Заседание Координационного Совета сае периферии стран бывшего СССР и Совета агоор



жүктеу 283.8 Kb.
Дата11.04.2019
өлшемі283.8 Kb.
түріЗаседание

Астанинский греческий форум: взгляд в завтрашний греческий день

28 ноября 2013 г. в столице Казахстана Астане состоялось Расширенное совместное заседание Координационного Совета САЕ Периферии стран бывшего СССР и Совета АГООР.

Повестка дня астанинского греческого форума.

1). О положении дел в молодежных организациях САЕ Периферии стран бывшего СССР (докладчики – Котаниди Е., Черкезов А.).

2). Эллинизм в странах постсоветского пространства: проблемы и перспективы. Его роль и место в международном греческом движении.

(докладчики: Саввиди И., Иорданов К., содокладчики: председатели греческих общественных организаций).

3). Разное.

а). Информация о предпринимаемых мерах по защите прав репатриантов, граждан Греции пенсионного возраста. (Докладчик: Иорданов К.).

б). Информация о европейских программах-грантах для стран САЕ Периферии стран бывшего СССР. (Докладчик: Осипидис А.).

На греческом форуме в Астане собрались руководители греческих федераций пространства Периферии САЕ стран бывшего Советского Союза (Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Украины, Узбекистана), во главе с президентом АГООР и координатором САЕ Периферии стран бывшего СССР Иваном Саввиди, руководители греческих обществ России (члены Совета АГООР), Казахстана, представители греческой молодежи России и Казахстана. Судя по тому, что «молодежный вопрос» стоял в повестке дня заседания первым номером, сделаем вывод, что руководители греческого мира постсоветского пространства понимают всю важность этого вопроса. Кто «завтра» придет им на смену, будет ли передана эстафетная палочка в надежные руки? В своих публикациях о положении вещей в нашем движении вынужден часто приходить к примерно одному выводу. Руководству движения необходимо более пристально отнестись к взращиванию наших будущих греческих общественных руководителей. Чтобы наши греческие честолюбивые дублеры, выражаясь футбольной терминологией, так и не остались в вечно подающих большие надежды, или пропавших из нашего поля зрения, а стали подлинными «мастерами» великого дела служения нашему народу. Все ли яркие представители нашей молодежи вовлечены в греческое движение? Кто из числа наших молодых соотечественников, в свою очередь, придет на смену нынешним «капитанам» по причине их скорого выхода из «комсомольского» возраста?

«О положении дел в молодежных организациях САЕ Периферии стран бывшего СССР»

Докладчиками по первой теме заседания являются координатор греческой молодежи САЕ Периферии стран бывшего СССР Евгения Котаниди, донесшая из Тбилиси в своем выступлении посредством скайпа в прямом включении до участников астанинского греческого форума «чего хочет наша греческая молодежь», и руководитель греческой молодежи АГООР Алексей Черкезов.

На греческом постсоветском форуме присутствовал активный общественный деятель Всемирного Понтийского эллинизма, недавний член КС ДИСИПЕ Анестис Осипидис (Германия), который выступил на заседании с информацией о европейских программах-грантах для стран САЕ Периферии стран бывшего СССР. Так же на греческое мероприятие в Астане были приглашены кинорежиссер Константин Харалампидис, греческие журналисты София Прокопиду, автор данной публикации Никос Сидиропулос.

Убежден, что для абсолютной части участников подобного рода встреч в российском и постсоветском масштабах они являются некой сверкой часов, встряской от местных, зачастую, прозаичных будней. Не приятным времяпровождением, а совместными, со своими греческими коллегами, поисками верного пути, ответов на вопросы на «злобу дня». Наиболее актуальные и острые вопросы, задачи в нашем движении. Молодежная политика. Передать нашей молодежи эстафету идеалов движения, греческие духовные и культурные ценности, историческую память, наши греческую самобытность, традиции.

ЧТО ХОЧЕТ НАША ГРЕЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ?



Руководитель молодежи АГООР Алексей Черкезов (Москва) в своем выступление останавливает внимание присутствующих на мероприятиях, акциях, активным участником которых стала греческая молодежь России. «Поддержи свои корни». «Поддержи Грецию». Форумы христианской православной молодежи. Мы принимаем участие в мероприятиях под эгидой РПЦ, Управления делами президента РФ. Главными направлениями в нашей деятельности является формирование рабочих отношений с законодательными и исполнительными органами на федеральном уровне и на местах. …Формирование греческого и православного сознания. Сегодня, к примеру, в Осетии наблюдается тенденция оттока христианской молодежи в мусульманство. Синодальный отдел РПЦ в курсе этого явления. …Со времени Учредительного октябрьского 2008 года съезда греческой молодежи России и нашей Периферии минуло 5 лет. Нам многое еще предстоит сделать».

Руководитель молодежи САЕ Периферии стран бывшего Советского Союза Евгения Котаниди (Тбилиси, он-лайн включение по скайпу) благодарит за внесение в повестку дня вопрос о молодежи. «Нам, греческой молодежи нашего пространства, как воздух, нужны встречи, контакты друг с другом. Живые. Ибо все технические новшества, сети и скайп, поначалу работают, но затем через некоторое время захлебываются, сходят на нет. Из 7 членов молодежного руководства нашей Периферии осталось 4 человека. В наше время трудно выстроить работу на принципах волонтерства. Необходимы различные стимулы в виде поездок на нашу историческую родину, участия в молодежных лагерях в Греции. Поводом для наших встреч, общения являются, как культурные мероприятия, выставки художников, проведение различных конкурсов, праздничные вечера, так и события, которые своим «острием» радуют и ранят наши сердца….Вопрос вовлечения в движение многих самобытных, творческих представителей греческой молодежи, которые сегодня находятся вне нашего движения. …Вопрос переподготовки наших греческих педагогов. В Тбилиси, Грузии, к примеру, много смешанных семей. У нас 5 греческих педагогов грузинской национальности. Руководитель федерации греков Грузии Фотис Читлидис направил письмо в греческие инстанции с призывом учесть наши здешние реалии».

В диалог с Алексеем Черкезовым и Евгенией Котаниди вступают руководитель САЕ Периферии стран бывшего СССР Иван Саввиди, председатель Алма-Атинской областной греческой организации Георгий Иорданиди, руководитель общества греков «Элефтерия» в Молдове Владимир Яниев, журналист София Прокопиду, руководитель Федерации греков Казахстана Павел Феодориди, председатель Федерации греческих обществ Украины Александра Проценко, руководитель греческого общества «Танаис» (Ростовская область) Милена Леонова, председатель общества греков «Энотис» (Минеральные Воды) Валентин Шахбазов, председатель греческого общества г. Павлодар Людмила Ифандопуло. Общий дух диалога-дискуссии конструктивный.

И.Саввиди (А.Черкезову) – Что касается обращения в мусульманство на примере Осетии. Шокирующая информация. Необходимо ее досконально изучить. Так ли это все, на самом деле? Если речь идет об осетинах-дигорцах, то они и так были мусульманами. Просто, ранее это в них носило «спокойную» форму, а сейчас более что ли контурную. …Сегодня происходит разрушение духовности, глобальных ценностей у народов».

Автор данной публикации «врезкой» обращает внимание присутствующих, что на недавнем сборе соотечественников в московском греческом клубе «Ромиосини» одним из главных вопросов повестки традиционной пятничной встречи стала шокировавшая всех нас информация об уходе из христианства в мусульманство нескольких наших московских соотечественников. Такие прецеденты, наверняка, имеются в государствах Центральной Азии, других местах с доминантой мусульманского населения. «Наше отношение к подобным фактам? …Что может подвинуть грека к принятию такого решения? Оторванность от общины и, как следствие, «окормление» иноверным ближним кругом».

И.Саввиди: «Информация, на самом деле, шокирующая. Можно сердцем не принять, но умом допустить подобное, если речь идет о гречанках, связавших свою судьбу с «иноверцами», сердцу не прикажешь, это можно назвать нормальным явлением. Если же речь идет о других случаях, то необходимо держать эти истории под контролем, провести скрупулезный причинно-следственный анализ. Не надо кричать «пожар». Необходимо, в таком случае, обратить наше внимание на вопросы православного образования, духовности, вопросы нашего единства. …О стимулах для нашей молодежи. Присутствует некоторая обеспокоенность по части духовности нашей молодежи, ее прагматизма. Необходимо взращивать из ее рядов нашу будущую культурную элиту. Нам сегодня крайне необходимы свои моральные маяки. Уверен, в будущем, когда к руководству нашим движением придут сегодняшние 25-35-летние, необходимость в моральных лидерах нашего народа не иссякнет. Равняться надо на лучшие примеры во всем! …У нас многокультурный мир. Необходимо проводить форумы православной, греческой молодежи. Необходимо в молодежной среде искать и открывать новые яркие личности. Учреждать гранты. Финансирование научных работ о Понтийском эллинизме, Понте, наших малых греческих родинах. Ввести в это дело системность, идеологию. Гранты по следующим темам: «О чем сегодня думает наша греческая молодежь? Что ее заботит?» и т.д. Я, в свою очередь, всегда готов откликаться на подобные проекты, конструктивные предложения, готов им оказывать поддержку. Вовлечение нашей молодежи в общегреческие темы. Это крайне важная научная, исследовательская работа. Монографии, публикации в СМИ о нашей истории, истории греков Советского Союза, наших выдающихся соотечественниках. Работы художников и скульпторов, посвященные истории и культуре греческого народа. Мы должны заниматься этим».

Интересный диалог между Евгенией Котаниди и Владимиром Яниевым на тему независимости нашей молодежи. «Нам необходимо научиться открыто и честно спрашивать друг с друга за бездеятельность. Жестко, с «вожжами в руках». С той же молодежью. Ставьте нас, руководителей федераций, в известность, кто из представителей нашей молодежи ничего не делает, отбывает номер. Будем принимать оргвыводы. …Мы должны быть в курсе ваших главных планов-намерений».

Е.Котаниди: «Молодежь – это независимые люди. Это не тот случай, когда кто-то должен за тобой надзирать, тебя подталкивать. По части «быть в курсе» ваше пожелание принимается».

Александра Проценко-Пичаджи: «Молодежью надо заниматься. Иначе после нас будет пустота. Мы должны думать о нашем завтрашнем дне, о нашей смене. Каждый из нас обратил внимание, что абсолютное число участников сегодняшнего форума люди, скажем так, с седыми головами. Отсюда и инерция, штампы в работе, теряется свежесть восприятия, притупляется реакция. В Украине мы проводим многочисленные молодежные мероприятия: форумы греческой молодежи, конкурсы, олимпиады, походы, паломнические мероприятия, флеш-мобы, мастер-классы. Стараемся, в силу нашей бедности, чтобы все эти мероприятия были максимально незатратными. Огромным подспорьем, верным союзником для Федерации греческих обществ Украины является Мариупольский Гуманитарный университет – кузница греческих кадров. У нас в Приазовье, Украине большое число молодежи, кто изучает и знает греческий язык.

Председатель греческого общества г.Павлодар Людмила Ифандопуло. «В чем состоит роль греческих обществ? Какие задачи стоят перед нами? Наполнить жизнь наших соотечественников духовной составляющей. Общества обязаны создавать все условия для изучения нашими детишками и молодежью греческого языка, познание ими греческих песни и танца. А еще Общество – это школа греческого патриотизма. Если всего этого нет, то, скажите мне, зачем нам такие никакие «галочные» общества? …Греческая самоидентификация – не просто условная констатация принадлежности к греческой нации, ее великой культуре. Приобщение нашей молодежи к греческим традициям и обычаям – через участие в великих праздниках Православия, приобщение к греческой свадебной обрядности, таинства крещения, греческой ономастики, народной песенной и танцевальной культуры. Наша молодежь участвует в молодежных форумах приграничных территорий. Встречи, бесконечное, даже с перебором, участие в различных городских и республиканских мероприятиях. Мастер-классы по вокалу. Песни, танцы, вечера. И только? Мы все понимаем, что в работе греческих обществ необходимы новые идеи, новые люди. Нам сегодня необходима «перезагрузка».

Руководитель общины «Танаис» Милена Леонова в продолжение слов предыдущего оратора говорит о необходимости переформатирования работы обществ. «Мне нравится уровень дискуссии на этой встрече, обеспокоенность коллег по вопросам молодежной политики, наполнению нашей работы новыми идеями. Мы не должны стоять на одном месте по несколько лет, чтобы не стать людьми «вчерашнего» дня.

Президент Федерации греческих обществ Казахстана Павел Феодориди. «В нас, представителях старшего поколения, много советского, печать социалистического прошлого. У сегодняшней нашей молодежи иные ценностные приоритеты. Они сегодня живут в более что ли конкурентном мире, при капиталистических ценностях, где места сентенциям практически не остается. У меня нет никаких сомнений, что у нас прекрасная молодежь, и она продолжит наше дело, достигнет не меньших результатов в своей деятельности, чем мы. Трудно оспорить истину – молодежью надо заниматься. Проводить творческие встречи, фестивали культуры, спортивные состязания. Диспуты. Молодежные вечера. Танцы. Музыка. Наши молодежные мероприятия собирают до 50 человек и на них присутствуют не только греки. Мы провели республиканский форум греческой культуры. Хочу поблагодарить И.И.Саввиди за помощь, внимание к жизни греческой диаспоры Казахстана, которая, увы, насчитывает сегодня не 50-70 тысяч, как это было четверть века назад, а 12 тысяч. …Тот же греческой диаспоры Алма-Аты футбольный клуб «Византия», разве не выполнял сразу несколько задач в своей деятельности: консолидация нашей молодежи, пропаганда греческой диаспоры страны.

2). ЭЛЛИНИЗМ В СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ – ЕГО РОЛЬ И МЕСТО В МЕЖДУНАРОДНОМ ГРЕЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ

На Астанинском греческом форуме Расширенном совместном заседании КС САЕ Периферии стран бывшего СССР и Совета АГООР одной из главных заявленных тем данного греческого мероприятия стал вопрос о судьбе Совета Зарубежного Эллинизма (САЕ), состоянии дел в структурах Понтийского эллинизма, в общественных организациях репатриантов. В выступлениях руководителя греков России и постсоветского пространства Ивана Саввиди и руководителя Исполкома САЕ Периферии стран б. СССР Кириака Иорданова, выступивших в дискуссии «САЕ: «приказал долго жить» или, все-таки, «живой». прозвучали оценки процессам во всемирном греческом движении, международном понтийском движении.

По итогам встречи было принято решение провести форум греческой молодежи для обсуждения существующих проблем, инициировать проведение мастер-классов по традициям и обрядам греков, организовать молодежный интернет-форум с целью консолидации греческой молодежи всего мира. 

…На заседании обсудили положение дел в молодежных организациях САЕ Периферии стран бывшего СССР, проблемы и перспективы эллинизма в странах постсоветского пространства. Одним из докладчиков на эту тему стал Иван Саввиди. Был констатирован факт трудностей в современном международном греческом движении и малой эффективности существующей системы греческих организаций. Поэтому члены заседания отметили острую необходимость поиска решений проблемы и способы модернизации системы греческих объединений.  Особое внимание присутствующие уделили вопросам защиты прав репатриантов – граждан Греции пенсионного возраста. В скором времени будет подготовлен проект письма премьер-министру Греции касательно пенсий.

На греческом форуме в Астане состоялась презентация книги "Чемодан черной икры" (Μια Βαλίτσα μαύρο χαβιάρι). журналиста, писателя Софии Прокопиду - дар моей коллеги в копилку греческого патриотического воспитания и нашего права на память.



Греческие истины от Ивана Саввиди

О руководителе греков России и постсоветского пространства Иване Саввиди могу сказать с журналистской точки зрения, что это очень интересный собеседник. Его интересно слушать. С ним, для кого-то это прозвучит откровением, можно и нужно спорить, отстаивать свою точку зрения, докапываться до истины. При одном условии, если у тебя есть, на самом деле, что сказать, свои железные аргументы и убеждения.

Порой его мысли, оценки событиям и их главным «действующим лицам» безапелляционны и брутально категоричны. Но они почти всегда, обращаю внимание на этот момент, интересны и оригинальны. Он из той категории людей, которые являются энергетическими «вампирами», в споре на заданную тему напорист, сплошная атака по всем «фронтам». Но, повторяю, если у собеседника есть что сказать, убеждения, разговор сразу же приобретает конструктивный и миролюбивый характер. При всех наших с ним патриотических «сшибках» за последнее десятилетие, с того времени, когда Иван Саввиди возглавил греческие общины России и, далее, постсоветского пространства, всегда в кругу наших соотечественников говорю о нем, что это человек подлинный, что он патриот нашего народа, что очень важно «внедрять» в его окружение таких же подлинных и самодостаточных людей, настоящих греческих патриотов. Наш соотечественник не принадлежит к плеяде пионеров нашего движения, его основателей. Тех, кто на Первом Учредительном съезде греков СССР в марте 1991 года собрались в причерноморском Геленджике, чтобы выполнить чаяния нашего народа.

Иван Саввиди влился в греческое национально-культурное движение во второй половине 1990-х годов, возглавив греческую общину «Танаис» Ростовской области, состоявшись к тому времени в качестве видного представителя российского бизнеса. Парламентская законодательная деятельность в масштабах Ростовской области, а затем в 2003-2011 гг. на федеральном уровне. В 2004 г. Иван Саввиди сменяет на посту президента АГООР Владимира Кайшева. С 2006 г. является руководителем новообразованной Периферии САЕ стран бывшего СССР. Первые и самые суровые вызовы в его деятельности – это растянувшийся на два года, 2006-2008 годы, процесс преодоления «схизмы» (раскола) в греческом мире постсоветского пространства. На Ростовской конференции САЕ Периферии стран бывшего СССР в октябре 2008 года наш постсоветский кризис был преодолен. Следующим вызовом нашему движение, всемирному эллинизму стал мировой экономический кризис и, как его следствие, греческий экономический кризис, обнаживший во всей «красе» все несовершенства греческой экономики и властных институтов. Ответственность греческих правящих политических элит за нынешнее катастрофическое положение вещей в социально-экономической жизни страны. Системный кризис института Всемирной диаспоры (САЕ), всецело зависевшего от доброй воли метрополии. …Иван Саввиди – видный деятель Понтийского эллинизма. Мировую известность в греческом мире ему принесла организация паломнических поездок на Понт. Он - инициатор, организатор, идейный вдохновитель паломнических поездок в 2007-2011 гг. на Понт – к святыне христианства, Понтийского эллинизма монастырю Панагия Сумела, находящемуся неподалеку от некогда исторической столицы греческого Понта Трапезунда (современный турецкий Трабзон). В наше движение он, будучи греком патриотом, пришел по настоятельным просьбам соотечественников, но, окунувшись в него с головой, во все его водовороты и «колдобины», неожиданно для себя осознал, по его же собственному признанию, что безнадежно болен им. «Я не представляю своей жизни без своего народа, которому хочу до конца своих земных дней быть всячески полезным».

Он совершенно искренне пришел в наше движение созидать, строить, помогать, делиться, но не «кромсать», «жить на это». Вот, разве что, излишняя эмоциональность, порой, играют против него, как и искренность, которую не смогли «вытравить», это дорогого стоит, византийские коридоры российской политики.

Патриотизм Ивана Саввиди – это, в том числе, его в период глубочайших экономических потрясений в греческой отчизне инвестиции в экономику страны. На фоне, когда греческий компрадорский класс имущих драпает из страны, выводит свои капиталы, он, подтверждая поступками тезис «Грецию спасет Диаспора», инвестирует в греческую экономику, производство, демонстрируя на деле, «кто есть кто»..



- Иван Игнатьевич! Хотелось бы услышать ваши по свежим следам впечатления о только что завершившемся Астанинском греческом постсоветском форуме.

- Впечатления самые что ни есть позитивные. Мы, вы должны были обратить внимание на это, работали на одном дыхании. Мы обсудили детально все принципиальные моменты. Внесли предложения о «перезагрузке» в нашей работе. Делились своими размышлениями по всем вопросам повестки дня, и не только, нашего астанинского заседания. Была интересная дискуссия. Равнодушных, такое бывает в ходе наших заседаний, сегодня не было! Поверьте мне, я прекрасно чувствую аудиторию. Когда людям интересно, их все это трогает, цепляет, и когда, простите, в аудитории сплошной зев. По уровню поднимаемых тем и «мозговых штурмов» это был, пожалуй, самый продуктивный форум греков постсоветского пространства за последние годы. …По положению дел в наших греческих молодежных структурах и приданию нашей молодежной политике нового импульса. Мы должны в ежедневном режиме бороться за умы нашей молодежи. Должны создать ей все условия для того, чтобы представители нашей молодежи стали подлинными греками – кем мы бы через 10-15 лет гордились, кому со спокойной совестью передадим наше великое дело – служения нашему народу, быть ему верным слугой. …Я верю в нашу молодежь. Мы ей должны всячески помогать, не ругать, не употреблять, как было сказано одним из выступающих, «вожжи». Терпение, добрая воля. Мы уже сегодня и, в том числе, через учреждение грантов, должны взращивать нашу будущую интеллектуальную, управленческую, творческую элиту.

- …На сегодняшнем заседании прозвучала тема «ухода из греков» (православия).

- Меня неприятно поразили эти факты, шокировали. Уход из веры предков, которые были ей верны до смерти, это некое напоминание нам о том, что каждый наш соотечественник в минуты жизненных испытаний, беды, горя должен быть уверен в братском солидарном плече соотечественников. Это наша беда и, в тоже время, вина. Мы обязательно поведем глубокие исследования по данной теме. Для меня формула «Грек – это православный христианин» наполнена глубоким историческим, духовным смыслом.

- Очень важно из жизни и деятельности греческих общин каленым железом выжигать политиканство, интриги, склоки, низкий культурный уровень диалога…

- Вы употребили термин из времен «священной инквизиции». Мы же должны для оздоровления климата в наших общинах применять «терапевтические» ноу-хау: вовлечение в наше движение максимального числа наших уважаемых и достойнейших соотечественников, наших моральных лидеров, наших пастырей. Мы должны поставить перед собой цель – не потерять в ходе нашего поступательного пути к храму хотя бы нескольких наших соотечественников. Для этого надо избирать на руководящие посты в обществах самых достойных, у кого есть все необходимые данные для такой крайне ответственной и кропотливой работы, высокой патриотической миссии. Знания. Человеческие качества. Авторитет в среде соотечественников. Это, на самом деле, дар от Бога – быть эффективным руководителем общины, ее молодежным вожаком. Ты должен быть примером во всем, на тебя смотрят твои соотечественники. К тебе не должна приставать грязь. Ты должен самосовершенствоваться во всем: знаниях по истории и культуре греческой нации, наших предков. Быть узнаваемым и авторитетным в масштабах своего города, района, края. Ведь ты – это лицо твоих соотечественников. Ты должен принимать ответственные решения, объединять греков, не сеять рознь.

- На прошедшем заседании, в ходе обсуждения молодежного вопроса, мы вновь коснулись темы греческого образования, необходимости знания греческого языка. …Мной были приведены слова одного из наших известных молодежных вожаков, вашего земляка Диониса Авраамова: «Для взятия высоты «Знания греческого языка» нашей молодежи, в ее абсолютной части, необходима некая супер мотивация…».

- Да, мы вновь коснулись этой острой, болезненной темы, «ахиллесовой пяты» для нашей молодежи и нашего движения. Нашему движению более 20 лет и, казалось бы, на наших заседаниях греческий язык должен быть в равном обращении с русским. Но этого так и не произошло. Есть отдельные лидеры обществ и федераций, которые могут органично в их выступлениях перейти на греческое «декретное время». Но они в явном меньшинстве. …Пожалуй, соглашусь с Дионисом. Для овладения греческих высот нашей молодежи, большая часть из которой карьерно честолюбива, необходима сверхмотивация. Наше греческое руководство, это будет сделано в обозримое время, должно провести исследования с участием представителей нашего актива молодежи на тему «Главные причины, мешающие вам в овладении греческого языка?». Что еще помимо инерции и лености? Вы совершенно справедливо напомнили мне о моем выступлении на октябрьской 2008 года Учредительной конференции греческой молодежи России и постсоветского пространства. Мной был дан год греческим молодежным вожакам на освоение, пусть и на среднем уровне, греческого языка. Что из этой «директивы» вышло, мы все видим. Надо признавать свои ошибки. Директивами и приказами вопросы не решаются. Не надо путать бизнес структуры с общественным движением! Там можно уволить нерадивого работника. Не выучил за год английский, немецкий, греческий – уволен. Необходимо этим вопросом заниматься системно. Организовывать периодически семинары по греческому для председателей обществ и молодежных лидеров. Держать этот вопрос вопросов под контролем. Не «вожжами», а добрым товарищеским словом. Мы, в конце концов, «должны разрушить Карфаген» - «разрушить» пробелы в греческом, греческую немоту у наших взрослых и молодежных лидеров. Быть греком – это быть православным человеком и знать свой родной язык. Это аксиоматическая истина.

- В вашем выступлении прозвучала констатация о понтийском диалекте греческого, что его ожидает судьба «мертвого» языка. На этом диалекте древнегреческом говорят, органично чувствуют себя, порядка двух миллионов греков.

- В числе этих двух миллионов, их все-таки будет поменьше, и ваш покорный слуга. Органично себя чувствую в ромейском. Мой греческий прогрессирует, но желает лучшего употребления. За «нашим» языком нет государства и, соответственно, нет статуса государственного языка со всеми вытекающими отсюда выводами. Трапезундская империя. Попытка создания Понтийской Республики. …Мы, безусловно, будем все делать для сохранения языка наших великих предков. Книги, документальные ленты, театральные постановки. В столице Понтийского эллинизма Салониках работают несколько понтийских радиостанций, в Греции имеет свою аудиторию телеканал. Но, повторяю, живой язык развивающийся, когда он имеет «государственный» статус.

- Возможно, эти мои слова станут для вас в какой-то мере откровением. Тысячи наших стариков репатриантов, которых родное Греческое государство совершенно беззаконным образом лишило пособия по старости, «благословило», по сути, на голодную смерть, связывают их надежды, главным образом, на восстановление справедливости именно с вашей персоной. Ваши встречи с премьер-министром А.Самарасом, профильными министрами, главной их темой стал вопрос о пенсиях, вселили в вас уверенность, оптимизм на справедливое решение этого вопроса?

- Вопрос о лишении пособий по старости наших стариках стал для меня таким же значимым и святым, как и организация паломнических поездок на Понт. Словно вместе с ними получил эту пощечину от греческой отчизны и я. Как такое могло случиться? Почему большая часть греческих парламентариев, принявших этот антинародный и антиконституционный закон, не задумались о судьбе десятков тысяч стариков репатриантов, которых они обрекли на жалкое существование и голодную смерть? Страной сегодня фактически управляет «тройка», представители которой верстают бюджет страны, каждого министерства. Проблем огромное количество. Необходимо «секвестировать» бюджет. Урезать по повелению «тройки» зарплаты, пенсии, сокращать непомерно раздутое количество государственных служащих. Резать по живому. Греческому правительству сегодня приходится решать в режиме форс-мажора огромное число тяжелейших задач. …По пенсиям наших стариков. Я неоднократно встречался с премьер-министром Самарасом, профильными министрами. У него и его коллег есть понимание, что ситуацию со стариками надо решать. Нарушен закон. Права граждан на обеспечение их государством минимальным по старости прожиточным минимумом. Этим вопросом занимаются лучшие греческие адвокаты (А.Ликурезос). Не буду раздавать обещания. Есть надежда, что этот вопрос решится положительно.

- Вы неоднократно в интервью греческим СМИ говорили о том, что Грецию спасут греки Диаспоры.

- Утверждал это и готов сейчас вновь повторить эти слова. Вспомним о роли греков Диаспоры в освобождении нашей греческой отчизны от оттоманского ига. «Филики Этерия». …Экономическая помощь молодому Греческому государству шла от блестящих представителей греческой диаспоры в России. Чего стоит один Д. Бенардаки! Одним из самых счастливых дней моей жизни стал сентябрьский 2011 года дождливый петербургский день, когда усилиями греков России были преданы земле на кладбище Александро-Невской лавры останки этого величайшего грека, когда был открыт ему памятник: меценату, одному из крупнейших российских промышленников. …Мы должны вернуть к памяти все страницы нашей истории в России. Светлые и трагические.

- Воспоминания о выдающемся нашем соотечественнике, на средства которого был построен шедевр архитектуры в византийском стиле храм св. Димитрия Солунского, подвигает меня обратить ваше внимание к теме возрождения греческого храма в Петербурге, который, как известно, был разрушен в период второго хрущевского богоборчества. Тогда большевистские вожди, истребившие ранее «класс» «опиума для народа», провозгласив о скором построении коммунизма, решили уже «бескровно» покончить с греческим храмом, напоминавшем о некогда выдающемся присутствии греков в столице империи. «Как мало греков в Ленинграде», слова Иосифа Бродского.

- Случившееся в Петербурге варварское внедрение в пространство Греческой площади стало для меня таким же шоком, пощечиной, как и трагедия наших стариков в Греции. Что могу сказать ответственно по этому поводу? Прочитал вашу публицистическую статью. Обрамлю свои мысли в более парламентские формы. Те, кто сотворил это деяние, далеки от таких истин, что стоит за этим названием – Греческая площадь. «Что в имени твоем?». Греческий храм. Выдающийся российский политик и дипломат, министр иностранных дел России в 1816-1822 гг., первый глава современного Греческого государства Иоаннис Каподистрия. Эти люди не знают ни российской истории, ни, тем более, истории греческого присутствия в России. Я, на самом деле, счастливый человек, ибо имею непосредственное отношение к реализации проекта открытия на Греческой площади Санкт-Петербурга памятника великому патриоту Греции и России Иоанну Каподистрии. Этот день останется навсегда в моей памяти. 29 мая 2003 года. 29 мая – трагическая дата в истории греческой нации. 10 лет назад, памятуя об этой «юбилейной» дате падения Константинополя, миллионы греков во всем мире испытали чувство гордости за греческую диаспору России, Греческое государство. …Такие же чувства наполнили меня 21 сентября 2008 года в швейцарской Лозанне во время церемонии открытия памятника Иоаннису Каподистрия. Имел прямое отношение к данному деянию. В моем рабочем кабинете на самом видном месте портрет Иоанниса Каподистрия. Уверен, что в каждом греческом обществе, в доме каждого просвещенного грека патриота есть достойное место памяти об Иоаннисе Каподистрия. …Мне горько говорить о том, что произошло в Петербурге. Это святотатство – нарушать архитектурный облик Греческой площади. Не буду сейчас вам говорить, что делалось мной, руководством греков России, чтобы это варварское деяние предотвратить. «Поэт в России больше, чем поэт» - слова Евгения Евтушенко. Прав Иосиф Бродский. Так мало греков в России. «…Они свою соху не сохранили».

- В развитие темы «почувствовать себя счастливым человеком». Убежден, что к датам «29 мая 2003 года», «21 сентября 2008 года», «20 сентября 2011 года», о которых вы только что мне поведали, можно присовокупить даты «15 августа 2007-2011 гг.». …История рождения этого великого проекта греческой духовности.

- Огромное спасибо вам, что в нашем разговоре мы вспомнили о наших выдающихся соотечественниках. …Что касается истории зарождения замысла об организации паломнических поездок греков России и постсоветского пространства к стенам святыни христианства и Понтийского эллинизма монастырю Панагия Сумела. Это не фигура речи, не дань красивому слову, эта идея жила во мне подспудно все время моей сознательной жизни – с того времени, а было это уже в отроческие годы, когда я знал «кто я и откуда». О своих предках из священной трапезундской Санты, об истории присутствия моих предков на территории Российской империи. И в тех моих словах 6-летней давности, 15 августа 2007 года, что этой встречи я ждал 180 лет, со времени расставания моих предков с этими благословенными Господом местами, нет лукавства.

- Мы с вами целый пласт нашего разговора посвящаем вопросам греческой духовности, вспомнил персону и название труда, выставки историка профессора Костаса Фотиадиса, «Права на память». Этим задачам, согласитесь, могли бы послужить Греческие культурные центры-центры греческих исследований в городах с мощной, богатой историей греческого присутствия на территории России: Москве, Пятигорске, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Геленджике, Анапе и др. …Тот же проект создания Греческого культурного центра в Геленджике. Согласитесь, это дорогого стоит, когда подобные инициативы рождаются на местах, без каких-либо директив из «центра». Геленджик – город проведения исторического съезда греков СССР в 1991 году. Все это в контексте вашей идеи по части учреждения грантов для нашей (и не нашей) молодежи, кто свои исследования, научные монографии посвятит темам истории греков России, Советского Союза, Понта, проблематике Всемирного и Понтийского эллинизма, САЕ, истории нашего греческого движения.

- Проект создания Греческого культурного центра в Геленджике достоин, как минимум, внимания, досконального изучения. Все это должно быть привязано к наличию диаспоры, крупных высших учебных заведений, научных центров. К примеру, в том же Краснодаре в Кубанском университете уже 20 лет функционирует кафедра греческого языка (филологии). Тот же Ростов-на-Дону является мощным научным и учебным центром (ЮФУ). Нельзя не воздать работе Греческого культурного центра в Москве. Одним словом, этим необходимо заниматься. Той же геленджикской общине поделиться с нами своими соображениями, выкладками по создаваемому греческому культурному центру. Что должно быть в Греческом культурном центре. Он должен иметь прекрасную библиотеку, оснащен по последнему слову техники, иметь все условия для плодотворной работы наших исследователей. Лекционный зал. В ГКЦ должны работать подвижники, влюбленные в эту работу. Это должен быть подлинный культурный очаг эллинизма.

- У нас были «фальстарты» в деле создания культурных центров, центров эллинизма.

- Необходимо, чтобы у таких проектов было как можно большее количество родителей. И тогда не случится финал по «Тарасу Бульбе»: «Я тебя породил, я тебя и убью».

- Вторым вопросом в повестке дня астанинского греческого форума стал положение дел в международном греческом движении. Кризис институтов САЕ, международного понтийского движения. В вашем выступлении на прошедшем греческом форуме, когда речь зашла о судьбе САЕ, прозвучала, как мне кажется, интересная констатация. «Если бы САЕ соответствовал тем программным установкам, которые в нее заложили отцы-основатели этого института Всемирного эллинизма, то и не было необходимости в существовании «отдельной строкой» институций Понтийского эллинизма.

- Если бы Совет Зарубежного эллинизма (САЕ), развиваю свою мысль, был живой и, одновременно, самостоятельной структурой с опорой на собственные силы, не был так «хронически» зависим от «метрополии», был менее забюрократизирован, жил по заветам отцов-основателей этого детища всемирного греческого братства, то сегодня, поверьте, мы не гадали на «кофейной гуще» будет ли «пациент» жить или прикажет нам всем долго жить. Необходима политическая воля греческого руководства, у которого в силу перманентного «шторма» в экономике и общественно-политической жизни страны никак не доходят руки до института САЕ. Нужна ли Греции 8-миллионная диаспора? Этот вопрос периодически задаю руководству страны, среди которых много моих друзей и добрых знакомых. Де-факто САЕ, будем говорить правду, не существует. Де-юре существует, а вот, такое «греческое чудо», де-факто его нет. Повторяю свои слова уже отдельно для вас и всегреческой аудитории. САЕ, если бы эта структура полноценно выполняла предначертания своих отцов-основателей, его идеологов, должен был в хорошем смысле слова «поглотить» Понтийский эллинизм.

- В докладе, посвященном истории нашего движения и кризису международных институтов всемирного и понтийского эллинизма, на прошедшем заседании председателя исполкома САЕ Периферии стран бывшего СССР Кириака Иорданова прозвучали такие определения, как: «кризис», «конвульсии», «спекуляции».

- Во всех сшибках на аренах САЕ, Понтийского эллинизма, можно к ним добавить и многочисленные общества репатриантов, разве много идеологии, философских расхождений на мироздание? Нет! Там на 95% намешано «личного», что недопустимо по определению. Нежелание этих горе-руководителей на «шизофреническом» уровне покидать свои насиженные кафедры, признавать свой проигрыш на выборах, искать маниакально прямо по «теории заговора» крайних в ком-то, но только не в себе родимых – это абсолютно «диагностическая» ситуация. И так ведут себя люди, кто держит в руках наши святые хоругви: Греческой нации, Понтийского эллинизма. Это банальная борьба за лидерство, непрекращающиеся войны, замешанные на «политэкономике».

- …Вновь возвращаюсь к идее, мы с вами в наших беседах говорили об этом неоднократно, к созданию в нашем греческом пространстве России и постсоветского пространства институции «Национальный Совет» (Ареопаг). Ваши мысли.

- Повторяю, у меня нет никаких предубеждений по части создания этого греческого института «Достойно есть». Если это сегодня необходимо для нашего авторитета, то данный Высший экспертный Совет мудрых и выдающихся наших соотечественников необходимо создать. Но, говорил вам об этом, необходимы импульсы в этом деле.

- Вы сами прекрасно знаете имена наших греческих патриархов. Великого ученого академика Георгия Ксандопуло, известного российского политика и общественного деятеля, первого мэра Москвы и первого руководителя греческого Объединения Гавриила Попова. Очень надеялся на то, что здесь в Астане состоится ваше знакомство с Георгием Ивановичем Ксандопуло – патриархом греков Казахстана.

- С огромным уважением отношусь к личностям наших выдающихся соотечественников - Гавриилу Харитоновичу Попову и Георгию Ивановичу Ксандопуло. Так же сожалею, что мы забыли пригласить его на Астанинский греческий форум. Вот могли бы и напомнить нам об этом. Повторяю, с огромной радостью увидел бы и, наконец, познакомился с ним – нашим мудрым патриархом, кем мы все гордимся - Георгием Ксандопуло. …Кстати, так же был бы рад видеть в Астане Лаки Константиновича Кесоглу. Знаю о причине его отсутствия. Поздравляю его с юбилейной датой творческой альма-матер.

- Просто, Иван Игнатьевич, в суете времени мы зачастую забываем о тех, о ком всегда должны помнить. …2013 год – год 105-летия нашего великого соотечественника маэстро Одиссея Димитриади. Лет 5 назад, в канун его 100-летия, мы с вами говорили об учреждении именных премий Греческого мира России и постсоветского пространства. Премия «Одиссей Димитриади» - за выдающееся заслуги перед нашим народом. «Феохарис Кессидис», «Виктор Сарианиди», «Георгий Ксандопуло» (научные исследования), «Гавриил Попов» (экономика), «Александр Згуриди» (кинематограф), «Димитрий Бисти» (Живопись, скульптура, архитектура), «Георгий Чемянов» (медицина), «Федор Канониди» (театр), «Георгий Костоправ» (журналистика, публицистика), «Илиас Петанидис» (понтийская музыка, песня).

- Это очень интересные предложения. Наши национальные знаки отличия. Самая высшая награда – это любовь и уважение соотечественников. …В этом году не стало патриарха САЕ Андреаса Афенса. Достойнейший, подлинный человек, мудрый. Помня о наших выдающихся соотечественниках, которых уже нет, и которые среди нас, мы должны всячески пропагандировать их в нашем и всегреческом пространстве. Обратиться с просьбой (заказом), к примеру, к режиссеру Константину Харалампидису, чтобы он снял качественные документальные ленты о легендарном археологе В.И.Сарианиди, великом ученом Г.И.Ксандопуло, нашем космонавте Герое России Ф.Н. Юрчихине. …Оставшаяся память, благодаря режиссеру Х.В.Триандафилову, о великом маэстро О.А.Димитриади.

Взгляд в прошлое, сегодня и в завтрашний день. Мы ведь страстно хотим, чтобы наша молодежь ставила перед собой высокие цели, была просвещенной, православной, прогрессивной. Чтобы наши парни и девушки равнялись на лучшие греческие примеры.



- Ушедшим в марте этого года от нас режиссером Триандафиловым снята так же документальная лента о первом руководителе нашего Объединения Г.Х.Попове. …В этом, равнении на лучшие примеры, и есть патриотическое воспитание молодежи.

- Мне бы очень хотелось лет так через 5 присутствовать на постсоветском греческом форуме и слушать на нем хотя бы в формате «50 на 50» греческую речь носителей языка. Чтобы как можно быстрей мы возродили нашу греческую родину, у которой будут самые тесные духовные, культурные, экономические и политические связи с единоверной Россией. Чтобы возродились институты Диаспоры. Повторяю, Греции необходима 8-миллионная диаспора! Хочу, чтобы в наших патриотических отношениях доминировали искренность, равенство и братство. В одной из ваших публикаций о нашем соотечественнике приводятся его слова «Я до потери сознания горжусь, что родился греком». Уберем из наших отношений все недостойное. …Пусть будет так.

Наш разговор с Иваном Саввиди подходит к завершению. Остается только пожалеть, что времени, по причине достаточно жесткого графика работы заседания, не оставалось. Необходимо было отправляться на суперсовременный крытый стадион, где салоникскому ПАОКУ предстояло доказать свой класс в игре с карагандинским «Шахтером». У нас прекрасная молодежь. В этом я еще раз убедился, когда во время футбольного матча ПАОКА с карагандинским «Шахтером» увидел в греческом секторе болельщиков несколько десятков представителей нашей греческой казахстанской молодежи. Симпатичные греческие лица. А как яростно, пройдя краткий «курс молодого бойца» у искушенного футбольного болельщика и знатока Василия Кочелова, они болели, требуя от своих соотечественников еще «один и два, и третий гол в придачу». Ребята, словно губка, впитали несколько болельщицких «паокских» речевок-кричалок, которые несколько раз по ходу матча были услышаны теми, кому они были адресованы.

…Греческий форум в Астане. Данное событие поспособствовало моей встрече с Олжасом Сулейменовым. Холл гостиницы ("Думан"). Неожиданная "лоб в лоб" встреча с Олжасом Сулейменовым. Полагаю, Олжас Омарович не нуждается в дополнительных представлениях. Это один из немногих человеческих символов-брендов современного Казахстана. Писатель. Поэт. Общественный и политический деятель. И потрясающий, при всей его тюркологической глубине, филэллин. Олжас Сулейменов, об этом я ему в ходе нашего теплого разговора "напомнил", несколько лет был послом Казахстана в Италии и по совмещению в Греции и на Мальте. ...Узнав о греческом форуме в Астане, Олжас Сулейменов пожелал ему успешной и плодотворной работы, а так же успеха ПАОКу, пожелание было выполнено (!), в предстоящей встрече с карагандинским "Шахтером". Встреча земляков-алматинцев. «Успехов грекам во всех их благих начинаниях!».



1 декабря 2013 г. Алма-Ата. Короткая встреча продолжительностью в 40 минут с нашим выдающимся соотечественником великим ученым Георгием Ивановичем Ксандопуло. Передаю ему привет от И.И.Саввиди, многих участников греческого форума в Астане. «Спасибо за приветы от И.И.Саввиди, наших соотечественников. Рад вашей высокой оценке прошедшему греческому мероприятию. …Скажите Ивану Саввиди, ранее передавал ему эти слова с Павлом Феодориди, что нам есть о чем с ним поговорить».

Слово патриарха греков Казахстана. Академик Георгий Ксандопуло.

Если хочешь, чтобы твое желание свершилось, сделай, в первую очередь, сам все для его реализации. На Астанинском греческом форуме, у меня была полная уверенность в этом, должен был находиться патриарх греков Казахстана, великий ученый Г.И.Ксандопуло.

В его присутствии, выступлении на этом форуме был свой глубинный философский смысл. Обращение человека-глыбы, Грека с большой буквы к сегодняшним лидерам греческого национально-культурного движения. Представляю, с какой радостью и вниманием слушали бы его слова. Георгию Ксандопуло есть, что сказать публично своим соотечественникам и приватно руководителю Греческого мира России и постсоветского пространства Ивану Саввиди. «Время разбрасывать камни и время их собирать». У меня нет совершенно никаких сомнений, что Иван Саввиди был бы рад этой встрече со своим выдающимся соотечественником. Когда он еще в следующий раз приедет в Казахстан, Алма-Ату? Быть может, все-таки найдет время и прилетит 20 августа 2014 года специально поздравить с 85-летием патриарха греков Казахстана и постсоветского пространства. Сюжет для будущей греческой документальной ленты режиссера Константина Харалампидиса «Георгий Ксандопуло: Грек, Ученый, Гражданин».

2013 год – это год 20-летия со времени образования Федерации греков Казахстана, первым президентом которой и пожизненным Почетным президентом, является великий ученый химик академик Георгий Иванович Ксандопуло – патриарх греков Казахстана.

Если ты страстно хочешь, чтобы осуществилось твое желание, сделай все по максимуму для его реализации. MEA CULPA. В этом, каюсь, есть и моя вина.



28 ноября 2013 г. в казахстанской Астане состоялось Расширенное совместное заседание КС САЕ Периферии стран бывшего СССР и Совета АГООР. Встреча прошла на высоком организационном и продуктивном уровне. …Взгляд в наш завтрашний день.

Никос Сидиропулос. Россия. Москва. Νίκος Σιδηρόπουλος. Ρωσία. Μόσχα.

Достарыңызбен бөлісу:


©kzref.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет