Санкт-петербургский государственный



жүктеу 0.81 Mb.
бет1/2
Дата14.03.2019
өлшемі0.81 Mb.
түріДиссертация
  1   2




Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ





Кафедра ДАС

На правах рукописи

Михайлов Никита Вячеславович

Особенности формообразования деревни художников

в условиях природных ландшафтов курортного района

Санкт-Петербурга

Направление подготовки 07.04.03 «ДАС»

Специализация

«Дизайн городской среды и интерьера»

Диссертация том 1

на соискание академической степени

магистра архитектуры

Научный руководитель:

доцент, кандидат арх. К.И. Колодин

Санкт-Петербург

2016


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………..……..4

Глава 1. «Понятия арт-деревни, особенности формирования арт-деревни, Анализ мирового и российского опыта проектирования арт-деревень».

1. Определение понятия арт-деревни.........................….......…................8 1.1 Основные принципы формирования комплекса арт-деревни. Основные задачи......................................................................................................................10 1.2 Творческие направления арт-деревень и целевая аудитория……...….…..12

2. Особенности архитектурной организации арт-деревни в мировой практике………………………………………………………….……….……..12

2.1 Классификация по месту размещения……………………………...............13

2.2 Классификация по функциональной направленности………………….....14

2.3 Особенности планировочных решений………………………………..…...15

2.4 Функциональная структура помещений, входящих в состав арт-деревни……………………………….…………………………………….….. ..17

3. Анализ примеров мирового и российского опыта проектирования арт-деревень ……….........……………………………………………….…..….20

Выводы по главе 1………………………………………………….…...…28

Глава 2. «Характеристика выбранной площадки для проектирования. Критерии. Обоснования. Выявление историко-культурных особенностей территории»

1. Обоснование выбора Курортного района в качестве площадки для проектирования…………………………………………………….....................34

1.1 Выявление особенностей Курортного района……………………………..34

1.2 Этапы исторического развития Зеленогорска.…………………….............37

1.3 Становление массовой культуры дачного отдыха………………………..39

1.4 Анализ дачной архитектуры Зеленогорска в начале XX века …………..42

Выводы по главе 2……………………………………………………………....51

Глава 3. «Архитектурно-планировочные рекомендации на проектирование арт-деревни в условиях природных ландшафтов Курортного района Санкт-Петербурга»

1. Выбор участка для проектирования……….………………………………..55

2. Анализ выбранного участка для проектирования………………………….58

3. Нормативно-правовое обоснование участка для проектирования……….60

4. Концептуальное проектное предложение с использованием особенностей дачной архитектуры начала XX века……………………………………...…...61

5. Проектирование комплекса арт-деревни..……………………………....….63

5.1Основные функционально-типологические требования. Функциональная структура арт-деревни…………………………………..………………….…...63

5.2 Архитектурно-планировочная структура…………………………........….64

5.3 Объемно-пространственная организация …………………………..….….68

5.4 Конструктивные решения и материалы………………………………...….70



Выводы по главе 3. Заключение…………………………………….…...70

Список используемой литературы……………………………….……73

Нормативная документация………………………………………...…74

Приложение…………………………………………………………………

Введение.

Многообразие культурных, исторических, политических, социальных процессов XXI века приводят к появлению новых форм искусства, основанных на синтезе дисциплин. Как следствие, нарастает необходимость создания естественной саморегулируемой среды для творчества, жизни и работы. Появляется потребность в организации универсальных творческих пространств нового типа, дающих художнику возможность ведения активной социальной жизни и различных коммуникаций – возможность взаимодействия с посетителями, с ландшафтом средствами творческих практик и современного искусства, и, одновременно, резиденции, обеспечивающей уединенным пространством для индивидуальной творческой жизни художника. В связи с этим, в последние годы наблюдается нарастающий интерес к индустрии арт-резиденций или арт-деревень.

В начале прошлого века «творческая коммуна» - это явление, возникавшее по большей части самопроизвольно, как автономное социокультурное пространство. В международном опыте можно проследить закономерность и естественность образования таких объектов. Коммуны  были формой идеологического отчуждения и стремились создать автономное самоуправляемое пространство, часто являющееся одновременно жильём, социальным и художественным центромВ большинстве случаев такой опыт имеет хаотичный характер, не удовлетворяющий элементарных потребностей художника.

Такое явление, как «арт-деревня», своеобразный природно-творческий кластер, способствует формированию нового образа жизни городского человека в природной среде.

Формирование архитектуры микрополиса арт-деревни для России - довольно новое явление в градостроительном и структурообразующем направлении развития загородных и сельских поселений.

В ритме активной жизни XXI века подавляющих процент работников сферы искусства и бизнеса проживает в крупных городах в экологически неблагоприятных условиях, где проблема деятелей творчества сводится к поиску вдохновения, спокойствия творческой обстановки.

Арт-деревня - это уникальный комплекс жилых и общественных пространств, интегрированный в природную среду, рассчитанный на размещение резидентов, гостей, семей с детьми и туристов. Такая среда дает возможность отдыха и работы на природе, восстановления рабочего потенциала для всех слоев населения.

Глобальные задачи современных проектов арт-деревень:

- платформа для развития современного искусства;

-развитие небольших городов и продвижение национальной культуры;

-освоение заброшенных территорий;

-формирование бренда города,

-повышение имиджа депрессивных районов;

-преодоление культурной изоляции места;

-формирование новых достопримечательностей;

Арт-деревня – это центр притяжения на территорию, привлечения инвестиций и малого бизнеса. Благодаря появлению творческого кластера формируются новые типы общения местного населения с разными культурами. Территория, на которой находится арт-деревня, начинает изменяться, изменяются люди, меняются признаки культурной ситуации, индивидуальность и идентичность.

Возникновение арт-кластеров в международной практике всегда служило катализатором в борьбе за сохранение исторического контекста территорий. Остановить исчезновение уникальной среды и привлечь внимание к проблематике рационального использования исторического архитектурного наследия - основные задачи подобных проектов. Именно поэтому проблема формирования такого поселения как арт-деревня является актуальной для Курортного района Санкт-Петербурга.

Данное исследование предполагает поиск решений таких проблем, как обеспечение надлежащего уровня комфорта новой формы творческого пространства, создание среды для развития новых сфер и синтезов искусств, интеграция арт-деревни в существующую среду.

Целью исследования является разработка проекта арт-деревни с развитым культурно-досуговым центром, как естественной саморегулируемой среды для жизни, работы и творчества с учетом выявленных особенностей и принципов объемно-пространственного и архитектурно-типологического формирования сложившейся застройки выбранной территории.

Объектом исследования является арт-деревня, как комплекс жилых и общественных пространств, интегрированных в природную среду, ее функциональные и градостроительные особенности.

Предметом исследования являются особенности формирования и формообразования арт-деревень с учетом природно-климатических, территориальных, архитектурно-художественных и социальных факторов.

Задачи исследования:


  1. Установить основные принципы организации арт-деревни, функционально-планировочные рекомендации;

  2. Определить современные особенности мирового и российского опыта проектирования арт-деревень;

  3. Определить основные типы арт-деревень;

  4. Сбор и анализ материалов по архитектуре Курортного района;

  5. Составление архитектурно-типологической, объемно-пространственной классификации сложившейся застройки Курортного района для выявления общих архитектурных приемов;

  6. Провести анализ выбранного участка для проектирования;

  7. На основании исследования составить концептуальное проектное предложение;

Методологической основой работы является комплексный подход. Для решения поставленных задач применялись следующие методы:

* анализ литературных источников

* графический анализ

* объемно-пространственное моделирование



Практическая и научная значимость: основные положения проведенного исследования могут лечь в основу дальнейших теоретических и практических разработок. Результаты диссертации могут быть использованы в научных трудах о формированиях арт-деревень и арт-резиденций. Также возможно непосредственное использование результатов исследования в реальном проектировании.

Границы исследования: основной акцент ставился на выявлении архитектурно-планировочных особенностей, объемно-пространственных решений и особых приемах. В границы исследования не входят: технологические аспекты создания конструктивных систем, инженерные решения. Исследование охватывает временной период XIX-XXI веков.

Глава 1.

«Понятия арт-деревни, особенности формирования арт-деревни, Анализ мирового и российского опыта проектирования арт-деревень»

1.Определение понятия “арт-деревня”.

Первые колонии художников появились в начале XIX века. Одна из наиболее известных - колония художников в Дармштадте (нем. Darmstädter Künstlerkolonie) — художественное объединение, действовавшее в 1899—1914 под покровительством герцога гессенского Эрнста-Людвига (1868-1937), а также сам посёлок художников на холме Матильды. Комплекс архитектурных памятников немецкого модерна, большая часть которых спроектирована и построена Йозефом Ольбрихом.

В 1899 г. герцог Эрнст-Людвиг пригласил в Дармштадт группу молодых художников. Герцог планировал придать импульс экономическому развитию области, в том числе, путём привлечения передовой интеллигенции и устройства публичных выставок «нового искусства». Первая выставка открылась в колонии художников 15 мая 1901 г. Экспонатами стали первые восемь частных домов, здание мастерской (более известное как дом Эрнста-Людвига) и временные постройки. Такие творческие формирования можно считать первыми прототипами современных арт-деревень.

Постоянное развитие общества стимулирует возникновение новых видов искусств и их симбиозов, требующих формирования новых типов пространств, новых площадок для работы современных художников.

Арт-деревня – это платформа нового типа, на базе которой реализуется множество программ в сфере искусств, образовательных и социокультурных проектов. Такого рода проекты создаются с целью организации комфортной среды для творчества, направлены на развитие современной культуры, реализацию программ и проектов в области современного искусства.

Появление арт-деревень в непосредственной близости от населенных пунктов, удаленных от больших городов способствует изменению современной модели территориального развития малых поселений и природных территорий с ее проблематикой уменьшающихся моногородов и проблематикой устойчивого развития.

Для посетителей, пребывание в арт-деревне — это возможность познакомится с тенденциями современного искусства и приобщится к творческому процессу. Как правило, организуются такие площадки определенными сообществами. В составе этих сообществ могут находиться представители многих творческих профессий: художники, скульпторы, архитекторы, музыканты, актеры, режиссеры, фотографы.

На базе площадок может осуществляться образовательная деятельность. Организуются различные лекции, семинары, мастер-классы. Известны примеры реализации международных программ, с привлечением зарубежных художников, кураторов, искусствоведов. Специалистам из-за рубежа предоставляется возможность жить и воплощать свои проекты в рамках международных обменов. Существуют “грантовые” условия пребывания: предоставление бесплатного жилья и питания. Создаются условия для подготовки и проведения фестивалей, разработки различных художественных концепций и их реализации.

Таким образом, арт-деревня – это не только творческий кластер, но и явление, стимулирующее развитие инфраструктуры и малого бизнеса на территории ее расположения.




    1. Основные принципы формирования комплекса арт-деревни.

Основные задачи.
Проекты современных арт-резиденций уникальны, каждый направлен на решение комплекса задач. Успешные проекты в этой области постоянно преодолевают границы устоявшихся представлений о творческих локациях, расширяют виды деятельности, находят новые возможности для поддержки и поиска путей развития современного искусства, пополняют коллекции и обновляют экспозиции. Решение новых задач способствует повышению статуса площадки и увеличению числа заинтересованных в сотрудничестве лиц и посетителей.

Среди разнообразных направлений деятельности можно выделить несколько ключевых задач, с которыми успешно работают современные арт-деревни и творческие резиденции (Приложение №1):

- освоение заброшенных территорий;

- создание устойчиво развивающейся природно-культурной среды для жизни и творчества;

- поддержка и поиск путей развития современного искусства;

- поиск новых средств и форм выражения искусства;

- развитие небольших городов и продвижение национальной культуры;

- привлечение внимания к сохранению местной природы, создание произведений искусства взаимодействующих с существующим ландшафтом;

- возрождение деревни, изучение и исследование местности;

- повышение имиджа депрессивных районов;

- создание объектов творчества, связанных с жизнью деревни (история, эклектика, проблематика);

- возрождение культурных традиций;

- формирование новых достопримечательностей;

- приобщение к искусству всех слоев населения. Проведение различных акций и мероприятий с привлечением местных жителей (как в самой резиденции, так и за ее пределами);

- культурная интеграция и обмен международным опытом;

- стимулирование исследований современного искусства;


- просветительская деятельность и обучение (организация тематических образовательных проектов, семинаров, лекций и мастер-классов);
- международный взаимообмен культурой и культурными традициями;
- обмен опытом между художниками резиденции и посетителями;
- установление связей арт-резиденции с институтами культуры, власти и бизнеса;
- выставка работ художников, созданных в рамках арт-резиденции, проведение междисциплинарных фестивалей.
1.2 Творческие направления арт-деревни и целевая аудитория.

На сегодняшний день, в составе “арт-деревень” представлено множество творческих направлений. Среди их многообразия можно выделить следующие: живопись, рисунок, прикладное искусство, экотектура (симбиоз архитектуры и эко-технологий), фотография, лэнд-арт, медиа искусство, театральное мастерство, танец, литература, паблик-арт и работа с местным населением, междисциплинарные и социальные инициативы. Наблюдается тенденция возрождающегося интереса к народному творчеству и народной истории, в связи, с чем некоторые арт-деревни ориентированы на поддержку народных ремесел и проведение этнических фестивалей.

В соответствии с основными творческими направлениями арт-деревень определена основная целевая аудитория. Группа людей, объединенная интересом к искусству, творчеству, стремящаяся повысить свои знания, умения в различных творческих сферах, инициативные группы и заинтересованное местное население.
2. Особенности архитектурной организации арт-деревни в мировой практике.
Как правило, проекты арт-деревень характеризуются разнообразием архитектурно-художественных решений, использованием уникальных архитектурных приемов. В основе идеологии арт-деревни заложен принцип бережного отношения к окружающей среде и общая ориентация на концепцию устойчивого развития, в связи, с чем на формирование архитектурных решений при проектировании арт-деревень наибольшее внимание всегда уделяется максимальному сохранению уникальности образа места, акцентированию внимания на характерных стилистических архитектурных или градостроительных исторически сложившихся особенностях территории.
2.1 Классификация по месту размещения.

В данном исследовании критерием для первого вида классификации арт-деревень выступает место размещения объекта. В соответствии с данным видом классификации выделим три основных класса арт-деревень (Приложение 4):



Размещенные на освоенных территориях.

Под этим классом арт-деревень мы понимаем объекты, размещенные на пространстве, характеризующемся активной общественной и экономической деятельностью. Признаками арт-деревень, принадлежащих данному классу, являются: доступность внешнего и внутреннего транспорта, благоустройство территории.



Размещенные на неосвоенных территориях.

Такой класс размещения арт-деревень характеризуется отсутствием развитой инфраструктуры. Отличительными признаками указанного класса арт-деревень являются следующие: слаборазвитая сеть дорог, отсутствие общественной и экономической деятельности, отсутствие благоустройства.



Размещенные на “ранее освоенных” территориях.

Арт-деревни данного класса занимают промежуточное состояние между классом арт-деревень освоенных и неосвоенных территориях. Территория предполагает наличие знаковых архитектурных объектов, исторических памятников. Как правило, территории размещения арт-деревень данного класса характеризуются отсутствием социальной и экономической жизнедеятельности. Одновременно с этим, для данных территорий характерно зачаточное состояние развитости архитектуры. Реализация проектов арт-деревень данного класса отличается учетом сохранения либо восстановления существующей инфраструктуры. Например, при проектировании объекта архитектор использует исторические прототипы, характерные особенности освоения указанной территории.



2.2 Классификация по функциональной направленности.

Арт-деревни и резиденции по функциональной направленности различают на проекты, ориентированные в большей степени на посетителей и ориентированные на творческое сообщество. Эта направленность определяет набор функций, входящих в состав арт-деревни. (Приложение №3)

На данный момент можно выделить такие основные функции и направления деятельности арт-деревень:

Арт-резиденция.

Предполагает приглашение на территорию и временное размещение международных специалистов в области искусства, художников, архитекторов, и т.д. Резиденты приезжают в арт-деревню чтобы реализовать проекты (создание объектов, проведение исследований), необходимые для дальнейшего развития и наполнения территории. Благодаря работе художников и дизайнеров заброшенные строения и объекты инфраструктуры меняют свой облик и становятся объектами искусства.



Мастерские Arts and Crafts.

Мастерские, пропагандирующие ручной труд, который является важным художественным трендом последних лет во всем мире. Мастер-классы выходного дня, авторские курсы, программы занятости для местного населения, а также реализация корпоративных заказов.



Образование.

Проекты, объединяющие летние практики студентов творческих высших учебных заведений. Создание междисциплинарного пространства, объединяющего различные инициативы- художественные, научно-исследовательские, образовательные и развлекательные.



Публичные лекции и мастер-классы.

Проведение открытых лекций и мастер-классов для широкой аудитории приглашенными художниками, архитекторами и представителями других профессий.



Развитие арт и экотуризма на территории размещения арт-деревни.

Кемпинги, хостелы и резиденции для временного размещения посетителей. Проведение и организация тематических фестивалей. Создание экскурсионных маршрутов по объектам лэнд-арта на территориях арт-деревень и за ее приделами. Организация летнего досуга с использованием природных ресурсов окружающей территории в зависимости от сезона – прогулки на лошадях, спортивные секции, организация катков, вело и лыжных маршрутов и т. д.



2.3 Особенности планировочных решений

Многие люди, чья деятельность связана с искусством нуждаются в обособленной среде для глубокого погружения в процессы творчества. Удаленность от больших городов и бытовых нужд, близость природы и исторический дух местности формируют уникальную среду для обретения вдохновения. Архитектурно-планировочная структура, функциональная структура арт-деревни должна минимизировать бытовые помехи для ее жителей и посетителей.

Арт-деревня может располагаться в структуре города, поселка, на его периферии или автономно.

Возможные варианты размещения:


  1. В структуре городов или поселков, где имеется вся необходимая инфраструктура – детский сад, школа, магазины и прочее.

  2. Преимущественно на периферии города или сельских поселений различного размера – от крупных поселков на 2-3 тыс. жителей до небольшого хутора на 4-5 домов.

  3. Самостоятельное селитебное образование на 50-100 жителей с гостиницей на 50-100 отдыхающих и с минимальным набором социальной производственной структуры.

На основании рассмотренных примеров арт-деревень, жилая зона арт-деревень представлена отдельно стоящими жилыми домами на 3-7 человек с прилегающей к нему территорией от 4 до 12 соток и въезда на участок. В составе жилого дома может располагаться площадка для отдыха, палисадник – цветник. Жилой дом может иметь 2-4 спальни для гостей или сдачи в аренду. Дома могут блокироваться с оранжереей, выставочной галереей. В составе домов может находиться небольшой зимний сад, выполняющий роль зеленой комнаты отдыха либо творческой мастерской для работы художников.

Как правило, жилая зона формируется из индивидуальных или блокированных жилых домов, включает в себя здания и сооружения, связанные с повседневной жизнью и бытом семьи; летнюю кухня, творческие мастерские, навес для работ на открытом воздухе, летний душ и т.п. Все блокированные жилые дома имеют несколько входов, небольшой палисадник у входа и участок земли для личного пользования. Процент соотношения усадебной и блокированной застройки в Арт-деревне зависит от многих причин и, как правило, принимается от 60-70% и 30-40% в зависимости от числа жителей. Особенностью жилой застройки может стать выставочная галерея, соединяющая некоторые дома между собой, образуя сплошное перетекающее пространство.

Общественная часть арт-деревни может быть представлена отдельно стоящими зданиями либо единым сооружением в составе ансамбля. Состав и размер помещений, функциональных зон определяется исходя задания на проектирование и профессиональной направленности арт-деревни. Архитектурно-планировочная структура требует четкой взаимосвязи помещений и пространств.

В составе арт-деревни могут находиться агро-зоны. Они направлены на цветоводство или овощеводство в теплицах и оранжереях. Предусматривается использование земли для посадки садовых деревьев и овощных культур.

Важнейшим фактором, оказывающим влияние на характер планировки, служит принцип рационального землепользования. Он применяется, когда участок застройки разбивают на отдельные зоны разных функций (к примеру отдых, творчество или производство предметов народных промыслов). Разбивка участка может осуществляться по правилам регулярной планировки либо по правилам так называемой свободной ландшафтной планировки.

Связь благоустройства Арт-деревни с природным окружением, ландшафтом, характером и высотой застройки решается при разработке генерального плана.
2.4 Функциональная структура помещений.

В составе арт-деревень, как правило, располагаются множество помещений различного функционального назначения. Тем не менее, каждая арт-деревня использует определенный набор помещений, в зависимости от особенностей развития региона, исторических особенностей, общественной и экономической жизни. Как правило, чем выше статус “арт-деревни”, ее вместимость, тем больше помещений входит в ее состав. Современные примеры “арт-деревень” характеризуются следующими помещениями разного функционального назначения: жилые помещения, творческие мастерские, выставочные пространства, социально-культурный центр, предприятие питания, музей, помещения торговли, складские помещения. (Приложение № 2)



Жилые помещения.

Такой тип помещений предназначен для размещения гостей и резидентов на условиях аренды, а также для постоянного проживания на территории арт-деревни. Типы жилого помещений разнообразны: хостел, индивидуальные дома, дома блокированного типа, хостелы, рассчитанные на различную вместимость, кемпинги и т.д. Помещения должны удовлетворять здоровому и безопасному проживанию, отвечать санитарным нормам, требованиям по площади, дневной освещенности, безопасности. В составе помещений такого типа может размещаться комплекс обслуживания. Характеризуется разнообразием архитектурных приемов и решений.



Творческая мастерская.

Данный тип помещений в составе “арт-деревни” предназначен для работы людей разных творческих направлений: фотография, живопись, рисунок и другие. Мастерские – база производства объектов искусства для территории, а также практический центр для мастер-классов. Проектирование творческих мастерских имеет свою специфику и осуществляется с учетом творческой направленности, принимается во внимание индивидуальные особенности. В мастерских, под руководством художника, могут проводиться осуществляться образовательные проекты. Посетители могут приобщиться к творческому процессу различных направлений- живопись, скульптура, керамика и т. д.



Выставочное пространство.

Выставочные пространства могут быть открытого и закрытого типа, постоянной и временной экспозиции.

Открытого типа. Примером пространства открытого типа служит уличная галерея. Такой тип пространства служит для демонстрации разного рода искусства в уличной среде. Выставочные экспонаты представлены на различных стендах либо являются частью самой среды. Стенды могут быть организованы с использованием специального выставочного оборудования. Примером площадок открытого типа можно назвать различные арт-объекты, инсталляции на открытом воздухе. Выставочные пространства такого типа характеризуются сезонностью эксплуатации и зависят от конкретного местоположения.

Закрытого типа. Пространство предназначено для демонстрации экспонатов круглогодично. Выставочное пространство может быть универсально и трансформироваться в зависимости от необходимости.



Социально-культурный центр.

Центр может включать в себя аудитории и классы для образовательной деятельности. Такой центр способствует развитию научно-просветительской деятельности, сохранению и популяризации искусства, проведению благотворительных проектов, способствует формированию современного арт-рынка. Формирует условия для удовлетворения культурных интересов разных слоев населения и оказывает влияние на современную культурную среду. Здесь реализуется множество образовательных программ. На базе культурного центра создаются условия для международного взаимодействия в области культуры и искусства, культурной интеграции, обмена опытом. В составе социально-культурного центра может также располагаться музей, лекторий, кинозал, театральную площадку.



Предприятия питания.

Предприятие питания могут быть рассчитаны на обслуживание не только жителей, но и посетителей арт-деревни. Все функциональные группы помещений предприятий общественного питания должны иметь четкое функциональное зонирование и технологическую взаимосвязь. Проектирование предприятий общественного питания следует вести с учетом рекомендательного документа Справочное пособие к СНиП 2.08.02 “Проектирование предприятий общественного питания”.

На базе арт-деревни также может располагаться мини ферма - база собственного производства экологически чистых продуктов и площадка для разработки инновационных технологических и хозяйственных моделей, основанных на творческом подходе к освоению ресурсов территории.

Помещения торговли.

В составе арт-деревни могут располагаться помещения торговли. Они предназначены для продажи объектов искусства, услуг. При наличии на территории арт-деревни собственной фермы в состав помещений торговли может быть включен магазин фермерских продуктов. Чаще всего такой тип помещений расположен вблизи приемно-входной группы помещений.

На территории арт-деревни могут проходить маркеты выходного дня и популярные в настоящий момент фестивали еды.

Складские помещения.

Складские помещения в функциональной структуре арт-деревни предназначены для хранения выставочных экспонатов, оборудования. Такой тип помещений требует соблюдения особых условий для хранения, а также наличие особого оборудования для разгрузки-погрузки экспонатов.

Исходя из специфики и направления арт-деревни, к общему составу рассмотренных типов помещений могут быть включены дополнительные блоки помещений. Как правило, на базе современных арт-деревень действует интернет-галерея. Интернет-галерея представляет собой площадку для просмотра или покупки объектов искусства созданных резидентами на территории арт-деревни или дружественными художниками. Интернет-галерея нуждается в техническом обеспечении и размещении сотрудников. Помещения, необходимые для интернет-галереи могут быть размещены как на территории арт-деревни, так и за ее пределами.

3. Анализ мирового и российского опыта проектирования арт-деревень.

Рассмотрим наиболее успешные зарубежные примеры устройства арт-деревень. (Приложение №6)


Деревня Кустурицы.

Дрверград, Сербия.

Популярный туристический объект с развитой инфраструктурой, представляет собой модель этнического города Сербии во времена средневековья. При формировании проекта вторично использованы сохранившиеся деревянные строения средних веков из многих уголков Сербии. Деревня состоит из жилой и общественной части. Жилая часть представлена гостиницей, расположившейся в деревянных домах традиций средневековой архитектуры. Номерной фонд малой вместимости, оснащен 74 номерами типа апартаменты. Общественная часть деревни представлена множеством объектов развлекательной, культурно-просветительской, художественной, рекреационной направленности: кинотеатр, музей, бассейн, спортивный центр, художественная галерея, выставочные пространства. Общественные здания выполнены в духе старины и выделены замысловатыми орнаментами, характерными для стилей древней сербской живописи.

В центре деревни расположились деревянная церковь, деревянные скульптуры и коллекция ретро-автомобилей. Одна из особенностей деревни – использование “громких имен” для популяризации места. Так, многие деревенские улицы названы в честь национальных и зарубежных знаменитостей — Н. Михалкова, Ф. Феллини, И. Бергмана, А. Тарковского, Д. А. Марадоны; культурных деятелей — композитор Неле Карайлич и Ива Андрич.


Деревня художников в Эйн Ход.

Эйн Ход, Израиль

Местечко Эйн Ход расположилось в горной местности на руинах средневековой крепости. При строительстве деревни использовались фрагменты каменной кладки разрушенной крепости. В середине XX века, усилиями израильского художников здесь на территории Эйн Ход организована деревня художников. Представляет собой территорию для жизни и творчества представителей многих творческих специальностей: художников, скульпторов, литераторов, фотографов. В составе деревни расположены гостевые домики с номерным фондом. Численность деревни составляет более четырехсот жителей. Общественная часть деревни включает в себя: музей, библиотеку, магазины сувениров древности, художественные студии, различные мастерские, а также несколько экспозиционных залов для выставок. Чтобы сохранить исторические постройки создатели арт-деревни прибегли к нетривиальным решениям: сельскую мечеть превратили в бар-ресторан. На территории деревни представлено множество художественных объектов, расположенных под открытым небом, в природной среде: скульптуры, мозаичные панно, изделия из керамики. Ежегодно в деревне проводятся скульптурные Биеннале.
Арт-деревня Райан Лома.

Райан Лома, Финляндия

Среди соснового и березового леса, вблизи множества озер располагается эко-арт-деревня Райан Лома. Деревня создана для отдыха от городской суеты. На территории деревни расположены 7 двухэтажных деревянных коттеджей, в которых расположился номерной фонд. Архитектура домов выполнена в стиле финского деревянного зодчества с учетом древних финско-карельских технологии. Вдоль деревни расположены развлекательные учреждения: спортзалы, галереи, ресторан, баня. Деревня также ориентирована на активный отдых – рыбалку и туризм по окрестностям. Особенностью деревни является наличие собственного водопровода, подпитываемого водой из ближайших озер, а также использование солнечных батарей.
Деревня художников Ланья.

Ланья, Кипр.

Арт-деревня Ланья находится в популярном туристическом районе Кипра. Сформировалась деревня на базе исторически существовавших деревенских построек, и сейчас здесь живут два поколения художников со своими семьями. Основное направление деревни - народные ремесла. Несмотря на небольшую площадь, здесь представлено множество музеев, постоянных экспозиций, выставочных галерей. У жителей и гостей арт-деревни особо популярны арт-кафе: кафе с выставочными площадками, галереями для выставки работ. Ланья – цветочная деревня, на территории расположены множество палисадников, вазонов, корзин с цветами.

Галерея на свежем воздухе.

Аргумеггия. Италия

Небольшой город расположился в северной части Италии на горной местности, откуда открываются живописные виды. С 1957 года деревню посещали многие итальянские художники-шестидесятники, которые рисовали на стенах домов в технике фрески. Популярность места поспособствовала росту строительства жилья и, со временем, деревня превратилась в крупную площадку для творчества. На сегодняшний день, сохранилось множество картин на стенах домов, иллюстрирующих культуру и жизнь этого живописного места несколько десятков лет назад и до наших дней.
Альтос-де-Чавон.

Каса-де-Кампо, Доминиканская республика

Деревня художников и ремесленников расположена в городе Каса-де-Кампа. Арт-деревня является реконструкцией испанского поселения начала XV века. Современные постройки спроектированы в стиле ранней испанской колониальной эпохи. Основной идеей Альтос де Чавон является погружение
посетителя в эпоху средневековья. На территории арт-деревни находятся несколько музеев, три из которых посвящены искусству. Так же тут находится знаменитая школа дизайна, филиал школы дизайна Парсона в Нью-Йорке.

На территории много ремесленных мастерских, где можно посмотреть на создание предметов и много лавок, где посетители могут приобрести сувенирную продукцию, созданную в этих же мастерских.

Точная копия греческого амфитеатра служит площадкой для проведения разного рода мастер-классов и концертов.
Обратимся к российским примерам устройства арт-деревень. (Приложение)
Арт-деревня Никола-Ленивец.

Никола-Ленивец, Россия

В настоящее время-самое крупное из действующих на территории России творческое поселение. “Арт-деревня Никола-Ленивец” расположена в национальном парке "Угра" в 200 километрах от Москвы. Именно здесь пришел конец монголо-татарскому игу. В наше время, эти исторические места стали ареной грандиозного культурного эксперимента, затеянного группой энтузиастов-художников при поддержке жителей деревни. Представители творческой интеллигенции: художники и архитекторы, создали ежегодный фестиваль "Архстояние", превратив заброшенную деревню в культовый художественный центр страны. Каждый год на территории деревни современными художниками создается множество уникальных арт-объектов. Характерная особенность этого «музея под открытым небом» - использование естественных природных материалов: сено, дрова, снег, шишки, древесина.

В состав комплекса входит несколько типов жилых пространств - гостевые дома четырех типов на одного-четырех человек, хостел, вместимостью до 50 человек и 3 палаточных кемпинга.

Также, на территории арт-кластера проводятся музыкальные фестивали, семинары, мастер-классы. Планируется запуск образовательных проектов. На территории расположилась экологическая ферма. Действует прокат велосипедов, в зависимости от сезона организуются прогулки на лошадях, лыжные маршруты, катки, катания на горках, сплав по реке, грибы и рыбалка, проводятся экскурсии по территории арт-деревни и заповеднику.

Арт-деревня Коломяги-Шувалово-Озерки.

Санкт-Петербург.

Деревня расположилась на территориях бывших дачных поселках, которые в эпоху Серебряного века посещали известные люди Петербурга: Блок, Шаляпин, Петров-Водкин. Со временем деревянные дома стали разрушаться и приходить в негодность. Чтобы спасти уникальную культурную среду и образцы дач, была сформирована инициативная группа: из художников, скульпторов, музыкантов, актеров, мастеров керамики, искусствоведов, живописцев. Их усилиями, на базе исчезающих дач, удалось организовать творческое объединение “Озерки” и “Деревню художников” и сохранить наследие.

На базе проекта постоянно действуют галерея и кинозал «Сельская жизнь», летняя галерея «Земля-Воздух», Международный керамический центр, иконописная мастерская, детская летняя школа, выставочная площадка «Территория творчества». Проводятся международные симпозиумы по скульптуре и керамике. Издается художественный журнал «Сельская жизнь». За время существования установлено множество памятных знаков и скульптурных композиций, состоялись выставки и художественные акции: «Плоты», «Масленица», «Пушкинский домик», «Мимикрия» и другие. В рамках проекта развивается международное сотрудничество и культурный обмен, проводятся симпозиумы, организуется Международный волонтерский арт-лагерь. На территории городской деревни отсутствуют гостиничные номера.

Творческая усадьба Гуслица”

Ильинский погост, Россия

Село Ильинский погост, где разместилась усадьба, раньше называлась Гуслицей. В средневековье село считалось центром торговли и ремесленничества. Сегодня в стенах старой мануфактуры расположилась международная “арт-резиденция”, на базе которой реализуется ряд культурных программ в сфере искусства, культуры и науки. “Арт резиденция” создана для формирования новой коммуникативной среды для творчества, культурной интеграции, осуществления международных обменов опытом и распространения культурных продуктов, а также с целью возрождения и поддержания богатых традиций края. Творческое сообщество объединяет представителей творческих направлений: визуальное искусство, живопись, рисунок, скульптура, керамика, орнамент, прикладное искусство, анимация, экотектура, New Media, фотография, музыка, литература, кинематография. На данный момент Усадьба позволяет разместить до 50 резидентов в гостевом доме – демократичной гостинице, расположенной в корпусе усадьбы.

В усадьбе имеются мастерские от 20 до 40 кв. метров, выставочные залы, кинопавильон, помещение для звукозаписи, склады временного хранения художественных объектов, мини-театр.



Арт-деревня «Витланд»

Калининград, Россия

Небольшая арт-деревня, расположенная на берегу Балтийского моря в 35-километрах от Калининграда.

На данный момент включает в себя 5 гостевых домиков с террасами, здание кафе, магазин и множество арт-объектов, живописно расположенных на прибрежной территории.

Арт-деревня активно сотрудничает с художниками, проводит пленэры, семинары археологического общества.

Отличительной особенностью этой арт-деревни является то, что резиденция рассчитана скорее на размещение туристов, а художники приглашаются на время проведение пленэров, мастер-классов и выставок на территории арт-деревни.


Арт-центр Гридчинхолл

Село Дмитровское, Россия

Гридчинхолл это частная загородная галерея со студией-мастерской для художников. Одновременно в галереи может проживать и работать около 10 художников. Арт-резиденция располагается на небольшой территории, и представляет собой здание галереи со студиями и жилыми помещениями на втором и мансардном этаже. Сочетание искусства и природы, старой русской деревни и европейского подхода к окружающему пространству делают Гридчинхолл уникальным местом.

Постоянная экспозиция Гридчинхолла - это объекты, оставшиеся от существующих проектов и расположенные как внутри, так и снаружи центра. Центр выпускает регулярные каталоги выставок.

Гридчинхолл - это своего рода «арт-дача». Здесь проходят пикники, экскурсии, мастер-классы для детей, занятия живописью и рисунком, встречи с художниками, критиками и кураторами.

Гридчинхолл расположен в 20 км от Москвы. Исключительно живописное село Дмитровское расположено на высоком берегу реки Истра и имеет богатую историю. Недалеко от арт-центра находится усадьба Архангельское и поселок работников науки и искусства Николина Гора. Характерной особенностью выставочного центра является то, что он находится на природе, которая уже стала частью нескольких экспозиций. Эту арт-деревню можно причислить к типу площадок, ориентированных на профессиональное сообщество и людей, которые приходят в арт-деревню для занятий живописью и рисунком.


Арт-резиденция «Художники без границ»

Тульская область

Художник Василий Поленов построил усадьбу по собственным чертежам на берегу Оки как место встреч единомышленников и проведения творческих мероприятий, будь то театральные постановки, литературные вечера или пленэры. Здесь же проживала семья художника. Среди гостей усадьбы были — Репин, Коровин, Васнецов, с которым десятилетием раньше глава семейства спроектировал храм для Абрамцева. Сейчас Поленово — это музей-заповедник, на территории которого живут потомки живописца. Проект арт-резиденций был запущен в прошлом году, и первыми его участниками стали французы — писатель Оливье Блейз и художник Бенжамен Бозоннэ. В первую очередь в Поленово рассчитано на размещение иностранцев, которые хотят раскрыть секрет загадочной русской души и ощутить атмосферу старинной усадьбы. По итогам двух-трехмесячного проживания и работы в студиях «Города мастеров» устраивается выставка, которую могут увидеть все желающие.

В декабре здесь ждут французскую писательницу Элизабет Барийе, недавно в Поленово состоялся мастер-класс ВГИКа, также усадьбу посетили студенты Тихоокеанского госуниверситета.


Выводы по главе 1.

Как показал анализ мирового опыта проектирования и функционирования арт-деревень, структура модели складывается из широкого круга исторических, социокультурных и технических вопросов. Таким образом, каждая арт-деревня или резиденция является выражением системы внешних и внутренних условий для каждой отдельной территории, что, в свою очередь, позволяет выделить основные особенности моделей подобных проектов:

1. Индивидуальность – выражается в неповторимости сочетания условий для разных территорий и культур. Эта особенность исключает возможность создания общей модели организации пространства арт-деревни.

2. Пластичность – выражается в планировочной, организационной структуре арт-деревни, подстраивающейся под внешние и внутренние условия, которые диктует контекст территории.



Выводы об основных принципах формирования арт-деревень:

  • Удаленность от большого города, при относительной транспортной доступности до него характерна для всех рассмотренных примеров;

  • Как правило, арт-деревня возникает на основе сложившейся среды, будь то существующий населенный пункт или национальный парк;

  • Многообразие и уникальность примеров арт-деревень. Несмотря на то, что в основе любой арт-деревни заложен один и тот же принцип взаимодействия с ландшафтом средствами творческих практик и современного искусства, каждая из-них имеет свою стилистическую направленность и, следовательно, каждая из них является потенциальной платформой для привлечения новых проектов в сфере искусства;

  • Большинство арт-деревень ставят своей задачей создание устойчиво развивающейся природно-культурной среды для жизни и творчества, формирование нового образа жизни городского человека в природной среде;

  • Сохранение, восстановление или воссоздание архитектурных и стилистических особенностей в соответствии с их историческими прототипами с учетом территориальных и природных особенностей местности - ключевой аспект при проектировании арт-деревень;

  • Основными принципами рассмотренных проектов являются гармония с природой, сочетание традиций и инноваций, междисциплинарный и кросс-культурный подход, вовлечение местных жителей и сообществ;

  • Синтез различных творческих направлений в составе деревень. Открытость для любых социокультурных инициатив;


Из разнообразных вариантов возможного размещения арт-деревни можно выделить следующие:
1. В структуре городов или поселков, где имеется вся необходимая инфраструктура – детский сад, школа, магазины и прочее.

2. Преимущественно на периферии города или сельских поселений различного размера – от крупных поселков на 2-3 тыс. жителей до небольшого хутора на 4-5 домов.

3. Самостоятельное селитебное образование на 50-100 жителей с гостиницей на 50-100 отдыхающих и с минимальным набором социальной производственной структуры.
Среди разнообразных направлений деятельности можно выделить основные задачи арт-деревни:

- освоение заброшенных территорий;

- создание устойчиво развивающейся природно-культурной среды для жизни и творчества;

- поддержка и поиск путей развития современного искусства;

- поиск новых средств и форм выражения искусства;

- развитие небольших городов и продвижение национальной культуры;

- привлечение внимания к сохранению местной природы, создание произведений искусства взаимодействующих с существующим ландшафтом;

- повышение имиджа депрессивных районов;

- создание объектов творчества, связанных с жизнью деревни (история, эклектика, проблематика);

- возрождение культурных традиций;

-формирование новых достопримечательностей;

- приобщение к искусству всех слоев населения. Проведение различных акций и мероприятий с привлечением местных жителей (как в самой резиденции, так и за ее пределами);

- культурная интеграция и обмен международным опытом;

- стимулирование исследований современного искусства;

- просветительская деятельность и обучение (организация тематических образовательных проектов, семинаров, лекций и мастер-классов);

- международный взаимообмен культурой и культурными традициями;


- установление связей арт-резиденции с институтами культуры, власти и бизнеса;
Основными видами функциональной направленности арт-деревни являются:

Арт-резиденция. Предполагает приглашение на территорию и временное размещение международных специалистов в области искусства, художников, архитекторов, и т.д.

Образование. Публичные лекции и мастер-классы. Проведение открытых лекций и мастер-классов для широкой аудитории приглашенными художниками, архитекторами и представителями других профессий.

Развитие арт- и экотуризма на территории размещения арт-деревни. Кемпинги, хостелы и резиденции для временного размещения посетителей. Проведение и организация тематических фестивалей. Создание экскурсионных маршрутов по объектам на территориях арт-деревень и за ее приделами. Организация летнего досуга с использованием природных ресурсов окружающей территории в зависимости от сезона.

Основные направления в развитии и формообразовании объектов:

Наряду с общепринятыми понятиями, такими, как образ, философия построения объекта, композиционные закономерности, которые объединяют более мелкие части в целое, существуют и временные характеристики. К числу подобных характеристик относятся исторические и традиционные аспекты.

Исследуя архитектуру арт-деревень, преимущественно расположенную загородом, следует отметить зависимость от города, если он рядом. И наоборот, независимость, изоляцию, если объект находится далеко. В первом случае эволюционное развитие объектов происходит при помощи реконструкции либо замены путем сноса и строительства нового здания. Когда же объекты загородной среды удалены от городских территорий, работает другая схема. Как правило, они характеризуются неизменяемостью, стабильностью.

Территориальный аспект вносит в эти вопросы свои коррективы. Так, например, форма объектов северных поселений существенно отличается от сибирских, южных регионов, регионов средней полосы России. Эти отличия наблюдаются в функциональной организации, конструктивных решениях, в декоративном убранстве, приемах организации и размещения территории.

Проекты арт-деревень планируются почти повсеместно по индивидуальным проектам. Чаще всего, внешний облик зданий должен отражать идейность проектирования, формируя единый архитектурный ансамбль.

Одноквартирный дом – наиболее свободная в планировочном и конструктивном отношении система, позволяющая получить бесконечное множество архитектурных решений – одноэтажные, двухэтажные с полной застройкой второго этажа, двухэтажные с неполной застройкой (в том числе и мансардные), дома с помещениями в разных уровнях, двухсветными помещениями и т.п. При разработке жилого дома и других построек усадьбы необходимо обратить внимание на решение следующих актуальных проблем: высокий уровень инженерного благоустройства; экономичность; учет климатических, бытовых и национальных особенностей; местные строительные материалы и современные типы конструктивных решений; использование альтернативных источников энергосбережения; безвредность материалов и конструкций.

Бытовые, хозяйственные и производственные, общественные постройки должны находится в едином архитектурном ансамбле вместе с жилыми домами. Места размещения построек зависит от их функций, общего планировочного решения участка. Возможны различные комбинации их блокирования между собой и с жилым домом.

Результатом работы над 1 главой стало выявление особенностей формирования арт-деревни. Выявлены общие принципы организации арт-деревень. Установлены аспекты, влияющие на формирование проектов арт-деревень. Сформированы общие принципы архитектурно-пространственной и объемно-пространственной организации арт-деревни



Выводы: Благодаря появлению творческого кластера формируются новые типы общения местного населения с разными культурами. Территория, на которой находится арт-деревня, начинает изменяться, изменяются люди, меняются признаки культурной ситуации, индивидуальность и идентичность. Арт-деревня – это центр притяжения на территорию, привлечения инвестиций и малого бизнеса.

Возникновение арт-кластеров в международной практике всегда служило катализатором в борьбе за сохранение исторического контекста территорий. Остановить исчезновение уникальной среды и привлечь внимание к проблематике рационального использования исторического архитектурного наследия - основные задачи подобных проектов.






Достарыңызбен бөлісу:
  1   2


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет