Рудольф штайнер оккультные истины древних мифов и легенд ga 92 Шестнадцать лекций



жүктеу 1.75 Mb.
бет1/10
Дата03.04.2019
өлшемі1.75 Mb.
түріРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР
Оккультные истины древних мифов и легенд
GA 92
Шестнадцать лекций
Die okkulten Wahrheiten alter Mythen und Sagen

Sechzehn Vorträge, gehalten in Berlin, Köln und Nürnberg in den Jahren 1904, 1905 und 1907 (Hörernotizen)

(Перевод П. Веселова, С.Шнитцера)

Содержание:
Греческие и германские мифы

Берлин - 24.VII.1904. Добро и зло

Берлин - 1.VII.1904. Чтение в хронике Акаши. Вольфрам фон Эшенбах

Берлин - 8.VII.1904. Сакраментализм. Дедал и Икар

Берлин - 15.VII.1904. Германская мифология

Берлин - 22.VII.1904. перевоплощение

Берлин - 30.IX.1904. Мистерии друидов и тротов

Берлин - 7.X.1904. Сказание о Прометее

Берлин - 14.X.1904. Сказание об аргонавтах и Одиссее

Берлин - 21.X.1904. О Зигфриде

Берлин - 28.X.1904. Троянская война
Рихард Вагнер в свете духовной науки

Берлин - 28.III.1905. 1 лекция

Берлин - 5.V.1905. 2 лекция

Берлин - 12 мая 1905. 3 лекция

Берлин - 19 мая 1905. 4 лекция
Кельн - 3 декабря 1905. Сказание о Парсифале и Лоэнгрине

Нюрнберг - 2 декабря 1907. Рихард Вагнер и его отношения к мистике

Подробное содержание:


ГРЕЧЕСКИЕ И ГЕРМАНСКИЕ МИФЫ

ПЕРВЫЙ ДОКЛАД, Берлин, 24 июня 1904

ДОБРО И ЗЛО

События физического мира - тень духовных свершений на высших планах. Добро и зло как соответствие или несоответствие развитию человечества. Введение христианства согласно состоянию развития соответствующего народа. Монотеистическое магометанство, его противоположность существующим религиозным формам; его связь с появлением естествознания. Воздействие древнеатлантической культуры Тао на китайскую религию; шаман Аттила как несвоевременный представитель этой культуры.


ВТОРОЙ ДОКЛАД 1 июля, 1904

ЧТЕНИЕ В ХРОНИКЕ-АКАШЕ. ВОЛЬФРАМ ФОН ЭШЕНБАХ Подготовка для чтения в Акаша-хронике: способность к отстранению Я в процессе мышления. Выработка этой способности у средневековых монахов. Вольфрам фон Эшенбах как инспирированный поэт. Коперник и переход к естественнонаучной картине мира. Значение "мастера" и его послания. Оккультный смысл легенды о Лоэнгрине; его воспроизведение в творчестве Рихарда Вагнера.


ТРЕТИЙ ДОКЛАД 8 июля 1904

САКРАМЕНТАЛИЗМ. ДЕДАЛ И ИКАР.

Значение легенд о Дедале и Икаре, Талосе и Тезее. Основание Рима, семь римских царей. Сущность сакраментализма. Возникновение и сакраментальная действенность огня.
ЧЕТВЁРТЫЙ ДОКЛАД 15 июля 1904

ГЕРМАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Значение северной и кельтской мифологии. От разделения полов до эпохи гипербореев; лемурийцы и атланты. Трое инициированных севера: Вотан, ВИЛИ и Be. Смысл северных мифов. Нифельхейм и Мюсельхейм. Вклад кельтов: легенда о короле Артуре и рыцарях круглого стола, волшебник Мерлин. Локи - бог желаний, Хаген-инспирированный им человек. Развитие личности, показанное на примере любви. Вольфрам фон Эшенбах как посвященный, его изложение Легенды о Парцифале. Соединение германских элементов с христианством.
ПЯТЫЙ ДОКЛАД 22 июля 1904

РЕИНКАРНАЦИЯ

Индийское учение о перевоплощении в телах животных. Легенда о Будде, который был зайцем. О значении легенд для подготовки к восприятию духовного знания в более поздних инкарнациях. Развитие человека от первой до четвёртой рунды. Отставание минералов, растений и животных на нижней ступени бытия, их возвышение до высшей ступени человеком.
ШЕСТОЙ ДОКЛАД 30 сентября 1904

МИСТЕРИИ ДРУИДОВ И ТРОТТОВ

Тротты или друиды как древние германские посвященные. Три ступени посвящения. «Эдда» описывает то, что происходило в древних мистериях троттов. Жрец-друид как архитектор человечества, слабое отражение этого в воззрениях масонов.
СЕДЬМОЙ ДОКЛАД 7 октября 1904

ЛЕГЕНДА О ПРОМЕТЕЕ

Экзотерическое, аллегорическое и оккультное толкования легенд. Объяснение легенды о Прометее как мистериального изложения

послеатлантической истории человечества. Лемурийская, атлантическая и послеатлантическая эпохи. Появление огня. Прометей - представитель послеатлантической эпохи. Противоположность кама-манического мышления Эпимитея и манического Прометея в мудрости и действиях посвященных послеатлантической эпохи.


ВОСЬМОЙ ДОКЛАД 14 октября 1904

ЛЕГЕНДЫ ОБ АРГОНАВТАХ И ОДИССЕЕ

Первый импульс к развитию интеллекта в пятой послеатлантической культуре; обновление этого импульса в греческой культуре. Стремление греческих философов к мудрости без любви. Соединение любви и мудрости в греческих мистериях. Выражение этой противоположности в легенде об Аргонавтах. Отдельные мотивы легенды об Одиссее как образ ступеней посвящения в греческих мистериях.
ДЕВЯТЫЙ ДОКЛАД 21 октября 1904

ЛЕГЕНДА О ЗИГФРИДЕ

Настроение ожидание у северных народов на повороте времён. Строгое сохранение тайны мистерий, несправедливый смертный приговор Сократу. Учение о смерти, которая ведёт к истинной жизни, у древних германцев и у Будды. Посвящение у друидов. Зигфрид - подготовитель христианства. Отдельные элементы Легенды о Зигфриде и их значение.
ДЕСЯТЫЙ ДОКЛАД 28 октября 1904

ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА

К началу послеатлантической эпохи руководителями человечес­тва были Ману, сверхчеловеческие существа, прошедшие своё раз­витие на других планетах. С начала шестой коренной расы Ману могут стать также и люди. Смена власти жрецов властью королей, изображённая в легенде о Троянской войне. Другие элементы этой легенды представляют схождение человека на физический план. Тайное содержание мистерий.

СЛОВАРЬ ТЕОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ


Рихард Вагнер в свете духовной науки.

Первая лекция. Берлин, 28 марта 1905 г.

Великие посвященные - вожди человечества; проявления их активности на примере Якоба Бёме. Стремление Рихарда Вагнера воссоздать древние мифы в музыкальной драме и тем самым вернуть прежнюю духовность культуре и погрязшему в материализме человечеству. Попытка опереться на саги о Карле Великом и Фридрихе Барбароссе. Сценический показ перехода от древней ясновидческой культуры к достижению рассудка и самосознания в музыкалых драмах Рихарда Вагнера.
Вторая лекция. Берлин, 5 мая 1905 г.

Переход, от древнего астрального ясновидения к рассудочной мудрости. Образное воплощение этого явления в древнегерманских сагах и вагнеровском “Кольце нибелунга». Четырежды посвященный Вотан. Логе и Бальдур как представители лунного и солнечного царств.


Третья лекция. Берлин, 12 мая 1905 г.

Четыре подготовительные эпохи в германо-нордическом развитии соответствуют четырем эпохам в средиземноморском пространстве. Рождение Я в пятую эпоху. Художественное воплощение этого события в тетралогии Рихарда Вагнера. Отдельные черты этой тетралогии и их эзотерическое значение. Проблема разделения полов оживает в «Тристане и Изольде». Преодоление этой проблемы через христианскую любовь. Указание на оперу «Парсифаль”.

Четвертая лекция. Берлин, 19 мая 1905 г.

Отношение Рихарда Вагнера к мистике. Набросок драмы

«Победитель”. Тема жертвенной девственницы в «Бедном Генрихе» Гартмана фон Ауэ и в музыкальных драмах Рихарда Вагнера. Тема Тангейзера. Культурный импульс прасемитов. Сага о Парсифале у Вольфрама фон Эшенбаха и у Рихарда Вагнера. Импульс грядущего нового воссоединения искусства, религии и науки в творчестве Рихарда Вагнера.
Парсифаль и Лоэнгрин.

Лекция. Кельн, 3 декабря 1905 г.

Преодоление религии друидов с появлением христианства. Падение дуба Донара и Бонифаций. Трагическое настроение в саге о Зигфриде. Фридрих Барбаросса и поиски священного Грааля. Парсифаль - посвященный Грааля. Его сын Лоэнгрин - основоположник городской культуры.
Рихард Вагнер и его отношение к мистике.

Лекция. Нюрнберг, 2 декабря 1907 г.

Рихард Вагнер как подлинный мистик. Его концепция музыки как откровения из другого мира. Музыка сфер как духовная реальность. Вагнеровская идея интегрального произведения искусства. Переход от ясновидческого сознания древних атлантов к рассудочному сознанию и Я-сознанию новейшего времени. Увертюра к «Золоту Рейна». Бесстрастное, вегетативное сознание жителей Атлантиды и грядущее возвращение этого состояния сознания на более высокой ступени развития человечества.
ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ

Берлин, 24 июля 1904

ДОБРО И ЗЛО
Сегодня мне хотелось бы продолжить ту тему, о которой я говорил две недели назад. В ближайшее время, вероятно, у нас будет возможность обратиться к амстердамским впечатлениям. Но сегодня хотелось бы обсудить некоторые конкретные вещи, имеющие отношение к нашему физическому плану.

Я уже часто обращал внимание на то, что происходящие в нашем физическом мире события являются ни чем иным, как своего рода теневым отражением событий более высоких планов. Оккультисту ясно, что события физического мира он сможет понять только тогда, когда знает, что происходит на сверхчувственных планах. Оккультисту, которому открыт более высокий план, это является так, как если бы люди приводились в движение идущими с более высоких планов нитями. Это могло бы казаться ограничением человеческой свободы. И сегодня мне хотелось бы показать, что это не так. Некоторые примеры покажут нам, как действует на нас более высокий план.

Здесь я должен обратиться к тому, о чём говорил прежде: абсолютного зла и абсолютного добра не существует. Зло является лишь своего рода несвоевременным добром, Если, скажем, в эпоху лунного развития происходит нечто, что предшествует нашей эпохе, а затем это нечто продолжается в нашем развитии, тог да в наше время оно оказывается несвоевременным. Что было добром в лунную эпоху, в земную эпоху является злом. В лунную эпоху некто мог получить задачу - гармонически сочетать влечения; но к концу лунной эпохи эта деятельность была завершена. Задача земного развития состоит в том, чтобы вновь овладеть страстями из манаса. Если бы некто сегодня жил в страстях так, как жили Питри, то он был бы в нашу эпоху злым человеком, в то время как в лунную был бы мудрецом.

Обычно не задумываются над значением такого явления, как, например, появление Магомета, основателя магометанской религии, в шестом в начале седьмого веков.

Для этого следует представить, что христианство сначала старалось освоить другие религиозные формы. Мы видим сначала лишь небольшие иудейские общины в Палестине; они так и остались довольно небольшими. Такому принципу, который несло христианское учение, нелегко было найти доступ к человеческим душам. Апостол Павел, оставив мысли язычников прежними, нашёл подход к ним и использовал затем языческие религиозные формы, влив в них христианское содержание. На юге Европы процветал культ Митры, который имел сходство с современным причастием. Там язычники приняли христианство, поскольку оно оставило полюбившийся им праздник Митры. То же самое произошло и у германцев: их праздник стал христианским символом как праздник Рождества. Их священные предки были приняты как христианские святые. Благодаря этому христианство постоянно охватывало новые области и народы. Это стало возможным благодаря умению христианства приспосабливаться. Христианская религия всё больше распространялась, но именно из-за этого многообразия она нуждалась в сильном центре, которым и стало римское папство. Все возникшие позднее недостатки христианства связаны с этой всемирно-исторической миссией папства.

Семитские народы должны были овладеть другим. Это совершил Магомет. Одно из первых, выдвинутых им основных положений гласит: нет иных богов, кроме Одного. Лишь тот, которого я вам проповедую, является истинным Богом. - Это положение можно понять лишь как оппозицию христианству. Сначала при завоевании физического плана христианство стремилось действовать вплоть до человеческой индивидуальности; оно не обращалось к старым силам, но хотело действовать через Манас.

Мы видим, что теперь магометанство сознательно не опирается больше на древние, ещё спиритуальные религиозные формы язычества, но правильный путь для овладения физическим планом ищет только с помощью физической науки. Мы видим, как эта физическая наука охватила искусство врачевания, которое возникло у арабов, и распространилось затем на другие земли. Арабские врачи ориентировались исключительно на физический план, в отличие от целителей древнего Египта, друидов и даже древних германцев. Последние становились целителями благодаря тому, что с помощью аскезы и других упражнений развивали свои психические силы. Ещё сегодня мы встречаем подобное в практике и действиях шаманов, правда, уже в упадочной форме. Итак, у этих прежних целителей развивались психические силы. Магомет же ввёл искусство врачевания, черпающее свои целительные средства лишь из физического плана. Это искусство врачевания развивалось там, где не хотели ничего знать о спиритуальных существах, но только о едином Боге. Алхимия и астрология в старом смысле закончились и стали новыми науками: астрономией, математикой и так далее. Позднее эти науки перешли на Запад. В пришедших в Испанию арабах мы видим образованных в физических областях людей, прежде всего математиков. Истинные последователи этого направления говорили: благоговейно почитаем мы то, что живёт в растениях, животных и так далее, но человек не должен неумело подражать тому, что следует творить лишь одному Богу. - Поэтому в мавританском искусстве мы находим лишь арабески - формы, которые не имеет ничего общего с растительными формами, но порождены фантазией.

Греческий импульс был погашен Римом, но греческое образование перешло к римлянам. Арабы получили от Магомета то, что они имеют. Магомет ввёл науку, которая ограничивается лишь законами физического плана. Монахи получили побуждение от мавров. Хотя мавры и были отброшены как политическая сила, но несший углубление физической науки монотеизм благодаря им пришёл в Европу и привёл к очищению христианства от всех языческих элементов.

Благодаря христианству чувства людей возвысились до Кама-Манаса. Благодаря магометанству разум, дух, был низведён с духовных высот к абстрактному постижению чисто физических законов. Эта физическая наука должна была пройти через различные ступени, чтобы достигнуть той, на которой она теперь находится. Она должна была пройти через священную науку Вед и через все последующие ступени, вплоть до достижений нашего времени. Уже атланты достигли многого, причём даже с помощью психических сил. Эта ориентация на физический план подготавливалась уже со времени атлантической эпохи.

Китайцы являются остатками атлантической расы монголов. Когда мы слышим китайское слово ТАО, то едва ли понимаем его Монголы выработали монотеизм, который доходил вплоть до физической осязаемости, до чувства духовного; древний китаец, древний монгол, произнося слово ТАО, чувствовал это. ТАО означает совсем не "путь", как обычно переводится, но главную силу, с помощью которой атлант ещё мог преобразовывать растения и приводить в движение свои удивительные воздушные корабли. Эту главную силу, которая называлась также "вриль", он использовал повсюду и называл её своим Богом. Он чувствовал эту силу в себе, она была для него "путём и целью". Поэтому каждый монгол рассматривал себя как орудие в руках великой силы вриль.

Этот монотеизм атлантов остался у той расы, которая пережила великий потоп. От этой религиозной формы, которая была ещё духов­ной, произошло пять коренных рас. Но эта древняя религиозная форма почитания единого Бога постепенно выродилась в политеизм. Только высокоразвитые жрецы придерживались монотеизма. На заре христианства монахи были сообразительны: Бальдур, так говорили они, стал в Палестине человеком. - В первых столетиях находят пеструю смесь христианства с язычеством, даже в арианстве. Это происходит в то время, когда в древней монгольской расе достигшими высокого развития шаманами была вызвана особенно яркая вспышка религиозных чувств. Как реакцию на политеизм мы видим, с одной стороны, появление новой религии единобожия, ислама, а с другой - у инициированных шаманов появляется нечто более древнее - сознание ТАО, которое мстит тем, кто отказался от древней монотеистической идеи Бога. Аттилу называли "бичом божьим". В его царстве князья жили в роскоши, но он, шаман, резко отличаясь от них, жил в величайшей простоте. О нём говорили, что его глаза пылали, и земля содрогалась, когда он обнажал меч. В атлантическую эпоху он в подлинном смысле этого слова был бы великим посвященным, но в наше время воспринимался бы как преступник. Та же самая сила, которая в его время была выражением божественного огня, в другую эпоху является как божественный гнев. В чём причина этого? Это необходимо, чтобы сделать возможным вообще дальнейшее развитие. Чтобы развитие продвигалось дальше, необходимо - с более высокой точки зрения - вновь переплести отдельные нити более гармонично.

Мы говорили также о друидах-священниках, которые учили народ с помощью сказок и мифов. Они, обладая инспирированными познаниями, были одновременно целителями, жрецами и астрологами. Когда кельтский элемент отделился от германского, вера в старую форму инспирации отступила. Мужчине было доверено завоевание физического плана, он стал воином. В женщине мы видим интуитивную и продуктивную силу. Женщина становится жрицей и одновременно целительницей, как, например, Веледа. Исцелением тогда ведали исключительно женщины, мужчины были вытеснены на внешний, физический план. Мы встречаем это даже во время меровингов и каролингов. Только потом спиритуальный элемент всё больше начал вытесняться наукой, которой монахи обучились у мавров. С 16 по 19 столетия возрастает материалистический образ мыслей. Психическое целительство отступило, оно лишилось доверия и презиралось как колдовство. С этим связана потеря способностей исцеления с помощью психики; врачевание на этом пути больше не было достаточно эффективным. Но ещё Парацельс обладал этими способностями в полной мере.

Это связано с переходом водительства человечества от одного Даяна Кохана высшего рода к другому. Исцеляющим Даяна Кохана называют в христианской эзотерике целителя Михаила, - того архангела, который руководит душевным идеализмом людей. Человек станет свободным, если только поймёт, что всё происходящее на физическом плане вызвано высшими силами. Он должен пойти в ученичество к архангелу Михаилу.

В Ветхом Завете два существа играют одну роль: ведущий дух, он гармонизирует; дегармонизирует Вельзевул, он же - Дхиана Коха­на, который руководит всей дисгармонией на физическом плане. Что­бы знать, почему одни формы разрушаются, а другие действуют, необходимо понять его. С 16 столетия полчища Вельзевула взяли верх над воинством Михаила. Мамона - тот Бог препятствий, который мешает человеку следовать прямым путём. Он был бы не на своём месте, если бы продолжал действовать в последующих столетиях.

Все физические события являются тенью сверхчувственных событий. Борьба между спиритуальными силами и материализмом есть отражение борьбы воинства Вельзевула и Маммоны с Михаилом. Эта борьба должна сначала разразиться на более высоком плане; эта борьба тридцать лет назад решилась в пользу Михаила, и сегодняшняя борьба на физическом плане есть отражение её. Наверху эта борьба решилась, но для отдельных людей она ещё не закончена. Если современные люди не будут ей соответствовать, они исчезнут и придут новые люди. Этим указан путь, на который должен вступить отдельный человек.
ВТОРАЯ ЛЕКЦИЯ

Берлин, 1 июля 1904

ЧТЕНИЕ В АКАША-ХРОНИКЕ ВОЛЬФРАМ ФОН ЭШЕНБАХ
После вводных эзотерических разъяснений, которые я дал в предыдущую пятницу, вам будет знакомо то, что я скажу сегодня. А точнее, мне хотелось бы рассмотреть из Акаша-Хроники некоторые исторические события последних столетий. Вы знаете, что все прошедшие событие определенным образом записываются в некой вечной хронике, в Акаша-материи, которая является гораздо более тонкой, чем известная нам материя. Вы знаете, что все события истории и предыстории записаны в этой материи. То, что теософы обычно называют Акаша-хроникой, не есть первоначальная запись, но отражения подлинной записи на астральном плане. Для её чтения необходима определенная подготовка, о которой я вам немного расскажу.

Для чтения в Акаша-хронике необходимо предоставить свои мысли в распоряжение силам и существам, которых мы в теософии называем "мастерами". Мастер должен дать нам необходимые указания для чтения в Акаша-хронике, которая написана не словами какого-нибудь существующего или существовавшего прежде языка, но в символах и знаках. Пока применяются силы, которые человек использует при обычном мышлении, - а каждый человек, специально не научившийся сознательно отстранять своё Я, применяет эти силы - до тех пор чтение в Акаша-хронике невозможно. Если вы просите: кто мыслит? - то вам придётся ответить: мыслю я. - Вы связываете вместе субъект и предикат, когда образуете суждение. Пока вы сами связываете отдельные понятия друг с другом, вы не в состоянии читать в Акаша-хронике, поскольку свои мысли вы связываете с собственным Я. Вам следует отстранить своё Я, отказаться от всякого чувства собственности. Вы должны ограничиться исключительно представлениями, а связывать отдельные представления предоставить находящимся вне вас самих силам, предоставить духу. То есть, необходимо отказаться не от мыслей, но от связывания отдельных мыслей. Затем мастер может научить вас связывать с помощью духа мысли с теми имевшими место в истории фактами и событиями, которые может показать универ­сальный мировой дух. Если вы больше не выносите суждения о фактах, тогда вам говорит сам мировой дух и соединяет ваш мыслительный материал.

Теперь я должен сказать нечто такое, что, возможно, вызовет предрассудки. Я должен сказать о том, что является хорошей подготовкой для отстранения своеволия Я, для обучения чтению в Акаша-хронике. Сегодня, как вам известно, с презрением относятся к практике средневековых монахов - приносить интеллект в жертву. Монах мыслил не так, как современный исследователь. Монах обладал определённым священным знанием, явленной в откровении священной теологией, содержание которой было дано и не подлежало обсуждению. Средневековый теолог применял разум для толкования и защиты данного в откровении. Это принесение интеллекта в жертву данному содержанию было суровым испытанием, что, впрочем, относится и к нашему времени. Давало ли это какие-то преимущества или, согласно современным представлениям, было чем-то сомнительным - мы во внимание принимать не будем. Эта жертва интеллекта, которую приносил монах, это устранение исходящего от личного Я суждения вырабатывало в нём способность ставить мысли на службу более высокому. Затем в последующем воплощении проявляются последствия этой жертвы, в результате которых принёсший её получает способность к бессамостному мышлению и становится гением созерцания. Эти способности более высокого рода созерцания, интуиции он может применить затем к чтению фактов в Акаша-хронике.

Особенно интересно ещё раз рассмотреть с этой точки зрения тот период в духовном развитии Европы, о котором мы говорили неделю назад, я имею в виду период от 9 до 15 столетия. Когда достигается бессамостность в отношении мыслительного содержания, и с ней соединяется правильное чувство почитания, которые должны иметь также и мистики, тогда эта эпоха, в которую в мировую историю выступила великая индивидуальность, воспринимается совсем иначе, чем в поверхностных исторических описаниях. Если рассматривать эту эпох> в Акаша-хронике, тогда наше внимание привлечёт великий образ, благодаря которому мы лучше поймём то время; наблюдатель увидит в этом образе великую индивидуальность, а оккультисту эта индивидуальность предстанет в ещё большем величии, чем обычному исследователю: индивидуальность Вольфрама фон Эшенбаха.

Вольфрам фон Эшенбах обрабатывал немецкие, романские и испанские легенды. Он принадлежит к тем великим инициированным поэтам, которые, будучи достаточно бессамостными для обработки имеющегося в наличии обширного материала, не считали себя его авторами. Таким величайшим поэтам, как Гомер, Софокл, Эврипид, никогда не нужно было искать материал. К таким великим поэтам принадлежит и Вольфрам фон Эшенбах. В своих работах он дал нам духовную историю времени от 9 до 15 столетий, которая внешне представляется как подготовительная эпоха нашего Нового времени, когда, как мы видели, преимущественно изучается всё, что принадлежит к внешнему, чувственному миру. Оно началось с Коперника. Люди начали воспринимать физический план серьёзно, а не как символ более высокого плана, как прежде. Миросозерцание древних не было ложным, но исходило из другой точки зрения: они рассматривали явления внешнего мира как символы деваханических состояний. Мы больше не будем, сказал Коперник, рассматривать физический мир как символ, но будем рассматривать сам физический мир. Благодаря этому весь образ мира для человека стал, разумеется, другим. В это время была подготовлена ориентация на практическое и физически-материальное. Прежние культуры, в которых наша физическая жизнь зависела от традиций и авторитетов, сменились такими, в которых это определялось личными способностями. Раньше сын крестьянина имел значимость, поскольку он был сыном крестьянина, сын рыцаря наследовал права своего отца. Всё изменилось в эту эпоху. Отовсюду стекались люди и основывали города; возвысилось бюргерство, появились практические изобретения: карманные часы, книгопечатание. Но это только внешний аспект дела. Души, как это видно на примере Коперника, обратились к практически знаниям, затем в эпоху просвещения это развивалось дальше, а в политической сфере - во французской революции. Торговое сословие культивировало практические интересы, стали необходимы личные способности. Происхождение того или иного человека не имело больше определяющего значения. Те, кто прослеживает эти вещи в Акаша-хронике, видят, что эти события на физическом плане направляются с более высоких планов. На ведущие умы влияют посвященные, которые действуют на более высоких планах. Гениальные личности восходят до существ, которые действуют за кулисами вплоть до белой ложи. Физический аспект - лишь внешняя сторона. Внутренняя сторона -работа посвященных белой ложи и их посланников, которые выходят в мир.

Мне хотелось бы немного рассказать об этой оккультной иерархии. К ней принадлежат такие существа, которые никогда не позволяют себя видеть: мастера. На физическом плане люди их не воспринимают. Их тайные ученики, чела, переносят на физический план великие задания мастеров. Тех, которых там обучают, называют "лебедями". Ученики, которых называют "безродными людьми", носят это имя потому, что их родина находится не в этом мире, но на высших планах. Они посылаются к гениальным людям, творящим историю. Так, например, можно доказать, что руководители французской революции были связаны с этим духовным импульсом мировой истории.

Великая белая ложа должна посылать своих посланцев, которые подготавливают и обучают людей, чтобы они на физическом плане стали органами, выполняющими намерения мастера. Так было и с Вольфрамом фон Эшенбахом. В средние века знали о белой ложе, её называли тогда "замок Грааля". В нём обитало белое братство. Того, кто был послан, чтобы дать импульс к учреждению городов в физическом мире, называли Лоэнгрином; он, обученный непосредственно "лебедем", обучил Генриха 1, который известен как основатель городов. Это означает, что соответствующая своей эпохе душа получила новый импульс от "безродного человека" В оккультизме душа всегда символизируется женским началом. Эльза Брабантская представляет соответствующую своей эпохе душу. Она должна сочетаться браком с рыцарем, принадлежащим к древней традиции, Тельрамундом. Но явился посланник Грааля и освободил соответствующую своей эпохе душу, Эльзу Брабантскую, от обета. Вольфрам фон Эшенбах характеризует эту эпоху следующим образом: Генрих направляется в Рим, где внутреннее, эзотерическое христианство сражалось с врагами христианства, сарацинами. Лоэнгрина, "безродного человека", нельзя спрашивать -откуда он родом. Это противоречит уставу его ордена. Он, подобно двуликому Янусу, должен смотреть и в сторону оккультного братства, и на людей, которых он обязан направлять в физическом мире. Рихард Вагнер часто находил очень точные слова, например, когда Лоэнгрин говорит: а теперь подумай, мой милый Лебедь. -Именно в этот момент Лебедь оставляет его, и он попадает в зависимость от физических обстоятельств. Он оказывается в мире, к которому совсем не приспособлен, это не его мир. Он принадлежит к другому миру, поэтому он считается безродным. Если его миссия будет выполнена, он уйдёт туда, откуда пришёл. Если его происхождение откроется, он, опять же, уйдёт. Ему тяжело даётся установление отношений с физическим планом. Поэтому Эльза Брабантская трижды спрашивает его - откуда он?

Мы видим, как благодаря инициации Вольфрам фон Эшенбах описывает связь этой эпохи с более высокими планами. Лоэнгрин -это вестник, посланец рыцарей Грааля. Рыцари Грааля - это белая ложа на Монсальвате. Задача посланца Грааля, рыцарей Грааля, -постоянное обновление древней традиции истинного христианства. То же самое имеют в виду, когда говорят о замке Грааля, о самом святом Граале. Представьте себе рыцарей Грааля, как хранителей того, что пришло в мир через истинное христианство. Об этом же говорит и Евангелие от Иоанна: "И слово стало плотью". - Через Христа получило разъяснение само физическое бытие, он сошёл в физический мир. Другие великие индивидуальности были учителями человечества: Будда, Заратустра, Пифагор. Моисей - все они истинные учителя. Они - "путь и истина", жизнь же в оккультном смысле - только Христос; поэтому Он говорит: "не приходят к Отцу, кроме как через Меня". - Жизнь освятится только тогда, когда Слово непосредственно войдёт в человеческое тело. Это схождение Божественного в физический мир должно постоянно обновляться Белой Ложей. Поэтому чаша Грааля - это та же самая Чаша, которая служила Иисусу на Тайной Вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь на Голгофе. Так сохраняется и продолжается принцип христианства, и ему даются новые силы благодаря тому, что вслед за апостолами посылаются двенадцать рыцарей Грааля, чтобы получить новые задачи.

Согласно средневековому мировоззрению для достижения важной ступени в развитии людей должен обучить чела, "лебедь". Так Вольфрам фон Эшенбах рассматривал и изображал историю. Кто в «Лоэнгрине» Рихарда Вагнера сумеет прочесть между строк, тот поймёт, что Вагнер, пусть даже не разумом, но чувством, интуитивно, постиг, что здесь кроется нечто великое. Поэтому он стремился обновить искусство элементом сверхчеловеческого. Согласно средневековой легенде, когда Эльза Брабантская хочет пленить Лоэнгрина этим миром, тот уходит, правда, как говорит Вольфрам фон Эшенбах, в Индию. В конечном счете, даже замок Грааля, как полагали, находится в Индии. Даже о розенкрейцерах говорили, что они в конце 18 столетия удалились в Азию, на Восток. Такова история основания средневековых городов согласно записям в Акаша-хронике. Частности могут не совпадать, но в целом они всегда согласуются.


Каталог: cat -> Ga Rus
Ga Rus -> Рудольф Штейнер Космическая предыстория человечества
Ga Rus -> Ga 148 Восемнадцать лекций, прочитанных в 1913-1914 г г. В разных городах
Ga Rus -> Рудольф штейнер историческая симптоматология
Ga Rus -> Рудольф Штейнер
Ga Rus -> Рудольф Штейнер средняя европа между востоком и западом ga 174a Космическая и человеческая история (т. 6)
Ga Rus -> Рудольф Штайнер Бхагавад Гита и Послания Св
Ga Rus -> Ницше Борец против своего времени ga 5 Перевод с немецкого И. Маханькова
Ga Rus -> Рудольф Штейнер рихард вагнер и мистика из ga 055
Ga Rus -> Рудольф Штейнер
Ga Rus -> Задачи новой экономической науки


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет