Уроки французского психоанализа: Десять



жүктеу 6.4 Mb.
бет1/31
Дата28.03.2019
өлшемі6.4 Mb.
түріУрок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

УДК 159.964.2 ББК88

У 714


Издание осуществлено в рамках программы ^Пушкин»-

при поддержке Министерства иностранных дел Франции

и Посольства Франции в России

Перевод с французского



Уроки французского психоанализа:Десять лет фран-У 714 ко-русских клинических коллоквиумов по психоана­лизу / Пер. с франц. — М.: «Когито-Центр», 2007,— 560 с. (Библиотека психоанализа)

УДК 159.964.2 ББК88

В книге собраны работы известных психоаналитиков, членов Парижского психоаналитического общества. Публикуются доклады, прочитанные на франко-рус­ских коллоквиумах и симпозиумах, а также статьи, изданные в периодике и научных сборниках на фран­цузском языке.

В оформлении использованы рисунки первого россий­ского психоаналитика ИД. Ермакова, любезно предо­ставленные его дочерью ММ. Давыдовой.

© Press Universities de France, 2007 © Когито-Центр, 2007 © М.И. Давыдова, 2007

ISBN 5-89353-217-1

Содержание

Предисловие редакторов 9



страсть, страданье, тот же звук

Андре 1рин

От сексуального влечения — к фрейдовскому эросу.

От фрейдовского эроса — к объектализирующей

функции 13



Джойс Макдугалл

Страсти в истории психоанализа 37



Рене Руссийон

Сексуализация и десексуализация в психоанализе 62

женщиной не рождаются...

Жанин Шассге-Смиржелъ

Новое женоненавистничество 85



Моник Курню-Жанэн

Шкатулка и ее секрет 109

...женщиной становятся

Анри Верморель

Вытеснение и расщепление в истерии 123



Жаклин Шафер

Истерия: Кризис либидо в связи с дифференциацией

полов 135

Эрве Бенаму

Психодинамические аспекты истерии у детей

и подростков 175

послание к эдипянам

Андре Грин

Случай ангела 193



Моник Живо

Перенос и транссексуализм 207


'П>срри Бокаповский

Бисексуальность в процессе аналитического лечения:

К вопросу о «женственности» мужчин 219

себя как в зеркале я вижу

Серж Лебовиси

Фантазийное взаимодействие и трансгенерационная

передача 241

Ален Жибо

Проекция в анализе 256



ДОБРОТОСЛОВИЕ

Жан-Люк Донне

Хорошо темперированный диван 279



Поль Израэль

Технические вариации и аналитический процесс.

«Работа исцеления» 291

тайное безумие



Андре 1рин

Истерия и пограничные состояния: Хиазм.

Новые перспективы 311

Анри и Мадлен Верморель

Парадоксальный перенос и фетишистское объектное

отношение 343

Ален Жибо

Встреча с Раскольниковым:

Размышления по поводу одного первичного

интервью с «пограничным» пациентом 357



Колетт Шилан

Случай тиковой болезни. Болезнь Жиля де ла Туретта .... 367

возвращенное детство

Серж Лебовиси

Классификация психических нарушений у ребенка:

Необходимость транснозографического подхода 379

Аннет Фрежавилль

Расстройства поведения ребенка, их классификация

и понимание 393

Бернар Голье

Педиатры и психоаналитики в педиатрической

больнице. Некоторые размышления на основе

моего парижского опыта 416



Эрве Бенаму

Пубертатный резонанс между поколениями на примере

попытки самоубийства девочки-подростка 428

мальчик с пальчик

Серж Лебовиси

Психиатрический подход к младенцу:

Развитие психиатрии новорожденных 437

Серж Лебовиси

Теория привязанности и современный психоанализ 458



Бернар Голье

Младенческие депрессии и ранний детский аутизм:

Проблемы раннего распознавания 492

театр жизни

Ален Жибо

Символизация и психоз. О посреднической функции


образа в индивидуальной психоаналитической
психодраме 505

Жан Франсуа Рабэн, Марианн Рабэн-Лебовиси

Александр между Эдипом и Иокастой 535



М.И. Давыдова

Графика И.Д. Ермакова 551

Авторы 553
A nos Maitres francais

Нашим французским Учителям

предисловие редакторов

С 1994 г. члены Московского общества психоаналитиков по очереди стали проходить анализ и занимать аналитические кушетки в кабинетах членов Парижского психоаналитическо­го общества. Париж — единственный город Запада, который уже три столетия считается в русской культуре бесспорным источником благородной мысли и изящного слова. Подобно тому как на знаменитом мосту Александра III в Париже слива­ются символы Франции и России, наши ежегодные коллокви­умы по психоанализу в Москве принесли в Россию после стольких лет отчуждения плоды лучших урожаев французской психоаналитической мысли.

Светлая память о нашем друге, добрейшем детском враче и психоаналитике, основателе традиции российско-французских коллоквиумов в Москве, дважды президенте Международной психоаналитической ассоциации Серже Лебовиси навеки оста­нется в наших сердцах.



П. В. Качалов, Л. В. Россозсип

9

страсть, страданье, тот же звук





Лпдре Грин

От СЕКСУАЛЬНОГО ВЛЕЧЕНИЯ — К ФРЕЙДОВСКОМУ ЭРОСУ. От ФРЕЙДОВСКОГО ЭРОСА — К ОБЪЕКТАЛИЗИРУЮЩЕЙ

ФУНКЦИИ

Доклад на франко-русском психоаналитическом симпозиуме

(Москва, 2004, октябрь) Перевод с французского и научная редакция П. В. Качалова

В1938 г. третью главу своего незаконченного профессиональ­ного завещания «Очерк психоанализа»1 Зигмунд Фрейд озагла­вил «Развитие сексуальной функции»2. Довольно скоро чита­тель, к своему удивлению, обнаруживает, что речь не идет более ни о сексуальной теории, ни о сексуальных влечениях, ни о ка­ком-либо ином термине, использованном ранее и подчеркивав­шем ведущее положение сексуальности, хоть и всегда в конку­ренции с какой-нибудь другой категорией влечений3. На чем же основывался в 1938 г. этот новый термин — сексуальная функ­ция, а не влечения — термин, который, кажется, имел целью не­сколько принизить статус самой концепции сексуальности?

Первыми же фразами этой работы Фрейд отвергает, хоть и не заявляя об этом эксплицитно, концепцию полового ин­стинкта у человека. В человеческой сексуальности нет ничего инстинктивного, как это имеет место у животных, и тем более в ней нет ничего естественного, о чем свидетельствует столь
1 Freud S. (1938) Abrifl der Psychoanalyse //G.W. Fr.; M: Fischer, 1993.
Bd. XVII. S. 61-138.

2 Op. cit. Die Entwicklung der Sexualfunktion. S. 74-8.

3 Сексуальное влечение в теоретизациях Фрейда в разное время посту­
лировалось в конфликте с: «влечениями Я» - «влечениями самосо­
хранения» - «нарниссической сексуальностью» - «разруши­
тельными ~ агрессивными ~ смертными влечениями».— Прим. ред.

13
обыкновенный гомосексуализм, или, говоря иначе, вся обшир­ная негенитальная перверсная сексуальность человека. И на­против, эта человеческая сексуальность манифестирует с само­го раннего детства, задолго до пубертата. Отчасти она связана с получением удовольствия, причем с самого раннего возрас­та, и эта связь достигает первой кульминации в возрасте около пяти лет в эдиповом комплексе. Возраст эдипова комплекса в наши дни, кажется, наступает все раньше и раньше. В равной степени примечательны и сам двухфазный характер сексуаль­ной жизни человека, и инфантильная амнезия, предающая заб­вению первые этапы сексуальной жизни. Эту амнезию в наши дни некоторые хотели бы объяснить незрелостью мнестичес-ких структур, но для психоанализа речь идет исключительно о последствиях вытеснения.

Фрейд далее развивает свою мысль, описывая развитие инфантильной сексуальности, настолько ныне широко извест­ное, что мы не станем на нем задерживаться. Мы напомним только, что в фаллической фазе у обоих полов предполагается неведение о существовании женского влагалища и что на этой стадии устанавливается первое различение полов на основе знания лишь одного пола, а именно мужского: в инфантильной сексуальности субъект либо фалличен, как мальчик, либо кас­трирован, как девочка. Дальнейшее развитие необратимо раз­водит психические судьбы мальчиков и девочек. В пубертате же, под приматом генитальности, лишь завершается то психо­сексуальное развитие, которое началось задолго до этого.

Это резюме, в котором мы находим многое из самых ран­них психоаналитических теорий, не объясняет, почему в 1938 г. Фрейд вдруг относит все вышеописанное на счет некоей сек­суальной функции. Главное, что он позволяет нам о ней узнать, так это то, что сексуальную функцию можно понять, лишь прослеживая ее развитие. Вдобавок к этому он сообщает, что либидо обладает некоторыми структурными свойствами. Ис­токи либидо — соматические, и зарождается оно, по Фрейду, прежде всего, в недифференцированном конгломерате Я -Это. Либидо вызывает сексуальное возбуждение, сконцентри­рованное в эрогенных зонах. Оно сосуществует с разрушитель­ными влечениями.

Ответ на вопрос, который мы себе задаем, находится на са­мом деле в двух первых главах «Очерка психоанализа»: «Пси­хический аппарат»4 и «Теория влечений»5. В первой из них Фрейд определяет провинции психического аппарата — Оно6, Я, Сверх-Я, — на которые и поделено все психическое прост­ранство. Оно, «детерминированное конституционально», включает влечения, которые «исходят из соматической органи­зации» и которые находят в Этом, в неведомой пока что для нас форме, первый способ для своего психического выражения. Так что для Фрейда влечения являются чем-то примитивным, первичным, примордиальным. Во второй главе он напоминает о признаках мощи Этого и еще раз указывает, что влечения суть психические силы, а не идеи. До сих пор — ничего такого, что бы нам не было уже известно. Именно здесь Фрейд после «долгого колебания» (по его словам) и вводит новую термино­логию. Он различает два основных инстинкта: Эрос и инстинкт разрушения. Остается объяснить изменение статуса сексуаль­ной функции, которая становится частью более общего поня­тия — Эроса. В то время как сексуальная функция сама себя опасается и занята более поиском удовольствия, чем собствен­ным развитием, Эрос, напротив, нацелен на создание все более крупных единств, с тем чтобы их сохранять, т. е. чтобы лучше сопротивляться диссоциативным целям разрушительных вле­чений, которые стремятся «разбить связи и, следовательно, разрушить вещи». Эрос как концепт обосновывается, таким образом, самой сопротивляемостью жизни в ее самоподдержа­нии, в ее саморазвитии, перед лицом антагонистического дей­ствия разрушительных влечений. Недавние исследования французского биолога Жан-Клода Амайзена7 показывают, что



4 Ор. Ect. Der Psychische Apparat. S. Trieblehre. S. 70-73.

5 Ор. ect. Trieblehre. S. 70-73.

6 В 1930-е гг., в эпоху латинизирующих переводов (фр. и англ.), Фрейд
невольно решил вопрос о русском переводе своего термина-местоиме­
ния Id, выбрав Id (Это), а не Illud (Оно).— Прим. ред.

7 Amisen J.-C. La Sculpture du vivant. Suicide cellulaire et mort creatrice. P., Seuil, 1999.
15

сама жизнь в биологическом смысле состоит в нейтрализации сил клеточной смерти, что, хотя и с большим запозданием, под­тверждают умозаключения Фрейда.

В этом и состоит огромный переворот в психоаналитической мысли. Сексуальность, следовательно, нацелена только на полу­чение удовольствия, а целью Эроса является необходимая для поддержания жизни связь. Следовательно, Эрос включает в себя сексуальность и прибавляет к ней поддержание связей, установ­ленных в поиске удовольствия. Понятно, что если сексуальность может в самом начале своего развития позволить себе быть ау-тоэротичной или довольствоваться парциальными целями, то Эрос изначально требует выживания организма и укрепления внешних и внутренних связей. Для достижения своих целей ему, Эросу, необходимо сотрудничество Другого, Поэтому Фрейд не отрекается от выдвинутого в 1915 г. положения, состоящего в том, что о влечении нельзя твердо сказать, что оно, влечение, любит свой объект, — это положение по-прежнему истинно. И напротив, невозможно игнорировать тот факт, что если мы го­ворим об Эросе, то это непременно подразумевает, что Эрос любит свой объект и хочет завязать с ним глубокие, длительные, прочные связи.

Итак, можно продолжать говорить об инфантильной сексу­альности, но как только мы говорим о любви — об Эросе — ре­бенка к своему первичному объекту, то мы подразумеваем здесь нечто иное, чем просто инфантильную сексуальность. Вопрос еще более усложняется, если вспомнить, что любовь всегда связана с источниками удовольствия. К тому же не следует путать источники удовольствия (эрогенные зоны ребенка и его матери) и источник всех источников — саму мать. Новомодная теория привязанности (attachment)8 есть не что иное, как убо­гая заплатка, цель которой в том, чтобы помешать нам увидеть очевидное и, следовательно, чтобы усилить наше вытеснение всей той любовной эротики, связывающей ребенка с его роди­телями, и в первую очередь, естественно, любовной эротики,



8BowlbyJ. A Security Base. Clinical Application of Attachment Theory. L., Routledge, 1988.
связывающей ребенка с матерью и с ее грудью, понимаемой нами здесь и в узком, и в широком смысле — и как орган, и как психический комплекс.

Я хотел бы вернуться к одной мысли Фрейда, уже коммен­тировавшейся мною в другом месте. В конце главы по теории влечений Фрейд пишет:

«Лучше всего нам удалось постичь Эрос вслед за его пси­хическим экспонентом9 - либидо-— через изучение сексуаль­ной функции, которая в общепринятом понимании — но толь­ко не в наших научных теориях — смешивается с Эросом»10.

Отсюда можно заключить следующее:



  1. Эрос познаваем лишь вслед и через посредство своего экспо­
    нента — либидо.

  2. Либидо и есть вся доступная Эросу психическая энергия. Эрос
    есть прежде всего энергетическая концепция.

  3. Эрос и его экспонент либидо сами но себе познаваемы только
    через сексуальную функцию.

  4. Сексуальная функция и Эрос смешиваются в общепринятом
    понимании, но не в психоанализе.

Ремарка11: термин Exponent, которой Фрейд употребляет для определения, чем является либидо для Эроса, можно переве­сти и как «представитель», и как «степень»-; Wahrig дает несколь­ко определений этого термина. Наиболее подходящим в нашем

9 Единственный раз, когда термин «экспонент» возникает под пером
Фрейда; этот термин даже отсутствует в работе: Freud 5. Gesamtregi-ster//G.W. Fr.-M.: Fischer, 1993. Bd. XVIII. 1115 .S. - Прим.ред.

10 Freud S. (1938) AbriG der Psychoanalyse. Trieblehre // G.W. Fr.-M.:
Fischer, 1993. Bd. XVII. S. 73.

11 Вольный перевод ремарки во избежание нелепостей буквализма. Вме­сто французских переводов терминов Фрейда и их дефиниций в Robert’e семантическому анализу подвергнут немецкий оригинал и дефиниции Wahrig’a. — Прим. ред.

12 Ор. Cit. S. 73.
17

случае является первое из них: «Возведение числа (Hochzahl) в степень (enier Potenz), которое указывает, как много раз число должно быть помножено само на себя wie oft eine Zahl mit sich selbst multipliziert werdwn soll)..> Здесь мы снова сталкиваемся с постоянной организационной (economique) озабоченностью Фрейда внутренней когерентностью психоанализа. Не следует, однако, пренебрегать вторым определением — после математиче­ского: в фигуральном смысле Exponent означает «облеченный доверием (herausgehobener) представитель (vertreter)13 некоего дела (einer Sache)14...».

Итак, еще более акцентируя свою постоянную организаци­онную (ёсопотшцие) озабоченность внутренней когерентностью, Фрейд подчеркивает прежде всего «степень (enier Potenz)», в ко­торую <юное число должно быть возведено (Hochzahl... wie oft eine Zahl multipliziert werdwn soll)» Это методологическое бес­покойство Фрейда идет параллельно с другой мыслью, связан­ной с персонологическим измерением психоанализа, с претензи­ями о поддержке некоего требования. Эта ремарка важна, ибо, если мы допускаем, что Фрейд, говоря об Эросе и о разруши­тельном влечении, подразумевает психические силы, то оживле­ние этих сил в ходе анализа и их душевное истолкование в по­нятных для субъекта словах непременно позволит проявиться мстительному характеру («дела» влечений), который через сво­его представителя — либидо — требует удовлетворения.

Но если так можно сказать о влечении вообще, то еще труд­нее осмыслять все, что связано с мстительным характером вле­чения применительно к Эросу. Если Эрос хочет объединения, то может ли он мстительно навязывать такой союз, имея в про­тивниках силу, которая хочет разорвать все связи и все отно­шения?

13 У Фрейда термины «представитель (Vertreter)» и «репрезентант
(Reprasenant)» — синонимы, как и по-русски, но французский автор здесь и далее ограничен единственным переводом — «representant )»— Прим. ред.

14 «Sache» в немецком языке обычно имеет смысл «дела» юридического,
судебного,— Прим. ред.

Сексуальная функция, наблюдаемая и ощутимая через кар­тины фаз своего психосексуального развития, позволяет нам составить об Эросе более точное представление.

И если Фрейд в чем-то старается отмежеваться от обыден­ного сознания, так это в том, что он подчеркивает именно не­сведение Эроса к сексуальной функции. Эрос предстает абстрак­цией — платоновской (?),— которая нацелена на объединение все больших и больших множеств:

«Либидо есть заимствование из учения об эффективности. Мы называем так энергию, понимаемую как количественную величину (хотя по сей день и не измеряемую) тех самых вле­чений, которые имеют отношение ко всему тому, что можно ре­зюмировать как любовь. Ядро того, что мы называем любовью, естественно, формирует то, что обычно называется любовью, и то, что воспевается поэтами, — половая любовь с целью поло­вого соития. Но мы не станем отделять от нее и того, что также отчасти носит имя любви: с одной стороны — любовь к себе, с другой — любовь к родителям и к ребенку, дружба и общая любовь к людям, а также преданность конкретным предметам иди абстрактным идеям»15.

Дальнейшие рассуждения Фрейда ясно показывают, что он считает все психические тенденции проявлениями импульсов влечений. Производимое им объединение хорошо иллюстриру­ет само это теоретическое расширение с тенденцией к образова­нию все более пространных общностей. Здесь можно оценить всю амплитуду перемен сексуальной функции, начинающейся с инфантильной сексуальности и завершающейся самыми субли­мированными и даже абстрактными формами свершений Эро­са. Платон цитируется эксплицитно16.

Но невозможно себе представить такой Эрос, который ос­тавался бы совершенно независимым от действия разруши-



15 Freud S. (1921) Massenpsychologic und Ich-Analyse. Suggestion und
Libido//G.W. Fr.-M.: Fischer, 1998 / Bd. XIII. S. 98.

16 Op.cit. S.99.

19



тельных влечений. Неограниченное бесконечное распростра­нение действия Эроса привело бы к отрицанию всякого разде­ления и заставило бы всякую индивидуальность раствориться в едином целом. В этом смысле разрушительное влечение, про­тивостоящее такому исходу, играет благотворную роль, ограни­чивая бесконечное слияние и устанавливая различия и разде­ления17.

В целом Фрейд в своей последней теории влечений, усили­вая связи между двумя основополагающими силами, представ­ляет их более солидарными друг с другом, чем в предыдущих теориях влечений, которые ограничивались простым антаго­низмом (первая теория влечений — противопоставление пар-циссического и объектного либидо).

Мы начали наше исследование с изложения развития сексу­альной функции. Замечательно, что нигде не фигурирует сим­метричное развитие разрушительной функции, поскольку оная не может претерпевать развитие, ибо это понятие, антиномичное ее структуре. Сексуальная же функция, напротив, чем более раз­вивается, тем более эволюционирует — от аутоэротизма к инве­стиции сексуальности другого. В пубертате познание женского влагалища может помочь сексуальности выйти из своей нарцис-сической замкнутости. Препубертатную сексуальность Фрейд называл в одной из своих самых ранних работ — «Наброске пси­хологии»18 — «пресексуальной сексуальностью»19. Пресексу-альное не идентично сексуальному. Ибо инвестировать сексу-
17 Свой заключительный дуализм влечений Фрейд эксплицитно возво­
дит не к Платону (хотя и сохраняя термин «Эрос»), а к диалектике
слияния — разлияния Любви (РЬШа) и Ненависти (ХеТкоз) у друго­ го автора: «Представление об основных силах или о влечениях, с ко­торыми аналитику придется не раз еще схватиться, было заимствова­ но нами у философа Эмпсдокла Акрагантского (Агригентского)». Freud S. (1938) AbriB der Psychoanalyse. Tricblehre // G.W., Fr.-M.: Fischer, 1993, Bd. XVII. S.71.- Прим. ред.

18 Freud S. (1895) Entwurf einer Psychologic// G.W. Fr.-M.: Fischer, 1987. Nachtragsband. S. 387-477.

19 Ор. cit. У Фрейда: «Vorzcitigkeit in der Sexualentbindung» («прежде­временность в сексуальном пробуждении»). 5. 448.— Прим.ред.

альность объекта означает стремиться к такой форме объектной любви, которая ведет к встрече с любовью, переживаемой самим объектом. Вот и еще один термин на нашем пути: сексуальность в своем развитии включает в себя любовь. Любовь, лишенная сексуальности, обращает внимание на роль сублимации и идеа­лизации, но такая любовь не дотягивается до основной формы любви, которая характеризуется, как мы уже упоминали, эволю­цией — от аутоэротизма к объектной любви. Мы перечисляли все это, только принимая в расчет линию Эроса. А между тем на каждом этапе развития следовало бы рассматривать, как дости­гается равновесие, слияние и разлияние Эроса и разрушитель­ных влечений. Но, с другой стороны, в этой последней теории влечений у Фрейда в так называемой теории инстинктов невоз­можно более локализировать ни одну из обеих основополагаю­щих психических сил в какой бы то ни было области психичес­кого аппарата. Так же как и Эрос, распространяясь, приобретает такое многообразие, которое только сам Фрейд и отважился объ­единить.

Понятия бессознательного 20 и Оно тесно связаны. Нервная и психическая энергия, говорит Фрейд, кажется, существуют в двух формах: одна — легко подвижная, а другая, напротив, свя­занная. Трудно удержаться, чтобы не провести связи между Эросом, стремящимся к созданию все больших объединений, и понятием связанной энергии. Понятие связи (Эрос) и понятие связанной энергии (вторичный процесс в Я) совпадают по цели. Становится ясно, что такое понятие, как свободная, по­движная, не поддающаяся связыванию психическая энергия, касается не только характера первичных процессов в Я, но, еще глубже, является атрибутом разрушительных влечений. Жить, думать, любить — вот три формы протекания процессов пси­хического связывания, которые все три представляются тесно связанными между собой.

20 У Фрейда ни разу не встречается неврологический термин «бессозна­тельный (bewusstlos)» или его производные, всегда — только «несозна­тельный (unbewusst)» и его субстантивированная форма «несознатель­ность (Unbewusste)» и их психологическом значении. — Прим. ред.
21

Но вследствие неизбежных слияний и разлияний влече­ний получается так, что любовь, будь то любовь объектная или нарциссическая, всегда амбивалентна. Что же до сексу­альности в узком смысле слова, то такое амбивалентное от­ношение в ней выражено еще более резко. Сексуальное же­лание одинаково в чем-то во всех видах сексуальности. И доставление удовольствия объекту, и получение от него оного удовольствия всегда привносит с собой такую смесь аффектов, которая никогда не обходится без примеси агрес­сивности. Исключение составляют только проявления раз­личной патологии. Роберт Столлер21 считает, что во всяком сексуальном отношении есть часть, которую следует отно­сить — даже когда это неочевидно — к желанию вредить дру­гому или к желанию вредить себе. Фрейд по-своему говорит то же самое.

Составляющие Эроса

Под эгидой новой концепции Эроса Фрейд приступает к вели­кому психоаналитическому объединению. Здесь объединяются: нарциссизм (либидинозная составляющая влечений самосохра­нения), к которому можно добавить и самое самосохранение; собственно сексуальные влечения (разделенные, в свою очередь, на целезаторможенные и нецелезаторможенные влечения); объ­ектные влечения и даже садистические влечения, которые ожи­вают при регрессии либидо по фазе психосексуального разви­тия. Если ко всему перечисленному добавить еще и продукты сублимации либидо, то это даст нам некую обширную клини-ко-теоретическую организацию, общим знаменателем которой будет связь: либо связывание разных видов вышеупомянутых влечений между собой, либо связь той или иной части данного ансамбля влечений с объектом. Эрос удерживает все вместе, как утверждал еще Платон.



21 StollerRJ. Perversion: The Erotic Form of Hatred. N. Y.: Pantheon 1975. 240 p.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2018
2018 -> Алтын күз Атырау облысы Атырау қаласы Махамбет ауданы Алға орта мектебінің Шағын орталық топ
2018 -> Ысқақова Айнұр Жанболатовқызы, СҚО, Ақжар ауданы, Айсары ауылы, «Айсары негізгі мектебі»
2018 -> Қуыршақты шомылдыру
2018 -> Жарманың өнімдерінің құрамында
2018 -> Мектеп: №46 жобб мектебі Мерзімі: 5. 01. 2018ж №7 Мұғалім Митанова г сынып «Г» Оқушылар саны 12 Тақырып
2018 -> Сабақ тақырыбы: «Дәнекерлеудің мәні қызметі және түрлері»


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет