ДРАКОНЫ, ГОРОДА И «СТРОИТЕЛЬНЫЕ ЖЕРТВЫ»:

ОБ АСТРАХАНСКО-КАЗАНСКИХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПАРАЛЛЕЛЯХ
В данной статье я хотел бы рассмотреть некоторые тюркские легенды об основании Астрахани и Казани. Удивительно, что эти легенды во многом совпадают. С одной стороны, это можно было бы объяснить фольклорными заимствованиями. Однако, на мой взгляд, более верно видеть в этом сходстве (даже несмотря на позднее происхождение легенд) типологическое, архетипическое единство.
Условно рассматриваемые легенды можно разделить на «драконьи» и «строительные». Начнём с «драконьих». В сочинении османского автора Эвлия Челеби ибн Дервиша (1611-1679/1683)1 «Сейахат-намэ» («Книга путешествий») приводится легенда о происхождении названия города Астрахани: «В древние времена этот город (Астрахань. – А.С.) лежал в развалинах и в нём находился дракон-аждерха. Пожирая всех сынов человеческих, обитающих в степи Хейхат, и всех живых тварей, он погубил несколько стран. Впоследствии некий хан-богатырь убил этого дракона, а всю округу сделал безопасной и благоустроенной – поэтому эту страну стали называть Аждерхан» (11. С. 132).

Демон аждаха (или аждага, айдахар, аждахар) хорошо известен в народной демонологии тюрков Нижней Волги. У юртовских ногайских татар, ногайцев-карагашей (т.н. «кундровских татар»), казахов, туркмен Астраханской области он представляется как чудовищный змей, дракон, «главный среди змей». Юртовские татары и казахи считают, что демон может иметь несколько голов и крылья. В представлениях карагашских ногайцев айдахар живёт на кладбищах. Поэтому, приходя на кладбище, необходимо молится, чтобы демон не появился. От него можно спрятаться под семью котлами-казанами. В юртовских и казахских сказках аждаха – людоед. Он прилетает в аул и пожирает людей. Герой-батыр убивает дракона в поединке и спасает мирных жителей (7).

Образ аждахара/аждарха распространён в мифологии многих тюркоязычных и ираноязычных народов Малой Азии, Центральной Азии, Северного Кавказа, Поволжья и Западной Сибири. По мнению большинства исследователей, он восходит к персонажу иранской мифологии Ажи-Дахака (1. С. 24). В зороастрийской Авесте Ажи-Дахака – трёхглавый дракон, один из сильнейших демонов. Он был побеждён божеством Траэтаоной, закован в цепи и подвешен в вулканическом жерле священной горы Демавенд (на территории современного Ирана). Перед концом света Ажи-Дахака вырвется на волю и воцарится в мире на короткий срок (4. С. 24). Интересно, что в представлениях астраханских туркмен злой дух аждахар также должен появиться перед концом света.

Сообщённая турецким путешественником астраханская легенда встречает неожиданную аналогию в фольклорных материалах об основании города Казани, зафиксированных в исторической традиции. Так, в русской летописи «Казанский летописец», составленной около 1564-1565 гг., повествуется о том, как некий царь Саин Болгарский в 6685 (т.е. в 1177) г. решил основать город «на Волге, на самой украине русской, на сей стране Камы реки». Однако «живяше ту возгнедився змей велик и страшен о дву главу: едину имея змиеву, а другую главу волову. Единою пожираше человеки и скоты и звери, а другою главою траву ядяше. А иные змии около его лежаше, живяху с ним всяцеми образы. Тем же не можаху человецы близ места того миновати… Царь же… не домышляшеся, како извести змия того от гнезда своего, яко до того ради будет град крепок и славен везде. Изыскався в воех его сице волхв хитр и рече царю: «Аз змия уморю и место очищу». Царь же рад бысть и обещася ему царь нечто дати велико, аще тако сотвориши. И собра обояник волшением своим вся живущя змия те от века в месте том к великом змию во едину громаду согна и всех чертою очерти, да не излезет из нея ни едина змия, и бесовским действом всех умори. И обволоче кругом сеном и тростием, и дровием, и лозием сухим многим. И полияв серою и смолою, и зажже огнём, и попали, и пожже вся змия, великаго и малыя… И сим образом очисти место то. Царь возгради на месте том Казань…» (2. С. 216-217).

Герб Казани – крылатый дракон Зилант (утвержден 18 октября 1781 г.)
Казанский исследователь М.Г. Худяков писал, что, согласно преданиям, «место современной Казани было обильно змеями, причём один змей был крылатым и жил на Змеиной горе (Жылан-Тау) в окрестностях города (ныне Зилантова гора…); строителям города пришлось истребить змей посредством сожжения соломой; при истреблении змей крылатый дракон улетел со Змеиной горы и утонул по одному варианту – в озере Кабан, по другому – в Чёрном озере». Далее исследователь добавляет, что «легенды о чудовищных и летающих змеях существуют в нескольких местностях Казанского края» (10. С. 251-252).

Следует отметить, что астраханские и казанские легенды о драконах и городах далеко не уникальны в тюркском фольклоре. Так, например, по сообщению советского этнографа Г.П. Снесарева, среди хорезмских узбеков бытовала легенда об основании древнего города Гурганджа (Ургенча) на месте, где жили два дракона-аждархо, которых убил странствующий богатырь-палван Хоразм (8. С. 29-31).

Несколько слов о семантике вышеизложенных легенд. М.Г. Худяков, анализируя казанские легенды о змеях, считает, что в эти легенды «вкладывался аллегорический смысл, причём мусульмане старались видеть в змеях, изгнанных из Казани, язычество, а христиане подразумевали ислам, вытесненный христианством» (10. С. 252). Однако, в «Казанском летописце» речь явно идёт о древнем прошлом Казанского ханства, а не о времени завоевания его войсками Ивана Грозного. Поэтому странно видеть в этой легенде аллегорию о смене ислама христианством. Столь же странно усматривать в легенде антиязыческую основу, учитывая, что «змей велик» был истреблён колдуном-«волхвом» из числа «воев» царя Саина Болгарского. На мой взгляд, данные фольклорные сюжеты скорее отражают архаическую мифологему космогенеза, согласно которой мифологические герои, первопредки-демиурги, посредством уничтожения змеиных существ, персонифицирующих Хаос, способствуют созданию упорядоченного Космоса – в данном случае города (Ср.: 5. С. 208-211).

С мифологемой космогенеза, на мой взгляд, связаны также легенды о «строительных» жертвах. В одной из легенд об основании Казани повествуется следующее: «В те времена, сказывают, был странный обычай: перед тем, как построить новый город, совершали в память этого события жертвоприношение. По обычаю…, Галимбек (хан, другие фольклорные имена которого Алимбек, Али-бий, Али-баба, Либей. – А.С.) заставил бросит жребий между одним своим приближённым и своим сыном. На кого выйдет жребий, того необходимо было закопать живым в фундамент строящегося города». Жребий выпал на долю ханского сына. Отец, естественно, не хотел смерти наследника. И тогда «старейшины города» без ведома хана зарыли под фундаментом собаку. Галимбек, узнав об этом, «задумался и решил, что это дело не добру», боясь, что когда-нибудь достанется в руки «собак», т.е. врагов (9. С. 102).

В работе российского этнографа-тюрколога В.А. Мошкова (1852-?) приводится легенда астраханских ногайцев-карагашей о святом Хазрет-Хамете: «Святой Хазрет-Хамет был славный богатырь, со многими он воевал и побеждал. У него был конь, который понимал своего хозяина». Данный святой построил в Астрахани мечеть, которая впоследствии (т.е. после завоевания Астраханского ханства русскими войсками) была обращена в православный храм – Успенский собор Кремля. Причиной этого стало следующее обстоятельство. Когда она строилась, Хамет приказал плотникам схватить первого мальчика, который придёт к месту постройки, и зарыть его (возможно, это отголоски архаического мифа о «строительной жертве»). Пришёл сын самого Хамета. Плотники пожалели его и закопали в землю русского мальчика. Узнав об этом от плотников, Хамет укорил их и сказал «Ну, теперь постройка пропала». Так и случилось (6. С. 63-64). Кстати, Хазрет-Хамет – это, вероятно, Хамет-ата, или Химат/Хамат/Эмет-ата, чья святая могила, по сведениям моих информаторов, находилась в самой Астрахани, в районе бывших Пороховых складов (в «Жилгородке», в совр. Кировском районе г. Астрахани); ныне забыто (7).

Опять же анализируя семантику «строительных» легенд, мне представляется, что данный сюжет отражает распространённый во многих мифологических традициях архетип о «первожертве». Создание мира из Хаоса богами или демиургами-первопредками в мифах часто трактуется как убийство гигантского, как правило антропоморфного существа, расчленение его тела и конструирование мира из этих частей. В основе подобных мифов, как считает Е.М. Мелетинский, реальные жертвоприношения. Так, в архаических земледельческих обществах принесённые в жертву девушки якобы превращались в злаки и давали жизнь растениям (5. С. 202-203). В астраханской и казанской легендах – тот же мифологический смысл: предполагаемая жертва должна была как бы скрепить «фундамент» новой создаваемой реальности2.

Библиографический список

Басилов В.Н. Аждарха // Мифологический словарь. М., 1991. С. 24.

Из глубины столетий. Казань, 2000.

История земли Харабалинской. Астрахань, 2008.

Лелеков Л.А. Ажи-Дахака // Мифологический словарь. М., 1991. С. 24-25.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 2000.

Мошков В.А. Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края. Мелодии ногайских и оренбургских татар. I. Введение // Известия общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете. Казань, 1894. Т. XII. Вып. 1. С. 1-67.

Полевые материалы автора.

Снесарев Г.П. Под небом Хорезма (Этнографические очерки). М., 1973.

Хрестоматия по истории Татарстана. В 2-х кн. Кн. 1. Казань, 2003.

Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. М., 1991.

Эвлия Челеби. Книга путешествия (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века). Вып. 2. Земли Северного Кавказа, Поволжья и Подонья. М., 1979.
Е.И. Герасимиди

ОГУК «Астраханский государственный объединенный

историко-архитектурный музей-заповедник»

«АРИФМЕТИКА» Л. МАГНИЦКОГО И ВОСПИТАНИЕ

ТОРГОВОЙ КУЛЬТУРЫ
В музее культуры Астрахани экспонируется знаковая для XVIII книга — «Арифметика, сиреч наука числительна…» Л.Ф.Магницкого, первый российский печатный учебник математики, изданный в 1703 году, который справедливо считается математической энциклопедией своего времени. В «Арифметике…» наряду с арифметическими, давались сведения по алгебре, геометрии, геодезии, тригонометрии, навигации и астрономии. Исследователи отмечают благотворное влияние книги на развитие физико-математических знаний в России: «Около 50 лет она не имела конкурентов, и сыграла в истории русского математического образования чрезвычайную роль» (4.С.3). В основном труд Магницкого изучался как учебник, в данной статье хотелось бы рассмотреть «Арифметику» как пособие для самообразования, своего рода самоучитель для определенного сословия- купечества на основе анализа текста и изучения экземпляра книги, хранящегося в Астраханском музее-заповеднике.
Создание «Арифметики» неразрывно связано с Навигацкой школой в Москве, первым светским профессиональным учебным заведением в России, где Леонтий Магницкий преподавал. Он написал этот учебник в первую очередь для нужд школы. Математика в XVII в. считалась очень трудным предметом, если и вводилась в школьную практику, то лишь в старших классах, арифметическое деление оставалось для многих недоступным, учебников не было, в обращении находились ученые сочинения для особых любителей математических вычислений. Вместе с тем, было бы несправедливо считать «Арифметику» только учебником для юношества.

Обогащение страны посредством торговли, вот одна из целей, поставленных Петром I, для чего следовало «научаться поныне им неизвестным познаниям и тем искуснее становиться во всех торговых делах». (5. С.73) Автор однозначно дает понять в предисловии, что труд его предназначен не только для «мудролюбивых российских отроков», но и для «всякого чина и возраста». Сам Леонтий Магницкий изучал математические науки самостоятельно, и книга написанная им, учитывала возможность самостоятельной работы. Автор указывает на это в начале учебника: «Аще бо, кто и без учителя, Творится в ней обучителя»(2. Л.3) «И мню аз яко то имать быть, Что сам себя всяк может обучить».(2. Л.5об.)

В тексте есть неоднократное обращение непосредственно к читателю, Магницкий ведет с ним беседу: «Аще хощеши да бы произведение во умножении было…», «Но и сие ведай, яко не едину часть токмо или две…» После глав помещались стихи, подбадривавшие того, кто занимается по книге: «Читателю любезный, Слыши глас мой полезный, Аще бо ты потщился, Добрых целях обучился».(2. Л.41)

Кого же Леонтий Магницкий видел своим читателем? В главе «Трудолюбивому и миролюбивому читателю о господе радоватися» он перечисляет людей, кому в первую очередь нужна математика: это «купеческие люди», «денежных дел начальники», «хранители царских сокровищ», «икономы», «землеописатели», «всяких размеров художники».(2.Л.15) В «стихах на предлежащий герб» это еще и — «морской пловец навигатор или гребец», «воин», также автор считает, что «наука счисления» необходима «ремесленным и художным, подданным разным и вельможным».(2.Л.5) Неизменно среди упоминаний о профессиях первыми назывались купцы. Магницкий видел в знаниях путь к богатству, а в богатстве — средство укрепления государства, что отразилось в стихотворной форме в предисловии к «Арифметике»: «Любить же мудрость и науки, Чем богатство нам придет в руки, А иже людей обогатить, убо и царство распространить, Грады укрепить и построить, И всю землю си упокоить».(2.Л.3)

«Книгу первую» «Арифметики» можно назвать энциклопедией для купцов, хотя она рассчитана на широкий круг читателей. В первой части «книги» рассматриваются арифметические действия, к каждой задаче дается решение и большинство представленных в ней задач (15 из 25) — на тему купли- продажи: «Купецкий человек купил в пяти местах сукон, в первом 397 аршин,…и возжелал ведати, сколько во всей покупке аршин будет».(2. Л.17) Примеры, связанные с торговлей, удобны для изучения арифметики как школярам, так и взрослым- автор доходчиво объясняя учащимся то или иное правило на понятном примере, торговцы могли овладеть арифметическими действиями на близком им материале. В задачах на вычитание, всего один раз упоминается «купец некий» и один раз «житопродавец», но только на первый взгляд задачи не связаны с купечеством, вот их тема: «Некий заимодавец имел должника…», «Человек некий подрядился поставить кирпич…», «Человек некий купил сукон…». Масштабы сделки явно не для домашних нужд, размах торговых операций — купеческий. Несомненно, и долги, и подряды, и раздача милостыни входит в круг интересов купечества.

Интересно как именует покупателя или продавца Магницкий: «некий человек», «некто купецкий человек…», «три лица из купечества», «некий купец», «житопродавец некий», «оный гость», «гостиный человек».(2.Л.7-8) Такое многообразие названий отражает процессы, происходящие в петровской России, когда сословие купечество еще до конца не сформировалось, отсюда и «некий человек», совершающий крупные торговые операции, но купцом еще не называющийся.

Есть в «книге первой» глава, целиком посвященная конкретным торговым операциям: «Различная и гражданству потребная действования чрез прешедшия части», представляющая собой интересный источник для исследователя истории купечества. Глава делилась на ряд статей: «торговля тройная со временем», «торговля меновая в тройном правиле», «торговля складная с прикащики и с людьми их» и др. Здесь, среди разнообразных примеров из торговой жизни, приводятся задачи, дающие возможность не только сделать необходимые вычисления, нужные купцу, но и предоставляющие необходимые сведения для ситуаций, с которыми он может столкнуться. Например, как сосчитать втроем «громаду денег», правильно разделить наследство, рассчитать напитки для пира, который будет продолжаться 7 часов с 10 приглашенными что бы «не переходить предела в питии»(2.Л.142) как справедливо заплатить работнику, подрядившемуся работать год за 12 рублей и кафтан, но проработавшему всего пять месяцев.(2. Л.114.об.) А так же, задачи совсем неожиданные для учебника математики: «Некогда в Константине граде 20 человек мыхося в бане в них же бяху христиане, турки же и евреи, а оставлено имати за баню с турченина по полденьги, а с хрестианина по деньге, с евреина же по 3 деньги….».(2. Л.120) Подобные задания кроме арифметических знаний передавали практический опыт, который мог пригодиться купцам, как в России, так и тем, кто отправляющимся торговать «за море». Магницкий как будто пытается охватить все стороны купеческой жизни. Предлагает «ради пользы читателей» «наипаче же купеческим людем» исторические и современные сведения со сравнительными таблицами о деньгах других государств, о весах и мерах, о времени.

Леонтий Магницкий показал хорошее знание купеческого дела, книга получилась крайне полезной, в том числе и для астраханских купцов. Некоторые примеры перекликаются с Астраханскими реалиями того времени: «купил сосуд шафрана», «купил мех перца…»(2.Л.93) эти заморские товары поступали в Россию через Астрахань. Актуальными были также примеры о «кумпанствах» в середине XVIII в. когда создавались как крупные торговые компании, (например, компания «персидского торга» и среднеазиатская компания в Астрахани), так и объединение небольших капиталов купцов среднего достатка. История купечества неразрывно связана с благотворительностью, отсюда задачи соответствующей тематики «Некий человек обещал нищим раздать 5604 копейки и остатки в церковь отдати…».(2.Л.83) «Некто муж благоговеин внизе в сиротопитательницу милостыню дать убогому…».(2.Л.162) автор не только задачу разбирает, но и напоминает читателю о христианском долге.

На книге есть пометы, которые доказывают, что она пребывала в астраханских купеческих семьях до конца XVIII века. Имеется владельческая надпись о том, что эта книга подарена астраханскому купцу Ивану Петрову, сыну Волковоинову 21 января 1773 года. Его отец, Петр Михайлович Волковоинов, был крупной фигурой в купеческом мире Астрахани, он входил в состав Персидской компании, занимался внешней торговлей, строил корабли. Далее идет надпись, что эта книга принадлежит астраханскому купцу Ивану Астраханцеву. Астраханцев неоднократно фигурирует в торговых делах Астрахани XVIII века, в частности он построил шняву «Святой Алексей» грузоподъемностью 13660 пудов (3.С.13), был одним из директоров среднеазиатской компании. Книгу он продал астраханскому купцу Игнатию Богданову за четыре рубля.

Отдельные фрагменты книги переписывались, на что указывают карандашные пометки «оное писать после нумерации»(2.Л.57), можно сказать, таким образом «Арифметика…» «тиражировалась», что еще раз подчеркивает ее популярность.

«Арифметика» состояла из трех частей, или «книг» как назвал автор: собственно арифметики для «общенародного человека», во второй книге излагаются основы алгебры и геометрии, в третьей — «общее о земном размерении и еже к мореплаванию принадлежащее». В последних двух частях уже не было стихов, подбадривания читателя, и тому подобной занимательности, поскольку предназначались они для тех, кто уже знал азы математики, их не было необходимости уговаривать учиться.

В астраханской книге наиболее «зачитаны» как раз первая и последняя части, что отражает важнейшие направления в занятости астраханцев- торговля и мореплавание, тесно между собой связанные. В «книге» о мореходстве Магницким впервые приводилась широта и долгота Архангельска, Астрахани, Москвы, Киева.

«Арифметика…»была издана большим тиражом — 2400 экз., для навигацкой школы нужно было только 500. Остальные экземпляры разошлись по стране, один учебник (известный нам) оказался в Астрахани и был востребован среди купечества. Если в учебных заведениях по «Арифметике» занимались в учебных заведениях на протяжении 50 лет, то купцы, судя по экспонату астраханского музея-заповедника, пользовались ею до начала XIX века, ведь первый учебник «Купеческая арифметика. Руководство для купцов и реальных училищ», написанный А.Штейнгаузом был издан только в 1850 году.

«Арифметика» Л.Магницкого стала событием в культурной и просветительной жизни XVIII века, несомненно, для астраханских купцов книга была необходима в деловых операциях, прививала культуру торговли, расширяла кругозор, позволяла совершенствовать свои знания, что остается актуальным и для сегодняшнего дня.

Библиографический список

Денисов А.П. Леонтий Филиппович Магницкий. М.,1967.

Магницкий Л.Ф. Арифметика, сиречь наука числительна…М., 1703.

Рябцев А.Л. Экономическое развитие Астраханского края в XVIII веке. Астрахань, 2000.

Симонов Р.А. 300 лет Арифметики Леонтия Магницкого. http://www.naukarun.ru

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1978.Т.15.

Фунтикова.А.А. Леонтий Магницкий и его «Арифметика» http://www.museum.nnov.
Е.И. Герасимиди

ОГУК «Астраханский государственный объединенный

историко-архитектурный музей-заповедник»

НОВЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТАНОВЛЕНИИ ТЕАТРА А.К. ГРУЗИНОВА

В АСТРАХАНИ (1809-1818 гг.)
О первых годах существования в Астрахани театра известно немного за недостатком источников. Этой темой занимались члены Петровского общества исследователей Астраханского края (5), в Государственном архиве Астраханской области удалось найти дело, которое послужило основой для доклада общества (3), но некоторые сведения члены Петровского не использовали. Так же выявленные и другие дела, позволяющие дополнить информацию о становлении драматического искусства в городе.
Датой официального открытия театра считается декабрь 1810 года, однако в дневниках протоиерея Скопина прямо говорится об открытии в Астрахани театра в 1797г.: «В Астрахани появился театр и представлена была опера «Мельник» в первый раз». (8. С.145) Мемуарист не называет владельца театра, но документе приведенном И.Саввинским упоминается «содержатель вольного театра Евреинов» (7 С.212) Евреиновы- известная фамилия в Астрахани, ее носили представители разных сословий, в том числе и купцы. Возможно, первый театр был открыт представителем крупного купечества, но отсутствие источников не позволяет это утверждать. Видимо, театр Евреинова просуществовал недолго и не оставил особого следа своего пребывания.

Дата открытия театра А.К.Грузинова не вызывает сомнений, тому нашлись дополнительные подтверждения.

С легкой руки А.Штылько который назвал старый астраханский театр «каменным сараем»,(9. С.43) бытует мнение, что театр был перестроен из сарая. Следов пресловутого «сарая» найдено не было, но открылся другой интересный факт. Как известно, хозяином первого дома был купец Степан Екимович Токарев. В ноябре 1809г. он обращается в городскую думу с прошением освободить его от постоя, поскольку «имеет он в городе Астрахани собственный каменный дом, состоящий в Белом городе в приходе церкви Николы Гостиного, принадлежащий прежде купеческому и мещанскому обществам,…каменные погоревшие казармы…купленный им дом, пожаром поврежденный, желает он ныне возобновить оной починкою с покрытием черепичной крыши, а состоящий при оном доме особый двор огородить забором для складки материалов».(4. С. 66) Возможно восстановленные «погоревшие казармы» и стали зданием театра, казармы предполагают просторное помещение, тем более, что располагались они «на Спасской улице, а в задней стороне по Горянской улице» (там же), в районе Театрального переулка. Кроме театра, в здании располагалось благородное собрание, что опять же в пользу того, что помещение было приличным. Аргументом того, что театр мог располагаться в перестроенном доме, служит тот факт, что слишком уж быстро дом ветшал, современники описывают его не лучшим образом. По отзывам второй половины XIX в. здание никак не было похоже на театральное — неудобное, в окружении питейных заведений, со складом спирта в подвале.

Нашлись новые сведения о подпоручике Андрее Грузинове, основателе театра. В книге М.Абросимова высказывается предположение, что возможно упоминаемый в «Записках» Ф.Ф.Вигеля некий «вольный актер Грузинов, который припорядочно знал свое дело» игравший в домашнем театре помещика В.И.Кожина и есть основатель Астраханского театра (6. С.8). Это соответствует действительности, сам Грузинов упоминал о своей работе в театре Кожина (1,5).

Кроме театральной деятельности, Грузинов, хотел попробовать свои силы в качестве частного учителя, дав объявление в «Восточных известиях» о том, что он возьмется за известную плату обучить детей от 7 до 10 лет чтению и письму. Директор гимназии А.А.Храповицкий обратился по этому поводу с жалобой к вице-губернатору А.И.Коростовцеву. Раздражение Храповицкого можно объяснить наличием мелких школок с не всегда достойного уровня педагогами, оттягивавших учеников от государственных учебных заведений. Тем более, что разрешение на преподавание надо было испросить через директора губернских училищ и получить надлежащее свидетельство. Было заведено дело, издатель И.Вейскгопфен подвергся внушению, чтобы не помещал подобных объявлений самовольно. Он оправдывался тем, что «рассудил, что г. Грузинов движимый человеколюбием приглашает детей и бедных сирот для обучения их чтению и писанию по причине недостатка приходских училищ» (1. С.4). Грузинов вынужден был объясняться, зачем он затеял подобное предприятие без разрешения: «Позволения ни от кого не имел, а природа и любовь к человечеству побудили быть полезными Астраханской публике»(1. С.5).

Есть и другие сведения о Андрее Кирилловиче — жену его звали- Матрена Степановна, она была актрисой, в день ее бенефисного спектакля 14 февраля 1818г. на сцене выступали и их дети, в афише значилось: «По окончании 1-го действия малолетняя дочь г. Грузинова будет петь арию во селе, во селе Покровском» (так в тексте), «По окончании оной комедии сын и дочь г-на Грузинова будут плясать по-армянски в армянском гардеробе» (3. С.1).

К сожалению сам Андрей Кириллович страдал распространенным пороком, пьянством, что сказывалось на его деятельности- за выход на сцену в нетрезвом виде 15 сентября 1817г. он был отдан под надзор полиции (3. С.30).

Кроме антрепренера, в театре был еще и директор, который занимался финансовой стороной дела, решал хозяйственные вопросы. Должность эта считалась «общественной нагрузкой» и не оплачивалась. Губернатору необходимо было выбрать «одного из членов здешней публики, знатока и любителя драматического искусства» (3. С.35), человека обязательно образованного. Предположительно первым исполнял обязанности директора театра купец Григорий Дмитриевич Смолин (1814 г), что свидетельствует о должном уровне этого человека. Губернатор, как это случалось и впоследствии, лично обратился с полуофициальным письмом к Смолину, объясняя необходимость взять на себя непосредственное управление театром финансовую и организационную сторону. Правда, в скором времени дела по театру были переданы чиновнику, коллежскому асессору М.А. Сучкову (2). Вероятно, Смолин не справился с делами или совершил какой-то промах. Когда Сучкова перевели на прежнее место службы, директором театра стал уже упомянутый А.А.Храповицкий. В письме к нему губернатора есть следующие слова: «Жалко было бы когда бы разрушилось сие единственное…удовольствие, которое стоило стольких попечений, издержек и времени»(3. С.35). Он так же отмечает, что театр располагает хорошими декорациями, гардеробом и имеет труппу хороших актеров.(там же). Проблемы со средствами у театра были всегда, приходилось занимать, так Сапожников одолжил на нужды театра 1000 руб., (3. С.57) губернатор тоже вкладывал в театр собственные деньги.

Имеется список лиц и организаций, абонирующих ложи в 1818г., отражающий полиэтничный состав Астрахани, в нем значатся: губернский секретарь Давыдов, персидское общество, купец Образцов, армянские судья, коллежский асессор Арузманов, купец Измайлов, титулярный советник Соколов, капитан 2 ранга Челаев, директор гимназии Храповицкий, плац-майор Рихарт, надворный советник Иванов, генерал-лейтенанта Жохов, вице-губернатор Ефименков, купец Сапожников, калмыцкий князь Тюмень и еще несколько чиновников.(3. С.16)

Возникла проблема с арендной платой помещения, занимаемого театром. 1 ноября 1810г. был заключен договор с организатором и содержателем театра А.К.Грузиновым на аренду помещения, по которому купец и получал деньги за первые четыре года. 15 мая 1818 г. С.Е.Токарев обращается с просьбой заплатить за следующие 3 года и 6 месяцев, поскольку с 1814 г. оплату за дом не получал. Оказалось, что он не оформил контракт письменно и на этом основании мог и не получить денег вообще, на что и указывал директор дворянского собрания, но А. Храповицкий вступился за Токарева, доказывая что купец, не заключая письменного договора доверился всему обществу и нельзя не ценить этого доверия. Он предлагал собрать деньги по подписке (3. С.23).Символичный факт- прошение армянского купца Токарева в 1818 году подписал по его личной просьбе купец Данила Плотников(3. С.23), дядя Николая Ивановича Плотникова, построившего здание ныне действующего драматического театра.

Первые годы существования театра Грузинова в Астрахани были сопряжены с трудностями, но несмотря на многочисленные проблемы при помощи представителей власти и астраханской публики театру удалось закрепиться в городе.


Автор: Жанара Кенжебекова

Жанара — исследовательница культуры и традиций. Ее статьи поднимают важные темы многообразия культур Казахстана.