Тема: Историко-культурные традиции и инновационные преобразования России. Просветительская ответственность библиотек



жүктеу 35.56 Kb.
Дата21.04.2019
өлшемі35.56 Kb.
түріДоклад


Международная конференция «Румянцевские чтения 2009»

тЕМА: Историко-культурные традиции и инновационные преобразования России. Просветительская ответственность библиотек








Автор доклада: Немировский Евгений Львович
Данные об авторе:

Место работы: РГБ

Должность: ведущий науч.сотр.

Регалии:доктор истор.нпук

Координаты (адрес, тел., e-mail): 383-33-91
Название доклада: КОГДА ВЫШЛО В СВЕТ ВИЛЕНСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ 1600 Г. С СИГНАТУРАМИ?

_______________________________________________________________________________
Известно два виленских Четвероевангелия, в выходных сведениях которых указана одна и та же дата выпуска - 17 июля 1600 г. («в лето от создания миру 7108, а от воплощения Господа Бога и Спаса нашего Йсуса Христа 1600, месяца июля 17 дня»). В одном из этих изданий сигнатуры (нумерации тетрадей) нет, а в другом – она проставлена на первом-четвертом листах каждой тетради. Второе из этих Четвероевангелий библиографы условно датируют июлем-августом 1600 г. Иван Прокофьевич Каратаев (1817-1886) о Четвероевангелии без сигнатур не знал и зарегистрировал в своих известных трудах 1861 и 1878 гг. лишь то издание, которое имело сигнатуры1. Вукол Михайлович Ундольский (1816-1864), напротив, не зарегистрировал издания с сигнатурами. Лишь Афанасий Федорович Бычков (1812-1899), дополняя рукопись Ундольского перед ее изданием, дал Четвероевангелию с сигнатурами отдельный порядковый номер и заметил: «Евангелие, Вильно, 1600 г., в л.; отличается от означенного под № 141 заставками и имеет счет тетрадей»2. Но, как видим, датировал он это издание все тем же 1600 г. Вслед за Бычковым И.П.Каратаев в 1883 г. уже писал о Четвероевангелии без сигнатур, отметил его отличительные особенности, но отдельного порядкового номера ему не дал. Антонина Сергеевна Зернова (1883-1964) в 1959 г. подробно описала отличительные особенности изданий и отметила «несомненно издание без сигнатур было напечатано раньше издания с сигнатурами»3. Но продолжала датировать оба издания 17 июлем 1600 г., хотя и отметила, что в одном из экземпляров издания без сигнатур, обнаруженном ею в Библиотеке Академии наук, дата другая – 19 июля 1600 г.

Издание с сигнатурами напечатано вне всякого сомнения с нового набора. По словам Зерновой, оно «напечатано более небрежно, литеры выскакивают, шрифт перелит; длина строк больше, чем в Евангелии без сигнатур» В дальнейшем ни один из библиографов не сомневался в справедливости указанных дат, Пытаясь разнести оба издания во времени, Григорий Яковлевич Голенченко датировал первое из них 17 июлем 1600 г., а второе тем же числом, но с замечанием «фактически более позднее»4. Александра Алексеевна Гусева датировала издание без сигнатур 17 июлем 1600 г., а с сигнатурами – июлем-августом 1600 г.5 Никто из историков книги не задавался вопросом, какой смысл имело в одном и том же году выпускать два издания Четвероевангелия с разного набора и проставлять сигнатуры лишь в одном из них. Надо сказать, что в этих изданиях есть и некоторые другие отличительные особенности. Во втором из них более четко осуществлено словоделение.

Водяные знаки бумаги, на которых отпечатано Четвероевангелие, датированное 17 июлем 1600 г., впервые изучил Эдмундас Лауцявичюс6. При этом он установил, что различные экземпляры напечатаны на различной бумаге. Граничные даты употребления одной из них 1597-1602 гг., а другой – 1614-1624 гг. Полиграфическими особенностями экземпляров этот филигранолог не интересовался и не указал, в каких именно изданиях – с сигнатурами или без – он обнаружил те или иные знаки. Но он отметил, что знаки с границами употребления 1614-1624 гг. были найдены им в экземплярах Библиотеки Российской академии наук № 56 сп и Библиотека Вильнюсского университета RK 56. Проверка показала, что эти экземпляры имеют сигнатуры. С другой стороны бумага с граничными датами 1597-1602 гг. была найдена в экземплярах Библиотеки Российской академии наук № 57 сп и № 58 сп и Библиотеки Вильнюсского университета RK 51, RK 58 и RK 60. Все это издания без сигнатур.

Таким образом однозначно устанавливается, что Четвероевангелие с сигнатурами вышло в свет не в 1600 г., а по крайней мере после 1614 г.



екст доклада (шрифт: Times New Roman, 12pt, межстрочное расстояние: одинарное)

1 См.: Каратаев И.П. Хронологическая роспись славянских книг, напечатанных кирилловскими буквами 1491-1730. СПб., 1861. С.22. № 133; его же. Описание славяно-русских книг, напечатанных кирилловскими буквами. 1491-1730. Вып.1. С.277-278. № 145.

2 См.: Бычков А.Ф. Дополнения к Очерку библиографии В.Ундольского, составленные по экземплярам церковно-печатных изданий, находяшихся в Императорской Публичной библиотеке А.Ф.Бычковым // Ундольский В.М.: Очерк славяно-русской библиографии. М., 1871. Стб.333. № 3

3 Зернова А.С. Типография Мамоничей в Вильне (XVII век) // Книга. Исследования и материалы. М., 1959. Сб.1. С.210.

4 Голенченко Г. Я: Старопечатные кириллические книги 16-18 вв. // Кнiга Беларусi. 1517-1917. Зводны каталог. Мiнск 1986. С.80. № 56

5 См.: Гусева А.А. Издания кирилловского шрифта второй половины XVI века. Сводный каталог. М., 2003. Кн.2. С.1096-1097. № 170.

6 См.: Лауцявичус Э. Бумага в Литве в XV-XVIII веках. Вильнюс, 1979. С.15-16, 156-157.




Каталог: assets -> files -> 2009 -> doc
files -> Конкурсқа қатысуға жіберу туралы хаттама
files -> «севказэнерго»
files -> Акционерное Общество «Северо-Казахстанская Распределительная Электросетевая Компания»
files -> «Павлодар облысы Екібастұз қаласы әкімінің аппараты» мм, 141200, Павлодар облысы, Екібастұз қаласы, Мәшһүр Жүсіп көшесі, 45-үй, анықтама телефондары/факс: 340856, электрондық мекенжайы: aitkeshova
files -> «Фармацевтикалық қызметке лицензиялар беру, қайта ресімдеу, лицензияның телнұсқаларын беру» мемлекеттік көрсетілетін қызмет стандарты
files -> Бағдарламасы Жосалы кенті, 2015 жыл Мазмұны
doc -> Р оль библиотек в развитии и укреплении семейных ценностей и решении демографических проблем
doc -> Тема: Историко-культурные традиции и инновационные преобразования России. Просветительская ответственность библиотек


Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет