Учебное пособие по истории Казахстана



жүктеу 1.78 Mb.
бет1/9
Дата21.04.2019
өлшемі1.78 Mb.
түріУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

testent.ru Page 21.04.2019

Учебное пособие по истории Казахстана

История Казахстана

Учебное пособие
В помощь выпускнику школы

для сдачи ЕНТ
Составитель Виляда В.Г.


2010 г.

Содержание:
Тема № 1: Введение в курс «история»………………………………………… 3

Тема № 2: Первобытнообщинный строй. Каменный век……………………. 3

Тема № 3: Эпоха бронзы (II-I тыс. до н.э./XVIII-VIII вв. до н.э.)…………… 5

Тема № 4: Первые племенные союзы и объединения/Эпоха железа

(VIII в. до н.э.-VI в. н.э.)…………………………………………… 7



Тема № 5: Средневековые государства……………………………………….. 10

Тема № 6: Монгольское нашествие……………………………………………. 17

Тема № 7: Государства расцвета средневековья……………………………… 21

Тема № 8: Казахское ханство в XV-XVII вв…………………………………... 22

Тема № 9: Казахское ханство в XVIII веке……………………………………. 26

Тема № 10: Колониальная политика России. Присоединение Казахстана

к России……………………………………………………………. 28



Тема № 11: Национально-освободительные движения на территории

Казахстана XVIII-XIX вв………………..………………………... 31



Тема № 12: Реформаторская политика царизма………………………………. 35

Тема № 13: Экономическое положение Казахстана в XVIII-XIX веках……. 37

Тема № 14: Развитие культуры Казахстана в XVIII-XIX веках…………….. 38

Тема № 15: Казахстан в начале XX века……………………………………… 41

Тема № 16: Национально-освободительное восстание 1916 года…………… 43

Тема № 17: Казахстан в годы Февральской и Октябрьской революций……. 44

Тема № 18: Гражданская война 1918-1920 гг………………………………… 46

Тема № 19: Новая Экономическая Политика (НЭП/1921-1928 гг.)………… 47

Тема № 20: Индустриализация………………………………………………… 48

Тема № 21: Коллективизация (1929-1933 гг.)………………………………… 49

Тема № 22: Казахстан в 1920-1930 гг…………………………………………. 50

Тема № 23: Культура 1920-1930-х гг………………………………………….. 51

Тема № 24: Казахстан в период Великой Отечественной войны

(1941-1945 гг.)…………………………………………………….. 52



Тема № 25: Казахстан с 1945 по сер. 1960-х гг………………………………. 54

Тема № 26: Казахстан в середине 1960-х – середине 1980-х гг. ……………. 57

Тема № 27: Культура 1945-1985 гг……………………………………………. 58

Тема № 28: Казахстан в годы перестройки (1985-1991 гг.)…………………. 59

Тема № 29: Казахстан в период Независимости……………………………… 60

Тема № 30: Стратегическая программа развития страны/Послание

Президента страны народу Казахстана «Казахстан – 2030.

Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех

казахстанцев»……………………………………………………… 62


От автора
В данном пособии собраны вопросы и правильные ответы из сборников тестов с 2003 года. Материал разбит по темам и изложен в хронологической последовательности. Текст снабжён таблицами.

Тема № 1: Введение в курс «история».

Понятие «история». Исторические науки.

История – повествование, рассказ о прошлом; наука, изучающая в определённой последовательности события, произошедшие с древнейших времён до наших дней.

Отец истории – др.греч. учёный Геродот (труд «История»). Отец истории на Востоке – Сыма Цзянь («Ши цзи» или «Исторические записки»).

Исторические науки.

Археология – наука, изучающая прошлое по дошедшим до нас конкретным предметам или вещественным источникам (наука «вооружённая лопатой»).

Антропология – наука, изучающая процесс возникновения и развития человека.

Историческая антропология – отрасль исторической науки, исследующие черты внешнего облика людей.

Этнография – наука, изучающая обычаи и традиции народов. Метод изучения – совместное проживание с исследуемым народом.

Геральдика – наука, изучающая историю знаков, гербов, символов.

Нумизматика – наука, изучающая историю денег.

Летописи – ежегодные хроники событий, на востоке – шежире.

Ономастика – наука, изучающая происхождение названий.

Топонимика – наука, изучающая историю происхождения названий местности, городов.



Периодизация истории.

Существует 2 периодизации:

А) Археологическая (в основу положен материал, из которого человек изготавливал орудия труда):


  • эпоха камня.

  • эпоха бронзы.

  • эпоха железа.

В) Историческая (в основу положены определенные периоды времени, разделяемые важными событиями):

  • Древний мир (2,5 млн. лет – V в.): с момента появления человека на Земле до падения Западной Римской империи и рабовладельческого строя/Первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй.

  • Средние века (V-XVII вв.)/Феодальный строй.

  • Новое время (XVII-XIX вв.)/Капиталистический строй.

  • Новейшее время (с нач. XX в. по настоящий момент)

/Капиталистический и социалистический строй.

Понятия «антропогенез», «антропоморфный», «эволюция».

Эволюция – возникновение и развитие.

Антропогенез – процесс возникновения и развития человека.

Антропоморфный – человекообразный.



Города.

Актау: основан в 1963 г., до 1992 г. – Шевченко (здесь жил украинский поэт Т.Шевченко, который сравнивал быт украинца и казаха).

Актобе: основан в 1869 г. как крепость Российской империи.

Алматы: древнее название – Алмалык, в 1854 г. – основано военное укрепление Верный, в 1921-1993 гг. – Алма-Ата.

Атырау: в 1640 г. заложен русским купцом Гурьевым, поэтому до 1992 г. назывался Гурьев.

Караганда: основан в 1934 г.

Кызыл-Орда: до 1853 г. – кокандская крепость Ак-Мечеть, в 1853-1925 гг. – Перовск.

Семипалатинск: основан в 1718 г. как крепость Российской империи.

Тараз: древнее название Аулие-Ата.

Туркестан: древнее название Яссы, в 2000 г. отмечал 1500-летний юбилей.


Тема № 2: Первобытнообщинный строй. Каменный век.

Антропогенез или эволюционная теория человека.

  1. Австралопитек – южная обезьяна. Датируется временем 4 млн. назад. Найдена была в 1959 г. Олдувайском ущелье, между оз. Виктория и г. Килиманджаро /Восточная Африка, государство Кения.

  2. Хомо (Человек)/2,5 млн. лет назад/, который в своём развитии прошёл несколько стадий:

  • Хомо габилиус/человек умелый. 1,75 млн. лет. В 1974 г. обнаружен в Олдувайском ущелье скелет женщины «Люси», возраст 2 млн. лет.

  • Хомо эректус/ человек прямоходящий. 1,6 млн.- 200 тыс. лет. Его подвиды: а) явантроп (Юго-Восточная Азия, 1981 г.); в) синантроп (китайский человек); с) питекантроп (о.Ява).- обнаружены в районе хр. Каратау (Южный Казахстан)/1 млн. лет назад.

  • Хомо сапиенс/человек разумный. 200 тыс. лет. Его подвиды:

а) Неандерталец (обнаружен в Германии в долине Неандерталь)/200 тыс. лет назад.

в) Кроманьонец (обнаружен во Франции в пещере Кро-Маньон)/40 тыс. лет назад. Также называют человек современного типа/человек разумный.



Каменный век: хронологические рамки.

Каменный век (литос – камень)/2,5 млн.-2 тыс.лет назад




Палеолит Мезолит Неолит Энеолит

/2,5 млн.-12 тыс.лет назад/ /12-5 тыс.лет назад/ /5-3 тыс. лет назад/ /3-2,8 тыс. лет назад/

Ранний Средний Поздний

Нижний Мустье Верхний

2.5 млн.- 140-40 40-12

140 тыс. тыс. тыс.
Палеолит – Древнекаменный век.

Мезолит – Среднекаменный век.

Неолит – Новокаменный век.

Энеолит – Меднокаменный век.



Характеристика палеолита.

Палеолит – период становления древнего человека и его мышления. Первые занятия – охота и собирательство. Схожесть человека и обезьяны – это собирательство. Отличает человека от зверей – умение изготавливать орудия труда.

Археологические находки – единственный источник изучения древнего Казахстана. Каменный век изучал Алпысбаев, который открыл стоянки в Южном Казахстане. В Южном Казахстане были обнаружены наиболее ранние орудия труда и наибольшее количество стоянок палеолита. Следы первого человека есть, а останков нет. Самое распространённое животное – мамонт.

Первобытное общество характеризуется отсутствием частной собственности, классов и государства.



Палеолит

Вопросы

Ранний

Средний

Поздний

Культуры

шель, ашель, олдувай

мустье

ориньяк, мадлен, солютре

Тип человека

Хомо эректус: питекантроп, синантроп

Неандерталец

Кроманьонец

Тип человеческого коллектива

Человеческое стадо – служило для совместной добычи пищи и защиты от зверей

Большая община

Родовая община

Орудия труда

Чоппер – галька, заточенная с 1-ой стороны; чопплинг – галька, заточенная с 2-х сторон; 1-ое каменное орудие – рубило

Скрёбла

Проколки, дротики, резцы, болас – связки из 3-х шаров

Важные изменения периода




100 тыс. лет назад - начало ледникового периода

добывание огня трением



13 тыс. лет назад - начало таяние ледника.


Жилище







Прячась от зверей человек начал обживать пещеры – 1-ые жилища людей

Искусство







Наскальные пещерные рисунки - петроглифы (животные); древнейшие формы религии

Стоянки

Бориказган, Танирказган, Казангап, Шабакты, Семизбугы, Карасу, Козыбай

Кызылрысбек, Арыстанды

Батпак, Шульбинка, Шакпаката, Ачисай


Характеристика мезолита, неолита, энеолита.


Вопросы

Мезолит

Неолит

Энеолит

Важные изменения периода

Своеобразный мостик между палеолитом и неолитом. Человек передвигался за стадами животных. Одомашнивание диких животных и окультуривание растений началось в конце мезолита. Приручена собака. Под влиянием солнца формируются современные растения и животные. Последний мамонт – 10 тыс. лет назад

Переход к производительному хозяйству и труду (неолитическая революция – освоение скотоводства и земледелия). Изготовление керамики (глиняной посуды/орнамент геометрический). Появление ткацкого станка

1-й металл, освоенный человеком – это медь. Разделение труда

Тип человеческого коллектива

Окрепла родовая община

Историческая общность – матриархат. Дела внутри рода решал родовой совет

Распад матриархата и преобладание патриархата. Антропологический тип – протоевропеоидный.

Орудия труда

Камень шлифуют, пилят, сверлят. Изготовление микролитов. С изобретением лука и стрел охота стала под силу отдельным охотникам

Наиболее высокого уровня достигла обработка камня. Долото превратилось в топор. Появилась мотыга, зернотёрка




Религия




Погребения в пределах поселения, захоронения коллективные и одиночные.




Стоянки




Саксаульская (Кзыл-ординская область), Усть-Нарым, Каратомар, Каратургай

Ботай (Северный Казахстан) Ботайская культура

Пиктрография – рисуночное письмо.

Отжимная ретушь (галечная культура) – обработка камня мелкими ударами для его прочности.

Нуклеус – обработанные с двух сторон большие камни.

Бифас – примитивное каменное орудие, обработанное с двух сторон.

Род – коллектив людей, связанный кровным родством.

Вождь – предводитель рода, племени,

Старейшина – самые опытные и мудрые старики, знавшие древние предания, повадки животных, правила поведения; ведали сельскохозяйственными делами, отправлением обрядов, устройством празднеств.

Древнейшие формы религии:

Анимизм – вера в существование духов.

Фетишизм – придание вещам магического значения.

Тотемизм – вера в мистическую связь с каким-либо животным (покровителем рода).

Магия – обряды, связанные с верой в способность человека воздействовать на природу, людей и животных.
Тема № 3: Эпоха бронзы (II-I тыс. до н.э./XVIII-VIII вв. до н.э.).

Бронза – это сплав меди (90%) и олова (или свинец, др. металлы).

Способы добычи руды:


  • метод «кайлования» - в мягких, рыхлых породах.

  • метод «огневой проходки» - в твёрдых породах.

Способы обработки металла: литьё, ковка, чеканка.

Эпоха бронзы делится на 3 периода:



  1. Ранняя бронза (XVIII-XVI вв. до н.э.)

  2. Средняя бронза (XV-XIII вв. до н.э.) Андроновская культура.

  3. Поздняя бронза (XII-VIII вв.) – Бегазы-дандыбаевская культура /стоянки Бегазы и Дандыбай/.

В 1946 г. начинается комплексное изучение эпохи бронзы на территории Казахстана под руководством А.Маргулана. в целом эпоху бронзу в Казахстане изучали такие учёные как Акишев, Маргулан, Байпаков.

Андроновская культура – одна из самых крупных культур эпохи бронзы в Европе и Азии: от Енисея до Урала, от тайги до Памира.

Охватывает территорию: Южная Сибирь, Казахстан, Урал, Средняя Азия.

В 1914 г. первый памятник андроновской культуры был обнаружен у с.Андроново близ г. Ачинск в Южной Сибири. В 1927 г. первые памятники андроновской культуры были обнаружены в Западном Казахстане.

Антропологический тип андроновцев – европеоидный. Внешний облик андроновцев изучал П.Алексеев. Антрополог Герасимов по черепу из Алексеевского кургана (Кустанайская область) восстановил образ женщины. Также Герасимов сделал реконструкцию черепов Жетысу.

Язык андроновцев – индоиранский.

II-I тыс. до н.э. – это начало формирования казахской народности.



Особенности андроновской культуры:

  1. До I тыс. до н.э. племена, населяющие Казахстан вели оседлый образ жизни, т.к. в этот период господствовала андроновская культура (земледельческо-скотоводческая).

  2. Это период становления кочевого скотоводства, но главную роль всё-таки выполняло ещё пастушеское скотоводство (оседлое); земледелие выполняет вспомогательную роль.

  3. В это период начинает распадаться первобытнообщинный строй, и на смену коллективной родовой собственности пришла семейная и частная собственность на скот (тогда как пастбища находились в родовой, общинной собственности).

  4. Смена матриархата патриархатом связана с переходом к кочевому скотоводству.

  5. Первое общественное разделение труда, т.е. отделение скотоводства (развилось из охоты) от земледелия (развилось из собирательства). Оба эти виды деятельности человек освоил одновременно.

Основные районы андроновской культуры:

  1. Город Аркаим – прототип древних городов, находился на границе Кустанайской и Челябинской областей (Северный Казахстан).

  2. Урочище/стоянка Тамгалы, где обнаружена пиктография, находится в Южном Казахстане. Здесь же распложен хр. Каратау – место массового скопления петроглифов.

  3. Мавзолее Тегискен и Таутары, изготовленные из сырцового кирпича, расположены в Семиречье.

  4. Стоянки Бегазы и Дандыбай расположены в Центральном Казахстане. Здесь (в Центральном Казахстане) было обнаружено свыше 30 поселений и 150 могильников. В долине реки Атасу были плавильные печи.

Хозяйство:

На смену андроновской культуре пришла Бегазы-дандыбаевская (кочевое хозяйство). Бегазы-дандыбаевская культура в Центральной Азии завершает бронзу. Климат становится значительно суше, зима суровее, а лето короче и жарче. Соответственно развивается кочевое и полукочевое скотоводство, для которого характерны 4 сезонных пастбища (жайляу, кыстау, коктеу, кузеу). Для кочёвок характерны длительные переходы с летовок на зимовки. Переход к кочевому скотоводству обуславливает появление тебенёвки (в X-IX вв. преобладало коневодство). В Западном Казахстане было развито верблюдоводство. Вообще не развито свиноводство.

Земледелие было развито только на юге Казахстана (оседлые земледельцы). Использовали, в основном, каменные мотыги, медные и бронзовые серпы. Также были зернотёрки.

Рыбалка служила андроновцам дополнительным источником питания. В качестве топлива использовали кизяк. Жилищем андроновцев было переносное жилище – прототип юрты, где священным местом является очаг.



Искусство/похоронные обряды

В этот период появились могильники только с одним человеком. В раннюю бронзу сжигали (кремировали), что связано с культом огня. В среднюю и позднюю бронзу хоронили в согнутом положении (поза младенца в утробе матери/голова на запад). Похоронные обряды отражали сложные представления о загробном мире. Вообще культ мёртвых соплеменников занимал особое место в религии. Хранителями традиций и знаний были жрецы – служители культа.

В наскальных сюжетах чаще всего изображали дикого быка-тура или двугорбого верблюда-бактриана. В урочище Тамгалы (Алматинская область) найдено изображение сонцеголового человека – Митра – бога солнца, который сравнивался и отождествлялся с быком - символом могущества, силы и плодородия. Вокруг Митры показан хоровод из пляшущих людей, причём движение участников – это имитация движения планет на небе. В районе хребта Каратау найдено изображение – 49 колесниц (андроновцы верили, что боги на небе ездят на колесницах).

Найденные фигурки женщин из кости символизируют культ матери-земли, материнского рода. Орнамент, наносимый на керамику, имел геометрический стиль (ему не только придавался магический смысл, но он служил и для красоты).

Во II тыс. до н.э. зарождается богатое ювелирное изделие. Археологическим символом эпохи являются серьги и подвески.

Самый древний праздник – это Наурыз.


Тема № 4: Первые племенные союзы и объединения/Эпоха железа (VIII в. до н.э.-VI в. н.э.).

VIII-VII вв. – открытие и широкое использование железа. Железо добывали сыродутным способом. Плавили при температуре 1200^С и получали сырые окатыши – крица, которые сковывали молотком.

Эпоха железа делится на 2 периода:


  1. Ранний (VIII - III вв до н.э.).

  2. Поздний (III в до н.э.-VI в. н.э.).

В ранний железный век широко плавили и обрабатывали цветные металлы.

Саки (I тыс. до н.э.).

Это первые племена железного века (раннего).

Источники, писавшие о саках:


  • Наскальные клинописи Персии (тесты составлены по приказу царей Дария и Ксеркса). Персидские (иранские) источники называли саков «великие мужи» или «туры с резвыми конями»/древний источник «Авеста».

  • Греко-римские труды (здесь наиболее интересные сведения о саках). Геродот (грек) называл саков – азиатские скифы, а кочевников – номадами. Страбон сообщает об архитектуре Приаралья (Чирик-Рабат, Бабиш-мулла, Баланды).

Основные группы сакских племён

Название группы

Смысловое значение

Место расселения

Тиграхауда

Носящие остроконечные шапки

Жетысу, Тянь-Шань

Хаомаварга

Изготавливающие напиток хаома

Долина р. Мургаб (Туркменистан), Бактрия, Маргиана/южнее парадарайя

Парадарайя

Живущие за морем, заморские, заречные

Приаралье и низовья Сырдарьи

Массагеты – населяли Арало-Каспийский регион/на востоке «по ту сторону Сырдарьи».

Даи (дахи) – по записям Геродота и Ксеркса в I тыс. до н.э. населяли Арало-Каспийский регион.

Исседоны – Центральный Казахстан.

Аргиппеи – северо-запад Сары-Арки, были соседями сарматов (по Геродоту).

Аримаспы (стерегущие золото) – Восточный Казахстан.

Каспии (гирканцы) – на берегу Каспия.

Памятники:


  1. Иссыкский курган (1-й золотой человек). Курган – это могила саков. В 1969 г. экспедиция Акишева недалеко от Алматы обнаружила «царский курган», который датируется V-IV вв. до н. э. здесь захоронен 17-летний царевич. На его одежде было 4 тыс. золотых пластинок (в виде зверей). Возможно, у саков была письменность, это подтверждает найденная чаша с 26 знаками.

  2. Арал-Тобе (2-ой золотой человек/«царский курган»). Этот курган находится в западном Казахстане.

  3. Шиликтинский курган (3-ий золотой человек/«царский курган»). Этот курган расположен в Зайсанском районе Восточного Казахстана. Его изучили в 1960 г. Это самый большой «золотой курган» (VIII-VI вв. до н.э.). Всего в могильнике – 51 курган. В кургане №1 находится самое древнее царское погребение в Казахстане.

  4. Тасмолинские курганы (Тасмола у г. Екибастуза в Павлодарской области/Центральный Казахстан). Это курганы «с усами» эпохи раннего железа. Усы направлены на вос­ток и выполняли роль маяка, т.к. ориентированы по сторонам света. В большом кургане хоронили человека, в малом - лошадь. Тасмолинская культура повлияла на культуру саков, проживающих между Волгой и Уралом.

Города саков:

    • Бабиш-Молда;

    • Чирик-Рабат (300 км. от Кзыл-Орды) являлся столицей саков-аппасиаков/захоронена знать, также здесь найдены железные доспехи сакского воина.

Культура саков юга и севера Казахстана имеет много общего. В VIII-VII вв. до н.э. у саков формируется «звериный стиль» в искусстве (на его формирование повлиял Иран Ахеменидов). По Д.Эдингу – это стиль, вышедший из лесов и долин. В виде животных изготавливали амулеты, которые должны были охранять от злых духов

Из металла сделанного в Казахстане (III в. до н.э.- I в.н.э.) найдены предметы в Восточной Европе и на Кавказе. При изготовлении ювелирных украшений саки использовали метод инкрустации – вставки из цветных камней.

В VI-III вв. до н.э. саки уже активно торговали с другими странами, что подтверждают найденные в могилах изделия из Китая и Персии.

Саки почитали 4 стихии (зороастризм). Также у них был культ предков и огня (археологи обнаружили, что у саков Семиречья существовали храмы огня/бог солнца и огня – конь, бог грома - кабан). Оседлые саки обожествляли землю.

Мир, по представлению, саков четырёхугольный и трёхслойный (нижний, земной, небесный).

Антропологический тип саков – европеоидный, но признаки монголоидности больше были представлены в Северном и Восточном Казахстане. Язык – восточно-иранский.

Основным видом хозяйства саков было скотоводство. Кочевое скотоводство широко было распространено в Западном и Центральном Казахстане. Переход к кочевому скотоводству увеличил стада лошадей и овец. На севере в стаде бы­ло много крупного рогатого скота. Верблюдоводство было развито в Южном и Западном Казахстане. На зимних пастбищах сосредоточено большое количество курганных могильников.

Часть саков занималась земледелием/на Сырдарье/, т.е. земледелие и оседлое скотоводство было развито у са­ков южного Казахстана. Выращивали просо, ячмень, пшеницу.

Оседло-кочевой образ жизни был развит из-за близости к городам и торговым путям.

Юрта – жилище кочевых саков.

Кибитка – передвижное жилище.

Развитие ремесла и торговли достигло высокого уровня, что свидетельствует о высоком развитии материальной культуры. Саки имели торговые связи с народами Востока, Европы, Сибири, Алтая. Через их территорию проходил Лазуритовый участок Великого Шёлкового Пути, который шёл из Памира в Иран и Месопотамию.

Сакское время – это время распада первобытного строя и создание военной демократии. Во главе племенного союза стоял царь (вождь), которого выбирало Народное собрание из числа воинов. Царь отождествлялся с солнцем. Он же распределял пастбища и проводил первую борозду на весенней пахоте, что является демонстрацией связи с нардом.

Народное собрание играло большую роль, в нём участвовали и женщины (высока роль женщин). Женщины в сакском обществе находились в почётном положении/воевали наравне с мужчинами/пережиток матриархата. Известные царицы: Томирис и Зарина.

У саков выделялось 3 группы общества: воины, жрецы, общинники-скотоводы (основное население). Рабство было, но только домашнее.

Оружие саков – акинаки/короткие мечи.

С VI в. до н.э. саки начали вести войны с персами за свою независимость. Первый персидский царь Кир напал на царицу Томирис в 530 г.до н.э. Томирис, победив Кира, бросила его голову в мешок с кровью.

В 519-518 гг. до н.э. в войне с другим персидским царём, Дарием I, совершил подвиг пастух Ширак. Дарий I подчинил часть саков-тиграхауда, а затем саки наемниками у персов воевали против Египта и Греции при Марафоне (490 г. до н.э.).

В IV в. до н.э. на саков напал А. Македонский. Но прежде чем напасть на саков, А.Македонский захватил Мараканду (Самарканд). Во время его похода на р. Сырдарья была построена Александрия Эсхата, которая задумывалась как опорный пункт. Жестокость завоевателя вызвала восстание саков. Жестокость Македонского вызывала восстания саков. Вскоре А.Македонский был ранен и отступил. Таким образом, саки преградили путь грекам на восток.

Уйсуны (III в. до н.э.-IV в.н.э. ).

Территория: от Чу, Таласа и Каратау до Балхаша, Тарбагатая и южного приисыкулья (Жетысу) – это были земли саков-тиграхауда. Усуни достигли уровня государственности. Домашнее рабство.

Столица – Чигучен/Город Красной Долины, на южном берегу Иссык-Куля.

Основные сведения встречаются в источниках Китая, а именно у историка Сыма Цянь.

Антропологический тип – европеоидный, но монголоидных черт у них было больше чем у саков. Язык - древне-тюркский.

Титул правителя – гуньмо (великий бек). Беки – племенная и родовая знать.

Имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем.были в союзе с гуннами. Первый известные правитель Кунби Елжау.

Главное занятие – кочевое скотоводство. Мерилом богатства был скот, который метили тавром/тамга/знак, печать.

Главным доказательством развития земледелия служат поселения с постоянными жилищами. Также были найдены зернотерки и тостаганы (глубокие чаши).

Ювелирные украшения уйсун отражали их религиозные представления. Ярким памятником культуры является Каргалинская диадема (II-I вв. до н.э.), найденная в Каргалинском ущелье. Главная идея диадемы – это изображение модели Вселенной, где фантастические животные (крылатые кони) – символ солнца.

Встречается много золотых украшений с напаянными золотыми шариками на основу (метод зерни). Также использовали метод скани – напаивание золотой витой проволоки на основу.

Кангюи (III в. до н.э.-V в.н.э.).

Территория: бассейн Сырдарьи и предгорья Каратау.

Столица – Битянь (у Туркестана). Центр городской культуры кангюев – Кок-Мардан. Города кангюев являются предвестниками городов раннего средневековья.

Основные сведения встречаются в источниках Китая, а именно у историка Сыма Цянь. Также китайские источники сообщают о писанных законах и 2-х ставках (летней и зимней) правите­лей кангюев. Возможно было письмо.

Титул правителя – великий хан. У него 3 помощника (визири).

В 46-36 гг. до н.э. воевали в союзе с гуннами против Китая. Пытались сохранить контроль над ВШП/торговля началась со II в. до н.э./(найдено 1300 монет). Имели торговые связи с Китаем, Индией, Египтом, Прибалтикой, что подтверждается находками в могилах.

В большинстве своём были оседлые земледельцы. На р. Чирчик работал Захский канал, протяжённость которого была 20 км. Зерно хранили в хумах (бочкообразные сосуды из необожжённой глины).

Гунны (IV в. до н.э.-III в. н.э.).

Гунны – тюркоязычное (язык древнетюркский) племя из Центральной Азии.

Территория: от Западного Памра до Байкала/от Маньчжурии до пустыни Гоби.

Почти 5 веков были хозяевами степи (204 г. до н.э.-216 г.н.э.).

Основные сведения о гуннах представлены в источниках Китая ( китайцы их называли «хунну», «сюнну»).

Достигли уровня государственности. Признаки государства:



  • частная собственность на скот и землю;

  • примитивная бюрократия;

  • налоги как формы эксплуатации;

  • наличие права.

Титул правителя – шаньюй. Шаньюю подчинялись князья из числа близких родственни­ков – темники (их было 24 – по количеству родов). Народное собрание собирали 3 раза в год. Рабы у гуннов – домашняя прислуга и пастухи.

Основное занятие – кочевое скотоводство. Выращивали все виды скота. Жилище гуннов – юрта.

Высокого уровня достигло военное дело. Основа армии - конница.

Гунны начали тюркизацию восточно-иранских племен Казахстана, придав им монголоидные черты, особенно на юге.

При них в искусстве начинает действовать полихромный стиль и скань (III-V вв.), который сменяет звериный стиль.

В III в. до н.э. гуннов объединил Модэ (по Гумилеву в 209 г. д.н.э.). При нем они достигли наибольшего могущества и стали сильнейшим государством Евразии. В течение 300 лет гунны воевали с Китаем. С III в. до н.э. китайцы от гуннов стали отгораживаться Великой Стеной. Войны шаньюя Модэ с Китаем закончились мир­ным договором.

В 55 г. до н.э. гунны разделились на южных, и северных. Южные – приняли Китайское подданство. Непокорные северные в конце I в. до н.э. во главе с Чжи-Чжи двинулись на запад, заключили союз с кангюями в южном Казахстане против усуней (1-ое проникновение на территорию Казахстана).

В 46-36 гг. до н.э. в союзе с кангюями воевали против Китая. Война с Китаем и усунями закончилась пленением Чжи-Чжи/при обороне своего города Чжи-Чжи использовал пленных римлян из армии Марко Красса.

Во 2-ой раз гунны проникают на территорию Казахстана в I в. н.э.(93 г.). До гуннов в Казахстане жили европеоиды. С их проникновением у племен Казахстана появляются монголоидные черты.

II в. до н.э.-IV в.н.э. - движение гуннов на запад. К IV в.н.э. гунны заняли весь Казахстан, дошли до Дуная и заняли Венгрию. В 395 г. гунны стояли у Константинополя (столицы Восточной Римской империи), император Византии обещал платить дань золотом.

Гунны начали Великое Переселение народов (II-V вв. н.э.). В V в.н.э. Аттила возглавил набег на Европу (в 437 г. гунны углубились в Европу). При Аттиле (445-453 гг.) у гуннов пик могущества. Он соединил племена гуннов Румынии и Венгрии. При нём сложилась военная демократия.

В 451 г. римско-германское войско недалеко от г. Труа в Галлии в Каталуанской долине разгромили войско гуннов («Битва народов»). В 452 г. гунны стояли у Рима. В 453 г. Аттила умирает и союз гуннов распадается.

Римская империя переживала кризис и не сдержала натиск гуннов. Гунны способствовали распаду рабовладения. Они освободили Европу от Римского владычества.

Об Аттиле воспоминания оставил римский истории Прииск. В целом, о гуннах писали Марцелин. Первым из казахских учёных об Аттиле писал Ш.Уалиханов. Композитор Верди о гуннах написал оперу «Аттила».

События Великого Переселения народов отражены в средневековом германском эпосе «Песнь о Нибелунгах».

Сарматы (VIII в. до н.э.-Vв.н.э.).

Ранних сарматов называли «савроматы». Этноним «сармат» употребляется с III в. до н.э. в античных источниках (древних греческих и римских). По Диодору (грек), сарматы – это племена опустошившие Скифию.

Антропологический тип – европеоидный, но у них уже начинает преобладать монголоидность. Язык сарматов, согласно Геродоту, схож со скифским (ираноязычны до гуннов, с их приходом тюркизируются). К сарматам относятся племена: роксоланы, аланы, сираки.

К умершим у сарматов было двойственное отношение: с одной стороны почитали, а с другой боялись их возвращения. Самые известные курганы – «Холмы Бэра».

При сарматах военная демократия переживала расцвет. Вопросы внутренней и внешней политики решали в узком кругу вождя и старейшин. Роль женщин у сарматов была выше, чем у други племён. С сарматами связаны легенды об амазонках.

Со II в. до н.э. савроматы захватили междуречье Урала и Волги (Западный Казахстан) и достигли Причерноморья (Украина).

Савроматы-сарматы связывали культуры Центральной Азии и Причерноморья, были связаны с Боспорским государством. Савроматы совершили походы в Переднюю Азию, на Северный Кавказ, Парфию (Малая Азия). Во II-I вв. до н.э. в союзе с Митридатом воевали против Рима.

Главная отрасль – кочевое хозяйство, преобладало коневодство и овцеводство. Верблюдов и КРС было мало – использовали их как тягловую силу. Частично занимались земледелием. Дополнительным источником питания у них служила охота (рыбьим жиром склеивали луки из двух и более пород дерева).

Из-за засухи и суровых условий жизни уменьшилось количество скота, и соответственно число сарматов. Оставшаяся часть сарматов присоединилась к гуннам при Великом Переселении народов и дошла с ними до Испании (II в. до н.э. – миграция на запад).

Испытывали влияние культуры Греции, что подтверждается находками в могилах изображения бога виноделия Диониса и вещами из Греции. Они вобрали в себя культуру Центральной Азии и Причерноморья.





Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет