Шулика катерина сергеевна



жүктеу 208.91 Kb.
Дата15.02.2019
өлшемі208.91 Kb.

ШУЛИКА КАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА


ПЬЕСА “ СЧАСТЬЕ ТВОРЦА”
Катруся ( Катя в детстве ) - маленькая девчушка 3-4 годков от роду

Акулина Павловна - мать Катерины Белокур, простая сельская женщина, кото-

рая целые дни хлопочет по хозяйству;

Василий Иосифович - отец Катерины Белокур, не разделяющий тяги дочери к

рисованию;

Катя - молодая девушка,которая душу нечистому продаст за кисточку из бели-

чьей шерсти и холст с масляными красками;

Олеся – бойкая девушка - подружка Кати;

Сашко - влюбленный в Катю парубок;

Катерина Васильевна - Катерина Белокур в более почтенном возрасте, извест-

ная художница, познавшая как буйство красок соприкасается с чистотой линий

и форм.

Девушка – молодой экскурсовод Государственного музея украинского народного декоративного искусства.


СЦЕНА 1.Ламашка….Квиточка…

Плетенный забор из лозы (тын), за которым виднеется чисто выбеленная глиняная

хата с белыми фиранками на окнах.Во дворе чинно расхаживает молодой бойкий

петушок в окружении говорливых кумушек-курочек.Молодая женщина лет трид-

цати по-хозяйски рассыпает зерно пернатым и искоса поглядывает на босоногую девчушку в цветастом сарафанчике годков трех-четырех, которая что-то весело лопоча себе под нос ,подобрав длинный подол,прыгает на одной ножке в придорож-ной пыли.

Женщина прищурила глаза, задумалась, посерьезнела и подошла к тыну.

Акулина Павловна:Доню, ты бы лучше во дворе играла.Все таки дорога рядом,

проезжая часть, подводы и телеги хоть и редки,но все таки бывают и на нашей уло-чке.

И мне б спокойней было, и ты б солнышко мое синеглазое ,была постоянно на виду.

Женщина дотронулась до чумазой щечки девчушки, перепачканной иссиня-черным

соком поспевшей шелковицы и нежно улыбнулась.Села на корточки и стала цело-

вать пухлые щечки ребенка.А потом, достала большое сочное яблоко из перепач-

канного фартуха и стала кропотливо тереть его об ткань передника.

Ластивочка моя, смотри-но какое яблоко, как намалеванное, батько сегодня с самого вершочка нашей старой деревины достал.Для нашей любимой квиточки, Катрусеньки.

Держи солнышко, держи ! Кушай, ласточка моя,кушай, на здоровье.

Девчушка, радостно улыбнулась и протянула маленькие ладошки в пятнах злополуч- ного шелковичного сока за этим диво-фруктом ,который еле умещался в них.А мать

потрепала малышку за щечку, чмокнула в лобик и нехотя вернулась к каждоднев-

ным домашним хлопотам.

Девчушка , подпрыгивая сереньким зайчиком , побежала к старой деревянной скамей-ке возле калитки и после неудачных попыток взобраться на нее, садится в теплой

придорожной пыли, подобрав коленки.Она несколько раз пытается откусить от

яблока , но маленькие зубки малышки существенно усложняют задачу.Все таки нем-

ного отпробовав ароматную мякоть девчушка старательно жует и вдруг замира-

ет.Красное яблоко падает из ее растопыренных ладошек близь побегов молодого

подорожника, растущего возле скамьи и остается надолго позабытым.А девчушка,

озадаченно взяв сухую веточку вишни,отломанную и забытую под скамьей холодны-ми осенними ветрами,несколько секунд удивленно рассматривает ее и вдруг начи-нает что-то сосредоточенно чертить в придорожной пыли.Малышка рисует, а

потом вдруг замирает ,иногда стирает долго выводимый рисунок маленькой ладош-кой, поднимая облака золотистой пыли,удивленно смеется и снова начинает зани-маться придорожными художествами.

Cашко:Ишь ты, гусень недоделанная, че малюешь ?

Обратился к девчушке глазастый мальчонка лет восьми, который отбросив изряд-но надоевший мячик с потрепанными боками ,взьерошил выбеленные солнцем вихры

и уставился на Катрусю.

Девчушка распахнув озера глаз, улыбнулась и застенчиво сказала:

-ЛАМАШКУ


Cашко: Это какую еще ламашку - букашку ?! Не пойму ? Чье малюешь мелочь

пузатая ?



Сказал мальчонка и свирепо свел брови, добавив стали в голосе.

Девчушка ничуть не испугавшись, встала ,приосанилась, как королева и как изрядно

надоевшему смерду стала терпеливо и доходчиво обьяснять.

-ЛАМАШКУ….КВИТОЧКУ…



Хлопец еще раз глянул на выведенное в пыли художество и совсем как взрослый

пробасил

-ЛАМАШКУ,ЛАМАШКУ.Сначала” Р “ выговаривать научись, а потом рисуй.Художни-

ца ! Цветочки она вымалевывает.Ишь ты барыня !

Хлопец сплевывает как взрослый сквозь зубы и за одно мгновение парой движений

своих загорелых ног, оставляет от рисунка только горку взбитой придорожной пы-ли .Казалось совсем забыв про девчушку, он быстро убегает весело набивая мяч и

присвистывая от удовольствия.А девчушка широко открыв глаза в которых сто-

ят непролитые слезы с немой укоризной смотрит ему в след.
СЦЕНА 2. Мир, где есть только цвет и свет

Традиционная украинская хата , плетеный забор, на колья которого одеты глиняные глечики.Посреди двора стоит женщина лет сорока,голова ее повязана ярким плат-ком, в отдалении , возле сарая,виден мужчина лет пятидесяти,который сосредото-ченно точит косу.
Акулина Павловна:Катю, Катрусю, доню моя !(женщина озирается по сторонам и, кажется, кого то ищет .Не найдя , продолжает беседу сама с собой на повышенных тонах).
Зирка недоенная орет,в сенях пол не выметен, на ганку пшено рассыпано, а тебя за-сранки след простыл.Бесово отродье ,а не ребенок !Куда ж ты подевалась ? Ну попа-дешься ты мне еще на глаза ! Час будешь стоять в кутку на кукурузе и причитать .

Ой, мамо ,больше не буду !Ой, мамо, нэ можу !


Мужчина поднимает голову, прекращает свое занятие и внимательно смотрит на жену.
Василий Иосифович:Акулина, да чего ты ! Ребенок пошел с девками бавытыся.Ще-бечут вон наверно ,как пташки , у Даринки под липой.Я ей сегодня на базаре гре-бешок новый купил, вот и хвастается , да очами зыркает,солнышко мое голубоглазое ,ласточка моя весенняя,квиточка моя ранняя.Ну чего ты на ребенка набираешь?!Пусть

лапонька моя поет пока поется ! Пусть, сама что ль не знаешь, какой жизненный по-ворот судьба-злодейка может сделать.Такой, что и не спится и не дышится порой.

А девчонке уже четырнадцатый годок пошел.Еще годок, два и замуж Катрусю отда-дим , да внуков будем няньчить.А пока, пусть пташка моя щебечет и смеется, хай ра-дие пока радиеться.
Женщина перестает хлопотать по хозяйству, несколько секунд смотрит перед собой, куда то вдаль,а после, прижимая руки к груди, обращается к мужу.
Акулина Павловна:Ой, Васю, мне иногда так страшно становится, когда я смотрю в ее глаза.Иногда , кажется, что этот став с водой ,при чем настолько бездонный и глу-бокий, что утонуть в нем могут даже самые близкие люди.И страшно от того , что мысли то в ставе не наши,не селянские.Не думает она про то, что дожди зарядили, а сено в скирды не собрали, что дротянка полгорода картошки переела, а жеребен-

ку в обед надо полведра воды принести, и хлеб уже почти доспел и так и просится чтоб его жали.Нет, мысли у нее не наши, чужестранные.


Мамо,какая эта лилия чистая, нежная, безукоризненная, а аромат, наверно именно так пахнут лесные феи.А правда, что из смеха мавок выросли эти чудесные мрамор-но-белоснежные звоночки ландышей.А капли, капли росы блестят как хрустальный графин на кухне у бывшего помещика Станишевского.Диво-дивное ! До чего ж кра-сиво !А мальвы, мальвы, мамо то какие.Буйство красок! Яркость, цвет,как же хочется всю эту красу передать на холсте ! Все бы отдала за кисточку из беличей шерсти и краски масляные с холстом.Все , даже душеньку свою нечистому бы продала не заду-мываясь.
Женщина обходит двор и направляется на огород, но увидев в дали худенькую фи-гурку кличет мужа.
Акулина Павловна:Васю, а иды но сюды.
Василий Иосифович:Що сталося, кохана ?
Акулина Павловна:Я ж говорила, не девченка, а бесово отродье.Ты думаешь где она делася ?Где ? Где ?
Вон в огороде ,на бережку , у заводи с куском угля и полотна примостилася.И корпит,кувшинки вырисовывает.Чтоб ее , бесово отродье, водяной в быстрину утащил, чтоб ее молния разразила, чтоб ее руки в плети превратились, и чтоб глаза мои эту юродивую вовек не видывали.Наградил же бог доченькой !Другие уже на хлопцев заглядываются, да приданое день за днем вышивают, а эта малюет.Художницей стать надумала, ну я сделаю тебе художество , на заднице вот этим же батагом, которым батько коров хлещет ,такое нарисую, что три дня на это место сесть не сможешь.
Отец направляется к одинокой фигурке в конце огорода, которая что-то сосредото-ченно вырисовывает углем на полотне.
Василий Иосифович:Доцю, ну зачем тебе это ?Мать сердится, у меня на сердце неспокойно.Не селянская это забава, это только барыни красками на холсте мазюкают, от того что делать им больше нечего.Брось, доцю, брось, пока не поздно.Пожалей меня и мать.
Девчушка поднимается на ноги, бросается к отцу, заглядывает в очи,обводит все вокруг рукой.
Катерина:Папа, папочка, нет в мире ничего краше, чем эта полураспустившаяся ветка сирени возле веранды, и этот яркий синеглазый василек рядом с колодязем и этот солнечный веселый одуванчик, зовущий пробежаться по сочной луговой зелени , и эта белоснежная девица-калина,нарядившаяся нежной невестой.И как, как же я хочу все это передать !
Передать всю эту красоту !Всю эту палитру красок, настроения, чистоты и счастья.

Моего счастья, моего мира.Ведь только когда я рисую, я живу,я дышу , я чувствую !И кровь бежит по жилам, и сердце стучит и душа летит, летит навстречу этим неиз-веданным мирам, где буйство красок соприкасается с чистотой линий и форм.Мое-го мира, мира этих прекрасных творений нашего господа .Мира, где нет места не-чистотам и темноте,злой людской молве и недоброму людскому оку.Мира, где есть только цвет и свет.


СЦЕНА 3.Миланя –девица-красавица

Простой сельский двор: старые, покосившиеся хозяйственные строения ,давно тре-

бующие капитального ремонта, прогнившие балки огромных деревянных срубов

под крышей кривого амбара покрыты веселыми ласточкиными гнездами,большин-ство из которых пустует и только в одном виднеется эта заботливая деревен-ская труженица, высиживающая своих птенчиков.

Из коровника выходит женщина лет сорока, повязанная простым полотняным бе-

лым платком, защищающим голову от жары украинских степей.В одной руке у

нее большое алюминиевое ведро с молоком, которое собралось воздушной пенкой возле его ободков.В другой руке она несет марлю, через которую собирается про-

цеживать молоко.Женщина медленно, ведь ведро очень тяжелое, пересекает двор,

ставит его возле лавки, и устало разгибает натруженную спину, но завидя кра-

савицу-кошку, спещящую получить свою порцию молока, женщина ласково улыба-

ется.

Акулина Павловна:Миланя, а иди-но Миланя я тебе молока налью.Заработала

засранка.Давеча вечерочком видала как ты амбарную мышь в зубах тащила.Хо-

зяюшка ты моя !Пей, пей, киця ,пей !

Приговаривала женщина, наливая в блюдце молока серой, пушистой как клубок,

ладненькой кошечке, которая завидев хозяйку, стала благодарно тереться об

ноги женщины и громко мурчать и помявкивать ,что-то рассказывая на своем

кошачьем языке.А после припав к блюдцу,усиленно заработала розовым язычком

не пропуская ни одной капли благодатного молокопродукта коровы Зирки.

Женщина взяв ведро с молоком направилась в дом , что-то тихонько припеваю-

чи себе под нос.

Из садочка , тихонько крадучись к пушистой красавице , приближалась девчушка-

подросток лет четырнадцати с небольшим.Ее подол платья в когда то ярких цве-тах теперь выцветших на сонце и поменявших цвет обнажал тоненькие аисти-

ные ножки угловатой девочки-подростка, которая сосредоточенно перебирала

пряди длинной косы и тихонечко приговаривала,направляясь осторожно к кошке , стараясь не спугнуть прихотливую красавицу и заработать ее расположение.

Катруся:Миланя- девица- красавица, ее пушистая шерстка ой как славится ! Чтоб

на холсте мне милая малевать, надо твой хвостик чудесный пощипать.Ты то хоть

не белка, девка, но сгодишься для меня.Сейчас тебя поглажу, киса, а потом шерст-

ку пушисту, я на кисточку, да краску искристую, яркую и благодатную и на полот-

но.Ох, как заиграет красок водопад и тогда завтра же изображу наш цветущий,

вишневый сад.



Приговаривала девчушка, чеша старым костяным гребешком пушистый хвостик

кошки.А та немного повозмущавшись такому обращению, постепенно успокоилась

и даже заурчала, когда девчушка с хвостика перешла на полосатую спинку.

Катруся:Эх , Миланя, Миланя ! Незаменима ты не только в хозяйстве, а и как

говаривает наш приходской учитель - и в изобразительном искусстве нет тебе

цены !

Девченка собрав добрый пук шерстинок стала сосредоточенно запихивать их

в карман фартуха.

Катруся:Котятки то скоро будут ?!

Спросила девченка поглаживая кошку по пушистому брюшку.

Катруся: Вижу, что скоро.Ну что ж пушистикам твоим я тоже применение найду.

Миланя, незаменимое мое, солнышко,отдыхай котяка, отдыхай !



Сказала девченка, почесала развалившуюся котяру за ушком и весело побежала в

сени.

СЦЕНА 4.Птицы склюют, а тебе пригодится

Чисто выбеленная глиняная хата, на окошках белоснежные кружевные фиранки,

в углу возле окна иконостас, украшенный красиво вышитыми рушныками, на полу

яркие домотканные дорожки.Под окнами, за столом, освещенная первыми утренними

лучами зимнего солнца согнулась худенькая фигурка девушки в старом полотняном

сарафане и впопыхах небрежно накинутом для сохранения тепла дорогом пуховом платке- подарок отца на шестнадцатилетие.Девушка что-то вырисовывает красками на холсте, измученно морщит брови, сосредоточенно смотрит на свое художество, размышляет, прикидывает, и снова смешивает краски и устало морщит лоб, ведь нужный колор так и не получается.

Двери соединяющие комнату с сенями резко открываются, но никто не заходит.

Переминаясь с ноги на ногу кто-то стоит в сенях и кажется размышляет, потре-

вожить досуг девушки или же нет.Через несколько секунд появляется огромная

фигура молодого парубка со взьерошенными вихрами и очень озабоченными глазами.

Парень стесняется, переминается с ноги на ногу, не знает как начать разговор.

САШКО: Я слышал тебе для художества надо….

Сказал скромный , вихрастый парень, боязливо заглядывая девушке в глаза и ком-

кая шапку в огромных ладонях.

Ну на….держи….



Сказал он , и достал из-за пазухи огромную кисть рябины с кроваво - красными,

поспевшими после первых морозов ягодами.А потом нерешительно продолжил.

У нас в этом году калина вон как уродила ….Весь куст пламенеет.



А потом искренне улыбнулся и протянул калину девушке.

Держи ….а то птицы склюют, а тебе пригодится ….



Сказал парень потупив глаза и незадачливо переминаясь с ноги на ногу.

Батько говорит, что ты только цветы рисуешь.Так что вот тебе калина для алой

краски.А к лету я тебе и бузины насобираю…. Пусть только вродыть…

И парень быстро развернулся и ушел, так что нерадивая соседка даже не успе-

ла его поблагодарить, и девушке только и оставалось ,что нежно, мечтательно смотреть вслед удаляющемуся парню, да думать какие же красивые глаза ,да какая

чистая душа у соседа Сашки.

Сцена 5. Ради чего все это ? Ради чего ?

Огромная пшеничная нива колосится золотом доспелых зерновых.На поле то

тут, то там склонились белые головки молодых женщин и девчат с серпами в ру-

ках, которые усиленно, не разгибая спин трудятся.Слышен только свист метала

об выпаленные солнцем стебельки.

ОЛЕСЯ:Кать, не могу больше ! Давай бросим !

ОЛЕСЯ:Кать не могу больше ! Да гори он синим пламенем этот чертов платок.

обойдусь и без него, меня Вася и в грязном переднике будет любить.



ОЛЕСЯ:Кать, ну давай бросим ! Жарко, спина болит.Не могу !

Девчушка лет семнадцати с раздражением откидывает серп и ложится на толь-

ко что связанные ею же снопы.

КАТРУСЯ: Я должна, должна….

Из глаз девушки молча льются слезы.Почерневшее от загара чело, сцепленные

желваки на красивых скулах. И только огромная морщинка, перерезавшая высокий

девичий лоб говорит о внутренней борьбе девушки самой с собой.

КАТРУСЯ: Не боись казак, атаманом будешь….Все будет хорошо….

Я должна…Я должна…



Испарина покрыла загорелое чело, она остановилась на минутку, разжала серп и

посмотрела на стертые в кровь ладони, мозоли не пекли, а горели адским огнем.

Но девушка немного подумав, помолчав и посмотрев вслед , уходящей подруге, кото-

рая быстро бежала в тень близьлежащей посадки, снова сцепила зубы и гордо

свела брови на переносице.

КАТРУСЯ: Не боись…Все будет хорошо…Переплывем реку, переплывем…

Держись Катруся, держись.



И так прошло еще несколько часов, пока девушка не дошла до кромки поля и не
закончила жать отведенный старым бригадиром ей участок.Она счастливо


улыбнулась и даже позволила себе упасть на стерню.И не беда, что стерня не-

щадно колола уставшую,грязную,потную спину, а по ладоням бежали струйки

крови от разорванных в клочья натруженных мозолей.Ей было все равно…Ведь

у нее будут они….

Молодой сын бригадира раздавал заработанные деревенскими бабами нелегким

трудом деньги.

САШКО:Симочкина Людмила 3 рубля 95 копеек.Лазарева Ольга 4 руб 35 коп.

Арсиевич Агрипина 3 руб 5 коп. и дойдя до последней фамилии и имени в

списке остановился …..

Белокур Катерина 6 рублей 15 копеек….



И изумленно посмотрел на девушку, которая протягивала искромсанные, разодра-

нные в клочья ладони , на которых еще не свернулась кровь.Парень одним движе-

нием скинул белоснежную рубаху и быстро отодрав часть ворота стал бережно

бинтовать эти руки….Руки, которые он любил больше жизни…

САШКО:Какая же ты дура, Катя….Какая же ты дура ?!

Скажи мне только одно ! Ради чего все это ? Ради чего ?



И он переводил изумленные глаза с покрасневших бинтов, на которые пошла его

рубаха, на измученное чело девушки.

КАТРУСЯ: Краски масляные и кисточка из беличей шерсти

Сказала девушка и расплылась в счастливой улыбке.

Сцена 6. Странная ты девка ! Странная !

Девушка прищурив глаза стоит возле криницы и смотрит на парня, удивленно свев-

шего брови и готовящегося говорить о наболелом.

САШКО:Странная ты девка ! Странная !

КАТРУСЯ:А че ж то странная ? ! Иль три глаза у меня ?!Или рог на лбу растет 7!

Или рук вместо двух аж целых пять ? Или вместо косы пук торчит да на два боки ?



Усмехнулась девушка и насмешливо сузила глаза.

САШКО: А я говорю странная ты , Катя, странная ! Даже разговариваешь не так, как наши девки.Те на меня глазами зыркают да двух слов в моем пристуствии собрать не могут.Краснеют, как маки на лужку возле речушки, или лопочут что-то тихо се-бе под нос, как выжившие из ума старушки.А ты соседушка, уж больно бойка да скора на язык.Так отбреешь , что не будешь знать с какой стороны в следующий раз подойти.

САШКО:Странная ты девка ! Странная !

САШКО:Странная ты девка ! Красивая, но странная !

Целые дни малюешь и малюешь.Видно барыней себя возомнила.Куда уж нам

простым холопам с барской красою тягаться.И жалко ведь, жалко , что краса эта

так и сгинет.Сгинет…. Не узнав моей ласки ….



САШКО:Бесово отродье ! Снишься ты мне чуть ли не каждую ночь.Душу всю

вымотала. Очи твои как небеса бездонные хочу целовать, косы твои струящимся шелком помеж моих пальцев хочу ощущать …. сладость твоих губ на моих губах

….Ведьма ! Ненавижу ! Ненавижу !Будь проклята ты и твои художества.Век бы те-

бя не видывал….

Век бы тебя одну любил ….
Сцена 7.Люб иль не люб ?!
Две девушки лет восемнадцати в вышитых украинских сорочках , с длинными за-плетенными в косы волосами, сидят на лавке возле тына и беседуют.
ОЛЕСЯ:Кать, а Кать, ну чего ты молчишь ? Иль не люб тебе Сашко ?(вздыхает)

Красавец ! И смотрит только на тебя. Настасья Пороховщикова давеча его на танцы звала, а он , он сказал, что уже другую девушку пригласил и при этом глаз с тебя не сводил.И постоянно возле тебя вертится !


КАТЯ:Да, вчера помог ведро с водой от колодязя принести, а в ту пятницу на под-воде подвез, когда я из райцентра возвращалась.А позавчера батьку помог коня на-шего гнедого подковать, при чем от червонца отказался.Отец довольный пришел, на меня очами зыркал и приговаривал – Хорош соседа попался, вот бы породниться.
ОЛЕСЯ:Ну, а ты, ты то чего ?Аль не люб очам ?Брови вразлет, очи как небо над пшеничным полем в июле , косая сажень в плечах, а руки, руки словно созданные для обнимания девок.Да любая из нашей деревни спит и видит ,как этого жеребца за-прягти и к венцу привести.Кать, ну скажи, люб или не люб ?!Чего молчишь ?
Девушка сосредоточенно задумалась, уставившись в одну точку.Ласка и нежность вдруг засветились в ее глазах.
КАТЯ:Не знаю я.Иногда в его очи гляну и вижу нежность майского пролеска , и все в душе замирает !
Очи девушки на миг затуманились , а через несколько секунд их выражение поменя-

лось. Горечь полыни и холодность северного ветра теперь читалась в них.
А иногда, когда он брови насурмит ,сведет и зыркнет так , что синь зеркал превраща-ется в темноту вороньего глаза, становится страшно и боязко.(девушка задумалась)

Не знаю, Леся,не знаю.


Сцена 8. Катенька любимая….
Вечер, сумерки.Под кустом сирени, возле забора стоит парень лет двадцати, прячет за спиной букетик цветов.К нему неторопливо подходит девушка.

КАТРУСЯ:Что соседушка, забыл в барских краях ? Али сирень слаще пахнет у

нас, али звезды ярче светят,али цикады громче трезвонят, али соловушка нежнее

поет ?

САШКО: И опять ты Катя со своими чертями в голове.Хоть бы иногда серьез-

ной побыла, ради приличия что ли.

А я школ с отличием на заканчивала , что бы с соседями ,да поприличнее.

Усмехнулась девка ,прищурив глаз и впопыхах оправив платье, которое примялось

от того , что юная художница, несколько минут назад,стоя на коленках вырисо-вывала куст тюльпана, озаренный вечерними сумерками.

Поговорить я серьезно с тобой хочу.

Что ж, давай поговорим.Свет все равно почти исчез, завтра закончу.

Сказала девушка, кидая кисти в крынку с водой.

САШКО: Вот так у тебя, Катя, всегда.Сначала - они, а потом уже все остальное.

А где место мне ? Где я ? На десятом месте между левкоями и незабудками,или

на тридесятом - между васильком и горечавкой.Измотала ты мне всю душу ? ! Не

могу я Катя, не могу без тебя !



Хватает девушку силком и целует.Она сначала вырывается, а потом обмякает,а

через несколько секунд начинает самозабвенно отвечать на его поцелуи.

Катя – КВИТОЧКА моя, Катенька любимая….


Сцена 9 .Это же всего лишь цветы.

САШКО:Катруся, лапонька моя,моя красавица.Моя жар-птица заморская.Жить без

тебя не могу.Не дышу, не ем, не сплю…Только о тебе думаю.Вчера на работе

так замечтался о тебе , что чуть с подводы не свалился, да не угодил под ноги

вороного.А сегодня на ставу рыбу ловил и только и думал ,что его чистые плеса не так красивы как глубины твоих лазурных глаз.



Парень достает из-за спины припрятанный букет.

КАТРУСЯ:Боже, что это … ?

Мальвы, только эти мальвы могут рассказать о моей любви к тебе.Мое чувство

такое же яркое как их лепестки, и такое же чистое как их незабываемый перво-зданный, чарующий аромат.Катенька….

(хочет поцеловать девушку, а она от него отодвигается, ее глаза гневно сверкают).
КАТЯ:Как же ты можешь быть таким жестоким ! Еще пять минут назад эта мальва цвела в саду и разрывала таинство ночи чарующим ароматом,а теперь ее острые сте-бельки покоятся в моей ладони и через каких-то полчаса, без жизнеутверждающей воды, превратятся в желтое покрывало из савана.Как же ты жесток, Саша ! Если ты так жесток с этими прекрасными созданиями, то как же ты можешь быть ласков со мной ? (девушка смотрит с укоризной, в больших глазах застыли непролитые слезы, вырывается из обьятий, пытается уйти )
САШКО:Катя, Катя, подожди.Это же всего лишь цветы…
КАТЯ:Цветы - это всего лишь большая часть моей жизни.Надругался над ними - на-другаешься и надо мной.
Не пара я тебе Саша, не пара ! Забудь меня !

Девушка заливаясь слезами убегает.

САШКО:Катя, Катя, как же так ?! Катя !

Сцена 10.Никому…никому…

Сумерки, лавочка возле калитки сельской хаты.На лавочке две девушки, что –то

тихонько, сосредоточенно обсуждают.

ЛЕСЯ:Женился Сашка !Вчера всем селом гуляли.Пока ты по столицам разьезжала

да в престижные вузы свои художества толкала, парубок и порешил все.Женился.

Варочка Савина говорят уж на сносях.Женился, и сном и духом про тебя знать не

хочет.


С укоризной взирает на девушку.

Эх, Катя, Катя, а какая партия была.Красавец с косой саженью в плечах, очи василь-

ковые как небо над ржаным полем, а руки, руки то золотые.А ты ты все променяла

на эти твои квиточки.Все….даже счастье свое в чужие руки отдала.Катя , Катя…



Обнимает и целует подругу, а та заливается слезами…

КАТЯ:Нет в жизни счасться…Нет…

Думала… увидят мои картины и поймут, что я, я должна учиться у них, я, что я достойна этого.Что я душу за это продам кому угодно…Кому угодно…А она

как и мои картины оказалась никому не нужна….Никому….Никому…

Даже Сашеньке….моему Сашеньке…



Девушка громко рыдает на груди у подруги, а та обнимает и убаюкивает Катю.
Сцена 11. Почему ты дал талант и не дал волю ?

Зима,занесенное снегом поле ,на окраине которого протекает тихая равнинная река.

Река еще не скована льдом полностью, только берега ее находятся в тонком хру-стальном футляре.Одинокая фигурка в растегнутом пальто, без платка ,застыла на берегу.На лице мокрые дорожки от слез и очи, вопрошающе взирающие в небо.Руки судорожно заломлены, грудь разрывают рыдания.
КАТЯ:Господи, за что ты так со мной ?! За что ? Я ведь только хотела быть счаст-ливой.А ты забираешь у меня мечту, она ускользает как зарево в тумане.Я не знаю, что мне делать ? Как быть ? Для чего жить ?
Зачем ? За что ? Почему я ?Почему ты дал талант и не дал волю ?
Нет сил больше бороться ? Не хочу , не хочу ? Зачем ?Почему же ты так поизде-вался надо мной ?
Как ты мог ?Я все положила на очаг своей мечте.У меня не было и не будет лю-бимого мужа, потому что ему надо варить борщи и уделять бесценное время, время которое я могла потратить на рисование, у меня нет детей, нет моей кровиночки,моего

продолжения, потому что ночами я хотела рисовать, а не спать над кричащим младен-цем.У меня ничего нет, ничего не осталось.Ты забрал все ? Как ты мог ? Подарить мечту и не поспособствовать ее воплощению ? Как ты жесток , Господи ! Как ты жесток ? !


Не хочу больше мучаться, не хочу !
Прости ! Я так больше не могу !Я так больше не могу !
Женщина направляется к реке, проходит кромку льда и бросается в быстрину.Только

синее пальто ярким пятном несколько секунд держится на поверхности.Слышны истошные крики, вой,появляется мужчина, который бросается на помощь.Он бежит,

что-то кричит, на ходу снимает шапку, жупан и стремглав бросается в воду.
Сцена 12. Я так долго этого ждала, так долго…

Государственный музей украинского народного декоративного искусства,открытие очередной выставки Катерины Белокур.На стенах шедевры отечественной живо-писи: «Декоративные цветы», «Привет урожаю» , «Колхозное поле» , «Царь-Колос» , «Завтрак» , «Цветы и берёзки вечером» , «Арбуз,морковь,цветы» , «Цветы и виноград» , «Георгины» , «Пионы» , «Натюрморт с колосками и кувшином» , «Букет цветов» .В зале пусто ,еще нет посетителей.Только одинокая седовласая фигурка женщины в выши-

той украинской сорочке вглядывается в яркие полотна.
Катерина: Я все таки это сделала.Я стала, стала…
Женщина морщится от тупой боли в суставах,до сих пор , через столько лет дают о себе знать события той страшной ночи и холодные ноябрьские воды Чугмака.
Катерина:Прости меня Господи, за все, что я сделала, и за все, что я сделаю.Я всего лишь шла к своей мечте. Прости… И спасибо тебе за это счастье, счастье творца, рисующего всю эту красоту. Спасибо…
Появляется худенькая девушка-экскурсовод в очках.
Девушка:Екатерина Васильевна,десять, будем начинать.Вы готовы ?
Катерина:Да, я готова.Я так долго этого ждала, так долго…Так долго хотела знать,

что же такое счастье творца.И я его узнала…


Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет