Положение о гербе муниципального образования



бет1/2
Дата16.09.2018
өлшемі2.24 Mb.
#45211
түріРешение
  1   2

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЗНЕСЕНСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ

ПОДПОРОЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

(второго созыва)

Р Е Ш Е Н И Е



01.08.2011г. № 114
Об утверждении официальных символов

муниципального образования «Вознесенское

городское поселение Подпорожского

муниципального района Ленинградской

области»

В соответствии со ст. 2 Устава муниципального образования «Вознесенское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» Совет депутатов муниципального образования «Вознесенское городское поселение» РЕШИЛ:

1. Принять предложение авторского коллектива в составе: Башкирова Константина Сергеевича, Карпуниной Виктории Валерьевны, Штейнбах Светланы Юрьевны, разработавшего эскизы герба и флага муниципального образования «Вознесенское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» и утвердить Положение о гербе муниципального образования «Вознесенское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» (Приложение № 1) и Положение о флаге муниципального образования «Вознесенское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» (Приложение № 2).

2. Обратиться в Геральдический совет при президенте РФ с целью внесения герба и флага муниципального образования «Вознесенское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» в Государственный геральдический регистр Российской Федерации.

3. Поручить Башкирову Константину Сергеевичу представлять интересы муниципального образования «Вознесенское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» в Геральдическом совете при президенте РФ.
4. Настоящее решение вступает в силу с момента его опубликования.

5. Опубликовать настоящее решение в средствах массовой информации.

Глава муниципального образования

«Вознесенское городское поселение» Е.В.Ведюкова


Приложение N 1

УТВЕРЖДЕНО

Решением Совета депутатов муниципального

образования “Вознесенское городское поселение” Подпорожского муниципального района Ленинградской области

N 114 от 1 августа 2011 г.

ПОЛОЖЕНИЕ О ГЕРБЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЗНЕСЕНСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ ПОДПОРОЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ».
Настоящим положением устанавливается герб муниципального образования “Вознесенское городское поселение” Подпорожского муниципального района Ленинградской области, его описание и порядок официального использования.


  1. Общие положения

1.1. Герб муниципального образования “Вознесенское городское поселение” Подпорожского муниципального района Ленинградской области (далее – Герб) является официальным символом “Вознесенское городское поселение” Подпорожского муниципального района Ленинградской области.

1.2. Положение о Гербе и рисунки Герба в многоцветном и одноцветном вариантах хранятся в Cовете депутатов муниципального образования “Вознесенское городское поселение” Подпорожского муниципального района Ленинградской области и доступны для ознакомления всем заинтересован­ным лицам.

1.3. Герб подлежит внесению в Государственный геральдический регистр Российской Федерации.


2. Геральдическое описание и обоснование символики Герба
2.1. Геральдическое описание Герба:
“В лазоревом поле незатянутый морской узел, образованный канатами, выходящими из нижних углов щита и уходящими за тот же край щита выше его половины, сопровождаемый вверху- возникающим из-за выходящего серебряного облака золотым солнцем (без изображения человеческого лица), внизу- серебряным речным якорем в пояс (положенным рымом влево); поле между канатами. узлом и краями щита заполнено червленью”.

Возможно использование муниципальной короны установленного образца.

Стороны в геральдике определяют от лица, держащего щит.
2.2. Толкование символики Герба:
До 1920 года по реке Свири проходила граница двух уездов Олонецкой губернии- Лодейнопольского и Петрозаводского. Cовременная территория Вознесенского городского поселения исторически входила в состав четырех волостей двух уездов Олонецкой губернии (Ленинградский государственный областной архив в городе Выборге (ЛОГАВ) Справочник по истории административно-территориального деления Ленинградской области (1917-1969) / Сост. Дубин А. С., Лебедева П. Г. ).

В состав Оштинской волости Лодейнопольского уезда входили деревни: Монастырская (Подмонастырская) слобода- с мая 1925 г.- деревня Пролетарская- с 1927 г.- деревня Кор- Наволок, деревни Иваньково (в 1957 г. в ней населения нет), Ганина (Новый Починок, Есимовская), Бармы, Шурыпова (Амосовская, Матвеева)- не восстановленная после Великой Отечественной войны, Шумилина (Чурсельга- Ильинская), Тетой Гора (Пельвас- Озеро)- не восстановленная после Великой Отечественной войны, Родионово (Кипровская), Павшукова (Павликовская), Мозолино, Нимпельда, Косельга (Никитинская, Артемово, Кокино, Васюкова, Никонова, Пронина)- затоплена в 1950 г. в связи с образованием Верхнее- Свирского водохранилища, Кузра- Петровская Кара (Пахомовская).

В состав Юксовской волости Лодейнопольского уезда входили деревни: Соболевщина (Семеновская), Ровское, Конец (Парфиевская, Федоровская, Ключинская, Поташевская), Гришкина (Лыткинская)- не восстановлена после Великой Отечественной войны, Аникеевская (в 1950 г. в деревне населения нет).

В состав Шелтозерско- Бережной волости Петрозаводского уезда входили деревни: Щелейки, Матвеева Сельга, Мызники (Мызникова Гора), Гимрека (Подгора), Володарское (Агафоново), Верховье.

В состав Остречинской волости Петрозаводского уезда входили деревни: Осташева (затоплена в 1950 г. в связи с созданием Верхнее-Свирского водохранилища), Прокина (присоединенная в 1957 г. к деревне Гакручей), Ляйпина Кара (не восстановленная после Великой Отечественной войны), Гакручей (Посад).

В довоенное время на территории современного Вознесенского городского поселения насчитывалось около 100 населенных пунктов.



На территории Вознесенского городского поселения в старину располагались несколько погостов, от которых до наших дней дошли прекрасные памятники деревянного зодчества. Это и село Юксовичи (от «юкс» - в переводе с угро-финских языков означает «первый», что, возможно, связано с тем, что Юксовский погост упоминается одним из первых, в 1137 г. Юксовичи сегодня включают под общим названием несколько деревень: Конец, расположившийся на южном берегу живописного Юксовского озера, вблизи старинного села Родионово, затерявшегося среди лесов, Соболевщину, расположенную между озером и дорогой, Кишковщину. Клетская Георгиевская церковь в Кишковщине - одно из старейших сооружений северной архитектуры. Этот памятник, возведённый на высоком берегу Юксовского озера, упоминается в 1493 г. Ровесниц Георгиевской церкви на русском Севере сохранилось только две: Воскрешения Лазаря XV в. из Муромского монастыря в Заонежье (сейчас в музее-заповеднике Кижи) и церковь Ризположения 1486 г. из затопленного при строительстве Волго-Балтийского пути села Бородава (ныне в Кирилло-Белозерском монастыре). Храм на Юксовском озере состоит из двух разновеликих частей: более высокой, срубленной раньше и пониженной более поздней. Собственно церковь представляет собой столпообразный сруб (клеть) с острой клинчатой кровлей на два ската. Верхняя часть сруба расширяется, образуя трой- единственной, серебрящейся лемехом, главкой. Два более низких сруба - алтаря и трапезной - также с заострёнными кровлями, вторят центральному объёму. Стены церкви расчленены редкими окнами: маленькими старыми волоковыми и несколько большими в пристройке, возведённой позднее. Характерной особенностью храма являются уступы-сливы у основания кровли. Здание имело галерею, охватывающую средний и западный (с трапезной) срубы с трёх сторон. Первоначальный план церкви представлял собой крест из трёх клетей: алтарной, внутренняя ширина которой была 2,5 м, собственно церкви (ширина 4,8x4,0 м) и притвора. Галерея была узкой и невысокой, к ней с запада, очевидно, примыкало крыльцо. Затем, в XVII в. церковь была расширена (длина стен стала около 10 м), площадь храма увеличилась почти в 4 раза. Вдоль западной стены трапезной пристроили двухсходное крыльцо с тремя рундуками, крытое на два ската. По сути, мастера создали в Юксовичах новый облик храма, в котором явно прослеживается влияние предыдущего. Ко времени новой реконструкции церковь простояла более 100 лет, и венцы снаружи сильно разрушились под действием атмосферных осадков. Для сохранения фасадов их в 1877 г. обшили тёсом. При перестройке северная и южная стены были разобраны, а под западные углы подведены опорные столбы, поверхность которых декорирована резьбой. В пропильной резьбе храма соседствуют христианские и языческие символы: православный крест и изображение Солнца-Ярилы — символа богатства и процветания (Александрова Е. Л. Водская пятина. Ингерманландия. Санкт-Петербургская губерния. Ленинградская область. СПб. 2011. С. 516). Ремонтно-реставрационные работы проводились в 1970 году (Гоголицын Ю. М., Гоголицына Т. М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л. 1987. C 205). Здание Геогриевской церкви на берегу Юксовского озера- подлинная достопримечательность нашего севера .

В селе Юксовичи сохранилась ещё Сретенская церковь, построенная в 1864 г. на месте и с повторением форм храма конца XV в. (перестроен в 1756 г.). Под его обшивкой сохранилась первоначальная стена, выполненная из широких тёсин, получаемых в результате расщепления брёвен. В старину пилёных досок не было, пилы стали использоваться только с XVIII в., а до этого доски получали раскалыванием брёвен вдоль клиньями на несколько частей. Этот древний способ получения досок сохранялся в этих местах довольно долго, вплоть до середины XIX в. На церкви св. Георгия обшивка XVII в. выполнена прямо по венцам и прибита по фасадам по-разному (вертикально и горизонтально). По-видимому, это была одна из первых обшивок сооружений народной архитектуры. Недалеко от церкви сохранился старый дом с необычно большим выносом кровли над лицевым фасадом. Рядом с избой стоит хозяйственный двор, соединявшийся с домом крытым висячим переходом.

Далее (примерно в 10 км) в сторону Онежского озера находится село Шустручей - бывший Окуловско-Шуструченский или Дмитриевский погост, с соседним с ним (в 2 км) селом Кипрушино, вобравшее в себя куст старых деревень - Лаврушиково, Сухарево, Матвеевскую, Королёво, Родионово, сюда же переселились и жители деревни Бараны, находившейся в 12 км от современного Шустручья. В южной части села расположен бывший погост с Ильинской церковью, построенной в 1781 г. (на месте прежней 1679 г.). Церковь Св. пророка Ильи, созданная в период, когда народное зодчество стало клониться к упадку, представляет собой интереснейший вариант многоглавой церкви, созданной на основе многовековых традиций деревянной архитектуры и каменного зодчества. В плане храм (9,5x7,1 м) выглядит как вытянутый прямоугольник с двумя гранёными выступами в восточной части, поскольку он имеет двухапсидный алтарь (9,5x4,8 м) и почти квадратную в плане трапезную (9,5x9,3 м). Такая редкая в народном зодчестве форма алтаря получилась в результате соединения двух пятигранников. Судя по архивным материалам, постройка имела колокольню, за которой возвышалась клеть самой церкви, увенчанной пятью главами, устроенными на крещатой бочке. Центральная более крупная глава была поставлена на восьмеричок, срубленный на перекрестии бочек. Закрыта в 1939 г. В начале XXI века обрушилась (Земля Невская православная. СПб. 2006. С. 173). В 1882 г. была разобрана колокольня, расширены окна, тёсовая кровля заменена на железную и уничтожена вся резьба. В Кипрушине сохранился Казанский каменный храм (церковь построена в 1870 г., закрыта в 1939 г).

В ныне нежилой местности около Мозолина (в 3 км от Шустручья) прежде располагался Косельгский погост с Преображенской церковью.

На реке Свири находится Иваньково (Иванов остров, Иванькостров), около которого в ныне нежилой местности на Свири, до войны стояла каменная Никольская церковь, построенная в 1848 г. на месте деревянной (упоминаемой в 1619 г.) с приделами Успения и Сошествия Святого Духа (конец XVIII в.). Деревянная церковь Сошествия Св. Духа, существовавшая в конце XVIII века была упразднена к концу XIX века. Далее вверх по Свири на берегу Ивинского водохранилища расположено село Гакручей, где в 1858 г. поставили Ильинскую церковь. Ещё выше (через 20 км) вверх по Свири в небольшом селении - Вязостров, до 1939 г. стояла Крестовоздовиженская церковь, возведённая в 1912 г. В 4 км от Иванькоострова, в бывшем селении Княжбор (Красный Бор) на берегу Свири стояла церковью св. ап. Фомы, сооружённая в 1871-1873 гг. Закрыта в 1932 году. В 4 км по Свири от Красного Бора у истока Свири, у первого свирского порога почти на берегу Онежского озера, находится село Вознесенъе (в 30 км. от Плотична и 90 км. от Подпорожья). Большая его часть раскинулась на левом берегу, на месте бывшего села Намойные Пески, состоявшего в XVII в. из нескольких домов и избушек рыбаков, и маленькой рыбацкой деревушки Свирское Устье. Возникшее здесь с открытием Мариинской системы село Вознесенье с Вознесенской пристанью своё название, как сообщало о данной местности «Полное географическое описание нашего Отечества. Озёрная область», изданное в 1900 г., получило по стоявшему на противоположном (правом) берегу Вознесенскому погосту и монастырю. Вознесенский Свирский мужской монастырь был основан в XVI в. Его самая старая церковь - Вознесенская, была построена до 1563 г. Сожжённый шведами в 1582 г. и восстановленный в 1628 г., он был упразднён в 1764 г. и преобразован в погост. В петровское время вновь храм Вознесения перестроили, а в 1847 г. возвели каменный. Одновременно со строительством каменной Вознесенской церкви была упразднена Благовещенская, построенная в 1703 г. Не сохранился и третий храм старинной обители, освящённый во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости», возведённый в 1605 г. и перестроенный в 1873 г.

В ныне нежилой местности, затопленной Ивинским разливом в устье реки Остречинки существовал Остречинский погост (Воробьево). Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Свт. Николая, упомянута в 1543 году. Сожжена шведами в 1581-1582 гг. Возобновлена в конце XVI- начале XVII века. Сгорела в 1820 г. Каменная с 1840 г. с приделами Свт. Николая и прп. Александра Свирского закрыта в 1932 году (?). Частично затоплена в 1951-1953 гг., взорвана в 1960-е гг. Другая деревянная церковь Свт. Николая Чудотворца сожжена шведами в 1581-1582 гг. Деревянная церковь Покрова Богородицы, существовавшая до 1563 г. сожжена шведами в1581-1582 гг. Новая деревянная построена в 1750-х гг. с приделом Флора и Лавра. Сгорела в 1820 г.

Ивинский погост (Ивины) – ныне нежилая местность в устье р. Ивины на берегу Ивинского разлива. Каменная церковь Богоявления Господня построена в 1837 г. Закрыта в 1939 г. Здание сохранилось. Частично затоплено в 1951-1953 гг. Деревянная церковь Св. пророка Илии, построенная в 1692 году перестроена в 1864 г. Закрыта и снесена в 1939 г.

Муромльский погост (местность, затопленная Ивинским разливом, устье реки Муромли). Деревянная церковь Св. вмч. Георгия Победоносца, построенная в 1861 г. Закрыта в 1934 году. Затоплена в 1951-1953 гг.

Кузра Петровская погост- нежилое урочище Кузра. Деревянная церковь Свв. Апп. Петра и Павла, поострена в 1850 г. Не действовала с1937 г. Закрыта в 1939 г. Не сохранилась (?). Каменная церковь Свв. Прав. Захарии и Елисаветы, построена в 1864 г. Не действовала с 1937 г. Закрыта в 1939 г. Здание сохранилось (?).

В 1852 г. с завершением строительства Онежского обводного канала, вошедшего в Мариинскую водную систему, половина всех грузовых операций Присвирья осуществлялась в Вознесенской пристани - наиболее крупной промежуточной пристани Мариинской системы, давшей название новому поселению. Вознесенье (Намойные пески) превратилось в крупный торгово-распределительный центр хлеба, соли и других товаров. Кроме того, здесь происходила перевалка грузов с озёрных судов на речные и погрузка местных присвирских грузов, переформирование озёрных плотов. На правом и левом берегах пристань имела многочисленные причалы, открытые площадки для складирования грузов, амбары для хранения зерна и соли, вместимостью около 3 млн. пудов. В селе в 1884 г. была построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. К концу XIX в. многолюдное промышленное село Намойные Пески с Вознесенской пристанью, известное под общим названием Вознесение, насчитывало около 160 дворов. В нём было 3 трактира с бильярдами, в каменном доме купца Зимина находился винный «Рейнсковый» погреб. Тогда же возникла и первая улица - Купеческая линия, на которой жили купцы и судовладельцы. Каменный двухэтажный дом принадлежал И.А. Миронкову - крупнейшему вознесенскому судовладельцу, имевшему 8 пароходов и основавшему «Онежское пароходное товарищество», осуществлявшее рейсы по маршруту Санкт-Петербург-Петрозаводск. На Купеческой линии стоял и дом управлявшего «цепным пароходством» купца П.А. Иткина, создавшего в 1899 г. Вознесенское пожарное общество и построившего пожарное депо на тракте Вознесенье-Ошта. На улице располагались магазины Н.А. Борисова, Каца, П.В. Дружинина и редких товаров, а также лавки, парикмахерская и чайная. В конце линии стоял памятник строителям Онежского обходного канала и Мариинской системы, имевших для развития села важное значение. В 1896 г. в Вознесенье открылся финский молитвенный дом.

В 4 км от Вознесенья в деревне Погост сохранилась возведённая в 1845 г. каменная Троицкая церковь с Введенским приделом.

В 15 км. к северу от Вознесенья находится село Щелейки, славившееся в XVIII в. ярмарками. Его название происходит от древнеславянского слова «щели», означающего скалы. Недалеко от деревни, вдоль Онежского озера, протянулись отвесные скалы из чёрного габбро-диабаза. Село известно не только скалами, но и уникальным памятником деревянного зодчества - церковью во имя Дмитрия Солунского, построенной в 1780-1783 гг. на месте предыдущей, упоминаемой в 1628 г. Она относится к типу многоглавых обонежских храмов, вершиной которых являются памятники в Кижах, и представляет собой объёмную вытянутую по продольной оси композицию, состоящую из колокольни типа «восьмерик на четверике», трёхрундучного крыльца и моста, соединяющих колокольню с выразительной по своему трёхчастному силуэту церковью. Четверик колокольни - своеобразный вестибюль перед входом в церковь. Кровля четверика со всех сторон опоясывает основание восьмерика, подчёркивая ярусность колокольни. За колокольней - широко расставленные рундуки крыльца приглашают подняться наверх, чтобы обозреть окрестности. В плане храм представляет собой прямоугольник, разделённый на две части: меньшую по площади трапезную и большую - собственно церковь. С востока к срубу церкви примыкает пяти гранный алтарный прируб. Клеть церкви значительно возвышающаяся над трапез ной и алтарём, имеет небольшие повалы и покрыта крещатой бочкой, из центра которой поднимается глухой восьмери» с луковичной главкой на глухом барабане. В щипец каждой бочки врублены барабаны главок меньших размеров. Алтарный прируб покрыт пятигранной кровлей верх которой заканчивается шестой глав кой. Дмитриевская церковь Щелейского погоста в 1834 г. была обшита тёсом. При обшивке было переделано крыльцо, «рашиты» окна, а в 1868 г. заменены железные кровли главок и бочарного покрытия и сделан переход, соединяющий церковь с колокольней, что нарушило пропорциональность здания. При реставрации 1972-1978 гг. сооружению вернули первоначальный облик. Село имеет уличную планировку и совсем недавно каждая из улиц составляла свою деревню, которые назывались Артёмовская и Ларионовская.

В 5 км севернее Щелеек находится село Гимрека, что в переводе с вепсского означает «Родная река» (по-вепсски «хийм» -родня), растянувшееся почти на километр вдоль дороги Вознесенье-Петрозаводск. Слева за деревней на холме стоит шатровая церковь бывшего Гиморецкого погоста, к которой надо перейти через речку Гимреку. Участок погоста имеет форму неправильного многоугольника, по периметру которого местами (на юго-востоке и востоке) сохранилась старинная рубленая невысокая ограда, имеющая для устойчивости контрфорсы. В центре участка возвышается церковь Рождества Пресвятой Богородицы - памятник деревянного зодчества XVII в. На южной границе уцелели крытые ворота и колокольня, которые были связаны с оградой. Колокольня - «восьмерик на четверике» с шатровым покрытием. Арочные ворота в четверике украшены накладными фронтончиками и декорированы парными колонками по сторонам прохода. План церкви представляет собой композицию из трёх прямоугольных клетей - алтаря, собственно церкви и трапезной. На повале стоит восьмерик с расширением в средней части, по которому идёт накладной фронтонный пояс. Завершает эту вертикаль-столб очень высокий шатёр с широкой полицей у основания и цилиндрической шеей с главкой-луковицей на вершине. По стародавней традиции и шея, и главка покрыты лемехом. Клеть трапезной имеет двускатную кровлю.

Несмотря на известность Гиморецкого погоста дата его постройки точно не установлена. Она варьируется от 1650 до 1695 гг. В 1852 г. Рождественская церковь была обшита тёсом с изменениями объёмов, которые были восстановлены в ходе реставрационных работ в 1972-1983 гг.

Не дошла до наших дней деревянная церковь Св. пророка Илии в деревне Гак-ручей (Посад) 1858 года постройки. Она была закрыта и снесена в 1939 году.

Между Гимрекой и Щелейкой, на западном берегу Онежского озера, в 20 км к северу от истока реки Свири, находится геологический памятник природы - массив чёрных габброноритов, образующих округлую возвышенность, поднимающуюся на высоту 100 м над уровнем Онежского озера. Поднявшись на этот массив с запада, можно увидеть, что порода разбита гигантскими трещинами на блоки, которые в виде ряда ступеней спускаются в сторону озера. Габбронориты, образованные зеленоватым полевым шпатом и чёрным пироксеном, по-видимому, возникли в результате относительно недавнего подъёма массива, обусловленного вековыми колебаниями земной коры, о чём говорит отсутствие на склонах следов ледниковой деятельности. Недавно, в конце 1990-х гг., исследователи обнаружили в этих местах, на древних скальных породах, петроглифы и другие рукотворные изображения, близкие по стилю найденным в Карелии.

Промыслы по книге: “Статистическое бюро Олонецкого губернского земства. Кустарные промыслы и ремесленные заработки крестьян Олонецкой губернии”:

Ломка жернового камня и выделка жерновов. В Шелтозерскобережной волости Петрозаводского уезда заняты три кустаря. Жернова выделываются из камня, который добывают во владениях Бруснинской пустыни с уплатой ей аренды по 3 копейки за каждый добытый пуд. Жернова идут исключительно для местных мельниц (С.103-105). Залежи “синяго камня-плитняка” находятся во владении Бруснинской пустыни на берегу Онежского озера в приделах Шелтозеробережной волости Петрозаводского уезда. Добытый камень сбывается по предварительному заказу на стекольный завод Болотина в Тверской губернии. Сдача камня заказчику производится в начальном пункте Мариинской системы- на Вознесенской пристани Лодейнопольского уезда, откуда и отправляется водой до места. Инструменты для обработки: 1) “клевцы”, молоток- тесалка, 2) обыкновенный топор, 3) лом, 4) вместо циркуля- нитка с привязанным “чертилом- гвоздем”. Обработка камня сопряжена с большим вредом для здоровья. Каменная пыль “тучей” носящаяся в низкой бане и невольно вдыхаемая кустарем, ведет к возникновению и развитию легочных болезней.

Изготовление лодок и судостроение. Волость Оштинская Лодейнопольского уезда. Лес из собственного надела крестьян. По вывозке бревна распилываются на доски самими мастерами и складываются в кучи. Днище лодок выделывают из бревна, снимая кругом его черенок; набойки делают на гвоздях; кладут “тугуны” и засмаливают. Встречающиеся ныне редко колоды-лодки ранее были в большем употреблении; это- выдолбленное дерево, в 4-5 аршин длиною и ½ аршин шириною. Колоды-лодки употреблялись для ловли рыбы на малых озерах (и малыми сетями), где настоящая лодка неудобна для выгонки рыбы из травы к сетям. Ремесленники –судостроители (Шелтозеробережская волость Петрозаводского уезда). Все ремесленники, как лодочники, так и судостроители, работают недалеко от дома, по берегам рек и озер. Строят маринки, идущие по Мариинской системе, полулодки и другие, более или менее крупные суда для лесовладельцев и лесопромышленников и по найму от специалистов-подрядчиков по постройке судов (Там же. С. 38-39).

На территории Вознесенского городского поселения расположены две охраняемые природные территории, внесенные в “Красную книгу природы Ленинградской области”:



  1. Геологический памятник природы Щелейки организован решением Леноблисполкома N 145 от 29 марта 1976 года с целью охраны выходов протерозойских габбро-диабазов. Переутвержден постановлением правительства Ленинградской области N 299 от 3 августа 1995 года. Памятник природы охватывает южную часть Шокшинской гряды. Здесь среди ледниковых и водноледниковых отложений на поверхность выходят кристаллические и метаморфические породы, представленные кварцитами и секущими их пластовыми интрузиями габбро-диабазов. Габбро-диабазы — красивый декоративно-облицовочный материал — добывались карьерным способом вплоть до 1941 г. В результате здесь образовались почти вертикальные скалы высотой до 50 м. Стена коричневато-серых диабазов в западной части карьера, благодаря трещиноватости, кажется рассеченной на громадные блоки. С вершины скал, являющихся уникальными по своей живописности для территории всей Ленинградской области, открывается прекрасная панорама Онежского озера. Первые выходы диабазов на дневную поверхность начинаются у дер. Щелейки. Местами их поверхность как бы отполирована льдами во время материковых оледенений. На берегу Онежского озера, в 1 км от деревни, наблюдаются выходы кварцитов, в которых прибоем выбиты ступени. Береговая линия озера осложнена скальными мысами, часто имеющими облик "бараньих лбов" — самых южных на Северо- Западе России. Мысы чередуются с прекрасными песчаными пляжами. Очень разнообразен и богат растительный мир памятника природы. На водоразделах пре-обладают смешанные леса — березняки с елью, сосной, осиной, кленом и рябиной в подлеске, а также сосняки чернично-зеленомошные. При незначительной мощности делювия появляют-ся фрагменты сосняков бруснично- черничиых с линнеей северной и беломошных — с брусни-кой. Наиболее специфична растительность обрывистого склона с выходами габбро-диабазов. Деревья приурочены здесь к широким трещинам. Только на карнизах формируются фраг-менты сосняков чернично-зеленомошных. Особенностью растительности являются обилие и разнообразие папоротников, которые растут в трещинах плотными дернинами и свисают длинными бородами или вместе со мхами образуют "плащи", прикрывающие скалы. На кол-лювиальных отложениях развит мелколиственный лес с широколиственными породами во втором ярусе и обильным подлеском из крушины, калины, жимолости, черной и красной смо родины. В травяном покрове — борец, воронец колосовидный и красноплодный, вороний глаз, ландыш, чина весенняя, звездчатка ланцетолистная, кочедыжник женский, образующий мес-тами сомкнутые заросли. К делювиально-пролювиальной равнине приурочены поля, луга и смешанные хвойно-мелколиственные леса. В пределах озерной террасы развиты сосновые леса с елью и заболоченные березовые леса. Особо охраняемые объекты: скальные выходы габбро-диабазов, растительность обрывистых склонов; редкие виды растений — вудсия северная, воронец красноплодный, орлячок сибирский. Режим охраны памятника природы пре-дусматривает запрет горнодобывающих работ, строительства, рубок леса, охоты, нерег-ламентированного туризма, а также других форм хозяйственной деятельности, наносящих урон природным комплексам. (Красная книга природы Ленинградской области. СПб. 1999. C. 163-165)

  2. Ивинский разлив- филиал государственного природного заповедника "Нижнесвирский". Расположен на правом берегу р. Свирь, между населенными пунктами Пидьма и Гак-ручей. Площадь — 60 000 га, из них около 6000 га — акватория разлива. Акватория Ивинского водохранилища возникла в результате затопления пойменных лугов и приустьевых участков рек Ивинка, Остреченка и Муромля при строительстве плотины Верхнесвирской ГЭС. Глубина разлива не превышает 10 м, в основном — 3-5 м. На разливе имеется большое количество островов, как незатопленных возвышенных участков местности, так и всплывших сплавин верховых болот. Плавающие острова заросли преимущественно осоками, хвощем и редким тростником. На них растут отдельные куртинки берез, низкорослые сосны и ивы. Эко-топически они напоминают низинные осоковые болота, и здесь присутствует набор видов, характерных для них. Отмечено много хаток ондатры, гнездятся кряква, хохлатая чернеть, красноголовыи нырок, погоныш, желтая трясогузка, луговой чекан, луговой конек, дубровник. Водохранилище служит местом нереста и нагула многих промысловых видов рыб: леща, судака, окуня, щуки, плотвы; встречается сиг. Прилегающие лесные массивы представлены заболоченными сфагновыми сосняками, елово-сосновыми и хвойно-мелколиственными лесами. Много елово-осиновых лесов и чистых осинников. Сухие боры верещатники, брусничники и зеленомошники довольно редки. Безлесные участки верховых болот занимают до 30% общей площади. На них гнездятся белая куропатка, большой и средний кроншнепы, гаршнеп, серый сорокопут, овсянка-ремез. Животный мир территории достаточно разнообразен и содержит большое число очень редких видов. Здесь регулярно гнездятся 2-3 пары скопы, 2-3 пары орлана- белохвоста, по одной паре беркута и подорлика. Обитают филин, бородатая и длиннохвостая неясыти, трехпалый дятел. Известно гнездование овсянки-крошки. Из зверей отмечены европейский бобр, бурый медведь, рысь, волк, куница, горностай, ласка, выдра. Известны заходы росомахи, северного оленя, кабана. Акватория разлива, низинные и верховые болота используются птицами на пролете для отдыха и кормежки. Массовые скопления здесь образуют свиязь, шилохвость, кряква, чирок-свистунок, гоголь, хохлатая чернеть, белолобый гусь, гуменник, серый журавль, большой и средний кроншнепы. В массе зимуют белые куропатки. Особо охраняемые объекты: участки болот с редкими видами растений и животных; стоянки водоплавающих птиц на пролете; редкие виды растений и животных — княженика, все виды орхидей, беркут, большой подорлик, орлан-белохвост, скопа, все виды сов, трехпалый дятел, рысь, росомаха, выдра. ( Красная книга природы Ленинградской области. C 223-224)

Источники XVIII-XIX веков доносят до нас картины жизни былого.

Первое научное, комплексное описание реки Свири и Онежского озера сделал академик Н. Я. Озерецковский в 1785 году в книге “Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому”, третье издание вышло в 1989 году в Петрозаводске (первое- в 1792 году, второе- в 1812 году). В этой книге приведены такие сведения. “Деревня Свирское Устье в пяти верстах от Княж-Бора на левом берегу Свири. Она лежит при Свирской вершине, которую там обыкновенно называют устьем; потому и деревня получила свое название. За сею, следует Онежское озеро, из которого пространным и глубоким жерлом изливается река Свирь, соединяющая Онежское с Ладожским озером. Я на мало судне от устья до вершины поднимался целых десять дней (длина Свири- 224 километра)… Против деревни Свирское Устье на правом берегу Свири лежит Вознесенский погост, в котором две деревянные церкви и при них живут церковники с шестью человеками своих прихожан, кроме которых никакое другое селение к сему погосту не причисляется, и церковнослужители пропитание свое имеют единственно от земледелия, для которого оставлена им земля, принадлежащая прежде к девичью монастырю (упразднен в 1764 году). Самая деревня Свирское Устье, насупротив лежащая, не к селу, а к Оштинскому причисляется погосту. При сей деревне постоянно несколько рыбачьих изб, в которых весною и осенью живут рыбаки, из разных деревень для рыбной ловли сюда приходящие; в прочие избы сии стоят пусты…”

В годы Северной войны (1700-1721 гг.) увеличивается судоходство по Онеге и Свири. Местное население работает на судах, заготовке леса, занимается отходничеством в качестве плотников и камнетесов. По Онежскому озеру и Свири было развито кораблестроение, изготовление озерных и речных судов- отмечал Н. Я. Озерецковский.

В начале 19 века на месте нескольких рыбацких изб на левом берегу Свири уже насчитывалось до двух десятков дворов из ста человек жителей. Деревню назвали Намойные Пески потому, что стояла она на осадочных породах, намытых древним озером. Легенда, рассказанная П. С. Юдиным, так объясняет название- древний Онего был обижен за невнимание к себе реки Свири, которой он помог отправится в неведомый путь. Намывая песок к истоку Свири, Онего, стремился наказать обидчицу, засыпав ее русло. В это же время здесь возникла пристань, названная Вознесенской, по имени погоста и монастыря- Вознесенская пристань. Село Намойные Пески – Вознесенье превратилось в крупный торговый центр, перевалочный пункт. В Описании Озерного края 1900 года (“Озерная область России. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга под редакцией профессора Б. П. Семенова-Тян-Шанского и пр. СПб. 1900. Т. 3. С. 391) говорилось: “При истоках Свири на левом ее берегу находится многолюдное промышленное село Намойные Пески с Вознесенской Пристанью, известное под общим названием Вознесенье. Вознесенская пристань получила свое настоящее значение только в 1852 году с открытием Онежского обводного канала. Мимо пристани проходят без погрузки с озера и канала свыше 4 тысяч судов с грузами на сумму около 30 млн. рублей, сама же пристань, как например в 1797 году отправила более 650 тысяч пудов лесных и строительных материалов. Напротив села,. на правом берегу Свири, уже в пределах Петрозаводского уезда лежит Воскресенский погост, образовавшийся из Вознесенской пустыни существующей еще до 1764 года”.

По переписи 1896 года постоянное население села составляло 1100 человек. Жители его сплавляли лес, обслуживали суда, торговали на ярмарках. Река Свирь порожиста, верховный ее участок от Вознесенья до Негежмы (143 км.) насчитывал 31 порог. Журнал “Русское судоходство” в 1912 году писал, что с 1897 по 1911 год на Свири потерпело аварию 431 судноб из которых 162 затонуло. Шкиперский промысел долгое время был традиционным занятием местного населения. Проводка судов по Свири ,в основном, в дореволюционное время проводилась жителями прибрежных деревень. С открытием Мариинской водной системы в 1810 году вдоль реки Свири по берегу был проложен “бечевник” – тропы, по которым бурлаки тянули суда от Вознесенья до Сермаксы в 172 версты. И только во второй половине 90-х годов 19 в. на путях водной системы прекратилось использование бурлаков. А с 1875 г стали действовать туера (опора-цепь закреплялась на берегу, другой конец соединялся с лебедкой специального парохода). Туер “Архангел Михаил” курсировал в качестве буксира с 1875 по 1902 год. В 70-х годах 19 века устанавливается регулярное пароходное сообщение Вознесенье-Пудож. В 1881 году в Вознесенье открыты мореходные классы по подготовке кадров для судов, плававших по Онежскому озеру и реке Свири. Здесь же проходили ярмарки. Тогда были известные богатые купцы- судовладельцы Миронковы, Зимин, Иткин и другие. На частных судах команды устраивали забастовки.

В книге "Путешествие по северу России в 1791 году. Дневник П. И. Челищева (Издан под наблюдением Л. Н. Майкова. СПб. 1886. С. 13-14 ) сказано: "Из оной деревни Княж- Бары, напившись чаю, отобедавши и переменив гребцов и лоцмана, выехал в половине четвертого часа. Проехавши от ней пять, а всего от Александро- Свирского монастыря сухим путем 25, рекою Свирью 144, и того 169 верст, в 6-м часу пристали к погосту Вознесенскому, где исток Свири в озеро Онего. В оном погосте две деревянных церкви: 1-я- Вознесению Господню и Благовещению Пресвятыя Богородицы, 2-я- Николаю Чудотворцу. Живущие как около сего погоста, так и по обе стороны реки Свири дворцовые и экономические крестьяне (помещичьих нет), очень бедны, затем что у них "хлебопашество за неспособностию к тому земли, а притом и за неурожаем, так мало, что им своего хлеба не становится и самому богатому на полгода, а бедному и еще меньше, а покупают хлеб в Ладоге. Скота у них также мало, а у многих, кроме одной лошади, и совсем нет; снискивают же они себе весьма бедное пропитание от делания новых галиотов, которых, по объявлению Андрея Михайловича Косякова, строится ежегодно разной величины на реках Паше, Сермаксы и Свири от трех до четырех сот, получая за работу с галиота пять и шесть человек, в 6 и 7 месяцев на своем хлебе, от 3-х до 4-х сот рублей, кроме оснастки и железного кузла; ездят на них с Петрозаводска с грузом в Санкт- Петербург, другие семьянистые нанимаются в Усланку и в прочие вышеописанные заводы, где кому ближе от дому на лето в работники, а в дальние города в работу не ходят; а зиму живут все дома, за неумением никаких реместв, без заработков праздно, а только ходят некоторые изредка в ближние леса за медведями, убивают малое число птиц глухих тетеревей, полевиков и рябчиков; хотя ж они в реке Свири и ловят рыбу- щук, лещей, окуней, платиц, внизу реки черных, а вверху белых сигов, однакож, от нея они небольшой имеют прибыток, а только довольствуются сами. При всей таковой бедности, они столь честны, что я в некоторых местах забывал останавиливючись свои вещи, но они возвращали их мне, догонявши на дороге, и я, в проезд своей по Свири любопытствуя обо всем знать, не слышал ни от кого, чтобы они у проезжающих или промеж себя учинили когда- нибудь воровство или иное что вредное. Во оном погосте в вечеру отслушать всенощную, а во вторник 10-го числа, литургию и в дьячковой избе отобедал".

В "Малом энциклопедическом словаре" Брокгауза и Ефрона сказано: "галиот, голланд. двухмачтовое судно, неглубоко сидит. Занесенный в Россию голландцами в XVIII в., этот тип судов сохранился на Ладожском и Оненежском озерах".

В книге "Военно-статистическое обозрение Российской Империи, издаваемое по высочайшему повелению" (Т. II. Ч. 2. Олонецкая губерния. СПб. 1855. С. 8) сказано: "Река Свирь, вытекающая из южного конца Онежского озера составляет сначала границу между уездами Петрозаводским и Лодейнопольским, потом коснувшись Олонецкого впадает в Ладожское озеро, протекая всего 180 верст... Свирь замерзает в исходе ноября, но у Вознесенской пристани, т. е. у своего истока, опять вскрывается по замерзании Онежского озера и остается в этом положении, свободной от льда, всю зиму. Замечательное это явление объясняется следующим образом. Онежское озеро, замерзая сверху, сохраняет еще достаточное время теплоту в нижних слоях воды; при истоке воды из озера в р. Свирь, слои более нагретые поднимаются вверх и просасывают лед на реке, пока не охладятся в дальнейшем течении... Мостов, бродов и плотин нет на всем течении реки; переправы имеются в двух местах: у села Вознесенского и у деревни Каномы, по дороге из Петрозаводска в Лодейное Поле. Пристань на Свири главная одна, в селе Вознесенском; сверх того в деревнях Мятусове, Важенском погосте и Сермаксе суда останавливаются только для записывания своего положения".

В "Описании Озерного края 1900 года" говорилось, что "При истоках Свири, на левом ее берегу, находится многолюдное промышленное село Намойные Пески с Вознесенской пристанью, известное под общим названием Вознесенье". Название поселка произошло от Вознесенского погоста и Вознесенского монастыря, упраздненного в 1764 году. Возник поселок в 1852 году в связи с открытием Онежского обводного канала, связавшего Свирь с рекой Вытегрой. Жители его сплавляли лес и обслуживали суда, проходящие мимо Вознесенской пристани. Расположенный на "бойком месте", поселок быстро рос, отстраивался и стал одним из крупных портов Мариинской водной системы. К 1900 году здесь насчитывалось уже около 1100 тысяч жителей. Судоходство было сосредоточено в руках богатых купцов и лесопромышленников.

И в книге "Путеводитель по Cеверо- западу России" (СПб. Элмор. 1993. С. 61-63) сказано: "На участке между Подпорожьем (в 55 километрах от него) и Онежским озером шоссе проходит мимо Юксовского озера на берегу которого в деревне Юксовичм находится древнейший в Ленинградской области памятник культового деревянного зодчества- Георгиевская церковь, построенная в 1493 году. Церковь напоминающая большую северную избу представляет собой столпообразный сруб с острой двускатной клинчатой кровлей и резными маленькими окнами. На 94-м километре от Подпорожья- развилка шоссе, где от основной трассы, ведущей на север к Онежскому озеру ответвляется автомобильная дорога в город Вытегру Вологодской области. В 12 километрах от этой развилки, на берегу Онежского озера, в истоках Свири, на обоих ее берегах, расположен поселок Вознесенье. Здесь размещены ремонтно-эксплуатационная база Северо-Западного речного пароходства и речной порт на Волго-Балтийском пути, обеспечивающий отправку лесных грузов к Санкт-Петербургу. Вблизи Вознесенья находится ряд лесопромышленных поселков. Онежское озеро, имеющее площадь 9,9 тысяч квадратных километров, омывает берега Ленинградской и Вологодской областей, а также Карелии. Западные и северные берега озера скалистые, со множеством мелких островов, узких и длинных заливов. Озеро замерзает во второй половине ноября и очищается ото льда в середине мая. По Онежскому озеру проложены теплоходные маршруты из Вознесенья в Петрозаводск и в Вытегру.

От Вознесенья начинается построенный в 1845-1852 годах Онежский обводной канал, сое­диняющий Свирь с рекой Вытегрой (его протяженность 67 километров). В настоящее время канал используется лишь для местных перевозок. За Вознесеньем, по шоссе, идущему вдоль Онежского озера, между деревнями Шелейки и Гимрека находится габбро-диабазовый уступ, где ведется добыча диабаза. Представляет интерес также сохранившийся в деревне Гимрека ансамбль деревянного зодчества XVII века - Рождественская церковь шатрового типа с колокольней, трапезной оградой и ведущими к ней арочными воротами.

В книге “Волости и важнейшие селения Европейской России” (Вып. VII. СПб. 1885. С. 88) приведены сведения о населенных пунктах территории ныне входящей в Вознесенское городское поселение

“Волость Шелтозерско- Бережская Петрозаводского уезда Олонецкой губернии

…99. Вознесенье, с. Б. гриз. при р. Свири, дв. 6, жит. 41, 2 церкви православные, 2 лавки;

100. Гимрека, д. б. гриз., дв. 40, жит. 278, часовня, лавка, мельница…;

105. Княжборо, с. Б. гриз. при р. Свири, дв. 13, жителей 90, церковь православная, часовня…;

108. Нимпельда, д. б. гриз. при р. Свири, дв. 13, жит. 91, ч., лавка…;

113. Щелейки, д. б. гриз. при оз. Онеге, дв. 56, жит. 390, ц. пр., 5 ч., 2 лавки.

В 1909 г. Вознесенье посетил Прокудин-Горский, которого по праву называют пионером цветной фотографии в России. Известны цветные снимки, выполненные тогда им: “Монумент в память открытия Онежского канала”, “Онежский канал возле Возенсения”, “Вид на Вознесение”.

В начале 1930-х годов путешествовал по Свири писатель К. Г. Паустовский. О своих впечатлениях он рассказал в «Книге скитаний»: «Олонецкая земля лежала сейчас передо мной, — застенчивая, скудная. Ветер, поднявшийся к вечеру и доносивший холодноватый воздух дождя, гнул прибрежные кусты ивняка и порывисто шумел в них. В городе Вознесенье на Онежском озере мы, пассажиры, пересели на совсем маленький, так называемый «канавный» пароход по названию «Писатель». Он пошел в обход Онежского озера по обводному каналу в город Вытегру и дальше — по Мариинской системе. Пароход был до того стар, что на нем не было не только электрического освещения, но даже керосиновых ламп. В каютах горели в жестяных фонарях парафиновые свечи. От этих свечей ночи сразу стали гуще и непроницаемее, а места, где мы плыли, — глуше, бездорожнее и безлюднее. Да оно и действительно было так».

Со строительством Верхне- Свирской ГЭС ожили пустынные ранее берега реки. Свирь стала одной из важных частей ленинского плана электрификации.

Происходили изменения и в административно-территориальном статусе. 5 марта 1919 года был образован Вознесенский район (выделен из Оштинской волости с центром Вознесенская пристань (ЛОГАВ. Справочник по истории административно-территориального деления Ленинградской области (1917-1969). /Сост.: Дубин А. С., Лебедева П. Г. Т. 1. Очерки. С. 104). Согласно постановлению Президиума ВЦИК от 8 сентября 1920 года в состав Лодейнопольского уезда были включены волости, не вошедшие в Карельскую Трудовую Коммуну. Это Важинская и Луначарская волости бывшего Олонецкого уезда Олонецкой губернии и Ладвинская, Остречинская и Шелтозерско- Бережная волости из состава бывшего Петрозаводского уезда Олонецкой губернии (Там же). По постановлению административной комиссии Олонецкого губисполкома от 11 декабря 1921 г. и постановления Президиума Лодейнопольского Уездного Исполкома Юксовская волость была присоединена к Вознесенскому району, переименованному в Вознесенскую волость (Там же. С. 105). По постановлению Президиума ВЦИК Об упразднении Олонецкой губернии в состав Вознесенской волости включена бывшая Оштинская волость (Там же. С. 106).

Протоколом N 55 от 14 февраля 1925 г. заседания Президиума Ленинградского губернского исполнительного комитета (п. 35) постановили: внесенное Лодейнопольским уездным исполнительным комитетом 14 января 1925 г. N 2314 ходатайство о переименовании деревень Вознесенской волости Лодйнопольского уезда : Монастырской- в Пролетарскую и Княжий Бор в Красный Бор удовлетворить (ЦГА СПб. Ф. 1000. Оп. 9. Д. 104. Л. 35).

1 августа 1927 г. постановлением Президиума ВЦИК образована Ленинградская область.

С августа 1927 г. по апрель 1954 г. поселок городского типа Вознесенье являлся районным центром Вознесенского района Ленинградской области. Район располагался по верхнему течению реки Свири. Образован из большой части бывшей Остречинской волости и части Вознесенской волости. Из бывшего Петрозаводского уезда- Остречинская и часть Шелтозерско- Бережной, а из Лодейнопольского- части Оштинской и Юксовской волостей. В районном центре- пос. Вознесенье в 1930 г. находилось Остречинское райпо, кооператив водников, артель “Онежский рыбак”, Вознесенская охоторыбоартель, Вознесенская сапожно- портняжная артель. Мелкая нецензовая промышленность Вознесенского района была представлена:

1) Карьежским затоном с ремонтными мастерскими по ремонту паровых судов (местечко Карьежка -Вознесенская пристань);

2) Ровской судостроительной верфью по постройке непаровых судов- (местечко Ровское, Остречинский сельсовет);

3) Щелейскими разработками диабаза (местечко Щелейки Гиморецкого сельсовета Вознесенского района);

4) Судостроительным пунктом (Пролетарская сторона);

5) Корнаволокской заводью- плавучим доком (местечко Корнаволок).

Цензовое предприятие Вознесенского района- лесопильный завод при Ровской судоверфи, подчиненный НКПС СССР. Владелец- Севзапгосречпараходство. На 1 июля1930 г. на нем работали 117 рабочих и 6 служащих. Главное изделие- пиломатериалы.

Судоходная река Свирь и Онежский канал составляют часть Мариинской водной системы, являющейся главным путем сообщения Вознесенского района. Наиболее крупные притоки Свири на территории района реки Кузра, Святуха (вытекает из самого значительного в районе внутреннего озера Юксовского) и Ивина (пересекает со своими притоками северо-восточную часть района). Из притоков Ивины отметим Перу, Елай, Ивину с Сарой и Муромлю. Муромля, в свою очередь, принимает Яшезерку, Вильлюксу, ручей Оржаной, Мундуксу и Нилюс c Гузетой. Сплавные реки Коля и Гим впадают в Онежское озеро. Кроме Свири судоходство возможно по рукаву Вязостровка, в нижнем течении Святухи, Ивины и Муромли. Сплав плотами производился по озеру Юксовскому и по реке Ивне до впадения р. Елай (в 14 км. от устья). На остальных реках возможен лишь сплав россыпью. Крупнейшая пристань- Вознесенье, Никола и Вязостров.

В истоке реки Свири и в Онежском озере существует рыбный промысел. Ловится здесь по преимуществу красная рыба: лосось, сиг, налим, форель, ряпушка (Районы Лодейнопольского округа. Статистико-экономическое описание. Л. 1928. С. 38). Рыболовный сезон начинается обычно с ноября и кончается весной, в конце мая. Летом обычно промысел совершенно замирает. Рыбная ловля в этих местах недобычлива и рыбаки применяют хищнический способ ловли “бродушами”, т.е. небольшими очень мелкоячеястыми неводами; таким образом, захватывая очень большое количество рыбной молоди и вместе с ершами и окунями попадает молодь лососевых пород. За последние годы вследствие этого все более усиливается малорыбность истока Свири. В озеро Юксовское вливаются значительные реки Веранда и Шомокса. Общая протяженность всех водных путей Вознесенского района- 350 км., из них 74 км приходилось на долю Мариинской водной системы. Районный центр- с. Вознесенье расположен на Мариинском водном пути на тракте Токари-Вознесенье. Расстояние до Ленинграда- 391 км. Железных дорог в районе не имеется. Шоссе Ленинград-Вытегра пересекает на небольшом протяжении южную часть района. Гужевой путь проложен от пристани Вознесенье на север, в приделы Карелии . Вознесенье связано с железной дорогой через Гак-Ручей Шиперово и т. д. Население района по переписи 1926 года составляет 17913 человек. Центр района- пос. Вознесенье (2856 человек) при переписи выделен как “поселок городского типа”. В 1926 г. из 2856 человек в пос. Вознесенье проживали 2692 русских, 55 вепсов, 18 евреев, 80 финнов, 11 прочих. Преобладающая народность Вознесенского района- русские, составляла 95,5 %. Расселение вепсов в приделах Вознесенского района смыкается с Прионежским гнездом расселения вепсов в смежном Шлетозерском районе Карельской АССР, в котором вепсы являются преобладающей народностью и составляют 94,3 % населения (Районы Лодейнопольского округа. Статистико-экономическое описание. Л. 1928. С. 37-45).

C 1954 года земли современного Вознесенского городского поселения- в составе Подпорожского района Ленинградской области (за исключением непродолжительного периода с февраля 1963 по январь1965 гг. в составе Лодейнопольского района области).

В июне 1964 года завершилось создание Волго-Балтийского водного пути им. В. И. Ленина. Свободный выход судов грузоподъемностью 5 тыс. тонн и более от г. Череповца до Ленинграда был обеспечен, время прохождения судов сократился в 2,5 раза. Вознесенье стоит на пересечении Беломоро- Балтийского и Волго-Балтийского водных путей. Населенный пункт превратился в поселок городского типа. На 1 января 1988 года население составляло 3,9 тысячи человек. Крупным предприятием по эксплуатации и ремонту судов в Северо-Западном пароходстве в советское время стала Вознесенская ремонтно-эксплуатационная база флота (РЭБ).

Река разделяет поселок на две части: на левобережье- пристань, промышленные и государственные учреждения, магазины, школа, и. т. п. На правобережье (Пролетарская сторона)- в основном жилые дома. Традиционно сложилось так, что потомственными в поселке стали профессии капитанов, штурманов.

. Незатянутый морской узел, образованный канатами, выходящими из нижних углов щита и уходящими за тот же край щита выше его половины- напоминание о развитом судоходстве, Мариинской водной системе, а также о существовавших до 1922 года двух уездах Лодейнопольском и Петрозаводском, естественной границей между которыми была река Свирь- два ее берега – две части села Вознесенья- в старину- Намойные пески с Вознесенской пристанью (один берег, Лодейнопольский уезд) и бывший Вознесенский погост, еще ранее- Вознесенская пустынь, с XX века- Пролетарская сторона- (другой берег, Петрозаводский уезд). Ныне два берега реки- это один населенный пункт Вознесенье, их соединяет ныне курсирующий между ними паром.

Поле между канатами. узлом и краями щита, заполненное червленью символизирует два берега реки Свирь, на которых расположено Вознесенье.

Возникающее из-за выходящего серебряного облака золотое солнце напоминает о названии городского поселения- Вознесенское.

Cеребряный речной якорь в пояс символизирует историческую связь занятий местного населения с Онегой и Свирью, с развитым в старину судоходством по Онежскому каналу. Кроме того, якорь в геральдике- традиционный символ надежды.

Лазоревый (синий, голубой)- символ красоты, любви, мира и возвышенных устремлений. Цвет водных просторов.

Червлень (красный)– право, мужество, самоотверженность любовь, храбрость, неустрашимость. Символ труда, жизнеутверждающей силы, праздника, красоты, солнца и тепла. В древнерусской традиции красный- означает красивый.

Серебро- чистота помыслов, искренность, правдивость, невинность, благородство, откровенность, непорочность, надежда.

Золото- постоянство, прочность, знатность, справедливость, верность, благодать, солнечный свет.





Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©kzref.org 2022
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет