Тюменская областная дума тобольско-тюменская епархия



жүктеу 5.47 Mb.
бет1/33
Дата28.02.2019
өлшемі5.47 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ

ГОУ ВПО ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОУ ВПО ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ


МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ РОСЗДРАВА

Духовность и здоровье нации

Православные традиции в медицине

МАТЕРИАЛЫ

Всероссийской научно-практической конференции,

посвященной 130-летию со дня рождения

святителя Луки (В. Ф. Войно-Ясенецкого)

23 ноября 2007 г.

Тюмень 2008


УДК 614.2:271.22-528

ББК 51.1:86.372

Д 85

Д 85 Духовность и здоровье нации. Православные традиции в медицине: Материалы


Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 130-летию со дня рождения святителя Луки (В. Ф. Войно-Ясенецкого), 23 ноября 2007 г. Тюмень: ТюмГНГУ, 2008. - 362 с.

Рассматриваются вопросы сохранения наследия врача, ученого, святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Исследуются проблемы взаимосвязанности и взаимообусловленности уровня духовности и состояния здоровья нации. Анализируется демографическая ситуация в России в целом и Тюменской области в частности. Предлагаются пути выхода из кризиса через возрождение традиционной духовно-нравственной культуры, патриотическое воспитание, укрепление института семьи, формирование здорового образа жизни при взаимодействии органов здравоохранения, образования и общественных организаций.


Редакционная коллегия: Туренко С. К. – д. т. н.. профессор, проректор по учебно-методической работе и информационным технологиям ТюмГНГУ (гл. редактор), Нечай Е. Н. – депутат Тюменской областной Думы, председатель оргкомитета по проведению конференции; Жвавый Н. Ф. – академик МАНВШ, д. м. н., профессор, зав.кафедрой нормальной анатомии ТюмГМА (отв. редактор); Худякова Г. П. – д. ф. н., профессор, зав.кафедрой религиоведения ТюмГНГУ (зам. гл. редактора); Губанов Н. И. – д. ф. н., зав.кафедрой философии и политологии ТюмГМА; Гиберт Б. К. –
д. м. н., профессор, зав.кафедрой факультетской хирургии ТюмГМА; Цветцих В. Е. –
д. м. н., профессор; Трунилова Т. Н. – член совета общества русской культуры.

Государственное образовательное учреждение


Высшего профессионального образования
«Тюменский государственный нефтегазовый университет», кафедра религиоведения, 2008

ПРИВЕТСТВИЕ
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА РЕКТОРОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, ДЕПУТАТА ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ, РЕКТОРА ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НЕФТЕГАЗОВОГО УНИВЕРСИТЕТА

КАРНАУХОВА Н. Н.


НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ РОССИИ

Уважаемые участники конференции!

Знаменательно, что сегодняшняя конференция посвящена духовному здоровью нации. Нация, в контексте нашей конференции, - это, прежде всего, духовное, а не биологическое понятие. История не знает ни одного сильного государства без национального самосознания. Но национальное самосознание – это не гордыня за какое-либо свое превосходство. Наш великий земляк Д.И. Менделеев говорил, что любовь к России неотделима от любви к своему народу. Гордиться можно только тем, что сделано для других. Это не кичливая гордость, но гордость, которая духовно возвышает человека. «Главный секрет жизни, - говорил Дмитрий Иванович, - вот какой: один человек – нуль, вместе только – люди». Для великих сограждан России труд – это, прежде всего, самоотдача. Как сказано: «Удовольствие – пролетит, оно – себе, труд оставит след долгой радости – он другим. А потому: «Приобретайте главное богатство – уменье трудиться и себя побеждать».

Ныне, когда упорно раздувают индивидуализм безликих стандартных индивидуумов, надо помнить заветы нашего земляка Дмитрия Ивановича, да и всех русских гениев, каждый из которых, оставаясь личностью в высоком значении этого понятия, отчетливо сознавал свою причастность к народу, обществу, человечеству. Подлинно духовная любовь к Родине связывает человека со своими корнями, со своими истоками, и в то же время она объединяет разрозненное множество людей, со своими традициями и жизненным укладом, способом мышления и восприятием мира, в единую общность. Это есть здоровый духовный, а не биологический национализм.

Исторический опыт показывает, что нет сильного государства без национальной идеи, объединяющей все национальности и сословия государства в единый народ, в единую нацию, в единую страну, которая представляет собой одну большую семью. Великая мудрость гласит, что семья – это малое государство, а государство – большая семья. Тот, кто стоит во главе государства или выполняет роль старшего, наставника, управляет, – тот несет и высокую духовную гражданскую миссию. Руководитель в стране – это и своего рода национальный символ, государствосберегающий, народосберегающий сосуд, хранитель национальной идеи. Сегодня почтительное отношение к национальным традициям и мудрости своих предков является одним из основополагающих факторов политической и экономической успешности в современном мире.

Нация, в духовном, а не биологическом смысле, как и семья, – своего рода судьба человека. Человек может на протяжении жизни приобретать все новые и новые черты и статусы, но то, из какой семьи он вышел, к какой национальности принадлежит, в какой стране родился и жил, – это остается неизменным на протяжении всей его жизни. Русский народ духовную кровную связь выразил меткой пословицей: с чем в колыбельку – с тем и в земельку. Национальное сознание присутствует в человеке всегда, пусть даже в скрытой форме. Хотя всегда найдутся люди, у которых почти отсутствует опыт переживания их национальной принадлежности. Но на этом основании нельзя сделать вывод, что духовное осознание национальности не существует.

Национальная самоидентификация существует в каждом историческом событии и прошлого и настоящего. Поэтому государственно значимой является историческая память народа. Бережное отношение к опыту поколений позволяет сохранять великому народу устойчивость в мировом историческом пространстве. Национальные традиции, праздники восходят к памяти прошлого и приобщают нас к единому историческому народу.

К сожалению, сегодня духовно-национальный смысл человеческой жизни все более и более забывается. Прошлое, порой, не ценится, завтрашнее призрачно. Ценится только настоящее – ухвати богатство, славу, популярность, все возможности текущего момента. В такой культуре материальные ценности, которые обеспечивают как могущество, так и обыденный комфорт, становятся определяющими. В такой системе ценностей утверждается идея релятивизма. Все становится относительным – истина и заблуждение, нравственное и безнравственное, красивое и безобразное и многое другое. То, что добродетельно сегодня, теряет свой смысл завтра. Рано или поздно приходит скептицизм, цинизм, нигилизм. Ни одно общество не может существовать при таких условиях. Оно или гибнет, или вырабатывает спасительное духовно-нравственное национальное самосознание.

Таким образом, национальная идея – это объективно необходимое условие полноценной жизни России в качестве равноправной содеятельницы в семье народов мира. Государственно-важная категория «национальная идея» - это не просто национальные проекты, а именно то, без чего эти проекты, средства, выделенные на них, не будут осваиваться в должной мере. Имею в виду общенациональное мировоззрение, дух народа.

Национальное самосознание зарождается в семье. Семья – это та клеточка, из которой вырастает национальность и любимое государство. Уничтожить семью – значит уничтожить государство. Семья – такое же святое слово, как Родина. Мы научились стесняться слова патриот. Слава богу, что слово «семья» ещё не вызывает стеснительности, опаски консерватизма. Но вот «русская семья»? Иной ярый ревнитель толерантности одёрнет: так нельзя говорить. А почему, собственно? Если мы в преподавании нравственности не будем опираться на духовно-нравственные устои традиционной русской, татарской, чувашской, еврейской и т.д. семьи, то на устои какой конкретно семьи можно опереться? Нет такой абстрактной семьи, кроме атеистической, фактически советской, семьи, подпираемой страхом алиментов, отсутствием жилплощади и угрозами партийно-административного треугольника. Семьи национальны, как и народы, но в них есть общее – духовно-нравственный стержень. Это главное. Неужели не интересно слушать о культуре других, братских народов? Неинтересна только та особого рода семья, выпестованная долгими годами телевизионного крепостного права, где все свободны, потому что не чувствуют обязанности в отношениях друг к другу, все равны на столько, что «все против всех», и на этом поле брани является желанной свободная любовь, и, так называемый, «свободный гражданский брак», который оборачивается

далеко не свободой. Если институт семьи в опасности, то и Отечество в опасности! Отечество у всех нас одно, а семей столько, сколько национальностей. Давайте заботиться о каждой национальности, это и будет забота об Отечестве.

Говорят, образование превратило обезьяну в человека, ибо исторически первый труд предполагал исторически первое образование (умение). Какие же чудеса может сделать образование с современным человеком и целой страной! Российская наука и техника первыми вышли в космос. Что сказал Запад по этому поводу? Он сказал: «Это заслуга российской системы образования». Наша страна лидировала по производству хлеба и стали, качеству вооружения, народного здравоохранения, продолжительности жизни, рождаемости и чтению литературы. И это тоже была заслуга российской системы образования. Можно и нужно со временем модернизировать почти всё, в том числе систему образования. Но если производственная база страны – это её ноги, то система образования – её мозг, который двигает ноги в нужном направлении. Для того чтобы экспериментировать на мозге, нужен талант, яркая интуиция, холодный рассудок, осмотрительность и, я бы сказал, горячее сердце. Это не дело неумных и тем более безумцев.

Нужно сохранить в современном образовании духовно-нравственное содержание, воспитывающее любовь к Родине и своему народу. Школа не должна ориентироваться только на прагматические знания и навыки. Забота школы – это не только подготовить квалифицированных бизнесменов, ремесленников, инженеров, политиков, юристов. Среднее и высшее образование должно возродить забытую цель образования – получение реального знания своей Родины, народа, человеческой мудрости.

Спасибо за внимание!


ПРИВЕТСТВИЕ
ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
КОРЕПАНОВА Г. С.

Уважаемые участники и гости конференции!

Позвольте мне от имени депутатов Тюменской областной Думы приветствовать всех собравшихся в этом зале участников Всероссийской научно-практической конференции «Духовность и здоровье нации. Православные традиции в медицине», посвященной 130-летию выдающегося деятеля отечественной культуры, здравоохранения и нашей Русской Православной Церкви святителя Луки – Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого. В трудные для России годы он понял, что лечить нужно не только тело, но и душу человека, что духовность и здоровье связаны между собой неразрывными нитями, что от нравственного состояния общества зависит общественное здоровье. В этом мы в очередной раз убеждаемся в наши дни, когда приходится с глубокой тревогой констатировать, что резко сократились рождаемость и средняя продолжительность жизни и постоянно уменьшается численность населения.

Анализ современного состояния Российского общества приводит нас к мыслям о том, что задачи социально-экономического развития страны сложно продвигать вперед без улучшения духовно-нравственного, психического и физического здоровья россиян, которые связаны между собой и взаимно обусловливают друг друга. Деформация традиционных национальных и общечеловеческих ценностей, разрушение института семьи, распространение социальных болезней, насилия, агрессии, наркомании, проституции не могут не тревожить и не волновать здоровые силы общества.

В этих условиях государству, общественности, партиям необходимо объединиться вокруг национальной задачи восстановления и формирования физического и духовного здоровья россиян, что на данном этапе может служить национальной идеей. Нам необходимо сплотиться вокруг общественно-политической, социокультурной, образовательной деятельности, направленной на спасение нации от вырождения и вымирания. И в этом деле усилий медиков явно недостаточно. Нужно остановить духовно-нравственную деградацию общества, создать условия для восстановления духовного здоровья, возвращения в общественное сознание принципов порядочности, чести, совести, справедливости, взаимопомощи, сострадания, милосердия, благотворительности и многих других общечеловеческих нравственных ценностей, которые веками являлись основой нормальной здоровой жизни российского общества.

Это особенно важно донести до подрастающего поколения россиян. Через семью, школу, общественные, спортивные, добровольческие и другие детские и молодежные организации нужно формировать здоровый образ жизни на всех этапах становления личности и народа в целом. Особую значимость в этих условиях приобретает возрождение традиций милосердия и благотворительности в нашем регионе. Большой вклад в оказание всесторонней помощи людям, независимо от конфессиональной принадлежности, национального и социального положения, внесли общественные организации и благотворительные фонды Тюменской области. Среди них отметим Тюменское отделение Российского фонда «Милосердие и здоровье» (президент Алексеева Валентина Федоровна); Благотворительный фонд «Возрождение православных традиций российской медицины» (генеральный директор архимандрит Тихон (Бобов); Общество православных врачей, координирующих работу сестричеств милосердия Тобольско-Тюменской епархии (руководитель, к.м.н. Дурыгин Дмитрий Николаевич); Автономная некоммерческая организация «Сестры милосердия» (руководитель директор Тобольского медицинского колледжа Тулякова Татьяна Ивановна); Автономная некоммерческая организация «Добровольцы милосердия» (один из инициаторов и учредителей Жвавый Николай Федорович, директор Трунилова Тамара Николаевна, председатель недавно созданного попечительского совета Нечай Елена Николаевна), объединяющая отряды Тюменской медицинской академии (ректор Кашуба Эдуард Алексеевич), Тюменского медицинского колледжа (директор Жвавый Петр Николаевич), лицея при медакадемии (директор Санникова Ольга Федоровна), сводный отряд фонда «Милосердие и здоровье» (президент Алексеева Валентина Федоровна). Неоценимую помощь в творении дел милосердия оказывают представители социально ответственного бизнеса. В их числе руководитель Тюменского общественного движения «Сибирь православная», президент автохолдинга Салмин Алексей Павлович и генеральный директор Агентства недвижимости «Адвекс –Т» Сухарев Сергей Яковлевич.

Наша конференция является одним из тех реальных дел на пути к восстановлению физического и духовного здоровья личности и народа, о чем так ратовал Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Этот выдающийся ученый, церковный деятель и мужественный человек является для всех нас примером для творения добрых дел и служения отечеству.

Желаю всем участникам плодотворной работы на конференции и претворения ее рекомендаций в жизнь.

ПРИВЕТСТВЕННОЕ ПОСЛАНИЕ
АРХИЕПИСКОПА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ, РЕКТОРА ТОБОЛЬСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

Уважаемые участники конференции!

Мы собрались сегодня на этот представительный форум, чтобы обсудить актуальные для каждого человека и страны в целом вопросы сохранения физического и духовного здоровья нашего народа. Сегодня эти вопросы волнуют всех людей, являющихся патриотами России. Попечение о человеческом здоровье – душевном и телесном – всегда являлось основной заботой Церкви, однако главным в этом попечении было стремление помочь человеку сохранить духовное здоровье. Современное общество находится в условиях не только духовно-нравственного, но и демографического кризиса, и мы должны совместными усилиями, обращаясь к Спасителю, искать пути выхода из создавшегося бедственного положения.

Сердечно приветствую всех вас, разделяющих убежденность в том, что медицинское служение болящим может стать столь же верной дорогой ко спасению души, как и другие богоугодные дела и подвиги во имя Христовой веры. Православная Церковь всегда с неизменным уважением относилась к науке, в частности к медицине. В книге Иисуса сына Сирахова содержится похвала врачебной профессии: «Почитай врача честью по надобности в нем; ибо Господь создал его, и от Вышнего врачевание». Святитель Филарет (Дроздов) подчеркивал, что «вера Христова не во вражде с истинным знанием потому, что не в союзе с невежеством». Мы благодарим Господа за то, что сегодня имеем возможность активно развивать отношения Церкви с профессиональным медицинским сообществом, за то, что многие светские ученые-медики по целому ряду вопросов, таких как биоэтика, новые медицинские технологии, эвтаназия, проблема зависимостей, ищут ответы в богословских науках. 

Этот диалог Церкви и медицины поддерживается обществом и уже начинает приносить свои плоды. Так было не всегда, еще совсем недавно требовалось немалое мужество исповедовать, что вера и научное знание не исключают друг друга, что наука и религия являются двумя сторонами одной и той же познавательной способности человека. В российской медицине минувшего столетия таким исповедником стал святитель Лука (Войно-Ясенецкий), который, как очень точно недавно высказался митрополит Сергий Воронежский и Борисоглебский, «соединил в своей жизни Православие и медицинскую науку, в своей душе – пастырское и врачебное служение, а в своих руках – крест и скальпель». Всей своей земной жизнью святитель Лука доказал тот факт, что наука и религия взаимно дополняют, а не опровергают друг друга. Хорошо известны его слова о себе, “не пробуйте разделить хирурга и епископа. Образ, разделенный надвое, неизбежно окажется ложным”. Войно-Ясенецкий был, как мы бы сейчас сказали, врачом широкого профиля и везде достиг хирургического совершенства. Но за всем этим стояло его сострадание и желание помочь человеку вновь обрести утраченную гармонию и то совершенство, к которому призван человек. Лишь безмерной любовью к людям, которая укреплялась самим Господом, можно объяснить тот факт, что его работа над книгой «Очерки гнойной хирургии» продолжалась многие годы невыносимо трудных испытаний: во время войн, голода, эпидемий, допросов, арестов. И, как это часто бывает в медицине, горячее желание помогать людям и преданность медицине привела его к осознанию того, что врачевание человеческого тела необходимо начинать с исцеления его души. Войно-Ясенецкий вполне ясно понимал, что его призванием была именно проповедь и исповедание имени Христова, – подлинного целителя наших душ и телес. Но какое же мужество и какую любовь надо было иметь для того, чтобы откликнуться на этот Божий призыв в мире в те времена революционных событий и братоубийственной ненависти, царившей в нашей стране. Но именно тогда будущий святитель почувствовал своим долгом необходимость защищать проповедью оскорбляемого Спасителя и восхвалять Его безмерное милосердие к больному человечеству. Всю жизнь архиепископ Лука боролся за единство Православия и медицины, объединенные его личностью в такое единство, которое так и осталось не разделенным надвое, несмотря на пытки, унижения, угрозы, кощунство, ужасы осквернения и разрушения храмов Божиих, искушение благосклонностью властей, которые ему пришлось пережить.

«Два святейших, глубочайших стремления души нашей возносят нас превыше всякой твари, – писал святитель Лука – это стремление к правде и к бессмертию»… Господь в бессмертии уготовал ему венец правды. Архиепископ Лука закончил свою земную жизнь в День Всех Святых, в земле Российской просиявших. Однако и после своего успения архипастырь продолжал исцелять людей, любивших его и уповающих на его помощь. После принятия решения о причислении его к лику святых, весной 1996 года в крестном ходе при перенесении мощей участвовало около 40 тысяч человек. Это было свидетельство живой благодарности и любви людей к святому врачу, который исповедовал целительное единство медицины и Церкви. Повсюду стали создаваться храмы, общества православных врачей, сестричества во имя Святителя Луки и под его покровительством, в том числе и в нашей Тобольско-Тюменской епархии. Членами этих общественных объединений становятся медицинские работники, которые сердцем чувствуют необходимость развития такой медицинской деятельности, которая не противоречила бы православной вере, чувствуют потребность безвозмездного сотворения дел милосердия среди пациентов и христианского свидетельства среди работников здравоохранения.

В сентябре этого года состоялся учредительный съезд православных врачей России, на котором было принято решение создать Всероссийское общество православных врачей во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Стремительное развитие общества и новые социально-политические условия, в которых оно оказалось в XXI веке, поставили перед Церковью и медициной новые проблемы, требующие вдумчивого осмысления. Церковь обеспокоена тем, что нравственный кризис российского общества отразился на здоровье наших соотечественников. Сейчас в России средняя продолжительность жизни на несколько лет ниже, а показатели смертности для мужчин и женщин трудоспособного возраста значительно выше, чем во времена, когда жил святитель Лука. Само здоровье человека теперь перестало пониматься как дар Всемилостивого Творца, оно все чаще толкуется как объект медицинских услуг, как область человеческого права, – в том числе «права» на достойную смерть, на убийство из милосердия, «право» распоряжаться своим телом и даже телом своего ребенка. Рынок диктует врачу ценности, которые значительно отличаются он нравственных заповедей Евангелия.

Церковь разделяет обеспокоенность медицинских работников о том, что реформирование здравоохранения ограничивает возможность получения медицинской помощи малоимущей части населения. Даже не будучи христианином, человек не может не разделять справедливости тех строк социальной концепции Русской Православной Церкви, в которых сказано о том, что медицинская помощь «должна быть максимально эффективной и доступной всем членам общества, независимо от их материального достатка и социального положения, в том числе при распределении ограниченных медицинских ресурсов». Как и святой архиепископ Лука, мы твердо уверены в том, что здоровье и материальное благосостояние людей невозможно при их духовном неблагополучии. Поэтому проблема ухудшения здоровья народа имеет прямое отношение к посланничеству Церкви в мире, поврежденном грехами и болезнями.

И сегодня, когда Церковь Христова должна свидетельствовать о чрезвычайно сильном отступлении общества от нравственных норм христианства, к любому из нас, – и к священнослужителю, и к верующему врачу, – обращены те слова Спасителя, которые в свое время с огромной силой произвели впечатление на Войно-Ясенецкого: «Жатвы много, а делателей мало» [Мф. 9; 37]. Именно Церковь Христова призвана помогать государству и людям идти по нелегкому пути преображения и исцеления. В самые сложные времена российской истории Православная Церковь выполняла укрепляющую, целительную миссию для общества.

И сегодня сотрудники православных медицинских обществ, как и все прихожане нашей матери-Церкви, объединяются друг с другом и со Христом. По словам апостола Павла: «мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» [Рим. 12,5]. Это не придуманное нами органическое единство православных медицинских работников организационно выражается теперь по-разному. Вы осуществляете свое профессиональное служение на одних и тех же принципах: милосердия, нестяжания, любви к Богу и ближнему. Личность архиепископа Луки является для нас тем светильником, благодаря которому мы ясно видим, что внутри православного Предания Церковь и медицина никогда не разделялись, но наоборот, рассматривались как две стороны одной созидательной активности Творца: по исцелению и спасению человека, природа которого оказалась поврежденной болезнью греха. Предназначение медицины состоит не в том, чтобы стереть болезни с лица земли, а в том, чтобы совместно с Церковью дать человеку возможность восстановить свои, утраченные некогда грехопадением, отношения с Богом.

От всего сердца желаю всем участникам конференции помощи Божией в предстоящей работе. Сам святитель Лука да ниспошлет нам свое небесное покровительство и объединит нас своими молитвами для совместного служения болящим и призовет помощь Божию по возрождению России!



Каталог: wp-content -> uploads -> umk2
uploads -> Шжқ «Павлодар қаласының №5 емханасы» кмк байқау кеңесі отырысының №2 хаттамасы павлодар қ. 2015 жылғы 12 қазан Өткізу формасы
umk2 -> Нефтегазовая промышленность и топливно-энергетический комплекс
umk2 -> Социальная эффективность управления региональной системой образования
umk2 -> Тюменская область
umk2 -> Разработка и исследование технологических жидкостей для добычи и транспортировки нефти
umk2 -> Практическое занятие 1
umk2 -> 1 Обсадные трубы отечественного производства
umk2 -> Исследование и разработка способов, повышающих нефтеотдачу в низкопроницаемых коллекторах хохряковской группы месторождений


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет