История многодетной матери Гульвиры никого не сможет оставить равнодушным. Хрупкая молодая женщина осталась на улице с шестью детьми. Сейчас она находится в кризисном центре, где ей помогают вернуться к нормальной жизни.

Гульвире 36 лет, старшему ребенку – 14, самому младшему – три месяца. Супруг женщины имеет судимость и инвалидность второй группы, нет постоянной работы, регулярно выпивает и неоднократно бил ее и даже детей. Гульвира устала жить в постоянном страхе.

«Я попала сюда, когда еще самому младшему ребенку было всего 20 дней. Не могла больше терпеть. В последний раз муж закричал: «Я не знаю, как себя убить, и вас жалко. Может, я вас всех зарежу, а потом убью себя!» После этого мне стало страшно за детей. Возвращаться к мужу не собираюсь. Я двадцать раз уходила из дома и потом возвращалась обратно, так как некуда было идти. Из родственников никого нет. Думаю, что будет дальше. Благодаря кризисному центру психологическое состояние нормализовалось. До этого я была в роли жертвы. Надеюсь на лучшее будущее», – рассказала Гульвира.

Женщина пока не может устроиться на работу, так как есть маленькие дети. И квартиру снять не удается, многие не хотят брать ее с шестью детьми. Получаемых пособий недостаточно для аренды жилья. Проживать в кризисном центре можно лишь полгода.

Гульвира рассказывает, в первое время после замужества все было хорошо, а через некоторое время супруг стал агрессивным, и с каждым разом ей было больнее. Получив горький урок жизни, Гульвира призывает девушек и женщин ни в коем случае не терпеть бытовое насилие, и самое главное – не молчать.

«Я все делала для мужа, но совсем забыла о себе. Придя сюда и посмотрев в зеркало, мне показалось, что я выгляжу как пятидесятилетняя женщина, хотя мне 36. В последнее время муж бил, даже когда не пил. Когда он в первый раз меня избил, я никуда не обращалась, простила его. После этого побои, оскорбления были постоянно, первое время я пыталась его оправдать, но, как оказалось, зря. В семье не должно быть жестокости, ведь дети всё это видят», – говорит Гульвира.

Многодетная мать считает, что необходимо проверять многодетные семьи с маленькими детьми, чтобы полицейские каждую неделю посещали их, удостоверялись в том, что все благополучно. Во многих семьях молчат о бытовом насилии. Как только муж в первый раз поднял руку на жену, нужно сразу же принимать меры.

«То, что дебоширов забирают на 10 суток, мало что решает. Ведь после этого они возвращаются еще более агрессивными и продолжают бить. Временное выселение агрессора из дома не дает гарантии. Невозможно жить в постоянном страхе. У меня даже было защитное предписание на год, но это не помогло. Я не могла спокойно спать. Каждую минуту со страхом ждала возвращения мужа, переживала, что он скажет, что сделает. Мы вместе с детьми дрожали от страха. Как только муж приходил домой, мы с детьми готовы были умереть на месте», – вспоминает Гульвира.

Гулжанар Калауова, психолог кризисного центра «Жан-Сая», отмечает, что насилие в семье негативно влияет на детей, не только наносит психологическую травму, но и вызывает психосоматические заболевания, такие как энурез, энкопрез и другие.

«Многое зависит от социальной среды. Например, если ребенка дома бьет отец, но в то же время мама, бабушка и другие родственники его защищают, дают ему ощущение безопасности, в этом случае, возможно, для психики ребенка это пройдет не так разрушительно. Но если в семье никто не защищает ребенка, все его унижают, оскорбляют или он может быть свидетелем насилия, это пагубно отразится на нем. Это может проявляться в его поведении. Вранье, показательное хамство, отрицание авторитетов – таким образом ребенок пытается обратить на себя внимание, показать, что ему тоже плохо. Семейно-бытовое насилие влияет на детей на психосоматическом уровне. Приведу пример, у нас был шестилетний ребенок, в их семье наблюдалось психологическое, физическое насилие. Отец был неуравновешенным человеком, он мог оскорблять своих детей, избивать их, не давать им еды в том количестве, в котором они просили. На этом фоне у ребенка развился энкопрез (недержание кала). Когда женщина обратилась к нам с этой проблемой, мы начали работать с ней и с ее ребенком. Сейчас состояние ребенка, к счастью, нормализовалось. Это яркий пример того, как насилие в семье влияет на ребенка», — рассказала психолог кризисного центра.

Известная американская писательница Майя Энджелоу говорила: «Каждый раз, когда женщина заступается за себя, не зная об этом, возможно, не заявляя об этом, она заступается за всех женщин». К счастью, сейчас, благодаря цифровым технологиям и осознанию масштабов проблемы, женщины больше не молчат, как раньше, они не стесняются открыто говорить об ужасах жизни с абьюзером и искать пути решения.

Мы живем в цивилизованном обществе, где любое насилие недопустимо. Многие ошибочно полагают, что только избиение мужем жены считается бытовым насилием, но это не так. Различают четыре вида семейно-бытового насилия:

1. Физическое – когда наносят увечья, практикуют побои, бросают в человека вещи, отказывают ему в оказании первой медицинской помощи, лишают сна, принуждают к употреблению алкоголя и наркотиков, истязают при человеке других членов семьи и домашних питомцев.

2. Сексуальное – принуждают к сексу помимо воли человека, практикуют разного рода сексуальные извращения, намеренно доводят до бессознательного состояния, чтобы воспользоваться телом человека.

3. Психологическое – постоянный контроль, обесценивание усилий и достижений человека, его роли в семье, шантаж, оскорбления, угрозы, запугивания.

4. Экономическое – контролируют доходы и расходы человека, запрещают распоряжаться деньгами на его личное усмотрение, насильно забирают денежные средства, контролируют использование материальных ресурсов (еды, жилья, одежды), отказывают в покупке жизненно важных товаров.

Если имеет место хотя бы одно действие из вышеперечисленного списка, значит, человек подвергается насилию.

По статистике кризисного центра, после случаев семейно-бытового насилия 30% возвращаются к мужьям, 70% уходят от супругов. Из 30% вернувшихся к мужьям 12% через некоторое время вновь обращаются в кризисный центр, так как насилие повторяется.

В алматинском кризисном центре для жертв бытового насилия уютно, тепло и безопасно. Женщины с детьми могут прожить там до шести месяцев, прийти в себя, получить консультации лучших специалистов, поправить психологическое и физическое здоровье. И, конечно же, составить план дальнейших действий. Центр работает в круглосуточном режиме, бесплатно оказывает восемь видов услуг: психологические, юридические, социальные, культурные, медицинские и другие.

Куда обращаться жертвам бытового насилия?

Телефон доверия – 150.

Если у жертвы нет возможности позвонить в случае, когда рядом с ней находится агрессор, она может написать на Whatsapp-номер: 8 708 10 608 10.

Получить консультации психолога и юриста можно в офисе, расположенном на пересечении проспекта Сейфуллина и улицы Шевченко.

Берегите себя и не бойтесь обращаться за помощью.

Автор – Асель ТАШИБАЕВА


Автор: Гульжан Оразбаева

Гульжан — исследовательница жизни и достижений знаменитых личностей Казахстана. Ее статьи позволяют читателям взглянуть на страну через призму вкладов ее ярких представителей.