Сознание кришны и христианство



бет1/9
Дата11.06.2018
өлшемі1.32 Mb.
#31688
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

СОЗНАНИЕ КРИШНЫ И ХРИСТИАНСТВО

Преподобный Альвин Ван Пелт Харт - известный христианский теолог. В 1949

году, получив степень магистра богословия в нью-йоркской общетеологической се-

минарии, он стал священником епископальной церкви. В середине 1950-х годов его

попросили написать главу "Религия и инвалиды" для книги "Инвалиды и их реабили-

тация"(The Handicapped and Their Rehabilitation - St. Thomas Pub., 1957). На

сегодняшний день эта работа считается важным вкладом в данной области. С 1953

по 1966 год преподобный Харт служил в качестве капеллана, а также инспектора

пасторского образования в больнице Беллеву. С 1966 года и до настоящего време-

ни преподобный Харт служит в той же должности в больнице Св. Луки - Рузвельта.

Сатьяраджа дас адхикари (Стив Роузен) - независимый писатель, автор ряда

книг, среди которых "Пища для духа: вегетарианство и религии мира" (Food for

Spirit: Vegetarianism and the World Religions - New York, Bala Books, 1987),

"Духовное возрождение Индии: жизнь и время Господа Чайтаньи" (India's Spiritual

Renaissance: The Life and Names of Lord Chaitanya - New York, FOLK Books,

1988), а также "Археология и вайшнавская традиция: дохристианские истоки покло-

нения Кришне" (Archeology and the Vaishnava Tradition: The Pre-Christian Roots

of Krishna Worship - Calcutta, India, Firma KLM Ltd., 1989). Он является ини-

циированным учеником Его божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабху-

пады, основателя и духовного учителя Международного общества сознания Кришны

(ИСККОН). Сатьяраджа дас родился не в Индии, однако его книги и эрудиция завое-

вали ему право важного голоса в индийских религиозных кругах. Как американский

вайшнав он служит министром межрелигиозных отношений в нью-йоркском отделении

ИСККОН.

СОДЕРЖАНИЕ



стр.

Предисловие................................4

Глава первая...............................5

Религия едина

Монотеизм

Вы не есть это тело

Наибольшая заповедь

Трансмиграция

8 400 000 видов жизни

Духовная эволюция

Конечная цель
Глава вторая..............................18

Вегетарианство

Вера и дела

Сострадание и милосердие

Аристотель и Аквинат

Не становитесь пьяницами

Св. Франциск

Владычество

Благо всех живых существ
Глава третья..............................28

Пойте святое имя

Сознание Кришны

Первичные и вторичные аспекты Бога

Кришна - Личность

Идолопоклонство

Яхве и Вишну

Гаруда и херувим

Важность ученической преемственности
Глава четвертая...........................42

"Бхагавад-гита"

Хатха-йога

Диоген и чувственные наслаждения

Четыре эпохи и юга-дхарма

Рамананда Рой и отказ от "Гиты"


Глава пятая...............................52

Предсказан ли Иисус в Ведах?

Брахман, Параматма и Бхагаван

Царство Бога

Христианская молитва

Что такое ом?

Пение Харе Кришна

Кто такая Радхарани?


Глава шестая..............................62

Господь Чайтанья и Иисус Христос

Васудева Датта

Экстаз преданности

Махабхава и наука о любви

Любовь к Богу

Наивысшая цель

ПРЕДИСЛОВИЕ

преподобного Альвина В. П. Харта
В отличие от многих своих коллег, я всегда считал, что необходимо призна-

вать различия, существующие между разными мировыми религиями. Я знаю, что, на

первый взгляд, такой подход как будто исключает саму возможность компромисса и

потому, с традиционной точки зрения, может быть назван даже "нехристианским".

Как известно, истинный христианин сумеет возвыситься над подобными религиями и

в то же время по-настоящему разобраться в них. Но в этом-то все и дело - ведь

понять эти различия может только тот, кто признает их, в противном же случае

это невозможно.

Многие считают похвальным вообще не обращать внимания на различия и сде-

лать вид, что их не существует; однако нередко случается, что те же самые люди,

уверовав вдруг в свою религиозную исключительность, настолько погрязают в пред-

рассудках, что их былые призывы кажутся на этом фоне просто нелепостью. При та-

ком поверхностном подходе эти люди не признают никаких различий и тем самым,

опять-таки, лишают себя возможности понять и оценить их.

Беседуя с Сатьяраджей дасом, я нашел родственную душу, человека, который

тоже понимает, что между великими мировыми религиями есть и сходства, и разли-

чия. За четыре года мы с ним провели немало бесед на межрелигиозные темы, и хо-

тя начало нашего знакомства было довольно формальным, теперь эти беседы превра-

тились в дружественные обсуждения. Я считаю это подтверждением своей гипотезы:

именно наши различия сблизили нас.

После первых нескольких встреч мы решили записывать свои беседы на магни-

тофон - главным образом, для того, чтобы было проще вернуться к уже обсуждавше-

муся вопросу. А совсем недавно я решил обратиться к Сатьярадже с новым предло-

жением: составить из наших бесед книгу. Выслушав меня, он, смеясь, рассказал,

что уже переписал некоторые из них с магнитофонной пленки на бумагу. Ему эта

идея пришла в голову еще несколькими неделями раньше, а теперь и я оказался "на

той же волне".

И вот она перед вами - тщательно отредактированная запись многих часов

межрелигиозного диалога. Эта книга представляет несомненный интерес для тех,

кто интересуется науками о человеке и обществе. Верующие и ищущие, последовате-

ли как восточных, так и западных традиций, тоже найдут немало ценного в этих

беседах и все же наиболее привлекательной она окажется для тех, кто всерьез хо-

чет понять своего ближнего: ведь содержание предлагаемой книги - это живое и

дружественное общение представителей различных духовных течений. И если благо-

даря такому пониманию читатель нашей небольшой книги сможет по достоинству оце-

нить взгляды другого человека, мы с Сатьяраджей будем считать это своим вели-

чайшим успехом.

Г Л А В А П Е Р В А Я.


* Религия едина

* Монотеизм

* Вы не есть это тело

* Наибольшая заповедь

* Трансмиграция

* 8'400'000 видов жизни

* Духовная эволюция

* Конечная цель


Преподобный Харт: Во время нашей последней встречи вы привели цитату из

Библии:"Все Писание богодохновенно и полезно для научения..." (2 Тим.,3,16-17).

Как вы помните, мне, откровенно говоря, было непросто принять вашу интерпрета-

цию этого высказывания. Цитируя его, вы хотели показать, что христиане в своем

познании Абсолютной Истины могли бы обращаться к священным книгам Востока, ве-

дической литературе. Пусть это так, и христианин действительно может пользо-

ваться книгами Востока, но я не думаю, что эта цитата из Нового завета может

служить подтверждением вашей точки зрения. Однако ваш довод отнюдь не лишен ос-

нований: вы утверждаете, что ведическая литература - это тоже священное писа-

ние, а в данном стихе Библии речь идет обо всех писаниях...

И все же, в традиционном понимании, этот стих относится только к книгам

Ветхого завета; во всяком случае, так принято считать. В этом и заключалось мое

возражение вам, но потом я серьезно задумался. Почему в Библии сказано "все Пи-

сание", если речь идет только о библейской литературе? Неужели пророки и соста-

вители Библии не знали о ведической литературе, которая была записана за много

поколений до начала библейской традиции? Не думаю, чтобы они ничего не слышали

о ней.

Впрочем, это не означает, что я готов был тут же согласиться с вами. Я об-



ратился к своей справочной литературе и нашел одно замечательное место в "Кни-

ге Мормона". Замечу, кстати, что я практически не пользуюсь этой книгой и ред-

ко даже открываю ее.

Сатьяраджа дас: И что же вы нашли в ней?

Преп. Харт: Вот, послушайте. Мне действительно понравился этот отрывок,

хотя очевидно, что он подтверждает вашу точку зрения. Позвольте я прочитаю вам:

"Разве вы не знаете, что существует не один народ, а множество их? Не ведомо ли

вам, что Я, Господь Бог ваш, создал всех людей и что Я помню тех, кто живет на

островах в море; и что Моя власть на небесах вверху и на земле внизу; и что Я

даю слово Свое детям человеческим изо всех народов Земли? Почему же вы ропщите,

не желая получить больше слова Моего? Знаете ли вы, что свидетельство двух на-

родов скажет вам, что Я Бог и что Я помню каждый народ? И потому каждому наро-

ду говорю Я слово Свое. И когда станут два народа вместе, то и свидетельства,

данные двум народам, тоже будут вместе. ...И не думаете ли вы, что, сказав од-

но слово, Я уже не могу сказать другого? - ибо не закончены еще дела Мои, да и

не закончатся, пока жив человек... "

Сатьяраджа д.: Это замечательно...

Преп. Харт: Минуточку, там еще продолжение: "А потому не думайте, что раз

у вас есть Библия, то в ней и содержатся все слова Мои. Или вы полагаете, что Я

не хочу, чтобы еще что было записано? Но Я повелеваю всем людям, будь то на

востоке или на западе, на севере или на юге, или на островах в море, чтобы они

записывали слова, которые Я говорю им. Ибо по книгам, которые они напишут, Я

буду судить мир... "

Я вовсе не собираюсь утверждать, что эти слова - божественное откровение

или что-нибудь в этом роде. Но сказанное здесь звучит очень искренне и похоже

на правду. Кроме того, становится, на мой взгляд, проще принять ваше отношение

к ведической литературе и другим священным книгам Востока.

Сатьяраджа д.: Да, религия едина. В зависимости от времени и обстоя-

тельств она открывается в разных формах и в большем или меньшем объеме, но суть

всегда одна и та же. Например, словари могут быть маленькими, краткими - кар-

манными словариками - или большими, полными, вроде того, что лежит у вас на ка-

федре. В них содержится одно и то же знание, но полный словарь дает больше под-

робностей, разъясняя все нюансы каждого слова.

И, конечно, важно найти традицию, в которой дано наиболее объемное и пол-

ное откровение. На мой взгляд, Иисус четко обозначил границы христианского от-

кровения: "Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить"

(Иоан.,16.12).

Преп. Харт: Да, и хотя сказано, что его ученики получили более глубокое,

сокровенное знание, все же библейское откровение в целом действительно дано в

форме притч. Так что, по-видимому, очень непросто найти метод, который позво-

лил бы последовательно и систематически раскрывать эти изначальные, глубинные

истины. Продолжая вашу мысль, приведу еще одно примечательное высказывание Ии-

суса: "Если Я сказал вам о земном, и вы не верите - как поверите, если буду го-

ворить вам о небесном?" (Иоан.,3.12).

Сатьяраджа д.: Это, несомненно, так. Однако Кришна говорит в "Бхагавад-Ги-

те": "Сейчас Я возвещу тебе во всей полноте знание о видимом мире, равно как и

о невидимом. Для того, кто получил это знание, уже нет ничего непознанного"

("Б.-г.,7.2). И есть четкий метод, с помощью которого можно постепенно достичь

уровня Богопознания. Этот метод, или путь, называется сознанием Кришны. Так что

мы можем очень многое почерпнуть из ведического откровения.

Преп. Харт: Насколько я понимаю, когда вы говорите о "ведической

традиции", то подразумеваете нечто большее, нежели какая-нибудь устаревшая ин-

дийская религия. Я попробую обобщить свои представления, сформировавшиеся в хо-

де наших бесед, чтобы проверить, насколько они правильны. Итак, существовала

древняя монотеистическая традиция - вайшнавизм, то есть поклонение Вишну (Криш-

не, Богу). Ее первоначальное название - санатан дхарма, то есть "вечное назна-

чение души". Священные книги, в которых разъясняются эти истины, а культура -

это, собственно, и есть ведическая традиция. Так ли это?

Сатьяраджа д.: Да.

Преп. Харт: По-моему, особенно интересно то, что при поверхностном знании

истории религии мы считаем иудаизм, христианство и ислам единственными или, по

крайней мере, наиболее древними монотеистическими религиями. Но для меня те-

перь совершенно очевидно, что у них есть предшественник - ведическая (вайшнав-

ская) традиция Древней Индии. Это открытие захватывает мое воображение. Я хрис-

тианин, и сама идея о том, что существовала древняя культура, учившая любви к

Богу, к нашему Единому Всевышнему Господу, не может оставить меня равнодушным.

Эта культура существовала еще до того периода, когда, как принято считать, за-

родилась иудео-христианская традиция, - в этом я уже нисколько не сомневаюсь.

Но когда же закончилась эта традиция? Почему индийская религия уже не считает-

ся монотеистической?

Сатьяраджа д.: Древнейший метод, позволяющий обрести любовь к Богу, имеет

специальное название - бхакти-йога, то есть наука преданного служения. Вопреки

распространенному мнению, именно в Индии возникла первая монотеистическая тра-

диция - в этом вы совершенно правы. Эта традиция была основана на бхакти-йоге,

служении Господу Кришне. Само представление о "Едином Всемогущем Боге" изна-

чально присуще ведической культуре. Чтобы полностью в этом убедиться, достаточ-

но ознакомиться с наиболее ранними разделами ведической литературы. Так что у

большинства ученых не возникает на этот счет никаких сомнений.

Но с распространением буддистских идей (с 5 века до н.э.) и особенно мо-

нистического учения - "все едино" (Шанкара, 8 век н.э.) - ясное понимание ис-

ходной ведической концепции было утрачено. В результате появилась пестрая

смесь, известная теперь под названием "индуизм", для приверженцев которого ха-

рактерно поклонение великому множеству богов, а также стремление погрузиться в

Высшее Бытие. Ведическая традиция, существовавшая задолго до появления этих но-

вых толкований, была пронизана благоговением перед Единым Верховным Божеством и

любовью к нему. В ведических писаниях, появившихся намного раньше, чем три рас-

пространенные ныне монотеистические традиции, говорится что имена Бога бесчис-

ленны и что главное из них - "Кришна".

Впрочем, эта изначальная ведическая традиция вовсе не умирала, хотя, ко-

нечно, на какое-то время оказалась сокрытой во мраке. Но сегодня она пережи-

вает новый расцвет. В Индии буквально миллионы людей следуют по этому пути; на

Западе же наиболее видным представителем ведической традиции является Междуна-

родное общество сознания Кришны (ИСККОН).

Преп. Харт: Последователи этой древней монотеистической традиции смогли бы

оценить то, что Иисус назвал "первой и наибольшей заповедью": возлюбить Бога

всем сердцем, всей душою и всем разумением. Второй же по значению Иисус назвал

следующую заповедь: "возлюби ближнего твоего, как самого себя". И вот мне инте-

ресно: как вы, современный последователь древней вайшнавской традиции, бхак-

ти-йоги, понимаете заповедь Иисуса?

Сатьяраджа д.: В этой первой заповеди выражена суть бхакти-йоги. Однако

именно в ведической литературе наиболее подробно разъясняется, как выполнить

эту заповедь. В Библии, которую можно рассматривать в качестве дополнения к

первоначальным ведическим писаниям, содержатся лишь некоторые указания на этот

счет. Но, чтобы возлюбить Бога, нужно узнать Его, а наилучшую возможность для

этого дает именно ведическая литература. Здесь, собственно, даже не о чем спо-

рить - достаточно провести сравнительное исследование этих источников.

Преп. Харт: Да, я полагаю, что Веды, в известном смысле, действительно

дают больше информации, а стало быть, предоставляют больше возможностей. Вы го-

ворите, знать Его - значит любить Его. Иными словами, тот, кто действительно

знает Бога, не может не любить Его, ведь Он прекрасней, чем кто бы то ни был...

А что вы скажете о второй заповеди, "возлюби ближнего твоего"?

Сатьяраджа д.: Это наставление заслуживает особого внимания. Иисус прово-

дит различие между любовью к Богу и любовью к ближнему, которая, по его словам,

подобна любви к Богу. И все-таки это не одно и то же. Поэтому наша любовь к Бо-

гу проявляется не в том, что мы любим своих ближних, хотя христиане, как прави-

ло, смешивают эти две заповеди. Вы понимаете, что я имею в виду?

Преп. Харт: Да, конечно. Думаю, что духовно зрелые христиане знают, что

это не одно и то же; так, во всяком случае, считают мои единоверцы. В против-

ном случае не было бы никакой разницы между любовью к Богу и любовью к челове-

ку, хотя в утверждении Иисуса подразумевается, что это не одна и та же любовь.

Но в чем же тогда проявляется наша любовь к Богу? В молитве?

Сатьяраджа д.: Да, и в молитве тоже. Но, кроме того, возможно связать меж-

ду собой выполнение обеих заповедей. Вкратце мое предложение можно выразить

так: распространяйте слово. Проповедуйте.

Что значит действительно помочь другому живому существу, возлюбить ближне-

го своего? Стоит задаться этим вопросом, как нас сразу начинают одолевать при-

вычные требования: помогите бездомным, накормите голодных. Разумеется, подоб-

ная помощь заслуживает всяческого одобрения, но только поверхностный человек

сочтет ее подлинным проявлением добродетели. Я понимаю, что такая оценка пока-

жется слишком строгой, однако задумайтесь: разве бросить веревку утопающему или

одеть и накормить раздетых и голодных - значит проявить свою трансцендентную

любовь к ним? Неужели мы уже дошли до того, что естественную реакцию на страда-

ния другого человека считаем какой-то жертвой, "христианской добродетелью", вы-

полнением второй заповеди?

Увы, в ответ прозвучит всеобщее: "Да!" Смысл библейской заповеди сведен к

элементарной реакции на страдания другого человека. Более того, само понимание

этой заповеди - возлюбить ближнего своего - пытаются удержать на телесном уров-

не и тем самым задушить саму заповедь, не давая раскрыться ее божественному по-

тенциалу.

Вот главное, к чему я призываю: давайте вдохнем новую жизнь в эту запо-

ведь. Или, точнее, давайте вернем ее к жизни. Для этого необходимо снова под-

нять ее на духовный уровень: ведь если это требование религии, оно должно отно-

ситься не только к телу, но и к вечной душе. Поэтому я утверждаю, что истинная

сущность христианской любви - чисто духовной любви - состоит прежде всего в

том, чтобы давать другим знание о Боге. Высшее проявление нашей любви к ближ-

ним - это передача учения, которое приведет их к сознанию Бога. Тем самым мы в

совершенстве проявим и свою любовь к Богу.

Преп. Харт: Полностью с вами согласен. Но пойдем дальше: меня заинтересо-

вали ваши представления о душе. Вы даете духовное понимание этих заповедей в

отличие от материального или, по крайней мере, в дополнение к материальному. На

мой взгляд, это очень важно. Как вы знаете, очень много говорит о душе Фома

Аквинский...

Сатьяраджа д.: Да, но у него такая путаница: он учил, что есть души расти-

тельные, есть животные, а есть и разумные.

Преп. Харт: И при этом он сразу же объявил, что ни у животных, ни даже у

женщин нет разумной души. Я вовсе не хочу сказать, будто я с ним согласен или

считаю, что он осветил все вопросы, касающиеся души. Я, между прочим, принадле-

жу не к католической, а к епископальной церкви! (смеется).

Сатьяраджа д.: Веды предлагают куда более ясную концепцию души. Предполо-

жение Фомы Аквинского, считавшего, что существует три типа душ, не соответ-

ствует истине. Путаница в его представлениях возникла из-за ошибочного отождес-

твления своей сущности с телом. Он видел, что тела могут быть отнесены к трем

основным типам, и заключил из этого, что души также подразделяются на три типа.

Но все души обладают одной и той же природой, ибо они духовны. В царстве духа

нет места уродствам двойственности.

Из "Брахма-вайварта-пураны" известно, что существует 8'400'000 видов жиз-

ни, или телесных форм, и что в процессе эволюции душа (принадлежащая к одному и

тому же "типу") должна побывать в каждой из них, со временем достигая челове-

ческой формы. Эта форма подобна воротам, через которые мы можем снова попасть в

вереницу низших форм. Благочестивая деятельность, совершаемая в человеческом

теле, возвышает нас, а из-за неправедных поступков мы опять падаем. Это и есть

карма закон причинности. В соответствии со своими заслугами мы переселяемся в

определенное тело - таков закон природы.

Преп. Харт: Реинкарнация? Это интереснейшая концепция, имеющая давнюю ис-

торию... Отношение христианства к ней весьма противоречиво... Так, например,

Св. Фома Аквинский, конечно же, не считается приверженцем этой идеи, однако в

своей "Сумме теологии" он пишет, что после смерти каждая душа, покинув этот

мир, попадает в определенное "место". Он говорит, что все живые существа склон-

ны к "погружению" (gravitas), равно как и к "возвышению" (levitas); неизвестно,

однако, что именно он имел в виду.

Во Втором послании Петра, говоря о смерти, он употребляет слово exitus

("выход"). Подразумевается, что существует нечто, которое в момент смерти поки-

дает тело, "выходит" из него. Многое можно было бы объяснить, приняв идею реин-

карнации. Например, куда отправляется душа после смерти? Ведь Бог милосерден, и

едва ли Он посылает в "ад" грешника, который один-единственный раз родился в

этом сумасшедшем мире... Это происходит далеко не сразу...

Сатьяраджа д.: Да, и Веды говорят, что на самом деле мы, души, не умираем.

Просто заканчивается один цикл, и мы попадаем в следующий.

Преп. Харт: (смеется) Многие раннехристианские философы тоже принимали

идею реинкарнации. На мой взгляд, это логичное объяснение того, что происходит

в момент смерти. В конце концов, первый закон термодинамики - закон сохранения

энергии - гласит, что энергия не может быть ни создана, ни уничтожена. Так что

же происходит во время смерти с той энергией, которая давала жизнь телу?

Сатьяраджа д.: Вопрос, конечно же, риторический.

Преп. Харт: Безусловно. Удовлетворительный ответ дает концепция реинкарна-

ции, и отцам ранней Церкви это было известно. Вам, вероятно, будет интересно

проследить, как современное христианство пришло к отрицанию доктрины о повто-

ряющихся воплощениях. Известный христианский богослов д-р Геддес Мак-Грегор

подробно рассматривает этот вопрос в своей превосходной книге "Реинкарнация в

христианстве".

Сатьяраджа д.: Насколько я могу судить, ранняя Церковь испытала на себе

сильное влияние идей Платона, а стало быть, представления о реинкарнации имели

дополнительную поддержку.

Преп. Харт: Существеннейшие элементы христианского учения совпадали с

взглядами Платона, и так было вплоть до Фомы Аквинского, со времени которого в

учение Церкви стали проникать философские положения Аристотеля. Представления о

реинкарнации, которых придерживался Платон, занимали видное место и в учении

Церкви, пока она находилась под его влиянием. Я полагаю, что эта концепция бы-




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




©kzref.org 2022
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет