15 января Заманбеку Нуркадилову, известному государственному деятелю и одному из самых харизматичных казахстанских политиков, исполнилось бы 80 лет. Не стало его в 2005 году — он был обнаружен мертвым у себя дома с тремя огнестрельными ранениями — двумя в грудь и одним в голову. Официальная версия следственных органов – «самоубийство».   

В минувшее воскресенье в Алматы прошел Ас (поминальный обед) в честь 80-летия Заманбека Нуркадилова.

Заманбек Нуркадилов. 2004 год. Фото из архива «Республики»

Говорят, что организовали мероприятие дети политика – Кайрат и Куралай.

Что интересно, наряду с общественными деятелями, активистами и бывшими при жизни соратниками Заке из оппозиционного поля на асе были также представители власти: действующие акимы Алматинской и Жетысуской областей, их заместители, депутаты и другие. Раньше такое сложно было представить.  

Более того, на поминальный обед прибыл лично пресс-секретарь президента Берик Уали, который зачитал письмо Касым-Жомарта Токаева. Из него следует, что в родном ауыле Заманбеку Нуркадилову поставят памятник.

«В этом году исполняется 80 лет со дня рождения общественного деятеля Заманбека Нуркадилова… Заманбек Калабаевич – гражданин, который занимал множество ответственных постов на заре независимости. Неоспоримым является его значимый вклад в становление независимости и развитие регионов. Почитать имена сынов народа и давать достойную оценку их труду – это долг потомков. В связи с этим считаю нужным установить на родине Зеке – в Кегенском районе Алматинской области памятник в его честь, а в Алматы, на доме, в котором он жил – мемориальную доску», — говорится в письме Токаева.

По этому поводу бизнесмен и политик Булат Абилов сказал, выступая на асе:

«…Потрясающее событие, что поставят памятник Заманбек-ага, я очень рад и счастлив. Но давайте, прежде ликвидируем все памятники Назарбаеву и на их месте поставим памятники Заманбеку Нуркадилову, Димаш Ахметовичу Кунаеву, Алтынбеку Сарсенбаеву, нашим батырам, героям-алашординцам.

Никто не обманет историю, жизнь. Когда-то Сталин и Ленин держали полмира в руках, где они сейчас? На свалке истории.

Также все памятники Назарбаева окажутся на свалке истории. А такие личности, как Кунаев, Заманбек, Алтынбек, останутся на тысячелетия, на века, не только в нашей памяти, но и в нашей истории». 

Новость под заголовком «Токаев разрешил поставить памятник Нуркадилову» растиражировали все провластные медиаресурсы. Отмечается, что «письма в адрес Нуркадилова и его семьи также направили председатель мажилиса Ерлан Кошанов, аким Алматы Ерболат Досаев, председатель Сената Маулен Ашимбаев, аким Алматинской области Марат Султангазиев».

Дочь Заманбека Нуркадилова — Куралай опубликовала на своей странице в Instagram сторисы с аса с таким комментарием:

«Мы устроили ас в честь 80-летия нашего отца. Пришли очень важные люди, и один из них – пресс-секретарь президента. Мы столько получили официальных писем! Пресс-секретарь президента РК зачитал его письмо…

20 лет ожидания. Сегодняшний день победа и свобода не только для нашей семьи, но и для нашего народа».

Впрочем, политолог Шалкар Нурсеитов не считает жест Токаева восстановлением справедливости в отношении Заке.

«Назвать в честь Кунаева город, дать имя Сарсенбаева школе, поставить памятник Нуркадилову – это всего лишь перформанс одного автократа перед другим, которым он пытается напугать его. Это из серии «Уходя — уходи» — то, что хочет сказать еще раз своему наставнику автократ, взявший в руки все ветви власти после январской трагедии. Это не борьба с наследством Назарбаева или восстановление справедливости.

Борьба с автократическо-олигархическим наследством Назарбаева начинается с ограничения безграничной президентской власти, свойственной авторитарному режиму. Поэтому сегодняшняя риторика власти по поводу Нуркадилова это не более, чем стремление Токаева на пути получения «удовольствия» от власти «задеть» первого президента, усилить свою позицию и завоевать доверие большинства», — написал он в своем telegram-канале.

И считать так у политолога есть все основания.

Еще раз напомним, что Заманбек Нуркадилов был убит в ноябре 2005 года «двумя выстрелами в грудь и контрольным в голову». Власти заявили, что это было самоубийство, но им, конечно, мало кто поверил. Уж больно смерть Нуркадилов была на руку Нурсултану Назарбаеву.  

«Мой отец – Нуркадилов Заманбек Калабаевич был застрелен неизвестными 12 ноября 2005 года у себя в доме. Несмотря на очевидность убийства моего отца, уголовное дело сразу же завели по факту самоубийства. И это при тех бесспорных доказательствах, как количество выстрелов – два выстрела в сердце и один в голову, что совершенно исключает технически признаки самоубийства», — говорил по этому поводу сын политика Кайрат Нуркадилов.

По его словам, Заманбек Нуркадилов «был полон сил, занимал активную гражданскую позицию в нашем обществе, был оппозиционером, выступал с критикой власти и готовился к президентским выборам».

В марте 2022 года сын политика обратился в Генеральную прокуратуру РК с просьбой пересмотреть дело об  убийстве отца. 

«Убийство являлось, политическим, заказным и циничным по своему исполнению. Сегодня наша Республика определяет новые демократичные пути своего развития, которые осуществимы лишь при условии, что в прошлом не должно оставаться черных пятен – тайных и секретных убийств», — писал Кайрат Нуркадилов в своем заявлении.

Но уже в апреле стало известно, что Генпрокуратура РК ему отказала.

Мы подробно рассказывали о заявлении сына Заманбека Нуркадилова в статье:

  •  «Заказное и циничное». О заявлении сына Заманбека Нуркадилова

В ней, кстати, есть еще скан статьи 2005 года из архива «Республики», написанной по следам гибели Заке.

Так что, если Токаев действительно хочет восстановить справедливость в отношении Заманбека Нуркадилова, он мог бы инициировать новое честное расследование его гибели.

И, может, «Новый Казахстан» даже назовет имена убийц Заке?

Некоторые факты политической биографии Заманбека Нуркадилова
Заманбек Нуркадилов. Фото из архива «Республики»

Казахстанцы старшего возраста помнят бунтарские выпады Заке в 2004 году, но не все знают, что его противостояние с Назарбаевым началось гораздо раньше.

  • В марте 1990 года Нуркадилов как мэр Алматы стал депутатом Верховного Совета XII созыва, впервые избранного в условиях частичной альтернативности и состязательности.
  • Год спустя, весной 1991 года, он становится председателем городского Совета народных депутатов и по совместительству первым секретарём горкома компартии. До конца июня 1994 года он занимал должность главы тогда еще столичной администрации.
  • Через полтора года после громкой отставки в декабре 1995 года Заке   выдвигает свою кандидатуру на выборах в мажилис I созыва и становится депутатом. Постоянно критикует власть. В качестве депутата он сближается с лидерами движений «Азамат» и  «Поколение», выступает с речью на их протестном митинге в декабре 1996 года, а в январе 1997 года пишет открытое письмо президенту с резкой критикой его политики.
  • При переезде мажилиса в Астану Нуркадилов отказывается уезжать из Алматы и неожиданно получает назначение на должность акима укрупнённой Алматинской области.
  • В начале 2001 года его назначают на должность председателя Агентства по чрезвычайным ситуациям. Проработав на этом посту три года и, казалось бы, прочно отойдя от большой политики,  Нуркадилов возвращается в неё в марте 2004 года, созвав сенсационную пресс-конференцию, на которой огласил своё новое открытое письмо Назарбаеву, в котором призывает его подать в отставку и провести честные президентские выборы, а также  высказывает намерение сам участвовать в них.  В  ответ он получает указ о своем увольнении с должности председателя АЧС РК.

Заманбек Нуркадилов. 2004 год. Фото из архива «Республики»

  • На протяжении 2004 года и первой половины 2005 года он делает ещё несколько громких заявлений, за одно из которых был оштрафован.
  • 12 ноября 2005 года Заманбек Нуркадилов был найден у себя дома мёртвым с тремя огнестрельными ранениями.

1 из 3


 


Автор: Даулет Байгонусов

Даулет — природовед и путешественник. Его увлечение природой Казахстана и исследования вносят неповторимый вклад в наше издание.