Понятие культуры. Объект и предмет социологии культуры



жүктеу 261.87 Kb.
Дата18.11.2017
өлшемі261.87 Kb.
түріЛекция

Конспект лекций по социологии культуры
Лекция № 1

Тема: «Понятие культуры. Объект и предмет социологии культуры»
Понятие «культура» - одно из самых распространенных и широко используемых в научной литературе и повседневном общении. В переводе с латинского слово – «cultura» («культура») - означало «возделывание, облагораживание, культивирование почвы», то есть первоначально понятие «культура» было связано с целенаправленным воздействием человека на природу, но постепенно оно стало означать воспитание, облагораживание самого человека.

В китайской священной книге, написанной 4000 тысячи лет назад, безымянный автор ставил следующие вопросы:



1. Почему искусство – книги, музыка, живопись – способны вызывать положительные или негативные эмоциональные реакции?

2. Можно ли с помощью искусства воспитать личность определенного типа?

3. Способствует ли искусство воспитанию высоких нравственных качеств у человека?

Вывод, к которому пришел автор: существует прямая связь между типом произведения искусства и моделями поведения человека. Китайский философ Конфуций, исследуя природу поэзии, показал, что стихи могут вдохновлять людей на благородные поступки, давать представления о правильном поведении, и даже оказывать воздействие на поведение властителей. Следуя этим представлениям, до 1911 года все поступающие на государственную службу должны были сдавать экзамены по каллиграфии, знанию музыки и поэзии.

В древнегреческой литературе – трагедиях, драмах, комедиях – воспевались добродетели: мужество, патриотизм, стойкость, верность долгу, своим обязанностям, государству. Аристотель считал, что благополучие государства зависит от того, какими нравственными качествами обладают его граждане, какие науки они познали, на каких произведениях искусства они воспитаны. Бедным горожанам выделялись специально деньги на посещение представлений в театрах под открытым небом, дошедшие до наших дней.

В Древнем Риме именно в «воспитанности» римляне видели свое главное отличие от «некультурных» варваров. В средние века под этим понятием понимали уклад городской жизни, составной частью которого были увеселительные представления, передвижные театры, цирки, путешествующие поэты и музыканты. В эпоху Возрождения под культурой стали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в эпоху Просвещения – соответствие идеалу просвещенного, то есть образованного, человека.



В европейскую социальную мысль понятие «культура» вошло во второй половине ХУШ века и ассоциировалось с признаками личного совершенства. Понятие «социология культуры» первоначально звучало как «культурсоциология». Его ввел в научный оборот в 1910 году немецкий социолог Альфред Вебер (младший брат немецкого социолога Макса Вебера). Он утверждал, что существует 3 равноценных измерений исторического процесса: 1. культурный; 2. цивилизационный; 3. социальный. Каждый из подходов имеет свои градации, или показатели уровня развития. Цивилизационный подход позволяет выявить степень овладения человеком природного мира. Это мир искусственный, мир материальных, научно-технических достижений, созданных человеком. Культурное измерение связано с распространением в обществе знаний, ценностей, идеалов, убеждений, верований. Социальное измерение охватывает степень личной свободы человека, права выбора своих убеждений и верований, равенство перед законом, справедливое распределение материальных и духовных благ. А.Вебер обосновал объект культурсоциологии, или социологии культуры – она должна изучать связь культурного, цивилизационного и социального измерений исторического процесса. Предметом изучения социологии культуры выступают социокультурные отношения и социокультурные институты. Главная задача социологии культуры – понять, как культура воздействует на человека и общество, какие социокультурные институты представлены в обществе в каждый конкретный период, как научно-технический прогресс, достижения науки, техники и технологий воздействует на формирование типа личности. Как в целом культура влияет на человека и общество, и наоборот, как общество и человек изменяют культуру – систему знаний, ценностей, идеалов, верований.
Лекция 2.

Тема: «Понимание роли культуры в различных социологических теориях»
В теории позитивизма основателя социологии Огюста Конта науке, идеям – элементам культурного измерения – отводилось главенствующее место. О.Конт писал: «Идеи управляют и переворачивают мир. Весь социальный механизм покоится, в конце концов, на мнениях. Основным содержанием процесса развития общества является прогресс духа, прогресс человеческого разума». По его мнению, человеческое познание окружающего природного и социального мира прошло 3 стадии: теологическую, метафизическую и научную. На каждом этапе доминировали конкретные представления: на первом этапе – религиозные, вера в сверхъестественные основания существования природы и человека. На втором этапе – абстрактные, философские сущности лежали в основе человеческого бытия, не доказуемые опытным путем. На третьем – социальные факты, факты сознания и поведения, которые можно выявлять эмпирическими методами, и на этой основе вырабатывать правильные управленческие решения. Таким образом, в основе развития общества лежит смена типов познания, то есть культурный феномен.

Герберт Спенсер также понимал эволюцию общества как особый тип последовательных необратимых изменений культурных реалий. Культура, считал Г.Спенсер, появляется на определенном этапе развития человечества как отражение усложнения сознания человека. Каждому этапу развития общества соответствует уровень социальной сплоченности и своя социальная структура. Человечество прошло путь от военного типа организации общества, в котором минимальна личная свобода выбора и независимость человека, где доминирует несвязанная однородность (то есть люди практически однородны, не различимы по уровню жизни, образованию, богатству, профессиональной, религиозной, культурной принадлежности) к обществу индустриальному, базирующемуся на связной разнородности (социальные группы разнородны, дифференцированы по уровню материального обеспечения, принадлежности к определенной профессии, религии, субкультуре, образованию, стилю жизни, и при этом связаны между собой функциональными связями).

Эмиль Дюркгейм был убежден, что в обществе правит солидарность – мнений, убеждений, норм, правил поведения. Он различал механическую и органическую солидарность. Если большая часть общества не следует общепринятым правилам солидарности, то в обществе возникает аномия – разрегулированность, неподчинение властям и законам. Как правило, аномия возникает в результате социально-экономического кризиса, военных действий, социальных революций, и приводит или к распаду государства, или к военному типу правления. Одним из признаков наступающей аномии Э.Дюркгейм считал увеличение количества самоубийств, снижение рационального мировосприятия и усиление иррациональности в системе знаний, ценностей, убеждений.

Георг Зиммель считал, что общество развивается вслед за изменением форм культурных явлений. Сама культура, по Зиммелю, есть форма бытия общества. Она выступает как способ сохранения, воспроизводства и регуляции всей общественной жизни. Эволюция общества – социокультурных институтов, направлений художественной сферы, возникновение новых способов отражения действительности – происходит за счет смены формы, в которую облечена вся содержательная сторона. Зависимость человека от окружающего его мира культурных форм Г.Зиммель демонстрировал на примере смены архаического общества сословным.

Макс Вебер считал, что в основе существования общества лежит одинаковое понимание всеми его членами смысла и значения слов, которыми люди пользуются. Он разделил все научное познание на 2 типа: 1. науки о природе; 2. науки о культуре (гуманитарные). Гуманитарные науки – науки об обществе, о культуре – пользуются методом отнесения к ценностям, то есть выявляют систему ценностей, доминирующую в каждом конкретном обществе в конкретный период времени. Только человек способен наделять смыслом и ценностью окружающий его материальный и духовный мир, понять этот мир и поведение человека в нем можно тогда, когда понимаешь смысл и значение, который человек вкладывает в свои слова и поступки. Не случайно социологическую теорию М.Вебера назвали «понимающей социологией». По М.Веберу, эволюция общества идет по нарастанию рациональности, то есть увеличения научных знаний - в принятии управленческих решений, выборах и ценностях людей и власти. Все модели поведения людей М.Вебер разделил на 4 типа по степени нарастания рациональности:

  1. аффективное – действие на основе подсознательного регулирования (чувств, страха, фобий, инстинктов, задатков, психологических акцентуаций);

  2. традиционное – действие на основе общепринятых, традиционных правил поведения, дошедших из глубин веков, из верований, религиозных норм и ритуалов;

  3. ценностно-рациональное – действие на основе воплощения в жизнь своих ценностей (семейных, религиозных, политических, научных, трудовых, профессиональных, гражданских);

  4. целе-рациональное - действие на основе воплощения в жизнь своих целей (краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных).

В каждый конкретный период, считает М.Вебер, существует «идеальный тип» личности, который следует тому или иному типу поведения, определенной системе ценностей. Если у О.Конта «идеи» правили миром, то у М.Вебера миром «правят» ценности, те смыслы, которые люди придают им. Эволюция общества происходит из-за изменения смыслов и значений ценностей: то, что было ценностями у одного поколения людей, совершенно ничего не значит для нового поколения. Чем полнее человек осваивает общезначимые ценности, наполняет ими свой внутренний жизненный мир, тем легче происходит его социализация, то есть включение в общественные связи.



Толкотт Парсонс выделил в системе общества подсистемы – элементы: экономику, политику, родство, культуру. У каждой подсистемы есть свои функции. У экономики функция – адаптация (приспособление) людей к окружающему природному и социальному миру; у политики функция – выдвижение цели, идеалов, формирование идеологии, лежащей в основе мировосприятия людей; у родства функция – интеграция (объединение) на основе родственных связей; у культуры функция – поддержание ценностного образца, передача новым поколениям знаний, умений, навыков предыдущего поколения. Т.Парсонс отводил культуре детерминирующую (определяющую) роль в развитии общества, в процессе социальных изменений и поддержания социального порядка. Культура, по Т.Прасонсу, - это сложная система символов, норм, ценностей, которая постоянно изменяется. Культура вырабатывает и внедряет в сознание людей идеалы, цели, ценности, которые люди стремятся воплотить в своей повседневной деятельности, и принципы, на основе которых объединяются (интегрируются) члены общества в единое целое. Культура обеспечивает равновесие социальной системы, поскольку разрабатывает нормы, правила, законы, которые указывают людям легитимные способы достижения своих целей и ценностей.
Лекция 3.

Тема: «Социокультурная стратификация в обществе»
Социокультурная стратификация означает наличие в обществе одновременно культур различных социальных общностей. Человек одновременно является членом многих социальных групп, каждая из которых обладает своим набором значимых для ее членов идеалов, смыслов, ценностей. Человек является членом группы до тех пор, пока он разделяет эти цели, идеалы, ценности, пока они для него значимы и он следует групповым нормам и правилам.

Социология культуры выделяет различные формы культуры по следующим основаниям:

По субъектам носителя культуры выделяют:

- национальную культуру (носитель культуры – определенная нация);

- народную культуру (носитель – народ, народность – более малочисленная группа);

- городскую культуру (носитель – горожане);

- сельскую культуру (носитель – сельское население);

- профессиональную культуру (носитель – люди, принадлежащие к какой-либо профессиональной группе);

- молодежную культуру (носитель – молодые люди от 14 до 30 лет).

По функциональной роли выделяют:

- общезначимую, общепринятую культуру (ценности данной культуры разделяют большинство членов общества);

- контркультуру (альтернативную, «бунтующую», отрицающую ценности общепринятой культуры);

- субкультуру (ценности, символы и идеалы данной культуры разделяют члены только какой-либо одной социальной группы – профессиональной, криминальной, молодежной).

По происхождению выделяют:

- неперсонифицированную культуру (произведения не имеют автора - фольклор, анекдоты, притчи, мифы);

- авторскую, профессиональную культуру (произведения имеют авторов, даже если их имена не сохранились).

По видам артефактов выделяют:

- материальную культуру (все предметы, созданные руками человека);

- социальную культуру (формы социальных взаимодействий, общения, отношений власти и подчинения, легитимности власти);

- духовную культуру (идеи, идеалы, цели, ценности, символы, существующие в сознании людей или воплощенные в материальной форме).

По характеру воздействия выделяют:

- светскую культуру (не связанную с религиозными ценностями, верованиями, обрядами, ритуалами);

- религиозную (ценности данной культуры разделяют верующие люди);

- конфессиональную (ценности данной культуры разделяют верующие определенной конфессии – христиане, мусульмане, индуисты, католики, православные).

Культура в обществе проходит некоторые фазы развития: она зарождается, развивается, проходит точку наивысшего развития и «умирает», то есть перерождается, наполняется новыми смыслами, ценностями, символами. Неравномерно развиваются и отдельные формы культуры, наличие тех или иных форм культуры связано с экономическим укладом, достижениями науки и техники, что дало повод К.Марксу считать культуру лишь надстройкой над базисом – экономическими отношениями, которые складываются из производительных сил и производственных отношений. К производительным силам К.Маркс относил систему субъективных и вещественных элементов, то есть людей, занятых в производстве, и орудия труда, технику, которыми люди пользовались в той или иной общественно-экономической формации (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической). Производственные отношения включали, по К.Марксу, отношения собственности на средства производства (землю, орудия труда, движимое и недвижимое имущество) и отношения господства-подчинения. Однако, изменения в средствах труда, в технике, технологиях производства происходят первоначально в головах людей, наделенных знаниями, творческими способностями, возможностью создавать идеальные образы будущих материальных объектов, которые входят в различные формы культуры. Таким образом, изменения в культуре являются первичными по отношению ко всем материальным, социальным и духовным изменениям в обществе, о чем говорили М.Вебер и Т.Парсонс.

Механизмы усвоения культурных феноменов (знаний, норм, правил, ценностей, законов, принципов):


  1. психологический – внушение, заражение, подражание;

  2. социальный – научение, обучение, воспитание, художественная деятельность.

Передача новым поколениям культурных достижений предыдущего поколения составляет содержание культурной политики государства. От уровня экономического развития страны зависит количество материальных и финансовых средств, которые правительство выделяет на образование, культурную сферу общества. Это – экономический аспект культурной политики. Социальный аспект культурной политики выражается в равном доступе к культурным благам общества. Институциональный аспект культурной политики проявляется в создании и содержании учреждений культуры за счет государственного бюджета, благотворителей, меценатов.

Иногда при встрече с культурой других народов, стран, с новой культурной реальностью, новыми культурными формами, направлениями, стилями возникает у человека состояние, которое назвали культурным шоком. Оно может протекать как неприятие, отторжение, негативные реакции, вплоть до разрушения (деструкции) новых форм и артефактов. Преодолеть культурный шок можно несколькими путями:



  1. ассимиляция – приспособление, усвоение и полное растворение в новой или чужой культуре;

  2. геттоизация – создание компактных мест проживания (гетто) носителей чужой культуры («чайна-тауны» – китайские кварталы, японские кварталы);

  3. колонизация – вытеснение прошлой или местной культуры на периферию культурного пространства;

  4. диффузия – проникновение норм и ценностей новой или чужой культуры в существующую общепринятую культуру, совмещение, совместное существование.

Лекция 4.



Тема: «Взаимосвязь культуры, личности и идентичности»
Существует несколько теорий, объясняющих социальную природу личности. Человек принадлежит одновременно двум мирам – миру природному, физиологическому, и миру социальному, культурному. Как природное существо, человек наделен подсознательными инстинктами, влечениями, желаниями, способностями; как субъект социальной деятельности человек несет отпечаток всех общественных отношений – экономических, политических, семейных, профессиональных, религиозных, культурных.

К социальным свойствам личности относятся:



  1. язык – система символов, кодировки и декодировки информации, которой пользуются члены общества (слова, жесты, мимика, пантомима);

  2. уровень образования – совокупность знаний, научных достижений, передаваемых каждому новому поколению в процессе обучения;

  3. уровень профессиональной и специальной подготовки в системе профессионального образования, уровень квалификации;

  4. социальные статусы и социальные роли, занимаемые человеком;

  5. степень автономности личности в принятии решений, выборе жизненного пути.

Все социальные свойства личности относятся к культурному измерению исторического процесса, таким образом, именно подсистема культура отвечает за процесс социализации – усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного социального взаимодействия с другими индивидами в данном конкретном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Социальные общности, в которых проходит социализация, называются агентами социализации. К ним относят семью, друзей, ближайшее окружение, школьные, трудовые, профессиональные коллективы, средства массовой информации. Агентами первичной социализации являются ближайшее окружение, малые социальные группы (семья, друзья) и референтные группы, то есть группы, с нормами и ценностями которой человек считается и которые являются для него неоспоримой ценностью. Агентами вторичной социализации выступают большие социальные группы (территориальные, профессиональные, религиозные, субкультурные общности).

Социализация – непрерывный процесс, поскольку человек в течение всей жизни осваивает социальные роли. Социальная роль – ожидаемое поведение человека, занимающего тот или иной социальный статус. Социальный статус – положение человека в обществе, которое включает единство функций, прав и обязанностей. Человек имеет 3 вида статусов: 1. генеральные – статус человека и гражданина, которые даны ему по факту принадлежности к человеческому роду и рождению в определенной стране; 2. родительские (или предписанные) – не зависящий от усилий или заслуг самого человека (место рождения, положение семьи, ее материальный достаток, происхождение); 3. достигнутые – приобретенные самим человеком в течение его жизни (профессиональные, творческие, спортивные заслуги). Каждый статус обслуживается несколькими социальными ролями; все роли, которые выполняет человек, называются ролевым набором. Социальная роль рассматривается в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Культура конкретного общества формирует ролевые ожидания и правила ролевого исполнения. В разных странах одна и та же роль выполняется по-разному, в соответствии с культурными кодами, то есть правилами, нормами, предписаниями, за нарушение которых общество наказывает санкциями.

Результатом процесса социализации выступает идентичность – отождествление себя с какой-либо социальной группой. Термин «идентификация» ввел в научный оборот З.Фрейд. Он рассматривал этот процесс соотнесения себя с ближайшим окружением (в первую очередь – с матерью) как механизм перехода от бессознательного (в теории личности З.Фрейда – «Ид» - «Оно») через осознание («Эго» - «Я») себя как некоторой отдельности, отличающейся от других личности, к моральной, нравственной структуре («Супер-Эго» - «Сверх-Я») – системе запретов, правил¸ норм, по которым живет окружающий человека мир. Через процесс идентификации дети перенимают правила поведения ближайшего к ним окружения (родителей, родственников, друзей) и тем самым формируют свой внутренний мир по образцу, предлагаемому значимыми для него людьми. Этот процесс наглядно демонстрируется при освоении языка – дети учатся говорить задолго до того, как узнают значение и смысл звуков, букв, цифр, только путем подражания и запоминания. Процесс принятия личностью во внутренний мир социальных свойств и качеств, которые ему предлагает социум, называется интериоризацией. Этот процесс завершает становление личности как самостоятельного и активного члена социума. Процесс интериоризации – сложный и неоднозначный: человек может избирательно соотносить себя с окружающими социальными группами. Наиболее просто и легко проходит идентификация себя с семейной группой, поэтому семейные социальные роли наиболее значимые, легко узнаваемые и воспроизводимые. Достаточно просто человек идентифицирует себя с национальной, религиозной, профессиональной общностью. Этническая идентичность базируется на эмоционально-ценностном отношении к своей этнической группе. Она может быть нейтральной, гипо- и гипер-идентичностью. Гипоидентичность означает этнонигилизм, отрицание этнического своеобразия людей, стремление к космополитизму (теория «я - гражданин мира»). Гиперидентичность приводит к национальному фанатизму, расизму, шовинизму и этноизоляции (фашистская теория «немецкой чистоты расы», «сверх-людей», «Германия превыше всего», сейчас – лозунг «Украина превыше всего»).

Одной из самых основных форм идентичности является гражданская идентичность – осознание принадлежности к большой группе граждан того или иного государства, имеющего для индивида значимый смысл. Структура гражданской идентичности включает 3 элемента:



  1. когнитивный – рациональный: знания о принадлежности, о символах, истории, достижениях, международном статусе того государства, к которому индивид принадлежит по праву рождения;

  2. ценностный – позитивное (или негативное) отношение к факту принадлежности к данному государству;

  3. эмоциональный – принятие (или непринятие) гражданской общности в качестве референтной группы, внутреннее чувство гордости (или стыда) за принадлежность к данному государству.

Механизмом формирования гражданской идентичности выступает патриотическое воспитание - воспитание уважения, любви, преданности стране, в которой человек живет. Патриотические чувства не рождаются вместе с человеком, они появляются в результате оценки деятельности властей по организации повседневной жизни, справедливом распределении общественного богатства, равном доступе к культурным благам.

Процесс идентификации позволяет обществу осуществлять социальный контроль за поведением индивидов. Существует 4 вида социального контроля:



  1. внутренний (или самоконтроль) - на основе интериоризации норм, правил, образцов поведения;

  2. внешний – на основе деятельности специально созданных социальных институтов (полиция, суды, прокуратура, армия);

  3. контроль посредством удовлетворения потребностей (со стороны семьи, государства);

  4. контроль посредством чувства стыда перед значимым социальным окружением.

Каждая культура вырабатывает формы принуждения - санкции, которые позволяют сохранить социальный порядок. Санкции, которые применяют к индивидам, нарушающим общепринятые нормы, могут быть как положительными (награды за достижения, героические поступки), так и негативными (от административного до уголовного наказания и изоляции от общества). Если человек добровольно выполняет социальные нормы и правила, то его можно назвать конформистом. Конформизм - состояние внутреннего согласия, несопротивления требованиям общества. Отсутствие конформизма и внутреннего контроля приводит к девиантному (отклоняющемуся от норм) поведению (преступность, бандитизм, терроризм, вандализм, алкоголизм – все эти проявления девиантного поведения расшатывают социальный порядок, приносят материальные и человеческие потери).

Лекция 5.



Тема: «Культура и социальные группы»
Социальная группа – первичная среда, в которой происходят все социальные взаимодействия человека. Это любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенная общими интересами, целями, ценностями. Существует множество оснований, по которым классифицируют социальные группы: реальные (существующие в обществе) и номинальные (объединяющие людей с определенной характеристикой, но не вступающие в непосредственные контакты); малые (с числом членов группы от 2 до 7) и большие (нации, народности, классы, партии, поселения); диффузные (с наименьшим числом контактов между членами группы) и сплоченные (производственные организации, трудовые коллективы). Одним из первых к изучению социальных групп обратился Г.Зиммель, рассматривавший микро- и макроструктуры групп. Значительный вклад внес Ч.Кули, который изучал влияние малых первичных групп (семья, дружеское окружение) на социализацию индивида. В 30-е годы ХХ в. американский социолог Элтон Мейо посвятил несколько лет изучению влияния социально-психологического климата производственного коллектива на производительность труда. Его исследования положили начало формированию теории человеческих отношений на производстве.

Любая группа – сложный социальный организм, существующий в 2 взаимосвязанных сферах: материальной и духовной. Материальная сфера включает в себя природные, территориальные, финансовые условия существования; духовная сфера состоит их психологических, религиозных, политических, правовых, культурологических основ, которые формируют групповое сознание, групповые идеалы, групповое мнение, установки, цели и ценности. Групповые цели и ценности являются системообразующими элементами - группа (семья, дружеский коллектив, трудовой коллектив, общество в целом) существует до тех пор, пока ее члены видят смысл и придают значение совместному существованию и деятельности. Если цели и ценности становятся не значимыми для большинства членов, группа распадается.

Механизмами интеграции (объединения) группы являются:


  1. адаптация – приспособление индивидуальных норм и ценностей групповым нормам и правилам;

  2. идентификация – процесс отождествления себя с группой;

  3. коммуникация – процесс общения, обмена информацией между членами группы;

  4. сплочение – формирование эмоциональной привязанности членов группы друг к другу, доверия к лидеру и групповому мнению.

Одной из наиболее важных сфер существования человека является трудовая сфера, в которой человек становится членом производственного коллектива. Коллектив (школьный, учебный, армейский, артистический, производственный) – наиболее структурированная социальная группа, имеющая как формальную структуру (разделение полномочий, прав и обязанностей между ее членами, формального лидера), так и неформальную (неформального лидера, авторитетных членов группы, аутсайдеров). Состояние социально-психологического климата (отношения доброжелательности, взаимопомощи, поддержки в трудных жизненных ситуациях, или, наоборот, недоверия, конфликтности) в группе зависит от степени совпадения формальных и неформальных структур, от доверия к формальному лидеру, от взаимодействия формального и неформального лидеров. Все отношения к группе базируются на организационной культуре – системе ценностей, целей и норм, которые разделяются и поддерживаются большинством членов и определяют их организационное поведение. Значение организационной культуры определяется тем, что она формирует у работников организационную идентичность, то есть отождествление своих индивидуальных целей и ценностей с коллективными. Организационная культура формируется как целенаправленным воздействием формальных руководителей, так и спонтанно возникает как проекция доминирующих в данном обществе культурных образцов на сферу трудовых отношений в конкретной организации. В современных экономических условиях организационная культура способна усилить, или ослабить конкурентоспособность предприятия; усилить, или ослабить сплоченность и солидарность работников различных статусов. Формирование организационной культуры проходит под влиянием 3 факторов:

- уровня экономического и социокультурного развития общества;

- личностных качеств и установок высшего руководящего звена;

- внешнего окружения, внутри- и за пределами государства.



Функции организационной культуры:

  1. образовательная;

  2. воспитательная;

  3. интегративная;

  4. регулятивная.

Организационная культура не только отличает один производственный коллектив от другого благодаря фирменному стилю (логотипу, фирменному знаку, цвету, одежде, фирменной упаковке товаров), но и способствует продвижению этого товара на рынке, формированию положительного имиджа (образа) производимых товаров и услуг в глазах потребителей. Начинается формирование организационной культуры с выработки миссии предприятия -

положительной, как правило, идеи, ради которой создано и работает данное предприятие (выпускать только высококачественные товары, расширять свое присутствие на рынке, выйти на международные рынки, дорожить сотрудниками организации, непрерывно повышать квалификацию кадров, заботиться о здоровье работников, снижать вредное воздействие на окружающую среду). Задача руководителей высшего звена – сочетать интересы компании и индивидуальные интересы работников, создавать стимулы к труду, объединять коллектив, показывая неразрывность слов и дел. Очень часто в коллективе разрабатываются свои Кодексы поведения, формы поощрений, продвижения по карьерной лестнице, возникают организационные мифы, легенды, традиции, словом, все те элементы культурной жизни, которые характеризуют культуру в целом.



Типы организационной культуры:

  1. культура власти – главная роль принадлежит формальному лидеру, руководителю, его личным психологическим и социальным качествам (уровню образования, культурного развития, социальному статусу);

  2. ролевая культура – доминирует строгое распределение по функциональным ролям, неукоснительное следование производственным и должностным обязанностям;

  3. культура задачи – основополагающим является решение производственных задач без строгого закрепления статусов, ролей, должностных обязанностей и инструкций;

  4. культура личности – ориентация на формирование творческих качеств работников, развитие всего коллектива через индивидуальное развитие, поощрение инициативы, нововведений.

Организационная культура эффективна, если она:

  1. представляет ценность для работников;

  2. уникальна, неповторима, выделяет «свой» коллектив из ряда таких же производств;

  3. узнаваема по фирменному стилю, рекламной продукции;

  4. неподражаема, защищена от повторения другими организациями.

Большинство людей воспринимают «свою» организационную культуру на эмоциональном, подсознательном уровне, что свидетельствует о глубоком проникновении в структуру личности.

Лекция 6.



Тема: «Социокультурная коммуникация, ее структура и функции»
Коммуникация (пер. с лат. - передача сообщений)это смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Действия, направленные на восприятие смысла сообщений, называют коммуникативными. Основные функции коммуникативных действий – достижение взаимопонимания и единства деятельности членов социума.

Социокультурная коммуникация – процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (слов, букв, цифр и т.п.). Социокультурная коммуникация (как и культура в целом, язык) возникает в процессе адаптации сообщества к природным и историческим условиям существования.

Виды социокультурной коммуникации:

  1. вербальная – слова, буквы, цифры, графика, картины, чертежи, эскизы, эмблемы, ярлыки, товарные и фирменные знаки;

  2. невербальная – звуки, жесты, мимика, пантомима, интонация, скорость речи, межличностное расстояние;

  3. вещественно-материальная - передача информации с помощью материальных объектов: цветы, краски, веер, обереги, предметы религиозных культов.

Структура социокультурной коммуникации:

  1. участники взаимодействия, наделенные сознанием и владеющие видами коммуникаций, принятых в данном обществе;

  2. ситуация взаимодействия, которую участники стремятся осмыслить и понять;

  3. тексты (послания), выражающие смысл сообщения;

  4. мотивы и цели, побуждающие участников вступать во взаимодействие;

  5. процесс передачи информации при помощи каких-либо средств.

До начала изобретения письменности социокультурные коммуникации были интрагрупповыми, то есть происходили внутри сообщества и между поколениями. С изобретением книгопечатания социокультурные коммуникации стали интергрупповыми, то есть тексты получили возможность преодолевать расстояния, границы между государствами. В ХХ веке средства массовой информации сделали социокультурную коммуникацию глобальной.

Социокультурная коммуникация может быть классифицирована по различным основаниям:



  1. по характеру субъектов – межличностная, личностно-групповая, межгрупповая, межгосударственная, межкультурная);

  2. по уровням общения (обыденно-бытовая; профессионально-специализированная; адаптационно пропагандистская – передача сообщений из «высших» на «низшие» уровни культурного пространства; радикально-авангардистская – передача сообщений от «низших», контркультурных сообществ «высшим» уровням культурного пространства;

  3. по типу социума – архаический, традиционный, тоталитарный, авторитарный, демократический.

Социокультурная коммуникация выполняет в обществе следующие функции:

  1. инновационная – передача информации о новых знаниях, свойствах и признаках окружающего мира, новых технологиях, новых формах коммуникации;

  2. ориентационная – обучение поведению в сложном природном и социальном окружении, формирование его мировоззренческих, ценностных и практических ориентаций;

  3. стимуляционная – воспроизводство мотивов и стимулов социальной активности людей, получения новой, недостающей информации;

  4. корреляционная – уточнение и обновление получаемых знаний, мотивов и стимулов, изменение на этой основе моделей поведения в процессе взаимодействия.

В современном мире научно-технические достижения сделали доминирующей культуру визуального общения. Личные контакты «лицом к лицу» заменяются виртуальными, опосредованными. Технические средства многократно увеличивают число участников коммуникаций, стирают возрастные, межнациональные, межгосударственные барьеры. СМИ обладают огромным влиянием на формирование индивидуального и общественного сознания, причем, как позитивным, так и негативным.

К положительным факторам, присущим современным средствам информации (радио, ТВ, Интернет, мобильная связь) можно отнести:



  1. глобальный информационный портал, возможность получать информацию со всего света;

  2. возможность индивидуального самообразования по любым темам;

  3. рост досуговой сферы, доступность всех видов искусства (литература, театр, музыка, живопись, кино, опера, балет, концерты всех жанров);

  4. возможность получать он-лайн услуги (от банков, государства и т.д.).

К негативным факторам относятся:

  1. замена личностного и межличностного общения виртуальным, опосредованным;

  2. обилие негативной, деструктивной информации, ведущей к девиантному поведению и новых форм преступного поведения;

  3. появление новой зависимости (игромании, Интернет-зависимости);

  4. снижение физиологического и психического здоровья из-за чрезмерного виртуального общения.

Виртуализация социальной жизни может и сохранять, и разрушать системы общезначимых ценностей, способствовать усилению субкультурных связей, или сплачивать, объединять различные социальные группы в единое общество – это зависит от содержания посланий, текстов социокультурных коммуникаций.
Лекция 7.

Тема: «Две формы мировоззрения в познании мира: наука и религия»
Религиозная (теологическая по О.Конту) форма познания окружающего мира и самого человека была первичной по отношению к научной. Религия (в пер. с лат. - набожность, святость, благочестие) – это мировоззрение, основанное на иррациональной (не подлежащей проверке рациональным уровнем сознания) вере в существование внеприродной, сверхестественной сферы, представляемой в виде множества богов или монотеизма, от которой зависит происхождение и существование всего окружающего мира и самого человека. Главное назначение религии – объяснять все происходящее как волю создателя (в разных религиях называемого по-разному), не прибегая к поиску фактов и доказательств. Религиозное познание базируется на вере в неизменяемость мира, в связь всего сущего с его прародителем, в необходимость следовать всем религиозным догмам ради спасения данной создателем человеческой души. Религия в доисторические времена помогла пра-человеку выделить себя из природного окружения, подняться над физиологическими основами личности к духовным практикам («не хлебом единым жив человек»). Э.Дюркгейм считал религию идеологическим механизмом , обеспечивающим солидарность людей и целостность общества через сакрализацию (наделение священным содержанием) общественных связей: божественное происхождение власти, государства, деления общества на неравные группы. Религиозное происхождение всех важнейших - культурной, социальной, экономической - сфер жизнедеятельности людей позволял закреплять в сознании человека неизменность, святость, неприкосновенность отношений собственности, господства-подчинения.

В обществе религия выполняет следующие функции:



  1. интегративную;

  2. регулятивную;

  3. воспитательную;

  4. ценностно-мировоззренческую.

Главное отличие религиозного мировоззрения - отсутствие разделения между понятиями «истинное-ложное», внутренний запрет на сомнение, на поиск доказательств или опровержений религиозным догмам, поэтому религиозное познание называют часто догматическим, то есть не требующим доказательств, не изменяющимся, не подвергающим сомнению религиозные истины.
Религия как социокультурный институт прошла несколько этапов формирования:

  1. становление языческих культов в первобытном, доисторическом обществе;

  2. зарождение религиозных учреждений (святилищ, храмов);

  3. становление материальной основы религиозных организаций (обязательные пожертвования населения в пользу церкви);

  4. выделение религии в самостоятельную систему, формирование иерархии религиозных статусов и социальных ролей;

  5. соединение власти и религии в единый правящий институт.

В течение ХХ века, в связи с возникновением социалистического строя в ряде государств, где церковь была отделена от государства и власти, а единственно правильным было объявлено научное мышление, религиозное мировоззрение утратило главенствующую роль. Однако, именно в религиозных учреждениях – европейских монастырях – зародилось образование и научные формы мышления.

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно-организованных знаний о мире. В противовес религиозной форме познания, научное познание основано на сомнении в истинности, правильности того, что происходит в природном и социальном мире. Ученые занимаются поиском опытных – эмпирических – доказательств природных и социальных явлений. Цель науки – выявить законы (существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между явлениями природы и общества), в соответствии с которыми объекты материального мира могут преобразовываться в человеческой деятельности. В силу способности человеческого сознания создавать воображаемый – идеальный – мир, наука открывает и создает новые, не существовавшие ранее объекты материальной и духовной культуры, постоянно расширяет поле изучаемых предметов в нано-микро-макро- и мезомирах.

Первые подлинно научные организации появились в 17 веке – это Лондонское Королевское научное общество и Парижская Академия наук. В России Академия наук было образована в конце 18 века в Санкт-Петербурге. Эпоха промышленного переворота потребовала от ученых практической направленности научных поисков, с этого времени наука стала двигателем технического прогресса. На смену ручному производству пришло машинное, станки, машины стали паровыми, а затем электрическими. 50-60-е годы 20 века были названы годами научно-технической революции – была получена атомная энергия, космические технологии, открыт микромир, квантовая механика, первые вычислительные машины. 80-е годы 20 века были годами технологической революции – возникли информационные технологии, кибернетика из научной фантастики пришла на производство. В современном мире наука стала непосредственной производительной силой – от уровня развития науки, научных открытий зависит состояние общества в целом.



В обществе наука выполняет следующие функции:

  1. образовательную; 2. просветительскую; 3. мировоззренческую; 4. прогностическую; 5. производственную.

Каталог: Student
Student -> Министру обороны
Student -> Оқу жылындағы құқық негіздері пәні бойынша 1-ші курс студенттері үшін 051301 Стоматология мамандығына арналған тест бақылаудың сұрақтары
Student -> Құқық негіздерімен сот медицина кафедрасы
Student -> Жұмыс бағдарламасы пәні: Даму ақаулықтары қалыптасуының биологиялық негіздері бойынша электив Мамандығы: 051301-«Жалпы медицина»
Student -> 1 ші–тақырып. «Құқық негіздері» оқу курсының жүйесі. Мақсаты. Студенттерді «Құқық негіздері»


Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет