Правительство тюменской области



жүктеу 5.4 Mb.
бет1/18
Дата05.05.2019
өлшемі5.4 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ

СОВЕТ РЕКТОРОВ ВУЗОВ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ДУХОВНЫЙ ПУТЬ

РОССИИ
Материалы

Всероссийской научно-практической конференции

20 февраля 2009 г.

Тюмень


ТюмГНГУ

2010


УДК 625,084; 656,13; 656,56

ББК 51.1:86.372

Д 85

Главный редактор В. В. Майер


Редакционная коллегия: Г. П. Худякова (отв. редактор);

протоиерей Алексей Сидоренко, О. В. Доманская, С. П. Суровягин







Духовный путь России [Текст] : материалы Всероссийской

научно-практической конференции (20 февраля 2009 г.). – Тюмень : ТюмГНГУ, 2010. - 352 с.



Д 85





ISBN 978-5-9961-0216-7





Исследуются духовные процессы современной России, проблемы становления национальной идеологии, духовные основы хозяйствования, духовные проблемы образования и воспитания. Анализируется взаимодействие церкви и государства, религии, нравственности и права. Обсуждаются актуальные проблемы духовно-нравственного здоровья России.

Издание предназначено для широкого круга читателей.


УДК 625,084; 656,13; 656,56

ББК 51.1:86.372


ISBN 978-5-9961-0216-7

© Государственное образовательное

учреждение высшего

профессионального образования

«Тюменский государственный

нефтегазовый университет», 2010


ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО

председателя Совета ректоров высших учебных заведений

Тюменской области,

депутата Тюменской областной думы,

ректора Тюменского государственного нефтегазового университета,

д.т.н., профессора Карнаухова Н. Н.


Приветствую участников Всероссийской научно-практической конференции «Духовный путь России» и всех, собравшихся в стенах Тюменского государственного нефтегазового университета на традиционную конференцию, посвященную проблемам духовно-нравственного воспитания и образования молодежи.

Нынешняя конференция поднимает тему духовно-нравственного развития России. Сегодня она посвящена 65-летию Тюменской области и 45-летию Тюменского государственного нефтегазового университета. Все это время нефтегазовый Тюменский край, Тюменский индустриальный институт и Тюменский нефтегазовый университет жили в унисон с Россией. Тюменский государственный нефтегазовый университет достойно несёт свою высокую образовательную миссию. Эта миссия заключается не только в подготовке высоких профессионалов, какими славился и славится Нефтегаз, но и в воспитании граждан своего Отечества.

Мировой опыт свидетельствует, что лишь те страны, в которых науке и образованию уделяется должное внимание, могут сохранить свой суверенитет и успешно развиваться. Говоря о духовно-нравственных основах и путях развития науки, о духовно-нравственном воспитании молодежи, мы должны с полной ответственностью сказать, что у нашего народа не будет будущего, если наука и образование не станут национальными приоритетами, если духовная культура России не станет нравственным стержнем воспитания молодежи.

Несмотря на все трудности, которые сегодня переживает наша страна и российская система образования, Россия будет крепнуть и становиться только сильнее; сильным будет ее дух, духовно-нравственный стержень российского народа. Духовному пути России в истории, в современности и в перспективе посвящается наша конференция.

Желаю творческих успехов в работе конференции!
ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО

председателя Комитета по делам национальностей Тюменской области

Воробьёва Е. М.
Уважаемые участники конференции!
Сегодня в Тюменской области есть все условия: и нормативные, и организационные, и политические – для полноценного сотрудничества органов государственной власти и религиозных объединений. Правительство Тюменской области уделяет огромное внимание вопросам межконфессиональной проблематики, считает важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.

Для сохранения межрелигиозного мира и согласия немало делается и самими религиозными кругами. Региональные религиозные объединения ведут активную общественную деятельность, в том числе и через социальное служение, участвуют в духовно–нравственном воспитании подрастающего поколения, в укоренении позитивных моральных ценностей и нравственных образцов поведения. Миротворческие усилия религиозных лидеров заслуживают всяческого уважения, они создают духовную основу, на которой возможно решение различных вопросов общественной жизни региона. Все это, безусловно, укрепляет мир в обществе, основанный на взаимопонимании, терпимости и диалоге.

Признание особой исторической роли православия в созидании российской культуры, в воспитании человека и гражданина, укреплении российской государственности не умаляет значения других вероучений: католицизма, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России,

В настоящее время Тюменская область - уникальная по богатству и многообразию национального и конфессионального состава - обладает серьезным опытом межконфессионального диалога и сотрудничества. Важную роль в укреплении и сохранении общественной стабильности и этноконфессионального благополучия играет повышение культурно-образовательного уровня населения в общем и связанное с изучением религии, ее истории, культуры, традиций в частности. Сегодняшняя конференция – это еще один шаг в этом направлении. Всем желаю удачи и плодотворной интересной работы.


ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО АРХИЕПИСКОПА ТОБОЛЬСКОГО

И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

УЧАСТНИКАМ КОНФЕРЕНЦИИ «ДУХОВНЫЙ ПУТЬ РОССИИ»


Уважаемые участники конференции!
Сегодня мы собрались для обсуждения наиболее актуальных проблем духовного развития России. Двадцать лет назад, в год 1000-летия крещения Руси наметился перелом в отношениях государства и Церкви, благодаря которому Россия постепенно вернулась к тем духовным истокам, с которых началось ее формирование в рамках восточно-христианской цивилизации.

Говоря о духовном пути России за последние двадцать лет, нельзя не заметить тех масштабных перемен, которые произошли в нашей стране. Были открыты тысячи храмов и воскресных школ, десятки монастырей, возрождена система православного образования. Для многих граждан нашей страны православие вновь стало тем духовным стержнем, который определяет все стороны человеческой жизни, придает ей непреходящую ценность и смысл. Однако переход к демократическому обществу принес не только положительные изменения. Современная Россия стоит перед лицом проблем, решение которых не может быть достигнуто исключительно материальными средствами. Церковь постоянно напоминает о том, что причины большинства кризисных ситуаций в нашем Отечестве нужно искать в области духовного состояния его жителей. Критерий духовности должен рассматриваться как ключ ко многим неразрешенным вопросам общества.

Первое, на что необходимо обратить внимание, это истоки общественной идеологии. В начавшееся третье тысячелетие человечество вошло с обретением новой надежды, с возрождением идей гуманизма, которые позволяют рассматривать исторический процесс как поле реализации сил человека в духовно и социально изменяющемся мире. Но нужно помнить, что гуманизм, в его атеистической интерпретации, привел к страшным последствиям в европейском обществе. XX век вместо века просвещения стал самым жестоким столетием, унесшим миллионы жизней, принесенные в жертву в угоду тоталитарным режимам. Русские религиозные философы и писатели еще в XIX веке изобличали ложь атеистического гуманизма, указывая, что идея величия человека без Бога неизбежно приводит к открытому демонизму, и, как результат, к социальным катастрофам. В эпоху возрождения идей гуманизма нужно заново взглянуть на произведения Достоевского и Вл. Соловьева, суметь услышать их предупреждение.

Вне контекста духовности не может быть решен и вопрос о соотношении понятий «Церковь» и «Государство». В бездуховном понимании это два равноправных института власти, отношения которых могут пониматься только в категориях взаимоподчинения. Недаром, советская историография представляла историю Церкви как бесконечную борьбу за власть. Но если помнить о божественной природе Церкви, всякое противоречие снимается. Государство – необходимый элемент жизни в испорченном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха. Церковь заботится о духовном состоянии граждан и напоминает государству о необходимости использовать его силу для ограничения зла и поддержки добра. Сферы деятельности Церкви и государства нередко совпадают, но их разноприродность не позволяет говорить о конкуренции во взаимоотношениях. Примером этого взаимодействия является подход к решению насущных проблем общества.

Одна из таких проблем - демографическая. Статистика говорит о ежегодном сокращении численности населения России на сотни тысяч человек. И, несмотря на то, что государство в последние годы стремится изменить сложившуюся ситуацию посредством материальной стимуляции рождаемости, население нашей страны продолжает сокращаться год от года. Никакие льготы и пособия не помогут нормализовать ситуацию, пока матери продолжают свободно убивать своих неродившихся детей. Без духовного оздоровления морали, без восстановления традиционного понятия семьи невозможно что-либо изменить. Государство стало понимать это. Прошедший 2008 год был объявлен президентом годом семьи, но сегодня для решения демографической проблемы нам нужен не год, а век семьи. Без укрепления традиционных семейных ценностей невозможно говорить о здоровом обществе.

Здоровье нации зависит от целого комплекса факторов. Государство призвано заботиться о физическом здоровье нации, поддерживая физкультуру и спорт, повышая качество медицинской помощи. Однако сегодня качественная медицинская помощь становится доступной лишь немногим, и это не может не вызывать беспокойства. Церковь рассматривает призвание врача как служение Богу и ближним, и вот оказывается, что человек в XXI «гуманистическом веке» не может получить этой необходимой помощи, поскольку она находится в серьезной зависимости от наличия у него материальных средств. В еще большей опасности находится духовно-нравственное здоровье нации. Замечательный православный мыслитель Эдуард Володихин отмечает, что «Жизнь преподносит горькие уроки тотального обмана и подтасовок в сфере духовности, нравственности и культуры, которые в своем единстве являются целенаправленной работой по уничтожению национальной идентичности русского народа, лишению его исторической памяти, размыванию границ между добром и злом, преднамеренному превращению православной нации в народонаселение с политеистической, т.е. атеистической и потенциально сатанинской идеологией».

В первую очередь, такое положение опасно для современной молодежи, которая буквально впитывает в себя все «модные» тенденции. Большое влияние на формирование морального облика молодежи оказывают СМИ. Немецкий социолог Ульрих Бек справедливо отметил, что СМИ могут быть как носителем культуры, так и средством манипуляции. Молодежь является самой мобильной, подвижной и энергичной частью нашего общества. Именно ей предстоит стать основой для дальнейшего развития России. К сожалению, на нашу молодежь приходится и основной удар идеологии потребительства, в чем не последнюю роль играют средства массовой информации и реклама. Церковь видит серьезность этой проблемы, поэтому духовно-нравственное воспитание и просвещение молодежи, основанное на наших исконно православных традиционных ценностях, является приоритетным направлением её деятельности. Отрадно, что государство, объявив 2009 год годом молодежи, декларирует свою небезучастность к проблемам подрастающего поколения. И в этом отношении у государства и Церкви обширное поле совместной деятельности.

Если влияние безнравственных телепередач может быть пресечено внимательными родителями, то бороться с недостатками современной системы образования способны немногие. В преамбуле к закону об образовании говорится, что образование есть процесс воспитания и обучения. Замечательные русские педагоги Константин Ушинский, Сергей Рачинский, Николай Ильменский настаивали на том, что воспитание должно вестись в нескольких направлениях: в физическом, умственном, эстетическом, духовно-нравственном и религиозном; причем главенствующую роль они отводили именно духовно-нравственной стороне. Нужно с сожалением констатировать, что современная школа не имеет традиционной духовной основы, способной дать полноценное воспитание. Поэтому Церковь отстаивает свою позицию, выражающуюся в необходимости введения образовательной области «духовно-нравственная культура». Отрадно, что сегодня эту необходимость стало осознавать и министерство образования и науки. Однако на этом пути Церкви и государству предстоит преодолеть еще множество проблем и непонимания.

Важным вопросом, требующим отдельного рассмотрения, является вопрос о соотношении нравственности и права. В современном обществе права человека рассматриваются исключительно в юридических категориях, в то время как христианская мораль подразумевает приоритет обязанности перед правом. Человек в первую очередь призван к служению ближним. Эту мысль остроумно выразил Семен Людвигович Франк: все человеческие права вытекают в конечном счете из одного-единственного "прирожденного" права: требовать, чтобы человеку была дана возможность исполнить свою обязанность.

Важным вопросом является соотнесение хозяйствования с духовными основами. В условиях рыночной экономики богатство провозглашается самоцелью человеческой жизни. Стремление к этой цели становится самой распространенной причиной нарушения закона, как юридического, так и нравственного. Ложность этого пути очевидна. Православная общественность выразила свое мнение по этому поводу в важном документе "Свод нравственных принципов и правил хозяйствования", принятом Всемирным русским народным собором в феврале 2004. «Богатство - не самоцель. Оно должно служить созиданию, достойной жизни человека и народа» – гласит один из первых пунктов документа. "Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества"– считают составители документа.

Наконец, отдельного обсуждения требует вопрос о религиозной жизни в современной России. Россия XXI века – страна поликонфессиональная. В Министерстве юстиции зарегистрировано 68 независимых друг от друга конфессий. В нашей стране все религиозные конфессии равны перед законом. Однако равенство перед законом не означает действительного равенства конфессий, поскольку традиционные конфессии России, в особенности православие, внесли значительный вклад в формирование российской культуры, духовности, государственности, менталитета народа, и этот вклад никак не может быть уравнен с вкладом так называемых «новых религиозных движений». Именно поэтому чрезвычайно важно, чтобы государство, ориентируясь на нормы европейского законодательства в сфере религии, осуществляло совместно с традиционными конфессиями России партнерство в таких сферах, как образование и воспитание детей и молодежи, социальных проектах, сохранении исторического и культурного наследия России.

Все обозначенные темы заслуживают детального рассмотрения. В завершении хотел призвать всех участников конференции к конструктивной работе по заданным направлениям.

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Бобров И. В.

Комитет по делам национальностей Тюменской области
Основными задачами деятельности КДН являются: обеспечение условий реализации гражданами свободы совести, недопущение переноса межконфессиональных противоречий в общественно-политическую жизнь, противодействие проявлениям религиозно-политического экстремизма. Все это способствует укреплению гражданской солидарности в обществе.

В Тюменской области в целом созданы условия для реализации гражданами свободы совести. В области на январь 2009 г. официально зарегистрированы 183 религиозные организации, существует несколько десятков религиозных групп. Действуют 82 православные церкви, 74 мечети, 22 протестантских молитвенных дома, 4 католических костела, 1 синагога и 1 армянская церковь. Духовное образование можно получить в Тобольской духовной семинарии, Тюменском духовном училище, Библейской семинарии христиан веры евангельской (г. Ялуторовск), в медресе (с. Ембаево). Дети верующих могут посещать 4 православных общеобразовательных учебных заведения или гимназии, 40 воскресных школ; придерживающиеся протестантских вероисповеданий – негосударственное образовательное межденоминационное учреждение «Пилигрим» (г. Тюмень) и 20 воскресных школ; мусульмане – образовательные группы при мечетях и женское исламское медресе (г. Тюмень).

Конфессиональные объединения распространяют свое вероучение не только посредством богослужения, крестных ходов, публичных проповедей вне стен культовых зданий, но и посредством собственных печатных изданий и Интернет-ресурсов. Тобольско-Тюменская епархия издает «Сибирскую православную газету», журналы «Сибирский просветитель», «Православный сибирячок», «Семинария», поддерживает портал «Русская неделя». Мусульманское сообщество выпускает газеты «Истина», «Напоминание», «Муслим-инфо». Христиане веры евангельской печатают газету «Пилигрим к небесной Отчизне». Эпизодически появляются листки других протестантских церквей. Периодически приходские газеты выпускают православные верующие Исетского района и католический приход г. Ишима. Многие протестантские общины и православные монастыри имеют собственные Интернет-странички.

Реализуя свои конституционные права, верующие, проживающие на территории Тюменской области, активно используют для распространения своих вероучений, укоренения в обществе религиозных ценностей так называемое «социальное служение». Наибольшую активность в социальном служении проявляют православные и протестантские объединения. Одним из основных направлений является оказание помощи людям, находящимся в сложных жизненных условиях. Христианские организации распределяют собранную ими одежду и обувь среди своих прихожан и других нуждающихся граждан. Постоянно действуют протестантские и православные благотворительные столовые. Эпизодически практикуется (к христианским праздникам) развоз продуктовых наборов по семьям пенсионеров.

Православные приходы и протестантские общины оказывают благотворительную помощь детским домам, проводят в них религиозно-культурные программы. При женском Ильинском монастыре (г. Тюмень) действует детский православный приют «Отрада». Тюменская христианская церковь «Свет миру» (пятидесятники – РОСХВЕ) в областном центре содержит благотворительный детский пункт дневного пребывания, в котором под надзором воспитателей находятся 20 – 30 детей младшего школьного возраста: получают питание и дневной отдых, делают уроки. Христианские организации активно организуют летние детские лагеря, как правило, для детей верующих. В то же время детское православное движение «Родник» выигрывает гранты на проведение 3 тематических летних смен и для более широкого контингента подростков.

Христианские организации наладили работу с людьми, находящимися в местах лишения свободы, оказывая заключенным как духовную, так и материальную помощь.

Успешно взаимодействуют христианские организации с социальными службами, возвращая к нормальной человеческой жизни тех, кто пристрастился к наркотикам и алкоголю. Проводятся разнообразные публичные образовательные и просветительские мероприятия по практическому решению указанных социальных проблем.

В городах области действуют православные сестричества, которые не ограничиваются лишь помощью в исполнении обрядов для находящихся в лечебных заведениях, но и оказывают услуги больным в качестве младшего медицинского персонала. Ведется заметная пропагандистско-просветитель-ская работа по проповеди в молодежной среде целомудрия, профилактике абортов. Верующие пытаются оказывать деятельную помощь беременным женщинам, которые по социальным или иным причинам склонны к аборту, разрабатываются и различные программы по оказанию помощи многодетным и неполным семьям.

Начала свою деятельность католическая благотворительная организация «Каритас». Иудейская и мусульманские организации в основном концентрируют свою социальную работу внутри собственного сообщества, одновременно совместно с христианами ведут публичную пропаганду здорового образа жизни и духовно-нравственного возрождения общества.

В современных условиях значимость социального служения религиозных организаций повышается. Они могут оказать помощь тем гражданам, которые, оказавшись в сложных жизненных условиях, находятся вне поля зрения государственных и муниципальных органов социальной защиты. Социальная забота о данной категории граждан поможет им морально, физически и материально выстоять в условиях экономического кризиса, многим сохранить человеческое достоинство и саму жизнь.

Социальная и другая общественно значимая деятельность религиозных объединений Тюменской области ведется в тесном взаимодействии с соответствующими федеральными, региональными органами власти и местного самоуправления, национальными, общественными организациями и учебными, лечебными и другими заведениями. Религиозным сообществам оказывается методическая, организационная помощь, материальное содействие и частичное финансирование через систему областной целевой программы, государственного заказа, региональных и муниципальных грантов. Только в 2001 – 2008 гг. на эти цели было направлено более 160 млн. рублей из бюджета области.

Наряду с позитивным воздействием на общественный климат Тюменской области, к сожалению, наблюдается и дезинтеграционное влияние религиозного фактора. Оно проявляется в попытках переноса межконфессиональных противоречий и конфессионально-сегрегационных стратегий в общественную жизнь. Эпизодически слышатся призывы не допускать публичной деятельности некоторых официально зарегистрированных на территории Российской Федерации религиозных объединений. Граждане, выступающие с подобными предложениями, посягают на право определенных групп российских граждан на реализацию конституционных принципов свободы совести, равенства всех религий перед законом, запрета дискриминации граждан на основании их отношения к религии. В то же время недопустимо использование религии в политических целях, транслируемых зачастую иностранными духовными лидерами, чьи интересы ставят под угрозу национальную безопасность России, приводят к дезинтеграции отдельных групп верующих от российского общества. Данные вызовы, как правило, связаны с исламистскими политическими концепциями, реже с христианскими и иными религиозными фундаменталистами.

Случаям проявления религиозной ксенофобии, религиозного или светского экстремизма дается принципиальная оценка. Позиция руководства Тюменской области в этом вопросе ясно выражена губернатором В.В. Якушевым на заседании антитеррористической комиссии в апреле 2007 г.: «Существует конституционное право каждого гражданина России на свободу совести. Люди своей волей должны решать, во что верить. И мешать им в этом выборе — значит, нарушать закон, это должно быть пресечено. И не важно, кто его нарушает — православный, мусульманин, католик — перед законом мы все — граждане своей страны»1. Задачами органов власти является укрепление гражданского согласия и сотрудничества с целью создания условий для достойной жизни граждан России.

Таким образом, в Тюменской области в целом созданы благоприятные условия реализации гражданами свободы совести; ведется успешная работа по минимизации дезинтеграционного воздействия религиозного фактора и профилактике религиозно-политического экстремизма, созданию условий для позитивного воздействия религиозных организаций на духовно-нравственный климат общественной жизни, реализации ими своих религиозных ценностей.

ОБ ИНТЕГРАЦИИ СВЕТСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Майер В. В., Доманская О. В.

Тюменский государственный нефтегазовый университет
В России в конце прошлого века усилилось внимание к проблемам религии, возрождению религиозных традиций. Наблюдался активный процесс проникновения религиозного содержания в светские учебные заведения, в организационные вопросы образовательного процесса. По теме интеграции образования и религии опубликовано немало работ, проведено конференций, круглых столов. Эти проблемы обсуждались в Государственной думе, на международных научных симпозиумах, видными учеными России и за рубежом.

Почему, спрашивается, столь большое внимание сейчас уделяется религии, религиозному воспитанию молодёжи? Ответ довольно прост. В недалеком прошлом в нашей стране была разрушена система воспитания, которая сложилась в советское время. Образовавшийся вакуум стремительно наполнился новым, преимущественно, религиозным содержанием.

Сегодня в России существуют сотни религиозных школ и учебных заведений, открыто немало церквей и храмов, мечетей, сформировались религиозные конфессии. Стало массовым посещение церкви. Торжественно отмечаются религиозные праздники. На богослужениях присутствуют высшие представители государственной власти. Церковь действительно становится мощным идеологическим центром, способным влиять на духовную жизнь общества.

Во все времена основы мировоззрения подрастающего поколения закладывались в школе, но и церковь играла не последнюю роль. Она прививала молодому поколению любовь к православной культуре, учила достойному поведению молодых людей на основе христианских заповедей, а потому заслуживает уважения и признания.

В наше время экономического и духовного кризиса особенно необходима помощь церкви молодым людям, находящимся в трудном материальном положении, под давлением разлагающих реклам, дурманящих наркотиков и алкоголизма.

Сегодня правомерно поставлен вопрос о взаимодействии светского и религиозного образования. Время дискуссий по этой проблеме прошло. Во многих школах и учебных заведениях изучаются «Основы православной культуры», в учебные программы введены региональные компоненты, связанные с историей религии и религиозной культурой края, области, ежегодно проводятся Рождественские чтения и т.д.

В данной ситуации, по-нашему мнению, необходимо найти правильные подходы к взаимодействию светского и религиозного образования и воспитания.

При этом важно не допустить приоритета одного над другим. К сожалению, в настоящее время в российской государственной системе образования не разработано специальной модели, которая бы сочетала в себе элементы светского и религиозного содержания образовательного знания. К тому же, современные преподаватели не имеют достаточной базовой подготовки в области содержания и методов изучения религии, информационно-методического обеспечения учебного процесса. Отсутствует нормативно-правовая база интеграции светского и религиозного образования. Кроме того, со стороны родителей и общественности существуют разные взгляды на подобную интеграцию.

Мы разделяем точку зрения И.В. Метлика, который характеризует интеграцию конфессионально-ориентированного образования в систему светской школы следующим образом: «Включение знаний о религии в учебно-воспитательную деятельность современной российской светской школы представляет собой объективный социально-педагогический процесс воспитания целостности содержания образования в российских государственных и муниципальных учреждениях в отношении знаний о религии как типе мировоззрения личности в сфере национальной и мировой культуры» [1].

Мы поддерживаем предложения Лебедева С.Д. и Реутова Н.Н. по оптимизации интеграции светского и духовного образования, высказанные в статье «Образование и религия в современном российском обществе» [2] в рамках конфессионально-ориентированной модели. Они сводятся к следующему:

1) укрепление и развитие мировоззренческой базы интеграции светского и религиозного образования, которое требует от органов управления регулярного обеспечения систематической информацией о состоянии общественного сознания в плане соотношения религиозных (конфессиональных) и светских ценностей, поведенческих установок и моделей интерпретации действительности и учета этой информации при определении риска введения и реализации соответствующих образовательных программ;

2) совершенствование социально-идентификационной базы интеграции светского и религиозного образования, которое требует от органов управления регулярного обеспечения систематической информацией о состоянии общественного сознания в отношении религии как общей картины, так и по конкретным конфессиям, учета этой информации при определении риска введения и реализации соответствующих образовательных программ (предполагается, что практическое регулирование процессов идентификации может быть следствием совокупности мероприятий по совершенствованию нормативной и организационно-педагогической базы);

3) совершенствование нормативно-правовой базы интеграции светского и религиозного образования, которое предполагает необходимость законодательного закрепления практики социального партнерства между государством, религиозными организациями и обществом, что ликвидирует существующую в сознании людей нравственно-правовую раздвоенность и фактическое неисполнение законов;

4) совершенствование организационно-педагогической базы интеграции светского и религиозного образования, включающее оптимизацию подготовки преподавательских кадров, учебных программ, учебников, учебных пособий, мониторинг ситуации в сфере взаимодействия светских образовательных учреждений и религиозных организаций.

По-нашему мнению, содержание обучения признано ориентировать внимание учащейся молодёжи на конкретные исторические традиции существующей религии, её влияния на культуру и образ жизни национального сообщества; углубленное изучение конкретной религии (конфессии) в контексте ценностей этой культуры.

С учётом многообразия религий (христианство, ислам, буддизм и т.д.) нам представляется целесообразным введение в учебные программы образовательных заведений курса истории мировой религии.

Изучение религий, несомненно, будет способствовать лучшему взаимопониманию молодых людей, взаимопроникновению культур и формированию толерантности [3].

Мы понимаем, что однозначного восприятия идеи интеграции светского и духовного образования быть не может ни широкой общественностью, ни преподательским корпусом. Но надо считаться с реалиями жизни. Общепризнано, что мировые религии обладают огромным воспитательным потенциалом. Многие века именно церковь учила молодёжь разумному поведению, уважению к старшему поколению, любви к Отечеству, добрым поступкам. Мы считаем целесообразным развивать сотрудничество ученых вузов и ученых-богословов, чтобы выстраивать образовательный процесс на твердом мировоззренческом фундаменте, особенно духовных ценностях русской культуры, светской и православной педагогики. Не лишним будет проведение исследований по проблемам светской и православной педагогической культуры, основам православного вероучения, изучение деятельности просветителей российской школы, современных православных педагогов, проведение студенческих научных конференций, посвященных проблемам православной культуры, организация паломнических путешествий по святым местам и т.д.

В заключение хочется сказать, что наше государство, которое сейчас переживает не только тяжелый экономический, но и духовный кризис, может его быстрее преодолеть при тесном сотрудничестве здоровых общественных сил, в том числе религиозных объединений, влияющих на духовную жизнь России.
Список литературы
1. Метлик И. В. Религия и образование в светской школе. - М.: Планета. - 2004. - С. 2.

2. Лебедев С. Д., Реутов Н. Н. Образование и религия в современном российском обществе. - Alma Mater, 2008. - № 10. - С. 40.

3. Петрунёва Р. Можно ли примирить науку и религию? - Alma Mater, 2008. - № 11. - С. 22.

ХРИСТИАНСКИЕ НОВОМУЧЕНИКИ

И ИСТОРИЯ РОССИИ В XX СТОЛЕТИИ

Катасонов В. Н.


Московская духовная академия
"Се же все сдеяся грех ради наших"
Лаврентьевская летопись, XIV в.

В 90-х годах Россия завершила один период своего исторического существования и начала другой. Чувство этого дано почти каждому. Но какие более разумные аргументы есть у нас, чтобы утверждать о конце одной эпохи и начале другой? Здесь не обойтись без обсуждения смысла закончившегося периода коммунистического правления. Только осознание этого смысла, принципа единства этого периода времени позволяет увидеть в текущей эмпирии действительности четкие грани времен и сроков.

Кому принадлежит авторитет в определении этих периодов истории? Ближайшим образом, конечно, тем, для кого изучение истории является профессиональным занятием. Однако подход историка к изучаемым событиям всегда опосредован определенной философией истории. В зависимости от "исповедуемой" философии истории одни и те же исторические сумерки могут истолковываться и как рассвет, и как закат... Переживаемое Россией последнее десятилетие в зависимости от общемировоззренческой ориентации можно истолковывать и как простое следствие развала СССР, - и тогда перед нами встает мучительный вопрос: а остались ли еще в России после 1991 года какие-то духовные и материальные скрепы, способные удержать от дальнейшего развала и саму Россию? Но можно понять и как драматическую попытку стать "цивилизованным государством", хотя целесообразность и оправданность этого стремления достаточно сомнительна: а так ли уж нужно стремиться "варварской" будто бы России в семью так называемых "цивилизованных государств"? Где та авторитетная инстанция, которая выберет единственно правильную философию истории и вынесет окончательное суждение и о прошедшем периоде, и о смысле настоящего?

К счастью для России, она имеет такую авторитетную инстанцию в лице Православной Церкви. Церковь, как богочеловеческий организм, как хранительница благодатного Света, просвещающего и сердце, и ум человека, имеет возможность соотнести все историческое с нормами Абсолютной Истины, явленной в ней. И хотя уяснение деталей исторического процесса, как и разработка целостной философии истории, остается для церковной мысли не менее трудной задачей, чем для секулярной науки, все же рассмотрение истории в свете церковного опыта истины позволяет увидеть главное, ноуменальное в изучаемой исторической эмпирии, позволяет подвести итог прошедшему, увидеть его, так сказать, sub specie aeternitatis.

Историческая действительность сложна и многообразна. Так и 70-летняя история советского режима имеет много сторон, может изучаться в разных аспектах. Здесь было все: и успехи индустриализации, и победа в Великой Отечественной войне, и мощная советская наука, обеспечившая создание стратегических ядерных сил, выход в космос; определенные успехи в социальной политике, образовании, здравоохранении. Но была и гражданская война, как война со своим народом, отнюдь не закончившаяся с победой "красных" над "белыми", был рабский труд и миллионные жертвоприношения ГУЛАГа, постоянно низкий жизненный уровень трудящихся масс, органическая неспособность власти, связанной догмами своего учения, решать экономические и национальные проблемы, агрессивная внешняя политика, вдохновляемая утопией коммунистического учения, и устойчивое воспроизводство паразитирующего на своем народе класса партийной номенклатуры, которая, в конце концов, и погубила СССР. Есть множество pro и contra советского образа жизни. Чем же мерить, что является здесь главным? Если оценивать советский период по успехам техники и науки, точнее, естественных наук, то тут было много значительного, истинный масштаб которого мы смогли по-настоящему оценить только сегодня, на фоне перестроечного развала всех сфер экономической и культурной жизни. Но если оценивать с нравственной точки зрения советскую действительность, то нужно со всей прямотой заявить: действительность эта была глубоко безнравственной.

"Ну, это вряд ли, - возразит нам какой-нибудь престарелый сторонник сегодняшней КПРФ, - уж, конечно, советская жизнь была нравственней, чем та, которую устроили сегодняшние "демократы". Посмотрите, что делается: проституция, наркомания, убийства среди бела дня! Неприкрытая пропаганда насилия и разврата на телевизионном экране! Разве что-то подобное можно было найти в СССР?" И он будет по-своему прав. Обвальная коммерциализация нашей жизни, эта вожделенная свобода "дикого капитализма" привели к серьезной моральной деградации общества. Современная жизнь России во многом контролируется и направляется мафиозными группами, навязывающими обществу свое понимание экономики, политики, культуры и морали. Это невозможно отрицать. И тем не менее...

У Церкви есть свое понимание нравственности. Ядром этого понимания является отношение к Богу. Это звучит несколько абстрактно, попытаемся это объяснить. У человека есть потребность веры, потребность веры в Истину. Независимо от того верующий человек или нет, эта фундаментальная антропологическая характеристика определяет жизнь любого человека. В силу безграничности свободы, дарованной Богом, человек не может без веры, он должен эту свою свободу на что-то "замкнуть", он способен умирить свое метафизическое беспокойство только "вписавшись" в некоторый мировоззренческий "проект". Это не исключает того, что человек может и не найти своего "проекта", своей веры. Но тогда он обречен на в высшей степени тревожное состояние безосновности, случайности своего существования, на переживание духовной "заброшенности"

Коммунистическая идеология эксплуатировала эту фундаментальную человеческую потребность. Эксплуатировала в том смысле, что беззастенчиво использовала ее для своих корыстных целей. Коммунистическая идеология есть идеология атеистическая, она не дает и не может дать этой фундаментальной человеческой потребности удовлетворения: Бога, Истину с большой буквы. На место веры в Бога она поставила так называемую "веру в светлое будущее". И огромные массы людей действительно верили в это!.. Точнее говоря, все, кто активно сопротивлялся насаждению этой веры, были в той или иной степени репрессированы, запуганы, уничтожены физически или морально. Остальные верили в вождей как в Бога! В обществе утвердилось своеобразное "коммунистическое благочестие": какие-либо сомнения в "святости" вождей, насмешки над их слабостями, анекдоты были не просто неуместны, а "нечестивы" с точки зрения господствующей идеологии. И хотя последняя господствовала во многом благодаря "поддержке" вездесущих карательных органов советского государства, тем не менее у этой идеологии была своя последовательная логика, делавшая ее реальной духовной скрепой советской жизни. "Партия есть ум, честь и совесть нашей эпохи", - определяла себя коммунистическая власть словами Ленина. Но совесть, на самом деле, есть голос Божий в человеческой душе. Этим знаменитым лозунгом коммунистическая партократия открыто признавала, что ставит себя на место Бога. Эксплуатируя человеческую потребность веры, коммунисты вместо Бога давали человеку... вождей, вместо хлеба богооткровенного учения - камень идеологических догм. Коммунистическая идеология была идеологией человекобожества. осатанелого самообожествления человека. И лишь немногие в советском обществе, приближаясь к "Олимпу" правящей партократии с изумлением обнаруживали, что за благообразными, иконоподобными "ликами" коммунистических радетелей о трудовом народе скрывались преступные, хамские и развратные физиономии Сталиных, Хрущевых, Брежневых и т.д. Коммунистическая идеология была идолатрией, поклонением идолам и именно в этом состоит глубокая безнравственность этого учения и жизни, основанной на нем.

Говоря об идолатрии, мы обычно представляем себе изваяния из камня, дерева и металла, которым приносятся различные жертвы. Но идол - это не обязательно истукан. Идолатрией является поклонение любой твари вместо Творца, и, может быть, наиболее страшным видом идолатрии, заставляющим сравнивать ее уже со временами антихриста, является поклонение человеку. Весь соблазн в том, что человек, сотворенный по образу Божьему, являющийся венцом Творения, может настолько опьяняться безграничностью своей свободы и творческих потенций, что забывает то, что и он имеет свою жизнь не от себя, а от Бога, что и он тварь и, причем, тварь падшая.

На глубочайший запрос человеческого сердца, на тот пьедестал, где душа человеческая ищет Истину и Святыню, коммунисты водрузили свои "святыни": своих вождей, во всей "красе" грешной человеческой природы, помноженной на бесноватость агрессивного безбожия. В этом и состоит безнравственность идолатрии: осквернение высшей жажды человеческого сердца, жажды Истины, Любви и Красоты. Истина с большой буквы просвещает и животворит, ибо питает "сердце", ту духовную сердцевину человеческого естества, от которой зависит жизнь всего человека и которая не может быть удовлетворена ничем, кроме Святыни Божества. Поэтому в людях, приобщающихся к ней, в христианских святых, в благодатных "батюшках" и мирянах Православия в той или иной степени воплощается эта полнота жизни, радости и истинной красоты. Святые лучатся этой преизобилующей в них жизнью и просвещают этим "Светом невечерним" все вокруг: "Радость моя, Христос воскресе! - встречает преподобный Серафим Саровский приходящих к нему для беседы. И обратно, поклонение идолам, служение им, тем более неистовое, чем все более опознается их онтологическое бесплодие и самозванство. "Люди могут ошибаться, но партия - никогда! Партия, Сталин во всем разберутся!" - твердили фанатичные коммунисты, попадая на ГУЛАГ. Все это так и оставляет сердце человека неудовлетворенным, "несытым", И что-то как бы смерзается в сердцевине человека, и жизненность его как бы сосредотачивается лишь во внешних, поверхностных слоях его существа... Человек превращается в своеобразного зомби', он жив, движимый некоторой волей, но как бы не своей, а сторонней. И это заметней тем больше, чем эта воля сильнее...

Именно христианские новомученики советского периода истории России высветили для нас ту глубинную, коренную безнравственность коммунистической идеологии и власти, как одного из худших видов идолатрии. Мученичеством своим они еще раз засвидетельствовали перед всеми людьми истинность христианства как религии спасения и подвижничества, силою Божией преодолевающего все препятствия, все страхи, саму смерть. И этим же своим мученическим подвигом осветили они все вокруг себя, всех своих преследователей и палачей, выявили суть происходящего. Ведь все эти "антисоветские заговоры", "подпольные организации" и "связь с мировой буржуазией", за которые судили верующих - все это было бредом советской карательной системы, для которой необходимо было как-то "легитимировать" собственную беспощадную борьбу за власть в терминах марксистско-ленинского "дискурса". На самом деле, христиане, а православные в особенности, в своей массе всегда были народом послушным, считающим смирение одной из высших добродетелей. Тем более поражает воображение, заставляет вспоминать о худших сторонах средневековья та жестокость, с которой преследовали и мучили христиан: вырезали на теле кресты, закапывали живьем, варили живых людей в котлах, "причащали" оловом... Чем же объясняется подобная жестокость? На самом деле, судили и истязали за то, что христиане смели в атмосфере торжествующей коммунистической идолатрии исповедывать своего Бога, хранить Ему верность и отказывались поклоняться советским идолам - вождям. Речь шла здесь, как и для первомученников времен Римской империи, как и всегда для христиан, не просто о лояльности власти, а об Истине, об истинном Боге и поклонении Ему. В некоторых свидетельствах о новомучениках эта религиозно-метафизическая сторона происходящего выступает в ослепительно ярком свете. Вот что пишет свидетель расстрела 60 священников в июле 1933 года на Качугско-Нижнеудинском тракте: "Из числа палачей кто-то спрашивал по очереди становившихся около ямы священников: "Вы последний свой путь совершаете, говори, есть Бог, или нет?" Ответ святых мучеников был твердый и уверенный: "Да, есть Бог!" Раздался первый выстрел. У нас, сидящих в палатках, сердца бились... Раздался второй, третий выстрел и т.д. Священников по очереди подводили к яме, стоявшие около ямы палачи каждого священника спрашивали - есть ли Бог? Ответ был один: да, есть Бог! Мы, живые свидетели, видели своими глазами и слышали своими ушами, как люди перед смертью исповедовали веру в Бога".

Христианские новомученики России своим подвигом высветили для нас эту центральную истину советской истории: коммунистическая власть была властью, боровшейся с Богом. Эту истину о революционных партиях России христиане понимали задолго до 1917 года. После Первой русской революции 1905 года это понимание стало проникать и в умы лучших представителей интеллигенции, после долгих и бесплодных мировоззренческих блужданий возвращавшихся к христианским истокам русской культуры ("Вехи"). Однако ядовитая и лукавая коммунистическая демагогия прельстила многих, порой даже и не самых худших. Народническая составляющая коммунистической идеологии умело эксплуатировала все: и соборные традиции русского народа, и реальные недостатки русской монархии, и стихийное толстовство русской интеллигенции. Коммунистическая власть старательно гримировалась под образ защитницы трудового народа, наследника всего гуманного и прогрессивного, что было в русской истории... И нужна была кровь новомучеников, брызнувшая на парадные мундиры самозванной власти, чтобы вскрылась перед всем миром правда: большевистская власть была борьбой с Живым Богом! Ибо при всех своих успехах очень трудно было этой власти идти против "Божьего рожна". Нужно было как-то "вынуть" из человека его совесть и заменить ее партийными постановлениями, резолюциями, мнениями... Нужно было "выковать нового человека", очень напоминавшего тех "чугунков" советских вождей, которые обильно усеяли землю России в советский период ее истории...

Именно христианские новомученики в подвиге своем еще и еще раз явили России и всему миру, что есть истинная жизнь, что есть Истина и истинный Бог. Новомученики явили в себе тот Божественный Свет, который единственно дает возможность истинного понимания происходящего. Это был и определенный суд над миром и историей. "Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий делающий злое ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны" (Иоан. 3,19-21). И поэтому прославление новомучеников есть не только долг и торжество внутрицерковной жизни Православия, но и необходимый акт соборной общественной жизни России. Прославление новомучеников, обращение к их светлой памяти просветляет всю нашу жизнь, помогает пониманию происходящего, зовет к изменению нашей сегодняшней жизни.

Особое место занимает долго ожидаемое большинством православных России прославление царственных мучеников: государя-императора Николая Александровича, наследника царевича Алексея, императрицы Александры Федоровны, дочерей царской четы: Марии, Ольги, Татьяны, Анастасии. Низвержение царской власти в 1917 году было свержением богопомазанной исторической власти России. В этом свержении, как и в последовавшем через год убийстве царской семьи, как и при отцеубийстве, было совершено преступление не только против человека, против носителя этой власти, но и преступление против Бога, Которым благословлялась эта власть. Преступление это было совершено безбожной коммунистической властью по прямому указанию ее вождей. Однако возможным это беззаконие стало из-за попустительства всего народа, впадшего под влиянием революционной пропаганды в духовное беспамятство. При всем честном народе царь-отец этого народа был сначала самозванно низложен, потом арестован и, наконец, зверски умерщвлен со всей своей семьей. Сам царь и вся его семья встретили это испытание с истинным христианским смирением: не проклиная, а молясь за своих мучителей, за свой впадший в революционное искушение народ, стараясь по мере возможности вразумить его и отрезвить.

Царская власть всегда была тяжелейшим крестом, выпадающим на долю человека. Именно так всегда понимало царскую власть русское самосознание, и именно поэтому всегда молился русский народ о благодатной помощи царю свыше. Император Николай II вместе со всей своей семьей подвижнически нес этот крест, вплоть до самого конца - насильственной смерти от самозванной, преступной и безбожной власти. Прославление царственных мучеников есть одновременно и акт покаяния народа, и важнейший акт отрезвления и духовного выздоровления России. Прославление царственных мучеников есть всенародное разъяснение апостольской формулы: "Несть бо власть, аще не от Бога!" (Рим. 13,1). Не в том смысле, как иногда неправильно истолковывают это, что любая власть от Бога, а в том, что даже и ниспровергнутая, законная богопомазанная власть восстает из мертвых славой христианских мученников, а самозванная и безбожная, даже и в торжестве своем трепещет, предчувствуя возмездие, и вскоре рассеивается как дым, оставляя после себя только разрушения, горечь и позор в памяти народной... Прославление царственных мучеников есть акт умудрения народа, есть осознание народом божественной природы власти, "дела священного и страшного", есть новое напоминание всем утопистам и самозванцам: "Несть бо власть, аще не от Бога! ".

Хочется надеяться, что прославление новомучеников займет достойное место в деяниях Архиерейского Собора. Да раздастся над просторами всей России мудрый и авторитетный голос Русской Православной Церкви, голос соборного сердца русского народа! Голос, зовущий к очищению покаянием, к мужеству веры, и с Божьей помощью, к новому историческому творчеству!

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЮНЫХ РАТНИКОВ

Перов А. Н.

Директор ОДЮЦ «Аванпост»
Вопрос о том, как из мальчишек вырастить настоящих мужчин, был актуален всегда, и до недавнего времени этот вопрос решался самым естественным порядком: ребят с малолетства готовили к войне.

Конечно, подрастающее поколение осваивало не только азы военного дела: работа по дому, ремесла, охота, рыбная ловля,… вносили свою лепту в формирование «крепкого мужского плеча». Однако защита семьи, племени, отечества была главным предназначением мужчин, и поэтому воинские умения веками имели особый вес. Но, упражняясь в военных сноровках, подросток не только креп физически, становился ловким и проворным, осваивал оружие и тактические приемы. Гораздо важнее, что в ходе военной подготовки мальчишки мужали: они начинали видеть главное и подмечать детали; преодолевали страх и привыкали к риску; учились принимать решения и брать ответственность на себя; старались действовать решительно и дерзко… Именно так, готовясь к неизбежной войне, мальчики взрослели и становились мужчинами.

В наше время роль военной подготовки, как важного инструмента воспитания подрастающего поколения, практически потеряла свою актуальность. Это обусловлено множеством причин и одной из них является состояние самого военного дела…

Современное оружие изменило характер боя. Вооруженные конфликты постепенно, но неизбежно становятся компьютерными, и в них уже практически не остается места для индивидуального ратного мастерства легендарных бойцов недавнего прошлого. А так как прагматизм стал чуть ли не главной добродетелью человека эпохи потребления, то вопрос о целесообразности занятия воинскими искусствами перестал быть риторическим: теперь приходится обосновывать необходимость высокой ратной выучки.

Сегодня проблему взращивания мужчин приходится формулировать по-новому: если раньше, в ходе подготовки юноши к войне, мужские качества формировались попутно и были полезным, но все же вторичным продуктом решения основной задачи, то теперь целенаправленное формирование мужчины должно быть поставлено во главу угла.

Итак, объективно потребность общества в людях с ярко выраженными мужскими качествами не уменьшается. Главный институт «производства» полноценных мужчин – «каста» профессиональных воинов - обладает системным дефектом: он теряет работоспособность вместе с утратой практической целесообразности индивидуального воинского мастерства. Коль скоро естественный, протекающий внутри профессиональных воинских сообществ, процесс возмужания молодежи прерван, необходима новая




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет