Присланные изо всех уголков республики ответы на викторину были очень емкими, интересными и доказывающими одно жителям Коми небезразлично прошлое, настоящее и будущее республики



жүктеу 1.79 Mb.
бет1/8
Дата30.03.2019
өлшемі1.79 Mb.
түріДиплом
  1   2   3   4   5   6   7   8




Об авторе

Эрудит
Диплом, сувенирный вымпел, две уникальные книги «Нежный Север» и «Печора», кассета с песнями известного эжвинца Василия Рочева – таковы награды призеру республиканской викторины, посвященной 80-летию государственности Коми. Руководитель республиканской общественной приемной при Главе РК Роза Пронина и руководитель районной общественной приемной при Главе РК Людмила Бугрим в торжественной обстановке вручили эти подарки Николаю Александровичу Доронину, столяру ООО «РСТ».

Присланные изо всех уголков республики ответы на викторину были очень емкими, интересными и доказывающими одно – жителям Коми небезразлично прошлое, настоящее и будущее республики. Однако на фоне всего этого работа Николая Доронина выгодно отличалась. Даже, несмотря на то, что сделана, была от руки. Поразительны те тщательность, серьезность, любовь, с которой работа была выполнена. Уникальны фотографии, схемы, рисунки, прилагаемые к ответам на вопросы. И необыкновенным оказался сам этот человек. Очень скромным, наделенным богатым внутренним миром, необычайной духовностью.

Николай Доронин – работник ЛПК с 1983 года, в Ремонтно-строительном тресте трудится с 1985 года. В 17 лет окончил ПТУ-15, позже заочно – Ухтинский лесотехникум. Руки у него золотые. Почти вся мебель в доме сделана этими руками. Кухонная утварь Николая Доронина верой и правдой служит многим знакомым и незнакомым людям. Греют душу участникам конкурсов, смотров в Центре Коми культуры его, Николая Александровича, красивые и полезные подарки.

По признанию Николая Доронина, главное его богатство – это дети и книги. Старший сын Александр работает помощником оперативного дежурного МЧС и получает второе высшее образование. Он был самым молодым делегатом 5-го съезда коми народа. Александр недавно женился, и так случилось, что день бракосочетания совпал с днем рождения республики – работники ЗАГСа напутствовали молодоженов словами: «К столетию Коми ждем у нас ваших детей». Дочь Людмила также получает второе высшее образование, пишет стихи. И Саша, и Люда сначала учились на финно-угорском факультете по специальности «Регионоведение». Случайность? Совпадение? Отнюдь. Пример родителей – Анны Ивановны, известного филолога школы № 37, и Николая Александровича. Который, как только начал самостоятельно зарабатывать, так и стал библиофилом.

Библиотека Дорониных обширна и богата. Здесь не встретишь дешевых бульварных романов и прочей «досуговой» литературы. Это серьезные книги для тех, кто пытается понять смысл бытия. Зачем? Потому что так сложнее, а не проще. Потому что так жизнь становится полной и насыщенной. Потому что для этого, а не для иного создано великое творение – Человек.

Днем Николай Александрович делает мебель и другие столярные изделия. А вечер и ночь – это время для его духовного творчества. Время, когда не можешь удержаться и пишешь, пишешь… Поэму о жизни, философские размышления, рассказы. «Писанина», как называет ее Николай Александрович, началась после одного сна. Вещий или не вещий этот сон – судить трудно.

- Рай. Место, где люди друг другу рады. Где люди излучают только добро. Где люди всё знают. Где нет темных мыслей, зла, ненависти. Где нет ада. Как же люди отвечают за грехи свои? Сурово. Они раздваиваются и наказывают себя сами. Всё, что было сделано на земле плохого, повторяется, только направлено это против себя же. Вот такой сон подвиг Николая Доронина на действенное творчество. События, переживания, случайно услышанная на улице фраза – и теряется покой. Только лист бумаги и ручка в руке, которой, кажется, кто-то управляет, которая будто пишет сама. Мучительно и легко передаются бумаге мысли, образы, рождаются стихи, рассказы, мини-трактаты…

Необыкновенный человек? Бесспорно. И неравнодушный. Это неравнодушие побудило Николая Александровича найти свои корни, изучить историю своего рода. Долгие часы в архиве, разговоры со старожилами родного села Шыладор и окружающих населённых пунктов. В итоге – родословная «От легенды до наших дней» и заслуженное признание на втором конкурсе родословных.

О Николае Доронине как о замечательном столяре знают многие. Как о творческой личности – только родные и друзья. Самиздатовские книги, записанные в домашних условиях аудиокассеты Николая Александровича – достояние немногих. Однако он верит, что человеку всегда воздается по трудам его. Ибо природа, мир, вселенная, всё, что нас окружает – это гармония. Гармония, которая изначально царит в каждом человеке. Только не каждый может ее осознать. И, как бесценный дар, передать детям и внукам.

В ответе на викторину, в своем пожелании жителям республики Николай Доронин пишет: «Хочу пожелать только добра,… чтоб сохранилась наша природа,… чтоб те, кому на сегодняшний день улыбнулась удача, относились к менее удачливым с пониманием их проблем. В наше время, в погоне за материальным благосостоянием теряется духовность. А бездуховная жизнь ведет к пропасти. Остановитесь. Подумайте».

Наталия Макарова. Газета «Огни Вычегды» от 5 октября 2001 года, 8 стр.
Родство помнящий

Эжвинец Николай Доронин собрал и издал родословную своей семьи, насчитывающую десять колен в десяти поколениях


Есть на Руси поговорка «Иван, родства не помнящий», емко отражающая обычное отношение к истории своей семьи многих людей; русских ли, коми, татар, да любой национальности. В современном мире надо быть подвижными, мобильными, уметь в любой момент сдвинуться с места. Багажа большого с собой не утащишь, и потому груз истории остается где-то на пути. Восторг обывателей вызывает знание четвертого колена своей семьи, а прапрародители – это уже нечто непостижимое. Николай Доронин, вот уже более двадцати лет работающий столяром в ремонтно-строительном тресте, собрал и описал десять поколений своих родственников. А подвигнул его на такую великую работу такой случай.

Восемь лет назад, в 1997 году, его сын Александр, в то время студент Сыктывкарского университета, стал самым молодым делегатом пятого съезда коми народа, где его спросили, откуда родом его отец. «С Шыладора», – ответил Александр. «Есть версия, что все Доронины с той стороны ведут свой род от декабриста Доронина. Не слышали?» Эта версия очень заинтересовала отца Александра – Николая Александровича. Тогда он и начал своё многотрудное исследование, изначально и не представляя себе, насколько сложным оно окажется. Материалы Коми государственного архива, энциклопедии, научная и художественная литература, периодическая печать, рассказы родственников и знакомых… Каждая находка радовала и удивляла безмерно. Оказалось, родной брат по отцу живет в доме напротив, двоюродная сестра в другом ближайшем доме, троюродный брат – в соседнем подъезде. Сколько лет, быть может, изо дня в день сталкивались они друг с другом и не знали о своем родстве?! А сейчас с удовольствием общаются.

Историю рода Николай Александрович проследил до 1763 года, когда их предок Саватий Доронин переселился из села Глотово (территория нынешнего Удорского района Республики Коми) в деревню Прокопьевка (территория нынешнего Сыктывдинского района Республики Коми). Так что версия о декабристе Доронине оказалась не более чем историческим слухом, однако она, как считает Николай Александрович, отразилась на творческих дарованиях рода Дорониных по реке Пожег, протекающей в Сыктывдинском районе. Ведь с небольших селений по берегам этой реки вышло семь известных писателей, журналистов, знатоков фольклора родной земли. Многие из них имеют прямое отношение к фамилии Доронин, а другие, по его мнению, связаны с этой фамилией косвенно через своих матерей и бабушек. Косвенно же связаны с родословной Дорониных, через своих родственников, такие известные в Республике Коми люди, как Народная артистка, певица – Лидия Петровна Логинова и заслуженный деятель культуры РСФСР, известный драматург, режиссер, писатель – Гений Дмитриевич Горчаков. Особую гордость за свой род вызывают еще два известных человека. Это нынешний Глава Республики Коми Владимир Александрович Торлопов, корни которого по его отцу с Шыладора и по этим корням, при более глубоком их изучении, как считает Николай Александрович, он связан с данной родословной. Второй человек, это возможно очень дальний родственник через предка Саватия Доронина, тоже уроженец села Глотово – Доронин Александр Гаевич, совершивший беспримерный подвиг в годы ВОВ на территории родной республики, предотвративший тем самым диверсию фашистов, которую они долго и тщательно готовили. Про этот подвиг написаны книги известными писателями – Геннадием Юшковым и Александром Рекемчуком, снят художественный фильм, имеется много документальной литературы.

235 фамилий собрал Николай Александрович, описал 1343 человек, из них родилось и (или) жили в родовых местах; в Шыладоре (родина Николая Доронина) – 262 человека, в Гурьевке Прилузского района РК (родина его жены Анны Ивановны) – 152 человека, в Сыктывкаре живет 300 человек, в любимой им в Эжве – 147 человек. Да-да, именно 147 родственников обнаружил Николай Александрович в одной только небольшой Эжве! А сколько их разъехалось по стране и за границу.

Материалов собралось так много, что Николай Доронин решил оформить их, как положено, на научной основе. Помогло Коми генеалогическое общество «Ордпу» (создано в 1995 году) и лично его председатель Михаил Дмитриевич Игнатов. Николай Александрович стал участвовать в проводимых обществом республиканских конкурсах: на втором конкурсе в 2001 году получил диплом участника, а на третьем, в мае 2005-го, завоевал первое место. Следует отметить, что конкурсанты (в этом году их было 120 человек) традиционно делятся на три группы: первая, самая многочисленная – для любителей и начинающих, вторая – для работ качественных, но не научных, третья – для настоящих специалистов в искусстве генеалогии. Николай Доронин получил диплом за первое место именно в третьей группе, а Гран-при конкурса достался Марии Ельсовой из села Выльгорт; бывшая библиотекарь настолько увлеклась историей, что описала всех жителей своего села за 400 лет и издала свой труд в 380 экземплярах двухтомника в твердом переплете.

Николай Александрович свой труд тоже издал, но тиражом значительно меньшим – 46 экземпляров. Очень уж это дорогое удовольствие – издание книг, кредит пришлось брать, помогли родственники да земляк Шыладорский, по его отцу – Глава Республики Владимир Торлопов. Кроме родословной в книгу вошли мемуары и поэма на коми языке «Шондiбанöй – олöмöй», написанные самим Николаем Дорониным. Видно, и он унаследовал литературные дарования своих известных родственников-писателей.

Я заинтересовалась, а какое дополнительное образование, какие знания потребовались Николаю Александровичу в процессе его работы; ведь это не так просто – сесть и составить такую большую родословную? Он заулыбался: «Я всю жизнь учился и сейчас учусь». После окончания ГПТУ-15 был направлен в Ленинградскую область на бумажную фабрику «Коммунар», где продолжил учебу в вечерней школе, потом служба в армии, в ракетных войсках стратегического назначения, это тоже большая жизненная школа. После армии вернулся в Эжву, стал работать на бумажной фабрике СЛПК, учиться в 10-м классе вечерней школы. Заканчивать вечернюю школу, пришлось уже, в селе Летка Прилузского района РК, поехал туда в след за молодой женой, которую направили туда работать после окончания Сыктывкарского пединститута. Познакомился с ней в Эжвинском ДКБ на танцах, в последний год учебы в институте она жила в Эжве у старшей сестры, помогала ей ухаживать за маленьким ребенком. В Летке родились их дети: Александр и Людмила. Учеба продолжалась, теперь заочная, в Ухтинском лесотехническом техникуме по специальности «техник-строитель». Работал сначала плотником, потом мастером, строил дома. Через некоторое время переехали жить обратно в Эжву. Анна продолжила работать преподавателем в школе, а Николай, проработав пару лет слесарем в «Бумлитье», перешел работать в Ремонтно-строительный трест. Видно судьбе было так угодно, но он стал строить дома в родном Шыладоре, работая там мастером. Вскоре в виду известных событий стройку там закрыли. На данный момент, вот уже 19 лет он работает столяром в РСТ, делает столярные изделия, мебель. Было время, очень увлекался изготовлением деревянных толкушек, до полутысячи их сделал и раздарил.

Хоть годы учебы уже далеко позади, Николай Александрович черпает свои знания из книг и периодических изданий, всегда был активным посетителем библиотек во всех местах своей жизни, у него огромная домашняя библиотека.

Сегодня Николай Александрович уверен, что души предков очень неравнодушны к помнящим их, спасают, помогают в трудную минуту. Было чудо с одной родственницей в годы ее молодости, у которой в глухом лесу воз с сеном опрокинулся, и не по силам было выправить его; попросила женщина помощи у предков – помогли, выбралась она из леса и сено домой привезла. Свершилось чудо, считает Николай Александрович, и с его детьми; в августе прошлого года (2004-го) ездили они все вместе к святым местам села Ыб Сыктывдинского р-на РК, обливались там водой из освященного источника. В октябре того же года сын с невесткой, отдыхая в Египте в городе Таба, оказались в том отеле «Хилтон», что взорвали террористы. Александр с женой, единственные, не пострадали никоим образом…

Елена Крымова. Газета «Огни Вычегды», 24 июня 2005 года, 6-ая страница.




1 часть

Богатство Родной земли,

записки краеведа

Глава Республики о Шыладоре
Вот что пишет Владимир Александрович Торлопов, вспоминая своего отца – Александра Полиектовича:

«…Он был для меня плоть от плоти земли Коми. Его особая манера разговаривать на коми, да и по-русски, его рассказы о родной деревне Шыладор, что в Сыктывдинском районе и откуда идут мои корни, о большой крестьянской семье Торлоповых, которая после Великой Отечественной не досчиталась многих мужчин… – всё это так памятно» (Газета “Трибуна’’ от 24.08.2001 г. – Стр. 3).

P.S. От автора. Родственники Главы Республики Коми В.А. Торлопова по линии его отца; от его дяди Ивана Полиектовича (Торлоповы) и от его тёти Любови Полиектовны, в замужестве Дорониной. В большинстве своем, они в настоящее время живут недалеко от Шыладора, в посёлках Новоипатово и Мандач. Я, как и большинство моих земляков, многих из них знаю лично. Все они простые труженики, работящие, добрые люди.

Нам есть, чем гордиться, ведь Глава Республики одних с нами кровей. Ведь все Шыладорские между собой, хоть дальние, но родственники, о чём многократно доказывает книга автора «Наша родословная».


Богатство Родной земли
На первый взгляд вроде бы ничем не примечательна моя родина. Родиной я считаю извилистую речку Пожег, что в Сыктывдинском районе Республики Коми, и стоящие на ее берегах населенные пункты. Это – Шыладор, Ипатьдор, Проньдор и Придаш. В настоящее время это маленькие, полуразрушенные деревни, кроме села Слудка (Придаш – местное название), с убывающим каждый год населением. Но, углубившись в историю коми литературы, с удивлением обнаруживаешь, что с этих мест родом, по крайней мере, семь человек занимают по праву там свою нишу. И нет такого населенного пункта по Пожегу, где не родился бы известный литератор. Чем же вызван этот удивительный феномен?

Может, стоит прислушаться к словам детской писательницы Зои Ивановны Роговой (в девичестве Дорониной). Сама она родилась в Придаше, в семье Ивана Григорьевича Доронина. Работала преподавателем, выпустила несколько книг для детей на коми языке, сейчас на пенсии, живет в Сыктывкаре. Вот что она думает и пишет об этом в газете «Республика» от 14-го января 1994-го года. Цитирую; «Такая разносторонность талантов не может не удивлять. Откуда это? Может от прапрадеда – декабриста Доронина, который после подавления восстания 1825-го года был сослан в Коми. Срок ссылки закончился, можно было возвращаться ему домой, а у него родных в России не было, и остался Доронин в Шыладоре… Остался насовсем, местную девушку полюбил, и родилось у них пятеро сыновей. Начало, как в сказке, но все так и было. По речке Пожег, что несет свои воды в Вычегду, пять деревень, и в каждой поселились Доронины – сыновья декабриста. И стали они жить-поживать на этой земле» Это же утверждает Валерий Мартынов в журнале «Войвыв кодзув (Северная звезда)» № 12 за 1995 год. В статье «Декабристъяс Комиын (Декабристы в Коми)» он, среди других декабристов сосланных в Коми, называет и вышеупомянутого Доронина.

Так ли было на самом деле, пусть разбираются историки (смотрите постскриптум автора). А мы рассмотрим, какой писатель, где родился. Начнем с верховьев Пожега, с моей родной деревни Шыладор, откуда родом три писателя. Вот они: Доронин Михаил Павлович, псевдоним – Шыладорса Миш, Матвеев Александр Михайлович и Шуктомов Ганс Александрович. Кто эти люди?

Доронин Михаил Павлович стоял у истоков коми советской литературы, был одним из первых руководителей коми писательской организации, был делегатом 1-го съезда советских писателей. (Впоследствии, во время работы над своей родословной, автор выяснил свою родовую связь с ним. Он был троюродным братом моего деда – Доронина Степана Павловича. В метрической книге Слудской церкви, в записи о бракосочетании от 5-го февраля 1884 года моего прадеда – Доронина Павла Андреевича написано, что отец Шыладорса Миша – Доронин Павел Кирьякович, был в качестве одного из трех поручителей у своего двоюродного брата). Заглянем в энциклопедию Республики Коми, 1 том, стр. 414, «Доронин Михаил Павлович родился 4-го сентября 1902 года в с. Шыладор Усть-Сысольского уезда, в бедной крестьянской семье. Окончил совпартшколу 1921 году, курсы редакторов. Работал председателем Удорского райисполкома. С 1930-го года на журналисткой работе – литературный критик. В 1935 году возглавил Коми Писательскую организацию, редактировал журнал «Ударник» (Предшественник журнала «Войвыв кодзув» – «Северная звезда». Автор). Работы в его статьях посвящены проблемам становления и развития коми литературы, вопросам художественного мастерства. Он член Союза Писателей СССР с 1934 года, делегат 1-го съезда советских писателей. В октябре 1937-го года был незаконно репрессирован, умер в Магаданских лагерях 13-го декабря 1939-го года. В 1956 году решением Верховного Суда Коми АССР посмертно реабилитирован и восстановлен в правах члена Союза Писателей СССР». Вот так трагически оборвалась жизнь знаменитого земляка и моего родственника, он разделил участь многих настоящих патриотов своей земли того времени, времени несправедливых репрессий.

Также не очень складно сложилась судьба другого моего земляка – писателя, родившегося в Шыладоре. Это наш современник, Ганс Александрович Шуктомов. Мои родители хорошо его знали в детстве – вместе росли. Он в одно время печатался в журнале «Войвыв кодзув». В газете «Молодежь Севера» от 16 февраля 1999 года стр. 6 историк Михаил Нестеров пишет про него так: «Из писателей, которые творили «в стол», я знаю только одного – Ганса Александровича Шуктомова, кандидата технических наук. Его повесть «Власовец», новеллы, правдиво и убедительно рассказывают о нашей тогдашней жизни. Однако ему тоже посоветовали от греха подальше покинуть пределы СССР или хотя бы Коми. Это было в конце 70-х. Местом дальнейшей жизни он выбрал Тамбов. Кстати, его работы тоже были конфискованы и затем утрачены. А повесть он сам, как Н. Гоголь, сжег, о чем впоследствии очень жалел».

Хотелось бы, чтоб в наше время широкой гласности, произведения Г. А. Шуктомова стали известны широкому кругу читателей. Смотрите упоминание о нем, среди современных создателей жанра рассказа, в «Энциклопедии Республики Коми» том 2, стр. 543. Цитирую «Искренностью и непосредственностью лирического чувства, философской насыщенностью, самобытной языковой и духовно – эмоциональной культурой отличаются рассказы … Г. Шуктомова».



С Шыладора родом еще один известный писатель – сатирик Матвеев Александр Михайлович. С ним я познакомился еще в детстве, но тогда не придавал этому факту большого значения. Это было в 1961 году. Моему дедушке, Доронину Степану Павловичу, не хватало нескольких лет стажа для начисления пенсии по старости, хоть он работал всю жизнь, воевал на двух войнах и служил в тыловых частях во время ВОВ, так как по возрасту уже не годился для фронта. Но ненадлежащее оформление документов при устройстве на работы со стороны тогдашних руководителей, привело к печальному факту, и дедушке посоветовали обратиться к уважаемому в Шыладоре земляку, в то время редактору всеми любимого журнала «Чушканзi» А. М. Матвееву за советом. Дедушка, отправляясь в город, взял меня с собой. Это была первая моя поездка в город. Преодолев расстояние от Шыладора до Усть-Пожега пешком в течение дня, останавливаясь при этом во всех попутных деревнях на отдых у дедушкиных родственников, мы вечером поплыли на теплоходе в Сыктывкар. Мне тогда было 8 лет, и я только что закончил первый класс. Это было полное незабываемых впечатлений путешествие по Вычегде, несравненно большей реке, чем моя родная речка Пожег. Погостив первый день у дочери дедушки, моей тети Раи, на другой день мы пришли в Дом Печати, где и встретились с Александром Михайловичем. Пока дедушка подробно рассказывал суть своей проблемы с начислением пенсии, Александр Михайлович, чтобы я не скучал, подарил мне только что вышедший с печати номер журнала «Чушканзi», еще пахнущий типографской краской. Я увлекся чтением этого журнала и не мешал их довольно долгой беседе. Внимательно выслушав дедушку, Александр Михайлович посоветовал ему похлопотать насчет получения пенсии за потерю кормильца так, как оба сына дедушки погибли на ВОВ. Для получения справок об их гибели на ВОВ Матвеев направил в Коми Государственный архив. Дедушка сердечно поблагодарил Александра Михайловича за его советы, и за внимательное отношение к нему. Еще несколько дней, что мы жили в городе, дедушка, выполняя советы Александра Михайловича, ходил, хлопотал насчет своей пенсии и добился ее начисления по потере кормильца. Приехав, домой в Шыладор, дедушка всем рассказывал, какой добрый и отзывчивый человек Александр Михайлович, как он помог ему выхлопотать пенсию. Вот таким мне запомнился этот человек, добрым, не зазнавшимся перед земляками. Приведу выдержки про него из «Энциклопедии Республики Коми» том 2, стр. 257 «Матвеев Александр Михайлович (7. 11. 1919, с. Шыладор – 21. 10. 1981, г. Сыктывкар), журналист, юморист и сатирик, создатель журнала «Чушканзi». Родился в крестьянской семье. Окончил педучилище и КГПИ. Работал учителем в селах: Шыладор, Корткерос, Часово. Служил в Красной Армии, участник и инвалид ВОВ. В печати с 1951 года. Работал заведующим отделом в республиканских газетах. С 1957-го по 1979-й годы Матвеев один готовил к печати коми сатирический журнал «Чушканзi». Заслуженный работник культуры Коми АССР, лауреат премии имени В. Савина Союза журналистов Коми АССР».

Не могу не упомянуть еще про одного знаменитого земляка из Шыладора. Это не писатель, это герой ВОВ Михаил Андреевич Шуктомов. Он со своими товарищами повторил под Сталинградом подвиг панфиловцев. Цитирую «Энциклопедию Республики Коми» том 3, стр. 309. «Шуктомов Михаил Андреевич (15. 11. 1917, с. Шыладор – 17. 8. 1942, хутор Дубовой Сталинградской области), комсомолец, участник обороны Сталинграда. Родился в семье бедного коми крестьянина. Работал в колхозе и леспромхозе. В Советской Армии служил в 1938-40 годах, участвовал в освобождении Западной Белоруссии. Вторично призван в армию в 1941 году в воздушно-десантные войска. Участвовал в боях под Сталинградом в 111-м гвардейском стрелковом полку 40-й гвардейской дивизии 1-й гвардейской армии. Проявил героизм в числе 16-ти гвардейцев при защите дальних подступов к городу на высоте хутора Дубового 15-17 августа 1942 года. Под огнем вражеской артиллерии и минометов гвардейцы отбили 5 атак, уничтожили свыше 80-ти гитлеровцев. На рассвете 17 августа вступили в единоборство с 12 атакующими танками. Ценой своей жизни гвардейцы не пропустили врага. Последними в центре обороны связками гранат подбили 2 вражеских танка и погибли под их гусеницами сержант Шуктомов и 2 бойца. За геройский подвиг сержант Шуктомов посмертно награжден орденом Ленина».

В родном селе воздвигнут обелиск герою – земляку. А, известный поэт, Серафим Попов написал о нем поэму «Сталинградская баллада» на коми языке. Эту поэму он опубликовал в сборнике «Красная дудка» на коми языке в 1958 году. Желающие могут прочитать ее в юбилейном сборнике поэта из серии «Звезды Севера», изданном в Сыктывкаре 2000 году, стр. 77-83. Признаюсь, автор этих строк в своей книге «Наша родословная» сделал подстрочный перевод отрывков из этой поэмы на русский язык и посвятил эту работу всем погибшим землякам на ВОВ, среди которых есть и два мои дяди по материнской линии. Вечная память всем погибшим на ВОВ и всем участникам ВОВ, не дожившим до наших дней. Мы в вечном долгу перед ними.

Упомяну в связи с этим о своем однофамильце, уроженце села Глотово Удорского района Республики Коми, откуда родом предки Сыктывдинских Дорониных, Александре Гаевиче Доронине, годы жизни 1907-1947. Его подвиг, совершенный в годы ВОВ, потряс меня своей неординарностью и мужеством. Этот подвиг вдохновил двух известных писателей написать книги об этом. Геннадий Юшков в повести «Право на жизнь» и Александр Рекемчук в повести «Б-7,б-7 выходит на связь» подробно и талантливо описали подвиг настоящего патриота своей земли. Желающие, прочитав эти книги, узнают все подробности, а вкратце скажу, что с помощью Александра Доронина была предотвращена крупная диверсия фашистов на Коми земле. Очень подробно об этом написано в документальной повести В. С. Пашниной «Печорский десант», изданной Коми книжным издательством в 2004 году.

Ниже Шыладора по течению реки Пожег стоит деревня Ипатово (Ипатьдор). Здесь родилась замечательная сказительница и большой знаток фольклора родной земли Анастасия Арсентьевна Шуктомова. С 1930-х годов она проживала в поселке Заречье под Сыктывкаром. Прожила долгую жизнь с 1891 года по 1975 год. Оставила после себя хорошую память потомкам. Это сборник фольклора (сказки, песни, поговорки) «Ипатьдорса фольклор» («Фольклор с Ипатова»). Этот сборник был выпущен Коми книжным издательством в 1980-ом году его составителем, профессором Микушевым Анатолием Константиновичем. Светлая им обоим память.

Следующий населенный пункт – Прокопьевка (Проньдор). Это родина знаменитого коми писателя, автора первого коми романа «Парма сьöлöмын» (В сердце пармы), одного из первых куратоведов, ученого и писателя Доронина Павла Григорьевича. Родился 25 ноября 1904 года, умер 12 января 1967 года. Защищал Родину на ВОВ. Цитирую «Энциклопедию Республики Коми» 1-ый том, стр. 414. «Доронин Павел Григорьевич – автор статей по истории, этнографии, языку, фольклору, монографий по коми литературе. Он один из первых куратоведов. В рассказах и художественных очерках психологически достоверно воссоздал образы людей переломной эпохи. Романом «В сердце пармы» («Парма сьöлöмын», 1936) Доронин внес значительный вклад в практику формирования эпического жанра в коми литературе». Светлая память ученному и писателю Доронину Павлу Григорьевичу.

Ниже Прокопьевки стоит Слудка (Придаш), откуда родом, упомянутая выше, Зоя Ивановна Рогова, в девичестве Доронина. Дай бог ей здоровья, творческих успехов и долгих лет жизни.

С Придаша же берет корни по материнской линии другой, ныне здравствующий, поэт и писатель Некрасов Александр Васильевич. Он вырос в поселке Позялом рядом с Придашом. Родился 4-го ноября 1952 года. Дальше позвольте еще раз процитировать «Энциклопедию Республики Коми» том 2, стр. 329. «Некрасов Александр Васильевич работал коресподентом газеты «Югыд туй» («Светлый путь»), редактором художественной литературы и главным редактором Коми книжного издательства. Пишет на коми и русском языках. Вышли четыре поэтических сборника, и пять книг поэзии и прозы». В настоящее время Александр Васильевич живет в Сыктывкаре, помимо писательской работы он принимает активное участие в политической жизни Республики Коми. Недавно он выполнил большую, значимую для нашей Коми Республики работу, перевел на коми язык стихи Сергея Есенина и выпустил книгу «Лымьялысь льöм» («Белоснежная черемуха»).

Вот я кратко написал о моих земляках – писателях. Давайте вспомним, откуда кто из них родом. Шыладор – Доронин Михаил Павлович, Матвеев Александр Михайлович, Шуктомов Ганс Александрович. Ипатьдор – Анастасия Арсентьевна Шуктомова. Проньдор – Доронин Павел Григорьевич. Придаш – Зоя Ивановна Рогова, в девичестве Доронина. Позялом – Некрасов Александр Васильевич. В итоге семь писателей. Вот оно – богатство родной земли, вот они потомки декабриста – (согласно легенде) Доронина.

Недавно в «Мартирологе Республики Коми» нашел очень любопытную запись. Цитирую «Шуктомов Александр Иванович, м. п. д. Шыладор, Сыктывдинский р-н. Отнесен к кулакам 15. 05. 1933 г. Признаки: кулак. С/с: жена – Анастасия Арсентьевна, 1891 г. р.; дочь – Анна Александровна, 1916 г. р.; дочь – Надежда Александровна, 1918 г. р.; сын – Леонид Александрович, 1926 г. р.; сын – Ганс Александрович, 1929 г. р.» Мартиролог Республики Коми, том 6, стр. 1132. Это, по всей видимости, семья двух вышеупомянутых людей: Анастасии Арсентьевны – истинного автора «Ипатьдорса фольклора», она родом была действительно с Ипатова, вышла замуж за Шуктомова Александра Ивановича, жила на момент раскулачивания в Шыладоре, а Ганс Александрович – автор неопубликованной повести «Власовец» и многих рассказов, частично опубликованных в журнале «Войвыв кодзув», их сын. Вот такая талантливая семья наших земляков.

На этой же странице я нашел упоминание об очень близком и родном для меня человеке. Вот эта запись: «Шуктомова Елена Андреевна, 1884 г. р. м. п. д. Шыладор, Сыктывдинский р-н. Отнесена к кулакам 20.05.1933 г. Признаки: кулацкое хозяйство» Это родная сестра моей бабушки по материнской линии – Марии Андреевны. Елена Андреевна после возвращения из ссылки из Сибири жила в нашей семье, нянчилась со мной и воспитывала меня, рассказывала сказки. Подробнее об этом можно прочитать в моей книге «Наша родословная» на 20-й странице. С большой благодарностью я упоминаю её в поэме «Шондiбанöй – олöмöй». Светлая ей память.

Написано в 1998 году. Дополнено в 2005 году. Автор.



В легенде много правды
Чтобы проверить красивую легенду рода Дорониных по реке Пожег Сыктывдиского района Республики Коми, об их происхождении от ссыльного участника декабрьского восстания 1825-го года в наши края, автор в апреле 1999-го года обратился в Коми Государственный архив. К сожалению, после изучения архивных материалов, легенда о декабристе Доронине не подтвердилась. Оказывается, в наших жилах течет не «голубая» дворянская кровь, а «красная» кровь охотников и крестьян – земледельцев. Но связи с легендой все же есть.

Изучая церковные книги Палевицкой, Слудской, Ипатовской и Шыладорской церквей Яренского духовного правления 18-го и 19-го веков, я узнал много интересного. Оказывается, Доронины, расселившиеся по реке Пожег, действительно все, потомки от одного рода, жителей Прокопьевки. А туда, как я узнал из книг коми ученых, Доронины переехали из села Глотово нынешнего Удорского района Республики Коми, где и сейчас живут Доронины. Про это я узнал еще в 1968 году, когда был направлен вместе однокурсниками из ГПТУ-15 в это село на уборку картофеля. Местные жители, узнав мою фамилию, все допытывались, не земляк ли я им, оказывается, у них в селе много людей с такой фамилией. Я им отвечал, что у нас тоже треть Шыладора носит эту фамилию. Как теперь выяснилось, мои предки действительно были земляками и родственниками жителей села Глотово. В связи с этим, возможно, что упомянутый выше Доронин Александр Гаевич, наш дальний родственник, которым гордятся все его однофамильцы по реке Пожег Сыктывдинского района Республики Коми.

Еще один удивительный, замеченный мною факт, земля предков – село Глотово, как магнит, притягивала к себе Дорониных с Пожега. Они в разное время и не по своей воле, как, например, я в 1968 году, случайно был направлен на уборку картофеля именно в это село, попадали туда. Это уже упоминавшиеся выше писатели Доронины: Павел Григорьевич был там учителем в 20-х годах прошлого века, а Михаил Павлович работал в середине 20-х годов прошлого века председателем Удорского райисполкома и по служебным делам много раз бывал в Глотово. Вот и не верь после этого в божье провидение.

По архивным данным Доронины появились в деревне Прокопьевка нынешнего Сыктывдинского района Республики Коми несколько раньше декабрьского восстания 1825-го года. Смотрите исповедальную книгу Палевицкой церкви за 1823 год. Изучив ее, можно узнать, что в Прокопьевке в это время жила Акинидия Доронина, 1763-го года рождения, вдова Саватия Доронина. Там же в то время жили ее дети со своими семьями, это: Иван Саватиевич – старший, 1785-го г. р., Петр Саватиевич 1800-го г. р., Павел Саватиевич 1801-го г. р. и дочь Надежда Саватиевна. В Шыладоре в это же время жил Иван Саватиевич – младший, 1787-го года рождения, со своей женой Анной Семеновной, тоже 1787-го г. р. и с сыновьями: Иваном, 1811-го г. р. и Кирьяком, 1816-го г. рождения. Мой прадед, их сын Андрей, родится у них в 1827-ом году. В Слудке, в Придаше, по местному говору, жил в то время, то есть в 1823-м году Андрей Саватиевич Доронин, 1805-го г. р., со своей молодой женой Матреной Степановной, тоже 1805-го г. рождения.

Должен признать, по архивным материалам начала 19-го века семья вдовы Саватия – Акинидии Дорониной не была единственной семьей в Прокопьевке, носящей фамилию Доронины. Были еще две семьи, тоже вдов. Семья вдовы Дарьи Дорониной, (по данным исповедальной ведомости Палевицкой церкви за 1844 год), в описываемое время ей было 80 лет, ее сыновья: Алексей – 38 лет, Федор – 27 лет, их жены: у Алексея – Парасковья, 35 лет, у Федора – Надежда, 22 года, (это вышеупомянутая Надежда Саватиевна), дети сыновей: от Алексея – Иван, 15 лет, Иван, 5 лет, Афанасий, 2 года, Мария, 12 лет, от Федора – Александр, 10-й месяц. Семья вдовы Акулины Дорониной (данные тоже за 1844 год) 60 лет, сын ее Емельян, 24 лет, жена его – Дарья, 23 лет, сын их – Афанасий, 1,5 года, сноха его – Парасковья, 28 лет, сын ее – Александр, 4 года. Здесь, возможно, описан род писателя Павла Григорьевича Доронина с Прокопьевки, так как его отца звали Григорий Емельянович, по возрастной разнице между поколениями всё сходится. Данное предположение, конечно, нуждается в более глубоком изучении.

Вот и совпадение с легендой, действительно Доронины распространились по реке Пожег от одних корней – Дорониных из Глотова, возможно мужья этих вдов были между собой родственниками. Это тоже требует дополнительного изучения. Если это подтвердится, то все ныне живущие их потомки между собой родственники, хотя может, имеют разные фамилии. Подробно об этом можно узнать из книги автора «Наша родословная», вышедшей в свет 2005 году. Тираж её всего 46 экземпляров, из-за слабых финансовых возможностей автора. Автор будет благодарен меценатам, пожелавшим помочь ему в увеличении тиража этой нужной и интересной книги.

Март 2005 года.

В 2007 году вышло второе издание «Нашей родословной», в основном на личные средства автора, взятые в кредит в Сбербанке. Существенная помощь по выпуску книги была опять оказана Главой Республики Коми – Владимиром Алексадровичем Торлоповым из своих личных средств, как земляком автора по его Шыладорской отцовской линии. Всего 100 экземпляров, при стоимости всех расходов на одну книгу одну тысячу рублей. После её презентации в Коми Национальном музее в дни празднования годовщины Республики, основная часть тиража была подарена автором в библиотеки, школы и в музеи Сыктывдинского, Прилузского, Эжвинского районов и города Сыктывкара, и в некоторые другие районы Республики Коми.

Ноябрь 2007 года.

Наша Родина – Шыладор


Шыладор – родина около 260 человек из нашей родословной. Для многих это родина их родителей, бабушек и дедушек, кроме моих родственников; со стороны моей жены и со стороны моего отца. Многие из ныне живущих родственников, особенно молодые, очень мало, или вообще ничего не знают о родине предков. А те, которые бывали в Шыладоре последние годы и увидели небольшую деревню в большом запустении, могут подумать, что так было всегда.

Откуда тогда взялись три писателя с одной деревни? Откуда герой войны Михаил Шуктомов? Где выросли 85 мужчин, в расцвете лет погибшие на ВОВ? Откуда я спрашиваю? Было, было, большое село, а не деревня, как сейчас. Село это административный центр. И были у этого села хорошие времена. А почему сейчас наша родина – Шыладор в таком виде я постараюсь вам рассказать.

Еще немного статистики; из около 260 человек с нашей родословной в разное время, начиная с 18-го века, родившихся в Шыладоре, больше 150 человек уже нет среди нас, около 100 человек живут в других местах, а на родине живут всего 3 человека из нашей родословной. Вот такие факты. Да и других людей в Шыладоре осталось немного. Позвольте процитировать профессора И. Л. Жеребцова, в справочнике «Где ты живешь», выпущенным Коми книжным издательством в 2000 году. На стр. 433-434 читаем;

« Шыладор – деревня в Слудском сельсовете Сыктывдинского района. Упомянута в 1782 году; деревня Новая Заимка, 11 дворов, 73 человека. В 1859 году – деревня Шыладорская, 20 дворов, 144 человека. В 1894 году открылась школа грамоты, в 1911 начальное училище. В 1926 году – 127 дворов, 512 человек. В 1939 году – село Шыладор, 514 человек, в 1970 – 176 человек. 5 апреля 1973 года Шыладорский сельсовет был ликвидирован, Шыладор стал деревней. В 2000 году – 53 человека».

Копаясь в архивных записях, я тоже наткнулся на бумаги о деревне Шиладор. (Шыладор – это современное официальное название, близкое к коми языку). Привожу данные из Коми Государственного Республиканского архива. В клировой ведомости за 1916 год, фонд 231, дело 101, стр. 3, можно прочитать; « К Ипатовской церкви Яренского уездного духовного правления, приписана церковь Шиладорская в деревянном исполнении, поименованная во Сретенье Господне, построенная в 1894 году, освященная в 1895 году 11-го сентября». Там же на стр. 10 читаем; « Шиладор – число домов 105, число душ; мужского пола – 283, женского пола – 248, всего 531 крестьян».

Там же на стр. 15 имеются интересные данные про учительниц местной школы; « В Шиладорской земской школе состоят учителями; 1. Лидия Николаевна Епова, 22 лет, дочь крестьянина деревни Софроновки Яренского уезда Николая Епова, девица, кончила полный курс Тотемской Мариинской женской гимназии, в должности с 1913 года при означенной школе. 2. Глафира Семеновна Тырина, 22 лет, дочь умершего фельдшера г. Яренска Семена Тырина, девица, закончила полный курс Усть-Сысольской Александрийской женской гимназии, в должности состоит в означенной школе с 1913 года».

В то время учителя, видимо, после окончания училищ тоже отрабатывали определенный срок в школах, а потом уезжали. Это видно по записям из клировой ведомости Ипатовской церкви за 1917 год; фонд 231, опись 1, дело 102, стр. 13. « В Шиладорской школе состоят учителями: 1. Клавдия Терентьевна Трофимова, красная девица, 19 лет, кончившая полный курс женской гимназии, учительствует первый год. 2. Нина Андреевна Осколкова, 19 лет, дочь мещанина г. Яренска, кончила полный курс женской гимназии, в должности с 1916 года, при сей школе с 1917 года».

Как сложилась их судьба в грозные годы Гражданской войны, автору неизвестно.

Были потери среди наших земляков и в годы Гражданской войны, и в годы коллективизации; когда людей целыми семьями выселяли в Сибирь. Есть примеры об этом и в нашей родословной, о чем смотрите в следующих очерках. Но все же перед 2-ой Мировой войной это было большое село с населением более 500 человек. Большие потери среди земляков произошли в годы ВОВ и после неё. На войне погибло более 80 человек, а в селе люди умирали от непосильного труда без выходных и отпусков, и от голода. Ведь весь урожай с колхоза забирали на фронт, люди кормились урожаем со своих участков, на которых можно было работать только поздними вечерами и ночами. Это я пишу по рассказам моей мамы, прошедшей все эти тяготы.

Все же к концу 50-х в начале 60-х село Шыладор стало потихоньку подниматься с колен. Это я уже вспоминаю свое детство. Тогда в селе помимо колхоза, был еще и лесопункт. В колхозе была хорошая организация труда и дисциплина. Держали много разной скотины; помимо коров и лошадей, еще и свиней, и овец, и кур. Выращивали большой урожай овощей и, забытые ныне, зерновые культуры. Ближайшие поля колосились рожью и овсом, убирали их комбайном. За труд получали часть урожая по «трудодням» и это позволяло содержать много домашней скотины. В лесопункте работала примерно половина местных жителей, были и приезжие - «вербованные». Там получали хорошую зарплату. В селе было очень многолюдно, в клубе на обоих киносеансах; детском и взрослом, набиралось полный зал зрителей. Часто приезжали профессиональные артисты из Сыктывкара, а своя самодеятельность на каждый праздник готовила представления. В общем, жизнь кипела…

А начала угасать только по вине тогдашних вышестоящих властей. В начале 60-х годов ими было нанесено два мощных удара по счастливому развитию села. Во-первых; закрыли местный лесопункт, и жители села, работавшие там и привыкшие получать за свой тяжелый труд хорошую зарплату, стали переезжать со своими семьями в соседние поселки. Население Шыладора, после этого, уменьшилось сразу наполовину. Во-вторых; закрыли местный колхоз, открыв вместо него отделение Палевицкого совхоза. Всю скотину пустили под нож, оставив на откорм только телят. В совхозе тоже стали платить зарплату, но намного меньше чем в лесопунктах. Кроме того, при переоформлении колхоза в совхоз, обманули пенсией ветеранов, создававших колхоз и работавших там, в трудные военные годы. Они по возрасту и по здоровью не вступили в совхоз, и государство стало им платить нищенскую минимальную пенсию в 14 рублей. Мол, вы всю жизнь работали не на государство, а на колхоз, пусть колхоз вам и платит. Так что, государство не только в наше смутное время перехода к капитализму, но и тогда при коммунистах, выезжало и до сих пор выезжает на простых людях.

Молодежь, видя полную неперспективность родного села, перестала возвращаться после получения специальности домой, устраивая свою жизнь в городах и в лесных поселках. Много людей в то время уехало на строительство Сыктывкарского ЛПК, где можно было тогда быстро получить благоустроенное жилье. Концу 70-х годов прошлого века, в результате всего этого село опустело. Старые люди вышли на пенсию, молодежь уехала, кто куда, несколько семей со своими домами переехали в Палевицы и в Часово. Дошло дело до закрытия отделения совхоза, так как некому стало работать. Тогда, брошенные сельхозугодия, с таким трудом разработанные нашими предками, взял в аренду Сыктывкарский ЛПК. Планы возрождения села были радужные, и многое делалось; строили дорогу с твердым покрытием, возводили дома-коттеджи и сельскохозяйственные постройки, успешно работало подсобное хозяйство СЛПК. К слову, я в одно время тоже принимал в этом активное участие, работая мастером ремонтно-строительного треста СЛПК в своей родной деревне.

Но опять властями был нанесен теперь уже третий удар по возрождению деревни. Началась перестройка. СЛПК в период финансовой неразберихи начала 90-х годов, стало трудно поддерживать развитие непрофильной отрасли, и итог печальный. В данный момент в Шыладоре находится учебно-практический участок Эжвинской школы-интерната. Выпускники этого интерната устраиваются туда же жить и работать. И им, приезжим, безразлична история деревни и традиции наших предков.

А природа вокруг замечательная! Сам Шыладор стоит на горе, откуда хорошо видны зеленые луга и чистая река Пожег. Асфальтовая дорога доходит до самой деревни. Многие выходцы с этих мест, строят дачи на родных подворьях и проводят там лето, обихаживая посадки на участках, собирая грибы и ягоды, которых в лесах изобилие. Может, пора и другим землякам задуматься, хотя бы о таком возрождении Шыладора?







Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет