложенных репродукций, обращенных изображением вниз,– одну. Определить жанр. Ответить на вопрос: «Почему ты считаешь, что эта репродукция относиться именно к этому жанру?»

ПРАКТИКА:

Чистую сторону «лепестка» раскрасить в технике гуашь, жанр живописи - «абстракция». Правильно выбрать материалы и инструменты. Перед выполнением работы послушать дополнительное задание педагога.

6.

ТЕОРИЯ:


  1. Дать определение жанру «Портрет».

  2. Назвать 1-2 ярких представителя этого жанра.

  3. Выбрать из предложенных репродукций, обращенных изображением вниз,– одну. Определить жанр. Ответить на вопрос: «Почему ты считаешь, что эта репродукция относиться именно к этому жанру?»

ПРАКТИКА:

Чистую сторону «лепестка» раскрасить в технике гуашь, жанр живописи - «абстракция». Правильно выбрать материалы и инструменты. Перед выполнением работы послушать дополнительное задание педагога.

7.

ТЕОРИЯ:


  1. Дать определение жанру «Пейзаж».

  2. Назвать 1-2 ярких представителя этого жанра.

  3. Выбрать из предложенных репродукций, обращенных изображением вниз,– одну. Определить жанр. Ответить на вопрос: «Почему ты считаешь, что эта репродукция относиться именно к этому жанру?»

ПРАКТИКА:

Чистую сторону «лепестка» раскрасить в смешанной технике (гуашь, акварель), жанр живописи - «абстракция». Правильно выбрать материалы и инструменты. Перед выполнением работы послушать дополнительное задание педагога.

8.

ТЕОРИЯ:


  1. Дать определение мифологическому жанру.

  2. Назвать 1-2 ярких представителя этого жанра.

  3. Выбрать из предложенных репродукций, обращенных изображением вниз,– одну. Определить жанр. Ответить на вопрос: «Почему ты считаешь, что эта репродукция относиться именно к этому жанру?»

ПРАКТИКА:

Чистую сторону «лепестка» раскрасить в смешанной технике (гуашь, акварель), жанр живописи - «абстракция». Правильно выбрать материалы и инструменты. Перед выполнением работы послушать дополнительное задание педагога.

9.

ТЕОРИЯ:


  1. Дать определение историческому жанру.

  2. Назвать 1-2 ярких представителя этого жанра.

  3. Выбрать из предложенных репродукций, обращенных изображением вниз,– одну. Определить жанр. Ответить на вопрос: «Почему ты считаешь, что эта репродукция относиться именно к этому жанру?»

ПРАКТИКА:

Чистую сторону «лепестка» раскрасить в смешанной технике (гуашь, акварель), жанр живописи - «абстракция». Правильно выбрать материалы и инструменты. Перед выполнением работы послушать дополнительное задание педагога.

10.

ТЕОРИЯ:


  1. Дать определение батальному жанру.

  2. Назвать 1-2 ярких представителя этого жанра.

  3. Выбрать из предложенных репродукций, обращенных изображением вниз,– одну. Определить жанр. Ответить на вопрос: «Почему ты считаешь, что эта репродукция относиться именно к этому жанру?»

ПРАКТИКА:

Чистую сторону «лепестка» раскрасить в технике пастель, жанр живописи - «абстракция». Правильно выбрать материалы и инструменты. Перед выполнением работы послушать дополнительное задание педагога.

11.

ТЕОРИЯ:


  1. Дать определение жанру «портрет».

  2. Назвать 1-2 ярких представителя этого жанра.

  3. Выбрать из предложенных репродукций, обращенных изображением вниз,– одну. Определить жанр. Ответить на вопрос: «Почему ты считаешь, что эта репродукция относиться именно к этому жанру?»

ПРАКТИКА:

Чистую сторону «лепестка» раскрасить в технике пастель, жанр живописи - «абстракция». Правильно выбрать материалы и инструменты. Перед выполнением работы послушать дополнительное задание педагога.



12.

ТЕОРИЯ:

  1. Дать определение жанру «сюжетно-тематическая картина»

  2. Назвать 1-2 ярких представителя этого жанра.

  3. Выбрать из предложенных репродукций, обращенных изображением вниз,– одну. Определить жанр. Ответить на вопрос: «Почему ты считаешь, что эта репродукция относиться именно к этому жанру?»

ПРАКТИКА:

Чистую сторону «лепестка» раскрасить в технике пастель, жанр живописи - «абстракция». Правильно выбрать материалы и инструменты. Перед выполнением работы послушать дополнительное задание педагога.
Каталог: images -> Documents
Documents -> Памятные и юбилейные даты на 2015 год
Documents -> 2–13 января 2014 г.(12 раби` аль-авваля) – Ночь рождения Пророка Мухаммада
Documents -> Ооо "Отделочные материалы Ганьсу Сибу Банци"
Documents -> Рішення від № Про надання дозволу на проведення Сумською релігійною організацією місцевої церкви євангельських християн-баптистів «Церква благодаті» заходів із відзначення свята хрещення
Documents -> Ж. Молдағалиев атындағы Батыс Қазақстан облыстық әмбебап ғылыми кітапханасы


Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет