Оман Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»: секрет успеха (исследовательский проект) Работу Подойников Сергей, 14 лет



жүктеу 236.23 Kb.
Дата03.04.2019
өлшемі236.23 Kb.
түріРеферат

Роман Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»: секрет успеха

(исследовательский проект)

Работу выполнил:

Подойников Сергей, 14 лет,

ученик 7 класса «А»

МОУ «СОШ № 1» г. Алапаевска
Руководитель:

Деева Лариса Михайловна,

учитель русского языка и литературы

I категории

Содержание

Введение

Жанровое своеобразие романа «Гарри Поттер»

Особенности изображения героев

Композиционные и сюжетные особенности

Язык романа

Проблематика произведения

Заключение

Список литературы

Введение

«Через 500 лет после первого книгопечатника Иоганна Гуттенберга, забыв о сверхплоских экранах и цифровых технологиях, весь мир снова читает книги. Сказка о мальчике-волшебнике Гарри Поттере свела планету с ума», - так писалось в газете «Афиша» в декабре 2001 года. Газеты, радио, телевидение, Интернет публикуют сводки захвата земного шара книгами Дж. Роулинг, тинэйджеры играют в квиддич, а взрослые серьезно обсуждают достоинства и недостатки очередного голливудского фильма о Гарри Поттере.

Я решил провести в школе блиц-опрос для того, чтобы выяснить, действительно ли роман «Гарри Поттер» популярен у ребят. Всего приняли участие в опросе 61 человек в возрасте от 10 до 15 лет и 10 взрослых. Читали из числа детей 47 человек (77%), а не читали – 13 человек (23%). Среди взрослых респондентов читали роман 4 человека. Таким образом, роман действительно популярен среди читателей разного возраста.

Именно популярность романа - причина неутихающих обсуждений и бурных эмоций. Вопрос « Почему этот Гарри Поттер пользуется такой популярностью?" – интересует многих. Поэтому я решил провести исследование на тему «Роман Дж. Роулинг «Гарри Поттер»: секрет успеха».

Цель проекта: выяснить причины популярности романа Дж. Роулинг «Гарри Поттер».

Задачи проекта:



  1. Познакомиться с романом.

  2. Изучить отзывы, рецензии о романе.

  3. Провести блиц – опрос.

  4. Проанализировать следующие художественные особенности романа:

  • Жанровое своеобразие;

  • Особенности изображения героев;

  • Композиционные и сюжетные особенности;

  • Язык романа;

  • Проблематика произведения.

  1. Обобщить наблюдения и сделать выводы.

Предмет исследования: роман о Гарри Поттере.

Гипотеза: если проанализировать причины популярности романа «Гарри Поттер», то можно предположить, что его успех складывается из многих составляющих.



Особенности жанра

Поскольку «Гарри Поттер» - это художественное произведение, то причины его успеха я попытаюсь отыскать, проведя анализ его формы и содержания.

Сначала я проанализировал особенности жанра произведения. «Гарри Поттер» - это прежде всего волшебная сказка. Для нее характерны такие признаки: вымышленная реальность, волшебные события, волшебные герои, предметы-помощники. Действие романа в основном происходит в школе волшебства и чародейства Хогвартс. Все волшебники живут в особом мире, который не видят простые люди. В мир волшебства можно попасть через барьер на вокзале Кинг-Кросс на платформе 9 ¾. Любимая игра волшебников – квиддич, в которую играют на летающих метлах с мячами, способными сбить человека по собственной воле. В школе ученики изучают непривычные для нас предметы: зельеваренье, защиту от Темных искусств, трансфигурацию, травологию. С героями постоянно происходят волшебные события. Гарри и его друг Рон летают на волшебном фордике, с помощью оборотного зелья превращаются в других людей, сражаются с троллями и дементорами. Героям в их необыкновенных приключениях помогают волшебные предметы. У каждого волшебника есть своя волшебная палочка, которая сама выбирает себе хозяина, а также сова, доставляющая почту; в каждой чистокровной семье есть эльф-слуга, передающийся по наследству. В школе Хогвартс есть шапка, отбирающая первокурсников на подходящий для них факультет. Гарри Поттеру помогает в особых случаях быть незаметным мантия-невидимка. У каждого ученика школы есть животное, обладающее некими магическими способностями: У Невила Долгопупса – жаба, у Гермионы – кот Живоглот, у Рона – Сычик.

Сказка удовлетворяет потребность человека в чудесном. Без веры в чудеса всё становиться серым, безвкусным. Пока есть хоббиты, драконы, волшебники, маги, эльфы и прочие обитатели сказок, пока в этом чудесном мире идет постоянная борьба добра и зла и добро побеждает, мы, читая сказки, будем добрей и лучше. Кстати, 12 человек из опрошенных нами 61 респондента ответили, что для них привлекательны в романе именно чудеса, необычные события.

Однако жанр волшебной сказки не новшество. Значит, объяснить успех романа жанром литературной сказки не представляется возможным.

Но при внимательном прочтении в романе «Гарри Поттер» обнаруживаются черты не только литературной волшебной сказки, но и детской фэнтези. Фэнтези (от англ. fantasy — «фантазия») — вид фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. Так, например, в романе использованы мифологические образы: птица Феникс, которая известна в мифологии разных культур как существо, способное возродиться из пепла; единорог, являющийся символом целомудрия; кентавры – полулюди, полукони, занимающиеся воспитанием героев. В вымышленной реальности романа «Гарри Поттер» фигурируют мифические существа: гномы, эльфы, тролли. Основа сюжета – поиски волшебного предмета, места, человека или знания. В первой части герои ищут философский камень, во второй части – тайную комнату, в третьей и шестой части – человека, в седьмой части - крестражи. В книге предпринята попытка создания некой условной, «волшебной» «вторичной реальности», что характерно для так называемой литературы «фэнтези».

Жанр фэнтези, в свою очередь, удовлетворяет желание человека раскрыть мир по-новому, как неведомый, совершенный и свободный. Подсознательно мы пытаемся раскрыть тайны нашего реального мира и хотим понять силы, которые в нем действуют.

Проанализировав роман «Гарри Поттер», я смог найти в нем и черты детектива. Детектив (англ. detective, от лат. detego — раскрываю, разоблачаю) — преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Во второй части романа «Гарри Поттер и тайная комната» происходят преступления, в результате которых пострадавшие оказываются окаменевшими. Исследуя эти таинственные события, Гарри и его друзья выясняют, что существует тайная комната, в которой скрываются Том Реддл и василиск, совершившие все эти преступления.

Но, на мой взгляд, успех «Гарри Поттера» заключается еще и в том, что это роман воспитания. У романов воспитания есть общие черты: их герой обычно сирота, воспитывается у родственников или вообще у кого попало, и на его долю выпадает множество несправедливых гонений, испытаний и всяческих приключений. Но он всё это выдерживает, сохраняя достоинство, взрослеет и через все испытания проходит с честью, и в зрелости находит любовь и создаёт счастливую семью. Классика этого жанра Диккенс "Оливер Твист", в американской литературе герои этого жанра - Том Сойер и Гекльберри Финн, оба сироты. В советской - Санька Григорьев из "Двух капитанов" Каверина, и конечно, бессмертная «Золушка» братьев Гримм. А потом был большой перерыв, чуть не полвека в этом жанре в классической литературе не появлялось практически ничего, и книга Дж. Роулинг заполнила это пробел. Кроме того, у маленьких читателей есть возможность взрослеть вместе с взрослением главного героя.

Итак, можно сделать вывод, что одной из причин успеха книги «Гарри Поттер» является синтез жанров.



Особенности изображения героев

Я считаю, что еще одной причиной успеха романа являются его герои. Обращаясь к нашим респондентам, я задавал также вопрос о том, что привлекает их в романе «Гарри Поттер». Из 61 человека 30 ответили: «Главный герой». Что же привлекает читателей в нём?

Во-первых, Гарри Поттер – это герой-волшебник. В русской литературе уже давно не было произведений, в которых действуют герои с магическими способностями, разве что некоторые герои «Летящих сказок» Владислава Крапивина. Гарри вырос в семье обычных людей, где никто и никогда его не уважал и не любил. О своих способностях Гарри и не подозревал. Они проявлялись в те моменты, когда мальчик был зол, или расстроен, или недоволен чем – либо. Так, например, он мог заставить быстро расти свои волосы, обрезанные коротко. Понимал язык змей, об этом он узнал, посетив зоопарк. Но однажды в его жизни появляется Хагрид, открывший ему мир магии. Гарри Поттер оказался талантливым волшебником. Доказательством этому служит то, что во всех схватках с Волан-де-Мортом он всегда выходил победителем, несмотря на свой юный возраст. В романе «Гарри Поттер и Орден Феникса» герой становится предводителем отряда Дамблдора, учит ребят защите от Темных искусств. Не случайно Гермиона назвала Гарри великим волшебником.

Во-вторых, у Гарри Поттера необычная судьба. Он остался сиротой после того, как на его родителей напал злой маг Волан-де-Морт. Но убить Гарри он не смог. От этого нападения на лбу у мальчика остался шрам в виде молнии. Одной из главных загадок романа является тайна спасения Гарри от смерти.

В-третьих, Гарри Поттер - неординарная личность. В Хогвартсе существует традиция распределения учеников на факультеты с помощью шляпы. На Пуффендуй попадали честные, трудолюбивые студенты. В Когтевране учились «быстрые умом». Слизеринцы отличались хитростью, а гриффиндорцы – смелостью, храбростью, доблестью. На распределении учеников по факультетам шляпа высказалась о Гарри так: «Трудно. Крайне трудно. Очень храбрый, это видно. Но и сообразительный. Талант, да, бог ты мой, конечно же - и большое желание проявить себя, вот ведь что интересно... Куда же мне тебя отправить?» Эта оценка, данная Гарри Потеру распределяющей шляпой, раскрывает чрезвычайно сложный характер героя, который постепенно раскрывается перед читателем.

Одним из главных качеств Гарри является храбрость. В первой книге он не побоялся противостоять Волан-де-Морту и не отдал философский камень. «…ты отсрочил возвращение Волан-де-Морта во всей полноте его могущества. Это был подвиг, достойный взрослого мужчины», - такова оценка поступка мальчика директором школы Хогвартс Дамблдором. Во второй книге Гарри победил василиска. Его храбрость и смелость подтверждается еще и тем, что василиска он победил мечом великого волшебника Годрика Гриффиндора, который он достал из шляпы. Дамблдор объясняет, что сделать это может только настоящий гриффиндорец, то есть человек по-настоящему храбрый.

Ценным качеством Гарри является его умение дружить. Его лучшими друзьями являются Рон Уизли и Гермиона Грейнджер. Ради друзей он готов пожертвовать жизнью. Одним из испытаний Турнира Трех Волшебников было спасение близкого человека. Им для Гарри оказался Рон, которого он спас. Он поддерживал Рона, когда того приняли вратарем в команду по квиддичу. Настоящий друг будет радоваться успеху товарища. Так было и с Гарри, когда он узнал о том, что Рона назначили старостой факультета. Гарри понимал, что он более достоин этого звания, но смог принять превосходство своего друга.

В Гарри есть поистине редкое качество – благородство. Например, оно проявляется в четвертой книге на Турнире Трех Волшебников. В последнем испытании, когда нужно было пройти лабиринт и найти кубок огня, Гарри помог своему сопернику спастись от смерти, хотя он мог спокойно взять кубок и победить.

Гарри Поттер – человек чести. Злодею позволено напасть из-за угла, обмануть, предать и украсть, что делают приверженцы Волан-де-Морта. Положительному герою, каким является Гарри Поттер, не позволено подличать, правда, ему разрешено сплутовать, особенно если это для пользы дела. Ему присущи щедрость, вера в справедливость и защита слабых, служение добру. Щедрость проявляется в том, что Гарри отдал деньги братьям Уизли на открытие магазина, когда выиграл денежный приз на Турнире Трех Волшебников. Во второй книге ради Джини Уизли Гарри открыл Тайную комнату и спас её от гибели. Гарри всегда верит в победу справедливости, поэтому никогда не сомневается в том, на чьей стороне быть.

Но образ Гарри Поттера был бы неинтересен читателю, если бы характер героя состоял только из положительных качеств. В Гарри есть и качества обычного подростка: лень, легкомыслие, нежелание подчиняться установленным правилам. Как обычный подросток Гарри не любит делать уроки, иногда невнимательно слушает объяснения учителя, некоторые действия совершает импульсивно, под влиянием сильных чувств, о чем герой признается сам. Очень часто Гарри приходится нарушать школьные правила и различные правила волшебного мира. Герой вместе с друзьями варит запрещенное Оборотное зелье, разгуливает по школе по ночам, ходит в Запретный лес, пользуется волшебством в обычном мире людей. Но все эти нарушения по большому счету оказываются полезными для раскрытия различных тайн.

Ролинг угадала самую отзывчивую, самую тонкую струну ребячьей души: страстное желание, будучи простым и обыкновенным, стать могучим и волшебным. Секрет Гарри Поттера в том и состоит, что он мало похож на героя – на того, на кого трудно было бы равняться, кто мог бы устыдить не слишком ловкого, не слишком быстрого и не слишком находчивого своей всепобеждающей умелостью и превосходством. Он – такой, как все! И каждый ребенок может сказать: «А ведь Гарри Поттер – это я! Вот только бы и мне поучиться чуть-чуть в такой же волшебной школе – и тогда я тоже смогу все на свете!»

Таким образом, Гарри Поттер обладает такими качествами, которые может отыскать в себе каждый подросток.

Интересными, на мой взгляд, являются и характеры других не менее важных героев, которые окружаю Гарри Поттера. Этой теме можно посвятить отдельное исследование.

Проведя анализ образа главного героя, я выяснил, что его характер показан разносторонне. И это тоже является залогом успеха романа.



Особенности композиции и сюжета романа

Ещё одно составляющей успеха романа «Гарри Поттер» является, на мой взгляд, композиция и сюжет. Хочу обратить внимание на то, что 40 человек из 61 опрошенных мной на вопрос о том, что их привлекает в романе, ответили: «Захватывающий сюжет».

Начну с композиции. Композиция - это построение художественного произведения. Роман состоит из семи книг, которые рассказывают о семи годах обучения Гарри Поттера в школе Хогвартс. Романы Роулинг о Гарри Поттере написаны по принципу серии, каждое последующее произведение начинается кратким изложением истории героя, его непонимания семейством Дурслей и столкновения с Волан-де-Мортом. Книги о Гарри Поттере можно читать по отдельности, а можно вместе, перелистывая страницы в нетерпении: что же будет дальше? Принцип сериальности, магическая формула «продолжение следует» была изобретена более ста пятидесяти лет назад, в 1829 г., доктором Вероном для газеты «Ревю де Пари». И не всякий писатель преуспевал в этом жанре, хотя литература знает его блистательные образцы, например, трилогию о мушкетерах А.Дюма или романы Ж.Верна, детективные рассказы К.Дойла или романы А.Кристи и Ж.Сименона. Каждая книга романа «Гарри Поттер» – это новое приключение героя и его друзей. Но при этом все романы Роулинг не похожи друга на друга. В них прослеживается непрерывная эволюция героев. Эволюция составляет важнейшее отличие «Гарри Поттера» от литературных сериалов. Мальчик, который выжил, взрослеет на наших глазах. Вместе с взрослением детей более проработанными оказываются и взрослые персонажи. Клубок проблем в многодетном семействе Рона Уизли выписан очень правдоподобно и жизненно. А безупречный волшебник Дамблдор признается, что стареет, что он переоценил свои силы и на многое закрывал глаза. Еще пример - перемена обстановки в доме дяди и тети Гарри. В первых романах семейство Дурсли выглядело комичным сборищем шаблонных негодяев. В "Ордене Феникса" до тех пор безнадежный кузен Дадли худеет и начинает заниматься боксом. Тетя Петунья, как выясняется, добровольно согласилась воспитывать осиротевшего племянника и делала это не лучшим образом в силу своей ограниченности, а не патологической злобности. Всё это делает роман привлекательным для читателя.

Любое произведение — это смена различных форм повествования, описаний, высказываний. Композиция сцепляет разнородные элементы и придает произведению целостность. Причем, целостность эта не только (и не столько) внешняя (система образов, план произведения), но скорее внутренняя, отражающая логику художественного мышления писателя. Особенности композиции очень тесно связаны с тем, кто воспринимает, в чьем сознании воспроизводятся происходящие события. Во всех семи книгах все события показаны через призму восприятия Гарри. И хотя повествование ведется не от первого лица, мы оцениваем все происходящее именно его глазами. По-моему, этим и обусловлены различия между книгами. Каждая следующая книга серьезнее и «взрослее» предыдущей. Растет главный герой, а вместе с этим меняется и взгляд на мир, и его оценка, и общее настроение. В «Ордене Феникса» Гарри уже пятнадцать лет. В этом возрасте человеку свойственно задумываться о жизни, размышлять над последствиями своих поступков. Неудивительно, что это отразилось и на композиционном строе книги: динамическое повествование теперь часто сменяется внутренними монологами и размышлениями. Это естественно для взрослеющего человека, и Роулинг удалось передать это на уровне композиции. Ослабление динамики, как правило, свидетельствует о том, что персонаж живет напряженной внутренней жизнью.



Элементы композиции помогают автору дать какую-либо оценку персонажей. Например, в пятой книге «Гарри Поттер и Орден Феникса» дан портрет Долорес Амбридж, заместителя министра магии: «Он подумал, что она поразительно похожа на здоровенную бледную жабу… Даже крохотный бантик из черного бархата, торчащий над короткими завитыми волосами, показался ему большой мухой, которую она почти схватила своим длинным липким языком». Внешний вид этой женщины не вызывает у читателя никакой симпатии. И не случайно: автор хотел внушить читателю отвращение к этой женщине, скрывавшей за вполне безобидной внешностью амбициозность, жестокость и грубость. Описание обстановки также помогает раскрыть характер героев. Например, кабинет Амбридж «весь в кружавчиках и сушеных цветочках, с этими котятами, которые были так омерзительны, что Гарри остолбенело таращился на них». Такое описание помогает автору раскрыть слащавость и в то же время омерзительность характера героини. Пейзажные описания тоже помогают передать душевное состояние героев. Так, например, в пятой книге описан бесконечный унылый осенний дождь, который все идет и идет, и конца ему не видно. Этот образ помогает передать подавленное состояние Гарри, которому никто не верит, которого считают все чуть ли не сумасшедшим. Ведь он объявил, что Волан-де-Морд жив и вернулся. Вспомним первую книгу романа «Гарри Поттер и философский камень» и первое появление хранителя ключей Хагрида. Он появляется во время бури, подчеркивающей его силу и мощь.

Фабула произведения невероятно проста и схематична, понятна как десятилетнему читателю, так и читателю постарше. Создавая сюжет, Дж. Роулинг использует прием занимательности. Сюжет произведения очень динамичен, насыщен событиями, невероятными приключениями, что помогает удержать внимание читателя. Ведущее место в поэтике произведения занимает игра: автор приглашает читателя войти в отличный от обыденной реальности мир. Правила игры таковы, что и писательница, и читатели прекрасно понимают ее искусственность, что ничуть не умаляет притягательности книг.

Сюжетная линия книг о приключениях юного волшебника Гарри Поттера по сути является детективной, о чем я уже говорил. Расследование загадок волшебного мира, а также невероятные чудеса не позволяют читателю скучать. Ещё одной особенностью сюжета является и то, что в любой книге, как в настоящем детективе, развязка всегда непредсказуема. Например, во второй книге романа «Гарри Поттер и Тайная комната» до конца непонятно, кому принадлежит дневник и кто такой Том Реддл. Никто не подозревает, что маленькая тихая Джинни Уизли и есть тот самый человек, который пишет кровью на стенах грозные предупреждающие слова. Лишь в финале раскрываются все тайны. В третьей книге «Гарри Поттер и Узник Азкабана» читатель уверен, что Сириус Блек преследует Гарри Поттера и хочет его убить, но в финале оказывается, что он крестный отец Гарри и не желает ему зла.

Итак, проанализировав сюжет и композицию романа, можно сделать вывод, что они тоже являются причиной популярности произведения.

Особенности языка романа

Ещё одной причиной популярности романа является язык произведения.

Написан роман ярким и увлекательным языком, в котором много авторских неологизмов. Языковая игра как доминирующий авторский прием является одной из причин необычайной привлекательности книг Дж. Роулинг о Гарри Потере. Языковая игра – это игра слов. Очень часто, не подозревая об этом, к языковой игре прибегают дети, придумывая новые слова, непохожие на обычный язык людей. Наверное, поэтому приемы языковой игры часто встречаются именно в произведениях, предназначенных для детей.

Одним из видов языковой игры анализируемого произведения является каламбур. Каламбур — словосочетание, содержащее игру слов, основанную на использовании сходно звучащих, но различных по значению слов или разных значений одного слова. В каламбуре либо два рядом стоящих слова при произношении дают третье, либо одно из слов имеет омоним или многозначно. Эффект каламбура, обычно комический (юмористический), заключается в контрасте между смыслом одинаково звучащих слов. Эффект каламбура обычно комический. Так, например, название клуба безголовых призраков «Охотники за головами» по своей сути каламбурное. "Охота за головами" – понятие из сферы рынка вакансий, т.е. агрессивная политика поиска нужного работника и переманивание его с прежнего места работы. Напротив, членства в этом клубе много лет безуспешно добивается привидение Почти Безголовый Ник.

Достаточно распространенным видом языковой игры произведения «Гарри Поттер» является использование приема единоначатия, т. е. повтора первых согласных. Одним из видов языковой игры в романе является использование приема единоначатия, т. е. повтора первых согласных. Часто имена и названия в романе начинаются на один и тот же согласный. Например, Батильда Бэгшот, Северус Снегг, Минерва МакГонагал.

Автор создает окказиональные слова (это слова, созданные с нарушением языковых норм, причем это нарушение является осознанным), в которых главным приемом является единоначатие. Например, "Пуляющие пушки", или «Пушки Педдл» - это название команды по квиддичу, в котором словосочетание создано с нарушением речевых норм – тавтологии. Также Роулинг придумывает новые слова, отражающие внутреннюю сущность предмета. Например, профессор Златопупст Локонс – фамилия и имя как бы высмеивают пустую сущность профессора, его привычку к самолюбованию.

Отдельным частным проявлением языковой игры произведения «Гарри Поттер», который так часто импонирует детям, является искажения отдельных слов (оговорки). Например, одной из многочисленных оговорок мистера Уизли является слово «эскалатор» (имеется в виду эскалатор в метро). Вместо него он произносит слово «эскапатор» или «экскалатор».

Анаграмма занимает исключительно важное положение в ряду языковых приемов произведения «Гарри Поттер». Дж. Роулинг использует анаграммы как один из способов кодирования информации. Например, имя Том Нарволо Реддл при перестановке букв означает Лорд Волан-де-Морт».

Для текста произведения «Гарри Поттер» характерно частое использование многоточия, тире, заглавных букв и курсива. Так, например, помимо отдельных слов или фраз, курсивом выделены заклинания, названия школьных дисциплин, учебников и т. д. Графика выполняет не только функцию воссоздания живой речи, смыслового выделения слова, передачи интонации, но и своего рода инструмента воздействия на эмоциональное восприятие и сферу чувств читателя, поскольку помогает ему ощутить определенный спектр эмоций персонажа.

Создание текста, не расчлененного междусловными пробелами, выполняет в произведении «Гарри Поттер» функцию передачи живой ускоренной или нечленораздельной речи. Например, «Сстосусилоссь? – спросил Гарри неразборчиво, как пьяный». Кроме того, в «Гарри Поттере» встречается прием нерасчлененного текста, который частично расчленяется посредством дефиса или многоточия, подчеркивая ироничность высказывания., «Что…что такое? – сонно пробормотал Гарри», «Ч-чего? – сонно пробормотал Гарри».

Дж. Роулинг использует прием намеренного нарушения грамматических норм. Так, например, в целях описания социального статуса лесничего Хагрида использован разговорный стиль или просторечие («как я погляжу», «субчики», «на ум взбредет», «допёр», «но раздери меня совсем», «ну один в один просто», «вылитый папаша», «прям хоть кричи!»), а также слова, находящиеся в сфере употребления малограмотных людей («ихнее»).

В статье «О происхождении феномена Гарри Поттера», размещенной на форуме Независимого Интернет Издательства «Гарри Поттер», указывается, что текст романа «психологически разнообразен». Каждый находит в нем нечто свое, близкое и понятное, затрагивающее струны его души. И именно поэтому критики, которые пристально разглядывают текст Роулинг, находят в нем массу "небрежностей". «Но такой академичный подход к критическому разбору текста "Гарри Поттера" неприемлем. Если убрать "шероховатости" и "неправильности" языка Роулинг - все очарование исчезнет», - убежден автор статьи.

Итак, язык романа прост, понятен и близок читателю 11-15 лет, что, безусловно, является причиной привлекательности произведения.

Нравственная проблематика романа

Немаловажным фактором успешности романа о Гарри Поттере является и идейная основа произведения. О безыдейности книг Роулинг идет много разговоров. Но я всё же считаю, что в романе поднимаются различные проблемы, как философские, так и нравственные. Я выделил следующие:



  1. Борьба добра и зла

  2. Взаимоотношение взрослых и детей

  3. Проблема развития личности, саморазвития, утверждения собственной индивидуальности

  4. Проблема сложности человеческой натуры

  5. Проблема толерантного отношения к людям

  6. Отношение к чуду

  7. Проблема дружбы

  8. Проблема власти и ответственности

  9. Проблема известности, славы

Правда, не стоит отдавать предпочтение одной из проблем: все они дополняют друг друга, представляют комплекс идей произведения.

На мой взгляд, идея борьбы добра со злом всё же основополагающая в романе. Представителем зла в нем является черный маг Лорд Волан-де-Морт. Он использует самое изощренное оружие, а убивает не ради самозащиты или защиты тех, кого любит. Принципов, которые действуют, например, на войне, для него не существует. Он убивает хладнокровно, иногда для удовольствия, иногда ради новых достижений. Постепенно шаг за шагом Гарри Поттер понимает: именно в нем заключена та сила, которой придется выступить против зла, лорда Волан-де-Морта, и это - сила добра.

Но не всё так просто в романе английской писательницы. Борьба добра и зла идет и в душе самого героя. Да, как это ни странно звучит, но и личности Гарри присущи негативные, злые черты. Вот Гарри покупает волшебную палочку на Диагон-аллее. И ему достается "родная сестра" той палочки, которой владеет воплощение зла, лорд Волан-де-Морт. Причем, палочка сама выбирает себе волшебника. Первое указание на присутствие сил зла в душе Гарри Поттера. И это только начало. Во время процедуры распределения первоклассников по колледжам шляпа-сортировщица говорит Гарри, что ему лучше всего было бы учиться в Слизерине, колледже, пользующемся дурной славой, из которого вышло немало черных магов, в том числе и лорд Волан-де-Морт. А вот, посмотрите, какой совет дает Дамблдор, когда Гарри говорит о своем страхе не оправдать ожидания тех, кто видит в нем героя, победившего могучего чародея. «Просто будь собой!» - говорит директор школы Гарри Поттеру. Не стань лучше, учись, стремись, борись и т.п., а стань самим собой. Несмотря на схожесть Гарри Поттера с Волан-де-Мортом (в первом «есть многие качества, которые Салазар Слизерин высоко ценил в своих тщательно отбираемых учениках. Его собственный редкостный дар, змееустость - находчивость - решительность - некоторое пренебрежение к установленным порядкам») внутренне мальчик не похож на черного мага. Дамблдор очень мудро объясняет причину этого: «Ведь только избираемый нами путь, Гарри, показывает нашу истинную сущность, гораздо лучше, чем наши способности. ....». Таким образом, только от человека зависит, добро или зло победит в его душе – вот урок, который должен усвоить читатель.

Быть верным, уметь доверять и, самое главное, чувствовать потребность изо всех сил сопротивляться злу – это нравственные проблемы, которые объединяют все семь историй, их главная мораль.

В книге вообще много говорится о человеческой душе – о том, благодаря чему она остаётся целой и невредимой, и о мере зла, необходимой для того, чтобы расколоть её на части. Всё начинается с утверждения, что любовь может спасти от смерти, и заканчивается заявлением, что самопожертвование во имя любви способно вернуть к жизни. «…твоя мать пожертвовала собой ради твоего спасения, - говорит Дамблдор Гарри, - она дала тебе такую надёжную защиту, какой он (Волан-де-Морт) и представить себе не мог, и она по сей день тебя оберегает». В последней книге мы видим столкновение двух очень разных, диаметрально противоположных душ, им предстоит сразиться во имя нового мира. Душа Гарри искалечена и почти потеряла то, что отличает настоящую человеческую душу, способность любить. Волан-де-Морт обесчеловечил себя намеренно. Гарри уязвим, он страдает, но все еще жив, он все еще борется, надеется и верит в любовь. И любовь становится в очередной раз тем, что способно спасти героя, вернуть его к жизни.

В романе явно противопоставление детского мира и взрослого. Детским персонажам Роулинг приходится проживать и решать совсем уже не детские проблемы, и с каждой книгой это становится все более явно и все более важно. Она ставит перед детьми задачи, которые им не всегда под силу, раскрывает в решении этих вопросов эмоциональный мир своих героев. Она противопоставляет мир детский и взрослый, как сказочный и реальный - ведь в сказке все решилось бы мановением волшебной палочки, а в реальности приходится думать о последствиях каждого поступка и взвешивать каждый шаг. Наверное, и в этом часть секрета Роулинг - она не дает возможности все проблемы решить волшебством, а заставляет своих героев и читателей думать над решением и чувствовать вес каждого такого решения. Дети, наконец, предстают здесь не как образцы идеальности, невинности. Детство в «Гарри Поттере» не волшебный мир, в который взрослым хочется вернуться, но сложный, с массой своих проблем, период жизни человека.

А за периодом детства следует период отрочества, взросления, период становления личности, ее самоопределения. Роулинг психологически точно описала проблемы подросткового возраста в пятой книге «Гарри Поттер и Орден Феникса». Гарри то чувствует себя взрослым, умудренным жизненным опытом и хочет, чтобы окружающие относились к нему соответственно; то ощущает себя ребенком и нуждается в защите и отеческом участии. Очень характерен в этом отношении его срыв по приезде в дом Сириуса («я уже взрослый, я столько сделал, а со мной обращаются как с маленьким»), а также обида на Дамблдора, что тот не обращает на него внимания («мне так нужна поддержка, а вы…»). Поведение героя типично для подростка: перепады настроения, срывы, истерики, недовольство собой и в то же время глубокие раздумья о своей жизни и анализ своих поступков, слов, действий.

Роулинг ненавязчиво подталкивает читателя к мысли о том, что детское, незамутненное понимание и видение вещей – самое верное и точное, ребенок не делит жизнь на обыденную и фантастическую, для него необычное – это, скорее, норма, чем исключение. Взрослые же люди почти утратили способность видеть удивительное вокруг себя. Обыватели не прощают проявления индивидуальности, а уж тем более таланта волшебника. Дурсли записывают Гарри в школу для неполноценных, так как его способности разрушают их обывательское убеждение, что только соблюдение стандарта является залогом процветания. Дурсли гордятся своей обычностью, они никогда не признаются, что заурядны и, как всякие ничтожества, агрессивны. Главный закон мещанина – не выделяться, не высовываться, быть похожим на других.

Роулинг на редкость убедительно выстроила свою концепцию волшебства как метафоры творчества вообще. Чтобы сотворить чудо, нужно работать не только руками и головой. Конечно, и то и другое обязательно, но в первую очередь должна трудиться душа. Чудо получится только в том случае, если вложишь в него душу. «Мои книги - о власти воображения», - говорит Роулинг.

Автор очень дружелюбно пишет о людях разных национальностей из разных стран, чем и формирует положительное отношение к ним. Здесь нет стереотипов, нет предвзятых взглядов, каждый человек хорош по-своему, и неважно, какие у него глаза и какого цвета кожа и волосы. Таким образом в юном читателе формируется толерантность, уважение к чужим взглядам и интересам.

Джоан Роулинг так много пишет о дружбе, верности, доблести, что нельзя, прочитав книгу, не задуматься об этом. К сожалению, сейчас многие, хотя и не все, стали забывать о поступках во имя дружбы, о честности - как перед собой, так и перед другими. Немало примеров таких поступков можно найти в «Гарри Поттере» - скажем, в четвертой книге «Гарри Поттер и кубок огня», где герой пытается спасти не только своего друга Рона, но и всех оставшихся под водой.

Еще одна не менее важная проблема интересует автора романа. Это проблема власти и ответственности. Дж. Роулинг уверена, что лишь тот, кто чувствует ответственность, не сможет злоупотребить властью, использовать ее во вред другим. Таким является директор школы чародейства и волшебства Хогвартс Дамблдор. Он чувствует свою ответственность прежде всего за судьбу Гарри, поэтому старается уберечь его от излишней информации, которая может ранить юного мальчишку. Напротив, Долорес Амбридж, заместитель министра магии только и мечтает занять кресло директора школы Хогвартс. Став же директором, превращается в настоящего тирана для всех учащихся и преподавателей, замучив их инструкциями, запретами и проверками.



Заключение

Таким образом, проанализировав форму и содержание романа Дж.К. Роулинг «Гарри Поттер», я пришел к выводу, что его успех складывается из многих составляющих: синтез жанров, сложность, неоднозначность характеров героев, эволюция персонажей, переданная на уровне композиции, занимательность сюжета, яркий, увлекательный язык произведения, комплекс нравственных и философских проблем.

Безграничный оптимизм – черта романов Джоан Роулинг. Она дала возможность людям поверить в чудеса сейчас, когда зачастую кажется, что никто никому уже не нужен и не дорог, и многие дальше своего носа и своих проблем вообще ничего не видят. И это учит верить в себя, в лучшее, чего нам так часто не хватает в жизни! Может быть, именно поэтому «Гарри Поттер» был так популярен, и именно в этом и заключается его «тайна»? Он, как бы громко это ни звучало, учит жить, понимать и сострадать. Помогает стать Человеком с большой буквы, с широкой душой, для которого даже сегодня чудо - это не просто слово.

Список литературы



Художественная литература

  1. Ролинг Дж. Гарри Поттер и философский камень // ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2001

  2. Ролинг Дж. Гарри Поттер и Тайная комната // ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2001

  3. Ролинг Дж. Гарри Поттер и узник Азкабана // ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2001

  4. Ролинг Дж. Гарри Поттер и Кубок огня // ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2002

  5. Ролинг Дж. Гарри Поттер и Орден Феникса // ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2003

  6. Ролинг Дж. Гарри Поттер и Принц Полукровка // ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2005

  7. Ролинг Дж. Гарри Поттер и Дары Смерти // ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС». 2007

Интернет-ресурсы:

  1. http://ru.harrypotter.wikia.com

  2. http://ru.wikipedia.org

  3. http://www.hp-chistmas.ru (Доклад на Студенческую Научную Конференцию «Феномен Гарри Поттера в современной культуре»)

  4. http://www.iaclub.ru (Статья «Гарри Поттер: в чем причина популярности?» Автор Виктория Дегтярёва)

  5. http://rutracker.org (Биография Дж.К. Роулинг)

  6. http://harrypotter-2.narod.ru (проект Независимого Интернет Издательства «Гарри Поттер»)

  7. http://www.grimmauldplace.ru («Министерство Магии Дж.К. Роулинг» Стивен Кинг о седьмой книге)






Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет