Покровский П



жүктеу 56.35 Kb.
Дата18.02.2019
өлшемі56.35 Kb.

Покровский П., учитель. Народное суеверие. Наговоры // Олонецкие губернские ведомости. 1873. № 36. С. 430 – 431; № 38. С. 455 – 456.


Покровский П., учитель. Народное суеверие. Наговоры // Олонецкие губернские ведомости. 1873. № 36. С. 430 – 431.

С. 430
Народное суевѣрiе.



Наговоры.
1. Приходъ къ властямъ.
Господи Боже, благослови, отче. Лягу благословясь, стану перекрестясь; настаетъ сей день Господень и съ темныя ночи свѣтъ разсвѣтаетъ, заря занимаетъ, красное солнце восходитъ, а птицы изъ гнѣздъ вылѣтаютъ, а звѣри изъ ложа выходятъ; а я, азъ рабъ Божiй (имя рекъ), умываю свое бѣлое лице медвяною росою, крещуся и благословляюся, отхожду отъ своего одра и ложа покрыться небомъ, одѣятся теплымъ оболокомъ. Стоитъ надъ мною Святъ и съ Пречистою Богородицею и святые Іоаннъ Предтеча, Святитель Николай со триста Ангелы и за мною идетъ святый великомученикъ Георгiй на конѣ, съ правыя руки грозный воевода


С. 431

Михайла архангелъ съ скипетромъ, а на лѣвой рукѣ Гаврiилъ архангелъ и съ пращею, берегутъ меня раба Божiя (имя рекъ) отъ всякiя причины, и отъ злаго человѣка всякаго, и отъ бояръ, и отъ всякихъ властей, и отъ православныхъ христiанъ, и отъ рабъ Божiихъ. Иду коея власти, каковъ есть власомъ, и не могъ бы противу меня съ дерзновенiемъ никакого слова изрещи; и есть на семъ свѣтѣ милъ день, а въ оный Іисусъ Господь далъ мнѣ власть; и учнутъ меня чтити и любити цари, князи, и бояра, и судьи, и вельможи и православные хрiстиане, меня раба Божiя (имя рекъ). Онъ бы не могъ безъ меня, раба Божiя, ни ясти, ни пити, ни какого дѣла творити. И есть на семъ свѣтѣ рѣка Лозокорь и на той рѣкѣ Лозокорѣ есть камень Литарь, у того каменя стоитъ древо плотно и не гнiюще, маслично, и около того древа вьется хмѣль накрѣпко: такъ бы тотъ рабъ Божiй (имя рекъ) ко мнѣ, рабу Божiю (имя рекъ), привился крѣпко накрѣпко всѣмъ своимъ сердцемъ, и всею душою, и всею мыслiю. И есть на томъ древѣ вьются гнѣзды съ малыми дѣтятами, вьется птица ластовица съ великимъ уныванiемъ и любовiю: и такъ бы сей рабъ (имя рекъ) вился около меня, раба Божiя (имя рекъ), и обвился со уничиженiемъ и со умиленiемъ во всякой день и во всякой часъ. И емлютъ сiи слова изъ устъ моихъ и кладутъ сiи слова тому рабу Божiю (и. р.) подъ лѣвую грудь и подъ ретивое сердце и душу. И поставлю азъ рабъ Божiй (имя рекъ) печь мѣдную и положу дубовыхъ дровъ и разожгу сердце у раба Божiя (имя рекъ) и всѣ мысли и не можетъ сей рабъ Божiй (имя рекъ) безъ меня раба Божiя (имя рекъ) ни ясти и не пити, не ходить и не вставать, никакого дѣла дѣлати отъ сякаго (сего) дня до такогожъ дня три года. Повѣйте буйные вѣтры со всѣхъ четырехъ сторонъ съ востока и запада, съ сѣвера и полудня Божiимъ повелѣнiемъ, ангельскимъ наказанiемъ, положите вы мнѣ рабу Божiю (и. р.) въ сей день и въ сей часъ и возмите вы сiи мои слова и понесите вы къ тому рабу Божiю (и. р.) и положите подъ его пазуху подъ лѣвую сторону, къ его ретивому сердцу и къ души, чтобы сiи слова не отложили бы до трехъ годовъ отъ сего дня, до такого дня, во вѣки, аминь.

Указъ какъ идти ко властямъ: взять съ берега воды въ ставецъ, да учни говорить надъ водою, платкомъ накрывся, да положить въ ту воду копѣйку, да и хлѣба кусокъ; а какъ пойдешь ко власти да тою водою умойся, а ту копѣйку положи за щеку и поди ко власти, да на него заглядывая на землю не плюй, а хошъ плюнуть ‒ и ты въ платъ плюнь.


2. Приходъ къ властямъ.
(Въ рукописи: «Томущъ».) Во имя Отца, и Сына и Святого духа. Владыко Господи Іисусе Христе! дай Господи Іисусе Христе сему рабу Божiю (имя рекъ) зглянуть сему рабу Божiю (и. р.), на меня раба Божiя (и. р.) мирнымъ сердцемъ. И се азъ рабъ Божiй (имя р.) въ споръ…….. ни ярость бы его раба Божiя (и. р.), и всѣмъ сердцемъ его въ прахъ, а за брата-бы его раба Божiя (имя рекъ); нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ, аминь ‒ Сколь любъ хлѣбъ Царю, и князю, и боярину, и всякому крещеному человѣку: доколе сего раба Божiя (имя рекъ) не посмотрятъ своими очми, не моглъ-бы ясти, ни пить, ни сномъ заснуть, ни наястся, ни напиться, ни гулянiемъ загулять, ни забытiемъ забыть. И буди тѣ сiи слова надобны на млады нова мѣсяца, нарождена полна и ветха, тому дѣлу аминь.


Покровский П., учитель. Народное суеверие. Наговоры // Олонецкие губернские ведомости. 1873. № 38. С. 455 456.

С. 455
Народное суевѣрiе.



Наговоры.
3. Свадебный заговоръ.
Говорятъ на жениховомъ дворѣ. Обойти съ образомъ, стать у передней лошади, говорить на воскъ, всѣмъ поимянно, подъ крестъ класть.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь. Во храминѣ дому своего стану я, рабъ Божiй (имя рекъ), благословясь, и пойду и умоюсь ключевою водою, самъ реку: буди вода сiя чиста и свѣтла, аки рѣки Іорданскiя Тивилонъ, Еѳранъ, аки Іорданъ рѣка текущая, а въ ней купался самъ Іисусъ Христосъ во своихъ нетлѣнныхъ ризахъ Іисусовыхъ, утирался убрусомъ своимъ. Самъ реку: буди убрусь сей, аки пелена нетлѣнная, Іерусалимская, Пресвятыя Богородицы, украшенная свѣтлообразною зарею. Стану предъ Божiимъ образомъ, святою иконою, на мѣсто свое, аки златый престолъ поднебесный, реку: благую творю молитву, и отъ сосцу изыди глаголъ мой изъ устъ моихъ, аки громъ сильный съ молнiемъ опалимымъ, огненнымъ страшнымъ судомъ; изъиди духъ мой изъ устъ моихъ, аки скорый буйный вѣтръ дало, да находы, да сушило, да крушило отъ златокованныхъ трубъ евангелистовыхъ. Помолюся я, грѣшный, своею многогрѣшною душою отъ Божiей милости о помощи упрашиванiемъ и умаливаю отъ невидимыхъ силъ отъ небесныхъ. Начинаю глаголати, слова говорити отъ небеси, отъ царства небеснаго, и отъ святаго престола Господня, и отъ святаго образа, и отъ тѣхъ ризъ громогласныхъ, и отъ воеводъ небесныхъ ангеловъ Божiихъ, отъ пламеннаго восхода, отъ звѣздъ небесныхъ, отъ рова звѣзды; табо звѣзда всѣмъ звѣздамъ силу подаетъ и части моей свѣтлому даруетъ. Говорю слова отъ облака Господня; говорю слова отъ херувимскiя силы, и отъ святыхъ святителей, и отъ преподобныхъ отцей, и отъ мучениковъ, и отъ священномучениковъ, и отъ апостольской силы и четырехъ евангелистовъ, златокованныхъ трубъ, отъ святыхъ ангелъ, круга церковнаго, отъ царской мудрости премудраго царя Соломона, отъ премудрости Акира премудраго, отъ премудрости царя Александра Македонскаго, отъ пророковъ мудрыхъ древнихъ, мудрецовъ вѣка сего, отъ всего станiя земнаго, отъ всякаго дальнаго разстоянiя и путняго шествованiя, отъ всякихъ мудрецовъ человѣкъ земныхъ, и по воздуху отъ птицъ отъ всякихъ, звѣрей земныхъ, отъ всея пресмыкающiяся твари, отъ лѣсовыхъ силъ, отъ водяныхъ силъ, отъ акинтора тивирiадскаго, отъ морскаго царя водолея, отъ лѣсоваго царя ефививѣтра, отъ озериннаго царя льва, царя единорога, отъ змѣинаго царя свѣтлопота, отъ птицы царя орла, отъ пребыстраго сокола, отъ рыбы царя доника, отъ морскихъ странъ, отъ бодренныхъ виракъ, которые виракiи промежъ синимъ моремъ да Лимандромъ озеромъ, да въ нихъ запечатано къ четыремъ царямъ людей Едовъ, Говъ и Маховъ, Уституона запечатано супъ-или-томъ, и муромъ, и голусомъ своимъ аспидомъ и бумити-томъ каменнымъ Александромъ царемъ Македонскимъ. Дай мнѣ, Господи, крѣпко храненiе, крѣпкое огражденiе отъ триста лѣтъ разночальныхъ немощей, отъ причинныхъ вѣтровъ, отъ лѣсныхъ прикосовъ и отъ временныхъ всѣхъ тѣхъ портежниковъ, отъ недруговъ и супостатовъ. ……… Тысячи ангеловъ имѣютъ въ рукахъ своихъ по убрусу бѣлому и въ убрусѣ понесли наполненной чиросыпныхъ искръ огненныхъ, только коней булатныхъ, потольку стрѣлъ каменныхъ, потольку рѣкъ огненныхъ, потольку громовъ, потольку меглы, потольку колесницъ огненныхъ, потольку вѣтровъ, потольку воздуховъ, потольку оруженыхъ стрѣлъ, потольку херувимовъ пасящихъ мя, потольку серафимовъ стрегущихъ мя, и отъ несущихъ замкнули меня, раба Божiя (имя рекъ), во градѣ семъ отъ злыхъ человѣкъ земныхъ, между убрусовъ своихъ, на сырую землю, на злыхъ человѣкъ моихъ на портежниковъ, на промышленниковъ, на мыслящихъ изъ убрусовъ своихъ вся погубительная и страховистная по земли и по воздуху. Несчетные ангелы, возглаголите мнѣ, аки сильный громъ грянувъ: не бойся, человѣче, рабъ Божiй (и. р.), утвержденъ еси во градѣ семъ ангельскимъ утвержденiемъ; вода въ сила небесная, зиму во оградѣ вышнiй Декаполь, тмамито ‒ вы за меня ключи…….. Положи подъ враты и столбы во огненные уларь; около града того обтекли рѣки огненныя, обтекли колесницы огненныя, объѣхали коньми воеводы небесные вся Михаилъ и Гаврiилъ, херувимъ и серафимъ, Илья Пророкъ, и апостолы, и евангелисты съ трубами златокованными, оставивъ и спустивъ около меня, раба Божiя (и. р.), громъ и молнiю огненныя, скипетры и стрѣлы булатныя, и рѣки огненныя отъ востока и до запада, отъ юга и до сѣвера, отъ земли и до воздуха и начаша силы небесныя меня, раба Божiя (и. р.), любить и хранить изо всѣхъ орудiи пламенныхъ,


С. 456



изъ убрусовъ и скипетровъ, бить и палить громомъ, разсѣкати и молнiей пожигати и супостатовъ моихъ стрѣляти, портежи и причины сожигати огнемъ отъ моего скорожденiя и до исхода души моея. И донеси, Господи, въ руцѣ Бога живаго, и сохрани отъ непрiятельской силы; и нынѣ ключи мои храните во вѣки невредимо, аминь.
Учитель Павелъ Покровскiй.
Каталог: lib
lib -> Біз Жалпыұлттық идеямыз – Мәңгілік Елді басты бағдар етіп, тәуелсіздігіміздің даму даңғылын Нұрлы Жолға айналдырдық. Қажырлы еңбекті қажет ететін, келешегі кемел Нұрлы Жолда бірлігімізді бекемдеп, аянбай тер төгуіміз керек
lib -> Ќазакстан Республикасы Білім жјне єылым министрлігініѕ Бїйрыєымен бекітілді 17 тамыз 2000 ж
lib -> Ќазаќстан Республикасыныѕ Білім жјне єылым министрлігі
lib -> Академик Ќ
lib -> Қазақстан Республикасының мереке (демалыс) күндері
lib -> Ќазаќстан тарихындаѓы атаулы к‰ндер
lib -> Жеңіс сәті – тарихта өшпес із қалдырған айрықша оқиға, ұлы мейрам
lib -> Георг Зиммель
lib -> М. Х. Дулати мұраларын ұЛЫҚтау міндетіміз бақторазов С. У. М. Х. Дулати атындағы ТарМУ, Тараз


Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет