Рабочая программа учебной дисциплины «Постановка голоса»



жүктеу 252.76 Kb.
Дата03.04.2019
өлшемі252.76 Kb.
түріРабочая программа




  1. Введение

Рабочая программа учебной дисциплины «Постановка голоса» является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 53.02.06 «Хоровое дирижирование» углубленной подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности «Дирижер хора, преподаватель» и соответствующих общих или профессиональных компетенций.

Дирижер хора, преподаватель, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий и профессиональной деятельности.

10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

11. Использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.

12. Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.

- Дирижер хора, преподаватель, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать хоровой и ансамблевый репертуар (в соответствии с программными требованиями).

2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации, в хоровых и ансамблевых коллективах.

3. Систематически работать над совершенствованием исполнительского репертуара.

4. Использовать комплекс музыкально-исполнительских средств для достижения художественной выразительности в соответствии со стилем музыкального произведения

5. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

6. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

7. Осваивать хоровой и ансамблевый исполнительский репертуар в соответствии с программными требованиями.

Рабочая программа дисциплины «Постановка голоса» может быть использована в следующих областях профессиональной деятельности выпускников:

- Исполнительское творчество в качестве хормейстера, артиста хора или ансамбля на различных сценических площадках;

- Музыкальная педагогика в детских школах искусств, детских музыкальных школах, детских хоровых школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО;

- Организация и постановка концертов и прочих сценических выступлений.
Учебная дисциплина «Постановка голоса» в структуре основной профессиональной образовательной программы принадлежит к разделу МДК01.03.
2. Цель и задачи дисциплины
Целью курса является: формирование навыков академического пения в объеме, необходимом для дальнейшей практической деятельности в качестве артиста вокального ансамбля или хорового коллектива и преподавателя хоровых дисциплин в детских школах искусств, детских музыкальных школах, детских хоровых школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО.

Задачами курса являются:

- Овладение основными приемами академического пения;

- Развитие умений и навыков, необходимых для практической работы в хоровом коллективе или вокальном ансамбле;

- Формирование у учащихся широкого музыкального кругозора, хорошего вкуса, любви к лучшим образцам русской и западноевропейской классики и современной музыки, народному музыкальному творчеству;

- Развитие умения классифицировать голоса по тембру и наполнению (сопрано, альт, тенор, баритон, бас);

- Развитие навыков самостоятельной работы над партитурой.


3. Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения дисциплины (междисциплинарного курса, курса практики) студент должен:

Иметь практический опыт:

- Исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива;



Уметь:

- Читать с листа свою партию в хоровом произведении средней сложности;

- Исполнять свою партию в хоровом произведении с соблюдением основ хорового исполнительства;

- Исполнять любую партию в хоровом сочинении;

- Пользоваться специальной литературой;

- Согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения;

- работать в составе хоровой партии в различных хоровых коллективах;

Знать:

- Вокально-хоровые особенности хоровых партитур;

- Творческие и педагогические школы;

- Профессиональную терминологию;

- Особенности работы в качестве артиста хорового коллектива.
4. Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности.
Обязательная нагрузка студента – 143 часа, время изучения – 1-8 семестры.

Форма итогового контроля – экзамен, контрольный урок.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Специальность – 53.02.06 , «Хоровое дирижирование»

Форма обучения – очная




Наименование разделов и тем

Максимальная учебная нагрузка студента

Обязательная учебная нагрузка студента

Самостоя-тельная работа студента

  1. Певческая установка

(физическая, звуковая)

30

24

10

  1. Развитие голоса ученика (мышечные приемы, эмпиризм, упражнения, репертуар вокализов, художественный материал)

43

28

12

  1. Работа над различными видами вокализации (кантилена, беглость, филировка, трель и др.)

20

20

8

4. Работа голосового аппарата в пении (дыхание, гортань, атака звука, регистры)

70

40

16

5. Работа артикуляционного аппарата, опора певческого голоса

20

20

12

6. Развитие музыкально-исполнительнского и художественного вкуса (подбор репертуара, художественный материал и его анализ)

32

11

14

ВСЕГО ЧАСОВ:

215

143

72



Распределение учебной нагрузки по семестрам
Специальность – 53.02.06 , «Хоровое дирижирование»

Форма обучения – очная




Вид учебной работы

Всего

Номера семестров

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Аудиторные занятия:

-Практические (индивидуальные)


143

16

20

16

20

16

20

16

19


-Самостоятельная

работа

72

8

10

8

10

9

11

7

9


ВСЕГО:

215

24

30

24

30

25

31

23

28

Вид итогового контроля




Контр.

работа


Контр.

работа


Экза-

мен


Контр.

работа


Экза-

мен


Контр.

работа


Контр.

работа


Экза-мен

5. Распределение дисциплины и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля (программный минимум, зачетно-экзаменационные требования).
5.1 Содержание дисциплины

Студенты должны овладеть основами правильного звукоизвлечения и голосоведения в пределах рабочего диапазона, тесситуры, освоить интонационно-ритмические и художественно-исполнительские трудности, заложенные в вокально-педагогическом репертуаре и приобрести навыки: чистоту интонации; чистоту и естественность тембра; правильную певческую позицию; владение вокальной техникой; отчетливую дикцию при осознанном формировании согласных и гласных звуков; владение музыкальной формой; вокально-технические приемы с использованием разнообразных вокальных штрихов; расширение диапазона, как в верхнем, так и в нижнем регистрах; разнообразие динамики и тембровой нюансировки; умение выразительно и стилистически точно передать музыкально-художественный смысл исполняемого произведения.




  1. Певческая установка (физическая, звуковая)




Развитие голоса ученика (мышечные приемы, эмпиризм, упражнения, репертуар вокализов, художественный материал)

  1. Работа над различными видами вокализации (кантилена, беглость, филировка, трель и др.)

4. Работа голосового аппарата в пении (дыхание, гортань, атака звука, регистры)

5. Работа артикуляционного аппарата, опора певческого голоса

6. Развитие музыкально- исполнительнского и художественного вкуса (подбор репертуара, художественный материал и его анализ)

Необходимый комплекс приобретенных навыков, приемов по «Постановке голоса» определяет контроль знаний по курсам:



Студенты 1-2 курсов должны овладеть основами правильного звукоизвлечения и голосоведения в пределах определенного рабочего диапазона, текстуры, освоить интонационно-ритмические и художественно-исполнительские трудности, заложенные в вокально-педагогическом репертуаре.

К концу 2-го курса студент должен приобрести следующие навыки:

-чистоту интонации;

-чистоту и естественность тембра;

-элементарные основы певческого дыхания;

-владение основами legato;

-отчетливая дикция при осознанном формировании согласных и гласных звуков;

-элементарное владение музыкальной формой.

В течение 3-го года обучения студенты продолжают вырабатывать:

-чистоту интонации;

-правильную певческую позицию;

-более совершенное владение певческим дыханием;

-основы кантиленного звучания;

-вокально-технические приемы с использованием разнообразных вокальных штрихов.

Исполнение в конце 3-го курса должно отличать:

-округлый, чистый звук с естественным, мягким и сформированным звучанием середины;

-собранное, точно сфокусированное звучание голоса в пределах используемого диапазона;

-точность прочтения музыкального материала, владение музыкальной формой, осмысленная фразировка в исполнении, а также определенный уровень исполнительства.



студенты 4-го курса должны:

-владеть вокальной техникой;

-полноценное звучание голоса;

-расширение диапазона как в верхнем, так и в нижнем регистрах;

-разнообразие динамики и тембровой нюансировки;

-умение выразительно и стилистически точно передать музыкально-художественный смысл исполняемого произведения.


5.2 Требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля


Курс

Семестр

Формы контроля (контрольная работа, зачет, экзамен)

Содержание текущего, промежуточного или итогового контроля

Обоснование степени сложности

1

1

Контрольный урок

1.Вокализ

2.Романс или песня



овладеть основами правильного звукоизвлечения и голосоведения в пределах определенного рабочего диапазона, тесситуры, освоить интонационно-ритмические и художественно-исполнительские трудности, заложенные в вокально-педагогическом репертуаре и приобрести навыки: чистоту интонации, чистоту и естественность тембра, правильную певческую позицию, владение вокальной техникой.

1

2

Контрольный урок

Два разнохарактерных произведения (одно из них может быть вокализ)

2

3

Академический концерт

1.Вокализ

2. Романс или песня



Чистота интонации, чистота и естественность тембра, элементарные основы певческого дыхания, владение основами legato, отчетливая дикция при осознанном формировании согласных и гласных звуков, элементарное владение музыкальной формой.

Экзамен

Два разнохарактерных произведения (романс или песня).

2

4

Академический концерт

1. Вокализ

2. Романс, песня



Контрольный урок

1. Романс или ария

2. Песня, народная песня



3

5

Академический концерт

Два разнохарактерных произведения (романс, песня)

Чистота интонации, правильная певческая позиция, более совершенное владение певческим дыханием, основы кантиленного звучания, вокально-технические приемы с использованием разнообразных вокальных штрихов.

Экзамен

1. Ария (романс)

2. Романс, песня (народная песня)



3

6

Академический концерт

1. Два разнохарактерных произведения (романс, песня)

Округлый, чистый звук; собранное, точно сфокусированное звучание голоса в пределах используемого диапазона; точность прочтения музыкального материала, владение музыкальной формой, осмысленная фразировка в исполнении, а также определенный уровень исполнительства.

Контрольный урок

1. Ария зарубежных или русских композиторов

2. Романс, песня (народная песня)



4

7

Академический концерт

Два разнохарактерных произведения (по жанру и по стилю)

Владение вокальной техникой; полноценное звучание голоса; расширение диапазона, как в верхнем, так и в нижнем регистрах; разнообразие динамики и тембровой нюансировки; умение выразительно и стилистически точно передать музыкально-художественный смысл исполняемого произведения.

Контрольный урок

1. Ария зарубежных или русских композиторов

2. Романс, песня (народная песня)



4

8

Академический концерт

  1. Классический романс

2. Народная песня (a’ capella)

Экзамен

  1. Ария зарубежных, русских или современных композиторов

  2. Романс, песня (народная песня)






Критерии оценок.
отлично («5») – расширение диапазона как в верхнем, так и в нижнем регистрах; разнообразие динамики и тембровой нюансировки; умение выразительно и стилистически точно передать музыкально-художественный смысл исполняемого произведения:
хорошо («4») – владеть вокальной техникой, полноценное звучание голоса:
удовлетворительно («3») – выполнение вокально-технических приемов и исполнение вокального произведения;
неудовлетворительно («2») – неспособность показа каких-либо вокально-технических приемов при исполнении вокального произведения.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса.

Карта учебно-методического обеспечения дисциплины «Постановка голоса».

Форма обучения – очная, всего часов – 215, из них уроки – 143.



Специальность - 073502 , «Хоровое дирижирование»
Обеспечение дисциплины учебными изданиями


Библиографическое описание издания

Вид занятия, в котором используется

Число обеспечиваемых часов

Количество экземпляров

Учебный кабинет

Библиотека колледжа

1. Варламов А. Полная школа пения. – М.,2000.,210 стр.

Индивидуально

18

1

3

2. Глинка М. Школа пения для сопрано. – М.,2002., 157 стр.

Индивидуально

16

1

2

3. Ламперти Ф. Школа пения. – 1923., 102 стр.

Индивидуально

18

1

-

4.Ламперти Ф. Первоначальные упражнения и вокализы. – Л., 1953., 27 стр.

Индивидуально

20

1

-

5. Трояновская А. 100 вокальных упражнений – М., 2000., 32 стр.

Индивидуально

18

1

-

6.Абт Ф. Школа пения. Избранные упражнения для пения с фортепиано. – М., 1960., 84 стр.

Индивидуально

20

1

3

7. Абт Ф. Практическая школа пения. – М., 1923., 16 стр.

Индивидуально

14

1

-

8. Зейдлер Г. Искусство пения. 40 мелодий для высокого, низкого голосов. – Ч.1-4. – М., 1964-1967, 1987., 67 стр.

Индивидуально

18

1

4

9.Конконе Дж. 15 вокализов для сопрано и меццо-сопрано. – М., 1924., 30 стр.

Индивидуально

20

1

1

10. Конконе Дж. 25 уроков пения для среднего голоса. – М., 1934., 30 стр.

Индивидуально

18

1

1

11. Конконе Дж. 50 упражнений для среднего и высокого голосов. – М., 1956., 52 стр.

Индивидуально

18

1

1

12. Конконе Дж.40 упражнений для баса и баритона с сопровождением. – М., 1964., 42 стр.

Индивидуально

14

1

1

13.Соколовский Н. 50 вокализов для среднего голоса. – М., 2002., 17 стр.

Индивидуально

18

1

2

14. Соколовский Н. 50 вокализов для сопрано. – М., 2002 17 стр.

Индивидуально

16

1

2

15. Бетховен Л. Песни для голоса. – М., 1961., 25 стр.

Индивидуально

18

1

2

16.Гендель Г. Избранные арии из итальянских опер, кантат, ораторий для сопрано, меццо-сопрано, средних голосов. – М., 1961, 1964, 1965., 87 стр.

Индивидуально

18

1

2

17. Арии итальянских композиторов XVII-XVIII вв. для высокого голоса, средних голосов. – М., 1966., 40 стр.

Индивидуально

20

1

2

18.Моцарт В. Избранные арии для высокого голоса. – М., 1966., 36 стр.

Индивидуально

22

1

2

19.Шуман Ф. Избранные романсы и песни. – М., 1961, 1966., 54 стр.

Индивидуально

18

1

2

20.Алябьев А. Избранные романсы и песни для голоса с фортепиано. – М., 2000, 2002., 17 стр.

Индивидуально

14

1

8

21. Варламов А. Избранные романсы и песни. – М.. 2002., 24 стр.

Индивидуально

18

1

9

22. Даргомыжский А. Избранные романсы и песни. – М., 2000., 16 стр.

Индивидуально

20

1

8

23. Хрестоматия для пения. Народные песни. – Ч.1, 2:для 1-2, 3-4 курсов музыкальных училищ. Для высокого, среднего голоса. – М., 1977, 1981., 94 стр.

Индивидуально

18

1

3

24.Народные песни / Под редакцией Мордасовой (a’capella). – М., 1964., 30 стр.

Индивидуально

16

1

-

25. Романсы советских композиторов. Для высокого голоса, для среднего голоса, для низких голосов. – Ч.1,2. – М., 2006., 32 стр.

Индивидуально

18

1

1



Таблица 2. Обеспечение дисциплины учебно-методическими материалами (разработками).


Библиографическое описание издания

Вид занятия, в котором используется

Число обеспечиваемых часов

Количество экземпляров

Учебный кабинет

Библиотека колледжа

1. Аспелунд Д. Развитие певца и его голоса. –М., 1952., 132 стр.

Индивидуально

14

1

-

2. Багадуров В. М.Глинка как певец и вокальный педагог. – М., 2000., 48 стр.

Индивидуально

12

1

-

3.Варламов А. Полная школа пения. – М., 2000., 135 стр.

Индивидуально

20

1

1

4. Вербов А. Техника постановки голоса. – М., 2002., 102 стр.

Индивидуально

22

1

-

5. Гарсиа М. Школа пения. – М., 1957., 48 стр.

Индивидуально

16

1

-

6. Дмитриев Л. Голосообразование у певцов. – М., 2006., 254 стр.

Индивидуально

14

1

1

7. Егоров А. Гигиена певца. – М., 2000., 16 стр.

Индивидуально

22

1

-

8. Морозов В. Вокальный слух и голос. – М.-Л., 2000., 16 стр.

Индивидуально

16

1

1

9. Морозов В. Тайны вокальной речи. – М.-Л., 2000., 18 стр.

Индивидуально

20

1

-

10. Станиславский К. Работа актера над собой. – Ч.1,2. – М., 2000., 258 стр.

Индивидуально

16

1

-

11. Юссон Р. Певческий голос. – М., 1974., 324 стр.

Индивидуально

18

1

-

12. Юдин С. Формирование голоса певца. – М., 2006., 42 стр.

Индивидуально

18

1

-



7. Материально-техническое обеспечение курса
Обеспечение дисциплины средствами обучения


Наименование и описание средств обучения

Вид занятия, в котором используется

Число обеспечиваемых часов

Количество экземпляров

1. Музыкальный центр (проигрыватель виниловых пластинок, лазерный проигрыватель компакт дисков)

Индивидуальные аудиторные занятия, самостоятельная работа

169

1

2. – Виниловые пластинки

- Компакт-диски, кассеты



169

-300

- 10


3. Фортепиано

169

1

4. Ноты

Практическое, индивидуально

169



Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета, участия в уроках концертмейстера.


8. Методические рекомендации преподавателям
Для всестороннего формирования специалиста хорового дирижирования за период обучения предмет «Постановка голоса» является необходимой частью общедидактических и специальных, свойственных музыкальной педагогике, принципов обучения. Еще в 1954 году на Всесоюзном вокальном совещании в Ленинграде были сформулированы основные принципы при работе учеником. Это единство художественного и технического развития, индивидуальный подход к ученику и принцип постепенности и последовательности в воспитании голоса обучающегося. В то же время эти принципы оставляют полную свободу в разнообразии методических приемов.

Преподаватель должен искать совокупность способов, с помощью которых педагог, опираясь на сознательность и активность ученика, вооружает его знаниями, умениями и навыками певческого мастерства. Нельзя заниматься только техникой вокала – «постановкой голоса». При ограниченных сроках обучения и таком подходе невозможно воспитать (артистические) исполнительские данные ученика, во-вторых, и это главное, такая техника будет иметь формальный характер. Только взаимосвязанное развитие исполнительского и вокально-технического уровня позволяет достичь цели предмета – воспитание полноценного певца-музыканта с необходимым арсеналом вокально-технических навыков и приемов в художественно-музыкальном отображении произведения.

В деле воспитания студента основными задачами педагога являются:

1.Сформировать певческий тон.

2.Выявить тембр голоса.

3.Научить студента вокальной технике.

4.Умению распоряжаться вокальной техникой.

5.Сводить обучение от «эмпирического способа» к научному принципу.

6.Научить пониманию сущности каждого вокального явления (певческого регистра, атаки, дыхания и т.д.)

9. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть основной профессиональной образовательной программы (выражаемую в часах), выполняемую студентом вне аудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем. Самостоятельная работа может выполняться студентов в репетиционных аудиториях, читальном зале библиотеки, компьютерных классах, а также в домашних условиях.

Самостоятельная работа студентов должна подкрепляться учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, аудио и видео материалами.




Наименование темы

Перечень заданий

Содержание заданий

Часы для самостоятельной работы

1.Певческая установка (физическая, звуковая)

Подготовка к контрольной форме

Тренаж физический и звуковой

10

2.Развитие голоса

Подготовка к контрольной форме

Мышечные приемы, эмпиризм (упражнения)

12

3.Выработка различных видов вокализации

Подготовка к контрольной форме

Кантилена, беглость, филировка, штрихи и пр.

14

4.Приемы работы голосового аппарата

Подготовка к контрольной форме

Дыхание, гортань, атака звука и т.д.

14

5.Отработка функций артикуляционного аппарата

Подготовка к контрольной форме

Речевая, вокальная фонация гласных, согласных звуков.

10

6.Изучение вокального репертуара и исполнительские навыки.

Подготовка к контрольной форме

Развитие музыкально-художественного вкуса и исполнительских приемов

12


10. Перечень основной и дополнительной учебной литературы.


  1. Основная:

  2. Павлищева О. Методика постановки голоса. М.-Л., 2014

  3. Реформаторский А. Речь и музыка в пении. – Вып.1. – М., 2015

Дополнительная:


  1. Виардо-Гарсия П. Час упражнений. – Ч.1,2 – 1924 с.

  2. Назаренко И. Искусство пения. Хрестоматия. – 3-е изд. – М., 2002

  3. Нежданова А, Упражнения для развития голоса. – М., 2000

  4. Бордоньи М. Три упражнения и 12 вокализов для баритона. – М., 1925

  5. Вилинская И. Вокализы для высокого голоса. – Киев, 2000

  6. Вилинская И. Вокализы для низких голосов – Киев, 2002

  7. Гречанинов А. Школа пения. – М., 2002

  8. Зиринг В. Вокализы. – М., 1962

  9. Мирзоева М. Вокализы. – М., 2006

  10. Брамс И. Песни. – М., 1967

  11. Гайдн Й. Избранные романсы, песни. – М., 1961

  12. Григ Э. Избранные романсы и песни для голоса. – М., 1962

  13. Булахов П. Избранные романсы и песни. – М., 2000

  14. Гурилев А. Романсы и песни. – М., 1977

  15. Мусоргский М. Избранные романсы и песни. – М., 2002

  16. Агабабов С. Романсы и песни. – М., 2006




  1. Вопросы вокальной педагогики: Сборник статей. – Вып. 1-7. – М., 1962, 1965, 1967, 1969, 1976, 1982, 1986

  2. Воспитание и охрана детского голоса/Под редакцией В.Багадурова. – М., 1953

  3. Левидов И. Охрана и культура детского голоса. – Л., 1939




Каталог: upload -> iblock -> 573
iblock -> 017 ж қаңтар 31 қаңтар дсұ санитарлық және фитосанитарлық шаралар бойынша Комитетпен жарияланған хабарламалар тізімі
iblock -> 2016 жыл. 19 шілде №395 Әділет департаменті 2016 ж. 22 шілде №3905
iblock -> 7 қазан күні сағат 17: 00-де Қр тұңғыш Президент аудиториясында Қазақстанның халық әртісі Досхан Жолжақсыновтың шығармашылық кеші өтеді
iblock -> Құрметті студент! 2016 жылы «Гуманитарлық ғылымдар 2»
iblock -> Пресс-центр
573 -> Баспасөз хаттары


Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет