Предмет Литература, урок изучения нового материала Тема урока «Новгородский цикл былин. Былина «Садко»» Продолжительность 40 минут



жүктеу 58.29 Kb.
Дата07.11.2018
өлшемі58.29 Kb.
түріЛитература

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

«НОВГОРОДСКИЙ ЦИКЛ БЫЛИН. «САДКО»»


Автор

Жукова Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы, кандидат филологических наук

Предмет

Литература, урок изучения нового материала

Тема урока

«Новгородский цикл былин. Былина «Садко»»

Продолжительность

40 минут

Класс

7 класс

Технологии

Технологии разноуровневого обучения


Тема урока «Новгородский цикл былин. Былина «Садко»»

Цели:

      1. знакомство с особенностями новгородского цикла былин, выявление характерных черт былинного героя, особенностей поэтики былины,

      2. формирование навыков выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с терминами и иллюстрациями,

      3. воспитание интереса к произведениям устного народного творчества.



Ход урока

      1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.

      2. Беседа по вопросам:

  • Что такое былины?

  • Какие циклы былин выделяются в русском устном народном творчестве?

  • Назовите особенности Киевского цикла былин?

  • Как называли исполнителей былин?

  • Каким музыкальным инструментом сопровождалось исполнение былин?


3. Изучение нового материала. Анализ былины «Садко».

Учитель: Мы сегодня говорим о новгородском цикле былин и характеризуем одно из произведений этого цикла — былину «Садко».

Особенности названного цикла тесно связаны с жизнью самого города Новгорода, который вел торговлю со многоими странами. Поэтому на первом плане в былинах Новгородского цикла — социальные темы, показана жизнь и быт купеческого сословия.

Власть князя в Новгороде была ограничена народным вече, поэтому если в Киевском цикле в центре повествования стоит князь, то в новгородском цикле он не представлен.

Город Новгород не подвергался набегам кочевников, поэтому и тема защиты Русской земли не является основной в данном цикле.

Слушатель и читатель воотчию представит себе обе части города и соединяющий их мост черех Волхов, торговые ряды, быт купечества, влияние Церкви, крепкие семейные порядки, поездки в другие страны.

Учитель:

Обратимся к содержанию былины:



  • Кто является главным былинным героем? Что нам известно о нем из зачина?

  • Как Садко смог разбогатеть? Какой прием использован в этом эпизоде? (Троичность повествования)

  • Что послужило причиной отъезда Садко из Новгорода? Опишем путь Садко. Проследим его на географической карте. Совпадает ли он с реальными географическими объектами?

  • Что произошло с кораблями Садко на море? (Выразительное чтение отрывка о бросании жребия) Что решил брошенных жребий?

  • Какие события происходят с Садко на дне морском?

  • Выразительно прочитаем отрывок о пляске морского царя. Какой прием использован в этом описании? (Прием гиперболизации)

  • Приведите примеры использования этого приема в былинах киевского цикла. (Описание внешности богатыря).

  • Как удалось Садко обмануть морского царя и выбраться на берег?

  • Кто из вас обратил внимание, какое волшебное превращение произошло с Чернавушкой в Былине? (Она превратилась в реку Чернаву). Отметьте, что такие волшебные превращения - еще одна особенность русских былин.

  • Исполнил ли Садко волю старика, который помог ему обхитрить морского царя? (Да, конечно, он выстроил храм в честь святого Миколы).

Лексическая работа

Учитель: Какие незнакомые слова встретились вам в былине? Разберем, что же они обозначают.

Гусельки яровчаты. Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях. В те далекие времена гусли делали из сухой доски ели или клена. Клен «Явор» был особенно любим у музыкальных дел мастеров, отсюда и название — гусли «яровчатые».

Жребий вольжаный — специально изготовленный деревянный отрубок небольшого размера с вырезанной на нем меткой, предназначенный для решения случаем (судьбой) спорных вопросов.

Дружина — вооруженный отряд при князе, составлявший ядро его войска и помогавший ему в управлении княжеством. В тексте былине слово дается не в прямом значении, так как Садко не был князем.

Поэтические особенности былины

Учитель: Былина — поэтическое, художественное произведение. Вспомним, что же характерно для поэтики былины?

Анализируя былину «Садко», мы уже обращали внимание на поэтические особенности былины. Вспомним сказанное и заполним таблицу «Приемы народно-поэтической речи в былине».




Прием

Пример

Гипербола

Все пляшет царь морской во синем море.
Во синем море вода всколыбалася,
Со желтым песком вода смутилася,
Стало разбивать много кораблей на синем море,
Стало много гибнуть именьицев,
Стало много тонуть людей праведныих.

Параллелизм

На небе солнце - и в палатах солнце,
На небе месяц - и в палатах месяц,
На небе звезды - и в палатах звезды.

Постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Палаты белокаменны, буйна голова, дружина хоробра, гусельки яровчаты

Сравнения

Голова у царя как куча сенная.

Повторы

Садка день не зовут на почестей пир,
Другой не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестен пир

(троекратное повторение в тексте)






      1. Итог урока.

      2. Домашнее задание. Выполнение разноуровневого теста.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания
В славном в Нове-граде
Как был Садко-купец, богатый гость.
А прежде у Садка имущества не было:
Одни были гусельки яровчаты;
По пирам ходил-играл Садко.

Садка день не зовут на почестей пир,


Другой не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестен пир,
По том Садко соскучился.
Как пошел Садко к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч камень
И начал играть в гусельки яровчаты.
Как тут-то в озере вода всколыбалася,
Тут-то Садко перепался,
Пошел прочь от озера во свой во Новгород.

Садка день не зовут на почестен пир,


Другой не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестен пир,
По том Садко соскучился.
Как пошел Садко к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч камень
И начал играть в гусельки яровчаты.
Как тут-то в озере вода всколыбалася,
Тут-то Садко перепался,
Пошел прочь от озера во свой во Новгород.

Садка день не зовут на почестен пир,


Другой не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестен пир,
По том Садко соскучился.
Как пошел Садко к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч камень
И начал играть в гусельки яровчаты.
Как тут-то в озере вода всколыбалася,
Показался царь морской,
Вышел со Ильмени со озера.


А 1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

а) быль


б) повесть

в) сказка

г) былина

А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?


  1. а) открывает повествование;

  2. б) завершает повествование;

  3. в) является кульминацией сюжета;

  4. г) является развязкой сюжета.

А 3. К какому социальному сословию принадлежит Садко?

а) военный;

б) купец;

в) мещанин;



г) крестьянин.
В 1. Укажите художественно-выразительное средство, характерное для устного народного творчества и используемое в следующих словосочетаниях: «гусельки яровчаты», «палаты белокаменные», «сине море», «почестен пир»» «бел-горюч камень».
В 2. Назовите лексическое средство, с помощью которого воссоздаётся быт прошлого: «ажно бегут», «со черленыих кораблей», «сдивовалася».
В 3. Выпишите из фрагмента примеры, иллюстрирующие прием троичности повествования.
С 1. Какие приметы фольклорного произведения, использованные в данном фрагменте, можно отметить?

Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет