Вахнюк, Высоцкий и другие



Дата24.04.2019
өлшемі77.58 Kb.
#114496

Вахнюк, Высоцкий и другие

Считается, что Высоцкий исполнял почти исключительно свои песни и число

“заёмных” песен в его репертуаре было ничтожно.
Теперь, когда тысячью следопытов его жизнь расписана буквально по минутам и

распечатано каждое слово, попавшее на ленту, по-прежнему выходит множество книг

лишь с его текстами. В них не встретишь текстов тех авторов, которые вдохновляли

Высоцкого в начале его творческого пути. Надо сказать, что Высоцкий, исполняя не

свои песни, чаще всего и сам не подозревал о существовании этих авторов, т.к. брал

такие песни "из народа" и потом отдавал их обратно же "в народ".


Но пытливые исследователи временами добираются и до этих авторов. Правда,

с переменным успехом. Их метод прост: берётся фонограмма Высоцкого и с неё списывается

текст песни. Раньше - на бумагу, теперь - в компьютер. При знании русского языка можно

и запятые расставить в нужных местах. Потом пишется имя автора и забрасывается в

интернет. Однако, кто поручится, что именно так написал автор? Ведь подслушанную где-то

дворовую песню Высоцкий мог и сам изменить для удобства исполнения под гитару. Вот в

интернете на сайте Высоцкого и появилась песня "Девушка из Нагасаки", автором текста

которой значится Вера Инбер:


Он - капитан и родина его - Марсель,

Он обожает ссоры, шум и драки,

Он курит трубку, пьет крепчайший эль

И любит девушку из Нагасаки.


У ней следы проказы на руках,

У ней татуированные знаки,

И вечерами джигу в кабаках

Танцует девушка из Нагасаки...


У ней такая маленькая грудь...

И губы, губы алые, как маки...

Уходит капитан в далёкий путь

И любит девушку из Нагасаки.


Кораллы алые, как кровь,

И шелковую блузку цвета хаки,

И пылкую, и страстную любовь

Везет он девушке из Нагасаки.


Вернулся капитан издалека,

И он узнал, что джентльмен во фраке


Однажды, накурившись гашиша,

Зарезал девушку из Нагасаки...


У ней такая маленькая грудь,

И губы, губы алые, как маки,

Уходит капитан в далёкий путь,

Не видев девушки из Нагасаки...


Название этого японского города – Нагасаки – во 2-й половине прошлого века

стало известно каждому на планете. Точнее, после 9 августа 1945-го, когда американцы за

несколько секунд сожгли заживо всё население этого крупного города. (Кстати, это был не

первый и не последний случай испытания нового американского оружия на живых людях.)

И слово "Нагасаки" в наше время невольно стало восприниматься не как простое

географическое название. Так оно звучит для нас, современников Высоцкого, а возможно,

так воспринималось оно и самим Высоцким.
Между тем, если обратиться к подлиннику, т.е. к стихотворению Веры Михайловны

Инбер, то выяснится, что впервые опубликовано оно было ещё аж в 1922 г. в Одессе в

миниатюрной книге "Бренные слова". (Нагасаки тогда, если и был кому известен, то не

больше чем просто порт на западе японского острова Кюсю.)


Вот тот текст, которого нет в интернете:
Он юнга, родина его - Марсель,

Он обожает ссоры, брань и драки,

Он курит трубку, пьёт крепчайший эль

И любит девушку из Нагасаки.


У ней такая маленькая грудь,

На ней татуированные знаки...

Но вот уходит юнга в дальний путь,

Расставшись с девушкой из Нагасаки...


Приехал он. Спешит, едва дыша,

И узнаёт, что господин во фраке

Однажды вечером, наевшись гашиша,

Зарезал девушку из Нагасаки.


В интернете вместо этих стихов бесконечно кочует распечатка песни (см. выше),

выдаваемая за слова Веры Инбер.


И что же лучше? Как поёт Анатолий Киреев, "кому зима, а мне бы лета...".

Вот и мне бы Высоцкого. Ведь стихи - это не текст песни, а песня - это не стихи,

положенные на музыку. Народный, более песенный вариант, исполненный Высоцким,

оброс колоритными подробностями. И это, безусловно, лучше, чем, если б Высоцкий

спел Веру Инбер в оригинале.
И всё же, много ли Высоцкий исполнял не своего? То есть те произведения,

под которыми не стоит полное авторство: слова и музыка Высоцкого. Так вот, в

действительности, если собрать всё это, записанное на магнитофонную ленту, то

наберётся почти сотня песен, стихов, рассказов...


Однажды Юрий Визбор как-то заметил, что, если у автора есть хотя бы две песни на

одну тему, то это уже цикл. У Бориса Вахнюка есть несколько песен о глазах. И одна из этих

его "офтальмологических" песен попала в ранний репертуар Высоцкого. Причем не из рук

автора, а опять же извилистой народной песенной тропой. И узнал я об этом в 1989 году.

В том году наш клуб самодеятельной песни пригласил известнейшего барда Бориса Вахнюка

дать несколько уроков по авторской песне, а также выступить с концертами. Пригласить-то

пригласили, а о гостинице подумали слишком поздно, когда свободных номеров уже не было.

Вот тогда и звонит мне Ирина Гордиевских, возглавлявшая КСП, с вопросом, не хочу ли я

познакомиться с Вахнюком. Не хочу ли я? Шутишь? Да я об этом и не мечтал. Вот так мне и

определили "на постой" обаятельнейшего человека из того поколения, в котором, по

выражению Фаины Раневской, были ещё порядочные люди, т.е. на 17 лет старше меня.

Удивительный собеседник и подлинный поэт, коих среди бардов не так уж и много.

Обладатель настоящего мужского голоса в бардовской песне. Создатель (совместно с

Визбором) нового жанра: "песня-репортаж" для звукового журнала "Кругозор".

Радиожурналист, сделавший массу передач о нашей стране для Латинской Америки (позже

он мне пришлёт свою книгу о том, как он жил в самом что ни на есть настоящем коммунизме,

т.е. о его пребывании на Острове Свободы). Автор и ведущий цикла передач о бардах на

ТВЦ, в которых появлялся и наш Киреев. Замечательный спортсмен: мастер спорта СССР по

футболу и бессменный вратарь (более 20 лет) бардовской сборной команды. Председатель

жюри сотен фестивалей по всей стране. Автор знаменитых песен, известных каждому

(достаточно вспомнить популярный киношлягер о войне "На всю оставшуюся жизнь").
А после открытия тюменской нефти, когда начали осваивать этот край, он ездил туда

в составе концертной бригады. Тогда, в 1967-м, в тюменской бригаде известный уже бард

познакомился с молодой певицей Аллой Пугачёвой, которая положила на него глаз. Но он

не воспринимал её всерьёз и называл малявочкой. Пугачёва была просто очарована его

песнями. До сих пор в её репертуаре вахнюковские "Терема", "Спасибо", "Бежала голову

сломя"...


Но вернусь к нашему знакомству. Вместо одного дня Вахнюк задержался у меня

на неделю. Ко мне на застольные беседы стали захаживать наши курганские барды.

Да и соседи заходили на огонёк, заслышав звуки его гитары (кстати, семиструнки, как у

Высоцкого и Визбора). Чего только мы не пели, и, увы, только лишь небольшая часть из

этих светлых и тёплых вечеров была зафиксирована мною на магнитную ленту.
И вот на одной из таких бесед Вахнюк поёт "Глаза то лукаво блестят, то смотрят

сердито". (Он как раз решил спеть свои песни про глаза, в том числе ещё и его известную

песню "Зеленоватые слегка".) Тогда я с удивлением и узнал, что её уже давно написал

Вахнюк. Но тут пришлось удивляться и Вахнюку, когда я заметил, что эту песню ещё в начале

60-х пел Высоцкий. "Не может быть", - просто ответил он. Для доказательства я поставил

катушку с лентой. С огромным интересом и очень внимательно он впервые слушал свою

песню в исполнении Высоцкого. Правда, сначала он сказал, что это не Высоцкий. Но после

переменил своё мнение, услышав "смотрют" вместо "смотрят". По ходу стал комментировать:

"а вот здесь он соврал", "и здесь соврал", имея в виду отличие в словах песни. То есть

Высоцкий опять же взял какой-то народный вариант, совсем не зная, кто автор. А я был,

конечно, рад своему случайному открытию - установлению авторства. Кстати, на тридцати

кассетах Высоцкого, повторенных потом на тридцати CD, эта песня так и значится без автора.


Вот подлинный текст песни Бориса Вахнюка "Глаза":
Я понимаю, как смешно

Искать в глазах ответ,

В глазах, которым всё равно,

Я рядом или нет.


Глаза то лукаво блестят,

То смотрят сердито,

То тихонько грустят

О ком-то незабытом...


Пускай остались мы вдвоём,

Пусть рядом нет ребят -

Во взгляде ласковом твоём

Я вижу не себя.


Глаза то лукаво блестят,

То смотрят сердито,

То тихонько грустят

О ком-то незабытом...


Но я дождусь иного дня,

И вера в то крепка:

Ты жить не сможешь без меня,

Не сможешь! А пока...


Глаза то лукаво блестят,

То смотрят сердито,

То тихонько грустят

О ком-то незабытом...


Здесь я не буду приводить текст этой песни, исполненной уже Высоцким. Скажу только,

что слова почти те же, но смысл совершенно изменился. Нюансы первоисточника исчезли или

притупились, но появилось, возможно, то, что и привлекло Высоцкого к этой песне. Желающих

сравнить две песенные версии я отсылаю к тому 16-му ("Тихорецкая") компактдискового

30-томника Высоцкого и к диску Бориса Вахнюка из серии "Российские барды".
Вообще, когда Высоцкий брал какую-то песню "с улицы", то этот выбор был неслучаен.

Его ухо избирательно выхватывало из потока то, что ложилось на его незаурядную натуру.

Здесь я привёл всего два примера... Но тема эта - "Высоцкий и другие" - очень обширна.

Взять хотя бы стихи поэтов-фронтовиков (Слуцкий, Кульчицкий), которые исполнял Высоцкий,

песни на стихи современников и друзей Высоцкого (Кохановский, Вознесенский, Шпаликов,

Горбовский), песни бардов (Галич, Визбор, Окуджава, Н. Матвеева), мимо которых не прошёл

внимательный взгляд Высоцкого. Да и авторство многих песен до сих пор не установлено.

На сайтах Высоцкого, как и во всём интернете, в этом отношении царит полный хаос. Все

считают важным лишь то, что написано самим Высоцким. А остальные авторы, повлиявшие

на творческий рост Высоцкого-барда, по их мнению, не заслуживают внимания. Но думать

так - это обеднять личность самого Высоцкого, жившего вовсе даже не в вакууме, а в живой

атмосфере богатейшей культуры ХХ века.


Р.S. Статью я посвящаю памяти Владимира Семёновича Высоцкого, которого нет с нами

уже 25 лет, и памяти Бориса Савельевича Вахнюка и двух его дочерей: 6-летней Серафимы и

9-летней Полины, погибших в июне 2005 года под колесами столичной бешеной красной

"девятки"...


Анатолий Вяткин
Опубликовано в газете «Курган и курганцы» 23 июля 2005 (суббота), №80 (2230)
Каталог: txt
txt -> Қазақстан Республикасы Үкіметінің кейбір шешімдерінің
txt -> Ұшу қауiпсiздiгiн қамтамасыз етуге қатысатын авиация персоналының кәсiптiк даярлығының үлгiлiк бағдарламасын бекiту туралы
txt -> Трафиктi өткiзуді және өзара есеп айырысу тәртібін қоса алғанда, телекоммуникация желiлерiн қосу және өзара іс-қимыл қағидалары
txt -> Телефон байланысы қызметтерін көрсету қағидалары
txt -> «Химия өндірісіндегі қашықтықтан басқару» кәсіби стандарты Жалпы ережелер
txt -> Қазақстан Республикасы
txt -> Қазақстан Республикасының 2015-2025 жылдарға арналған сыбайлас жемқорлыққа қарсы стратегиясы туралы
txt -> Идентификация опасных производственных объектов


Достарыңызбен бөлісу:




©kzref.org 2022
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет