В апреле 2020 года китайская ракета взорвалась после запуска, потянув за собой индонезийский спутник Nusantara-2 стоимостью 220 миллионов долларов. Этот инцидент серьезно пошатнул усилия архипелага по модернизации своих коммуникационных сетей. Однако, для одного человека, это стало толчком к новым возможностям, передает Bizmedia.kz.

Мы в соцсетях – Телеграм, Инстаграм, Твиттере, Фейсбуке, Googlenews и Яндекс новостях

Илон Маск, основатель компании SpaceX — самого успешного в мире производителя ракет, использовал неудачу — он превзошел государственную China Great Wall Industry Corp (CGWIC) в качестве предпочтительного партнера для запуска спутников в космос со стороны Джакарты. Китайский подрядчик тогда активно отвоевывал Индонезию — крупнейшую экономику Юго-Восточной Азии и ключевый рынок космического прогресса, предлагая дешевое финансирование, обширную поддержку космических инициатив и геополитическое влияние Пекина.

По словам высокопоставленных чиновников и представителей промышленности в Джакарте, сбой ракеты стал поворотным моментом для Индонезии — она отказалась от китайских космических подрядчиков в пользу компаний, принадлежащих Маску. Nusantara-2 — второй спутник, запущенный CGWIC для Индонезии, в это же время SpaceX уже выполнила два успешных запуска. С момента той аварии SpaceX запустила два индонезийских спутника, третий запуск запланирован на вторник; в то же время, Китай не осуществил ни одного.

SpaceX превзошла Пекин, благодаря сочетанию надежности запусков, более доступным многоразовым ракетам и личным связям Маска с президентом Индонезии Джоко Видодо, по данным Reuters. После встречи в Техасе в 2022 году SpaceX также получила одобрение регуляторов для своего спутникового интернет-сервиса Starlink.

Сделка SpaceX — редкое явление, когда западная компания пробивает себе путь в Индонезию, где в сфере телекоммуникаций преобладают китайские компании, предлагающие низкие цены и легкое финансирование. Эти успехи достигнуты после того, как Индонезия устояла под давлением США и отказалась от сделок с китайским технологическим гигантом Huawei, ссылаясь на свою зависимость от пекинских технологий.

Подробности этого сдвига, о котором сообщили десятки человек, включая индонезийских и американских чиновников, аналитиков и представителей отрасли агентству Reuters, ранее были вскрыты от общественности. Некоторые из них высказались конфиденциально, поскольку не имели права общаться с СМИ.

«SpaceX никогда не подводила при запуске наших спутников», — отметил Шри Сангграма Арадеа, глава отдела спутниковой инфраструктуры в BAKTI, агентстве министерства связи Индонезии.

Согласно его словам, инцидент, произошедший в апреле 2020 года, не позволит Джакарте вновь обратиться к CGWIC. SpaceX, CGWIC и Pasifik Satelit Nusantara, являющиеся ключевыми акционерами проекта Nusantara-2, не предоставили ответов на вопросы, заданные для данной статьи.

По информации Министерства иностранных дел Китая в ответ на запросы Reuters, «китайские аэрокосмические предприятия продолжают сотрудничество в космосе с Индонезией в различных формах», хотя детали не были уточнены.

Представитель президентской канцелярии Ари Двипаяна отметил, что правительство отдает предпочтение эффективным технологиям, отвечающим потребностям индонезийцев, при заключении контрактов.

Борьба между SpaceX и Китаем представляет собой лишь один из аспектов гораздо более глобальной битвы за доминирование в стремительно развивающейся космической сфере.

По оценкам американской консультационной компании BryceTech, мировой рынок спутниковых услуг, включая производство, услуги и запуски, к 2022 году достигнет 281 миллиард долларов, составляя 73 % общего объема космической индустрии.

КОСМИЧЕСКАЯ ГОНКА

В прошлом году Китай провел рекордные 67 запусков ракет по всему миру, как отмечено в отчете профессора Гарвардского университета и орбитального трекера Джонатана Макдауэлла. Большинство из них были совершены компанией CGWIC.

По этому показателю Китай уступает лишь Соединенным Штатам, которые провели 109 запусков, 90% из них совершила компания SpaceX.

В докладе указывается, что Вашингтон и Пекин также соревнуются за спутниковые сети связи. SpaceX Starlink, владеющая примерно 60% из 7500 спутников, вращающихся вокруг Земли, доминирует в сфере спутникового интернета. В то же время Китай начал развертывание своей собственной широкополосной мегаконстелляции Guowang.

Американские военные официальные лица заявляют, что Китай стремится использовать спутники и космические технологии для шпионажа над конкурентами и усиления военного потенциала. Министерство иностранных дел Китая в заявлении для Reuters отвергло обвинения США, называя их клеветой, и указало на использование Вашингтоном этих опасений для расширения своего влияния в космосе.

В отличие от китайских партнеров, НАСА в основном опирается на частные ракеты, такие как SpaceX, которая имеет многомиллиардные контракты с правительством США. Однако правительство и военные США выражают беспокойство по поводу своей зависимости от SpaceX, особенно учитывая деятельный стиль Маска ведения бизнеса, по словам одного нынешнего и одного бывшего американского чиновника, работающих с космической политикой.

Американские оборонные подрядчики, такие как Boeing (NYSE:BA) и Lockheed Martin (NYSE:LMT), обычно советуются с Госдепартаментом перед заключением международных соглашений. Однако Маск и SpaceX напрямую взаимодействуют с Джакартой, утверждают два чиновника.

Представитель Lockheed Martin сообщил Reuters, что компания тесно сотрудничает с правительством США, союзниками и международными клиентами. Boeing воздержался от комментариев, а Государственный департамент не ответил на запрос о комментариях.

Представитель Пентагона Джефф Юргенсен отказался комментировать SpaceX, однако отметил, что многие сотрудничества Министерства обороны с космической отраслью имеют успешную историю.

Эксперт по китайским шпионским операциям в Атлантическом совете, Николас Эфтимиадес, отметил, что генеральный директор SpaceX вызвал недовольство у ряда чиновников в Вашингтоне. «Илон Маск идет своим путем, что вызывает недовольство у некоторых», — добавил он.

Несмотря на это, сделки Маска прервали долгую тенденцию, когда западные компании уступали китайским предприятиям в Индонезии, архипелаге из более чем 17 000 островов с населением более 270 миллионов человек.

В октябре Видодо объявил о планах Пекина стать крупнейшим прямым иностранным инвестором в Индонезии за два года, опережая Сингапур.

Китайские компании являются доминирующими фигурами в секторе интернета и 5G. По мнению Андри Сатрио Нугрохо, экономиста из Института развития экономики и финансов в Джакарте, Пекин был естественным партнером для развертывания спутников до 2020 года. «Индонезия поддерживает тесные связи с Китаем в различных сферах. Сложно испытать доминирование Китая».

ВСТРЕЧА НА ЗВЕЗДНОЙ БАЗЕ

В мае 2022 года Джокови, известный как могущественный президент Индонезии, посетил предприятие SpaceX в Бока-Чике, Техас. «Добро пожаловать на Starbase,» — сказал Маск, улыбаясь и пожимая руку президенту, который искал инвестиции Tesla (NASDAQ:TSLA) в никелевый сектор Индонезии.

Визит Видодо продлился два часа: полчаса ушло на переговоры с Маском в офисе, украшенном миниатюрными ракетами, а затем последовала экскурсия по производственным помещениям, как сообщил индонезийский чиновник, хорошо осведомленный о ситуации.

Президент долгое время стремился развить индустрию электромобилей в Индонезии, обладающей крупнейшими запасами никеля в мире, ключевого компонента электрических батарей. Ограниченный по срокам властитель покидает свой пост в октябре, но эксперты предсказывают, что Видодо останется влиятельным фигурантом в политике после победы его поддержанного кандидата на президентских выборах 14 февраля.

В прошлом году Видодо рассказал агентству Reuters, что для привлечения Маска предложил налоговые льготы, уступки в добыче никеля и субсидии на покупку электромобилей. Однако ни автомобили Tesla, ни завод по производству аккумуляторов в Индонезии, о которых говорил Видодо, так и не появились.

Вместо этого, по информации источника, близкого к событиям, через несколько дней после визита индонезийские официальные лица начали обсуждать другой проект Маска: Starlink.

Источник сообщил, что на встрече в Техасе Маск запросил у Видодо разрешение на введение Starlink на индонезийский рынок. Поддержку этому выразила Telkomsat, дочерняя компания государственной телекоммуникационной фирмы Telkom, как утверждает бывший исполнительный директор Энди Фитри Херлианто по информации Reuters.

Херлианто отметил, что в течение нескольких месяцев компания добивалась одобрения регуляторов для использования услуг Starlink Telkomsat в транзите сотовой связи или подключения базовых станций мобильной связи к их сети.

Однако официальные лица выразили беспокойство относительно возможного воздействия на местных операторов связи в случае получения разрешения. По состоянию на визит в Бока-Чику, план так и не продвинулся.

«ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ»

Менее чем через месяц после встречи в Техасе компания Telkom объявила, что ее дочерняя компания получила права на использование Starlink. Министерство связи Индонезии сообщило агентству Reuters, что разрешено использовать только транзитную связь с Telkomsat, но не розничную продажу интернет-услуг.

Источник, знакомый с индонезийскими дискуссиями, отметил, что Маск предложил это на майской встрече, что послужило началом событий. Пресс-секретарь Видодо Дуипаяна подтвердила, что обсуждались возможности Индонезии, включая будущие инвестиции компаний Маска, включая Tesla. Telkom не прокомментировал запросы.

В июне прошлого года ракета Falcon 9 компании SpaceX вывела на орбиту крупнейший спутник в Юго-Восточной Азии, SATRIA-1, весом 4,5 тонны. Руководитель проекта SATRIA-1, Ниа Сатвика, отметила, что SpaceX предлагает более низкие цены и доступные места для запусков по сравнению с конкурентами, меняя правила игры благодаря возможности повторного использования ракетных частей.


Автор: Ербол Нурланов

Ербол — талантливый фотограф, зафиксировавший красоту природы и городской жизни Казахстана. Его работы придают нашим материалам визуальное великолепие.