Турлубеков Батырхан Салимович Вандализм, массовые беспорядки как один из видов преступного экстремизма учебное пособие



жүктеу 1.32 Mb.
бет1/6
Дата21.04.2019
өлшемі1.32 Mb.
түріУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6


Министерство образования и науки Республики Казахстан
Костанайский государственный университет имени А. Байтурсынова
Кафедра уголовного права и процесса

Б.С. Турлубеков


ВАНДАЛИЗМ, МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ПРЕСТУПНОГО ЭКСТРЕМИЗМА

Учебное пособие


Костанай, 2012


ББК 67.408.13 (5Қаз) я 73

Т - 88
Автор:

Турлубеков Батырхан Салимович

к.ю.н., профессор, заведующий кафедры уголовного права и процесса Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова


Рецензенты:

Р. Нугманов – к.ю.н., доцент кафедры уголовоного права и процесса

Е. Каймульдинов – к.ю.н., профессор Костанайской Академии МВД РК

Г.Хакимова - к.ю.н., доцент, заведующий кафедры гражданского права и процесса


Турлубеков Батырхан Салимович – Вандализм, массовые беспорядки как один из видов преступного экстремизма. Учебное пособие. Костанай, 2012. – 88 с.

В учебное пособие включены актуальные вопросы экстремизма в Республике Казахстан. Особое внимание уделено вандализму, хулиганству и массовым беспорядкам как в Казахстане так и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Пособие предназначено для студентов юридических специальностей, магистрантов, рекомендуется к применению при подготовке к практическим занятиям и к текущим и государственным экзаменам.

Пособие может быть рекомендовано преподавателям высших учебных заведений для применения на учебных занятиях по уголовному праву.


Утверждено Учебно-методическим Советом Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова от ___. ________2012 г. протокол № ___

© Б. Турлубеков

© КГУ им. А. Байтурсынова

Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………4

1 Общественный протест как социальное явление………………………………..4

1.1 Определение, формы проявления и правовые аспекты общественного

протеста…………………………………………………………………………….4

1.2 Отличительные особенности массовых акций протеста от

индивидуальных…………………………………………………………………...6

2 Вандализм…………………………………………………………………………10

2.1 Определение понятия «вандализм»…………………………………………10

2.2 Социальные характеристики лиц, склонных к вандализму……………….11

2.3 Мотивы совершения актов вандализма……………………………………..13

3 Теоретическое изучение вандализма……………………………………………16

4 Современное проявление вандализма на примере граффити…………………24

4.1 Определение понятия «граффити»………………………………………….24

4.2 Исследовательские подходы по изучению граффити……………………...25

4.3 Социальные и психологические характеристики рисовальщиков………..26

4.4 Мотивы рисовальщиков……………………………………………………...27

4.5 Восприятие граффити, их влияние на поведение, отношение к

рисовальщикам…………………………………………………………………...29

4.6 Предотвращение и контроль вандализма, в частности граффити………...30

5 Юридическая характеристика хулиганства и ответственность за совершение хулиганских действий……………………………………………………………...33



ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………37

6 Правовое регулирование акций протеста и массовых беспорядков…………..37

6.1 Анализ законодательства Республики Казахстан, регламентирующего

порядок организации и проведения акций протеста……………………….......37

6.2 Ответственность за нарушение законодательства о порядке организации и

проведения собраний, митингов, шествий, пикетов, демонстрации и

массовых беспорядков…………………………………………………………...40

6.3 Тактика и методы охраны общественного порядка при возникновении и

совершении акций протеста и массовых беспорядков………………………...48

7 Применение законодательства о порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций на практике………….53

8 Особенности организации и проведения акций протеста, массовых беспорядков в трудовой сфере…………………………………………………….59

9 Массовые беспорядки на спортивных и развлекательных мероприятиях……68



ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...77

Список использованных источников……………………………………………...87




Введение
Проблема социальной активности и протеста возникла не в XXI, и даже не в XX веке. В истории человечества всегда были не только одобряющие политику властей, но и инакомыслящие, выступающие против господствующих религии, идеологии, существующих порядков, образа жизни. XX век - это век революций как высшей формы социального протеста, антивоенных, экологических и других общественных движений, имеющих глобальный характер. Люди, действующие в истории, во все времена проявляли социальную активность и протест [1, с. 3].

С самого возникновения человеческого общества появляется присущий ему феномен власти. На каждом историческом этапе развития этого института возника­ли различные противоречия взглядов, интересов субъектов взаимодействия. Несо­вместимость целей зачастую порождала всевозможные социальные конфликты, на­ходящие свое проявление в протестном поведении: крестьянские волнения, перерас­тающие в бунты и восстания, революционные движения, рабочие забастовки и стач­ки.

Таким образом, правомерно сделать вывод, что в основе массового протеста всегда лежало социальное недовольство в широком смысле слова условиями жизни, перспективами их изменения, характером взаимоотношений общества с органами власти.

Современная мировая действительность переживает подъем протестной ак­тивности населения. При этом динамика роста общественного протеста вполне объ­яснима.

В условиях развивающегося мирового финансово-экономического кризиса на первое место выходят проблемы социальной безопасности граждан. И эти проблемы не всегда разрешаются государством своевременно.

В ходе принятия важнейших управленческих решений власть, как правило, не учитывает общественное мнение. Проведение модернизирующих реформ, в услови­ях отсутствия адекватного понимания и поддержки со стороны общественности, провоцирует массовые акции протеста: митинги, пикеты, демонстрации и другие формы их выражения.

Нередко акции протеста переходят в массовые беспорядки, сопровождающие­ся многочисленными нарушениями законности, нанесением материального ущерба, а также физического вреда.

Кроме этого, значительную опасность для общества и государства представ­ляют хулиганство (одно из самых распространенных преступлений) и вандализм, вызывающий, как правило, негативный общественный резонанс.




ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1 Общественный протест как социальное явление

1.1 Определение, формы проявления и правовые аспекты общественного протеста
Протест представляет собой одно из направлений социальной активности, как проявление несогласия, инакомыслия, как оппозиционная деятельность, соответствующее политическое поведение. Любое сопротивление - ненасильственное, мирное или насильственное, вооруженное, - начинается с протеста. И только когда ду­ховный протест реализуется в каком-либо виде деятельности, социальной активности, только тогда начинается процесс сопротивления или массовые беспорядки.

Понятие «протест» зачастую охватывает достаточно широкий круг явлений. Исследователями отмечается, что к социальному протесту может быть отнесено и «оспаривание», «отрицание» всей социальной деятельности, самих принципов общественно-политической жизни, и возмущение существующими порядками и ин­ститутами власти в целом, и выступления лишь против определенных тенденций в их политике или способов ее осуществления.

Часто общее понятие «социальный протест» относится к характеристике явле­ний, различных по своей массовой базе, по своему социально-классовому облику, и по своей силе, по своей интенсивности, и по специфике возбуждающих их факторов. В основе протеста лежит социальное недовольство в широком смысле слова условиями жизни, перспективами их изменения, характером взаимоотношений на­селения с органами власти и т.д. [2, с. 51].

Факторы, воздействующие на поведение населения, можно разделить на четы­ре основные группы: экономические, политические, информационные и социаль­ные.

Под экономическими подразумеваются факторы, непосредственно влияющие на материальное положение людей: размер их заработной платы и задолженность предприятий по ее выплате, а также общий рост цен.

Говоря о политических факторах, имеется в виду то, что активность отдель­ных партий и движений, политических и профсоюзных лидеров может существен­ным образом повлиять на протестный потенциал населения. Как пишет Ю. Левада, «главная проблема массового недовольства и протеста - это проблема использова­ния ее различными организованными силами «элитарного» происхождения. То, что принято было называть «борьбой за массы», по сути дела, всегда и везде сводилось к конкуренции за использование массового недовольства в интересах определенной элитарной группы» [3, с. 25].



Информационное воздействие - это воздействие на людей со стороны средств массовой информации. Очень часто газеты, радио, телевидение, а в последнее время и Интернет преподносят факты в искаженном виде, сгущая краски, нагнетая массо­вую истерию, ловко манипулируя общественным мнением [4, с. 59].

Наконец, последняя группа переменных охватывает такие явления, как безра­ботица, преступность, национальные конфликты и т.п., дающие представление о со­циальной стабильности в обществе.

Решительное возражение против чего-либо - такое толкование протеста дает­ся в словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой [5, с. 623].

Иными словами, можно сказать, что общественный или социальный протест - это проявление коллективного недовольства и несогласия с кем-то или чем-то.

Появление протеста подразумевает наличие противоположных интересов. Обостренные противоречия порождают социальное напряжение, которое нередко перерастает в конфликт.

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Наиболее яркой формой выра­жения конфликта являются различного рода массовые действия.

Эти массовые действия реализуются в форме предъявления требований к вла­сти со стороны недовольных социальных групп, в мобилизации общественного мне­ния в поддержку своих требований или альтернативных программ, в прямых акциях социального протеста.

Массовый протест - это активная форма конфликтного поведения. Он может выражаться в различных формах: организованного и стихийного, прямого или кос­венного, принимая характер насилия или системы ненасильственных действий. Ор­ганизаторами массовых протестов выступают политические организации и так на­зываемые «группы давления», объединяющие людей по экономическим целям, про­фессиональным, религиозным и культурным интересам. Формами выражения мас­совых протестов могут быть такие, как: митинги, демонстрации, пикетирования, кампании гражданского неповиновения, забастовки.

Перечисленные действия являются акциями. Акция - это деятельность, высту­пление, которое предпринимается для достижения какой-либо цели. Особенность перечисленных акций состоит в том, что они являются коллективными.

Коллективные действия - это совместные выступления людей в защиту своих общих интересов, например, демонстрация в поддержку какого-то общего дела. Уровень активности участников акций бывает разный: одни участвуют весьма ин­тенсивно; другие оказывают пассивную и нерегулярную поддержку.

С точки зрения Чарльза Тилли социальные движения начинают развиваться как средства мобилизации групповых ресурсов в том случае, когда у населения от­сутствуют институциональные формы выражения своего мнения либо когда власти выступают с решениями, затрагивающими положение людей. Возможность участия социальных групп в политических отношениях играет основную роль в определении того, будут ли их члены использовать разные формы социального движения для достижения своих целей [6, с. 10].

Социальные движения могут проводиться как в поддержку решений властей, так и в форме протеста против их решений. Протест может выражаться в открытой конфронтации с властями – «выход на улицы». Деятельность такого рода способна повлиять на существующую систему власти только в том случае, если за ней стоят организованные группы.

Каждая из этих форм употребляется в определенных целях, является эффек­тивным средством решения вполне конкретных задач. Поэтому, выбирая форму со­циального протеста, его организаторы должны четко осознавать, какие конкретные цели ставятся перед этой акцией, и какова общественная поддержка тех или иных требований.

1.2 Отличительные особенности массовых акций протеста от индивидуальных
Наряду с феноменом индивидуальной агрессии существует феномен группо­вой, в частности, массовой агрессии. Они принципиально различны. Когда речь идет об агрессии индивидуальной, то значимы личностные особенности - например, конфликтность человека, степень его самоконтроля и т.п. В групповых, и особен­но массовых ее формах значимым становится совершенно иное - социальный кон­текст, социальная ситуация. Индивидуально-психологические различия нивелиру­ются, люди ведут себя одинаково, хотя могут быть разными.

Условиями возникновения агрессии обычно считается целый ряд психологи­ческих факторов.

Во-первых, это элементарные физиологические и, главное, психофизиологи­ческие условия — алкоголь, наркотики, солнечные пятна, геомагнитные возмущения и «бури», а также прочие факторы энергетического возбуждения организма.

Во-вторых, это более сложные психологические факторы - в первую очередь, уже упоминавшееся ощущение фрустрации, сравнимое с тем, что будет испытывать быстро бежавший человек, натыкаясь на высочайший забор, и психологически оз­начающего для человека осознание «невозможности исполнения никаких надежд».

В-третьих, это ситуационные факторы в виде наличия подходящих лидеров (тех самых «военных вождей»), а также подходящих средств проявления агрессии (здесь часто помогает тот самый пресловутый «булыжник - орудие пролетариата») и, главное, доступных возмездию (часто не важно, за что) жертв.

В-четвертых, это провокационные факторы - прежде всего, неадекватные дей­ствия властей или их отдельных представителей, иногда могущие спровоцировать агрессию, что называется, «на пустом месте», вместо того чтобы принять превен­тивные меры по ее заблаговременному предупреждению и профилактике.

Для развития массовой агрессии обычно, требуется некоторый конкретный повод, подчеркивающий психологическую безнадежность ситуации для людей.

Таким поводом для бунта заложников, например, может стать переход неко­торой психологической «грани» террористами, после чего положение заложников становится настолько безысходным, что они решаются на, скорее всего, обреченный протест. Для ее развития всегда требуются люди, готовые поддержать это ощущение безнадежности, но одновременно и «качнуть» толпу против тех, кто в этом может быть обвинен. Для развития агрессии всегда требуется конкретный ее объект агрес­сии - будь то отдельный представитель власти, угнетающего большинства или просто символ властного института, или же, напротив, антигосударственного «меж­дународного терроризма».

Массовую агрессию можно объяснить тем, что в определенных условиях мо­жет произойти «синхронизация соответствующих эмоций», вызванных состоянием общественного бытия, его неурядицами и тревогами.

Анализируя причины роста агрессивности населения, доктор медицинских па­ук А. Белкин ввел в научное обращение специальный термин «феномен дистинкции» [7, с. 12]. Смысл его заключен в том, что любая идентификация подразумевает одно­временно размежевание (дистинкцию). Идентифицируя себя с рабочим классом, субъект одновременно противопоставляет себя буржуазии и т. п. Называя себя представителем такой-то нации, человек уже тем самым отделяет себя от другой на­циональности. При этом происходит психологическое наделение «чужих» различ­ными отрицательными характеристиками, то же и при идентификации политических групп, то же при делении на «наших» и «не наших».

А. Назаретян указывает, что кошмар толпы заключается в том, что ею легко манипулировать. Иллюзия неуправляемости возникает тогда, когда с ней пытаются работать как с организованной группой. Но дело в том, что в толпе происходит так называемая эволюционная регрессия. Отмирают высшие пласты психики, историче­ского наследия. И оживают примитивные.

Один из механизмов формирования толпы - эмоциональное кружение, когда на психофизическом уровне люди взаимно заражают друг друга. Оказавшись среди множества громко смеющихся людей, вы невольно поддаетесь общему веселью. Это безобидная ситуация, но даже иррационально веселье может приобретать зловещие формы.

В XIV веке во время страшной эпидемии чумы, когда наступил религиозный праздник Святого Витта, отчаявшиеся итальянские крестьяне и горожане, напив­шись вина, начинали хохотать и танцевать, приходили в состояние экстаза и обесси­ленные падали замертво. Художественные описания этого «пира во время чумы» имеются в литературе, а в психологии «пляской Святого Витта» назван клинический синдром. Циркулировать подобным образом могут и более зловещие эмоции - ярость, ужас, страх.

Нужно быть готовым к тому, что, например, собравшаяся на петушиные бои или рок-концерт публика впадет в экстаз, панику или агрессию. Но превращения можно стимулировать и намеренно. Так провокаторы добиваются социальных бес­порядков.

Для форм агрессии, развивающихся в массовых социальных и политических явлениях (террор, геноцид, расовые, религиозные идеологические столкновения), типичны сопровождающие их процессы заражения и стереотипизации представле­ний в создаваемом «образе врага». Однако особую роль в возникновении и поведе­нии агрессивной массы играет анонимность ее участников.

Многочисленными социально-психологическими и социологическими иссле­дованиями давно доказано, что анонимность действует на толпу побуждающе и воз­буждающе. На этом, в частности, психологически был основан весь расовый тер­рор в тех же Соединенных Штатах Америки (далее – США) в середине XIX - XX веков, прежде всего, знаменитые «суды Линча» с непременным повешением заведомо осужденного негра, еще и осененные устрашающей ку-клукс-клановской символикой.

Таким образом, в целом, массовая агрессия подчиняется всем основным зако­нам массового поведения.

В толпе поведение человека отличается снижением способности к произволь­ной регуляции, то есть к самоконтролю. Второе - возникает эффект психического заражения. К примеру, люди не могут сдержать зевоту, когда кто-то рядом начинает зевать, но не потому, что подражают этому осознанно. Точно так же в толпе: чело­век заражается от поведения других людей. Феномен толпы ужасен, в ней человек может все осознавать, но ведет себя как все.

В толпе возникает еще важный эффект - диффузия ответственности. Когда людей много, каждый думает: почему отвечать должен я, а не другой? В толпе от­ветственность распыляется, человек уверен, что не отвечает за свои поступки. Воз­никает ощущение полной безнаказанности. И это усиливает степень насилия - в группе оно сильнее, чем у одного, в толпе еще сильнее. Это, кстати, учтено и в зако­нах: ответственность за групповые преступления выше, чем за те, что совершены в одиночку.

Интересно, что задача сотрудников спецслужб, противодействующих массо­вой агрессии, во многом сводится к тому, чтобы оперативно превратить толпу из единого организма в разрозненный конгломерат отдельных личностей. Действует принцип, которым Остап Бендер выручил из беды вора Паниковского: «Товарищи свидетели, записывайтесь. Ваши фамилии, адреса?» Люди в агрессивной толпе вне­запно лишились комфортной анонимности, безличности - и весь их боевой пыл уле­тучился.

Среди форм агрессивного поведения различаются экспрессивная, импульсив­ная, аффективная и враждебная агрессии. Из самого названия понятно, что экспрес­сивная агрессия - это устрашающе-агрессивное поведение, главной целью которо­го является выразить и обозначить свои потенциально агрессивные намерения, запу­гать оппонентов. Это далеко не всегда и не обязательно выражается непосредствен­но в жестоких, деструктивных, разрушительных действиях. Классические примеры экспрессивной агрессии - ритуальные танцы, военные парады, различного рода массовые шествия типа широко использовавшихся в свое время немецкими фашистами ночных факельных шествий.

Импульсивная агрессия - обычно спровоцированное в результате действия какого-то фактора, мгновенно возникающее, но и достаточно быстро проходящее агрессивное поведение. Такая агрессия часто может носить прерывистый («импульсный») характер, возникая и развиваясь как бы «волнами», в виде своеобразных «приливов» и «отливов» агрессивного поведения.

Аффективная агрессия - чисто эмоциональный феномен, практически полностью лишенный действенного компонента. Этим она и отличается от экспрессивной формы поведения агрессивной массы. Аффективная агрессия, как правило, представляет собой наиболее впечатляющий и даже естественный, но с социально-политической точки зрения наиболее бессмысленный вид агрессии. В состоянии аффективной агрессии массы нападающих повстанцев, например, могут неодно­кратно разбиваться о хорошо организованную оборону властей, и будут обречены на поражение. Однако это то самое поведение, которое иногда прямо называется «агрессивным ажиотажем», что означает особое психологическое состояние, тре­бующее немедленных, любой ценой, жертв и разрушений. В частности, именно его мы часто наблюдаем как стремление к немедленному мщению, которое как раз очень редко бывает возможным. Как правило, жертвы во всех таких случаях значи­тельно превосходят достигаемые результаты.

К вышеперечисленным формам, можно добавить еще две. Во-первых, это практически неэмоциональная так называемая враждебная агрессия, которая ясно характеризуется целенаправленным, осознанным намерением нанесения реального вреда и ущерба другому человеку, народу, государству. Во-вторых, инструменталь­ная агрессия, где цель действия субъекта нейтральна, а агрессия используется как одно из средств ее достижения. Родители могут физически наказывать ребенка, да­же прибегая к ремню, не потому, что не любят его, а напротив - потому, что желают ему только добра и очень любят его. Понятно, что обе названные формы агрессии относятся к числу организованных, хотя внешне они подчас могут маскироваться под стихийное поведение масс, подчиняясь задачам скрытно управляющих ими сил.

Соответственно, всем общим психологическим законам подчиняются и меха­низмы управления агрессивной массой. Так, в частности, давно известно, что лише­ние толпы анонимности с помощью средств массовой информации (крупные планы в телерепортажах, позволяющие фиксировать лица участников толпы) препятствует росту ее агрессивности и даже способствует ее организованности. В свое время изо­бретение несмываемой краски, которой полиция могла «метить» активистов таких толп, надолго искоренило сам феномен агрессивной толпы из политической практи­ки.

Наука объясняет разные варианты массового поведения, от паники до агрессии, возникающие в ответ на один и тот же стимул, разными условиями си­туации [8, с. 49]. Если в преддверии Второй мировой войны люди подсознательно были готовы к паническим реакциям, то в значительно более спокойную послевоенную по­ру они были больше склонны к фрустрационным реакциям на попытки нарушить их теперь уже спокойную жизнь. В кризисные и предкризисные периоды наиболее ве­роятным последствием террора является стихийная массовая паника, тогда как в пе­риоды хотя бы относительно стабильного развития доминирующей реакцией стано­вится массовая стихия.


2 Вандализм

2.1 Определение понятия «вандализм»
Вандализм - одна из форм разрушительного поведения человека. В последние годы это явление обсуждается в российской печати, опубликовано несколько научных работ, посвященных отдельным проявлениям вандализма.

Слово «вандализм» произошло от названия древнегерманского племени вандалов, разграбивших в 455 г. Рим и уничтоживших многие памятники античной и христианской культуры. Вандалы отличались особой жестокостью, они не только разрушали святыни и храмы, но старались сделать это особенно унизительным образом. Изобретение термина приписывают члену конвенции Генеральных Штатов аббату Грегуару. В 1794 г. он выступил с «Докладом о разрушениях, творимых вандализмом, и средствах их предотвращения», призывая самым суровым образом пресекать уничтожение памятников искусства. В XIX в. слово «вандализм» вошло в литературный обиход как обозначение разрушения или порчи произведений искусства и памятников архитектуры. Так, в 1846 г. появилась книга графа де Монталамбера, в которой автор осуждал разрушение католических церквей.

Большая советская энциклопедия определяет вандализм как «бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей» [9, с. 73]. Лиц, совершающих подобные действия, называют вандалами. Сходные толкования дают и другие современные отечественные справочники, и словари, акцентируя внимание на иррациональности поведения разрушителя, а также на наносимом ущербе. В. Даль обращает внимание на несоответствие этого действия моральным нормам, определяя его как «поступок грубый, противный просвещению, образованности» [10, с. 168]. Лиц, совершающих подобные действия, называют вандалами. Французский энциклопедический словарь «Ларусс» выделяет такой аспект, как «состояние духа, заставляющее разрушать красивые вещи, в частности, произведения искусства» [11, с. 54]. А в современном англоязычном источнике обращается внимание на правовой аспект вандализма: «Вандал - тот, кто намеренно или вследствие невежества разрушает собственность, принадлежащую другому лицу или обществу». В таком смысле понятие вандализма стало распространяться на повседневные проявления хулиганства. Оно стало обозначать порчу общественной, частной, коммунальной собственности, поломки оборудования в учебных заведениях, на транспорте, нанесение рисунков и надписей на стены и т.п.

Обращаясь к социально-психологическим и социологическим исследованиям, обнаруживается гораздо более широкое толкование этого феномена. Говоря о вандализме, исследователи подразумевают разнообразные виды разрушительного поведения: от замусоривания парка и вытаптывания газонов до разгромов магазинов во время массовых беспорядков. Трудность в выработке определения состоит также в том, что индивидуальные, групповые и социальные нормы в понимании того, какие именно разрушения имеют деструктивный для общества характер, не совпадают. С. Коэн справедливо пишет: «Мы приходим к неприятному признанию того, что вандализм не является ни точной характеристикой поведения, ни узнаваемой правовой категорией, это ярлык, применяемый к определенным типам поведения при определенных условиях». Некоторые виды разрушений в обществе «нормализованы», институционализированы. Коэн перечисляет следующие обстоятельства, при которых разрушения рассматриваются обществом как допустимое или терпимое поведение. Это ритуализм, общественная лояльность по отношению к действиям некоторых социальных групп, игра, привычность.

Несмотря на неизбежные затруднения, все-таки можно выделить основные сущностные элементы вандализма. Так, А. Голдштейн выделяет намеренность, деструктивность и право собственности на разрушенный объект.

Исходя из этого, он дает определение: «Вандализм - это намеренный акт разрушения или порчи чужой собственности». Именно преднамеренность разрушения создает главные трудности и разночтения в применении этого понятия. Многие виды ущерба окружающей среде и оборудованию наносятся не столько из-за осознанного желания разрушить, сколько вследствие невнимательности, отсутствия заботы и аккуратности, соображений личного удобства. К числу таких действий относится вытаптывание газонов, замусоривание улиц, грубое обращение с телефонными автоматами и т.п. Отличительной чертой этих поступков является то, что люди не осознают последствий своего поведения, и, следовательно, не ощущают ответственности за них. На практике провести различие между намеренными и ненамеренными разрушениями довольно сложно, так как они имеют одинаковый результат - материальный ущерб и деградацию окружающей среды, а часто и ощутимый моральный вред другим людям.

Некоторые исследователи считают описанные виды поведения формой вандализма. Например, Уайз дает такое определение: «Если кто-то изменяет часть физической среды без согласия на то ее собственника или управляющего, то это вандализм». Уайз различает «предумышленный» и «случайный» вандализм. Последний представляет собой повреждения из-за использования не по назначению, любопытства, озорства и несовпадения планов проектировщика и желаний пользователя. Другие авторы применяют понятие «разрушающее поведение» (depreciative behavior). Фактически, во многих эмпирических исследованиях намеренные и ненамеренные разрушения не различаются.

Также вандализмом называют действия компьютерных вирусов, направленных на порчу или уничтожение данных зараженного компьютера.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет