Учебно-методический комплекс дисциплины рационализм и иррационализм в познании



жүктеу 330.85 Kb.
Дата03.04.2019
өлшемі330.85 Kb.
түріУчебно-методический комплекс






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кубанский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)
Факультет истории, социологии и международных отношений

Кафедра философии

Учебно-методический комплекс дисциплины
РАЦИОНАЛИЗМ И ИРРАЦИОНАЛИЗМ В ПОЗНАНИИ
Для образовательной программы по направлению «философия» (фак-та ФИСМО)

Форма обучения очная
Курс: 4


Составитель - преподаватель Куликов Максим Анатольевич
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «20» сентября 2011 г. (протокол № 2)
Зав.кафедрой _____________________________________________профессор В.Г.Сидоров


Краснодар 2011

С О Д Е Р Ж А Н И Е







стр.

1.

Аннотация

3

2.

Организационно-методическая часть

7

3.

Рабочая учебная программа

8

4.

Планы семинарских занятий

10

5.

Задания для самостоятельной работы и формы контроля за их выполнением

14

6.

Вопросы для подготовки к экзамену

16

7.

Список рекомендуемой литературы

17


АННОТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Рационализм и иррационализм в познании
Курс - 4 Семестр - 7
Цель дисциплины – изучение проблемы соотношения рационального и иррационального в контексте гносеологических и методологических концепций различного периода истории западной философии.
Задачи дисциплины:
1. Обозначить специфику понятий «рациональное» и «иррациональное», «рационализм», «иррационализм», раскрыть актуальность проблемы поиска различных методологических и гносеологических оснований философии.

  1. Рассмотреть проблему «рационального и иррационального» с точки зрения историко-философского анализа. Показать историческое становление и развитие данной проблематики.

  1. Раскрыть сущность рационалистического и иррационалистического мировоззрений в философии.


Изучение данной дисциплины позволит студентам получить некоторое представление относительно проблемы познания и методологии философии и связанных с ней вопросов.



Место дисциплины в структуре ООП ВПО:
Дисциплина предполагает изучение аспектов методологической и познавательной деятельности, раскрывающихся в двух противоположных, но взаимосвязанных сторонах сознания: «рациональной» и «иррациональной».

Актуальность дисциплины определена проблематикой, которую она затрагивает: рационален ли универсум, или в своей основе он иррационален, следовательно, непознаваем и непредсказуем; рациональны ли наши средства познания бытия, или проникнуть в бытийственные глубины можно только с помощью интуиции, озарения? Начиная с античности, данные вопросы занимают центральное место в системе философских размышлений.
Дисциплина адресована студентам ФИСМО (специальность 030100 – ФИЛОСОФИЯ).


Содержание и структура дисциплины




раз-

дела

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Аудиторная

работа

Самостоятельная работа

Л

ПЗ

ЛР




1

Понятие «рационального и иррационального». Рационализм и иррационализм в философии




2

2







2

Виды и идеалы рациональности




2

2







3

Поиск рациональных и иррациональных оснований философии в Античности




2

2







4

Проблема «веры и разума» в философии Средних веков




2

2







5

Классический рационализм философии Нового Времени




2

2







6

Критика рационализма с позиций иррационализма в учениях Якоби и Гамана




2

2







7

Рационалистические и иррационалистические основания немецкой классической философии




4

4







8

Реакция на рационалистические тенденции Западной философии начала ХIХ века. Иррационалистические тенденции в европейской философии XIX-XX в.в.




2

2










Итого:




18

18








Вид аттестации: зачет

Основная литература:


  1. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 2004.

  2. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Собр. соч., т.1. М., 1992.

  3. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М., 1975.

  4. Гуссерль Э. Логические исследования. М., 2000.

  5. Декарт Р. Разыскание истины. СПб., 2000.

  6. Делез Ж. Критическая философия Канта, учение о способностях. Бергсонизм, Спиноза. М., 2000.

  7. Кант. Критика чистого разума. Минск, 1998.

  8. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.

  9. Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разуме // Лейбниц Г. В. Соч.: В 4 т. Т.4. М. 1983.

  10. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.,1999.

  11. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.,1979.

  12. Мудрагей Н. Очерки истории западноевропейского иррационализма. М., 2002г. 112 с.

  13. Ницше Ф. Сочинения. – В 2-х томах. – М., 1990.

  14. Ойзерман, Т.И. Рациональное и иррациональное // Вопросы философии. – 1977. - № 2. - С. 85-86.

  15. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. – М.,1984.

  16. Трубецкой С.Н. Лекции по истории древнегреческой философии, М-1997.

  17. Соловьев В.С. Кризис западной философии. Собр. Соч.,т. 2. М.,1988.

  18. Спиноза Б. Избранные произведения в 2-х тт. СП.,б.,1999.

  19. Франк С.Л. Предмет знания. Минск 2000.

  20. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 2004.


Дополнительная литература:

  1. Аскольдов С.А. Основные проблемы теории познания и онтологии. СПб., 1919.

  2. Бергсон А. Философская интуиция // Новые книги по философии. СПб., 1912.

  3. Гуссерль Э. Логические исследования. Новочеркасск., 1994.

  4. Евлампиев И.И. История русской метафизики в 19 – 20 в.в. Русская философия в поисках Абсолюта. СП. б., 2000

  5. Кант и философия в России. М., 1994.

  6. Кассирер Э. Познание и действительность. СПб. 1996.

  7. Кузнецов А.Е. Интуиция как философская проблема: гносеологический анализ, Иркутск 1999.

  8. Мамардашвили М. Формы и содержание мышления (К критике гегелевского учения о формах познания). М.,1968.

  9. Мамардашвили М. Классический и неклассический идеалы рациональности. М., 1994, 90 с.

  10. Мамардашвили М. Стрела познания. Набросок естественноисторической гносеологии. М., 1997.

  11. Попов П.С., Стяжкин Н.И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. М.,1974.

  12. Христиан Вольф и философия в России. М., 2001 г.


1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Объём дисциплины «Рационализм и иррационализм в познании

Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

36

Аудиторные занятия

36

Лекции (Л)

18

Практические занятия (ПЗ)




Семинары (С)

18

Самостоятельная работа




Форма итогового контроля

2


2. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ «Рационализм и иррационализм в познании»

Тема 1. Понятие «рационального и иррационального». Рационализм и иррационализм в философии

Многомерность феномена сознания: чувственное и рациональное. Проблема соотношения «рационального» и «иррационального». Онтологический и гносеологический рационализм. «Негативный» и «позитивный» иррационализм.
Тема 2. Виды и идеалы рациональности

Логические определения истинности. Понятия «система», «системность», «детерминация». Интуитивное мышление.
Тема 3. Поиск рациональных и иррациональных оснований философии в Античности

Критика «наивного реализма» в античной натурфилософии: обоснование проблемы познания. Возникновение «диалектики»: от «диалога» к методу. Формирование рационалистической тенденции в античности: платоновская и аристотелевская традиции. Мистический интуитивизм.
Тема 4. Проблема «веры и разума» в философии Средних веков

Общая характеристика средневекового мышления. Философия и теология. Рационализм в теологии: космологическое и онтологическое доказательства бытия Бога. Религиозный интуитивизм.
Тема 5. Классический рационализм философии Нового Времени

Поиск новых методологических оснований в период развития философии эпохи Нового времени: рационализм и эмпиризм. Математизация научно-философского знания (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Вольф). Открытие сознания. Сциентизм. Агностицизм.
Тема 6. Критика рационализма с позиций иррационализма в учениях Якоби и Гамана

Опровержение рационализма Берлинских просветителей в учении И.Г. Гамана. «Метакритика о пуризме разума»: критика кантианства. Обоснование диалектического соотношения чувственных и рассудочных форм. «Крайний» иррационализм в учении Ф. Якоби.
Тема 7. Рационалистические и иррационалистические основания немецкой классической философии

Основания критической философии И. Канта: опровержение метафизики и крушение основ традиционной гносеологии. Субъективный идеализм. Априорность знания. «Наукоучение» И. Фихте: 3 принципа фихтеанского идеализма. «Система трансцендентального идеализма» в философии Шеллинга. «Абсолютизация» логики Гегелем: «Феноменология Духа». Критика античной диалектики и создание нового методологического принципа. Понятие «непосредственного» и «опосредованного». Значение интуиции в немецкой классической философии.
Тема 8. Реакция на рационалистические тенденции Западной философии начала ХIХ века. Иррационалистические тенденции в европейской философии XIX-XX в.в.

Иррационалистическая философия после Гегеля, как протест против абсолютизации рационализности: рождение экзистенциалистской проблематики. Проблема рационального и иррационального в учении А. Шопенгауэра. «Философия жизни»: Ф. Ницше, А. Бергсон, Дильтей. Экзистенциализм.


3. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ



Тема 1. Актуальность проблемы рационального и иррационального на современном этапе развития научно-философской мысли.

    1. Критерии «рационального» и «иррационального». Сущность рационалистического и иррационалистического мировоззрений.

    2. Проблема интуиции в философии и науке. Основные понятия иррационализма.

    3. Сущность познания и основные пути решения гносеологической проблематики.


Литература:

  1. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математики. М.: Соцэкгиз, 1963.

  2. Мудрагей, Н.С. Рациональное и иррациональное (историко-теоретический очерк). - М.: Мысль, 1985.

  3. Новиков, А.А. Рациональность в ее истоках и утратах // Исторические типы рациональности: в 3 т. / Отв. ред. В.А. Лекторский. Т.1. - М.: Наука, 1995. - С. 30-56.

  4. Ойзерман, Т.И. Рациональное и иррациональное // Вопросы философии. – 1977. - № 2. - С. 85-86.


Тема 2. Рождение рационалистической мысли: проблема познания в античной философии.


    1. Критика чувственного познания и обоснование рациональных основ знания в античной философии (сравнительный анализ древневосточной и древнегреческой наук).

    2. Антропологический период в развитии греческой философии: релятивизм и опровержение философской рефлексии (софисты).

    3. Греческая диалектика: от «диалога» к «методу».

    4. Проблема познания в идеалистическом учении Платона.

    5. Критика теоретической философии Платона Аристотелем.

    6. Понятие «экстаза» в неоплатонизме: концепция мистического интуитивизма.


Литература:

  1. Аристотель. Категории// Аристотель. Собрание сочинений: в 4 т. Т.2. М.: Мысль, 1978.

  2. Аристотель. Топика// Аристотель. Собрание сочинений: в 4 т. Т.2. М.: Мысль, 1978.

  3. Асмус, В.Ф. Античная философия. - М.: Высшая школа, 2002.

  4. Платон. Теэтет / Пер. с древнегреч. С.П. Маркиша // Платон. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 2 М.: Мысль, 1993.

  5. Плотин. Эннеады. Киев 1995.



Тема 3. Проблема веры и разума в Средние века.


    1. Особенности средневекового мышления: специфика религиозного сознания и его отношение к науке и философии.

    2. Вопрос о разуме и вере в учении Августина Аврелия.

    3. Метафизическое доказательство бытия Бога в учении Ф. Аквинского.

    4. Онтологическое доказательство бытия Бога в учении А. Кентерберийского.

    5. Эриугена: компромисс теологии и философии


Литература:

1. Абеляр. Теологические трактаты. М., 1995.

2. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1999

3. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии.М.,1979.

4. Мудрагей Н. Очерки истории западноевропейского иррационализма. М., 2002г

5. Неретина. Специфика средневекового философствования. Концептуализм Петра Абеляра. М., 1994.

6. Попов П.С., Стяжкин Н.И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. М.,1974.

7. Соколов В.В. Философское дело Эразма из Роттердама. М.,1986.
Тема 4. Рационализм в европейской философии Нового Времени

  1. Научная революция 16-17 в.в.: поиск методологических оснований научно-философской мысли

  2. Ф. Бэкон и Р. Декарт: методологический аспект гносеологической проблематики

  3. Этический рационализм Нового времени.


Литература:

1. Антология мировой философии в 4-х томах, т-3 М. -1971 (Декарт, Гоббс, Спиноза, Локк, Лейбниц, Беркли, Юм).

  1. Декарт Р. Разыскание истины. СП.,б., 2000.

  2. Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разуме // Лейбниц Г. В. Соч.: В 4 т. Т.4. М. 1983.

  3. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М.,1993.

  4. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. М., 1984

  5. Спиноза Б. Избранные произведения в 2-х тт. СП.,б.,1999.


Тема 5. Критика рационализма в учениях Якоби и Гамана.


  1. Асмус В.Ф. Проблема непосредственного знания в философии XVII века//Проблема интуиции в философии и математики. М.,1963. С.12-50.

  2. Суханов К.Н. Комплексное историко-философское исследование гносеологии интуиционизма. М., 1979.

  3. Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994.


Тема 6. Проблема познания в немецкой классической философии.

Для слушателей предлагается подготовить реферат или сообщение по выбранному вопросу и в дальнейшем обсудить его содержание с аудиторией.

  1. Значение «коперниканского переворота» в гносеологии И. Канта в развитии современной теории познания.

  2. Сравнительный анализ гносеологических теорий Фихте и Шеллинга.

  3. Сущность диалектического методологического принципа в учении Гегеля.

  4. Современная оценка немецкой классической философии: диалог и дискуссии.


Литература:

  1. Гулыга А.Н. Немецкая классическая философия. М., 2001.

  2. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека: в 2-х Т., СПб., 1994.

  3. Ильин И.А. Кризис субъекта в наукоучении Фихте//Вопросы философии и психологии 1912, кн. 111-112.




  1. Философия Канта и современность. М., 1994.

  2. Философия Шеллинга в России. СП.б.,1998.


Тема 7. Кризис рационализма: возникновение иррационалистической тенденции в европейской философии XIX-XX в.в.


  1. Критика рационализма в немецкой классической философии.

  2. Критика рационализма в философии С. Кьеркегора.

  3. Рождение иррационалистической философии: волюнтаризм А. Шопенгауэра.

4. Интуитивистская теория познания: «инстинкт», «творчество» или «разум».

5. Проблема субъекта-объекта в экзистенциализме.
Литература:

  1. Бергсон, А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск, 1999.

  2. Гайденко, П. Философия буржуазного иррационализма / П. Гайденко, Ю. Бородай. - М.: Соцэкгиз, 1963.

  3. Кьеркегор С. Страх и трепет.- М., 1993.

  4. Ницше Ф. Сочинения. – В 2-х томах. – М., 1990.

  5. Фишер, К. История новой философии. Артур Шопенгауэр. - СПб., 1999.


4. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ФОРМЫ

КОНТРОЛЯ ЗА ИХ ВЫПОЛНЕНИЕМ


  1. Концептуальное становление проблемы рационального и иррационального в философии: исторический аспект.

  2. В чем выражена специфика гносеологической проблематики: перспективы ее развития в истории философии?

  3. Что предполагают понятия «иррационального» и «рационального» в отношении познавательного процесса?

  4. Проведите сравнение ранних философских учений (натурфилософского периода античности) с мифологическими сюжетами древних авторов.

  5. Обозначьте социально-культурные предпосылки возникновения философской дискуссии вокруг проблемы веры и разума в эпоху Средневековья.

  6. Почему в период развития новоевропейской философии, наиболее актуальной была проблематика методологического исследования? Чем можно объяснить преимущество рационалистического мировоззрения?

  7. Проведите сравнение учения об априорном знании в философии Канта и Гегеля.

  8. Реконструируйте критику теории непосредственного знания Якоби в учении Гегеля.

  9. В чем причина возникновения иррационалистической тенденции в европейской философии?

  10. Сопоставьте учения об интуиции и теорию непосредственного знания?

  11. В чем заключается сущность теории интуитивизма? Можно ли рассматривать интуитивистский методологический принцип в качестве способа решения гносеологической проблематики?

  12. Покажите сходство и различие интерпретации интуиции в учениях А. Бергсона и А. Шопенгауэра.

  13. Обозначьте специфику русского интуитивизма. Проведите сопоставление учений Н. Лосского и С. Франка.

  14. Какие факторы оказали решающее влияние на формирование экзистенциалистского мировоззрения в философии?

  15. Неокантианство в русской философии: вопросы гносеологии.

  16. Опровержение рационалистических оснований в философии: иррационализм Л. Шестова.


5. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ


  1. Проблема познания и пути ее решения в истории философии.

  2. Понятие рационального и иррационального. Рационализм и иррационализм.

  3. Гносеологическая проблематика в античной философии.

  4. Проблема соотношения веры и разума в эпоху Средних веков.

  5. Обоснование рационалистической методологии в эпоху Нового Времени (социокультурный и философский аспекты).

  6. Учение о методе в философии Р. Декарта. Рационалистическая традиция в европейской философии.

  7. Абсолютизм рациональности в эпоху Просвещения.

  8. Методологическое обоснование субъективного идеализма в учении И. Канта.

  9. Диалектическая философия Гегеля: абсолютизация логического начала.

  10. Иррационалистическая философская традиция (кризис рационализма в 19 в, поиск новых методологических оснований).

  11. Иррационалистическая философия А. Шопенгауэра.

  12. «Философия жизни» (основные представители и идеи).

  13. Интуитивная философия А. Бергсона.

  14. Категория «бессознательного» в психоанализе.

  15. Общая характеристика неокантианства (Марбургская и Баденская школы)

  16. Критика европейского рационализма и позитивизма в русской философии.

  17. Основные идеи экзистенциалистской философии: проблема субъекта и объекта.

  18. Современные рационалистические направления в философии (постпозитивизм).

6. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:


  1. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 2004.

  2. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Собр. соч., т.1. М., 1992.

  3. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М., 1975.

  4. Гуссерль Э. Логические исследования. М., 2000.

  5. Декарт Р. Разыскание истины. СПб., 2000.

  6. Делез Ж. Критическая философия Канта, учение о способностях. Бергсонизм, Спиноза. М., 2000.

  7. Кант. Критика чистого разума. Минск, 1998.

  8. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.

  9. Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разуме // Лейбниц Г. В. Соч.: В 4 т. Т.4. М. 1983.

  10. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.,1999.

  11. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.,1979.

  12. Мудрагей Н. Очерки истории западноевропейского иррационализма. М., 2002г. 112 с.

  13. Ницше Ф. Сочинения. – В 2-х томах. – М., 1990.

  14. Ойзерман, Т.И. Рациональное и иррациональное // Вопросы философии. – 1977. - № 2. - С. 85-86.

  15. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. – М.,1984.

  16. Трубецкой С.Н. Лекции по истории древнегреческой философии, М-1997.

  17. Соловьев В.С. Кризис западной философии. Собр. Соч.,т. 2. М.,1988.

  18. Спиноза Б. Избранные произведения в 2-х тт. СП.,б.,1999.

  19. Франк С.Л. Предмет знания. Минск 2000.

  20. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 2004.


Дополнительная литература:

  1. Аскольдов С.А. Основные проблемы теории познания и онтологии. СПб., 1919.

  2. Бергсон А. Философская интуиция // Новые книги по философии. СПб., 1912.

  3. Гуссерль Э. Логические исследования. Новочеркасск., 1994.

  4. Евлампиев И.И. История русской метафизики в 19 – 20 в.в. Русская философия в поисках Абсолюта. СП. б., 2000

  5. Кант и философия в России. М., 1994.

  6. Кассирер Э. Познание и действительность. СПб. 1996.

  7. Кузнецов А.Е. Интуиция как философская проблема: гносеологический анализ, Иркутск 1999.

  8. Мамардашвили М. Формы и содержание мышления (К критике гегелевского учения о формах познания). М.,1968.

  9. Мамардашвили М. Классический и неклассический идеалы рациональности. М., 1994, 90 с.

  10. Мамардашвили М. Стрела познания. Набросок естественноисторической гносеологии. М., 1997.

  11. Попов П.С., Стяжкин Н.И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. М.,1974.

  12. Христиан Вольф и философия в России. М., 2001 г.




НА

20___

-

20___

УЧЕБНЫЙ ГОД.







Протокол №_____ от ________ 20___г.







Заведующий кафедрой




__________________/______________/

_________________/________________/






















№ п/п

Стр., №

Описание изменений

































































































































Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет