Учебная программа по учебному предмету «Искусство» ( отечественная и мировая художественная культура) для VIII класса



жүктеу 463.61 Kb.
бет1/3
Дата13.04.2019
өлшемі463.61 Kb.
түріУчебная программа
  1   2   3

ПРОЕКТ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Искусство»



(отечественная и мировая художественная культура)

для VIII класса учреждений общего среднего образования

с русским (белорусским) языком обучения и воспитания

Минск 2016


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» в системе предметов гуманитарного цикла занимает особое место. Во взаимодействии с другими гуманитарными предметами он вносит весомый вклад в развитие духовно-нравственной, эмоциональной и творческой сфер личности; способствует самоопределению и самореализации растущего человека в современном мире.

В основу программы положены следующие теоретические положения об:



      • образной природе искусства. Художественный образ – цель и результат художественно-творческой деятельности. Уникальность художественного образа выражается с помощью различных средств и материалов (слово, звук, интонация, ритм, рисунок, цвет, пластика, мимика, монтаж и др.) и раскрывается в процессе восприятия произведений искусства, имеющих яркую эмоционально-смысловую и ценностную направленность;

  • преемственности художественного образования. Содержание учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» основывается на системе знаний, полученных учащимися на уроках учебных предметов «Изобразительное искусство», «Музыка», и обеспечивает возможность продолжать изучение художественной культуры на следующих уровнях образования;

  • вариативности художественного образования. Проявляется в предоставлении учителю широких возможностей выбора образовательных стратегий и педагогического инструментария в обучении;

  • активном участии учащихся в художественно-творческой деятельности не только при освоении суммы знаний об изучаемом художественном явлении, но и в различных видах практической художественно-творческой деятельности;

  • дидактической целесообразности. В процессе построения и конструирования содержания учебного предмета учитывались общедидактические принципы (наглядности, последовательности, культуросообразности, доступности, соответствия возрастным особенностям учащихся) и принципы педагогики искусства (полихудожественности, поликультурности, диалогической природы произведения искусства).

Цель изучения предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» – формирование художественной культуры личности.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:



  • развитие духовной, нравственно-эстетической сфер личности;

  • формирование знаний о многообразии явлений в художественной культуре;

  • формирование умений восприятия, интерпретации и оценки художественных произведений;

  • развитие эмоционально-образного мышления, творческих способностей учащихся;

  • формирование художественного вкуса и потребности в общении с произведениями искусства;

  • расширение опыта самостоятельной художественно-творческой деятельности.

Освоение отечественной и мировой художественной культуры на II ступени общего среднего образования осуществляется в два этапа. Первый этап соответствует периоду обучения учащихся в V-VI классах, второй этап – в VII-IX классах.

Содержание учебной программы «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» для VII-IX классов структурировано в соответствии с историко-хронологическим принципом, позволяющим систематизировать ход развития художественной культуры. При этом в программе выделены специфические характеристики каждой исторической эпохи, а также ценностные основы различных национальных школ, в том числе и белорусской на всех этапах ее развития.

Художественно-иллюстративный материал, предлагаемый к изучению в VII-IX классах, структурирован на основе принципа выделения культурных доминант исторических эпох. Данный принцип позволяет расширить возможности освоения художественных характеристик произведений искусства, акцентируя внимание учащихся не на количестве памятников художественной культуры, а на эмоционально-образной составляющей рассматриваемых произведений искусства.

Учебная программа «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» VII класса включает следующие разделы: «Введение», «В поисках красоты: искусство первобытных времен», «Искусство, застывшее на тысячелетия: Древний Египет», «Искусство сквозь тысячи лет: Древний Восток», «Атланты и кариатиды: искусство Древней Греции», «Прагматизм и расточительность: искусство Древнего Рима».

Содержание учебной программы VIII класса предполагает изучение разделов «Тайны искусства Средних веков», «Художественная культура эпохи Возрождения», «Национальный колорит искусств 16-18 веков», «Художественная культура эпохи Просвещения на белорусских землях и в России».

Учебная программа «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» IX класса включает разделы «Введение», «Основные направления художественной культуры 19 века: откровения и противостояния», «Модерн: соответствие времени», «Художественные эксперименты 20 века», «Искусство советской эпохи», «Искусство рубежа тысячелетий: новые формы в новых реалиях».

Художественная культура белорусских земель рассматривается в неотъемлемой связи с мировой художественной культурой.

Изучение учебного предмета «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» в VII-IX классах предполагает формирование у учащихся более глубоких представлений о художественном стиле, направлении, национальных школах; освоение более сложных искусствоведческих понятий; углубление знаний о средствах художественной выразительности; расширение деятельности по восприятию и творческой интерпретации художественных произведений.

Особенностью учебной программы для VII-IX классов является включение в содержание каждого раздела произведений современного искусства. Это позволит сформировать у учащихся умение распознавать элементы искусства прошлых столетий в художественной культуре последующих эпох.

На изучение отечественной и мировой художественной культуры в V-IX классах учебным планом отводится по 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю.

Темы каждого из разделов учебной программы «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» являются примерными. В соответствии с логикой построения учебного материала учитель имеет возможность самостоятельно определять ключевые содержательные линии раздела; выбирать художественные произведения, соответствующие избранной стратегии; устанавливать последовательность их изучения.

Каждая тема учебной программы обеспечена художественным материалом в широком диапазоне. Рекомендуемый список художественных произведений является примерным. Учитель имеет право:



  • корректировать список произведений искусства на основании художественных предпочтений учащихся, технических и методических возможностей учреждения образования;

  • определять и варьировать последовательность и количество рассматриваемых видов искусства, художественных произведений;

  • выбирать методику обучения;

  • устанавливать художественно-педагогические акценты, глубину и широту постижения художественного образа.

В программе учитывается жизненный опыт учащихся, предусматривается возможность разнообразных форм его выражения в самостоятельной художественно-творческой деятельности. Предлагаемые к каждой теме виды деятельности имеют рекомендательный характер. Приоритетными формами аттестации являются самостоятельные работы и проекты учащихся, в которых предъявляются результаты их деятельности в процессе восприятия, интерпретации и создания художественных произведений.

В планировании учебных занятий, при выборе художественных произведений и методик их изучения важно учитывать интересы учащихся, имеющих непосредственный опыт посещения различных стран мира, знакомства с национальными традициями, культурными явлениями и художественными достижениями других народов.

Важное место на учебном занятии отечественной и мировой художественной культуры занимает процесс эмоционально-образного восприятия художественного произведения, необходимым условием организации которого является использование качественных репродукций, аудио- и видеозаписей.

Большое значение для восприятия произведений искусства имеет посещение учащимися музеев, художественных галерей, выставок, дворцово-парковых комплексов, заповедников, художественных мастерских; организация экскурсий, встреч с яркими представителями культуры – архитекторами, художниками, скульпторами, музыкантами, писателями, актерами и др.

В процессе обучения учитель имеет возможность варьировать виды уроков (уроки-экскурсии, путешествия, творческие лаборатории, турниры и др.), использовать информационные средства обучения, широко применять активные методы обучения, современные образовательные технологии.

Использование технологий учебных проектов (исследовательских, информационных, творческих, прикладных, игровых) направлено на развитие самостоятельности, личной инициативы учащихся. Технологии обучения в сотрудничестве позволят сконструировать отношения взаимной ответственности между участниками образовательного процесса с помощью различных техник решения художественно-коммуникативных задач. Применение технологии развития критического мышления расширит проблемное поле учебного занятия, создаст условия для формирования собственных критериев оценки художественного текста, генерирования и отстаивания собственных суждений в области культуры и антикультуры.

Последние уроки учебного года посвящены повторению и обобщению изученного материала. Обобщающие уроки могут проводиться с применением игровых технологий (викторина, конкурс и др.); в форме презентации и защиты проектов (индивидуальных, групповых); в форме демонстрации и защиты портфолио индивидуальных достижений.

VIII класс (35 часов)

Раздел 1. ТАЙНЫ ИСКУССТВА СРЕДНИХ ВЕКОВ (9 ч)
Идеалы и принципы эпохи Средневековья (1 ч)

Понятие «Средневековье»: происхождение, толкования.

Теоцентризм средневековой культуры и его проявление в разных видах искусств. Взаимосвязь средневекового искусства с художественной культурой Античности и варварских племен Европы и Азии.

Библия как памятник мировой художественной культуры. Языки Библии как основа формирования европейских языков.

Храмовый комплекс как общественный центр средневекового города. Конструкция базилики в западноевропейской культовой архитектуре. Баптистерий как часть средневекового храмового комплекса.

Восприятие и обсуждение художественных произведений Средневековья.

Виртуальная экскурсия по соборному комплексу на Пьяцца деи Мираколи («Площади чудес») в Пизе. Обсуждение.

Заполнение таблицы «Религиозные идеи эпохи Средневековья и их отражение в художественной культуре».

Выполнение эскиза базилики.
Художественно-иллюстративный материал:

Собор и баптистерий (Пиза, Италия), 11-13 вв.;

Баптистерий Сан-Джованни (Флоренция, Италия), 11-12 вв.

Отражение средневекового искусства в культуре последующих эпох:

Г. Доре. Иллюстрации к Ветхому и Новому Завету; Р. Коччанте. Мюзикл «Нотр-Дам де Пари» (фрагменты), 1998 г.


«Каменная летопись» Средних веков (1 ч)

Понятие «стиль» в искусстве.

Романский стиль – воплощение воинственности в период феодальной раздробленности Европы. Знаменитые замки Европы – Лондонский Тауэр, Верденберг, Лош.

Готика – воплощение торжества теоцентризма в культуре. Готический собор – «Библия в камне». Характеристики готики как стиля Позднего Средневековья. Готические ратуши – символ городского самоуправления. Знаменитые готические соборы Европы – Нотр-Дам (Париж, Шартр, Реймс).

Стилизация форм средневековой архитектуры в постройках последующих эпох: неоготика, псевдоготика, романтическое направление эклектики.

Восприятие и обсуждение художественных произведений Средневековья.

Виртуальная экскурсия по соборам и замкам Западной Европы.

Сравнение особенностей романского и готического стилей в архитектуре Средневековья.

Составление таблицы «Романский и готический стили».

Выполнение эскиза архитектурной формы в романском и готическом стилях.

Художественно-иллюстративный материал:

Архитектура: Лондонский Тауэр (Лондон, Великобритания), 1066 г.; Замок Верденберг (Швейцария), 13 в.; Замок Лош (Франция), 12 в.; Собор Святого Петра (Вормс, Германия), 12 в.; Монастырь Клюни (Франция), 10 в.; Капелла Карла Великого (Аахен, Германия), 8 в.; Замок Алькасар (Испания), 9 в.; Монастырь Сен-Мишель де Кукса (Лангедок), 9 в.; Собор Нотр-Дам (Париж, Франция), 1163 – до 14 в.; Собор Нотр-Дам (Шартр, Франция), 12-13 вв.; Собор Нотр-Дам (Реймс, Франция), 13 в.; Собор Девы Марии (Солсбери, Англия), 13 в.; Костел Святой Анны (Вильнюс), 1394 г.; Троицкий костел (д. Ишколдь, Беларусь), 1472 г.; Костел Святого Михаила Архангела (д. Гнезно, Беларусь), 16 в.; Костел Святого Казимира (д. Вселюб, Беларусь), 1433 г.

Отражение средневековой архитектуры в культуре последующих эпох:

Собор Санкт-Петер (Кельн, Германия), 13-19 вв.; Собор Святого Вита (Прага, Чехия), 14-19 вв.; Костел Девы Марии (Краков, Польша), 13-19 вв.; В. Михневич. Костел Святой Троицы (д. Гервяты, Беларусь), 1899 г.; Костел Святого Казимира (д. Липнишки, Беларусь), 1900; Костел Святого Антония Пауданского (Поставы, Беларусь), 1898 г.; Костел Рождества Девы Марии (д. Видзы, Беларусь), 1914 г.; В. Бренна. Михайловский (Инженерный) замок (Санкт-Петербург, Россия), 1797-1801 гг.; Ч. Бэрри, О.У.Н. Пьюджина. Вестминстерский дворец (Лондон, Англия), 1840-1860 гг.; К. Жанк. Замок Нойшванштайн (Германия), 1869 -1886 гг.; Л.В. Шервуд. Ласточкино гнездо (Крым, Россия), 1911-12 гг.


Изобразительное искусство средних веков: небесное и мирское (1 ч)

Разнообразие видов средневековой живописи. Содержательные особенности монументальной живописи (фреска, витраж). Средневековая иконопись как визуальная молитва. Книжная миниатюра как энциклопедия жизни человека Средневековья: обычаи, традиции, одежда, мода, жилище.

Аскетический идеал в средневековой скульптуре.

Витражи Марка Шагала в Реймсском соборе.



Восприятие и обсуждение художественных произведений Средневековья.

Беседа на тему «Идеалы и принципы эпохи Средневековья».

Выполнение эскиза костюма человека эпохи Средневековья.
Художественно-иллюстративный материал:

Живопись: Витражи «Царь Давид», «Богоматерь с младенцем» (собор Нотр-Дам, Шартр, Франция), 12-13 вв.; Фрески монастырской церкви (Сен-Савен-сюр-Гартан, Пуату, Франция), 11 в.

Книжная миниатюра: Иллюстрации рукописи комментариев к Апокалипсису (монастырь Сен-Север, Франция), 11 в.; Миниатюры из Псалтири Людовика Святого (Франция), 13 в.; Миниатюры из «Книги евангельских чтений Генриха II», 11 в.; Ашафенбургское Евангелие (Ашафенбург), ок. 1250 г.; Братья Лимбурги. «Великолепный (Роскошный) часослов герцога Беррийского» (миниатюры из цикла «Времена года»), 15 в.

Скульптура: Горельеф «Страшный суд» (тимпан центрального портала собора, Сен-Лазар, Франция), 12 в.; Скульптура «Фигура всадника» (собор в Бамберге, Германия), ок 1237 г; Скульптура «Святой Иосиф» (собор Нотр-Дам, Реймс, Франция), 12 в.; Скульптурная группа «Встреча Марии и Елизаветы» (собор Нотр-Дам, Реймс, Франция), 12 в.; Скульптура «Персонажи Ветхого завета» (собор Нотр-Дам, Шартр, Франция), 12-14 в.; Ск. Матео. «Портик Славы» (кафедральный собор Сант-Яго де Компостелла, Испания), 12 в.; Статуи маркграфа Эккерхарда и маркграфини Уты (собор в Наумберге, Германия), 13 в.

Отражение средневекового искусства в культуре последующих эпох:

Марк Шагал. Витражи «Древо Ессеево», «Распятие Христа» (собор Нотр-Дам, Реймс, Франция), 20 в.; Ж.-Ж. Анно. Художественный фильм «Имя розы» (фрагменты, сюжет), 1986 г.


Аллегория в литературе и музыке Средневековья (1 ч)

Эпический цикл о британском короле Артуре и рыцарях Круглого стола. «Повесть о Тристане и Изольде» – тема любви как одна из распространенных тем рыцарских романов.

Григорианский хорал. Современное звучание григорианского хорала.

Рыцарские романы Средневековья и интерпретация их сюжетов в искусстве последующих эпох.



Чтение, пересказ и обсуждение сюжетов средневековой литературы.

Просмотр фрагментов художественных фильмов, снятых по сюжетам средневековых легенд.

Подготовка презентации на тему «Король Артур и рыцари Круглого стола в произведениях искусства».

Художественно-иллюстративный материал:

Литература (сюжет): Эпос «Песнь о Роланде», 12 в.; «Повесть о Тристане и Изольде», 12 в.; Эпос о короле Артуре и рыцарях круглого стола, 5-5 вв.; Эпос «Калевала».

Музыка: Григорианский хорал «Dies irae», «Kyrie eleison» (запись в Римско-католическом Кафедральном Соборе); Гийом д Аьен. «C'est la bins».

Отражение средневекового искусства в культуре последующих эпох:

Г. Лонгфелло. «Песня о Гайвате» (отрывки); Р. Скотт. Художественный фильм «Тристан и Изольда» (фрагмент); А. Фукуа. «Художественный фильм «Король Артур» (фрагмент); Группа «Gregorian». Григорианский хорал в современной обработке; С. Ковалев. Пьеса «Трышчан ды Іжота».


Символика архитектуры Византии (1 ч)

Эстетическое своеобразие искусства Византии: влияние эллинистической культуры. Грекоязычный вариант Библии.

Понятие «символ» в искусстве. Собор Святой Софии как высшее достижение византийского искусства. Крестово-купольный храм: символика и внутреннее устройство.

Собор Святой Софии в современном Стамбуле (Айя-София) как музей истории культуры и религии.



Восприятие и обсуждение художественных произведений Византии.

Виртуальная экскурсия по Собору Святой Софии.

Беседа на тему «Значение Собора Святой Софии в современной культуре».

Сравнение западноевропейской (базиликальной) и византийской (крестово-купольной) конструкции храмов.

Схематическая зарисовка базиликальной и крестово-купольной конструкции храмов.

Проект-исследование «Конструкция храма в моем городе (деревне, поселке).

Художественно-иллюстративный материал:

Архитектура: Анфимий и Исидор. Собор Святой Софии (Константинополь), 532-537 гг.; Церковь Сан Витале (Равенна, Италия), 6 в.; Баптистерий православных (Равенна, Италия), 4-5 в.; Собор Сан-Марко (Венеция, Италия), 9-11 вв.

Отражение искусства Византии в культуре последующих эпох:

Софийские храмы Древней Руси (Киев, Новгород, Полоцк).


Сюжеты и образы в изобразительном искусстве Византии (1 ч)

Средневековая иконопись как визуальная молитва.

Закон обратной перспективы в иконописи. Символика форм и цвета в иконе и мозаике. Технология создания фрески, мозаики, иконы.

Эволюция рукописной книги: от свитка к кодексу.

Влияние византийского искусства на художественную культуру Древней Руси.

Восприятие и обсуждение художественных произведений Византии.

Беседа на тему «Особенности перспективы в византийской иконописи».

Оформление обложки книги в стиле византийской книжной миниатюры (групповая работа).

Художественно-иллюстративный материал:

Живопись: Фреска «Добрый пастырь» (катакомбы Святой Присциллы, Рим), 3 в.; Мозаика апсиды «Сцены из жизни Авраама» (церковь Сан-Витале, Равенна, Италия), 6 в.; Мозаика «Мальчик с осликом» (Пол Большого дворца, Музей мозаики, Константинополь), 5 в.; Мозаика «Император Юстиниан со свитой» (церковь Сан-Витале, Равенна, Италия), 6 в.; Мозаика «Мученицы» (церковь Сант-Аполлинаре, Равенна, Италия), 6 в.; Мозаика «Император Юстиниан перед свитой» (Собор Святой Софии, Константинополь), 6 в.; Мозаика «Богоматерь с Младенцем» (Собор Святой Софии, Константинополь), 9 в.; Мозаика «Император Константин Мономах и императрица Зоя перед Христом» (Собор Святой Софии, Константинополь), 11 в.; Мозаика «Христос» (Собор Святой Софии, Константинополь), 12 в.; Икона «Святой Григорий», 12 в.; Икона «Архангел Гавриил» («Ангел Златые Власы»), 12 в.; Мозаика «Святые Василий Великий и Иоанн Златоуст» (Палатинская капелла, Палермо, Италия), 12 в.; Мозаика «Бегство в Египет» (церковь монастыря Хора, Кахрие Джами), 14 в.

Книжная миниатюра: Миниатюры в византийских рукописных Евангелиях, 10-13 вв.; Заставки в византийских рукописных Евангелиях, 10-13 вв.; Свиток Иисуса Навина «Иисус Навин и два соглядатая», 10 в.; Миниатюра из рукописи «Архангел Михаил», 11 в.; Миниатюра из псалтири «Василий II Болгаробойца», 11-12 вв.

Отражение искусства Византии в культуре последующих эпох:

Собор Святой Софии (Киев), 1037 г.; Церковь Покрова на Нерли, 1165 г.; Церковь Спаса Преображения на Ильине (Новгород), 1374 г.; Феофан Грек. Деисус иконостаса (Благовещенский собор Московского Кремля), 16 в.


Величие и торжественность архитектуры Древней Руси (1 ч)

Влияние Византии на развитие архитектуры Древней Руси. Кирпичные и белокаменные храмовые постройки крестово-купольной конструкции. Украшение стен резьбой.

Основные центры древнерусского зодчества – Киев, Ростов Великий, Новгород Великий, Владимир-на-Клязьме, Москва.

Колокольня как неотъемлемый компонент храмового комплекса. Своеобразие колокольной музыки Древней Руси. Знаменный распев.

Мотивы древнерусской архитектуры в живописи А.К. Саврасова, И.И. Левитана, Б.М. Кустодиева, Н.К. Рериха, И.С. Глазунова.

Восприятие и обсуждение архитектурных сооружений Древней Руси.

Виртуальная экскурсия по городам Древней Руси.

Подготовка презентации на тему «Мотивы древнерусской архитектуры в живописи русских художников».

Проект-исследование «Музыка колокольного звона в современных храмах Беларуси» (групповая работа).

Художественно-иллюстративный материал:

Архитектура: Собор Святой Софии (Киев), 1037 г.; Софийский собор (Новгород), сер. 11 в.; Церковь Двенадцати Апостолов на Пропастях (Новгород), 1454 г.; Церковь Спаса-Преображения на Ильине улице (Новгород), 1374 г.; Мастер Петр. Георгиевский собор Юрьева монастыря (Новгород), 12 в.; Церковь Петра и Павла в Кожевниках, 1406 г.; Успенский собор (Владимир), 12 в.; Церковь Покрова на Нерли, 1162 в.; Дмитриевский собор (Владимир), 12 в.; Золотые ворота с надвратной церковью (реконструкция) (Киев), 1037 г.; Золотые ворота (Владимир), 12 в.; Благовещенский собор в Кремле (Москва), 15 в.; Колокольня Ивана Великого (Москва), 16 в.; Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, 15 в.; Церковь Вознесения в Коломенском, 16 в.; Барма и Постник. Храм Василия Блаженного (Москва), 16 в.; Колокольня Ростовского кремля, 17 в.

Музыка: Колокольная музыка (по выбору); Знаменный распев «Во царствии твоем», 16 в.

Отражение архитектуры Древней Руси в культуре последующих эпох:

А.К. Саврасов. «Грачи прилетели», 1871 г.; И.И. Левитан. «Вечерний звон», 1892 г.; Б.М. Кустодиев. «В монастыре», 1907 г.; Н.К. Рерих. «Ростов Великий», 1903 г.; «Путивль», 1914 г.; И.С. Глазунов. Иллюстрации к поэме «Задонщина», 1982 г.; М.П. Мусоргский. Вступление к опере «Хованщина» («Рассвет на Москве-реке»), 1874 г.; С.В. Рахманинов. Поэма «Колокола» (1 ч.), 1913 г.; Всехсвятская церковь (Минск), нач. 21 в.


Сюжеты и образы древнерусского искусства (1 ч)

Влияние византийского изобразительного искусства на развитие древнерусской живописи.

Украшение храмовых интерьеров в технике мозаики и фрески. Религиозные и светские сюжеты в живописном оформлении интерьера храма Святой Софии в Киеве.

Образы Иисуса Христа (Спаса) и Богородицы как центральные образы древнерусской живописи: в мозаике, фресках, иконописи. Основные сюжеты и символика иконописи. Иконостас.

Визуализация важнейших событий древнерусской истории в миниатюрах Радзивилловской летописи.

Жанры древнерусской литературы: летопись («Повесть временных лет»); героическая поэма («Слово о полку Игореве»); духовная литература (жития, притчи, проповеди). Содержательное разнообразие берестяных грамот.



Восприятие и обсуждение произведений искусства Древней Руси.

Беседа об особенностях древнерусского искусства.

Выполнение композиции на тему «Храм Памяти» в технике мозаики. Материал по выбору. Обсуждение работ.

Художественно-иллюстративный материал:

Живопись: Мозаика «Богоматерь Оранта (Нерушимая стена)» (собор Святой Софии, Киев,) 11 в.; Фрески Софийского собора (Киев), 11 в.; Икона «Богоматерь Владимирская», 12 в.; Икона «Боголюбская Богоматерь», 12 в.; Росписи Успенского собора (Владимир), 12 в.; Икона «Спас нерукотворный», 12 в.; Феофан Грек. Росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице, 14 в.; Икона «Чудо о Флоре и Лавре», 15 в.; Андрей Рублев. Иконы «Спас», «Троица», 15 в.; Дионисий. Иконы «Распятие», «Алексий с житием», 16 в.

Книжная миниатюра: Рукопись дьякона Григория «Остромирово Евангелие», 11 в.; Рукопись-копия дьякона Иоанна «Изборник Святослава», 1073 г.; Рукописи «Евангелие», «Служебник», «Псалтырь», 14-15 вв.

Литература: Нестор. «Повесть временных лет», 12 в.; «Княжеское житие. Сказание о Борисе и Глебе», 11 в.; «Слово о полку Игореве», 12 в.; Поучение Владимира Мономаха, 12 в.

Отражение древнерусского искусства в культуре последующих эпох:

М.М. Антокольский. Скульптура «Нестор-летописец», 1889 г.; Фрагменты экспозиции Полоцкого музея белорусского книгопечатания; А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь». Хор «Солнцу красному слава» (Пролог), Ария князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе» (2 д.); И.Г. Масленников. Художественный фильм «Ярославна – королева Франции» (фрагмент), 1978 г.; А. Мдивани. Балет «Страсти (Рогнеда)» в постановке НАБТ оперы и балета Республики Беларусь (видеофрагмент).


Искусство белорусских земель периода древнерусских княжеств (1 ч)

Туров и Полоцк как центры христианской культуры на белорусских землях. Синтез византийских и западноевропейских традиций в художественной культуре белорусских земель.

Оборонительное и храмовое зодчество. Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно – уникальный образец средневекового культового зодчества.

Предметы декоративно-прикладного искусства: ювелирные украшения, посуда, одежда, шахматные фигуры, печати.

Притчи и проповеди Кирилла Туровского. Просветительская и социокультурная деятельность Ефросиньи Полоцкой.

Образы Кирилла Туровского и Ефросиньи Полоцкой в произведениях современного белорусского искусства.



Восприятие и обсуждение художественных произведений, созданных на белорусских землях.

Разработка туристического маршрута, посвященного культуре белорусских земель периода древнерусских княжеств.

Конкурс на лучшее название маршрута.

Художественно-иллюстративный материал:

Архитектура: Софийский собор (Полоцк), сер. 11 в. (перестроен в 18 в.); Церковь Бориса и Глеба (Коложская) (Гродно), 12 в.; Церковь Благовещения (Витебск), 12 в. (восстановлена в 1990-е гг.); Каменецкая башня (Белая вежа), 13 в.; Новогрудский замок, 13 в.; Мастер Иоанн. Спасо-Преображенская церковь Спасо-Евфросиниевского монастыря (Полоцк), 12 в. (восстановлена в 1990-е гг.).

Живопись: Фрески Спасо-Преображенской церкви (Спасо-Евфросиниевский монастырь, Полоцк), 12 в.

Книжная миниатюра: Евангелие (Туровское, Остромирово), 11 в.; Служебник Варлаама Хутинского, 12-13 вв.; Миниатюры из Радзивиловской летописи, 13 в.

Декоративно-прикладное искусство: Лазарь Богша. Крест Ефросинии Полоцкой, 1161 г. (восстановлен в 1992-1997 гг.); Шахматные фигурки («Барабанщик», «Король», «Ладья»), 12 в.; Образок Спаса Эмануила, Пинск, 12 в.

Литература: Кирилл Туровский. «Притча о слепце и хромце», конец 12 в.

Отражение искусства белорусских земель в культуре последующих эпох:

И.В. Голубев. Памятник Ефросинии Полоцкой (Полоцк), 2000 г.; А.Е. Артимович. Памятник Ефросинии Полоцкой (Минск), 2002 г.; М.М. Иньков. Памятник Кириллу Туровскому (Туров), 1998 г.; А.В. Прохоров. Памятник Кириллу Туровскому во внутреннем дворике БГУ (Минск), 2001 г.; Л.Н. и С.Л. Гумилевские. Памятник Кириллу Туровскому (Гомель), 2004 г.; С. Тарасов. «Фрески» (рассказ по выбору).


Список рекомендуемой литературы к разделу

«Тайны искусства средних веков»:


  1. Александрова, Н.В. Русская духовная музыка и иконопись XI-XVII вв.: Учеб. пособие по курсу «Мировая художественная культура» / Н.В. Александрова. – Минск: БГПУ, 2003.

  2. Алпатов, М.В. Древнерусская иконопись / М.В. Алпатов. – М.: Искусство, 1984.

  3. Археологическое наследие Беларуси / Сост., авт. вступ. ст. О.Н. Левко. – Минск: Беларус. навука, 2012.

  4. Бычков, В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII вв. / В.В. Бычков. – М.: Мысль, 1992.

  5. Барская, Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи / Н.А. Барская. – М., 1993.

  6. Бобров, Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи / Ю.Г. Бобров. – СПб., 1995.

  7. Бутромеев, В.: Детский плутарх. Великие и знаменитые. Средние века. От Теодориха до Лютера М: Олма Медиа Групп, 2011

  8. Бычков, В.В. Малая история византийской эстетики / В.В. Бычков. – Киев, 1991.

  9. Вагнер, Г.К. Искусство Древней Руси / Г.К. Вагнер, Т.Ф. Влавдышевская. – М., 1993.

  10. Вачьянц, А.М. Западноевропейское Средневековье. «Вариации прекрасного». Мировая художественная культура: Рабочая тетрадь / А.М. Вачьянц. – М.: Айрис-Пресс, 2008.

  11. Владышеская, Т.Ф. Музыкальная культура Древней Руси / Т.Ф. Владышевская. – М.: Знак, 2006.

  12. Грицак, Е.Н. Мир Рублева / Е.Н. Грицак – М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2006.

  13. Гуревич, А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства / А.Я. Гуревич. – М., 1990.

  14. Жак Де Гофф. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Де Гофф. – М., 1992.

  15. Дубянецкі, Э.С. Сусветная культура: Ад старажытнасці да нашых дзён: Папул. энцыкл. дав / Э.С. Дубянецкі. – Мінск: БелЭн, 2001.

  16. Захарына, Ю.Ю. Сусветная мастацкая культура: вучэб.-метад. дапам. У 2 ч. Ч. 1. Ад вытокаў да Сярэднявечча / Ю.Ю. Захарына, С.М. Зелянеўская. – Мінск: БДПУ, 2011.

  17. Культура Византии. – М.: Наука, 1991.

  18. Лазука, Б.А. Гісторыя беларускага мастацтва: вучэб. дапам. для студэнтаў ВНУ. У 2 т. Т.1. Першабытны лад – XVII стагоддзе / Б.А. Лазука. – Мінск: Беларусь, 2007.

  19. Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура: Византия. – М.: АСТ 6 Астрель, 2005.

  20. Лисичкина, О.Б. Мировая художественная культура: Средние века: Ч.II, кн.1 – СПб: «Спец. Лит.», 1999.

  21. Лихачев, Д.С. “Слово о полку Игореве” и культура его времени / Д.С. Лихачев. – Л.: Художественная литература, Ленинградское отделение, 1978.

  22. Лихачев, Д.С. Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси / Д.С. Лихачев. – СПб: Логос, 2007.

  23. Новгородские грамоты на бересте. – М.: Русское слово, 2000.

  24. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры: Художественная жизнь и быт XI–XVII в.в. – М.: ВЛАДОС, 1998.

  25. Филатов, В.В. Словарь изографа / В.В. Филатов. – М., 1997.

  26. Янин, В.Л. Я послал тебе бересту / В.Л. Янин. – 3-е изд. – М.: Языки русской культуры, 1998.




Каталог: images -> 2016
2016 -> Мањѓыстау облысы
2016 -> Бюджеттік баєдарламаларды (кіші баєдарламаларды) јзірлеу жјне бекіту (ќайта бекіту) ќаєидаларын жјне олардыѕ мазмўнына ќойылатын талаптарды бекіту туралы
2016 -> Календарь
2016 -> Программа факультативных занятий для X классов учреждений общего среднего образования
2016 -> Методические рекомендации для педагогов. Введение (1 ч) Факультативный курс «По странам и континентам»
2016 -> Исключить из перечня статьи, явно указывающие на другой иностранный язык


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет