Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению



Дата17.03.2018
өлшемі171.56 Kb.
#21301
түріПрограмма


Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

ИНСТИТУТ ВОСТОЧНЫХ РУКОПИСЕЙ

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК



Утверждено

на заседании Ученого Совета

ИВР РАН
протокол №_____
от «___» ______________2014 г.





Согласовано

директор ИВР РАН


_______________ д. и. н. И. Ф. Попова
«_____» ______________ 2014 г.


Программа

вступительного экзамена в аспирантуру по направлению

46.06.01 «Исторические науки и археология»

(профиль 07.00.09. «Историография, источниковедение и методы исторического исследования»)

Составитель:

директор ИВР РАН,

д. и. н. И. Ф. Попова

Санкт-Петербург
2014

Общие требования


Настоящая программа вступительного экзамена по специальности «07.00.09. Историография, источниковедение и методы исторического исследования» составлена для поступающих в аспирантуру Института восточных рукописей РАН. Она ориентирована на аспирантов, предполагающих вести исследовательскую работу со специализацией по историографии и источниковедении Китая. При сдаче экзамена поступающий в аспирантуру обязан показать достаточные знания по фундаментальным проблемам историографии и источниковедения истории Китая, а также продемонстрировать владение информацией относительно вспомогательных исторических дисциплин, методов исторического исследования и истории востоковедной науки. В связи с этим поступающий должен знать фактический материал, относящийся к историографии и источниковедению Китая, особенности китайских исторических источников, проблемы и методы их изучения, основные принципы китайского историописания.

Поступающий должен быть знаком с основными понятиями историографии, источниковедения и современной теории исторических исследований в целом, и в частности свободно ориентироваться в проблематике научного изучения китайских письменных источников – в частности. В связи с этим, поступающий, помимо знания типов письменных исторических источников, многообразия методов их изучения и определения подлинности, должен показать широту своего исторического кругозора, эрудицию в истории изучаемого региона. Абитуриент должен быть всесторонне знаком с этапами развития китайской исторической науки. Учитывая особенности специализации программы, поступающий должен продемонстрировать свое знание китайского языка. Для этого в программе предусмотрен перевод фрагмента одного из классических китайских исторических текстов или современного исторического исследования на китайском языке (как в упрощенных формах иероглифов, так и в полных).


Содержание программы


1. Историография истории Китая

«Историография»: содержание понятия. Объект, предмет и основные методы историографии. Цели и задачи историографического исследования. Историографический источник. Типы и виды источников историографических исследований.

Варианты периодизации истории Китая. Зарождение историографии в Китае и этапы её развития. Основные идеи историографической традиции Китая. «Канон документов» (Шу цзин). Записи (чжи, цзи) историографов (ши) на бамбуке. Исторические сочинения в жанре «чуньцю». «Вёсны и осени [царства Лу]» и вопрос принадлежности данного произведения Конфуцию. Начало формирования конфуцианской традиции историописания. Наиболее известные комментарии к летописи «Вёсны и осени».

Развитие социально-исторической конфуцианской концепции в трактате «Мэн-цзы» (IV в. до н. э.). Идея смены «мандата Неба» и «цикличности истории». Сюнь-цзы (III в. до н. э.). Толкование им понятия «древность», его представление о неизменности исторического процесса. Отражение новых черт в жизни китайского общества.

Исторические воззрения военных авторов (бин-цзя).

Легистская концепция в китайской историографии (V—III вв. до н. э.). «Гуань-цзы», «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»), «Ханьфэй-цзы». Идея деспотической власти, апология войн. Отношение легистов к древности. «Люй ши чуньцю» («Вёсны и осени господина Люя» (III в. до н. э.).

Развитие китайского общества, консолидация китайского этноса и как следствие — попытки преодоления локальности ранних исторических трудов; первые общекитайские хроники (ок. III в. до н. э.), «Чжушу цзинянь» («Погодные записи на бамбуковых дощечках»), «Цзочжуань» («Комментарий Цзо Цюмина»).

Анализ связи между отдельными историческими событиями в «Го юй» («Речи царств», IV—III вв. до н. э.) и отражение событий в общекитайском масштабе в «Чжаньго цэ» («Планы сражающихся царств», I в. до н. э.). Создание в III—II веках общегосударственных хранилищ книг и документов.

Историософская концепция Дун Чжуншу (179-104 гг. до н. э). Применение натурфилософских учений об инь-ян, пяти первоэлементов в китайской историографии.

«Шицзи» («Исторические записки») Сыма Цяня (145—86 гг. до н. э). Синкретизм исторических воззрении Сыма Цяня: сочетание хронологического принципа историописания с описательным и биографическим, наличие авторских ремарок в тексте. Структура «Исторических записок»: «Основные записи» («Бэнь цзи»), «Хронологические таблицы» («Бяо»), «Трактаты» («Чжи»), «Наследственные дома» («Шицзя»), «Биографии» («Ле чжуань»). Повторение структуры «Шицзи» в «Истории династии Хань» («Хань шу») Бань Гу (32—92 гг.).

Жанр «чжэн ши»: структура, задачи и приёмы составления. Многообразие жанров китайской историографии в средние века: хроники («цзи»), родословные отдельных домов и семей («цзя пу»), описание мест («ди фан чжи»), неофициальные истории. Политико-экономические своды: «Тун дянь» («Всеобъемлющий свод» (VIII в.)), «Тунчжи» (XII в.), «Вэньсянь тункао» (XIV в.). Биографические труды. Комментаторская литература.

Появление с V—VI вв. новых систематических хроникальных записей, составляемых придворными чиновниками: «Записи о деятельности и отдыхе императоров» («Ци цзюй чжу»), «Записи о делах правления («Ши чжэн цзи»), «Ежедневная хроника» («Жи ли»), «Правдивые записи» («Шилу»), «Описания дел государственных» («Го ши»), обобщающие все имеющиеся придворные хроникальные записи.

Появление новых жанров исторической литературы в VII—XII вв. «Описание событий с начала и до конца (цзи ши бэньмо), «отдельные или разные истории» (беши, цзаши), «Частные истории (еши).

Сунская историография. «Всеобщее зерцало, управлению помогающее» Сыма Гуана (1019—1086). Сочинение «Главные устои всеобщего зерцала» («Тунцзянь ганму»), структура произведения: раздел «Цянь бэн» («Предварительные записи») Цзиньлюй Сяна (XIII в.), второй раздел «Чжэн бянь» («Записи об основных событиях»), написанный Чжу Си (1130—1200). Новаторство Чжу Си: деление текста по принципу «основ» и «частностей», выделение легитимных и нелегитимных династий в китайской истории.

Разнообразие исторических источников по истории династии Мин, их классификация. Кризис китайской историографии во второй половине XVII века. Официальная и неофициальная историография. Составление энциклопедических сводов.

Историография истории Китая в эпоху Цин. Становление китайской историографии нового времени. Критическое движение каочжэн XVIII - начала XIX в. и методология «[филологически] доказательного исследования» (основные представители). Цин ши гао.

Движение реформаторов и их исторические взгляды. Роль Лян Цичао и Ху Ши, их сочинения по истории Китая. Политика Гоминьдан в сфере культуры и идеологии. Борьба Гоминьдана и КПК, её влияние на историографию в 1920-1940-е гг. Распространение марксизма в Китае и марксистский подход к изучению истории, его достоинства и недостатки. Проблемы азиатского способа производства и общественно-информационного подхода в целом. Значение Го Можо и его произведений.

Историческая наука после народной революции 1949 г. Научные дискуссии того времени. Утверждение догматических принципов в интерпретации исторических событий. Взгляды Мао Цзэдуна на историческую науку. Ситуация в годы «великой пролетарской культурной революции». Сочинения историка и драматурга У Ханя и его критика. Участие историков в многочисленных идеологических кампаниях («критика Линь Бяо и Конфуция», «критика романа «Речные заводи» и т. п.).

Современный этап в изучении истории Китая. Классификация источников по истории Китая ХХI в. Влияние программы социально-экономического развития «реформ и открытости». Исследования новейшей истории. Особенности подхода китайских историков к внешнеполитическим проблемам, в т.ч. к разногласиям в формировании современных государственных границ в регионе. Особенности исторической науки на Тайване. Историческая концепция Тайвань как особый культурный регион.

«Каноноведение» (цзин сюэ), проблемы идеологической интерпретации исторического процесса.

Влияние китайской историографической традиции на историческую науку сопредельных стран и народов.
2. Источниковедение истории Китая

Основные и вспомогательные исторические дисциплины. Возникновение источниковедения как дисциплины. Исторический источник (содержание понятия). Принципы классификации исторических источников. Повествовательные (нарративные) источники (официальные династийные истории, неофициальные истории, исторические заметки, мемуары, письма). Документы (дипломатическая и военная документация, императорские указы, доклады трону). Монеты и печати как своеобразный тип документов, эпиграфика (стелы). Ритуально-юридические источники. Текстология и дипломатика.

Методы определения подлинности исторических источников (включая естественнонаучные). Основные принципы изучения исторических источников (в т.ч. значение комплексного подхода). Источниковедческий анализ, его задачи. Внешняя критика источников, внутренняя критика источников.

История изучения китайских письменных источников (Россия, Западная Европа, Северная Америка, Китай): общий обзор. Переводы, основные историографические исследования и справочники (в т.ч. магистральные направления переводческой деятельности в России и за рубежом).

Эпиграфические памятники. Палеография: принципы и методы палеографического исследования. Особенности китайской письменности и основные типы почерков. Цзя гу вэнь: надписи на черепашьих панцирях и костях. Инскрипции на бронзе, керамике и бамбуковых планках. Мемориальные стелы. «Цзи гу лу» Оуян Сю и другие средневековые сборники древних надписей.

Сфрагистика и нумизматика. Печати и монеты как самостоятельные виды источников. Значение монет для датирования других памятников.

Лингвистические источники. Палеолингвистические реконструкции и их исторические интерпретации. Глоттохронология. Лексикография. Основные виды китайских словарей. Канонический словарь «Эр я» и «Шо вэнь цзе цзы»: структура и содержание.

Фольклорные источники. Методы реконструкции и интерпретации мифологии и эпоса. Источники для изучения мифологических воззрений в Китае.

Накопление и хранение письменных источников. Архивное дело: способы обработки архивов, возможности их модернизации. Библиографические списки и каталоги. Традиционная китайская библиография (разделы в династийных историях, наиболее общие библиографические справочники по «четырем разделам» и прочее).

Китайские рукописи в хранилище ИВР РАН: фонды, основные направления и перспективы исследований. Дуньхуанский фонд, его состав и значение.



3. Методология исторического исследования Китая.

Общенаучные и исторические методы научного исследования. Дискуссионные проблемы методологии истории на современном этапе развития исторической науки. Историко-генетический метод. Культурно-исторический метод. Школа структурного подхода к изучению китайских источников (основные отечественные представители, достоинства и недостатки метода). Лингвистические и стилистические методы анализа текста. Перспективы применения историко-философского и функционального методов к восточным (китайским) письменным памятникам.

Направления европейского китаеведения (основные центры, проблематика и методология исследований). Североамериканская школа: её зарождение и представители.

Методология изучения текстов в традиционном Китае. Критическая школа каочжэн, её методология и основные представители. Исторические исследования в современном Китае. Японская синология.

Проблемы перевода китайских текстов на иностранные языки.

Роль духовных миссий в изучении китайской истории и письменных памятников.



Отечественная синологическая школа: становление и основные этапы развития. Основная проблематика советского китаеведения. Выдающийся вклад академика В. М. Алексеева в развитие отечественной синологии. Школа В.М. Алексеева (Ю.К. Щуцкий, А.А. Штукин и др.) и новый подход к изучению китайской классики. Работы В. М. Алексеева по древнекитайской историографии. Перспективы развития российского китаеведения (методологические подходы и теоретическое осмысление)

Вопросы к экзамену


  1. Предмет и задачи историографии.

  2. Основные методы историографии и понятие историографического источника.

  3. Периодизация истории Китая.

  4. Древнейшие исторические памятники Китая. «Шу цзин». Жанр чуньцю.

  5. Конфуцианская теория историописания.

  6. Особенности текста «Ши цзи» Сыма Цяня, структура и значение.

  7. Легистская концепция в китайской историографии.

  8. Исторический процесс в трудах Мэн-цзы и Сюнь-цзы.

  9. Историография истории Китая в эпоху централизованных империй древности (Цинь-Хань): основные направления и тенденции.

  10. Новые жанры исторической литературы в VII—XII вв.

  11. Историография истории Китая в эпоху Тан.

  12. Историография истории Китая в эпоху Сун. Неоконфуцианские исторические сочинения.

  13. Историография истории Китая в эпоху Мин-Цин.

  14. Китайская историография истории Китая нового и новейшего времени.

  15. Изучение канонических текстов и значение комментаторских произведений.

  16. Влияние Китая на традиционную культуру тангутов.

  17. Источниковедение: его предмет и задачи.

  18. Понятие «исторический источник» и методы источниковедческого анализа.

  19. Классификация исторических источников.

  20. Археологические источники по истории Китая.

  21.  Китайские эпиграфические памятники.

  22. Печати и монеты как исторические источники.

  23. Традиционная китайская библиография.

  24. Архивное дело: библиографические списки, каталоги.

  25. Китайские источники в фондах ИВР РАН.

  26. Дуньхуановедение: история, дисциплина и предмет.

  27. Основные и вспомогательные исторические дисциплины.

  28. Методология изучения истории Китая: обзор методов и перспективы их применения.

  29. Западноевропейские синологические школы (направления исследований, методология, основные представители).

  30. Методологические особенности изучения текстов в традиционном Китае.

  31. Отечественная синологическая школа: этапы развития, основная проблематика.

  32. Школа акад. В.М. Алексеева и новый подход к изучению китайской классики.

  33. Начальный этап истории Пекинской духовной миссии.

Источники на китайском языке


        1. Бань Гу. Хань шу (История Хань) // Эр-ши у ши (Двадцать пять династийных историй). Т. 1-12. Шанхай, 1986.

        2. Го юй (Речи царств). Шанхай, 1958.

        3. Лунь юй // Чжуцзы цзичэн («Собрание сочинений философов», т. 1, Пекин, 1956

        4. Мэн-цзы // Шисань цзин чжу шу (Комментированное тринадцатикнижие). Шанхай, 1997. Т. 2.

        5. Сыма Цянь. Ши цзи (Исторические записки). Т. I-VI. Пекин, 1959.

        6. Сышу уцзин (Четверокнижие. Пятиканоние). Пекин, 1996.

        7. Сюнь-цзы // Чжуцзы цзичэн. Т. 2. Пекин, 1956.

        8. Хуань Куань. Янь те лунь (Спор о соли и железе) // Чжуцзы цзичэн. Т. 7. Пекин, 1956.

        9. Чжаньго цэ цзянь-чжу («Планы сражающихся царств» с толкованиями). Тяньцзинь, 1987.

        10. Чунь-цю Цзо-чжуань чжэнъи (Истинное значение [летописи] Чунь-цю с комментарием господина Цзо) // Шисань цзин чжушу («Комментированное тринадцатикнижие»), Шанхай, 1997. т. 1-2.

        11. Ян Чжунсянь, Хао Чжида. Вэньбай дуйчжао цюаньи Ши цзи (Полный перевод «Ши цзи» с параллельным текстом на вэньяне и современном китайском языке). Т. V. Пекин, 1992.

Источники в переводах на европейские языки


        1. Бамбуковые анналы: древний текст (Гу бэнь чжу шу цзи нянь). М.: «Восточная литература», 2005.

        2. Го юй (Речи царств) / Пер., вступление и прим. В. С. Таскина. Отв. ред. М. В. Крюков. М.: Наука (ГРВЛ). 1987.

        3. Гуань-цзы // Штейн В. М. Гуаньцзы: исследование и перевод / В. М. Штейн. М.: «Восточная литература», 1959.

        4. Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2 т. / Сост. Ян Хиншун. М.: Мысль, 1972-1973.

        5. Древнекитайская философия: Эпоха Хань. [Собр. текстов] / Пер. с кит. / Сост. Ян Хиншун; вступ. ст. В.Г. Бурова. М.: Наука, 1990.

        6. Книга правителя области Шан: (Шан цзюнь шу) / пер. с кит., вступ. ст., коммент. и послесл. Л. С. Переломова. 2-е изд., доп. - М. : Науч.-изд. центр "Ладомир", 1993.

        7. Конфуцианский трактат «Чжун юн»: Переводы и исследования. М.: «Восточная литература», 2003.

        8. Конфуцианское «Четверокнижие» («Сышу»). М.: «Восточная литература», 2004.

        9. Мартынов А.С. Конфуцианство. «Луньюй». СПБ.: «Петербургское Востоковедение», 2002.

        10. Мэн-цзы. Пер. В.С. Колоколова. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 1999.

        11. Планы Сражающихся царств (Чжаньго цэ)// Васильев К.В. «Планы Сражающихся царств»: исследование и переводы / Ответственный редактор Л.Н.Меньшиков. М.: «Наука», ГРВЛ, 1968.

        12. Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. I-IX. Перевод с китайского и комментарий Р. В. Вяткина и др. (Т. IX. Перевод с китайского, комментарий под редакцией А. Р. Вяткина). М., 1972-2010.

        13. Феоктистов В.Ф. Философские трактаты Сюнь-цзы. М.: Наталис, 2005.

        14. Хуань Куань. Спор о соли и железе (Янь те лунь). Пер. с кит., коммент. и прил. Ю. Л. Кроля. М.. 2001. Т. 1-2. Сер. «Памятники письменности Востока», CXXV, 1-2.

        15. Чжу Си. О сознании (Синь). Из философского наследия Чжу Си. Серия: Памятники письменности Востока. CXXII. М.: «Восточная литература», 2002.

        16. Шицзин. Книга песен и гимнов. / Пер. А. А. Штукина. (Серия «Литературные памятники»). М.-Л.: Наука. 1957.

        17. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга Перемен». М.: Наука, 1993.

        18. Karlgren, Bernhard. The Book of Odes, Stockholm: The Museum of Far Eastern Antiquities, Stockholm, 1950.

        19. Karlgen, Bernhard. The Book of Documents // BMFEA (Bulletin of the museum of far eastern antiquities). No. 22. 1950, c. 1-81.

        20. Legge, James, The Chinese Classics: With A Translation, Critical And Exegetical Notes, prolegomena, and copious indexes, in five volumes, (Hong Kong : Legge ; London : Trubner, 1861—1872).

        21. Legge, James, Confucian Analects, The Great Learning, and The Doctrine of the Mean. New York: Dover Books, 1971; o.p. 1893.


Литература

        1. Алексеев В.М. Наука о Востоке. М., 1982.

        2. Алимов И.А., Ермаков М.Е., Мартынов А.С. Срединное государство. Введение в традиционную культуру Китая. М., 1998.

        3. Березный Л. А. Критика методологии американской буржуаз­ной историографии Китая: (проблемы общественного разви­тия в 19 - первой половине 20 в.). - Л., 1968.

        4. Борох Л. Н. Общественная мысль Китая и социализм: Начало ХХ в. М., 1984.

        5. Борох Л.Н. Конфуцианство и европейская мысль на рубеже XIX-XX веков. Лян Цичао: теория обновления народа. М., 2001.

        6. Вайштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография. М., 1964.

        7. Васильев К.В. Некоторые вопросы изучения памятников древнекитайской историографии // Письменные памятники Востока. Историко-филологические ис­следования. 1975. М., 1982

        8. Васильев К. В. Планы сражающихся царств (Исследование и переводы). М., 1968.

        9. Восточное историческое источниковедение и специальные исторические дисциплины. Вып.1-5, М.,1989-1996.

        10. Вяткин Р. В. «Основные записи» как исторический источник // Сыма Цянь. Исторические записки («Ши цзи»). - М., 1972. - Т. 1.

        11. Вяткин Р. В. О традициях в китайской историографии // Роль традиций в истории и культуре Китая. - М., 1972.

        12. Вяткин Р. В., Занегин Б. П. Китаеведение в США: организа­ции, публикации, персоналии. - М., 1974.

        13. Гончаров С.Н. Китайская средневековая дипломатия: отношения между империями Цзинь и Сун, 1127-1142. М., 1986.

        14. Доронин Б. Г. Столичные города Китая. Учебное пособие. СПб., 2001.

        15. Доронин Б.Г. Историография императорского Китая XVII-XVIII вв. СПб., 2002.

        16. Доронин Б. Г. Китай XVII-XVIII вв. Проблемы историографии и источниковедения. Учебное пособие. Л., 1988.

        17. Ефимов Г. В. Историко-библиографический обзор источников и литературы по новой истории Китая, часть I. Л., 1965.

        18. Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Л., СПб, ЛГУ, вып. I—XXI.

        19. Историческая наука в КНР. М.,1981.

        20. Историография и источниковедение стран зарубежного Востока. Дальний Восток и Юго-Восточная Азия. Сборник статей. М. 1967

        21. Историография новейшей истории Китая (1917-1949): Сб. об­зоров / Отв. ред. и сост. А. М. Григорьев. - М, 1987.

        22. Историография новейшей истории Китая (1949-1982): Сб. об­зоров / Отв. ред. и сост. А. М. Григорьев. - М., 1985.

        23. История Российской Духовной Миссии в Китае: Сб. ста­тей. - М., 1997.

        24. Китаеведение Англии: Очерки зарубежной историографии Ки­тая / В. Н. Никифоров, Л. Ф. Конькова, Е. П. Синицын и др. - М., 1977.

        25. Китаеведение в Италии: Реф. сб. / Сост. 3. С. Дубасова. - М., 1976.

        26. Китаеведение в Японии: Этапы развития. Организация:
          Реф. сб. / Сост. Т.В. Виноградова. - М., 1979.

        27. Китаеведение во Франции: Организация. Персоналии. Библиография / Сост. 3. С. Дубасова, Е. А. Лапшина. - М., 1979.

        28. Конрад Н. И. Избранные труды. Синология. М., 1977.

        29. Конфуций. «Лунь юй». Исслед., пер. с кит., комм. Л. С. Переломова. М.: Вост.лит., 1998.

        30. Кроль Ю. Л. Сыма Цянь — историк. М., 1970.

        31. Кроль Ю.Л. Литературная теория и литературная практика Сыма Цяня («Ши цзи» и представления школы Гунъян о воле). — История и культура Китая. Сборник памяти академика В.П.Васильева. М., 1974. с. 200-216.

        32. Крушинский А.А. Творчество Янь Фу и проблема перевода. М., 1989.

        33. Крымов А.Г. Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае.1900-1917. М., 1972.

        34. Крюков В.М. Текст и ритуал: опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики эпохи Инь-Чжоу. М., 2000.

        35. Крюков М. В. «Язык иньских надписей» М., 1973

        36. Крюков М. В. и др. Древние китайцы: Проблемы этногенеза. М., 1978.

        37. Крюков М. В. и др. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983.

        38. Крюков М. В. и др. Китайский этнос в средние века (VII - ХIII вв.). М., 1984.

        39. Крюков М. В. и др. Китайский этнос на пороге средних веков. М., 1979.

        40. Крюков М. В. и др. Этническая история китайцев в ХIХ – начале ХХ в. М., 1993.

        41. Крюков М. В. и др. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. М., 1987.

        42. Кучера С. Древнейшая и древняя история Китая: Древнекаменный век. М., 1996.

        43. Кучера С. Китайская археология 1965-1974: Палеолит - эпоха Инь: Находки и проблемы. - М., 1977.

        44. Лихачев Д.С.. Текстология. Краткий очерк. М.-Л.,1964

        45. Ломанов А.В. Христианство и китайская культура. М., 2002.

        46. Непомнин О.Е. История Китая: Эпоха Цин. XVII – начало XX в. М., 2005.

        47. Общественно-политическая мысль в Китае: конец ХIХ – начало ХХ в. М., 1988.

        48. Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. — М., 1993.

        49. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981.

        50. Переломов Л. С. Империя Цинь – первое централизованное государство в Китае. М., 1962.

        51. Позднеева Л. Д. Древнекитайская литература. / Литература Дальнего Востока. М., 1962.

        52. Позднеева Л. Д. К проблеме источниковедческого анализа древнекитайских философских трактатов // ВДИ. 1958. № 3.

        53. Попов И. С. Китайский философ Мэн-цзы. М., 1998 (репринт).

        54. Попова И. Ф. Политическая практика и идеология раннетанского Китая. М., 1999.

        55. Радуль-Затуловский Я. Б. Конфуцианство и его распространение в Японии, М.-Л., 1947.

        56. Синицин Е. П. Бань Гу - историк древнего Китая. - М., 1975.

        57. Скачков П. Е. Очерки истории русского китаеведения. - М., 1977.

        58. Смолин Г. Я. Источниковедение древней истории Китая. Л., 1987.

        59. Сыма Цянь. Исторические записки («Шицзи»). Перевод и комментарий Вяткина Р. В. и Таскина B. C. Т. I— . М., 1972—19.

        60. Ткаченко Г.А. Космос, музыка, ритуал. М., 1990.

        61. Усов В. Н. «Культурная революция в Китае». Китай: история в лицах и событиях. М., 1991.

        62. Фишман О.Л. Китай в Европе: миф и реальность (XIII-XVIII вв.). СПб., 2003.

        63. Черепнин Л.В. Вопросы методологии исторического исследования. М.,1981

        64. Шуцкий Ю. К. Китайская классическая «Книга перемен». М.,1960.

        65. Го Мо-жо. Цзягу вэньцзы яньцзю (Исследование письма на костях и черепашьих панцирях). Пекин, 1952.

        66. Го Мо-жо. Ши пипань шу (Десять критических статей). Пекин, 1954.

        67. Мэн Сяньши. Дуньхуан миньцзянь цзешэ яньцзю (Исследование дуньхуанских народных объединений). Пекин, 2009.

        68. Хао Чуньвэнь. Дуньхуансюэ луньцзи. (Сборник статей о дуньхуановедении). Шанхай, 2009.

        69. Цзинь Юэфу. Чжунго шисюэ ши. (История китайской историографии). Шанхай, 1962.

        70. Чжан Синьчэн. Вэйшу тункао (Свод исследований по аутентичности текстов). Шанхай, 1957.

        71. Чжао Хуачэн, Гао Чунвэнь. Цинь Хань као гу (Археология Цинь и Хань). Пекин, 2002.

        72. Ян Куань. Чжаньго ши (История Чжаньго). Шанхай, 2008.

        73. Fung Yu-lan. A history of Chinese philosophy. Princeton, 1952-1953.

        74. Keightley D.N. The Bamboo Annals and Shang-Chou Chronology. ― Harvard Journal of Asiatic Studies. Vol. 38, № 2, 1978.

        75. Lewis M. E. Warring States Political History. — The Cambridge History of Ancient China: From the Origins of Civilization to 221 B. C. Cambridge, 1999.

        76. Lewis M. E. Writing and Authority in Early China. Albany, 1999.

        77. Nienhauser, William. "Sima Qian and the Shiji", in Feldherr, Andrew and Grant Hardy, ed., The Oxford History of Historical Writing: Volume 1: Beginnings to Ad 600, Oxford University Press, 2011.

        78. Pines Y. The Question of Interpretation: Qin History in Light of New Epigraphic Sources. — Early China, 29 (2004).

        79. Shaughnessy E.L. On the Authenticity of the Bamboo Annals. ― Harvard Journal of Asiatic Studies. Vol. 46, № 1, 1986.

        80. The Cambridge History of China. Edited by Twitchett, John K. Fairbank, Michael Loewe and others. Vol.1-14. Cambridge University Press, 1986-2015.

        81. The Cambridge History of Ancient China: From the Origins of Civilization to 221 BC. Edited by Michael Loewe and Edward L. Shaughnessy. Cambridge University Press, 1999.

        82. Waley A. Three ways of thought in ancient China. London, 1946.

        83. Wilkinson, Endymion. Chinese History: A New Manual. Cambridge, MA: Harvard University Asia Center, Harvard-Yenching Institute Monograph Series. New Edition; Second, Revised printing, 2013.


Справочные и библиографические издания

        1. Воробьева-Десятовская М.И., Гуревич И.С., Меньшиков Л.Н., Спирин В.С., Школяр С.А. Описание китайских рукописей Дуньхуанского фонда Института народов Азии. В 2 выпусках / Ответственный редактор Л.Н.Меньшиков. М.: ИВЛ, 1963. Вып. 1. 778 с.

        2. Воробьева-Десятовская М.И., Зограф И.Т., Мартынов А.С., Меньшиков Л.Н., Смирнов Б.Л. Описание китайских рукописей Дуньхуанского фонда Института народов Азии. В 2 выпусках / Ответственный редактор Л.Н.Меньшиков. М.: «Наука», ГРВЛ, 1967. Вып. 2. 687 с.

        3. Духовная культура Китая: Энциклопедия. Том 4. Историческая мысль. Политическая и правовая культура. / Редакторы тома М. Л. Титаренко, Л. С. Переломов, В. Н. Усов, С. М. Аникеева, А. Е. Лукьянов, А. И. Кобзев. М.2009.

        4. История Китая с древнейших времён до начала XXI века: в 10 т. / гл. ред С.Л. Тихвинский. Т. I-III, VI-VII. Ин-т Дальнего Востока РАН. М.: Наука — «Восточная литература», 2013-2015.

Программа обсуждена и одобрена на заседании Отдела Дальнего Востока

Протокол № _____ от «_____» ______________________ 2015 г.

Заведующий Отделом Дальнего Востока:


к. и. н. Т.А. Пан





Достарыңызбен бөлісу:




©kzref.org 2023
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет