В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения известного русского врача, ученого-психиатра Владимира Михайловича Бехтерева. Долгое время это имя было вычеркнуто из российской науки и незаслуженно забыто. Только в 90-х годах прошлого столетия стали выходить труды этого необычного, прекрасного, мужественного человека и ученого с мировым именем.

В истории отечественной психологической науки с именем академика Владимира Михайловича Бехтерева (1857-1927) связано окончательное утверждение нового направления в исследовании психической деятельности, основанного на объективном подходе к объяснению природы психического и методов его изучения. Невропатолог и психиатр, специалист в области морфологии, гистологии, анатомии и физиологии мозга, психолог и педагог, крупный общественный деятель, создатель оригинальной научной школы, организатор и руководитель многих научных и учебных центров, автор более 600 работ и 369 выступлений, опубликованных на русском языке, — вот далеко не полный перечень сторон творческой деятельности этого многогранного ученого.

Владимир Михайлович родился 20 января 1857 года в с. Сорали Вятской губернии в семье служащего. Уже в детские и юношеские годы он увлекался естественными науками, проявлял интерес к натуралистическим наблюдениям природных явлений. По его собственным воспоминаниям, предметом особенно тщательного изучения в школьные годы у него стала теория Ч.Дарвина. Знакомство с ней явилось первым серьезным обращением будущего ученого к проблеме развития живой материи, решению которой впоследствии он отдал все свои творческие силы.

Бехтерев получил образование в Петербургской медико-хирургической академии, которая в то время была одним из крупнейших научных и учебных центров. В это время в Академии работают такие известные ученые, как химик А.П.Бородин, врач Н.И.Пирогов, физиолог И.М.Сеченов. В студенческие годы В.М.Бехтерев окончательно определяется в своих научных интересах, центральное место, в которых занимает психиатрия, исследование душевной жизни человека. Уже тогда проявляется его огромная работоспособность и целеустремленность, любознательность и широта интересов.

Непосредственным наставником В.М.Бехтерева в выбранной им профессии стал И.П.Мержеевский, руководитель кафедры и клиники душевных и нервных болезней академии, известный русский ученый-психиатр. Большое влияние на Бехтерева оказали взгляды профессора медицины, видного русского клинициста С.П.Боткина, автора учения «нервизма», суть которого заключалась в утверждении центральной регулирующей роли нервной системы в жизнедеятельности организма в целом и отдельных его функций, нервно-психического опосредования реакций организма на различные воздействия среды. Именно по его инициативе в 1877 г. во время русско-турецкой войны В.М.Бехтерев, окончивший в это время четвертый курс, вступил добровольцем в военно-санитарный отряд и, работая на передовой, оказывал помощь раненым. Это была его первая самостоятельная серьезная врачебная практика.

В 1881 году он получает профессорское звание после блестящей защиты диссертации. В этом же году был командирован за границу для ознакомления с достижениями психологии и психиатрии, где работал, в частности, в клинике Шарко. По-видимому, там и увлекают его вопросы внушения и гипнотизма. Он стал одним из первых отечественных психиатров, внедривших и доказавших эффективность гипноза в психиатрической и невропатологической клинической практике.

После приезда В.М.Бехтерев получает приглашение возглавить кафедру душевных болезней в Казанском университете. После его назначения началось большое оживление в психоневрологической жизни Казанского университета. Организована была лаборатория, в которой разрабатываются вопросы анатомии мозга, физиологии и психологии. В 1893 году он приезжает в Петербург в качестве заведующего кафедрой психиатрии в военно-медицинской Академии. В это же время Бехтерев уделяет значительное внимание психологии, выдвигая план ее превращения в объективную естественную науку. Появляются его книги, в которых излагаются основные принципы объективной психологии, позже названной им рефлексологией (В.М.Бехтерев.Объективная психология. – переиздана в 1991 г., М., «Наука», 480 с.). В 1907 году Бехтерев создает в Петербурге Психоневрологический институт, на базе которого была создана целая сеть научно-клинических и научно-исследовательских институтов. Это позволяет Бехтереву связать теоретические и практические исследования, что было особенно необходимо в тот момент, момент формирования экспериментальной психологии в России.

Как бы ни были разносторонни интересы Бехтерева, он всегда подчеркивал, что все они концентрируются вокруг одной цели – изучить человека и суметь его воспитать. Именно человек был центром внимания Владимира Михайловича. Бехтерев фактически ввел в психологию понятия индивида, индивидуальности и личности, считая, что индивид – это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности. Он отстаивал мысль о том, что во взаимоотношениях коллектива и личности приоритет являет именно личность, а не коллектив. В своих экспериментах по исследованию влияния внушения на деятельность человека, Бехтерев фактически впервые обнаружил такие явления как конформизм, групповое давление, которые только через несколько лет стали изучаться в западной психологии. Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, Бехтерев вместе с тем подчеркивал, что влияние коллектива не всегда благотворно, так как любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды. Бехтерев устанавливает факт выравнивания членов группы (коллектива) в процессе совместной мыслительной деятельности, но в отличие от западных ученых Меде и Олпорта (они отстаивали сведение более высокого уровня к более низкому), Бехтерев доказал возможность его восходящего характера: выравнивание идет вверх, то есть выигрывают все – и сильные и слабые. “Чем сильнее и богаче личность, тем меньше она черпает из коллективной работы; чем беднее личность, тем она больше приобретает”, — писал он (Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. Памятники психологической мысли. — М.: Наука, 1994.-400 с.).

Не менее важное место в системе научных взглядов Бехтерева занимает его энергетическая концепция. Суть ее заключается в утверждении энергетической природы психических явлений, имеющих своей первопричиной некую “свободную энергию”. В ходе взаимодействия человека с миром внешняя “свободная” энергия, по Бехтереву, поступает в организм человека через органы чувств и преобразуется в них в нервно-психический процесс. Проявляя те или иные формы социальной активности, человек, наоборот, превращает нервно-психическую энергию в свободную энергию, тем самым, пополняя мировое энергетическое пространство. В этом постоянно осуществляющемся энергообмене между человеком и миром, по Бехтереву, — источник их существования и развития, их вечности и неуничтожимости.

«Мировой процесс есть проявление единой мировой энергии, и где бы и в каких бы формах последняя ни обнаруживалась, она проявляется везде и всюду одними и теми же соотношениями и подлежит одним и тем же зависимостям или законам» – считал В.М.Бехтерев. А «Индивид есть результат воздействия внешних энергий, он сам есть скопление энергии, главным аккумулятором которой являются клеточные элементы и, в частности, нервная система вообще и центральные ее органы в особенности» (В.М.Бехтерев Бессмертие человеческой личности как научная проблема. – Петроград.: Типография Кюгельген, Глин и Ко, 1918.).

Говоря о Бехтереве как об ученом, следует иметь в виду, что главной отличительной особенностью его научной программы были ее системность и комплексность. Заложив основы интегрального целостного исследования человека в системе наук, Владимир Михайлович значительно опередил свое время и как никто из его современников и в теории и в практике приблизился к воплощению идеи создания Института человека.

Он приходит к выводу о существовании единого нервно-психического процесса, в котором в нерасчлененном виде представлены и физиологические и психические компоненты. Основной единицей анализа нервно-психической деятельности у него становится рефлекс, рассматриваемый как универсальный динамический механизм, лежащий в основе всех реакций человека. Рефлекс, по его мнению, — “жизненный атом”, элементарный акт поведения. Деятельность человека представляет собой не что иное, как сумму рефлексов, различающихся по сложности, характеру, особенностям организации.

Бехтерев творец новой, автономной науки – рефлексологии. Как пишет его ученик, профессор Васильев: “Нужен был Бехтерев – физиолог, Бехтерев – невропатолог, Бехтерев – психолог, социолог и эволюционист-генетик, чтобы в результате какого-то изумительного синтеза возник Бехтерев – рефлексолог, возникла новая наука о человеческой личности”. Рефлексология не есть физиология высшей нервной деятельности. Физиология до сих пор изучала, изучает и, вероятно, будет изучать функции или отправления отдельных частей организма – органов, в том числе и мозга. Объект же рефлексологии – целостная человеческая личность в ее внешних, объективно наблюдаемых проявлениях, в ее актах поведения, в ее бесчисленных ответных реакциях на текущие и прошлые, на внутренние — органические и внешние – космические и, в особенности, социальные воздействия (В.М.Бехтерев. Коллективная рефлексология, Москва, “Наука”, 1992, 420).

Огромное значение Бехтерев придавал профилактике психических заболеваний. Умение предотвратить болезнь, по его мнению, даже более значимо, нежели умение ее лечить. Важным направлением профилактической работы Бехтерев считал пропаганду здорового образа жизни. Одной из первостепенных задач психического оздоровления общества Бехтерев считал борьбу за его дезалкоголизацию. Алкоголь рассматривался им как страшное зло, в основе которого лежит социальное неблагополучие, тяжелые условия жизни, нищета и бесправие масс. Отравляюще воздействуя на организм, поражая мозг и нанося огромный ущерб психике, он отражается не только на психическом здоровье пьющего человека, но и будущих поколений. И Бехтерев выступал за полное запрещение потребления алкоголя. И суровым обвинением в адрес государства звучали слова Бехтерева о недопустимости использования алкоголя как доходной статьи в государственном бюджете.

По воспоминаниям его современников и многочисленных пациентов Бехтерев был прекрасным врачом, блестящим диагностом. Поразительно широким и разнообразным был спектр лечебных воздействий, оказываемых пациентам в клинике Бехтерева. Здесь в самом начале века широко использовалась гидро-, электро- и физиотерапия, лечебная гимнастика, трудотерапия и др. Бехтерев указывал на благотворное влияние на психику музыки. Им было создано первое в стране хирургическое отделение для оперирования нервнобольных – он стоял у истоков развития отечественной хирургической нейропатологии.

В.М.Бехтерев одним из первых российских ученых занялся изучением мысли, изучением непосредственной передачи мысли от одного индивида к другому. Необходимо большое мужество, чтобы серьезно заниматься тем, что официальная наука еще не признала и относит в область шарлатанства. В ноябре 1919 года Бехтерев сделал интереснейший доклад на конференции Института по изучению мозга и психической деятельности. Доклад назывался “Об опытах над “мысленным” воздействием на поведение животных”. К этому времени на Западе уже многие ученые работали над изучением возможности передачи мысли на расстояние (так называемая телепатия). Но накопленный экспериментальный материал был достаточно противоречивым. Бехтерева не устраивало, что опыты эти проводились с людьми особой нервной впечатлительности. Владимир Михайлович считал, что если существует такой факт передачи мысли, то доказать это необходимо на людях с нормальной психикой. А начинать такие опыты лучше вообще на животных, чтобы исключить гипотезу пользования теми или иными знаками между экспериментатором и испытуемым. И вот совместно с известным дрессировщиком В.Дуровым, Бехтерев проводит ряд опытов с его дрессированными собаками. Оказывается, Дуров успешно дрессировал своих питомцев с помощью мысленного внушения. Они исполняли с большой точностью его мысленные приказы. Дуров писал: “Я собираю все силы своих нервов, сосредотачиваюсь до полного забвения окружающего меня внешнего мира на одной мысли. А мысль эта состоит в том, что я должен запечатлеть в своей голове очертание интересующего меня предмета до такой степени, что, когда я оторвусь взглядом от данного предмета, он все-таки должен стоять передо мной, как живой… Я властно поворачиваю к себе голову Лорда (имя собаки) и смотрю ему в глаза, вернее, дальше глаз, куда-то внутрь, вглубь. Я фиксирую в мозгу Лорда то, что сейчас зафиксировано в моем мозгу. Я мысленно спокойно рисую ему часть пола, следующую к столу, затем ножки стола, затем скатерть и, наконец книгу, которую необходимо взять. Затем мысленный приказ: “иди!” Лорд вырывается, бежит к столу и приносит нужную книгу. Задание исполнено”.

Был проделан целый ряд подобных опытов. Отдавал мысленные приказы и Бехтерев, и его сотрудники. Менялись условия эксперимента, становились более жесткими. Дурову завязывали глаза, ставили перед ним ширму или экран и даже закрывали его в другой комнате. Было проведено 75 экспериментов и неизменно собаки выполняли мысленные приказы.

“Приходиться допустить, — пишет Бехтерев, — возможность передачи мысленного воздействия одного индивида на другого с помощью какого-либо вида лучистой энергии… Мысль человека, как задержанный рефлекс, есть, в сущности проявление энергии в виде нервного тока, достигающий вследствие своей задержки высшего напряжения…С каким видом энергии мы здесь имеем дело? Имея в виду, что нервный ток сопровождается электроотрицательным колебанием или током действия и что этот ток действия сам по себе проявляет колебания, вследствие сопровождающейся ионизацией фазы разложения и следующей за нею фазы восстановления нервного вещества, есть основание полагать, что здесь мы имеем дело с проявлением электромагнитной энергии” (В.М.Бехтерев. “Об опытах над “мысленным” воздействием на поведение животных”, Вопросы изучения и воспитания личности, № 2, 1920, с.232-265).

Бехтеревым были осуществлены и удачные опыты на людях с передачей мысли на расстояние, которые были изложены им в докладе на конференции Института по изучению мозга и психической деятельности в июле 1920 года.

В конце 1926 года В.М.Бехтерев подготовил к печати свой заключительный обобщающий труд «Будущее психиатрии. Введение в патологическую рефлексологию». Но книга эта вышла в свет только через 70 лет, в 1997 году, изд.»Наука», г.Санкт-Петербург.

А в 1927 году Владимира Михайловича не стало. Ушел он внезапно, и при странных обстоятельствах, и слухи ходили разные… Известный русский художник и мыслитель Н.К.Рерих писал в своих “Листах Дневника”: “Во времена темного средневековья, наверное, всякие исследования в области парапсихологии кончались бы инквизицией, пыткой и костром. Современные нам “инквизиторы” не прочь, и сейчас обвинить ученых-исследователей или в колдовстве, или в сумасшествии. Мы помним, как наш покойный друг профессор Бехтерев за свои исследования в области изучения мысли не только подвергался служебным гонениям, но и в закоулках общественного мнения не раз раздавались шептания о нервной болезни самого исследователя”.

Трудно людям, которые идут впереди. Один из крупнейших российских ученых, лауреат Нобелевской премии, академик Петр Леонидович Капица говорил, что “люди делятся на три категории. Одни идут впереди и тратят все силы, чтобы двигать науку, культуру и человечество вперед, — это прогрессивные люди. Другие, и их большинство, идут рядом с прогрессом, сбоку, они не мешают и не помогают; и, наконец, есть люди, которые стоят позади и придерживают культуру, — это консервативные люди, трусливые и без воображения. Тем, которые идут впереди, приходится тяжелее всего, они пробивают новые пути для прогресса, на них сыплются всевозможные испытания судьбы. Спрашивается, почему есть такие люди, которые выбирают этот путь, что, заставляет их идти впереди, когда приятнее и спокойнее идти сбоку, даже если не тащится сзади?

Мне лично думается, что есть две причины. Умный человек не может не быть прогрессивным. Быть прогрессивным, понимать новое и к чему оно ведет, может только умный человек, наделенный смелостью и воображением. Но этого недостаточно. Надо еще иметь темперамент борца. Когда ум соединяется с темпераментом, человек поистине становится прогрессивным”.

Научная многогранность и разносторонность сочетались у Бехтерева с высочайшей научно-организационной и общественной активностью. Его темперамент борца проявлялся в защите интересов людей, совершенствовании человека и общества. Именно он имел мужество выступить в защиту Дрейфуса в нашумевшем «деле евреев». Непростые были и взаимоотношения со Сталиным. И внезапная смерть самого Бехтерева, и последующие репрессии ко всей его семье, и расстрел младшего сына – талантливого инженера Петра Владимировича Бехтерева – все это, по-видимому, и есть результат отношения к ученому тогдашнего Главы государства.

Отвергая понятие души в своей концепции, Бехтерев всегда аппелировал к ней на практике, сам являлся образцом высочайшей духовности. В статье «Бессмертие человеческой личности как научная проблема» В.М.Бехтерев писал, что личности, которые «борются за общее благо человечества, которые руководствуются идеями права и гуманности, должны быть признаны настоящими творцами духовной общечеловеческой культуры и…имеют право на вечное признание человечества…в смысле тех посевов, которые взрастут и останутся навсегда регулятором их творческой деятельности в духовной общечеловеческой культуре…». Эти слова ученого имеют самое непосредственное отношение к нему самому, его вкладу в развитие нашей науки и духовной культуры.

Удивительно продолжаются на Земле дела, начатые поистине прогрессивными людьми, и живут их мысли, воплощающиеся в делах следующих поколений.

Когда Наталью Петровну Бехтереву, внучку В.М.Бехтерева, спросили, в чем на сегодня ее главный научный интерес, она ответила: “Их несколько. Основной вопрос, я снова и снова его повторяю: что такое идеальное, что такое мысль? Отсюда и основная тематика на сегодня: мозг и мышление, микро- и макромир мозга при решении мыслительных задач. Практически мы ищем материальную базу идеального.… Сочетая различные методы, мы можем сегодня заниматься поисками анатомической, физиологической и даже биохимической основы человеческой мысли”(“Мозг и Зазеркалье”, интервью с ведущими учеными РАН, Наука в России, № 1, 1995, с.84).

Н.П.Бехтерева — академик РАН и РАМН, лауреат Государственной премии 1985 года, долгое время возглавлявшая институт экспериментальной медицины АМН СССР в Санкт-Петербурге. И хотя, по ее словам, она всеми силами противилась идти по стопам своего великого деда, выбирая свой путь в жизни, но “так уж случилось”. Все было против: и неожиданная смерть Владимира Михайловича, и последовавший за этим арест отца и матери, как врагов народа, детдом и блокадный Ленинград. Но это не сломило Наталью Петровну, она не только выжила, но и прекрасно реализовала свои огромные возможности, заложенные в ней природой и предками. Закончила в 1947 году 1-й Ленинградский медицинский институт имени академика И.П.Павлова, быстро защитила кандидатскую диссертацию и в 34 года стала доктором наук. Затем – поездки за границу для учебы и обмена опытом; новые интересные направления в науке о мозге человека, прорывы в трудно познаваемые области, создание Института Мозга человека РАН в Санкт-Петербурге. Трудные годы самоотверженной работы, полной самоотдачи, множество вышедших научных трудов (более 300) и книг (10 монографий), награды от различных академий и международное признание как одного из ведущих неврофизиологов мира.

В 1998 году Российская Академия Наук наградила Наталью Петровну медалью имени В.М.Бехтерева, и эта награда ей особенно дорога.

Старченко М.Г. – научный сотрудник Института мозга человека РАН
г.Санкт-Петербург, кандидат психологических наук.


Автор: Ербол Нурланов

Ербол — талантливый фотограф, зафиксировавший красоту природы и городской жизни Казахстана. Его работы придают нашим материалам визуальное великолепие.