Урок по теме «Творчество М. А. Булгакова» один из цикла уроков, которые можно провести. «Ершалаимские главы»



Дата03.11.2018
өлшемі146.5 Kb.
#52801
түріУрок

Использование технологической карты урока по теме «Творчество М.А.Булгакова. Мастерство Булгакова-сатирика (11 класс) в контексте реализации ФГОС

Автор: Ошмарина Вера Александровна, преподаватель литературы высшей квалификационной категории МАОУ «Лицей №1» города Березники Пермского края

Предмет литературы среди других предметов школьного курса занимает особое положение: именно здесь соприкасаются и складываются в общую картину знания учащихся по изучаемым на разных предметах темам о мире, о себе. Метапредметные связи уроков литературы разнообразны, поскольку содержание самого предмета очень специфично. Всё это создаёт благоприятные условия для творчества учителя. Данный урок по теме «Творчество М.А.Булгакова» один из цикла уроков, которые можно провести. «Ершалаимские главы», «Литературный мир на страницах романа», «Сатирические образы романа». Как заключительные, они инициируют познавательную деятельность учащихся, вырабатывают умение планировать работу и её результаты, формируют навыки рефлексии, развивают творческие способности. Подобные уроки соответствуют современным требованиям развития общего образования в контексте внедрения и реализации новых образовательных стандартов



ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема:Мастерство Булгакова-сатирика

Какие стилевые приёмы использует Булгаков? Гоголевская фантастика, щедринская сатира, народная буффонада, романтика.


Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Работа с текстом: прослушивание, выделение изобразительных средств, авторской позиции

Составление сценария отдельного эпизода, сравнительный анализ эпизодов, два вида искусства: литература и кино

Умение аргументировать свои доводы, контакт с одноклассниками в группе, объективность в оценке ответов, воспитание нравственных качеств


Решаемые учебные проблемы

Наличие видов работ, когда учащиеся имеют возможность выразить свое мнение, проявить самостоятельность

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация по творчеству Булгакова, Эпизод из фильма Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» под названием «Утро Стёпы Лиходеева»

Методическое назначение средств ИКТ

Развитие наглядно-действенного мышления, умение абстрагировать и обобщать, развитие критичного мышления при сравнении.

Презентация.



Образовательные интернет-ресурсы

Возможность найти дополнительный материал для проверки знания текста романа, интервью с Владимиром Бортко.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

В произведениях мировой классики дьявол выполняет, как правило, две функции: искушение и наказание. Свою задачу Воланд формулирует как нравственную ревизию общества («…изменились ли горожане внутренне?» Какую роль играет Воланд и его свита в сатирических главах романа?



Формирование конкретного образовательного материала

Каковы объекты и приёмы булгаковской сатиры? Какие сатирические традиции русской классической литературы наследует М.А.Булгаков? Какую роль играет Воланд и его свита в сатирических главах романа? Тест на знание текста.

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата

Словесные, анализ художественного текста, сопоставление ранее изученных фактов, расширение словарного запаса, умение рассуждать на выбранную тему. Деление класса на несколько групп. Каждой раздаётся отдельное задание (см. приложение), карточки для подведения итогов.

Методы обучения

Наглядные: иллюстрации, презентации; практические: устный и письменный анализ текста, задания поискового характера, обобщение,

Форма организации деятельности учащихся. Роль учителя

Индивидуальные и групповые задания: Стёпа Лиходеев (гл.7), Варенуха (гл.10, 14), Никанор Иванович Босой (гл.9), Поплавский, буфетчик Соков (гл.18), Николай Иванович(гл.21,24,27,эпилог), Алоизий Могарыч(гл.24)

Примерный алгоритм действий: совместный анализ эпизода, сравнение с эпизодом из фильма, составленный сценарий, его оценка, самостоятельный анализ эпизода, его представление и оценка, предварительное подведение итогов



Основные виды деятельности учителя

Фронтальная беседа, выводы, вопросы на понимание, оптимальное сочетание объяснение материала с сообщениями учащихся, оценка не только результата, но и деятельности

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Формирование конкретного образовательного материала

Анализ эпизода «Утро Стёпы Лиходеева»

Как разглядывает Стёпа себя в зеркало(от головы к ногам). Как называет Стёпа свое состояние (болезнь). Почему Стёпа решил, что «ад» пришёл? Речь Стёпы, речь автора, речь гостя. Откуда смотрит на накрытый стол (сверху) Что особенно нравится? (водка в запотевшем графинчике) Как возвращается память (лоскутки, фрагменты, вспышки) Изобразительные средства, используемые в данном отрывке? (смешение канцелярской, высокой и грубой лексики) За счёт чего достигается комизм ситуации? (Булгаковская ирония).

Добавить в таблицу:

Стилевые приёмы: шабаш ведьм, полёты на метле, боров-человек (гоголевская фантастика), костюм, без владельца-бюрократа, принимающий резолюции(щедринская сатира), сцены с участием Коровьева,кота Бегемота(народная буффонада), смешение канцелярского стиля и грубовато-просторечной лексики(комизм, созданный Булгаковым)


Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата

Составление и заполнение таблицы, работа сценариста, попытка составить сценарий эпизода «Утро Стёпы Лиходеева». Работа учащихся высвечивается на экране, все могут наблюдать ход этой работы, спрашивать непонятное, поправлять в случае необходимости ( один из вариантов) Примерный сценарий по тексту для обсуждения.

Степа: (шевелит пальцами ног и понимает, что лежит в носках, трясущейся руною проводит по бедру, чтобы определить, в брюках он или нет, и не определил. Решил подняться, несмотря на нечеловеческие усилия. Разлепил склеенные веки и увидел себя в трюмо в ужасном виде, обсмотрел себя с головы до ног. Затем увидел незнакомого человека, сел на кровать и выпучил глаза на неизвестного)

Воланд: (заговорил низким, тяжелым голосом и с иностранным акцентом )

-Добрый день, симпатичнейший Степан Богданович! (в этих словах выражается неприязнь и усмешка) пауза



Степа: (кое-как выговорил) Что вам угодно? (не узнал свой голос: слово "что" он произнес пискляво, "вам" - басом, а "угодно" проглотил, промямлил).

Воланд: ( дружелюбно усмехнулся, вынул большие золотые часы с алмазным треугольником на крышке, позвонил одиннадцать раз и сказал): Одиннадцать! И ровно час, как я дожидаюсь вашего пробуждения, ибо вы назначили мне быть у вас в десять. Вот и я!

Степа: (стал искать рукой брюки на стуле рядом с кроватью, шепнул: Извините... (надел их и хрипло спросил, хотя говорить ему было трудно) - Скажите, пожалуйста, вашу фамилию?

Воланд: Как? Вы и фамилию мою забыли? (улыбнулся).

Степа: (прохрипел, голова у него ужасно кружилась) Простите....

Воланд: (проницательно улыбаясь ) Дорогой Степан Богданович, никакой пирамидон вам не поможет. Следуйте старому мудрому правилу, - лечить подобное подобным. Единственно, что вернет вас к жизни, это две стопки водки с острой и горячей закуской.

Степа (начал говорить еле вороча языком) Откровенно сказать... вчера я немножко... Воланд: Ни слова больше! (отъехал с креслом в сторону). Степа выпучил глаза на стол и был крайне удивлен, Воланд ловко налил ему полстопки водки) Степа: (пискнул) А вы? Воланд: С удовольствием!

(Степа в предвкушении прыгающей рукой поднес стопку к устам, а Воланд мигом проглотил содержимое своей стопки. Прожевывая кусок икры, Степа выдавил из себя слова):А вы что же... закусить?



Воланд: Благодарствуйте, я не закусываю никогда (налил по второй). Открыли кастрюлю, в ней оказались сосиски в томате) И вот проклятая зелень перед глазами растаяла, стали выговариваться слова, и, главное, Степа кое-что припомнил. Вчерашний день помаленьку высветлялся, но Степу сейчас гораздо более интересовал день сегодняшний и, в частности, появление в спальне неизвестного, да еще с закуской и водкой. Вот что недурно было бы разъяснить!

Данный сценарий сравнивается с текстом романа М.А.Булгакова. После просмотра эпизода фильма В.Бортко делаются выводы о качестве совместной работы групп.



Методы обучения

Личностно-ориентированный (Якиманская И.С.), виды преподавания: словесный, аудивизуальный, самостоятельная работа, коммуникативно-диалоговый метод.

Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности

Сопоставление составленного сценария и эпизода из фильма В.Бортко «Мастер и Маргарита». Что совпадает, по-вашему, в эпизодах и чем они отличаются?

Форма организации деятельности учащихся

Предварительное подведение итогов. Дополнительный тест-экспресс по знанию текста (см. приложение), используются средства письменной и устной коммуникации, выстраивается собственная траектория обучения.

Основные виды деятельности учителя, роль учителя

Учитель соотносит запланированный и предварительный результат, взаимодействие между учителем и учеником по предварительным результатам.

ЭТАП 3. Практикум

Формирование конкретного образовательного материала

Заполнение таблицы:

Гоголевская фантастика (полёт на метле, шабаш)

Щедринская сатира (чиновник в костюме)

Народная буффонада (Коровьев и кот Бегемот)

Комическое изображение героев (Варенуха)

Булгаковская ирония (Стёпа Лиходеев)



Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата

С опорой на образец самостоятельное составление сценария выбранного эпизода, консультация с учителем, с помощью товарищей подготовка к выступлению-защите.


Методы обучения

Коммуникативно-диалоговый метод формирования речевых навыков и умений, применяемый в эвристической беседе, дискуссии

Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности

Как рекомендация пересмотреть дома интервью с В.Бортко о создании фильма, трудностях, связанных с постановкой.

Форма организации деятельности учащихся

Взаимоконтроль, корректировка. Постоянное субъектное взаимодействие между учителем и учащимися, учеников между собой, самооценка не только результатов, но и деятельности.

Основные виды деятельности учителя, роль учителя

Выводы после выступлений учащихся, учитель соотносит запланированный и полученный результат

ЭТАП 4.Проверка полученных результатов. Коррекция.

Формирование конкретного образовательного материала

Учащиеся показали хорошее знание текстового материала романа, основных проблем, прочно усвоены стилевые сатирические приёмы, удачно прошла работа исследовательская работа с текстом.

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата

Выступления учащихся(1 человек от группы) по теме:

1.Варенуха и «нечистая сила» (глава10, 14)

2.Никанор Иванович Босой (глава 9)

3.Алоизий Могарыч (глава 24)



Методы обучения

Дифференцированный подход, метод «текстоцентрического» подхода к лингвостилистическому и литературоведческому анализу

Основные виды деятельности учителя

Мини-консультация, корректное исправление составленных предложений, помощь.

ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам

Прочитаны собственные сценарии, отмечено положительное. Дома предлагается составить сценарий понравившегося эпизода. Даётся возможность оценить свою работу каждому

Используемые технологии

Оценку 1 группе даёт другая группа Комбинированная технология. Творческий метод как средство личностной активизации.

Формирование универсальных учебных действий

Контекстные задания, источник которых не указан (необходимо обратиться к Интернет-ресурсам) Ученик самостоятельно планирует свой результат (см. приложение)

Способы оценки на уроках

Самооценка, оценка с комментариями, отмечаем только положительное, за что можно похвалить.

По такому сценарию можно провести и другие уроки с использованием текста произведения. Сама подготовка является для учителя интересным процессом, привлекающим своей новизной, возможностью включения альтернативных идей и нестандартных подходов. А в контексте реализации ФГОС обеспечивает успешность обучения с позиции формирования универсальных учебных действий: формирования целостной картины мира, формирования компетентностей в любой предметной области познания, усвоения знаний, умений и навыков.



Библиографический список

1.Бельская Л.Л. Викторины по русской литературе 20 века. Москва, «Просвещение» 2009.

2. Соколов Б.В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита», М., 1991.

3. Методические рекомендации для учителя «Русская литература 20 века» под редакцией В.В. Агеносова, М., «Дрофа» 2002.



Приложения:

Ершалаимские главы


  1. Какими языками владел Иешуа Га Ноцри? Латинский, греческий, арамейский

  2. Чью казнь отменил Синедрион? Варравана

  3. Что находилось в Кесарии Стратоновой? резиденция прокуратора

  4. Кличка собаки Понтия Пилата? Банга

  5. Булгаковский Христос? Иешуа Га-Ноцри

  6. Герой романа, присутствовавший и на допросе Иешуа Понтием Пилатом, и в Москве 30-х годов. Воланд

  7. Через какие ворота пришёл Иешуа Га Ноцри в Ершалаим? Сузские

  8. Кто его сопровождал? Левий Матвей

  9. Сколько ему лет? 27 лет

  10. Кто его отец? сириец

  11. Где он родился? Из города Гамалы

  12. Главный вопрос спора между Иешуа и Понтием Пилатом. Добро, Истина, Правда

  13. За что наказан Понтий Пилат? Малодушие, трусость

  14. Имя Крысобоя. Марк

  15. Автор романа о Понтии Пилате. Мастер

  16. Кем ему даровано прощение? Иешуа, Мастером

  17. Иешуа в романе Мастера выступает как …пророк, мыслитель.

  18. Какую идею утверждает Иешуа? Добра и справедливости

  19. На какой горе был казнён Иешуа? Лысая гора

  20. По чьему приказу был убит Иуда? По приказу Понтия Пилата

  21. Цена его предательства. 30 тетрадрахм

  22. В каком саду его казнили? Гефсиманском

  23. Женщина, выдавшая Иуду. Низа

  24. В каком городе зеваки ходили за Иешуа по пятам?

  25. Место гибели Иуды. Гефсиманский сад

  26. Откуда родом происходил Иуда? Из Кириафа

  27. Единственное, чего боялась собака прокуратора.Гроза


Москва литературная на страницах романа «Мастер и Маргарита»


  1. Имя и отчество поэта Бездомного. Иван Николаевич Понырёв

  2. Сколько членов насчитывала Московская организация Массолита? 3111

  3. Кто автор романа о Понтии Пилате? Мастер

  4. Под каким псевдонимом сочиняла батальные морские рассказы Наталья Лукинична Непременова? Жорж Штурман

  5. На какой реке располагался дачный посёлок литераторов? Клязьма

  6. Имя и отчество Берлиоза. Михаил Александрович

  7. Какую должность он занимал? Руководитель Массолита

  8. Кто показал Маргарите критика Латунского? Азазелло

  9. Как звали нового приятеля Мастера, который очень не понравился Маргарите?Алоизий Могарыч

  10. Что сообщил он в органы о Мастере?донос об антисов. литературе

  11. Немецкий философ, которого, по мнению Бездомного, следовало бы отправить на Соловки. Кант

  12. Куда собирался отправиться Берлиоз незадолго до смерти. Кисловодск

  13. Какое объединение писателей высмеивает М.А.Булгаков под вымышленным названием Массолит? РАПП

  14. Почему Мастер лишён «света», а заслужил только «покой»? «сломали»

  15. На традиции какого русского писателя опирается М.А.Булгаковв сатирическом изображении быта и нравов Москвы? Н.В.Гоголь, М.Е.С-Щедрин

  16. Кто облегчил тысячелетние муки Понтия Пилата, простив ему малодушие? Мастер

  17. Кто это? «Человек лет двадцати семи. Одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба… Под левым глазом был большой синяк, в углу рта – ссадина с запёкшейся кровью…» Иешуа

  18. Кто это? «Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях… Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови черные, но одна выше другой. Словом, иностранец». Воланд

  19. Как изменил свою жизнь Мастер после выигрыша? Съехал с Мясницкой, снял 2 комнаты в Арбатском, купил много книг и стал писать

  20. Сумма выигрыша. 100 тысяч рублей

  21. Кому, по словам Коровьева и Бегемота, не нужно удостоверения, чтобы убедиться в том, что он писатель. Достоевский


Москва 30-х годов на страницах романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»


  1. В каком городе происходят события, описанные в романе «Мастер и Маргарита»?

  2. Жидкость, разлитая Аннушкой. Масло

  3. Вопрос, который испортил москвичей. Квартирный

  4. Работа, хуже которой нет на свете, по словам Бегемота. Кондуктор

  5. По какому адресу был прописан Стёпа Лиходеев? Садовая, 302, бис, кв. 50

  6. Кличка собаки, принимавшей участие в следствии по делу Варьете. Тузбубен

  7. По какой цене продавались мандарины в Торгсине? 3 рубля, 30 копеек

  8. Какое музыкальное произведение передавали по радио в тот вечер, когда погиб Берлиоз? Опера «Евгений Онегин»

  9. Что было вырезано на скамейке, где сидела Маргарита в то памятное утро в Александровском саду. Нюра

  10. Откуда приехал дядя Берлиоза? Из Киева

  11. Каких размеров была громадная комната в квартире Мастера? 14 кв. метров

  12. Кто сопровождал поэта Бездомного в лечебницу? Александр Рюхин

  13. Кто и кому послал телеграмму следующего содержания: «Меня только что зарезало трамваем на Патриарших. Похороны пятницу три часа дня. Приезжай. Берлиоз. Коровьев Поплавскому

  14. Какую штуку выкинули Коровьев и Бегемот с конферансье Бенгальским? Оторвали голову

  15. Как звали фельдшерицу из клиники Стравинского, у которой Мастер утащил ключи? Прасковья Фёдоровна

  16. Как проник Мастер в палату Ивана Бездомного? Через балкон

  17. Кем был Мастер по образованию? Историк, музейный работник

  18. Что прокричала голова Бенгальского? «Доктора»


Нечистая сила в романе «Мастер и Маргарита»


  1. Литературные предшественники Воланда. Сатана, Дьявол, Князь Тьмы, Люцефер, черт, Мефистофель

  2. Кто автор эпиграфа к роману? Гёте

  3. Как назывался бал, который ежегодно давал Мессир? Бал полнолуния, сатаны, 100 королей

  4. О чём узнал буфетчик из Варьете Косов во время визита в 50 квартиру? Умрёт через 9 месяцев от рака печени в клинике МГУ

  5. Что должна была крикнуть Маргарита, пролетая над воротами? Невидима

  6. Сколько Маргарит обнаружила свита Воланда в Москве? 121

  7. Почему именно эта Маргарита стала королевой бала? ум, красота,королевская кровь

  8. Транспортное средство, которым воспользовалась Маргарита, чтобы попасть на бал к Воланду. щётка

  9. Дирижёр оркестра на балу. И Штраус

  10. Изображение на набалдашнике трости Воланда. Голова пса

  11. Какая геометрическая фигура украшала портсигар и часы Воланда , из какого камня она была изготовлена? Бриллиантовый треугольник

  12. О чём умоляли Римский, Лиходеев и Варенуха в кабинете НКВД после встречи с нечистой силой? Бронированная камера

  13. То, чего лишился Варенуха после «контакта» с нечистой силой. тени

  14. Тайник, куда припрятал деньги Никанор Иванович Босой? канализация

  15. Назовите город, где оказался Стёпа Лиходеев стараниями Бегемота. Ялта

  16. Игра, в которую играли Воланд и Бегемот накануне бала. шахматы

  17. Прибор, который починял Бегемот. примус

  18. Какое здание сгорело по вине свиты Воланда? Дом Грибоедова

  19. Чем была озабочена похоронная процессия, шествовавшая за гробом с телом Берлиоза? «Где голова?»

  20. Бальный костюм Маргариты.Туфли из лепестков розы, на голове королевский алмазный венец, на груди тяжелое в овальной раме изображение чёрного пуделя на тяжелой цепи, голая.

  21. Костюм Бегемота, который должен был поднять настроение Маргарите в первые минуты встречи с Воландом. Галстух, дамский бинокль, усы позолочены

  22. Костюм Бездомного, пережившего стресс во время встречи с нечистой силой. Кальсоны, беловатая толстовка, на груди наколота иконка с изображением неизвестного святого, в руках венчальная свеча.

  23. Из какой чаши пил Воланд на балу? Из головы Берлиоза

  24. Кем стал Варенуха после встречи с Геллой? вампиром

  25. Что подарил Воланд Маргарите после бала в знак благодарности? Подкова с брильянтами

  26. Кого поколотила свита Воланда в общественном туалете? Варенуху



Знаете ли вы текст романа?

  1. Кто говорит: «Нет мечтаний… ничто не интересует, кроме неё. Меня сломали». Мастер

  2. «Сдаюсь исключительно потому, что не могу играть в атмосфере травли и завистничества» Бегемот во время игры в шахматы

  3. Кто это: «Бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми» Мастер

  4. «Громадный, как боров, чёрный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами» Бегемот

  5. «На шее… белый фрачный галстух бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке, … усы были вызолочены». Бегемот

  6. «Пламенно-рыжий, с клыком, в полосатом добротном костюме… Галстух был яркий, … из кармашка торчала обглоданная куриная кость». Азазелло

  7. «Усишки у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные, а брючки клетчатые». Коровьев

  8. Где мы находимся? «Книги, печка, два дивана, прекрасная ночная лампа, маленький письменный стол, в передней раковина с водой, за окном – сирень, липа и клён». Квартира Мастера

  9. Где мы находимся? «Венецианское окно, вьющийся виноград, свечи – ручей с каменистым мшистым мостиком». Вечный покой Мастера

  10. Михаил Берлиоз, Фрида, барон Майгель. Один из персонажей получает прощение. Кто это? И почему? Фрида по просьбе Маргариты

  11. Соотнесите название статьи и её автора:

«Враг под крылом редактора» Ариман

«Воинствующий старообрядец» Латунский

«…Крепко ударить по пилатчине и тому богомазу» Лаврович

( Латунский, Ариман,Мстислав Лаврович)



  1. Где расположены такие кабинеты? «Редакционная коллегия», «Бильярдная», «Личные расчёты скетчистов», «Рыбно-дачная секция». Массолит

  2. Люди какой профессии носят такие фамилии? Павианов, Богохульский, Сладкий, Бездомный. Поэты и писатели

  3. Романная хронология: Что произошло в Москве и в Ершалаиме со среды по воскресенье? 1, 2, 3, 4.

  4. Персонажи-двойники: Понтий Пилат, Банга, Марк Крысобой, Гелла, Алоизий Могарыч, Стравинский, Тузбубен, Кот Бегемот, Воланд, Наташа, Иуда, Маргарита, Коровьев, барон Майгель

  5. Чем знаменит «…старинный двухэтажный дом кремового цвета на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделённого от тротуара резною чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой». Ресторан Грибоедова, собственность Массолита

  6. Кто попал в такую прихожую? «В громадной, до крайности запущенной передней, слабо освещённой малюсенькой угольной лампочкой под высоким, чёрным от грязи потолком, на стене висел велосипед без шин, стоял громадный ларь, обитый железом, а на полке над вешалкой лежала зимняя шапка, и длинные её уши свешивалися вниз». Иван Бездомный

  7. Кто так бодро отреагировал на внезапное появление Ивана: «Кирюшка! Бросьте трепаться. Что вы, с ума сошли. Фёдор Иванович сейчас вернётся…». Голая женщина в душе

  8. Почему именно эти слова «жалкого уличного сводника» заставили Маргариту задержаться на скамье: «Тьма со Средиземного моря окутала город…». Начало романа

  9. Разместите по больничным палатам пациентов Стравинского: Жорж Бенгальский, Мастер, Н.И.Босой (118, 119,120). Мастер, Босой, Бенгальский

  10. Кто и где так обращается к публике: «Братья по литературе! Слушайте все! Он появился! Ловите же его немедленно, иначе он натворит неописуемых бед». Иван Б.

  11. Перед вами стол с яствами. Раздайте представленные здесь блюда трём господам: Никанору Ивановичу Босому на обед, «лечебный завтрак» Стёпе Лиходееву и Бегемоту на ужин при камельке. Ананас, водка, паюсная икра в вазочке, аккуратно нарезанная селёдка, густо присыпанная зелёным луком, нарезанный белый хлеб, чёрная икра, перец, огненный густой борщ с мозговой косточкой, сосиски в томате, белые маринованные грибы, спирт, соль, водка в графинчике. Обед Босого: водка, селёдка, борщ с мозговой косточкой; Ужин при камельке Бегемота: спирт, солёный и перчёный ананас, икра; завтрак Стёпы: водка в графинчике, паюсная икра, белый хлеб, маринованняе грибы, сосиски в томате.

  12. «Рукописи не горят», но листки могут рассыпаться. В данном случае рассыпались фразы. Соберите из этих слов два предложения: так, вот,убедиться, чтобы, что, неужели, удостоверение , писатель, у него, Достоевский, же, нужно, спрашивать, помилуйте, смешно, это,определяется, вовсе не, писатель, а, что, он пишет, в конце концов. Так вот, чтобы убедиться в том, что Достоевский – писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение? Помилуйте, это, в конце концов, смешно, вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет

  13. Кто в таком виде явился в ресторан? «Босой, разодранная беловатая толстовка, к коей на груди английской булавкой приколота иконка с изображением неизвестного святого, полосатые белые кальсоны. В руке зажженная венчальная свеча». Иван

  14. Когда от Прохора Петровича остался один костюм, который продолжал руководить? чертыхнулся

  15. От кого буфетчик Косов узнал, что умрёт от рака печени через 9 месяцев в клинике 1 МГУ в 4 палате? Воланд

  16. Кто и от кого получил подкову, усыпанную алмазами? Маргарита от Воланда.

Темы сочинений по творчеству М.А.Булгакова.




  1. Вечные проблемы в романе Мастер и Маргариты».

  2. Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита».

  3. Жанровое своеобразие романа «Мастери Маргарита»

  4. Мастерство М.А.Булгакова.

  5. Маргарита в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» и женские образы в русской классике.

  6. Роль фантастики в романе «Мастер и Маргарита»

  7. Мои любимые страницы в романе «Мастер и Маргарита».

  8. Роль библейского сюжета в романе «Мастер и Маргарита».

  9. Смысл названия романа «Матер и Маргарита».

  10. Образ автора романа «Мастер и Маргарита».

  11. Идея справедливости её воплощение в романе «Мастер и Маргарита».

  12. Проблематика и сюжетно-тематические особенности романа «Мастер и Маргарита».

  13. Автор и его герои в романе «Мастер и Маргарита».

  14. Булгаковская Москва. (По роману «Мастер и Маргарита»)

  15. Время и пространство в романе М.А. «Мастер и Маргарита».

  16. Трагическое и комическое в романе «Мастер и Маргарита».

  17. Гоголевские традиции в романе в романе «Мастер и Маргарита».

  18. Проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита».

  19. Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита».

  20. Композиционные особенности романа «Мастер и Маргарита».

  21. Афористичность и изобретательная сила языка романа «Мастер и Маргарита».

  22. Противостояние свободы и несвободы в романе «Мастер и Маргарита».

  23. Чем похож и чем отличается булгаковский Воланд от своих литературных предшественников.

  24. Тема личной ответственности и личного выбора человека в романе «Мастери Маргарита».






Достарыңызбен бөлісу:




©kzref.org 2022
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет