Название тропа



жүктеу 51.34 Kb.
Дата14.05.2019
өлшемі51.34 Kb.

Тропы


п/п





Название тропа



Определение тропа



Средства выражения




Роль тропа в тексте



Примеры



1.


Метафора

Троп, основанный на переносе по сходству;

Употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений. В широком смысле любой вид употребления слов в непрямом значении.

Свернутое сравнение.


Словосочетание.

Один из способов создания новых лексических значений слова; способ построения образа, рассчитанный на небуквальное воспроизведение; требует от читателя умения понять и почувствовать создаваемый метафорой образно-эмоциональный эффект; заставляет работать мысль и воображение читателя.

Газетная шапка

Сладкий голос

Блистать эрудицией

Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)

Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души. (Маяк.)

Где-то далеко за Москвой молния распорола небо. (М.Булгаков)

Топи да болота, синий плат небес. (С.А.Есенин)



2.


Развернутая метафора

Метафорический образ охватывает несколько фраз или даже распространяется на всё произведение.










Образ «до времени созревшего плода» в «Думе» М.Ю.Лермонтова; образ «тройки» в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя; стихотворение А.С.Пушкина «Телега жизни».



3.

Реализованная метафора

Метафорическое выражение берется в прямом смысле.





Нередко служит для создания комического эффекта.

Стихотворение В.В.Маяковского «Вот так я сделался собакой».


4.


Олицетворение

Приписывание неодушевленным предметам, явлениям, абстрактным понятиям признаков и свойств живых существ.

Глагол.

Предполагает более глубокое осмысление изображаемого.

О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так сетуешь безумно? (Ф.И.Тютчев)



5.


Метафорический эпитет


Художественное, образное определение; метафорическая характеристика лица, предмета, явления; дает дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо.

Имя прилагательное.

Имя существительное.

Наречие, метафорически определяющее глагол.

Деепричастие.



Ярко, образно рисует предмет; отличается новизной, свежестью звучания; в нем воплощается уникальность мироощущения поэта; выражает отношение пишущего к явлению, состоянию, предмету. Для эпитета характерна экспрессивная роль: слова, снабженные эпитетами, выделяются на общем, часто нейтральном, языковом фоне, оказывают на читателя глубокое эмоциональное воздействие.

Беспощадные слова

Веселый ветер

Черная тоска

Бродяга – ветер

Что ты жадно глядишь на дорогу?..(Н.А.Некрасов)


Пятак упал, звеня и подпрыгивая.




6.


Постоянный эпитет



Характерен для произведений фольклора.







Море синее, поле чистое, добрый молодец...


7.



Метонимия


Перенос по смежности (внутренняя или внешняя связь между предметами):

А. материал и предмет из этого материала;

Б. содержащее и содержимое;

В. действие и орудие;

Г. автор и произведение;

Д. место и люди;



Имя существительное.

Способствует развитию лексических средств языка; эллиптически сокращает текст, придает большую эмоциональную выразительность, создает эффект присутствия читателя в художественном мире.

А.Не то на серебре, на золоте едал...(А.С.Грибоедов)

Б.Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И.А.Крылов)

В. Перо его местию дышит.

Г.Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.

Д.Но тих был наш бивак открытый.(М.Ю.Лермонтов)

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит...(А.С.Пушкин)



7.


Синекдоха

Разновидность метонимии.

Перенос по количественному признаку: с части на целое; употребление единственного числа в значении множественного.



Имя существительное.




Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин)

И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,



Французу отдана? (М.Ю.Лермонтов)

Что с вами, синий свитерок?



В глазах тревожный ветерок.(А.А.Вознесенский)


8.


Антономазия

Троп, относящийся к имени лица, разновидность синекдохи или перифраза.

Имя собственное.

Помогает подчеркнуть главную в данной ситуации черту изображаемого лица.

Толчок самой первой в истории человечества научно-технической революции был дан неким безымянным Эйнштейном, посадившим во влажную землю первое зерно... (Д.Михеев)

Каталог: статьи


Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет