Программа исполнения музыкальных произведений на инструменте должна состоять из трех произведений, демонстрирующих уровень общего музыкального развития и технического владения исполнительскими приемами на инструменте



Дата20.04.2019
өлшемі206.5 Kb.
#105269
түріПрограмма


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1. Настоящая программа дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности составлена в соответствии с Правилами приема в ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П. И. Чайковского», ежегодно утверждаемыми ректором института.

    2. Прием на основную образовательную программу (ООП) подготовки специалиста осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующих требованиям к выпускникам ООП среднего профессионального образования по специальностям в области музыкального искусства.

    3. При приеме по специальности 53.05.01 Искусство концертного исполнительства Концертные народные инструменты проводятся дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, которые включают в себя экзамены:

  • специальность (исполнение программы, коллоквиум);

  • теория музыки (сольфеджио – письменно и устно, гармония – письменно и устно).

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ И (ИЛИ) ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

2.2. Исполнение программы по специальности.

2.2.1. Программа исполнения музыкальных произведений на инструменте должна состоять из трех произведений, демонстрирующих уровень общего музыкального развития и технического владения исполнительскими приемами на инструменте.

2.2.2. К содержанию программы предъявляются следующие требования:

БАЯН, АККОРДЕОН:



  • полифоническое произведение;

  • произведение крупной формы (соната, сюита, вариации);

  • произведение по выбору.

БАЛАЛАЙКА, ГИТАРА, ДОМРА:

  • произведение крупной формы (соната, концерт, вариации);

  • произведение кантиленного характера;

  • произведение по выбору.

2.2.3. Примерные вступительные программы по инструментам:

БАЯН, АККОРДЕОН



  • И.Бах Прелюдия и фуга ре минор, ХТК, II том;

  • В.Золотарев Соната №2, II-III части;

  • Е. Дербенко Обработка русской народной песни «Ах, вы сени, мои сени».

ДОМРА

  • А. Вивальди Концерт для скрипки ля минор, I часть;

  • М. Балакирев Экспромт;

  • А. Цыганков «Гусляр и скоморох».

БАЛАЛАЙКА:

  • В. Веккер Концерт для балалайки с оркестром, I часть;

  • Ю. Клепалов Баллада о русской женщине;

  • А. Шалов Обработка русской народной песни «Эх, сыпь, Семен».

ГИТАРА

  • Ф. Сор Вариации на тему В.Моцарта;

  • С. Руднев «По Муромской дорожке»;

  • В. Козлов Токката «Формула - I».

2.2.4. В критерии оценки исполнения программы на инструменте на вступительном испытании входят:

  • яркость и убедительность трактовки сочинения, сочетание технического мастерства с музыкальностью и артистизмом;

  • владение различными техническими приемами игры на инструменте, разнообразными приемами и средствами художественной выразительности (динамика, фразировка);

  • владение навыками полифонического мышления;

  • владение основными приемами кантилены;

  • виртуозность.

«Отлично» (80-100 баллов): безупречное стабильное исполнение произведений, понимание стиля и художественного образа; музыкальность и артистизм; виртуозность и свобода исполнительского аппарата.

«Хорошо» (50-79 баллов): хорошее исполнение произведений; понимание стиля и художественного образа; исполнение произведений с некоторыми техническими, штриховыми, артикуляционными неточностями.

«Удовлетворительно» (30-49 баллов): недостаточные навыки понимания стиля и художественного образа сочинений; слабая техническая подготовка, отсутствие свободы игрового аппарата; исполнение произведений с техническими, штриховыми, артикуляционными и интонационными неточностями.

«Неудовлетворительно» (менее 30 баллов): беспомощность в выражении художественно-эмоционального строя произведения; неумение выстроить форму сочинения; множество грубых технических ошибок; зажатость исполнительского аппарата.

2.3 Коллоквиум.

2.3.1. Коллоквиум представляет собой собеседование, выявляющее общекультурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание музыкальной литературы отечественных и зарубежных композиторов, литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, инструментов народного оркестра, владение навыками чтения нот с листа.

2.3.2. Тематика вопросов по коллоквиуму должна выявлять знания по следующим направлениям музыкального исполнительства на народных инструментах:



  • История русских народных инструментов.

  • История народно-инструментального исполнительства (баян, домра, балалайка).

  • Творческий и жизненный путь композиторов, сочиняющих музыку для народных инструментов.

  • Наиболее известные народно-инструментальные ансамбли и оркестры народных инструментов.

  • Становление и развитие народно-оркестрового дирижерского искусства, наиболее яркие его представители.

  • Характеристика инструментов народного оркестра (строй, диапазон, исполнительские возможности).

  • Наиболее представительные конкурсы исполнителей на народных инструментах, имена лауреатов.

  • Основные художественные направления и их представители в смежных областях искусства (ХIХ – ХХ вв.).

  • Симфонические и оперные сочинения разных эпох и стран, включая сочинения ХХ века.

  • Наиболее известные творческие коллективы и их руководители (отечественные, в том числе коллективы и музыканты Южного Урала, а также зарубежные различные по составу ансамбли и оркестры).

  • Выдающиеся исполнители отечественных и зарубежных школ (фортепиано, смычковые инструменты, сольное пение, дирижирование).

  • Исполнительский анализ произведения из программы вступительных испытаний (по выбору комиссии).

2.3.3.В критерии оценки ответа на коллоквиуме входят:

  • полнота и точность ответов на вопросы;

  • собственный взгляд на вопросы народно-инструментального искусства;

  • умение грамотно и логически выстроить свой ответ;

  • знание фактов, имен, событий в области народно-инструментального искусства;

  • навыки чтения с листа.

«Отлично» (80-100 баллов); четкие, правильные ответы на вопросы комиссии. Разносторонние интересы абитуриента. Знание основных моментов истории народно-инструментального искусства. Яркая, эмоциональная речь. Отличные навыки чтения с листа.

«Хорошо» (50-79 баллов): на вопросы комиссии ответы даются правильные, но с некоторыми неточностями; знание истории исполнительского искусства, в целом, хорошее, но, но есть пробелы по фактам, именам, событиям; чтение с листа на хорошем уровне.

«Удовлетворительно» (30-49 баллов): отсутствие собственной позиции в ответах на вопросы комиссии; много неточностей по фактам и событиям в истории исполнительства на народных инструментах; чтение с листа неуверенное, с многочисленными остановками.

«Неудовлетворительно» (менее 30 баллов): слабо развит профессиональный кругозор в области народно-инструментального искусства; поверхностные знания в области литературы и искусства в целом; чтение с листа слабое.

3.ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ.

3.1. До начала вступительных испытаний по специальности абитуриенты имею право на консультацию с преподавателем (членом предметной экзаменационной комиссии) по своему исполнительскому профилю (вид инструмента). На консультации определяется окончательный вариант исполняемой программы, даются рекомендации абитуриенту по качеству её исполнения. Преподаватель знакомит абитуриента с тем кругом вопросов, которые содержатся в тематике коллоквиума.

3.2. Вступительные испытания по специальности проводятся по расписанию и начинаются с исполнения концертной программы. Порядок выступления абитуриентов определяется предметной экзаменационной комиссией и вывешивается на доску объявлений на день до начала вступительных испытаний. Коллоквиум проводится в соответствии с расписанием вступительных испытаний в том же порядке что и исполнение концертной программы.

3.3. Результаты (баллы за исполнение программы, коллоквиум, средний балл) оглашаются по окончании вступительных испытаний и заносятся в Экзаменационный лист.

4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕОРИИ МУЗЫКИ

4.1. Вступительное испытание по теории музыки состоит из двух разделов, включающих сольфеджио и гармонию.

4.2. Форма экзамена:



  • сольфеджио – письменно и устно;

  • гармония – письменно и устно.

4.3. Сольфеджио (письменно) – запись двухголосного диктанта. Интонационные сложности диктанта могут заключаться в наличии хроматизмов, отклонений, модуляции в I степень родства. Время написания диктанта - 25 минут при 10 проигрываниях.

Примерная трудность: Б. Алексеев, Дм. Блюм «Систематический курс музыкального диктанта», II изд., М., 1976, № 611) или фрагмент музыкального произведения с явной функциональной гармонической основой (возможны элементы мелодизации басового голоса).

4.4. Сольфеджио (устно) – ответ по билету, включающему в себя два задания:



  • определение на слух однотональных и модулирующих в родственные тональности построений, с возможными отклонениями;

  • пение с листа одноголосной мелодии в мажоре или миноре с хроматическими (альтернационными) изменениями ступеней, возможными отклонениями и модуляцией в родственные тональности, в простых и сложных размерах, с различными ритмическими трудностями.

Примерная трудность: А. Агажанов «Курс сольфеджио», вып. I, № 535.

4.5. Гармония (письменно) – задание по гармонизации мелодии с применением всех диатонических аккордов, аккордов альтерированной субдоминанты, аккордов двойной доминанты (DD), отклонений и модуляций в тональности I степени родства. Возможно выполнение работы в варианте трехстрочной гармонизации. Время написания работы – 1,5 часа.



Примерная трудность : А. Мутли «Сборник задач по гармонии», №№ 384, 386, 417; А. Мясоедов «Задачи по гармонии», №№ 123, 126, 149.

4.6. Гармония (устно). Ответ включает в себя два практических задания:



  • Выполнение заданий на фортепиано. Игра модуляций в тональности I степени родства в форме периода или построения по схеме: показ исходной тональности – отклонение в тональность общего аккорда, модулирующий аккорд – каденционное закрепление новой тональности;

  • Гармонический анализ с листа. Примерная трудность: Л. Бетховен – сонаты; П. И. Чайковский – Времена года; М. И. Глинка, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, Г. В. Свиридов – романсы; С. С. Прокофьев – Гавоты (op. 12 № 2 или op. 25 – из Первой симфонии).

Ответы на вопросы по курсу гармонии, возможные в связи с выполнением перечисленных заданий.

4.7. Основные критерии оценки вступительных испытаний по теории музыки.

СОЛЬФЕДЖИО

«Отлично» (80-100 баллов): Диктант написан в полном объеме, в тексте диктанта нет ошибок. Допускаются неточности в плане нотной орфографии (не более 2-х). В чтении предложенных мелодий с листа и в анализе музыкальных фрагментов на слух нет ошибок: мелодико-ритмический контур примера для чтения с листа воспроизведен точно, определены тональные планы, модуляции, музыкально-стилевые особенности предложенного для анализа образца.

«Хорошо» (50-79 баллов): Диктант написан в полном объеме, в тексте диктанта допущено не более 4-х ошибок. В чтении предложенных мелодий с листа и в анализе музыкальных фрагментов на слух допускаются 2-3 ошибки: мелодико-ритмический контур примера для чтения с листа воспроизведен с небольшими искажениями, либо не точно определены тональные планы, модуляции, музыкально-стилевые особенности предложенного для анализа образца.

«Удовлетворительно» (30-49 баллов): Диктант написан в полном объеме, в тексте диктанта допущено более 4-х ошибок. В ответе содержится ряд ошибок (4-6): мелодико-ритмический контур примера для чтения с листа воспроизведен с значительными искажениями, либо не точно определены тональные планы, модуляции, музыкально-стилевые особенности предложенного для анализа образца.

«Неудовлетворительно» (менее 30 баллов): Количество допущенных в диктанте ошибок более 8, либо диктант написан не в полном объеме или не написан вообще. Количество допущенных в ответе ошибок по чтению с листа – более 7, тональные планы, модуляции, музыкально-стилевые особенности предложенного для анализа образца не определены, что свидетельствует о недостаточности профессионально-слуховых навыков абитуриента.

ГАРМОНИЯ


«Отлично» (80-100 баллов): Задача написана в полном объеме, в решении задачи нет ошибок. Допускаются неточности в плане нотной орфографии (не более 2-х). Ответ студента исчерпывающе раскрывает тему, логично выстроен, с музыкальными иллюстрациями теоретических положений раскрываемого вопроса, в игре модуляций с листа и гармоническом анализе предложенных произведений нет ошибок.

«Хорошо» (50-79 баллов): Задача написана в полном объеме, в решении задачи допущено не более 4-х ошибок. Ответ грамотный, логично выстроенный, но допущены некоторые неточности непринципиального характера. В части музыкальных иллюстраций, игры модуляций с листа и гармонического анализа предложенных произведений допущены незначительные ошибки (не более 3-х по каждой форме работы).

«Удовлетворительно» (30-49 баллов): Задача написана в полном объеме, в решении задачи допущено более 4-х ошибок. При ответе допущены некоторые неточности. В части музыкальных иллюстраций, игры модуляций с листа и гармонического анализа предложенных произведений допущены незначительные ошибки (не более 3-х по каждой форме работы, и не более 6-ти по всем видам).

«Неудовлетворительно» (менее 30 баллов): Количество допущенных в задаче ошибок более 8, либо задача решена не в полном объеме или не решена вообще. Количество допущенных в ответе ошибок по каждой из указанных выше форм экзамена более 7, либо абитуриент не справился с какой-либо одной или несколькими формами работ (не сыграна модуляция, не раскрыт теоретический вопрос, не определены принципиально важные аспекты гармонического анализа – тональный план, аккордика, гармонические обороты).


Каталог: sites -> default -> files -> documents
documents -> Заң жобаның ғылыми құқықтық сараптаманың
documents -> 2012 жылдың 2-тоқсанындағы соттардың азаматтық істерді қарау бойынша жұмысы туралы статистикалық деректердің талдауы
documents -> Қазақстан республикасының заңы ақпараттандыру туралы
documents -> Действителен до 31 декабря 2012 перечень изданий для публикации основных научных результатов диссертаций
documents -> Ќызылорда облысындаєы
documents -> «Кристалл Менеджмент» жшс учаскесі аумағындағы (А блогы) зерттеу жұмыстары жобасының №2 – толықтыруына арналған Қоршаған ортаға тигізетін әсерін алдын ала бағалау бойынша қоғамдық тыңдау хаттамасы
documents -> Панкратов Алексей Николаевич


Достарыңызбен бөлісу:




©kzref.org 2022
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет