Программа факультативных занятий для X классов учреждений общего среднего образования



жүктеу 175.46 Kb.
Дата30.03.2019
өлшемі175.46 Kb.
түріПрограмма

Научно-методическое учреждение

«Национальный институт образования»

Министерства образования Республики Беларусь

МУЗЫКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ МИРА. ФРАНЦИЯ

Программа

факультативных занятий для X классов

учреждений общего среднего образования

Автор: Е. М. Гороховик, кандидат искусствоведения, доцент

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа входит в серию программ под общим названием «Музыкальные культуры мира» для классов с изучением учебных предметов (иностранный язык) на повышенном или углублённом уровнях. Программа направлена на изучение музыкального искусства Франции в общекультурном и общехудожественном контексте и призвана сформировать у учащихся целостное представление о культуре той страны, язык которой они изучают. Таким образом, программа имеет как общеобразовательную, так и специальную дидактическую направленность.

Актуальность данной программы, так же, как и всего цикла программ «Музыкальные культуры мира», обусловлена возрастающей значимостью воспитания специалиста, имеющего широкую общехудожественную и специальную эрудицию и способного профессионально ориентироваться в процессах, происходящих в современном мире.



Главная цель факультативных занятий – повысить уровень общей и специальной компетентности выпускников классов с изучением французского языка на повышенном или углубленном уровнях.

Задачи факультативных занятий:

– ознакомить учащихся с основными этапами исторического развития французской музыки в связи со спецификой исторических и общекультурных факторов развития франкоговорящих народов;

– дать представление о творчестве ведущих французских композиторов;

– представить шедевры французской музыки, ставшие классикой.

Выпускники классов с изучением учебных предметов на повышенном или углублённом уровнях должны иметь представление о специфике французской музыкальной культуры и ее основных явлениях. Будучи в своей последующей профессиональной деятельности востребованы в самых разных областях – от туристического бизнеса до дипломатической работы, они должны осуществлять ее на необходимом уровне компетентности. Знания о музыкальном искусстве страны в этом ряду весьма актуальны.

Содержание программы обширно и охватывает сквозным образом все исторические эпохи – от зарождения культуры франкоговорящих народов Европы до музыкального искусства Франции ХХ-ХХI столетия. Программа рассчитана на 35 часов. Выбор тем, разделов и аспектов их изучения осуществляется по усмотрению учителя.

Музыкальный материал для демонстрации подбирается учителем из числа рекомендуемых произведений в соответствии с темой и направленностью занятия. Основная форма проведения занятий – лекционно-практическая (рассказ учителя с показом музыкальных произведений); возможна также организация выступлений учащихся с самостоятельно подготовленными докладами по темам курса. Дополнением к аудиторным занятиям может стать коллективное посещение концертов, оперных и балетных спектаклей, а также более подробное самостоятельное прослушивание учащимися рекомендуемых музыкальных сочинений.

Итоговый контроль может быть организован по выбору учителя в форме заключительной дискуссии (конференции), написания реферата с последующим его обсуждением, создания мультимедийной презентации по одной из тем и т.д.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА


№ п.п

Тема занятия

Количество часов

1.

Введение. Генезис французской музыкальной культуры и ее древнейшие традиции.

Музыкальная культура франкоговорящих народов в эпоху средневековья (V-XIV вв.).




2

2.

Развитие французской музыкальной культуры в эпоху Возрождения (XV – начало XVII вв.)


4

3.

Французская музыкальная культура XVII – XVIII вв.


8

4.

Музыкальная культура Франции XIX века


10

5.

Музыкальная культура Франции ХХ века


11

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА




  1. Введение. Генезис французской музыкальной культуры и ее древнейшие традиции

Значение галло-римской культуры как основы формирования музыки франкоговорящих народов Европы. Истоки французской музыки, восходящие к музыкальным традициям кельтских, галльских и франкских племен. Существенная роль музыки в жизни, быту, религиозной обрядности. Формирование жанров народно-песенного и танцевального искусства, их специфика.





  1. Музыкальная культура франкоговорящих народов в эпоху средневековья (V-XIV вв.)

Развитие церковной музыки, получившей распространение вместе с христианством. Влияния местной культуры на традиции церковного музицирования. Ранние гимнотворческие традиции (Иларий из Пуатье, ок. IV в.), складывание локальных форм литургии (галликанская песнопевческая школа). Вытеснение галликанских форм литургии грегорианскими, распространение грегорианского хорала как основы богослужения (VIII-XI вв.). Деятельность на территории Франции и Швейцарии монастырей и аббатств (Сен-Дени под Парижем, Сен-Марсьяль в Лиможе, Клюни в Бургундии, Сент-Галлен в Швейцарии и др.) – центров развития церковной (профессиональной) музыкальной культуры.

Антигрегорианские тенденции в церковной музыке, начиная с IX века, формирование новых типов культового музицирования (секвенции, тропы, литургическая драма). Ранние формы многоголосия (органум), складывавшиеся на территории Франции.

Зарождение основ придворного музицирования в эпоху Каролингов (751-987 гг.). «Каролингский ренессанс» в культуре и музыкальном искусстве.

Творчество бродячих музыкантов (жонглеры), их роль в распространении и развитии демократических тенденций в музыкальной культуре. Инструментарий и инструментальное музицирование. Менестрели и труверы – представители рыцарской и городской музыкальной культуры. Развитие провансальской позднесредневековой культуры трубадуров (XI-XIII вв.) и место в ней музыки. Формирование и активное развитие нового, внецерковного типа музыкального профессионализма. Жанры светской музыки позднего средневековья: пастурель, альба, сирвент, виреле, рондо, лэ и др.

Рост городской культуры в XII-XIII в. и широкое развитие традиций городского музицирования. Адам де ла Аль и его «Игра о Робене и Марион» (ок. 1283 г.).

Важнейшая роль Парижа как культурного центра и «законодателя мод» в искусстве в XIII веке (правление Людовика IX). Новый «лучистый» стиль в церковной архитектуре (собор Сен-Дени, Нотр-Дам-де-Пари, Сент-Шапель, позже – собор в Страсбурге). Расцвет искусства церковной рукописной миниатюры. Основание парижского университета и связанный с этим рост музыкального профессионализма, укрепление роли музыки как одного из ведущих искусств. Париж – центр позднесредневековой музыкальной культуры. Собор Нотр-Дам-де-Пари как центр церковной музыкальной культуры Франции. Певческая школа собора Нотр-Дам и расцвет в XII-XIII вв. церковного многоголосия. Жанры кондукта и мотета.

Эпоха ars nova во французском музыкальном искусстве (1-я половина XIV в.). Творчество Филиппа де Витри и Гийома де Машо.


Музыкальный материал.

Аноним. L’homme armée.

Перотин. Органум.

Гийом де Машо. Месса Nostre Dame.

Гийом де Машо. Виреле De tout sui si confortee.



  1. Развитие французской музыкальной культуры в эпоху Возрождения (XV – начало XVII вв.)

Социально-историческое и культурное развитие Франции после Столетней войны. Ренессанс во Франции и его развитие в литературе и живописи. Объединение Франции в конце XV в. и утверждение ренессансных идей во французской культуре и музыкальном искусстве. Концентрация придворной музыкальной жизни в Париже. Основание Академии поэзии и музыки (1570 г.) и деятельность «Плеяды семи поэтических светил». Творчество П. Ронсара и Ф. Рабле.

Деятельность представителей нидерландской (франко-фламандской) школы полифонистов (Ж. Беншуа, Г. Дюфаи, Жоскен Депре) и ее влияние на развитие ренессансного полифонического стиля во Франции.

Жанр французской полифонической шансон и отражение в нем черт французского ренессансного музыкального стиля. Творчество К. Жанекена.

Рост значения инструментальной музыки. Французская лютневая школа XVI века.

Музыкальный материал (по выбору преподавателя)

Король Наваррский. Благоговейная песнь в честь св. Марии

Французская светская музыка XVI в.:

П. Аттеньян: Семь танцев.

Павана.

Бранль. Гальярда. Павана. Гальярда.



Basse dance «La scarpa my faict mal»

Гальярда. Basse dance. Гальярда. Павана

Павана. Chanson

А. де Бертран: Hastez vous, petite folle

Jamais on n’a que tristesses

Vivons, mignarde, en noz amours

Sommeilles vous, ma belle Amore

Beauté qui, sans pareille, as des hautz cieux

Cest humeur vient de mon oeil

К. Жервез: Basse dance

Английская павана и гальярда.

Аллеманда.

Жоскен Депре: Jen e me puis tenir d’aimer

Regretz sans fin

Se congié prens

Alléegez moy

Mille regrets

Cueurs desolez par toute nation

Petite camusette

К. Жанекен: Битва.

Пение птиц

Образцы французской лютневой музыки эпохи Ренессанса:

Старинный французский танец «Турдьон»

Д. Готье. Гавот

Ж. А. Баиф. Пастурелла

П. Аттеньян. Basse dance «Sanserre»

А. Руа. Passemezze

Р. Баллар. Деревенские хороводы

Ж. Безар. Танец


  1. Французская музыкальная культура XVII – XVIII вв.

Барокко и классицизм во французской музыкальной культуре XVII – XVIII вв. «Эпоха Людовика XIV» и ее воплощение в разных областях искусства. Французская барочная архитектура и ее влияние на европейские традиции (Версаль). 1661 г. – открытие Академии живописи и скульптуры, в 1666 г. – Академии наук, в 1671 г. – Академия архитектуры. 1662 г. – образовывается Королевская мануфактура, производство гобеленов, ковров, ювелирных изделий, мебели, предметов роскоши. Французская живопись: творчество Н. Пуссена, К. Лоррена, Ш. Лебрена. Французское рококо и его представители в живописи: А. Ватто, Ж.-Б. С. Шарден, Ж.-Б. Грёз, Ж.-О. Фрагонар. Значение Франции как общеевропейской «законодательницы мод» в политике и культуре этого периода.

Развитие музыкальной культуры. Открытие в 1661 году Королевской академии танца, в 1672 году – Королевской академии музыки («Гранд опера»). Французский музыкальный театр и творческая деятельность Жана Батиста Люлли (1632-1687). Созданные им на основе изучения традиций французского театра жанры комедии-балета, оперы-балета и французской лирической трагедии. Формирование в его инструментальном творчестве типа французской оперной увертюры.

Развитие во Франции инструментальных школ XVII – 1-й половины XVIII: лютневой, клавесинной. Школа французских клавесинистов и ее представители. Творчество Ф. Куперена (1668-1733).

Музыкально-театральное творчество Жана-Филиппа Рамо (1683-1766) и дальнейшее развитие традиций французского музыкального театра.

Формирование в середине XVIII века под влиянием итальянской оперы буффа жанра французской комической оперы (первый образец – пастораль Ж.-Ж. Руссо «Деревенский колдун», 1752 год). «Война буффонов». Музыкально-просветительская деятельность французских энциклопедистов (Д. Дидро, Ф. М. Грима), Ж.-Ж. Руссо, их литературно-критические и эстетические работы, посвященные проблемам музыкального искусства.

Парижский период творчества К. В. Глюка и его реформаторские идеи, претворенные на французской сцене. Борьба «глюкистов» и «пиччинистов».

Музыкальная жизнь Парижа накануне Великой французской революции (А. Филидор, Ф. Ж, Госсек). Основание в 1795 г. Парижской консерватории.

Музыка во Франции периода Великой французской революции. Возникновение новых массовых синтетических жанров искусства, роль в них музыки. Оперное творчество Л. Керубини и Г. Спонтини, отражение в нем идей и духа эпохи. Формирование жанра «оперы спасения».
Музыкальный материал (фрагменты по выбору преподавателя).

Ж.-Б. Люлли. Балеты «Ballet de la Nuit», «Ballet des Saisons»

Музыка к пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве»

Лирические трагедии «Тезей», «Атис», «Персей», «Ариадна»

Ж.-Ф. Рамо. Лирические трагедии «Ипполит и Арисий»

«Кастор и Поллукс»

«Галантная Индия»

комедия-балет «Платея»

кантаты «Орфей», «Верный пастух»

пьесы для клавесина «Курица», «Тамбурин», сюиты

Ф. Куперен. Сочинения для клавесина «Любимая», «Галантная», «Нежная», «Жнецы».

«Королевские концерты»





  1. Музыкальная культура Франции XIX века

Политическая события во Франции XIX века и их отражение в культурной и музыкальной жизни. Романтизм во французской художественной культуре. Париж – центр развития романтизма. Парижский театр, его значение как провозвестника новых идей; творчество В. Гюго. Французская литература и живопись эпохи романтизма: А. Мюссе, Ж. Санд, Э. Делакруа.

Французский музыкальный театр, его эстетика. Формирование в 30-е – 40-е годы XIX века жанра большой оперы, его представители. Оперное творчество Дж. Мейербера.

Гектор Берлиоз (1803-1869) – наиболее яркий представитель французского музыкального романтизма 1-й половины XIX века. Программный симфонизм Берлиоза. Берлиоз – дирижер и музыкальный критик.

Париж – крупнейший центр европейской музыкальной культуры. Деятельность Дж. Россини, Ф. Листа, Ф. Шопена. Основание в 1828 г. «Общества концертов Парижской консерватории», пропаганда современного симфонического творчества.

Музыкальная жизнь Франции периода Второй империи (1852-1870). Развитие и преобладание в музыкальной культуре легких жанров. Парижская оперетта в творчестве Ж. Оффенбаха. Жанр лирической оперы и творчество Ш. Гуно. Развитие жанра балета (Л. Делиб).

Оперное творчество Ж. Бизе (18138-1875). Опера «Кармен» как вершина творчества композитора, одна из крупнейших лирико-психологических реалистических драм в опере XIX века.

Продолжение развития традиций жанра лирической оперы в творчестве Ж. Массне (1842-1912).

Развитие французского симфонизма во второй половине XIX века. Основание Национального музыкального общества (1871 г.) по инициативе К. Сен-Санса, целью которого стала пропаганда и популяризация французской музыки. Симфоническое творчество К. Сен-Санса и С. Франка.


Музыкальный материал (фрагменты по выбору преподавателя).

Г. Берлиоз: «Фантастическая симфония», «Гарольд в Италии». «Реквием».

Ш. Гуно: «Фауст»

Ж. Бизе: «Кармен», музыка к драме А. Доде «Арлезианка»

Л. Делиб: «Коппелия»

Ж. Массне: «Манон»

Ж. Оффенбах: оперетты «Орфей в аду», «Прекрасная Елена», «Перикола»

К. Сен-Санс: концерт для фортепиано с оркестром №2, симфоническая поэма «Пляска смерти», опера «Самсон и Далила»

С. Франк: симфония ре-минор.


  1. Музыкальная культура Франции ХХ века

Процессы развития французской музыки рубежа XIX – веков и их своеобразие, связанное со спецификой культуры Франции этого периода.

Французский музыкальный импрессионизм, его связь с изобразительным искусством, литературой, театром. Эстетика и стилистика музыкального импрессионизма.

Клод Дебюсси (1862-1918) – основоположник французского музыкального импрессионизма. Основные этапы его творческого пути. Творчество Дебюсси и его связь с эстетикой французского искусства прошедших эпох и начала ХХ века.

Сущность музыкального мышления Дебюсси. Основные жанровые сферы его творчества. Симфонические произведения («Послеполуденный отдых фавна», «Ноктюрны») и развитие традиций французской музыки. Фортепианные сочинения (Прелюдии). Опера «Пеллеас и Мелизанда» как образец символистской музыкальной драмы.

Влияние творчества Дебюсси на музыкальное искусство ХХ века.

Морис Равель (1875-1937) и его роль в развитии французской музыки ХХ века. Стилевая разнонаправленность и многогранность творчества композитора. Ведущие жанровые сферы творчества (музыка для фортепиано, симфонические произведения, оперы, балеты). «Болеро».

Новые тенденции в развитии французской музыки после Первой мировой войны. Возникновение творческого объединения «Шести». Роль И. Стравинского, Э. Сати, Ж. Кокто в его формировании. Антиромантическая, антиимпрессионистская направленность творчества его представителей, интерес к возрождению французских традиций в музыкальном искусстве. Распад группы к концу 20-х гг.



Артур Онеггер (1892-1955) – один из ведущих мастеров современной французской музыки. Симфоническое и оперно-ораториальное творчество. Эстетические взгляды Онеггера в его книге «Я – композитор».

Дариус Мийо (1892-1974) и его творчество. Универсализм творческих интересов, новаторство в области стиля и музыкального языка. Творческая эволюция. Оперное и балетное творчество.

Франсис Пуленк (1899-1963) и его вклад во французскую музыку. Инструментальное и оперное творчество.

Новые тенденции в развитии французской музыки 2-й половины ХХ века.



Оливье Мессиан (1908-1992) – ведущий мастер современной французской музыки, композитор, педагог, композитор. Преобладание в его творчестве религиозных концепций («Три маленькие литургии на Божественное присутствие», «Двадцать взглядов на младенца Иисуса Христа»). Интерес к экзотике, культурам различных регионов мира. Связь творчества Мессиана с традициями французской музыкальной культуры. Разнообразие жанров творчества.

Музыкальная культура Франции во 2-й половине ХХ века. Авангардные направления во французской музыке: сериализм, пуантилизм, конкретная и электронная музыка, алеаторика. Творчество П. Булеза, П. Шеффера, Я. Ксенакиса.


Музыкальный материал (фрагменты по выбору преподавателя).

К. Дебюсси: произведения для симфонического оркестра «Послеполуденный отдых фавна», «Ноктюрны», «Море»

прелюдии для фортепиано «Паруса», «Девушка с волосами цвета льна», «Затонувший собор», «Шаги на снегу», «Менестрели» (5-6- на выбор)

опера «Пеллеас и Мелизанда» (фрагменты)

М. Равель: оперы «Испанский час», «Дитя и волшебство» (фрагменты)

Балет «Дафнис и Хлоя» (2-я сюита)

Сочинения для оркестра «Вальс», «Болеро», «Испанская рапсодия»

Сочинения для фортепиано «Матушка-гусыня», «Игра воды», «Ночной Гаспар», Сонатина.

А. Онеггер: симфонии №№ 2, 3; оратория «Жанна д’Арк на костре»

Ф. Пуленк: опера «Человеческий голос», кантата «Лик человеческий», Фортепианные миниатюры

Камерно-вокальные сочинения

Д. Мийо: фортепианная сюита «Скарамуш», балет «Сотворение мира»

О. Мессиан: квартет «На конец времени»

Симфония «Турангалила»

«Три маленькие литургии на Божественное присутствие»

Сочинения для фортепиано «Двадцать взглядов на младенца Иисуса Христа», «Экзотические птицы», «Каталог птиц»


Требования к подготовке учащихся

В результате изучения курса у учащихся должны сформироваться целостные представления о музыкальной культуре Франции в ее исторической перспективе, наиболее ярких и значимых явлениях французского музыкального искусства, творчестве известных французских композиторов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебники, учебные пособия, справочные и энциклопедические издания.


  1. Грубер Р. История музыкальной культуры: В 2 т. М.; Л., 1941-1959.

  2. Грубер Р. Всеобщая история музыки/ 3-е изд. М., 1965.

  3. Музыкальная энциклопедия: В 6 т. М,, 1973-1982.

  4. Музыкально-энциклопедический словарь. М., 1990.

  5. Музыка ХХ века: Очерки: В 2 ч. М., 1976-1986.

  6. Зарубежная музыка ХХ века: Материалы и документы. М., 1975.

  7. История зарубежной музыки: В 5 т. М,, 1976-1988.

  8. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 г.: В 2 кн. М., 1982-1986.


По II разделу.

  1. Сапонов М. Музыкальное искусство европейских менестрелей. М., 1992.

  2. Традиция в истории музыкальной культуры: Античность. Средневековье. Новое время: Сб. науч. трудов. Л., 1989.


По III разделу.

  1. Евдокимова Ю., Симакова Н. Музыка эпохи Возрождения. М., 1985.

  2. Конен В. Этюды о зарубежной музыке. М., 1968.

  3. Ренессанс. Барокко. Классицизм: Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII веков. М., 1966.

  4. Симакова Н. Вокальные жанры эпохи Возрождения. М., 1985.


По IV разделу.

  1. Аламбер Ж. д’. О свободе музыки//Музыкальная эстетика Западной Европы XVII – XVIII вв. М., 1971.

  2. Брянцева В. Жан Филипп Рамо и французский музыкальный театр. М., 1981.

  3. Брянцева В. Французская комическая опера XVIII в. М., 1985.

  4. Дидро Д. Племянник Рамо. Монахиня. Жак-фаталист. М., 1973.

  5. Друскин М. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI-XVIII веков. Л., 1960.

  6. Малиньон Ж. Ж. Ф. Рамо. М., 1983.

  7. Ренессанс. Барокко. Классицизм: Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII веков. М., 1966.

  8. Разумовская В. Комедии-балеты//Литература и музыка: Сб. ст. Л., 1983.

  9. Розеншильд К. Музыка во Франции XVII – начала XVIII вв. М., 1979.

  10. Руссо Ж.-Ж. Письмо о французской музыке. М., Л., 1959.


По V разделу.

  1. Асафьев Б. Ц. Франк// Асафьев Б. Об опере. Л., 1976.

  2. Берлиоз Г. Мемуары. М., 1967.

  3. Брюно А. Влияние Берлиоза на современную музыку//Статьи и рецензии композиторов Франции: Конец XIX – начало XX вв.: Сб. ст. Л., 1972.

  4. Валенси Т. Берлиоз. М., 1969.

  5. Гейне Г. Письма о французской сцене: Письмо 9//Собр. соч.: В 10 т. Т. 7. М., Л., 1958.

  6. Кремлев Ю. К. Сен-Санс. М,, 1970.

  7. Обрам В. Берлиоз Г.: Краткий очерк жизни и творчества. Л., 1964.

  8. Рогожина Р. С. Франк. М., 1969.

  9. Слонимский И. Драматургия балетного театра XIX века: Очерки, либретто, сценарии. М,, 1977.

  10. Соллертинский И. Г. Берлиоз//Соллертинский И. Исторические этюды. Л., 1963.

  11. Соллертинский И. Дж. Мейербер//Там же.

  12. Соллертинский И. Ж. Оффенбах//Там же.

  13. Соллертинский И. «Кармен» Бизе//Там же.

  14. Федосова Э. «Фауст» Гуно. М., 1966.

  15. Хохловкина А. «Арлезианка» Бизе. М., 1957.

  16. Хохловкина А. Берлиоз. М., 1960.

  17. Хохловкина А. Ж. Бизе. М., 1957.

  18. Юзефович В. Симфония «Гарольд в Италии» и ее автор. М., 1972.


По VI разделу.

  1. Алексеев А. Французская музыка конца XIX – начала ХХ века. М., 1961.

  2. Альшванг А. Произведения К. Дебюсси и М. Равеля. М., 1963.

  3. ХХ век: Зарубежная музыка: Очерки. Документы. Вып. 1-2. М., 1995.

  4. Дебюсси и музыка ХХ века: Сб. статей. Л., 1983.

  5. Дебюсси К. Статьи. Рецензии. Беседы. М., Л., 1964.

  6. Друскин М. О западноевропейской музыке ХХ века. М., 1973.

  7. Дюмениль Р. Современные композиторы группы «Шести». Л., 1964.

  8. Егорова Б. О некоторых тенденциях в тематике французской оперы ХХ века (10-20-е годы) // Музыка и современность. Сб. статей. Вып. 10. Составление и общая ред. Д. В. Фишмана. М. 1976.

  9. Екимовский В. Оливье Мессиан: Жизнь и творчество. М., 1987.

  10. Житомирский Д. К изучению западноевропейской музыки ХХ века//Современное западное искусство: Сб. ст. М., 1971.

  11. Житомирский Д., Леонтьева О., Мяло К. Западный музыкальный авангард после Второй мировой войны. М., 1989.

  12. Зарубежная музыка ХХ века: материалы и документы. М., 1975.Из истории зарубежной музыки: Сб. ст.: В 4 вып. Вып. 1. М., 1971; Вып. 2. М., 1977.

  13. Кокорева Л. Дариус Мийо: жизнь и творчество. М., 1985.

  14. Крейн Ю. Симфонические произведения Клода Дебюсси. М.: ГМИ, 1962.

  15. Кремлев Ю. Клод Дебюсси. М.,1965.

  16. Лонг М. За роялем с Дебюсси/Пер. с фр. Ж. Грушанской. М., 1985.

  17. Мартынов И. Клод Дебюсси. М., 1967.

  18. Мартынов И. Морис Равель. М., 1979.

  19. Медведева И. Франсис Пуленк. М., 1969.

  20. Мелик-Пашаева К. Пространство и время в музыке и их преломление во французской традиции / Проблемы музыкальной науки. Сб. статей. Вып. 3. М., 1975.

  21. Мелик-Пашаева К. творчество О. Мессиана. М., 1987.

  22. Музыка ХХ века: Очерки: В 2 ч. М., 1977-1987.

  23. Онеггер А. Я – композитор. М., 1963.

  24. Павчинский С. Симфоническое творчество Онеггера. М., 1972.

  25. Пуленк Ф. Я и мои друзья. Л., 1977.

  26. Равель в зеркале своих писем/Пер. с франц.: Сост. М. Жерар, Р. Шалю. Л., 1988.

  27. Смирнов В. Морис Равель и его творчество. Л., 1981.

  28. Филенко Г. Французская музыка первой половины ХХ века: Очерки. Л., 1983.

  29. Хохловкина А. Жорж Бизе. М., 1953.

  30. Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. Пер. с польского. М., 1978.

Каталог: images -> 2016
2016 -> Мањѓыстау облысы
2016 -> Бюджеттік баєдарламаларды (кіші баєдарламаларды) јзірлеу жјне бекіту (ќайта бекіту) ќаєидаларын жјне олардыѕ мазмўнына ќойылатын талаптарды бекіту туралы
2016 -> Календарь
2016 -> Методические рекомендации для педагогов. Введение (1 ч) Факультативный курс «По странам и континентам»
2016 -> Учебная программа по учебному предмету «Искусство» ( отечественная и мировая художественная культура) для VIII класса
2016 -> Исключить из перечня статьи, явно указывающие на другой иностранный язык


Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет