Роман Юрьевич Тензин Оригинальный сценарий



жүктеу 1.16 Mb.
бет1/4
Дата03.04.2019
өлшемі1.16 Mb.
түріСценарий
  1   2   3   4

ДИРИЖАБЛИ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ


Роман Юрьевич Тензин

Оригинальный сценарий

Тел: +7(921)036-33-82

e-mail: tenzin70@mail.ru

персональный сайт: kinoscenarist.ru
ПЕРВАЯ СЕРИЯ
На экране красивым почерком пишется титр (эпиграф к фильму с указанием автора изречения). Выводимая на экран надпись синхронно читается находящимся за кадром РАССКАЗЧИКОМ (за исключением годов жизни Н.Е. Жуковского, которые рассказчиком не озвучиваются).
ТИТР:
Человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к весу мускулов в 72 раза слабее птицы… Но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума.

теоретик воздухоплавания и аэродинамики Николай Егорович Жуковский (1847-1921)


НАТ. НЕБО, Живописная природа - ДЕНЬ
В небе легко и изящно парит птица.
РАССКАЗЧИК

(за кадром)

О том, чтобы парить в воздухе, подобно птице, люди мечтали с древности. Неслучайно многие чтимые ими божества в их воображении наделялись способностью летать.
Поочерёдно демонстрируются картинки упоминаемых рассказчиком богов и божьих посланников.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Древнеегипетская богиня плодородия, воды и ветра

(ДАЛЬШЕ)

РАССКАЗЧИК (ПРОД)

Исида, древнегреческая богиня победы Ника, древнеримский бог торговли Меркурий и целый ряд других представителей религиозного культа (в христианстве это ангелы, архангелы, серафимы и херувимы) изображались крылатыми.


В кадре портреты Братьев Монгольфье (показываются одновременно, под ними пояснительная надпись: Братья Жозеф-Мишель (1740-1810) и Жак-Этьен (1745-1799)Монгольфье).
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Давнюю мечту человечества о полёте претворили в жизнь братья Жозеф-Мишель и Жак-Этьен Монгольфье. В отличие от многих своих предшественников,

(в кадре появляется картинка летательного аппарата Леонардо да Винчи с машущими крыльями)

братья считали невозможным создание летательного аппарата на основе мускульной силы. Они задумали создать воздушный шар. А навёл их на эту мысль один забавный случай.
ИНТ. КОМНАТА - ВЕЧЕР
За столом, на котором в канделябре горят свечи, сидит ЖОЗЕФ МОНГОЛЬФЬЕ 35 лет, а перед ним стоит, улыбаясь, его симпатичная ЖЕНА лет 30, держащая в руках поднос с фарфоровыми чашками и чайником. За спиной жены камин, в котором горят дрова (часть дыма из камина идёт в комнату). Между Жозефом Монгольфье и его женой неспешно проходит их маленький СЫН лет 4. В этот момент дым камина неожиданно поднимает юбку жены значительно выше колен. Сын, остановившись, и засунув себе палец в рот, с любопытством смотрит под задравшуюся юбку.

РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Как-то зимним вечером, Жозеф увидел, как у его жены, стоявшей у камина, внезапно задралась юбка.


ЖОЗЕФ МОНГОЛЬФЬЕ

(жене)


Поскромней, милая. Мы не одни… Ребёнок ходит.
Жена

(Жозефу Монгольфье, быстро ставя поднос на стол)

Я невиновата, это дым поднял.
ЖОЗЕФ МОНГОЛЬФЬЕ

(сам себе, задумчиво)

Дым?!
РАССКАЗЧИК

(за кадром)

Способ подняться в небо стал предельно ясным.
ЖОЗЕФ МОНГОЛЬФЬЕ

(молча размышляет)

Взлететь поможет мешок, наполненный дымом!
Идёт линейка картинок полёта воздушного шара братьев Монгольфье с двумя аэронавтами.

РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

21 ноября 1783 года в Париже состоялся первый полёт людей на воздушном шаре, изобретённом братьями Монгольфье… Шар, сделанный из хлопчатобумажной ткани, поднялся благодаря горячему воздуху, поступавшему в него через отверстие внизу, от разожжённого под ним костра.

Шар достиг высоты в 1000 метров, пролетел над

(ДАЛЬШЕ)

ВЕДУЩИЙ (ПРОД)

изумлённым Парижем и через 45 минут плавно опустился в его пригороде.

В кадре портреты Пилатра де Розье и Франсуа д,Арланда (демонстрируются одновременно, под ними пояснительная надпись: Пилатр де Розье (1754-1785), Франсуа д,Арланд (1742-1809).
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Первыми в истории аэронавтами стали директор парижского музея науки Пилатр де Розье и маркиз Франсуа д,Арланд, вызвавшимися в полёт добровольцами.
В кадре картинка-схема воздушного шара-монгольфьера, на которой прямыми линиями указаны (среди прочего) отверстие в топке, вилы для работы в топке (картинка также имеет соответствующие пояснительные надписи).
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

В воздухе они не сидели сложа руки, а, подкидывая вилами,

(на картинке-схеме вилы обрисовываются синим кружочком)

солому, поддерживали огонь на решётке в топке

(на картинке-схеме отверстие в топке обрисовывается синим кружочком)

находившейся в нижней части оболочки.
НАТ. ПОЛЯНА – ОСЕННИЙ ДЕНЬ
Пилатр де Розье (держит в одной руке початую бутылку шампанского, а в другой наполненный шампанским фужер), и Франсу д,Арланд (держит в руке наполненный шампанским фужер) с радостными лицами чокаются фужерами и выпивают их содержимое (воздушного шара в кадре нет).

РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

После приземления Пилатр и Франсуа отметили удачу, распив бутылку шампанского.


Рассказчик выдерживает короткую паузу.
РАССКАЗЧИК

(за кадром)

Так началась история воздухоплавания.
В кадре картинка полёта воздушного шара профессора Шарля с двумя аэронавтами.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Уже 1 декабря 1783 года тоже в Париже в небо поднялся воздушный шар из шёлковой ткани, наполненный водородом, на долгие годы ставшим в воздухоплавании основным несущим газом.
В кадре портрет Жака Шарля (под ним пояснительная надпись: Жак Шарь (1746-1823)
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Шар был сконструирован и испытан французским учёным - профессором Жаком Шарлем. Первый полёт длился 2 часа 15 минут на высоте 400 метров. Шар преодолел расстояние в 40 километров.
В кадре картинка, на которой изображён процесс заполнение оболочки воздушного шара профессора Шарля водородом (под ней пояснительная надпись: Заполнение водородом оболочки шара профессора Шарля).

РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Шарль понял, что дым, которым наполнялся шар Монгольфье – не лучшее решение, так как,

(ДАЛЬШЕ)

ВЕДУЩИЙ (ПРОД)

остывая, он теряет подъёмную силу, чего никогда не происходит с водородом, который всегда легче воздуха, а потому имеет постоянную подъёмную силу.
В кадре одновременно картинки воздушного шара-монгольфьера и воздушного шара-шарльера.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

В скором времени шары-монгольфьеры, не выдержав конкуренции, практически полностью были вытеснены шарами-шарльерами.
Картинка воздушного шара-монгольфьера перечёркивается крест на крест красными линиями и с характерным звуком падает плашмя назад. В кадре остаётся лишь картинка шара-шарльера.
РАССКАЗЧИК

(за кадром)

Это было вызвано присущими монгольфьерам недостатками: необходимостью брать на борт большое количество горючего топлива и опасностью возникновения пожара в воздухе.
На экране схема, на которой в динамике изображается полёт воздушного шара-шарльера в ветряных потоках (показываются стрелками).

РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Но воздушные шары аэростаты, способны лететь лишь туда, куда дует ветер. А потому они не могли отвечать главной цели воздухоплавания – служить средством сообщения. Для этого необходим был аэростат, которым можно было бы управлять, то есть дирижабль. Слово дирижабль имеет французское

(ДАЛЬШЕ)

РАССКАЗЧИК (ПРОД)

происхождение и буквально переводится, как управляемый.
В кадре фотография Анри Жиффара (под ним пояснительная надпись: Анри Жиффар (1825-1882)
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Первый в мире дирижабль был создан французским инженером-механиком Анри Жиффаром, испытавшим его в полёте 24 сентября 1852 года.
В кадре картинка первого дирижабля Анри Жиффара (позднее он создал ещё и второй), из трубы паровой машины которого идёт дым (далее на картинке упоминаемые рассказчиком конструктивные элементы дирижабля поочередно на мгновение выделяются более ярким цветом).
РАССКАЗЧИК

(за кадром)

Он имел веретенообразную оболочку, был оснащён воздушным винтом, рулём, паровым двигателем с трубой, мощность которого составляла 3 лошадиные силы. Дирижабль развивал скорость до 10 км/час.
На экране схема, на которой в динамике изображается полёт первого дирижабля Анри Жиффара с аэронавтом в гондоле (вид с боку).
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Однако с технической точки зрения дирижабль Жиффара был ещё очень несовершенным. Паровая машина имела малую мощность при большей массе, составлявшей 150 кг. Хотя винт и давал некоторую тягу, но она была ничтожной. В полёте Жиффар не смог вернуться к месту старта. Сила ветра превышала скромные возможности двигателя.
На экране схема, на которой в динамике изображается полёт первого дирижабля Анри Жиффара (вид сверху) в ветряных потоках (они показаны стрелками), в которых ему удаётся произвести разворот на 90 градусов и двигаться со смещением перпендикулярно направлению ветра.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Тем не менее изобретателю всё же удавалось разворачивать дирижабль под прямым углом и двигаться пусть и со смещением в направлениях перпендикулярных ветру, что было совершенно невозможным для воздушных шаров.
НАТ. НеБО, КРАСИВОЕ облако - ДЕНЬ
РАССКАЗЧИК

(за кадром)

В последующие годы XIX века другие энтузиасты воздухоплавания также предпринимали попытки создания пилотируемого дирижабля.
В кадре картинка дирижабля Дюпюи де Лома.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Вот, например, как выглядел дирижабль известного французского кораблестроителя Дюпюи де Лома.
Рассказчик выдерживает короткую паузу.
РАССКАЗЧИК

(за кадром)

Этот созданный в 1872 году воздушный аппарат с помощью двухлопастного винта,

(в кадре картинка гондолы дирижабля, в которой члены экипажа вручную крутят винт)

приводимого в движение

(ДАЛЬШЕ)

РАССКАЗЧИК (ПРОД)

мускульной силой восьми членов экипажа, мог развивать скорость до 8 км/час, что для нормального управления в воздухе, конечно, было явно недостаточно.


В кадре картинка дирижабля Генлейна.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

В том же году немецкий техник Пауль Генлейн испытал свой дирижабль. На нём был поставлен газовый двигатель. Газ брался из оболочки.
В кадре фотография дирижабля Генлейна, висящего в воздухе в нескольких метрах над землёй.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Двигатель был очень тяжёлым – 458 кг, но всё-таки он позволял разогнать воздушное судно до 18 км/час, что, впрочем, для пилотируемого полёта было также мало, поскольку скорость даже умеренного ветра составляет 30 км/час.
В кадре картинка дирижабля «Франция» Кребса и Ренара.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Первый по-настоящему управляемый полёт совершил дирижабль «Франция», спроектированный французскими военными инженерами Шарлем Ренаром и Артуром Кребсом.
На экране схема, на которой в динамике изображается полёт дирижабля «Франция» (вид сверху), который идёт по замкнутой кривой (она вырисовывается на схеме) и возвращается в точку старта.  

РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Он приводился в движение электродвигателем мощностью около 8 лошадиных сил и тоже двигался со скоростью 18 км/час.


Рассказчик выдерживает короткую паузу.
РАССКАЗЧИК

(за кадром)

В 1884 году этот дирижабль, впервые в воздухоплавании, описал замкнутую кривую и за 23 минуты, пройдя в абсолютно безветренную погоду 8 км, смог вернуться к месту старта.
В кадре фотография Альберто Сантоса-Дюмона (под ней пояснительная надпись: Альберто Сантос-Дюмон (1873-1932).
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Первым человеком, который на практике доказал, что обычные, регулярные, контролируемые полёты на дирижаблях возможны, стал владелец крупных кофейных плантаций в Бразилии, изобретатель и фанатик неба Альберто Сантос-Дюмон.
В кадре фотография Сантоса-Дюмона на фоне макета дирижабля и затем подряд две картинки-схемы его дирижаблей.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

За свою жизнь, начиная с 1898 года, он, проживая в Париже, построил и лично совершил полёты на 14 дирижаблях, большая часть из которых работала на наиболее перспективных для того времени бензиновых двигателях, имевших малые габариты и вес.

Идёт линейка фотографий полётов Сантоса-Дюмона на дирижаблях в небе над Парижем.

РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Правил полётов тогда не существовало и Сантос-Дюмон на своих относительно небольших воздушных аппаратах, используя их в качестве личного небесного экипажа, одетый с иголочки (в модной шляпе, костюме франта и накрахмаленной белой рубашке) с деловым видом в хорошую погоду свободно летал над парижскими парками, бульварами, площадями и улицами на уровне верхушек деревьев и крыш домов.
НАТ. ПАРКОВАЯ АЛЛЕЯ – ЛЕТНИЙ ДЕНЬ
Перед камерой столпившиеся парижане и парижанки (в кадре их умещается не менее 10 человек) в одеждах начала 20-го века. Они с удивлёнными и восторженными лицами смотрят в небо. Слышен рокот пропеллера дирижабля, но самого дирижабля не видно.
Далее в кадре цветная фотография окружённого горожанами дирижабля Сантоса-Дюмона, приземлившегося посреди Парижа.
РАССКАЗЧИК

(за кадром)

Иногда Альберто приземлялся на завтрак перед фешенебельными кафе, вызывая удивления и неописуемые восторги парижан.
В кадре фотография Сантоса-Дюмона на капитанском мостике дирижабля, приземлившегося возле дома.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Однажды рано утром он прилетел и совершил посадку возле собственной квартиры, расположенной невдалеке от Триумфальной арки.
Поочерёдно показываются следующие фотографии и картинка (на них запечатлён облёт дирижаблем Сантоса-Дюмона Эйфелевой башни): фотография - парижане с земли наблюдают, как дирижабль подлетает к башне; фотография - облёт башни дирижаблем; картинка - люди наблюдают за полётом дирижабля непосредственно с самой башни; фотография – дирижабль отлетает от баши, а на земле восхищённые парижане машут шляпами.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

19 октября 1901 года на глазах у многочисленной затаившей дыхание публики он продемонстрировал чудеса воздушной маневренности: при ветре в 4,5 м/с обогнул на своём шестом по счёту дирижабле со скоростью около 30 км/час Эйфелеву башню, получив за этот полёт учреждённый французским нефтепромышленником-филантропом Дойче де ла Мертом приз, состоявший из 20000 франков наличными и драгоценного кубка стоимостью 100000 франков.
Демонстрируется кинохроника 1907 года, на которой запечатлён вывод французского дирижабля «Родина» из эллинга, а также его полёт.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Интерес к дирижаблям неуклонно возрастал, вначале ХХ века уже строились дирижабли трёх конструктивных типов. Об этих типах стоит рассказать более подробно, так как они актуальны и для современного дирижаблестроения, о котором ещё пойдёт речь в нашем фильме.
На экране схема дирижабля мягкого типа.

РАССКАЗЧИК

(за кадром)

По конструкции дирижабли делятся на мягкие, полужёсткие и жёсткие.


Рассказчик выдерживает короткую паузу.
РАССКАЗЧИК

(за кадром)

Сейчас вы видите схему мягкого дирижабля. Мягким называется тот дирижабль, корпус которого состоит из мягкой оболочки,

(на схеме оболочка на несколько секунд выделяется более ярким цветом)

обтекаемой формы, наполненной под давлением несущим газом.
Рассказчик выдерживает короткую паузу.
РАССКАЗЧИК

(за кадром)

Экипаж, пассажиры, грузы, топливо и оборудование размещаются в гондоле,

(на схеме гондола выделяется более ярким цветом),

подвешенной к оболочке.
На экране схема дирижабля полужёсткого типа.
РАССКАЗЧИК

(за кадром)

А вот схема полужёсткого дирижабля. От мягкого он отличается наличием в нижней части оболочки прочной опоры в виде килевой фермы,

(на схеме ферма выделяется более ярким цветом)

препятствующей «переламыванию» оболочки снизу. К ферме крепятся гондола, баки для горючего и моторы.
На экране схема дирижабля жёсткого типа.

РАССКАЗЧИК

(за кадром)

Теперь посмотрите на схему жёсткого дирижабля. У таких дирижаблей весь корпус представляет собой жёсткий каркас

(на схеме жёсткий каркас выделяется более ярким цветом)

из силовых элементов (раньше они были деревянными, стальными, дюралюминиевыми, в наше время они могут быть из алюминия и других прочных материалов)


Рассказчик выдерживает короткую паузу.
РАССКАЗЧИК

(за кадром)

Подобный каркас хорошо виден на следующей фотографии.
В кадре фотография жёсткого каркаса дирижабля «Акрон».
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

С наружной стороны он покрывается обшивкой (она может быть матерчатой, металлической или из другого подходящего материала, например, пластика).
На экране снова прежняя схема дирижабля жёсткого типа.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Внутри корпуса дирижабля в специальных газовых отсеках размещаются заполненные

несущим газом баллоны (их ещё называют газовыми мешками).

(на схеме газовый баллон на несколько секунд выделяются более ярким цветом)

Число их определяется

(ДАЛЬШЕ)

РАССКАЗЧИК (ПРОД)

условиями безопасности дирижабля или, как ещё говорят, его воздушной непотопляемостью.
Рассказчик выдерживает короткую паузу.

РАССКАЗЧИК

(за кадром)

Но газовые отсеки занимают далеко не весь корпус. Поэтому свободная его часть

(на схеме свободная часть корпуса на несколько секунд выделяется более ярким цветом)

может быть использована для размещения пассажиров, оборудования и прочей полезной нагрузки.


Рассказчик выдерживает короткую паузу.

РАССКАЗЧИК

(за кадром)

Потребность в гондоле

(на схеме гондола выделяется более ярким цветом)

в этом случае снижается и

она обычно используется лишь для размещения командной рубки.
Далее на экране при упоминании рассказчиком соответствующего типа дирижабля появляются, размещаясь вертикально снизу вверх, одна за одной 3-D картинки мягкого, полужёсткого и жёсткого дирижаблей (вид сбоку; размеры первого самые маленькие, второго - средние, третьего – самые большие).
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Мягкие, полужёсткие, жёсткие дирижабли имеют свои достоинства и недостатки.
У всех дирижаблей начинают крутиться винты, над и под дирижаблями появляются движущиеся стрелки, схематично… …изображающие воздушные потоки, в результате чего возникает иллюзия, что воздушные суда летят.
РАССКАЗЧИК

(за кадром)

Достоинства жёстких дирижаблей следующие: их большие размеры и
На несколько секунд часть борта жёсткого дирижабля исчезает и становятся видны многочисленные ящики в его грузовом отсеке.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

повышенная грузоподъёмность, возможность устройства внутри корпуса
На несколько секунд часть борта жёсткого дирижабля исчезает и становятся видны его три пассажирские палубы со схематичными фигурками людей на них.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

нескольких пассажирских палуб, лучшая аэродинамическая форма и,
Жёсткий дирижабль относительно двух других дирижаблей выдвигается вперёд.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

соответственно, более высокая скорость, доступ в полёте
На несколько секунд часть борта жёсткого дирижабля исчезает и становятся видны проходы в его корпусе к носу и корме.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

к большинству частей и механизмов конструкции, допустимость
Жёсткий дирижабль поднимается значительно выше двух других дирижаблей.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

высотных полётов, хорошая переносимость
Несколько секунд падающими сверху точками схематично показывается дождь, сквозь который летит жёсткий дирижабль.

РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

атмосферных осадков… Этих положительных качеств, увы, нет у мягких и полужёстких дирижаблей.


Рассказчик выдерживает короткую паузу.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Зато полужёсткие и особенно

мягкие дирижабли в сравнении с их жёсткими собратьями выигрывают


На несколько секунд под каждым из дирижаблей появляется горка денежных купюр, причём под жёстким дирижаблем она самая большая, под полужёстким в два раза, а под мягким в три раза меньше, чем под жёстким.

РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

своей существенно меньшей стоимостью и более низкими затратами в эксплуатации,


Показывается разворот дирижаблей на 180 градусов (носом к зрителю), причем быстрей всех его производит мягкий дирижабль, полужёсткий завершает его чуть позже, а разворот жёсткого вообще затягивается.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

большей маневренностью и простотой в управлении,
Развернувшиеся мягкий и полужёсткий дирижабль идут на посадку (спускаются к появившейся на экране ровной поверхности), причём мягкий дирижабль завершает её…

…первым, посадка полужёсткого затягивается, а жёсткий дирижабль продолжает на прежней высоте разворот на 180 градусов.


РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

на них легче совершить посадку.
Полужёсткий дирижабль заканчивает посадку, а жёсткий дирижабль все ещё продолжает на прежней высоте разворот на 180 градусов.

РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

В связи с этим при проектировании дирижабля выбирается тот конструктивный тип, который наиболее соответствует поставленным


Жёсткий дирижабль, наконец, завершает разворот и приступает к медленному снижению.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

перед этим воздушным судном задачам.
На экране карта Европы, на которой написаны названия всех европейских государств первого десятилетия ХХ века.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Но вернёмся к истории… К 1910 году наибольших успехов в строительстве дирижаблей достигла, отобрав пальму первенства у Франции,

(территория Германии на карте выделяется более ярким цветом)

Германия.
В кадре фотография Фердинанда фон Цеппелина (под ней пояснительная надпись: граф Фердинанд фон Цеппелин (1838-1917).

РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Решающую роль в этом сыграла

кипучая деятельность графа Фердинанда фон Цеппелина.
Демонстрируется кинохроника начала 20-го века, на которой запечатлён Фердинанд фон Цеппелин.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Его дирижабли восхищают даже сейчас, а для своего времени они были просто фантастическими! Он специализировался именно на жёстких дирижаблях. Вот фотографии некоторых из них.

Идёт линейка фотографий дирижаблей Цепеллина.


РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Граф Цеппелин оказался первым кто наладил промышленное производство дирижаблей. Кроме того, в 1909 году он основал первую в мире пассажирскую аэрокампанию «Полёты на воздушных кораблях», дирижабли которой уже через год бороздили небо над всей Германией. К 1914 году 7 дирижаблей этой компании совершили 1588 полётов и

(в кадре появляется фотография пассажирского салона дирижабля LZ-13 c пассажирами)

перевезли 34028 пассажиров.

То есть в каждый рейс бралось примерно по 20 пассажиров.

ИНТ. САЛОН ДИРИЖАБЛЯ – ЛЕТНИЙ ДЕНЬ
Указанная выше фотография пассажирского салона дирижабля LZ-13 «оживает» (сам салон представляет собой узкое… …прямоугольное с большими окнами деревянное помещение, вдоль стен которого тянется по ряду прикрученных к полу табуретов (в каждом ряде их десять) с установленными перед ними маленькими столиками). Все пассажиры респектабельно одеты по европейской моде 1910-х годов. Они с интересом, удивлением, восхищением, боязнью смотрят в окна. Кто-то из них сидит, а кто-то, переполненный волнением, стоит. Среди пассажиров ГОСПОДИН № 1 лет 30, ГОСПОДИН № 2 лет 35, ДАМА лет 35 (они стоят).

ГОСПОДИН № 1

(всем присутствующим)

Просто невероятно! Как в романе Жуля Верна!


ГОСПОДИН № 2

(всем присутствующим)

Изумительная картина!
ДАМА

(всем присутствующим, с лёгким испугом)

Главное, господа, чтобы он не упал!
ГОСПОДИН № 2

(даме)


Ваши страхи напрасны.
ДАМА

(господину № 2)

Почему?
ГОСПОДИН № 2

(даме, поучительно)

Дирижабль легче воздуха и упасть не может.
Вновь идёт линейка фотографий дирижаблей Цепеллина.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Сигарообразные «цеппелины»,

так стали называть эти

аппараты, не могли не впечатлять своими грандиозными размерами. Не случайно они стали символом

(ДАЛЬШЕ)

РАССКАЗЧИК (ПРОД)

того времени. При этом с 1909 по 1914 годы не было ни одной катастрофы с их участием.


Демонстрируется кинохроника, на которой солдаты кайзеровской Германии идут маршем по городской улице.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Бизнес графа Цеппелина стал по-настоящему процветать, когда ему удалось получить крупный военный заказ на строительство боевых дирижаблей, которых до Первой мировой войны, начавшейся 28 июля 1914 года, было построено 12.
Демонстрируется кинохроника боевых действий Первой мировой войны.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

С началом войны количество военных заказов резко увеличилось. К 1918 году заводы Цеппелина, не останавливавшие производство ни на минуту, построили в общей сложности 113 боевых дирижаблей. Благодаря этим титаническим усилиям парк дирижаблей во время войны у Германии был самым мощным.
Демонстрируется германская почтовая открытка «Цеппелин и аэроплан над Парижем».
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Германские боевые дирижабли обладали весьма впечатляющими лётно-техническими характеристиками.
В кадре фотография (либо цветная картинка)германского боевого дирижабля L-30 в небе (та, на которой нет земли).

РАССКАЗЧИК

(за кадром)

Перед вами фотография одного из цеппелинов – боевого дирижабля жёсткого типа с дюралюминиевым каркасом и заводским номером L-30, впервые поднявшегося в воздух

28 мая 1916 года. Кстати, он

относится к числу редких дирижаблей-счастливчиков, сумевших удачно пережить войну. В июле 1920 года в порядке военных репараций он был передан Бельгии, где его разобрали на детали.

Далее под фотографией одновременно с читаемым рассказчиком текстом печатаются лётно-технические характеристики дирижабля L-30 (длина, диаметр, количество двигателей, скорость, дальность полёта, высота полёта).

РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Он имел длину - 198 метров, максимальный диаметр корпуса – 24 метра, шесть бензиновых двигателей Майбах мощностью 240 лошадиных сил каждый, скорость – до 103,3 км/час, грузоподъемность – 32,5 тонны, дальность полёта – 7500 км на скорости 80 км/час, максимальная высота полёта – 7400 метров, экипаж – 20 человек. На нём была установлена радиостанция, дальность передачи сигнала которой составляла 1500 километров. Подъёмную силу дирижабля обеспечивали 19 наполненных водородом газовых мешков.


В кадре фотография германского боевого дирижабля в небе над идущими кильватерной колонной (то есть один за другим) военными кораблями.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Дирижабли использовались

(ДАЛЬШЕ)

РАССКАЗЧИК (ПРОД)

Германией для воздушной разведки, в том числе морских акваторий,


Демонстрируется германская почтовая открытка времён Первой мировой войны, на которой изображён германский боевой дирижабль (цеппелин), осуществляющий бомбардировку французского города Кале.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

а также для бомбардировок городов (в том числе Парижа, Лондона, Варшавы) и иных крупных стратегических объектов.
Демонстрируется плакат 1914 года на тему переименования Санкт-Петербурга в Петроград.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Кстати, в декабре 1916 года цеппелины LZ-98 и L-38, а в марте 1917 цеппелин LZ-120 пытались совершить бомбовые налёты на не имевший противовоздушной обороны Петроград.

В кадре фотография от 2 августа 1914 года заполненной народом Дворцовой площади Санкт-Петербурга.


РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Однако Бог хранил столицу Российской империи. Каждый раз из-за плохой погоды дирижабли обледеневали и, не долетев до города, поворачивали назад.
В кадре фотография германского боевого дирижабля в небе над Лондоном (Тауэрским мостом).

РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

В целом же, германские

(ДАЛЬШЕ)

РАССКАЗЧИК (ПРОД)

дирижабли на первых порах действовали очень успешно, наводя своими налётами ужас на англичан, французов и другие воюющие с немцами народы.
В кадре картинка германского боевого дирижабля, осуществляющего бомбардировку Антверпена, дополненная пояснительной надписью: Антверпен 14 августа 1914 года.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Например, 14 августа 1914 года в результате налёта всего лишь одного дирижабля на бельгийский город Антверпен было полностью разрушено 60 домов, а ещё 900 повреждено. Последствия бомбардировок представляли собой такую картину.

Идёт линейка фотографий, на которых запечатлены последствия указанных выше бомбардировок.


В кадре картинка, на которой германский боевой дирижабль в светлое время суток осуществляет бомбардировку Варшавы.
РАССКАЗЧИК

(за кадром)

В первый месяц войны германские дирижабли совершали бомбардировки в дневное время суток. Однако, потеряв вскоре четыре аппарата, уже к сентябрю 1914 года они перешли в основном на ночные операции.
В кадре фотография густой пелены облаков (вид сверху).
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Для скрытного подхода к цели экипажи дирижаблей старались использовать облачность.
В кадре фотография наблюдательной гондолы германского боевого дирижабля с наблюдателем в ней.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

При этом ввиду несовершенства навигационного оборудования тех времён и необходимости визуального наблюдения поверхности для достижения точного выхода на цель, дирижабли применяли наблюдательные гондолы: почти

невидимые с земли, оборудованные телефонной связью капсулы,


В кадре картинка, на которой показано практическое применение дирижаблем наблюдательной гондолы.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

спускаемые вместе с наблюдателем вниз под облака на тросах длиной до 200 метров. Помимо выполнения навигационных функций, наблюдатель ещё и корректировал бомбометание.
На экране схема, на которой в динамике изображается описываемый рассказчиком в следующей реплике полёт германского боевого дирижабля и производимое им бомбометание: дирижабль на относительно небольшой высоте осуществляет горизонтальный полёт; у дирижабля перестают крутиться винты; дирижабль в ветряных потоках (показываются стрелками) продолжает полёт с выключенными двигателями; дирижабль оказывается над целью (заводом с торчащими трубами) и из его брюха на землю летят бомбы, которые взрываются на крышах заводских построек.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Для того, чтобы незаметно приблизиться к подлежащему уничтожению объекту, немецкие аэронавты хорошо отработали и другую эффективную тактику… Ночью на малой высоте они подлетали к району

расположения объекта, выбирали нужное направление ветра и выключали двигатели,

(ДАЛЬШЕ)

РАССКАЗЧИК (ПРОД)

чтобы на земле не был слышан их рокот. Затем дирижабли под воздействием ветра совершенно бесшумно, скрытые ночным небом оказывались над целью и производили сброс бомб.
В кадре фотография зенитного орудия времён Первой мировой войны.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Однако далеко не всегда проходило всё гладко. Воевать на дирижаблях было занятием чрезвычайно опасным, требующим воистину отчаянной храбрости.
Рассказчик выдерживает короткую паузу.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Дело в том, что к началу Первой мировой войны уже существовала противовоздушная артиллерия.
В кадре фотография германского боевого дирижабля, пойманного лучами двух прожекторов.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Дирижабли выкрашивались снизу для маскировки в чёрный цвет, но это слабо помогало, поскольку уже имелись мощные прожектора, способные обнаружить дирижабль даже в кромешной тьме и взять его в перекрестие своих лучей, как в клещи.
В кадре другая фотография германского боевого дирижабля, пойманного лучами пятью прожекторов.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Это позволяло средствам ПВО вести по воздушному исполину достаточно меткий огонь – промазать, учитывая размеры цели, было сложно. К тому же, в силу своей неповоротливости возможности противозенитного манёвра у дирижаблей были крайне ограниченные.
В кадре другая фотография германского боевого дирижабля, пойманного лучами восьми прожекторов.

РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Довольно долго экипажи германских дирижаблей не особо боялись огня зенитных орудий, поскольку их снаряды просто пробивали дирижабли насквозь.


В кадре другая фотография германского боевого дирижабля, пойманного лучами многочисленных прожекторов.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Если прострелянным

оказывался какой-либо из газовых мешков или даже несколько из них, то это не было критичным - дирижабль мог убраться восвояси на оставшихся неповрежденных баллонах.


В кадре германская почтовая открытка «В сердце Англии», на которой германский боевой дирижабль в тёмное время суток осуществляет бомбардировку английского города.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Прострелы мешков лишь в нижней их части вообще не влекло негативных последствий – рвущийся в небеса газ мог уйти из баллона только через верхние отверстия.

Рассказчик выдерживает короткую паузу.


РАССКАЗЧИК

(за кадром)

Ситуация кардинально изменилась после того, как на вооружение поступили зажигательные снаряды и пули.
В кадре картинка подбитого в небе германского боевого дирижабля, корма которого охвачена пламенем.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Тогда контактный бой с дирижаблем, как правило, заканчивался не в пользу последнего.
В кадре картинка уже полностью объятого пламенем германского боевого дирижабля, но ещё пока находящегося в небе.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

В считанные секунды после первого попадания зажигательного боеприпаса в

газовый баллон весь дирижабль охватывался пламенем и приобретал вид гигантского факела.


В кадре картинка подбитого германского дирижабля, вокруг которого кружатся аэропланы.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Экипажи для экономии веса не брали в полёт парашюты, считая более полезным взять вместо них несколько лишних бомб. Поэтому вероятность гибели всех на борту была очень велика. Некоторые аэронавты, выпрыгивали из подбитых дирижаблей без парашютов, предпочитая разбиться, но не сгореть заживо.
В кадре фотография того что осталось от члена экипажа цеппелина, сбитого над Англией в ноябре 1916 года (силуэт человека на траве).
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Порой от аэронавта после крушения дирижабля оставалось буквально одно мокрое место.

В кадре картинка химического символа водорода (из таблицы Менделеева).


РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Причина высокой

пожароопасности дирижаблей, заключалась в том, что их несущим газом являлся водород – он дёшев, обладает большой подъёмной силой, но загорается от малейшей искры, а при смешении с воздухом или кислородом взрывается. Водород – долгое время был ахиллесовой пятой дирижаблей.

Идёт линейка фотографий французских и английских боевых аэропланов Первой мировой войны.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Самолёты тех лет представляли из себя весьма примитивные летательные аппараты. В первые месяцы войны они даже не имели стрелкового вооружения и по многим показателям сильно уступали дирижаблям. Их грузоподъёмность, продолжительность, дальность и высотность полётов не шли ни в какое сравнение с аналогичными показателями дирижаблей.
Демонстрируется кинохроника, на которой запечатлены аэропланы Первой мировой войны.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Но зато их скорость была примерно в два раза выше скорости дирижаблей, а их маневренность для дирижаблей была просто немыслимой.
В кадре фотография аэроплана с установленными на нём двумя пулемётами.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

При этом авиация постоянно совершенствовалась. Уже с

начала 1915 года на самолёты стали устанавливаться штатные пулемёты. С 1917 года, когда их стали снаряжать зажигательными пулями, они зарекомендовали себя грозной силой и моментально превратились в могильщиков дирижаблей.


В кадре картинка пылающего в небе дирижабля и атакующего его аэроплана.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

От одной короткой очереди крохотного аэроплана, гигантский дирижабль мог вспыхнуть, как спичка.
В кадре картинка рубки германского боевого дирижабля, на которой изображен держащий пулемёт стрелок.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Но немецкие аэронавты были фанатами своего дела и пасовать перед трудностями не собирались. На дирижаблях стали устанавливаться пулемёты. Они были как в гондоле управления,
В кадре фотография оружейной площадки цеппелина с пулемётами и стрелками.

РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

так и на специальных оружейных площадках жёсткого корпуса.


Компьютерная графика (либо реалистичная, либо уровня компьютерной игры): в дневном небе огромный цеппелин, вокруг которого кружится рой лёгких аэропланов, пытающихся подлететь к нему ближе, атаковать его со всех сторон; все стрелки цеппелина активно отстреливаются из пулемётов; один за другим два аэроплана оказываются подбитыми и с дымным шлейфом круто летят к земле; остальные аэропланы, уклоняясь от пулемётных очередей, на несколько секунд отлетают от дирижабля, но затем вновь атакуют его.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Пулемётным огнём стрелки пытались отбиться от наседавших истребителей и отогнать их от дирижабля… Правда, чтобы случайно не загорелся периодически стравляемый из дирижабля газ, открывать огонь стрелкам

разрешалось только по команде командира.


Рассказчик выдерживает короткую паузу.
РАССКАЗЧИК

(за кадром)

И всё же лучшей защитой дирижаблей от самолётов и зениток была высота.
На экране схема, на которой показаны три зенитных орудия на земле, три самолёта и один дирижабль в полёте (дирижабль летит значительно выше самолётов). Пунктирными линями в динамике демонстрируется огонь зениток и самолётов по дирижаблю (данные линии не достигают высоты полёта дирижабля).
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Дирижабли летали выше самолётов. В начале войны на трёх с половиной тысячах метрах над землёй самолёты

(ДАЛЬШЕ)

РАССКАЗЧИК (ПРОД)

уже не могли их поразить. Зенитные орудия в этот период тоже не могли их достать на такой высоте. Однако потолок боевого применения самолётов и зенитных орудий быстро и неуклонно повышался. Так, к 1918 году некоторые самолёты, хотя и с трудом, но уже могли подниматься на высоту в 6000 метров. Поэтому сражаться на

дирижаблях становилось всё труднее и труднее.
Рассказчик выдерживает короткую паузу.
РАССКАЗЧИК

(за кадром)

Полёт на больших высотах при отсутствии гермокабин экипажам воздушных гигантов давался нелегко. На больших высотах воздухоплавателям приходилось выносить температуры до -40 градусов по Цельсию.

В кадре фотография экипажа германского боевого дирижабля в военно-морской форме.


РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Экипажи цепеллинов стартовали в обычной военной форме.

В кадре фотография немецких аэронавтов в меховом кожаном обмундировании.


РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Но потом, чтобы спастись от жуткого холода, надевали тёплую одежду: меховое кожаное обмундирование либо просто тулупы и валенки… Несмотря на это некоторые аэронавты всё равно возвращались на базу с обмороженными конечностями.

ИНТ. РАДИОРУБКА ДИРИЖАБЛЯ - ДЕНЬ


В крохотной радиорубке, имеющей иллюминатор, за радиостанцией сидит БОРТРАДИСТ лет 25 в тулупе, валенках, меховой шапке. Одной рукой он отстукивает радиоключом морзянку, а другой вытирает тряпкой обильно идущую из носа кровь.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

На высоте 5000 метров и более нехватка кислорода нередко приводила к носовым кровотечениям, рвоте и потере сознания. Приём пищи был невозможен.
В кадре фотография германского боевого дирижабля L-19 в небе.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Всё сказанное - общая информация об опасностях, подстерегавших германские дирижабли в ту войну. А теперь немного конкретики. Начнём с жуткой истории, приключившейся с военно-морским цеппелином L-19, фотография которого сейчас перед вами.
Компьютерная графика (либо реалистичная, либо уровня компьютерной игры): дирижабль L-19 подлетает со стороны моря к берегу и продолжает уже лететь над землёй (над лесом). Внизу прямо под дирижаблем открывает огонь замаскированная среди деревьев зенитная батарея (зениток невидно, но хорошо заметны вспышки их выстрелов). На дирижабле появляются многочисленные пробоины, он разворачивается и летит назад к морю. Пролетев некоторое расстояние над морем, дирижабль совершает невдалеке от берега вынужденную посадку на воду. От удара о морскую поверхность корпус дирижабля переламывается (образует угол) и начинает медленно погружаться. На верхнюю часть корпуса L-19 (в районе носа) через дыры в обшивке вылезают маленькие, тёмные фигурки аэронавтов (16 человек). К тонущему дирижаблю подходит траулер «Кинг Стефан», над которым развивается британский флаг.

РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

2 февраля 1916 года дирижабль L-19, успешно отбомбившись над восточным побережьем Англии, летел над морем в сторону материка. Ошибка в навигации в условиях тумана

привела его к голландскому берегу, где он был обстрелян зенитной артиллерией. Израненный дирижабль, спасаясь от снарядов, ушёл назад в море, но долго лететь не смог и совершил вынужденную посадку на воду невдалеке от берега. 16 членов экипажа, вскарабкались на верхнюю часть корпуса цеппелина. В это время к ним подошёл британский траулер «Кинг Стефан».
НАТ. ВЕРХНЯЯ ЧАСТЬ НОСА ДИРИЖАБЛЯ – ДЕНЬ
Несколько аэронавтов (в объектив камеры их помещается не менее трёх) в германской военно-морской форме на приподнятом под небольшим углом носу дирижабля (компьютерная графика или макет; допустимо, если в кадре будет виден лишь небольшой участок «носа») машут руками и что-то кричат (что именно не слышно). При этом АЭРОНАВТ № 1 лет 25 размахивает белой тряпкой.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Аэронавты на английском языке взывали о помощи и умоляли взять их в плен.
В кадре картина, на которой изображены приводнившийся дирижабль L-19 с аэронавтами на верхней части его корпуса и отходящий от дирижабля траулер «Кинг Стефан».
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Однако к их величайшему изумлению и отчаянию траулер в нарушение норм международного права вдруг дал полный ход и быстро исчез

(ДАЛЬШЕ)

РАССКАЗЧИК (ПРОД)

за горизонтом. В итоге весь экипаж L-19 утонул в холодном море. Единственно, что они смогли сделать, выбросить в волны бутылку с прощальной запиской, выловленную потом рыбаками. 25 апреля того же года сам «Кинг Стефан» был

торпедирован немцами, но те, интернировав всю его команду, доставили её в целости и сохранности в Германию.
В кадре фотография германского боевого дирижабля SL-2 в небе. На фотографии печатная надпись: Schutte-Lanz-Luftfchiff SL 2.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Хотя, бывало, немецким воздухоплавателям в тяжёлых ситуациях везло. Так, отделался лёгким испугом экипаж армейского дирижабля SL-2.
Компьютерная графика (либо реалистичная, либо уровня компьютерной игры): дирижабль SL-2 (весь в пробоинах) по крутой нисходящей наклонной спускается к расположенному возле дороги одноэтажному дому, из печной трубы которого идёт дым. Далее дирижабль всем корпусом наваливается на крышу дома, полностью накрывая его собой. Из дыр в обшивке дирижабля начинает идти дым.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Возвращаясь на базу из очередного рейда, сильно потрёпанный огнём противника SL-2 с огромным трудом дотянул до своей территории и приступил к аварийному снижению. Возможности выбрать место для посадки уже не было и он рухнул на жилой дом, начав сразу наполняться дымом.

НАТ. ДОРОГА – ЛЕТНИЙ ДЕНЬ


Несколько аэронавтов (в объектив камеры их помещается не менее четырёх) в германской армейской форме бегут по дороге.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Команда, помня о

взрывоопасном характере

своего корабля, как можно скорее покинула боевые посты и в мгновение ока оказалась на приличном от места крушения расстоянии.
Компьютерная графика (либо реалистичная, либо уровня компьютерной игры): дирижабль SL-2 лежит на прежнем месте и в прежнем положении. Из дыр в обшивке дирижабля всё также идёт дым.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Однако время шло, а SL-2 продолжал мирно куриться сизым дымком и взрываться не торопился.
ИНТ. каюта дирижабля – ДЕНЬ
АЭРОНАВТЫ № 2 и № 3 лет 30 в германской армейской форме, закрывая от дыма свои дыхательные пути тряпками, наблюдают следующую картину: маленькая каюта (в ней есть небольшая койка), пол которой возле самой стены пробит верхушкой печной трубы, из которой валит дым.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Через какое-то время пара храбрецов проникла в дирижабль и увидела, что он, как бабочка на булавке, наколот на печную трубу, причем в печи продолжает гореть огонь. Взрыва не произошло лишь потому, что труба прошла в нескольких сантиметрах от баллонов с водородом.
В кадре фотография германского боевого дирижабля LZ-37, уходящего в свой последний полёт.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Имели место случаи, когда в бою везло лишь отдельным членам экипажа.
Ведущий выдерживает короткую паузу.

РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

На фотографии армейский дирижабль LZ-37, уходящий в свой последний полёт.


Компьютерная графика (либо реалистичная, либо уровня компьютерной игры): в светлое время суток (утром) дирижабль LZ-37 летит над лесом и отстреливается (видно как стрелки ведут огонь из пулемётного гнезда на «спине» цеппелина) от атакующего его истребителя-моноплана Моран-Солнье L. Последний, уклоняясь от пулемётных очередей, отворачивает в сторону и, сделав боевой разворот, снова атакует дирижабль (атака производится трижды). При каждой атаке пилот самолёта тоже открывает огонь из установленного перед ним пулемёта, но его пули не причиняют дирижаблю существенного вреда. Затем пулемёты на LZ-37 прекращают огонь, после чего истребитель взмывает над дирижаблем и оттуда сбрасывает сверху на его «спину» шесть небольших бомб (к каждому самолётному борту их было прикреплено по три штуки). Бомбы ложатся на дирижабль, взрываются и объятый пламенем цеппелин падает на свободную от построек территорию появившегося под ним монастыря. Взрывом бомб повреждается и сам самолёт. С дымным шлейфом он идёт на вынужденную посадку.

РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

7 июня 1915 года в районе бельгийского города Остенде на цеппелин напал английский истребитель-моноплан Моран-Солнье L. Пулемётчики дирижабля стали активно отстреливаться, отбивая одну атаку за другой. Они так старались, что вскоре полностью израсходовали свой боезапас. Истребитель вёл

(ДАЛЬШЕ)

РАССКАЗЧИК (ПРОД)

огонь обычными, а не зажигательными патронами, а потому причинить дирижаблю существенный вред ему никак не удавалось. Тогда его пилот Реджинальд Варнефолд

(в кадре на несколько секунд на экране появляется фотография Р.Варнефолда – она занимает лишь малую часть экрана)

набрал высоту и сверху сбросил на ставшим беззащитным дирижабль шесть девятикилограммовых бомб - LZ-37 взорвался и объятым пламенем упал на территорию женского католического монастыря. Взрывом был повреждён и сам истребитель, которому пришлось совершить вынужденную посадку. Весь экипаж цеппелина погиб, кроме одного аэронавта, родившегося, видимо, в рубашке.
ИНТ. МОНАШЕСКАЯ КЕЛЬЯ – УТРО
На кровати сидит и истово крестится красивая ПОСЛУШНИЦА лет 20 (в ночной рубашке, ноги укрыты одеялом). Над её головой – прикреплённый к стене крест. На противоположной к ней стене висит католическая икона. Через окно в келью попадают отблески бушующего на улице огня (там горит LZ-37)и доносятся отдельные душераздирающие крики людей.
ПОСЛУШНИЦА

(смотря на икону)

Господи! Смерть кругом. Ниспошли с небес Архангела Михаила, чтоб уберёг он меня.
С сильным треском ломается потолок и сверху в постель послушницы падает рулевой МЮХЛЕР лет 25 (у него спортивная фигура, красивое и мужественное лицо, на нём кожаное обмундирование). Послушница с криком соскакивает с кровати, но не убегает, а с расстояния с интересом рассматривает Мюхлера, который в забытье шевелит губами и слегка двигает рукой.

РАССКАЗЧИК

(за кадром)

Рулевой Мюхлер, выброшенный взрывом из дирижабля, проломив монастырскую крышу без каких-либо серьёзных травм упал прямо в постель к послушнице.


Послушница робко подходит к Мюхлеру и, присев на край кровати, кладёт ладонь на его лоб. Мюхлер открывает глаза.

МЮХЛЕР


(смотря на послушницу)

Я попал в рай?


ПОСЛУШНИЦА

(нежно)


Возможно.
Послушница гладит Мюхлера по волосам.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Вскоре они поженились и вместе прожили долгую и счастливую жизнь.

В кадре картинка германского боевого дирижабля, грозно нависшего над лондонским Биг-Беном.


РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Всего за Первую мировую войну германские дирижабли совершили 1210 боевых вылетов, сбросили бомб общей массой 340440 кг. Причиненный этим ущерб противнику значительным назвать нельзя.
В кадре германская почтовая открытка «Ночной налёт цеппелинов на Льеж».
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Но над ним была одержана важная психологическая победа – теперь никто не мог

(ДАЛЬШЕ)

РАССКАЗЧИК (ПРОД)

чувствовать себя спокойно даже в тылу. Страх оказаться под падающими с неба бомбами был очень силён и во Франции, и на Британских островах.


Демонстрируется английский агитационно-вербовочный плакат, на котором изображен боевой дирижабль в небе над Лондоном.
ЖЕНЩИНА

(за кадром, читает текст на плакате)

«Куда лучше встать под пули, чем быть убитым бомбой дома».
РАССКАЗЧИК

(за кадром)

В Англии он достигал степени настоящего массового психоза. Нагнетанию общественной нервозности способствовали журналисты. Перед началом налётов газеты пестрели заголовками: «Смертельная угроза воздушных кораблей», «Чёрная тень воздушных кораблей над Англией!», «Германия владеет воздушным пространством!».
ИНТ. КОМНАТА – НОЧЬ
В комнате в кресле качалке перед горящим камином за сервировочным столиком сидит СУПРУГ лет 50. Он читает английскую газету.
Возле сервировочного столика стоит СУПРУГА лет 45. Она ставит на столик с подноса чайный сервиз на две персоны.
СУПРУГ

Дорогая! Послушай, какие пишут ужасные вещи.


Супруг выдерживает короткую паузу.
СУПРУГ

(читает газету)

«Бесконечные флотилии гигантских воздушных кораблей, вооруженные множеством орудий и пулемётов, несущих в своём

(ДАЛЬШЕ)

РАССКАЗЧИК (ПРОД)

чреве огромное количество бомб, обрушат с неба на Англию смертельный шквал огня и металла».


СУПРУГА

(опустив руки)

Ты знаешь, вчера, как стемнело, я взглянула на небо и, по-моему, увидела его.
СУПРУГ

Кого?
СУПРУГА

Ни кого, а что… Цеппелин!
СУПРУГ

(помахивая газетой)

Завтра обязательно позвонишь в редакцию и расскажешь.

Супруга утвердительно кидает.


Супруг вновь приступает к чтению газеты.
Супруга подходит к окну и внимательно всматривается в тёмное небо.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Паника достигла таких размеров, что в редакции газет стали звонить люди, которые утверждали, что уже видели дирижабли над Дувром, Портлендом, Ливерпулем…
Демонстрируется английский агитационно-вербовочный плакат, на котором изображены разрушения, вызванные бомбардировками германских боевых дирижаблей.
ЖЕНЩИНА

(за кадром, читает текст на плакате)

«После немецкой бомбардировки 16 декабря. Это был дом рабочего. В нём погибло четыре человека, включая двоих детей, младшему из которых было 5 лет».

РАССКАЗЧИК

(за кадром)

Позже, когда цеппелины действительно появились в небе над Англией, пресса не жалела красок, описывая последствия их бомбовых атак, что ещё более повышало градус истерии и без того напуганного населения.

В кадре германская почтовая открытка «Налёт цеппелинов на Ярмут».
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Оценивая роль германских дирижаблей в войне нужно принимать во внимание и понесённые неприятелем косвенные потери.
Идёт линейка фотографий – все (за исключением фотографии паровоза) времён Первой мировой войны (английский паровоз начала ХХ века с железнодорожным составом; железнодорожная платформа с британскими солдатами и офицерами рядом с ней; заводской цех по производству первых английских танков; множество аэропланов в небе; два зенитных орудия с французскими боевыми расчётами возле них).
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Так, от налётов очень страдали железные дороги – из-за введенного режима ночного затемнения резко упала скорость движения поездов. Воздушные тревоги, светомаскировка нарушали ритмичность работы и серьёзно снижали производительность труда промышленных предприятий. Необходимость организации противовоздушной обороны привела к отвлечению

сотен самолётов, зенитных

орудий, тысяч солдат от линии фронта.

В кадре обложка номера французского журнала «Le Petti JournaL» от 12.03.1916 года, на которой изображена картинка пылающего в небе цеппелина.


РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

За это Германии пришлось заплатить дорогую цену. 52 дирижабля были потеряны, 40% экипажей не вернулось из

боевых вылетов, погибло 389

аэронавтов. Ещё 6 дирижаблей после окончания войны были уничтожены собственными экипажами, не пожелавшими передавать их победителям.
На экране карта Европы, на которой написаны названия всех европейских государств.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

В Первую мировую войну достаточно много боевых дирижаблей имели и такие

противостоящие Германии страны, как

(территория Англии, Франции, на карте поочередно выделяются более ярким цветом)

Англия и Франция. Но парк их аппаратов состоял большей частью из дирижаблей мягкого типа. В основном они использовались для морской разведки и конвоирования судов. Перед ними ставилась задача своевременно выявлять вражеские подводные лодки и оповещать об опасности моряков надводного флота.


В кадре фотография гондолы французского дирижабля, летящего над морем за кораблем.

РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Наглядный пример: фотография гондолы французского дирижабля, сопровождающего морской транспорт.


Рассказчик выдерживает короткую пазу.
РАССКАЗЧИК

(за кадром)

Потери среди таких дирижаблей были в целом невелики.
На экране карта Европы, на которой написаны названия всех европейских государств.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

В дореволюционной России

(территория России на карте выделяется более ярким цветом)

дирижаблестроение было развито слабо.
Демонстрируются фрагменты фильма Дранкова «300 лет Дома Романовых» (1913 год), в которых фигурирует император Николай Второй и его семья.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Большинство её управляемых аэростатов было закуплено за границей. Ни один русский завод не мог строить лёгкие и надёжные двигатели для дирижаблей – их приходилось ввозить из-за рубежа. К началу Первой мировой войны Россия располагала 14 дирижаблями, из которых лишь 4 -
Идёт линейка фотографий дирижаблей «Альбатрос», «Астра», «Кондор», «Буревестник».

РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

«Альбатрос», «Астра», «Кондор» и «Буревестник» по лётно-техническим характеристикам с некоторыми оговорками соответствовали своим иностранным собратьям.


В кадре фотография сидящих за столом царских генералов и императора Николая Второго.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Россия не имела ни одного

дирижабля жёсткой конструкции. В русском Генеральном штабе почему-то считали, что дирижабли должны обладать способностью, следовать за войсками в разобранном виде.


В кадре фотография склонившихся за столом над картой царских генералов и императора Николая Второго.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Защитники этой точки зрения не учитывали, что жёсткий дирижабль, имея больший радиус действия, может самостоятельно перелетать в заданное место и не нуждается в выдвинутых почти к самому фронту воздухоплавательных базах.
В кадре фотография дирижабля «Гигант» до аварии.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

За всю войну в России построили только один дирижабль. Он имел полужёсткую конструкцию и был самым крупным в ряду отечественных дирижаблей.

Имя ему дали соответствующее – «Гигант».

В кадре фотография дирижабля «Гигант» после аварии.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Прослужил он недолго, 10 февраля 1915 года в первом же испытательном полёте потерпел аварию -

на небольшой высоте сложился вдвое в средней своей части и опустился на землю.


Рассказчик выдерживает короткую паузу.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Больше в воздух он не поднялся.
Демонстрируется кинохроника боевых действий Первой мировой войны.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Неудивительно, что русские дирижабли почти не использовались в Первой мировой войне. Хотя отдельные случаи их боевого применения были. Один из них запечатлён на двух эксклюзивных фотографиях.
В кадре фотография дирижаблей «Россия» и «Орёл», атакующих германский дрендоут «GROSSER KURFURST».
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

На первой видно как мягкие дирижабли «Россия» и «Орёл» атакуют германский дрендоут «ГРОССЭР КУРФЮРСТ», сбрасывая на него бомбы.
В кадре фотография дирижабля «Россия», атакующего тот же дрендоут (снимок сделан с дирижабля «Орёл»).

РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Второй снимок этого необычного боя сделан уже из гондолы дирижабля «Орёл», пролетающего над атакующим дрендоут дирижаблем «Россия».


В кадре картинка подписания Компьенского перемирия в железнодорожном вагоне маршала Фердинанда Фоша.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

11 ноября 1918 года во

французском регионе Пикардия

недалеко от города Компьень в железнодорожном вагоне маршала Фердинанда Фоше было подписано соглашение о прекращении военных действий между Францией, Англией с одной стороны и Германией с другой - Первая мировая война закончилась.
Идёт линейка фотографий строящихся дирижаблей.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Однако строительство дирижаблей продолжилось и скоро наступил их «золотой век».
Идёт линейка фотографий дирижабля R-34.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

В июле 1919 года английский жёсткий дирижабль R-34, являвшийся почти полной копией немецкого цепеллина L-33, с экипажем из 30 человек, под командованием опытного воздухоплавателя майора Джорджа Скота в тяжёлых метеорологических условиях впервые за всю историю летательных аппаратов легче воздуха,

На экране карта трансатлантического перелёта дирижабля R-34 (маршрут прочерчивается линией при произнесении рассказчиком его начального и конечного пунктов).


РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

осуществил трансатлантический перелет из Шотландии в США по маршруту: Ист-Фортун – Лонг-Айленд. На преодоление 5000 километров дирижаблю понадобилось 108 часов 12

минут. Возвращение обратно в

Европу благодаря попутному ветру заняло всего 75 часов 3 минуты.
В кадре фотография стартующего из Сент-Джонса в полёт через Атлантику самолета «Виккерс Вими».
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Дирижабль R-34 чуть-чуть не

успел стать первым летательным аппаратом пересёкшим Атлантику… Несколькими днями раньше это сделали на самолёте «Виккерс Вими» английские лётчики Джон Алкок и Артур Браун.


В кадре фотография скапотировавшего самолёта «Виккерс Вими».
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Но полёт этих двух отважных пилотов получился очень экстремальным, был выполнен на пределе технических и человеческих сил. Закончился он капотированием самолёта при посадке в Ирландии. Напротив, аналогичный перелёт R-34 прошёл с гораздо меньшим риском и с несопоставимо большим комфортом.
Идёт линейка фотографий дирижабля «LZ-126».

РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Практику полётов управляемых аэростатов через Атлантику успешно продолжил построенный по заказу США компанией «Цепеллин» жёсткий дирижабль LZ-126… В 1924 году, проведя в воздухе 81 час 17 минут, он тоже, как и R-34, без каких-либо проблем перелетел из Германии в США по маршруту:


На экране карта трансатлантического перелёта LZ-126 (участки маршрута прочерчиваются линиями в такт пояснениям рассказчика).
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Фридрихсхафен – побережье Западной Испании – Азорские

острова – Новая Шотландия – Бостон – Нью-Джерси.


Идёт линейка фотографий дирижабля «Норвегия», находящегося в умеренных широтах.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

В мае 1926 года совместная норвежско-итало-американская экспедиция под руководством знаменитого полярника Руаля Амундсена на полужёстком дирижабле «Норвегия», управляемом его конструктором Умберто Нобиле
На экране карта трансарктического перелёта дирижабля «Норвегия» (участки маршрута прочерчиваются линиями в такт пояснениям рассказчика).
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

блестяще осуществила первый трансарктический полёт по маршруту Шпицберген – Северный полюс – Аляска.
Идёт линейка фотографий дирижабля «Норвегия», летящего над Арктикой.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Во время полёта в северных широтах одному из механиков постоянно приходилось проверять, не образовалась ли наледь на корпусе дирижабля и в исправности ли верхние клапаны.
НАТ. «СПИНА» ДИРИЖАБЛЯ – НОЧЬ
Светит луна. Под завывание ветра и урчание двигателей МЕХАННИК лет 30, держась одной рукой за канат, протянутый от кормы до носа, борясь с набегающим воздушным потоком, медленно передвигается на четвереньках по «спине» дирижабля (компьютерная графика или макет; допустимо, если в кадре будет виден лишь небольшой участок «спины»). Внезапно резкий боковой порыв ветра бросает механика в сторону и он, распластавшись по оболочке, повисает на канате ногами вниз. Напрягаясь изо всех сил, он вновь выползает на осевую линию «спины» дирижабля и продолжает передвигаться на четвереньках в прежнем направлении.

РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Впоследствии Нобиле вспоминал: «Задача была не из приятных: надо было выходить через узкую дверь на нос корабля, карабкаться вверх по крутой лестнице, упирающейся в наружную стенку, и под леденящим ветром, скорость которого достигала 80 км/час, пробираться на четвереньках по «спине» дирижабля на другую сторону, держась одной рукой за канат».


Демонстрируются кадры кинохроники, запечатлевшей дирижабль «Граф Цеппелин».
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

В 1928 году компания

«Цеппелин» построила самый

(ДАЛЬШЕ)

РАССКАЗЧИК (ПРОД)

большой на то время пассажирский дирижабль жёсткой конструкции «Граф Цеппелин».
В кадре цветная картинка (либо фотография) дирижабля LZ-127 «Граф Цеппелин». Далее под картинкой одновременно с читаемым рассказчиком текстом печатаются его лётно-технические характеристики (длина, диаметр, грузоподъемность, скорость, дальность полёта, количество двигателей, численность экипажа).
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Его характеристики были передовыми: длина составляла 236,6 метров, максимальный диаметр корпуса – 30,5 метров, грузоподъемность - 55 тонн, дальность полёта – около 11000 км, скорость – до 128 км/час, движение обеспечивали 5 двигателей

мощностью 530 лошадиных сил каждый, экипаж – 40-45 человек. Баллоны с несущим газом (водородом) размещались в 17 отсеках.

Демонстрируется кинохроника дирижабля «Граф Цеппелин» в полёте.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Одним из принципиальных отличий «Графа Цеппелина» от других дирижаблей было использование его двигателями не только жидкого, но и газообразного горючего (так называемого, блау-газа), плотность которого близка к плотности воздуха, а теплотворная способность значительно выше, чем у бензина. Это позволило существенно увеличить дальность полёта, снизить вес и соответственно повысить грузоподъёмность дирижабля,

(ДАЛЬШЕ)

РАССКАЗЧИК (ПРОД)

уменьшить нагрузку на его

каркас, избавить от экономически невыгодного выпуска в атмосферу части несущего газа по мере выработки топлива.
Идёт линейка фотографий дирижабля «Граф Цеппелин», на которых хорошо видна его гондола (на некоторых фото она показана крупным планом).
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Снизу, непосредственно к корпусу дирижабля, в передней его части крепилась гондола длиной 40 метров, шириной 6 метров и максимальной высотой 2 с четвертью метра (она была самой большой в истории дирижаблестроения). В ней находились рубка управления, навигационная рубка, помещение радиста; 10 двухместных пассажирских кают со спальными местами;

просторная кают-компания площадью 25 квадратных метров, в которой одновременно могли разместиться 28 человек; кухня, рассчитанная на обслуживание более 50 человек в течение нескольких суток; прочие помещения.


Идёт линейка фотографий пассажирских кают дирижабля «Граф Цеппелин».
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Вот что представляли из себя пассажирские каюты «Графа Цепеллина». Они были выполнены с претензией на роскошь, соответствующей гостинице класса «люкс». Их наклонные окна обеспечивали пассажирам хороший обзор и освещение.
В кадре фотография коридора, ведущего к пассажирским каютам дирижабля «Граф Цеппелин».
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

А это коридор с пассажирскими каютами, умывальными комнатами и раздельными санузлами.

В кадре фотография умывальной комнаты дирижабля «Граф Цеппелин».

РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Умывальные комнаты выглядели так.
Идёт линейка фотографий кают-компании дирижабля «Граф Цеппелин».
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Кают-компания дирижабля обладала тоже изысканным интерьером. Она походила на респектабельный ресторан с разнообразным меню, услужливыми официантами и приветливыми поварами.
Поочерёдно показываются две фотографии кухни дирижабля «Граф Цеппелин».
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Кухня на борту была электрифицирована. В ней можно было приготовить блюда на любой вкус.
В кадре фотография служебного помещения дирижабля «Граф Цеппелин».
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Рубки дирижабля имели внушительные размеры.
Демонстрируется глобус (вид сверху), на котором прочерчен маршрут кругосветного путешествия дирижабля «Граф Цеппелин» (на глобусе обозначены города, в которых дирижабль делал остановки; при упоминании рассказчиком этих городов их названия мигают).
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

В 1929 году «Граф Цеппелин»

впервые за всё существование

воздухоплавания совершил кругосветное путешествие. Стартовав в Лейкхерсте, дирижабль за 20 суток преодолел более 34 000 километров со средней скоростью около 115 км/час, совершив при этом лишь три промежуточные посадки – в

Фридрихсхафене, Токио и Лос-Анджелесе. Основной целью перелёта была пропаганда возможностей жёстких дирижаблей.


Идёт линейка фотографий дирижабля «Граф Цеппелин», на которых он летит над городами (Иерусалимом, Токио, Сан-Франциско и др.), египетскими пирамидами и прочими местами.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

В 1930 году «Граф Цеппелин»

совершил круговой перелёт в Южную и Северную Америку. В 1931 с научными целями пролетел над арктической частью Советского Союза. В том же году начал регулярные полёты в Бразилию… Вообще, этот дирижабль имел очень счастливую судьбу. За 9 лет эксплуатации он провёл в воздухе около 17000 часов, совершил 569 полётов в разные страны мира, преодолев почти 1,7 млн км, перевёз 13110 пассажиров и около 70 тонн грузов и почты. При этом он 143 раза пересёк

Атлантический океан и 1 раз

(ДАЛЬШЕ)

РАССКАЗЧИК (ПРОД)

Тихий. В 1938 году уже в гитлеровской Германии его превратили в музей, а в 1940 году по приказу немецкого командования разобрали на части, которые были использованы в военной промышленности.


КОНЕЦ ПЕРВОЙ СЕРИИ
ВТОРАЯ СЕРИЯ
Демонстрируется кинохроника дирижабля «Гинденбург» в полёте.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

В 1936 году компания «Цеппелин» снова удивила мир, завершив строительство ошеломляющего воображение пассажирского дирижабля «Гинденбург», первый полёт которого состоялся 4 марта.
В кадре картинка, на которой изображены для сравнения друг на другом дирижабль «Граф Цеппелин» (он сверху) и дирижабль «Гинденбург» (последний значительно больше первого). Под каждым дирижаблем написано его название.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Новый дирижабль жёсткого типа, названый в честь рейхспрезидента Германии Пауля фон Гинденбурга, был на порядок крупней своего предшественника «Графа Цеппелина».
В кадре фотография дирижаблей «Гинденбург» и «Граф Цеппелин» в небе над Берлином.

РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

На этой фотографии они оба в небе над Берлином. На ней хорошо заметна разница в их размерах.

В кадре цветная картинка (либо фотография) дирижабля «Гинденбург». Далее под картинкой одновременно с читаемым рассказчиком текстом печатаются лётно-технические характеристики данного дирижабля (длина, диаметр, грузоподъемность, количество двигателей, скорость, дальность полёта, численность экипажа).
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Длина «Гинденбурга» составляла 245 метров (лишь на 19 метров меньше знаменитого «Титаника»), максимальный диаметр корпуса

– 41,2 метров, грузоподъемность - 100 тонн, на нём были установлены 4 дизельных двигателя мощностью 1200 лошадиных сил каждый, скорость достигала 135 км/час, а при попутном ветре 150 км/час, дальность полёта – около 15000 км, экипаж состоял из 50 человек, из которых 10 – обслуживающий персонал.


Идёт линейка фотографий дирижабля «Гинденбург» (в ней нет его фотографий в небе над Нью-Йорком – они будут показаны позже).
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

«Гинденбург» современники называли «летающим отелем». Он имел на верхней палубе: приёмный холл с лестницами; 25 двухместных пассажирских кают, окрашенных в один из трёх цветов: бежевый, голубой или серый; салон-гостиную с установленным в нём облегчённым роялем из алюминия; читальный зал; чайную комнату; две прогулочные галереи (по одной с каждого борта); ресторан с удобными столиками. На нижней палубе располагались:

великолепная кухня, где самые

лучшие германские повара

(ДАЛЬШЕ)

РАССКАЗЧИК (ПРОД)

готовили изысканные блюда и подавали их на позолоченном голубом фарфоре; бар, в котором готовили фирменный напиток – охлажденный коктейль «Гинденбург»;

курительную комнату; душ;

туалеты; грузовой трюм. Обе пассажирские палубы подогревались центральным водяным отоплением (для этого использовалась вода из контура охлаждения ходовых двигателей дирижабля). Стоимость путешествия на дирижабле составляла в зависимости от маршрута от 400 до 800 долларов США.


В кадре цветная фотография пассажирской каюты дирижабля «Гинденбург» (на ней видна умывальная раковина).
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Размеры пассажирских кают были сопоставимы с размерами купе железнодорожных вагонов.

Их стены были покрыты тонкими пенопластовыми листами. Верхнее пассажирское место могло сворачиваться пассажирами, когда они бодрствовали. В каждой каюте находилась кнопка вызова стюарда, а также имелись складывающийся в стену стол, таким же образом убирающаяся раковина из лёгкой белой пластмассы с кранами горячей и холодной воды, гардеробный отсек и ящик для ручной клади.

(в кадре появляется чёрно-белая фотография каюты с убранной раковиной)

Поскольку каюты располагались

в центре верхней палубы – у

них не было окон и пассажиры

были лишены возможности со

(ДАЛЬШЕ)

РАССКАЗЧИК (ПРОД)

своих спальных мест наслаждаться видами земли, как это делали пассажиры «Графа Цеппелина». В 1937 году на нижней палубе дополнительно смонтировали

ещё 9 кают на 20 человек.

Эти каюты были больше по площади и уже имели иллюминаторы.

Идёт линейка фотографий ресторана дирижабля «Гинденбург».
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Ресторан занимал помещение 14 метров длины и 4 метра ширины. Стены украшали рисованные обои со сценами полётов «Графа Цепеллина» в Южную Америку. Мебель для уменьшения её веса имела трубчато-алюминиевый каркас и обтягивалась красным бархатом.
Идёт линейка фотографий салона-гостиной дирижабля «Гинденбург».
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Гостиная длиной 11 метров располагалась с правой стороны дирижабля. Её стены также украшала роспись, изображавшая маршруты Фернана Магеллана, Васко да Гамы, капитана Кука, Христофора Колумба, немецких дирижаблей. Алюминиевая мебель была обтянутой уже коричневой материей.
Идёт линейка фотографий установленного на борту дирижабля «Гинденбург» рояля.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

В гостиной на 356-ти струнном

(ДАЛЬШЕ)

РАССКАЗЧИК (ПРОД)

алюминиевом рояле, покрытом свиной кожей, профессиональные музыканты играли, как классические, так и современные композиции. Иногда их концерты транслировались по радио в

прямом эфире.
В кадре фотография библиотеки дирижабля «Гинденбург».
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Библиотека была меньше гостиной, но тоже разукрашена симпатичными рисунками.
На экране рисунки, которыми были украшены стены библиотеки дирижабля «Гинденбург».
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Это некоторые из них.
В кадре фотография прогулочной галереи дирижабля «Гинденбург».
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Прогулочные галереи имели широкие наклонные окна для лучшего обзора совершавших променад пассажиров. А посмотреть им было на что.
В кадре фотография скалистых островов Испании (вид из окна прогулочной галереи).
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Например, такая живописная картина скалистых островов Испании открывалась им с высоты птичьего полёта во время путешествия в Бразилию.

В кадре фотография окон прогулочной галереи дирижабля «Гинденбург» (вид извне).


РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Вот вид этих окон извне.
ИНТ. ПОМЕЩЕНИЕ – ДЕНЬ
Несколько респектабельно одетых по летнему сезону мужчин и женщин с багажом (чемоданами и сумками) стоят в очереди на предполётный досмотр, который проводят ПРОВЕРЯЮЩИЙ и ПРОВЕРЯЮЩАЯ (лет 25, в форме членов экипажа дирижабля «Гинденбург»). МУЖЧИНА № 1 (первый в очереди) кладёт на стол свой чемодан и открывает его. Проверяющая приступает к досмотру чемодана, а мужчина № 1 выкладывает из своих карманов на стол коробок спичек, зажигалку и поднимает руки вверх. Проверяющий с целью отыскания запрещённых к провозу на дирижабле предметов лёгкими движениями рук обхлопывает его. Проверяющая достаёт из чемодана карманный фонарик, несколько декоративных свечей, после чего упаковывает их вместе с коробком спичек, зажигалкой в мешочек и выдаёт мужчине № 1 квитанцию на принятые предметы. Мужчина № 1 закрывает чемодан и проходит на посадку.
РАССКАЗЧИК

(за кадром, продолжая)

Изначально создатели «Гинденбурга» планировали, что его несущим газом станет негорючий гелий. Но в то время этим газом располагали только США, а они не пожелали продавать его Германии ни за какие деньги. Поэтому баллоны дирижабля пришлось заполнить 200000 кубометров чрезвычайно огнеопасного водорода




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет