Тема моего доклада танцовщик Вацлав Фомич Нижинский



Дата29.04.2019
өлшемі127 Kb.
#124202
түріДоклад

Дорогие коллеги, здравствуйте.

Тема моего доклада - танцовщик Вацлав Фомич Нижинский (его жизнь, его работа, его дневники и их экранизация).

Он - один из самых важных персонажей, благодаря которому русская культура развивалась не только в России в ХХ веке, но также в Европе и вообще в мире. Внеся огромный вклад в развитие культуры, фигура Нижинского привлекла внимание исследователей. В его судьбе яркая жизнь на сцене сочетается со сложной полной переживаний личной жизнью. Его трагичная жизнь до сих пор интересует исследователей. Сняты фильмы, поставлены спектакли, опубликованы дневники Нижинского, написаны книги о нём, чтобы лучше понять жизнь этого великого человека.

Современником Нижинского был Сергей П. Дягилев, который сыграл важную роль в развитии искусства, а также в жизни самого Вацлава Фомича.

Сергей Павлович Дягилев – один из основоположников объединения Мир Искусства, организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева» – родился в 1872 году в Селищах и изучал право, в то же время посвящая много времени живописи, музыке и пению.

Личность Дягилева развивалась в сложный исторический и культурный период. С политической точки зрения, Россия переживала плохие времена, как то Революции, русско-

японские войны, Балканские войны и время Первой мировой

войны; с экономической точки зрения это был период развития, как и в области культуры - издавались новые журналы, например Аполлон и Мир Искусства, и создавались новые литературные кабаре, как Бродячая Собака и Привал комедиантов, в период Символизма.

Дягилев был первым, кто взял на себя роль «открывателя талантов». В

России он организовывал выставки живописи и музыкальные концерты. Он выполнял также роль импресарио в Париже, устроив пять музыкальных концертов и первое представление группы «Русский балет».

Первоначально общество должно было нести русское искусство на

запад и состояло из лучших отечественных художников, не получая однако материальной поддержки с родины. Даже у иностранных танцоров были русские имена.

Дягилев исследовал новые средства выражения и все самые

креативные умы живописи, музыки и театра: на самом деле он

исследовал выражение новых тем и чувств, которые ранее не рассматривались в романтическом балете.
«The new Diaghilev ballet does things quite differently. It brings together artists, composers, ballets masters, writers and in general people who are close to art, and together they discuss the plan of the coming work. A subject is put forward and then worked out in detail. One person makes a suggestion as it comes into his head, the others either accept or reject it, making it difficult to establish who is the true author of a libretto in this collective creative enterprise. Of course, it’s the one who puts forward the idea for a work; but the corrections, the elaboration, the details belong to everyone. After that the character of the music and the dances is collectively discussed…That’s why there is a unity of artistic intent and execution. »1
Первым представлением за границей была опера Мусоргского «Борис Годунов», и всё в этом балете было русским: танцовщицы, хоры, оркестр, художники как Александр Бенуа.

Спектакль имел огромный успех, как и другие спектакли, например Жар-Птица. Один за другим Дягилев представил в Париже новые скандальные постановки - «Жизель», «Послеполуденный отдых фавна» и «Весна священная».

Во время Первой Мировой войны группа «Русского балета» работала в Германии, и именно здесь постановки не вызывали одобрения,

потому что Дягилев принял анти-германское отношение. К 1928 году

отношение немцев изменилось. После конца Первой Мировой войны присутствие на спектаклях компании «Русского балета» считалось роскошью и не вызывало протеста у публики.

С 1908 до 1929 в компании Дягилева участвовало много артистов как Тамара Карсавина, Энрико Чеккетти, которые были всемирно известны.

Кроме того, компания поставила много спектаклей как «Сильфида», «Послеполуденный отдых фавна», «Весна священная», «Лебединое озеро», многие из которых вызвали в то время скандал.

Из-за Первой Мировой войны и появления новых объединений начались сложные времена для компании «Русских балетов». Появились материальные проблемы, а также разногласия между артистами и Дягилевым, из-за чего некоторые артисты были вынуждены выйти из объединения. Примером может быть танцовщица Анна Павлова, которая вышла из компании Дягилева и устроила свою собственную.

У импресарио же было достаточно таланта справиться с этими проблемами. Он пытался заменить артистов и искать новые ангажементы с театрами.

Но через три-четыре года после смерти Дягилева, которая произошла в 1929 году в Венеции, его компания перестала существовать из-за возникшего непонимания между новыми импресарио, танцовщиками и хореографами.


Прежде чем начать говорить о Нижинском, надо сначала упомянуть о других танцовщиках и хореографах, благодаря которым компания Дягилева была успешной. Это – Михаил Михайлович Фокин, Леонид Фёдорович Мясин, Георгий Мелитонович Баланчивадзе и Сергей Михайлович Лифарь.


  1. Михаил Михайлович Фокин: первый хореограф компании Дягилева Русские балеты. Он родился в Петербурге в 1880 году и в 1889 он поступил в Императорские театры города, где в 1905 начал проявляться его талант танцовщика и хореографа. На самом деле он поставил один из самых известных танцевальных номеров в мире, то есть «Умирающий лебедь» для танцовщицы Анны Павловой.

После первых успехов в его творческой жизни произошел кризис. В тот период он изучал анатомию человека и искусство вообще. Благодаря этому Фокин выделил пять точек нового балета ХХ века: - создать новые шаги, которые отличаются от шагов Петипы; - в спектакле музыка и танец будут часть драмы; - использовать жесты только если надо; - кордебалет не как орнамент, но как выражение элегантности во время всего балета; - танцу надо соединиться с другими областями искусства.

В 1909 году он стал балетмейстером компании Дягилева и ставил такие балеты, как «Жар-Птица», «Петрушка» и т.д.

Однако интерес Дягилева к новым принципам балета, связанным с авангардом, а также интерес к Нижинскому подтолкнули хореографа выйти из компании. В 1918 он переехал в США, где он жил до своей смерти.


  1. После увольнения Нижинского, хореографом компании стал Леонид Фёдорович Мясин. Ученик в школе Большого театра в Москве, он стал хореографом в 1915. Поставленные им танцевальные номера носили зачастую комедийный характер, но он также был под влиянием парижского авангарда. В танце были очень важны фигура, чувства и личности персонажей. Но к 1920 году его работа больше не удовлетворяла канонам, требуемым Дягилевым.




  1. Георгий Мелитонович Баланчивадзе упомянут последним хореографом компании Дягилева и основателем нового метода балета вместе с методом Ваганова.

В 1913 году он стал учеником императорской школы театра и балета города Санкт-Петербурга. В 1924 году, когда он стал хореографом компании, Дягилев перевёл его имя на западный лад, и поэтому мы знаем его как Джордж Баланчин. Он был хореографом с 1924 до 1929 и поставил девять балетов и ряд отдельных небольших номеров.

После смерти Дягилева другие импресарио уволили его, потому что его танцевальные номера больше не нравились, и они отличались о того, что он создавал раньше. Это был танец, где важными были абсолютная музыкальность, контраст между движениями и статичностью и воздействие хореографии на зрителей.

После выхода из компании Георгий переехал в США, где он предложил свой талант другим компаниям как New York City Ballet, где он работал до его смерти в 1983 году.


  1. Сергей Михайлович Лифарь родился в Киеве в 1905 году и после Первой мировой войны он открыл для себя искусство танца. Это случилось благодаря спектаклю сестры Нижинского, Брониславы. После этого, Сергей хотел поступить в её школу и даже против её желания, он смог поступить в школу. Он стал танцовщиком компании Дягилева в Париже, когда он приехал туда с коллегами и без разрешения Брониславы. Благодаря встречи с Дягилевым он стал во-первых танцовщиком, а затем и хореографом.

Как Баланшине, Сергей Лифарь тоже исследовал жанр неоклассического танца и написал книгу об этом, которая называется Traité da la danse academique.
Далее сосредоточимся на личности самого известного участника объединения «Русский балет» В.Ф.Нижинского.

Исследуя его жизнь, мы можем сравнить её с изображением математической параболы. Как восходящая часть параболы, также жизнь Нижинского достигает самой высокой точки. Часть изображения, когда линия идёт вверх, соответствует первой части жизни Нижинского, то есть его рождение, жизнь с семьёй и жизнь в Петербурге. Вершина изображение соответствует тому моменту, когда Нижинский стал танцовщиком и хореографом компании «Русский балет». Нисходящая же часть параболы будет изображать жизнь Нижинского после его увольнения из компании и во время болезни, которая и приведет его к смерти.


Вацлав Фомич Нижинский

В последние 20 лет XIX века, в России выступали несколько групп исполнителей, в которых появились имена Элеонора и Томаш Нижинский, родители Вацлава. Он родился в Киеве 28 февраля 1889, когда его семья была в Украине с компанией Александра Луковича.

Любовь между родителями Нижинского длилась недолго. Томаш отказался от семьи, и Элеонора осталась одна с тремя детьми. Она переехала в Петербург и там нашла стабильную работу. Она почти каждый день была в театре и поэтому часто бывало, что её дети оставались одни дома без контроля.

Однажды случилась трагедия: Станислав, младший брат Нижинского, упал из окна, получив серьёзные физические травмы. Был отправлен в санаторий для лечения, там же он и умер.

После этого события, Вацлав с сестрой стали посещать занятия их матери. Это был первый контакт с искусством балета.
«Мои родители считали таким же естественным учить меня танцевать, как ходить и говорить, и даже моя мать, конечно помнящая о моём первом зубе, не скажет, когда был мой первый урок.»2
20 августа 1898, в возрасте 9 лет, он участвовал в прослушиваниях школы императорского балета Санкт-Петербурга. Благодаря балетмейстеру Николаю Легату, Нижинский стал учеником этой школы.

Из-за русско-японской войны и потом из-за соперничества между танцовщиками ему дали прозвище «япончик». Поведение Нижинского в этот период описывается так:


«Замкнутому, живущему в своем мире Нижинскому было в училище очень сложно. Он жил в своей комнате одиноко, но это одиночество не тяготило, а радовало его – ему больше ничего не было нужно, кроме того, чтобы оставаться наедине с самим собой и со своим миром. Очень часто его видели с книгой – Нижинский увлекался Пушкиным и Лермонтовым, любил читать Гоголя.»3
В конце второго курса он был выбран для участия в балетных представлениях Мариинского театра, где он дебутировал в мазурке балета «Пахита». В 1906 году благодаря его успешному выступлению в балете «Сон в летнюю ночь», он стал частью группы профессиональных танцовщиков. Там же он стал артистом официально после получения диплома.

Его выступления получали позитивные рецензии, и в отзывах его имя приближалось к именам таких танцовщиц, как Тамара Карсавина и Матильда Кшесинская.

После вариации раба Армиды, одна из его самых лучших вариаций, в ноябре 1907 года Павел Львов изъявил желание познакомиться с Нижинским. Успешный танцовщик получил записку, в которой было написано:
«Мне хотелось бы познакомиться с Вами. Не согласитесь ли Вы отпраздновать Ваш успех в ресторане? Я и мои друзья подождём Вас у актёрского подъезда»4
Благодаря этой дружбе поправилось материальное положение молодого Нижинского. Также и Дягилев увидел вариацию Нижинского и предложил ему работу в его компании «Русский балет». Вацлав Фомич официально вступил в компанию Дягилева после сезона в Париже, после первых лекций в Италии с Энрико Чеккетти и после его выступления в Петербурге 22 января 1911. Говоря об этом, Нижинский играл роль Альберта в балете «Жизель» в Мариинском театре. Мария Фёдоровна, мать царя Николая II, была в зрительном зале. Костюм, который надел Нижинский в тот раз, не соответствовал официальному костюму. Считают, что именно из-за этого директор театра тогда уволил Нижинского.

В том же году, 6-ого апреля 1911, в Монтекарло Нижинский начал сезон выступлений в компании Дягилева. Выступления имели огромный успех у публики. Важно в этот период, что Нижинский был главным героем почти всех балетов компании. Примером может быть балет Петрушка (в Париже)


«На репетициях он превращался в манекен, в куклу, то ли выпиленную из дерева, то ли сшитую из тряпок и набитую опилками. Машинальность его движений была пугающие правдоподобна. Беспомощно сваливалась набок голова, болтались руки, ноги неуклюже заворачивались носками внутрь.»5

«Нижинский […] почуял в образе Петрушка такое личное, какого не встречал ни раньше, ни потом. А личное, впервые открывшееся ему как трагедия, раздвинуло границы балета Петрушка потому, что оказалось нерасторжимо связанным с одной из вечных тем русского искусства, сейчас звучавшей особенно пронзительно и остро.»6


После сезона в Париже, компания поехала в Лондон. После этих спектаклей в журналах написали
«Этот молодой русский не танцует свои балеты, он их играет, в них живет. Если же положено говорить, что он танцует, то надо говорить, что танцует он так же хорошо лицом, руками, всем телом, как и ногами. Не произнося ни слова, он заставляет себя понимать и трогает.»7
После нескольких представлений Нижинский приехал в Будапешт. Там Эмилия Маркуш и её дочь Ромола дэ Пулски увидели спектакли компании. Дочь Ромола сразу влюбилась в Нижинского, и она делала всё, чтобы вступить в компанию и быть поближе к Нижинскому.
«Я поговорю с маэстро Чекетти. Он выучил всех наших великих актеров. Уверен, он возьмёт вас специальной частной ученицей. Таким образом, у вас не только будет чудесный учитель, но и откроется возможность путешествовать с нами и изучать нашу работу вблизи.»8
13 мая 1912 начался четвёртый сезон в Париже в театре Шателет. Здесь первый раз был поставлен спектакль Нижинского, как хореографа, который назывался «Послеполуденный отдых Фавна», где появились новые формы движения, новые шаги и костюмы.

Сюжет: Фавн просыпается и играет на флейте. Группа нимф появляется, и одна из них танцует, держа в руках длинный шарф. Когда она убегает, Фавн берёт шарф и предается любовной истоме.

Реакция публики:
«Госпожа публика молчала. Потом началось странное: в гуле, шедшем из зрительного зала, бурные аплодисменты смешались с такими же бурными протестами.»9

1913 стал последним годом Нижинского в европейском мире с компанией Дягилева. В Вене начались репетиции нового балета Нижинского, который назывался «Весна священная». Во время репетиций возникли разногласия между хореографом и танцовщиками.

Проблемы возникли и во время репетиций другого балета- «Игра». Здесь Нижинский танцевал только с двумя танцовщицами, то есть Тамарой Карсавиной и Людмилой Шоллар.

Эти балеты были поставлены в Париже, и после спектакля «Весны священной» Джан Кокто написал:


«Revenons dans la salle de l'avenue Montaigne, attendant que le chef d'orchestre frappe son pupitre et que le rideau se lève sur un des plus nobles événements des annales de l'art.

[…] La salle joua le rôle qu’elle devait jouer; elle se révolta tout de suite. On dit, conspua, siffla, imita les cris d’animaux, et peut-être se serait-on laissé, à la longue, si la foule des esthètes et quelques musiciens, emportés par leur zèle excessif, n’eussent insulté, bousculé même, le public des loges. Le vacarme dégénéra en lutte.

[…] Ainsi connûmes-nous cette œuvre historique au milieu d’un tel tumulte quel es danseurs n’entendirent plus l’orchestre, durent suivre le rythme que Nijinsky, trépignant et vociferant, leur battait de la coulisse.»10
После этого сезона компания поехала в Лондон, где 25 Июля 1913 Нижинский танцевал последний раз в компании Дягилева.

15 августа 1913 труппа поехала в Южную Америку. По пути Нижинский и Ромола влюбляются и в Буэнос-Айрэс вступают в официальный брак.

После заключения брака жизнь Нижинского перешла из рук Дягилева в руки жены. В тот момент Нижинский был уволен из объединения Дягилева. Официально он был уволен из-за того, что ухудшилось самочувствие танцовщика. Другая же версия говорит о том, что причиной увольнения стал именно факт брака танцовщика.
«[…] Господин Дягилев считает, что, пропустив представление в Рио и отказавшись выступить в балете “Карнавал“, Вы порвали свой контракт. Вследствие этого он больше не нуждается в Вашей дальнейшей службе. […]»11
Жизнь после увольнения стала труднее - было мало контрактов. Живя с женой в Будапеште, Нижинский решает организовать свою компанию. Благодаря усилиям его сестры (у самого Нижинского не было административных способностей), компания была основана в Лондоне. Однако её деятельность не добилась успеха и поэтому быстро распалась.

После периода отдыха Нижинский поехал в Мадрид, где он танцевал один перед королевской семьёй. Это был единичный случай, реально же у него не было постоянной работы.

1914 год ознаменовался, как позитивным событием - рождением дочери Киры, но также и отрицательным. Из-за начавшейся Первой Мировой войны Нижинский был назван шпионом. Не имея работы и много переживая, он страдал от депрессии.

Благодаря Дягилеву, после 18 месяцев Вацлав Фомич с семьей смог выехать в Вену, где он встретился со Штрауссом, чтобы обсудить музыку для нового балета «Тиль Уленшпигель».

Нижинский возобновил свои выступления в компании «Русский балет», когда отправился в США. Он договорился с Дягилевым, чтобы быть импресарио там. В турне также начались репетиции нового балета «Тиль», во время которых он сломал свою ногу. Но уже через две недели Вацлав снова начал танцевать.

Сезон закончился 24 февраля 1917 и компания поехала в Испанию, где находился Дягилев. Там между импресарио и Нижинским произошла сильная ссора. Тогда танцовщик уехал с компанией и со своей женой в Америку без Дягилева, где он танцевал последний раз.

После этого сезона Нижинский с Ромолой переехали в Швейцарию в Сайнт-Мориц, где он танцевал последний раз в своей жизни - 19 января 1919.
«To each chord struck by the pianist he made a corresponding gesture. First he streached out both arms in an attitude of defence, the palms of his hands raised vertically; then he opened his arms in a gesture of welcome, raised them in a movement of supplication then, to the fourth and fifth chords, let them fall noisily as if the joints were broken… He repeated the movements for every sequence up to the final chord.»12
«Vaslav’s dancing was a brilliant, as wonderful as ever, but it was different. Sometimes it vaguely reminded me of that scene in Petrushka when the puppet tries to escape his fate. He seemed to fill the room with horror-stricken suffering humanity. It was tragic; his gestures were all monumental, and he entrance us so that we almost saw him floating over corpses. The public sat breathlessly horrified and so strangely fascinated. They seemed to be petrified.

[…] It was the dance for life against death.»13


В возрасте 30 лет у Нижинского диагностировали шизофрению. Из-за этого начался новый тур Нижинского, но по санаториям. Он умер 8 апреля 1950 в Лондоне.
Биография В.Ф.Нижинского дополняется записями в его дневнике, экранизациями этих записей. Сценический образ танцовщика поражал и восхищал публику. Но как отмечали, на сцене и в жизни - это были два разных человека. Личная жизнь, мысли, переживания стали известны как раз благодаря дневнику, которые явились откровением для исследователей.
Дневники

В тот же самый день, когда Нижинский танцевал последний раз в Швейцарии, он начал писать дневник. Дневник состоит из четырёх частей: первые две тетради называются Жизнь, третья - Смерть, четвёртая состоит из писем.

С 19 января до 4 марта, т.е. почти 2 месяца, танцовщик записывал свои мысли.

В 1936 году появилась первая версия дневника на английском языке, которая была отредактирована Ромолой. В 1995 же была опубликована полная версия уже без цензуры Ромолы.


Проанализировав дневник, опубликованный в 1995 году, я выделил следующие основные темы, о которых Нижинский активно рассуждает. Стоит отметить, что записи дневника носят отпечаток душевного заболевания. Наблюдается распад синтаксиса, ощущается страх, тревога и хаос, которые испытывает автор дневников.


  1. Дягилев: Нижинский упоминает о Дягилеве, как о плохом безбожном злом человеке.

  2. Бог: Нижинский начинает писать о Боге уже с первой страницы своего дневника, когда он описывает шапку медсестры, где был вышит крест. В дневнике танцовщик часто упоминает Бога. Считает, что он слышит голос Бога, который говорит ему, как поступать. Иногда он сравнивает себя с Богом.

  3. Эмилиа Маркуш: тёща Нижинского. Нижинский пишет, что его тёща была плохой неуравновешенной женщиной. А о своей матери пишет мало. Упоминает только о том, что она трудилась, чтобы обеспечить хорошую жизнь своим детям.

  4. Мясо: По мнению Вацлава мясо- это что-то вредное, из-за чего у человека начинается гниение и что вызывает сексуальное возбуждение.

  5. Ромола: Нижинский сомневается в своей жене, боится за свой дневник, хотя с другой стороны, думает, что Ромола его очень сильно любит.

  6. Секс: в версии дневника 1995 года эта тема раскрыта очень широко. Ему нравилось заниматься сексом с парижскими cocottes (проститутками). Танцовщик говорит о сексе, а также о мужских гениталиях с негативом, используя мат. Также в дневнике раскрывается проблема мастурбации. Поняв, что это мешает ему танцевать, Вацлав отказывается от неё.

  7. Гомосексуализм: в полной версии появилось имя Павла Львова. Можеть быть, что между ним и Нижинским были отношения, как и между Нижинским и Дягилевым. Говорят, что Нижинский не был уволен, потому что он не смог танцевать в постановке «Карнавал» в Рио, а потому что он женился на Ромоле и оставил своего любовника Дягилева.

Nijinsky, film 1980

Фильм был снят в 1980 и поэтому история основывается на дневнике, который редактировала Ромола, т.е. с цензурой. Многие моменты Ромола считала непристойным выносить на публику, поэтому некоторые переживания и мысли не были включены в отредактированную версию дневника, и как следствие- в фильм. Ниже представлены главные моменты дневника и этого фильма. Стоит отметить, что одной из ведущих тем фильма, которая отражает суть творчества Нижинского, является изображение Фавна. Фигура Фавна появляется в разные моменты фильма и призвана сообщить нечто о герое фильма.

Можно сказать, что успешный сценический образ Нижинского отразился и в его личной жизни.

Уже в начале фильма мы знаем, что Нижинский находится в санатории, и у него ментальное заболевание.

История начинается в Будапеште в феврале 1912, когда Дягилев приезжает в гостиницу, и в его комнате спит Нижинский. Это ясно, что между ними существует любовные отношения, так как они целуются. В комнате гостиницы первый раз появляется изображение Фавна.

Здесь, в Будапеште Ромола смотрит спектакль с участием Нижинского, и с этого момента она решает вступить в компанию Дягилева.

Изображение Фавна снова появляется в Греции, когда импресарио, т.е. Дягилев, находится в отпуске с Нижинским. “Your job is to be the Faun. When you become it will do the rest.”

Потом сцена перемещается в Монтекарло, где Леон Бакт показывает костюм Фавна Нижинскому. Главному хореографу костюм не нравится, а также не нравится предпочтение Дягилевым Нижинского. Случается ссора, из-за которой Дягилев и увольняет Фокина из компании.

В Монтекарло также находится Ромола. После спектакля она говорит с Дягилевым о её участии в компании.

Далее показана работа компании в Париже, где ставится спектакль «Фавна», который вызывает скандал. “It wasn’t me, it was the Faun.”

В фильме мы можем видеть, как меняется характер Нижинского.

Он устает от туров, репетиций и постановок.

В парижском сезоне компания ставит очередной спектакль «Весна», который также вызывает скандал.

Затем показана сцена в Италии, в которой мы можем понять, что отношения между импресарио и Нижинским заканчиваются. В разговоре Нижинский говорит, что ему трудно работать и жить с Дягилевым. Происходит сильная ссора.

После этого момента они больше не будут вместе. Нижинский едет в Америку с компанией и по пути встречает Ромолу, с которой завязываются отношения. Они часто говорят, она всегда с ним. В дальнейшем они заключают брак.

Когда Дягилев узнает о женитьбе Нижинского и Ромолы, он увольняет танцовщика из компании.

С этого момента начинается другая жизнь Нижинского. Он с женой, он в комнате, где что-нибудь пишет (может быть дневник). Он не работает и его жена решает встретиться с Дягилевым, чтобы тот взял его снова на работу. Говорит, что не будет мешать их отношениям и готова уехать. Дягилев отказывает просьбе Ромолы. Узнав же о болезни Нижинского, Дягилев предлагает помощь, но Ромола отказывается принять его помощь.

В конце фильма снова показана сцена в санатории, и голос за кадром читает фразы дневника.


Использованная литература


  • Alberto Testa, Storia della danza e del balletto, Roma 1994.

  • Donatella Gavrilovich, Le arti e la danza, Roma 2012.

  • Carlo Migliaccio, I balletti di Igor Stravinskij, Milano 1992.

  • Sergej Leonidovic Grigor’ev (S.L. Grigoriev), The Diaghilev ballet 1909-1929, Edinburgh 1953.

  • Richard Buckle, Nijinsky, London 1971.

  • Prince Peter Lieven, The birth of Ballets-Russes, London 1936.

  • Sergej Djagilev i russkoe iskusstvo, Mosca 1982.

  • Sjeng Scheijen, Diaghilev, a life, London 2009.

  • John Bowlt, Chudožniki russkogo teatra 1880-1930, Moskva 1990.

  • Elena Randi, Protagonisti della danza del XX secolo, Roma 2014.

  • Alessandro Pontremoli, Storia della danza dal Medioevo ai giorni nostri, Firenze 2002.

  • Vaslav Nijinskij, Diari Versione integrale, Milano 2013.

  • Vera Michailovna Krasovskaja, Nižinskij, San Pietroburgo 1974.

  • Bernard Taper, Balanchine: a biography, London 1974.

  • Serge Lifar, La danse: la danse académique et l'art chorégraphique, Paris 1965.

  • Mihail Fedorovič Larionov, Diaghilev et les Ballets Russes, Paris 1970.

  • A cura di Laura Colombo, Stefano Genetti, Pas de mots : de la littérature à la danse, Paris 2010.

  • La premiere emigration russe : vie politique et intellectuelle, parte di Cultures & societes de l'Est, Paris 1994.

  • A cura di Laura Colombo e Stefano Genetti, Figure e intersezioni: tra danza e letteratura, Verona 2010.

  • Davinia Caddy, The Ballets Russes and Beyond, Cambridge 2012.

  • Storia della civiltà letteraria russa, Torino 1997.

  • Marco Vallora, Genio o Ciarlatano?, Torino 2009, https://www.rodoni.ch/misia/balletti-russi.pdf

  • Oreste Bossini, Balletti Russi, una stagione d’oro, “Il Manifesto”, 29 ottobre 2013. https://ilmanifesto.it/balletti-russi-una-stagione-doro/

  • Lynn Garafola, Djaghilev’s Ballets Russes, New York 1989.

  • Gaston Calmette, Nijinski déconcerte son public en 1912 avec L'Après-midi d'un faune, “Le Figaro”, Parigi 29 Giugno 1912. http://www.lefigaro.fr/histoire/archives/2017/05/26/26010-20170526ARTFIG00230-nijinski-deconcerte-son-public-en-1912-avec-l-apres-midi-d-un-faune.php

  • O. A. Amirgamzaeva, J. V. Usova, Samye znamenitye mastera baleta Rossii, Mosca 2002.

  • Sergio Trombetta, Vaslav Nižinskij, Palermo 2008.

  • Boris Kochno, Diagilev et les ballets russes, New York 1970.

  • Storia della letteratura russa, Il Novecento, Torino 1990.

  • Guido carpi, Storia della letteratura russa dalla rivoluzione d’ottobre ad oggi, Roma 2016.

  • Paul Ricoeur, La memoria, la storia, l’oblio, Milano 2003.

  • Herbert Ross, Nijisnky film, 1980.




1 Sjeng Scheijen, Diagilev, A life, London, 2009, p. 174-175.

2 Слова Нижинского. Vera Michailovna Krasovskaja, Nižinskij, San Pietroburgo 1974, p. 7.

3 O. A. Amirgamzaeva, J. V. Usova, Samye znamenitye mastera baleta Rossii, Mosca 2002, p.302.

4 Krasovskaja, p. 46.

5 Krasovskaja, p. 99.

6 Krasovskaja, p.100.

7 Krasovskaja, p. 108.

8 Слова Дягилева, Krasovskaja, p. 114.

9 Krasovskaja, p. 138.

10 B. Kochno, Diagilev et les ballets russes, New York 1970, p. 88.

11 Krasovskaja, p. 184.

12 Richard Buckle, Nijinsky, London 1971, p. 406-407

13 Слова Ромолы, R. Buckle, p. 407.



Достарыңызбен бөлісу:




©kzref.org 2022
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет