Объект исследования представляет собой рассмотрение одной из составляющих предмет истории тематики, а именно период русско-прусско-французской войны 1806 – 1807 гг



жүктеу 152.61 Kb.
Дата18.11.2017
өлшемі152.61 Kb.




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Калининградской области

«Техникум отраслевых технологий»
238340, Калининградская обл., г. Светлый, ул. Коммунистическая, 7, Тел./факс: (40152) 3-41-30, E-mail: totsvetly@mail.ru

ИНН 3913010741/ КПП 391301001 л/сч 03352013180 УФК по Калининградской области (ОК 08, ГБОУ СПО КО «ТОТ»)

р/сч 40201810700000000005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Калининградской области БИК 042748001
прямая соединительная линия 1


I научно-исследовательская конференция учащихся и студентов НПО и СПО

«Студенческая наука: ступени познания»

Тема работы: «Геральдика Пруссии»

Работу выполнила:

учащаяся гр. МП-12 I курса по специальности

260203 «Технология мяса и мясных продуктов»

Падий Александра Николаевна
Научный руководитель:

Малинина Ирина Алексеевна, преподаватель


г. Светлый

2013
Введение



В последние годы значительно возросла роль краеведения в воспитании подрастающего поколения. Знание истории родного края конкретизирует многие события отечественной истории, помогает понять многие процессы, происходящие в современном мире.

Актуальность выбранной темы исследования связана с необычайной историей нашего края. Она не похожа на историю ни одной из областей России. Имеющие многовековую историю, они хранят на своей земле следы древней старины. Жители же нашего края, встречаясь со старинной городской архитектурой, необычными памятниками, другими свидетельствами материальной культуры этого края, чувствуют необычность, своеобразие его истории. Ведь Калининградская область возникла на развалинах той части Восточной Пруссии, которая в результате победы Советского Союза над фашистской Германией передана нашей стране. Пришли новые переселенцы. На израненной войной земле зародилась новая жизнь.

Но мы хотим знать, что было на той земле, где мы сейчас живем? Что нам осталось от него в наследство? Ведь это - наша история.

Объектом исследования являются геральдические традиции Восточной Пруссии.

Предмет исследования - герб Восточной Пруссии, герб Кёнигсберга и Калининграда.

Цель работы состоит в исследовании складывания герба Восточной Пруссии, Кёнигсберга.

Для достижения поставленной цели исследования предполагалось решить следующие исследовательские задачи:

- выявить, определить и исследовать как складывался герб Восточной Пруссии, Кёнигсберга;

- доказать, что, истоки раннесредневековой геральдики чётко прослеживаются в дружинной эмблематике Северной и Восточной Европы эпохи викингов.

- раскрыть роль и значение герба Калиниградской области.

Методологическая основа исследовательской работы. В исследовании использовались как общенаучные методы (анализ, синтез), так и сравнительно-исторический метод.

Также применялся и метод типологии исторических явлений.

В целом источниковая база представляет широкий круг разнообразных источников немецкого, российского происхождения и достаточна для решения поставленных исследовательских задач.

Степень изученности проблемы. История Восточной Пруссии указанного времени имеет значительную и, главным образом, зарубежную историографию. Наиболее углублённым исследованием герба Пруссии является работа Людвига Бивера, который, блестяще использовав ранее не публиковавшиеся материалы Секретного Государственного архива прусского культурного наследия (Geheimes Staatsarchiv Preussischer Kulturbesitz), представил прекрасно аргументированную научную работу по истории развития герба Пруссии. Так же использовалась статья В.В.Крекера «Германская геральдика».

Новизна исследования заключается в попытке создать целостную картину создания герба Восточной Пруссии и определить место и роль герба Калиниградской области.

Исследовательская работа проходила в несколько этапов:

I этап – подготовительный - выбор темы исследования и постановка задачи.

Выбранная тема «Геральдика Восточной Пруссии» связана с историей края, на территории которого мы проживаем.

II этап – исследовательский. работа по сбору материала.

Исследовательская деятельность проводилась на основе сбора информации из разных источников – работа с литературой, документами, картами.

Ш этап - анализ и систематизация собранного материала и составление целостной картины. Оформление материалов.

Практическое значение исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в преподавании общих курсов по новой истории и специальных курсов по краеведению, для факультативного курса, кружка по истории края.

Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, трёх глав и заключения, а также списка литературы. Разделение работы на главы произведено в основном по проблемно-хронологическому принципу. Глава I Герб Пруссии. Глава II Герб Кёнигсберга. Глава Ш Герб Калининграда. Общий объём работы 10 страниц.

Глава I. Герб Пруссии

Восточная Пруссия (до конца ХVIII века просто Пруссия) обладает древними хорошо сложившимися геральдическими традициями. Пруссия издавна тесными узами была связана со всеми соседними государствами. Поэтому закономерно то влияние, которое оказал Восточно-Прусский регион на происхождение многих гербов Литвы, Белоруссии, Польши и России.

Как показывают новейшие археологические исследования, истоки раннесредневековой геральдики чётко прослеживаются в дружинной эмблематике Северной и Восточной Европы эпохи викингов. Первым геральдическим изображением в древностях нашего континента можно теперь считать эмблему прусских дружинников, возникшую в конце 10 в. и представлявшую собой фигуру взлетающей вертикально хищной птицы (изображения группы 1), помещённую на щите миндалевидной формы, в западноевропейской геральдике получившем впоследствии название «Normannenschild» (в русской геральдике — «варяжский щит»). Данная эмблема с изображением в несколько упрощённом стиле Еллинг, украшавшая в виде налобной подвески оголовья коней воинов Северной Самбии, воспроизводила щит с изображением хищной птицы. Появившаяся в конце 10 в. в местной воинской среде под влиянием скандинавов, в прусском археологическом материале она сохраняет устойчивую иконографию до начала 12 века. Предшественники данного геральдического изображения известны в германских древностях с 6 в. (рис. 1, 1,2), восходя к иконографическим традициям провинциально-римского искусства. По очертаниям клюва и характерному рисунку коротких крыльев данные изображения представляли ворона. Как и его иконографический предшественник — орёл Юпитера — ворон на изделиях германских мастеров прикладного искусства эпохи переселения народов осмыслялся как спутник - вестник царя богов — Водана-Одина в северной мифологии. Данное изображение на щите воина первоначально воспринималось как сакральный оберег его владельца. Накладки с фигурами различных мифических существ украшали щиты скандинавских вождей уже в 7-8 вв. Позднее эти обереги превратились в знак социальной принадлежности воина-профессионала. Этот факт прекрасно иллюстрируют изображения на ковре из Байё, где дружинники Вильгельма Завоевателя носят на своих миндалевидных щитах стандартизированное профильное изображение взлетающего дракона.

Считается, что первым символом единого германского государства является изображение на каролингском денарии города Квентовик (811 г.) фигурки хищной птицы, сидящей на шаре, расположенном на клотике корабельной мачты. Традиция изображения жертвенных (тотемных) животных весьма характерна для германцев и реализуется в древностях Европы на протяжении всего 1 тысячелетия н.э. Фигурка птицы на денарии Квентовика — непосредственный продолжатель традиции иконографии сидевшего на шаре орла Юпитера. Сходную фигуру орла творцы первого имперского герба могли видеть в виде навершия скипетра императоров Оттоновской эпохи. Данный скипетр имитировал позднеримские жезлы, символизировавшие равную силе царя богов мощь императора. Как показывают новейшие исследования, подобные скипетры являлись одними из ведущих инсигний германских кайзеров примерно до 1125 г., его функцию затем перенял имперский меч. Именно этот меч — бесценная историческая реликвия Германии — на своём навершии имеет один из древнейших вариантов имперского герба, датируемый временем между 1198-1218 гг.

Таким образом, можно предположить, что за период, ограничиваемый примерно 1125-1175 гг., фигурка орла — на вершине императорского скипетра, могла послужить образцом для создания рисунка герба, Империи. Его появление на мече императоров, перенявшем функцию скипетра, таким образом, оказывается вполне логичным. В таком случае кажущаяся довольно странной поза имперского орла с приподнятыми лапами и направленными в разные стороны когтями (не парящий, а практически зависший в воздухе орёл) находит полное объяснение. Она воспроизводила венчавшую скипетр фигурку сидящего на шаре орла, при этом «редактирование» данной фигуры привело к утрате на гербе шара. Сама идея создания эмблемы с ведущим символом — хищной птицей (в данном случае — с орлом Юпитера) — не была новой для германского прикладного искусства, решившего эту проблему, как показано выше, ещё на заре средневековья.

Объяснение известной с первой половины 14 века цветовой гамме раннего имперского герба — чёрный орёл на золотом поле — в современной германской геральдике осуществляется со ссылкой на ограниченность набора геральдических цветов. Правда, следует полагать, что фигурка орла на имперском скипетре (прототип рисунка герба) была золотой. Вопрос о происхождении цветовой гаммы первого германского герба остаётся открытым, если не считать возможности связи цвета изображённого на нём орла с естественным цветом ворона — самой первой геральдической фигуры в истории ранне-средневековой Европы. Наиболее последовательно данный геральдический сюжет в неизменном решении (чёрный ворон на белом полотнище) использовался в 1043-1400 гг. на знамёнах конунгов Скандинавии и князей Уэллса.

Сходная цветовая гамма появилась на знамёнах Тевтонского Ордена в середине 13 века. Ранее, в «Золотой булле» 1226 г. император Фридрих II передал Великому Магистру этого Ордена — Герману фон Зальца, землю пруссов. В ознаменование этого до 1259 г., как показывает орденский герб на фреске в «Тевтонском (Орденском) Доме» (Вена) на орденских знамёнах, существовавших ранее в виде белого полотнища с чёрным крестом, в его средокрестии появляется имперский герб, причём голову орла венчает золотая корона (рис. 6, 1,2), намекая тем самым на претензии Великих Магистров на участие в выборах императора. Соответствующим образом оформляются и личные гербы Великих Магистров. При этом в их репликах эпохи Возрождения в соответствии с духом времени в виде щитодержателей появляются фигуры языческих персонажей, возможно, навеянные прусским фольклором.

При секуляризации Орденского государства, осуществлённой в 1525 г. последним Великим Магистром Тевтонского Ордена Альбрехтом фон Бранденбург-Сульмбах гербом герцогства Пруссии становится чёрный на белом поле орёл с повёрнутой вправо головой. Учитывая геральдические традиции своих фамильных владений, первый герцог Пруссии для герба своего молодого государства избирает белый цвет гербового поля (как на гербе Бранденбурга, а на плечи нового прусского орла (иконографически не отличающегося от Бранденбургского) помещает «стебель клевера». Последний разделён помещённым на груди птицы серебряным вензелем польского короля Сигизмунда (S) под золотой королевской короной (знак ленной зависимости Пруссии от Польши). Таким образом, с прежним орденским орлом геральдический символ герцогства Пруссии сближает лишь чёрный цвет птицы, являющийся наиболее характерным цветом для орлов в европейской геральдике. Эта незначительная параллель между орденским и герцогским гербами Пруссии вряд ли указывает на тенденцию Альбрехта в сохранении именно орденского орла в гербе герцогства, на чём настаивает в своей статье Людвиг Бивер После достижения в правлении Великого Курфюрста Фридриха Вильгельма по договору в Велау (1654 г.) независимости Пруссии от Польши вензель короля Станислава исчезает с груди прусского орла. Его место после коронации 18 января 1701 г. в бывшем орденском Замке Кенигсберга первого короля Пруссии Фридриха I в соответствии с королевским декретом от 27 января того же года занимает золотой вензель FR (Fredericus Rex). В менявшемся на протяжении веков государственном гербе Пруссии происходили определённые геральдические перемены, связанные преимущественно с причинами политического характера.

В конечном итоге герб Восточной Пруссии в 1941-1945 гг. стал представлять собой аналогию (правда, частичную) гербу Великого Магистра Тевтонского Ордена. При этом увенчанный красной короной в виде башен и стен мемориального комплекса на поле битвы при Грюнвальде (Танненберг) чёрный орденский крест на белом щите варяжской формы не служил фоном чёрному орлу, а расположился на его груди. Тем не менее, во всех вариантах изображения государственного герба Пруссии неизменным оставался «стебель клевера», наложенный на плечи орла и ставший в 1701 г. из серебряного золотым. Таким он представлен и на Большом гербе Пруссии где щитодержателем с геральдической правой стороны выступает «дикий (лесной) человек», формально символизировавший, в соответствии с ориентированной на античные образцы идеологией эпохи Возрождения, природу, ещё не затронутую хозяйской рукой человека. Как правило, в европейской геральдике 16-17 вв. щитодержатели такого рода сопровождают гербы земель и городов, возникших в раннем средневековье на новых для христиан землях, олицетворяя в сущности языческое прошлое данных территорий, в нашем случае — догерманское прошлое Пруссии, т.е. «дикий человек» прусского герба являлся опосредованным изображением прусса-язычника. Волею судеб и сам прусский орёл, в оформлением своих плеч имеющий языческий символ мощи бога Тора (трёхлопастные кресты, кстати — излюбленный мотив декоративного искусства пруссов 10-11 вв.), донёс до современности последний отзвук североевропейских древностей эпохи викингов.

Таким образом, привлечение к иконографическому анализу основных гербовых фигур государственных гербов Германии и Пруссии позволяет по-новому осветить проблему германской геральдики, которая по праву занимает одно из важнейших мест в европейской знаковой системе.

Глава II. Герб Кёнигсберга

Старейшее упоминание Кенигсберга на документе можно найти на печати комтура Кенигсберга датируемом 1262 годом. Рисунок печати практически повторяет печать короля Чехии Отакара II. На ней, как и на печати Отакара II, изображён сидящий на троне король. Голова короля увенчана королевской короной, в левой руке он держит скипетр, а правая рука, согнутая в локте, держит державу с крестом. Под правой рукой короля нанесены буквы Е R С. По окружности латинскими буквами нанесена надпись "S COMENDATORIS IN CONIAGESB.+". Печать комтура является зеркальным отображением печати короля Отакара.

Как известно 28 февраля 1286 года ландмейстер Конрад фон Тирберг в торжественной обстановке вручил в замке горожанам Кенигсберга (впоследствии - город Альтштадт) грамоту об учреждении городских прав, в которой были закреплены права горожан, в особенности их право на самоуправление по "Кульмскому городскому праву", которое, в свою очередь, являлось городской конституцией. Сразу же была сформирована администрация с бургомистром во главе, муниципальным советом и судом.

В 1225 году войска крестоносцев чешского короля Оттокара II Пшемысла покорили прусское племя сембов. На месте преждего прусского святилища крестоносцы основали замок Королевская Гора (нем; Кенигсберг). На территории нынешнего Калиниграда поначалу было три города: Альтштадт, Нойштадт (Лёбенихт-Липник), Кнайпхоф.

Исторический герб Кенигсберга - один из старейших и красивейших городских гербов Европы. Он состоит из трех гербовых щитов, принадлежавших трем древним городам, являвшихся предтечей Кенигсберга. В 1724 году они объединились, и с тех пор существуют нераздельно.

Первые известные городская печать и герб относятся к 1360 году. На них был изображен король Оттокар в облике рыцаря, увенчанного золотой короной. Он держал скипетр с лилией и щит с серебряным крестом и орлом.

Первым городом, расположившемся южнее крепости, стал Альтштадт, получивший право печати 28 февраля 1286 года. Его старинные печать и герб несли в себе изображение рыцаря сидящего на коне, в короне и с мечом. В правой руке он держал царский скипетр в форме лилии, а в левой - щит с орлом и рыцарским крестом.

В середине 14 века появился другой символ Альтштадта, который и был утвержден в качестве герба. Герб Альтштадта, в окончательном варианте представлял из себя щит, в верхнец части которого на серебряном фоне помещена красная корона короля Отокара Второго, а внизу на красном поле - серебряный крест Тевтонского ордена. Красный и белый цвета - это цвета Чехии. Однако, в гербе Альтштадта их размещение претерпело некоторые перемены. Так, королевская корона перемещена с красного поля на белое. Кроме того, крест Тевтонского ордена показан в негативном изображении, то есть, он стал белым, вместо черного.

Как видим, в символике герба Альтштадта отразилась история образования этого города, обязанного своим появлением чешскому королю и Тевтонскому ордену, соорудившим "кенигсбергскую" крепость. Не случайно, город Альтштадт пользовался наибольшим покровительством крепостных властей. Позднее, в изображениях городских гербов появились фигуры щитоносцев. Первыми щитоносцами альтштадтского герба стали царственные львы, стоящие на задних лапах. Эти благородные животные пришли в герб Альтштадта с боевого знамени Кенигсберга начала 15 века. Затем, львы уступили место двум мужским фигурам с палицами и в набедренных повязках.

27 мая 1300 года восточнее крепости Кенигсберг появился город Лебенихт. На голубом щите городского герба разместилась золотая корона. Сверху и снизу находились звезды библейского царя Давида. Корона - это символ короля Отокара, а звезды, как полагают, напоминают о знатном рыцаре фон Добрине (не путать с Добрыней Никитичем), пришедшем в Пруссию в составе отряда чешского короля и имевшего на своем гербе меч, с украшавшей его шестиугольной звездой в память о крестовых походах в Палестину. Щитодержателями лебенихтского герба стали два коричневых ангела.

В апреле 1327 года на небольшом острове, образованном рукавами реки Прегель, возник третий кенигсбергский город - Кнайпхоф. Его герб представлял из себя щит. Внизу щита серебристо-голубые волны из которых поднималась рука в голубой одежде. Рука держала золотую королевскую корону. По бокам, на зеленом поле, изображены два серебряных охотничьих рога. Символика расшифровывается, как дань уважения основателю Кенигсберга, королю Отокару, голубые волны означают речное окружение, а охотничьи рога - воспоминания об охоте на бобров, выдр и различную водоплавающую птицу, водившуюся когда-то здесь в изобилии. В качестве держателей щита выступают два могучих медведя, стоящих на задних лапах.

В 1724 году Альтштадт, Кнайпхоф и Лебенихт были объединены в единый город Кенигсберг. Город тогда входил в состав Королевства Пруссия, поэтому на городском гербе все три исторических герба размещались на груди прусского королевского орла с монограммой короля Фридриха на груди.

Герб города Кенигсберга 1758 года представляет собой объединение гербов трех частей Кенигсберга: Альтштадта, Кнайпхофа и Лебениха.

В 1809 году (после наполеоновской оккупации) был составлен новый большой герб Кенигсберга. На мантии помещался девятичастный щит. В центре него городской герб 1360 года (с королем Оттокаром на коне), в остальных полях гербы Альтштадта, Кнайпхофа и Лебенихта (первый ряд) и княжеских слобод.

Этот слишком тяжеловесный герб не прижился. К концу XIX века использовались различные версии герба с объединенными щитами трех исторических предков Кенигсберга: Альтштадта, Лебенихта и Кнайпхофа.

В 1925 году гербом города стал щит, разделенный по-вертикали на три части, в которых размещались уже знакомые нам гербы Альтштадта, Лебенихта и Кнайпхофа.

Глава Ш. Герб Калининграда

По решению Потсдамской конференции Пруссия была ликвидирована как государственное образование. Восточная Пруссия была разделена между Советским Союзом и Польшей. Советскому Союзу отошла одна треть Восточной Пруссии вместе со столицей Кёнигсбергом (который был переименован в Калининград), организационно включённая в состав РСФСР как Калининградская область. С распадом СССР эта область стала полуэксклавной территорией Российской Федерации.

Известен герб Калининграда (или проект?) советского периода. В центре щита роза ветров и штурвал, в нижней части - силуэт военного корабля.

В 1999 году утвержден герб, а также текст Положения о гербе. "В лазоревом (синем, голубом) поле серебряный корабль с одним парусом и с серебряным вымпелом о двух концах, обрамлённым лазоревым Андреевским крестом, на матче, прорастающей внизу тремя зелёными листам; и в оконечности - золотые безанты, уложенные в волнистый, о двух волнах, пояс и уменьшающиеся к краям. Сердцевой щиток пересечён серебром и червленью; вверху - корона, внизу уширенный на концах равноконечный (греческий) крест, обе фигуры переменных цветов. Щиток окружён лентой медали «За взятие Кенигсберга».

В настоящее время герб Калининградской области (дата принятия: 08.06.2006) представляет собой геральдический щит, разделенный на две части. В верхнем червленом поле находится изображение серебряной зубчатой крепостной стены с открытыми воротами и выходящими из стены двумя серебряными зубчатыми башнями. На поле щита между башнями расположен вензель императрицы Елизаветы Петровны середины 18 века. Нижняя волноообразная оконечность щита лазоревого цвета обременена пятью золотыми кругами. Герб увенчан янтарной короной и обрамлен лентой ордена Ленина.

В изначальном проекте герба вместо вензеля между башнями размещался российский двуглавый орел.

Авторами проекта герба стали ответственный секретарь совета по геральдике при администрации президента РФ Александр Цветков, главный военный геральд Федеральной службы охраны Николай Уколов, а также ведущий специалист по геральдике конгресса муниципальных образований Калининградской области Алексей Фемин.

Заключение

В результате проведённой работы можно сделать следующие выводы:

- в конечном итоге герб провинции Восточная Пруссия в 1941-1945 гг. стал представлять собой аналогию (правда, частичную) гербу Великого Магистра Тевтонского Ордена.

- во всех вариантах изображения государственного герба Пруссии неизменным оставался «стебель клевера», наложенный на плечи орла.

- языческое прошлое данных территорий, в нашем случае — догерманское прошлое Пруссии, т.е. «дикий человек» прусского герба являлся опосредованным изображением прусса-язычника. Волею судеб и сам прусский орёл, в оформлением своих плеч имеющий языческий символ мощи бога Тора (трёхлопастные кресты), донёс до современности последний отзвук североевропейских древностей эпохи викингов.

Используемая литература:

1. Афонин, А. Гербы Кёнигсберга и Калининграда /А.Афонин. – журнал Гербовед, №5, 2005.

2. Кулаков В.И. Истоки геральдики российских «выезжих из Пруссии» родов /В.И.Кулаков. - Гербовед. №4. 1993. С. 60.

3. Кулаков, В.И. Знамёна дружин Балтийского региона /В.И.Кулаков. - Советская археология. 1989. № 4. С. 63, 64.

.4. Кулаков, В.И. Инсигнии — скипетры, мечи и . - /В.И.Кулаков. - Власть. № 4, 1994. С. 97.

5. Курасов, Ю.М. Отражение внешней и внутренней политики Пруссии в её гербах и флагах /Ю.М.Курасов. - Гербовед, № 19. 1997, с. 125.



Каталог: storage -> app -> uploads -> public -> 578 -> 760
public -> Скажи, дедушка, как-то спросил Серёжа,- откуда ты сказки берёшь
public -> В новосибирской области после капитального ремонта открыт участок автомобильной дороги «232 км а/д «К-01» Благодатное – Ш
public -> На сегодняшний день земляное полотно готово на 65%, строятся два моста через реки Ветлан и Буртымка, а также путепровод над железной дорогой
public -> В следующем году на трассе Пермь – Екатеринбург отремонтируют еще 2 участка
760 -> Николай Коперник Создатель гелиоцентрической модели Вселенной
760 -> Российская федерация правительство калининградской области
578 -> Российская федерация правительство калининградской области


Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет